Александр Владимирович Салов
ОГКОУ «Ивановская коррекционная школа №1»
Нормативно-правовое обеспечение и межведомственное взаимодействие профориентационной работы с детьми с нарушением интеллекта
Нормативный правовой акт |
Реализация документа |
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ст. 79) (вступил в силу с 24.07.2015 г.) |
Регламентирует получение образования обучающимися с ОВЗ |
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1599 об утверждении «Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», а также утвержденный этим приказом ФГОС |
Регулирует отношения в сфере образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями |
Приказ Министерства образования и науки от 30.08.2013 г. № 1015 об утверждении «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» |
Регулирует образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в т.ч. особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ОВЗ |
Письмо Министерства образования и науки России от 18.04.2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» |
Рекомендует комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ на протяжении всего периода его обучения в образовательной организации |
Письмо Министерства образования и науки России от 07.07.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей». |
|
Приказ Министерства образования РФ от 22.06.1994 г. №215 об утверждении «Перечня основных профессий и специальностей, рекомендуемых для профессиональной подготовки и трудоустройства лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии» |
Утверждает перечень рекомендуемых профессий для людей с интеллектуальными нарушениями |
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 05.11.2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» |
Регламентирует профориентационную работу в школе, определяет необходимость комплексного подхода к этой деятельности |
Постановление Министерства труда РФ от 27.09.1996 г. № 1 об утверждении «Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» |
|
Сан ПиН 2.4.2.3286-15 от 10.07.2015 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» |
Закрепляет санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания для обучающихся с ОВЗ |
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы формирования профессиональных интересов (ПФПИ).
1. Подбор учебно-методического материала:
· учебное пособие для учащихся вспомогательной школы Журавлев Б.А. Столярное дело. 7-8 класс. – М., 2001;
· кроссворды, сканворды, ребусы, загадки из пособия Арефьев И.П. Занимательная профориентация. – Шуя: пед. ин-т, 1994;
· наглядные пособия (плакаты, стенды) в учебной мастерской;
· образцы изготавливаемых изделий;
· презентации на темы: «Заготовка древесины: кадровое обеспечение», «Столярные профессии», «Штукатуры и маляры», «Картонажное производство»;
· учебные фильмы на темы: «В деревообрабатывающем цеху», «Столярное производство», «На стройке», «Рабочие зеленого хозяйства», «Фермерское хозяйство», «Обслуживание здания»;
· карты самооценки работы учащихся;
· авторские методические разработки тренинговых занятий для учащихся.
2. Использование внешних условий образовательного процесса:
· участие в текущем ремонте здания школы;
· ремонт школьной мебели;
· благоустройство пришкольной территории.
3. Организация экскурсий на производства:
· в учреждения начального профессионального образования;
· в столярные и деревообрабатывающие цеха.
4. Организация встреч с интересными людьми – представителями рабочих профессий:
· приглашение ветеранов производств на классные часы;
· привлечение родителей к организации тематических профориентационных мероприятий.
Материально-техническое обеспечение ПФПИ. Согласно АООП в школе предусмотрены трудовые мастерские с необходимым оборудованием в соответствии с реализуемыми профилями трудового обучения. Для проведения тренинговых занятий могут быть использованы комната психологической разгрузки или помещение любого класса. В процессе обучения предполагается использование мультимедийной техники, а также информация из сети «Интернет» (по желанию и возможностям учащихся).
Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации в процессе реализации ПФПИ.
Заместитель директора по воспитательной работе:
1) планирование и координация деятельности членов профориентационной команды, оказывающих психолого-педагогическую помощь учащимся в самоопределении и профессиональном выборе;
2) поддержание связей школы с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся;
3) анализ и коррекция деятельности педагогического коллектива по профориентационной работе с учащимися;
4) проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профессионального самоопределения подростков;
5) организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся.
Классный руководитель:
1) составление и реализация плана педагогической поддержки учащихся в самоопределении;
2) организация профориентационных классных часов, бесед и т.д.;
3) психолого-педагогические наблюдения за способностями и интересами учащихся;
4) проведение экскурсий, встреч с представителями профессиональных училищ, специалистами Центра занятости населения;
5) оказание помощи школьному педагогу-психологу в проведении анкетирования учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
6) организация родительских собраний по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;
7) участие в проведении тренинговых занятий ПФПИ.
Учителя - предметники:
1) развитие у учащихся познавательного интереса к разным видам трудовой деятельности;
2) обеспечение профориентационной направленности уроков, формирование у учащихся общетрудовых навыков;
3) формирование у школьников адекватной самооценки;
4) наблюдение за способностями и интересами учащихся;
5) участие в проведении тренинговых занятий ПФПИ.
Педагог - психолог:
1) изучение профессионального интереса учащихся;
2) организация мониторинга готовности к профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
3) знакомство учащихся с основами психологических знаний по профессиональной ориентации;
4) развитие мотивации самопознания, побуждение учащихся к осознанию собственных индивидуальных особенностей;
5) проведение занятий по профориентации учащихся в рамках курсов психологического практикума;
6) организация бесед, психологического просвещения, психологических консультаций для родителей с учётом возрастных особенностей учащихся;
7) оказание содействия социальному становлению подростков;
8) оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.
Социальный педагог (уполномоченный по правам ребенка):
1) оказание социально-педагогической поддержки детям группы риска в процессе их жизненного и профессионального самоопределения;
2) осуществление консультаций учащихся и их родителей по социальным вопросам;
3) оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Медицинский работник:
1) способствование формирования у учащихся установки на здоровый образ жизни, профилактику и коррекцию отклонений здоровья, влияющих на профессиональный выбор;
2) проведение консультаций с учащимися и их родителями по вопросам влияния состояния здоровья на трудовую деятельность;
3) оказание помощи классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся с учетом их возможностей здоровья.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.