Новые формы оценки компетенций школьников по химии.
Отечественное образование стало постепенно переходить от предметно-знаниевой модели подготовки выпускников к компетентностной. Например, в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивается, что школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков а также самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся , т.е. ключевые компетентности определяющие качество современного образования.
Компетенция – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, имеет познания, опыт. Компетенция в отличии от знаний умений и навыков всегда наготове у человека и применяется в тех ситуациях, когда их нужно применить или продемонстрировать.
Компетентность – это обладание человеком соответствующей компетентностью, включающее его личностные отношения к ней и предмету деятельности.
Что понимается под образовательной компетенцией?
В педагогике - это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определённому кругу объектов реальной действительности необходимой для осуществления личностной и социально-значимой продуктивной деятельности.
Среди наших известных педагогов компетентностным подходом занимаются Зимняя, Хуторской, Канаков. В методике преподавания химии этот вопрос исследует Марина Михайловна Шалашова.
С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников, образовательные компетенции представляют собой интегральные характеристики качества их подготовки, связанные со способностью целевого, осмысленного применения комплекса знаний, умений и способа деятельности в отношении определённого междисциплинарного круга вопросов. Существует несколько классификаций компетенций в образовании.
Трёхуровневую иерархию доктора педагогических наук Андрея Викторовича Хуторского, в которой компетенции соответствуют разделению образования на уровни.
Общий предметный уровень - для всех предметов Ключевые компетенции
Межпредметный уровень - для цикла предметов или образовательных областей Межпредметные компетенции
Предметное образование Каждому предмету соответствуют предметные компетенции
Ключевых образовательных компетенций существует семь:
1) Ценностно-смысловые компетенции, выражаются в способности учащегося понимать окружающий мир, ориентироваться в нём; в умении выбирать целевые и смысловые установки для оценки действий и поступков, принимать решения.
2) Общекультурные компетенции ориентируют на общекультурные и духовно-нравственные ценности, культурологические основы социальных, семейных, общественных явлений, традиций, понимание роли науки и религии в жизни человека, их влияние на мир.
3) Учебно - познавательные компетенции проявляются в процессах самопознания, целеполагания, планирования, анализа, обобщения, самооценки учебно-познавательной деятельности.
4) Информационные компетенции затрагивают вопросы поиска информации, обработки и умения работать с ней.
5) Коммуникативные компетенции проявляются в способе владения с окружающей средой и людьми, навыками общения и сотрудничества в различных областях; умениями отстаивать собственное мнение, быть терпимее к мнению других.
6) Социально - трудовые компетенции выражаются во владении знаниями о правах и обязанностях в различных сферах общественной жизни.
7) Компетенции личностного роста и самосовершенствования проявляются во владении навыками физического , духовного и интеллектуального развития.
Так как изменился подход в образовании и стал компетентностный, то возникла насущная проблема как измерять компетенции?
Проверку знаний, умений и навыков учащихся никто не отменяет . Компетенции существуют наряду с ними. Но для их оценивания нужны особые формы проверки.
Новые формы оценки компетенций школьников по химии:
1)Тесты минимальной компетентности.
Содержание заданий в тестах на компетентность от традиционных отличается своей практической направленностью. Формы тестовых заданий минимальной компетентности могут быть различными.
Примеры закрытой формы тестовых заданий минимальной компетентности.
Выберите правильный ответ из предложенных.
• При попадании кислоты на кожу необходимо:
1) Смыть попавшую на кожу кислоту струей воды;
2) Промыть кожу 2%-м раствором борной кислоты, а потом смыть водой;
3) Промыть кожу 2%-м раствором питьевой соды, а затем смыть водой;
4) Смыть вещество сильной струей воды, а затем промыть 2%-м раствором гидрокарбоната натрия
• Для проведения местной анестезии при хирургической операции необходимо приготовить 5.6 л газообразного хлорэтана. Количество вещества этана и хлороводорода, необходимых для его изготовления, соответственно равны:
1) 0,25 моль и 0,25 моль
2) 0,5 моль и 0,5 моль
3) 0,25 и 0,75 моль
4) 0,75 т 0,25 моль
Примеры открытой формы тестовых заданий минимальной компетенции.
Впишите краткие ответы к задачам.
• Большинство медных монет содержат 95% меди, 4% олова и 1% цинка по массе. Масса меди, необходимой для изготовления 1 кг медных монет, равна_____________
• Для сканирования головного мозга понадобилось 3.48 г железа. Время, в течение которого необходимо проводить электролиз раствора сульфата железа (III) при силе тока 10 А, чтобы получить необходимую массу железа, составляет______________
2) Интегрированные задания
В задания входит учебный материал из других областей знаний с указанием возможности его использования в обыденной практической и производственной деятельности. Выполнение таких заданий требует от учащихся не только знаний по предмету, но и хорошо развитого мышления и мировоззрения, поэтому их целесообразно предлагать старшеклассникам.
Интегрированные задания измерения компетентности, в которых содержание химии связано с предметами естественно –научными: биологией, географией , русским языком.
Интегрированные задания
• В американском учебнике «химия и общество» рассказывается, что летом в очень жаркую погоду прочность скорлупы яиц птиц на фермах нередко снижается. В таких случаях фермеры поят птицу газированной водой, и прочность скорлупы яиц восстанавливается. Объясните это явление с точки зрения химии и биологии.
• Поваренная соль входила в состав самых древних лекарств, ей приписывали целебные свойства, очищающее и дезинфицирующее действие. Какие географические названия включают упоминание о соли?
• Какого рода – мужского или женского –существительное персоль?
3) Задания практико –прикладной направленности отвечают дидактическому принципу нашего образования – связи с жизнью и при составлении таких заданий и оценивания компетентностей по ним надо учитывать такие факторы, как место проживания школьника, профиль обучения, внешкольные интересы.
Практико –ориентированные задания.
• Какими способами и с помощью каких веществ можно очистить воду из природного водоёма в походных условиях?
• Как вернуть заржавевшим гвоздям прежний вид?
• Фунгицидный препарат – бургундскую жидкость – готовят смешиванием раствора медного купороса с раствором карбоната натрия. Для получения устойчивой суспензии на 1 кг медного купороса берут 0,5 карбоната натрия. Если у вас нет безводного карбоната натрия, сколько надо взять кристаллической соды для получения суспензии такого же состава?
Критерии для оценивания практико-ориентированных заданий:
1) Формулирование представленной информации в виде проблемы
2) Предложение способа решения проблемы.
3) Обоснование способа решения проблемы.
4) Демонстрация способа решения проблемы.
5) Шкалой оценивания этих заданий может быть двухбалльная:
1 балл – признак чётко не выражен
0 баллов – признак несформированнности
2 балла - признак выражен чётко
Ситуационные задания для оценивания компетентности включают подробное описание ситуации и содержат вопросы к описываемому. Они часто носят поисково - исследовательский характер и направлены на контроль усвоения вариативной части учебной программы. Процесс решения этих заданий будет более рациональным, если учащимся предоставится право демонстрации результатов выполнения в виде эксперимента, защиты проекта.
Методика выполнения ситуационного задания с учащимися.
Ситуационная задача №1
• Кухонные полотенца часто бывают испачканы сажей, особенно при использовании в качестве топлива дров. Как можно вывести пятна сажи? Помогут ли в данном случае современные стиральные порошки с отбеливателями разного типа? Продемонстрируйте выбранный вами способ и докажите его эффективность.
Постановка проблемы и выполнение данного задания предусматривает следующую последовательность действий:
1)Осознание и формулирование проблемы. Как это сделать? Учитель пачкает полотенце сажей, задев им фарфоровую чашку после опыта. Возникает проблема – полотенце надо отстирать. Помогут ли в этом случае порошки с отбеливателями? Этот вопрос предстоит решить школьникам.
2) Вторым этапом в решении этого ситуационного задания является анализ ситуации. Нужно установить. А каким же веществом испачкано полотенце? Полотенце было испачкано неизвестным веществом в фарфоровой чашке, поэтому непонятно подойдет ли порошок с отбеливателем для его отстирывания.
3)Следующий этап выполнения этого задания будет постановка цели – надо предложить способы очистки этого полотенца и выбрать более эффективный. Чтобы добиться достижения цели, надо найти недостающие данные. Они выражаются в постановке следующих вопросов: Какой способ использовать физический или химический для очистки полотенца? Какое вещество является в данном случает загрязнителем? Для этого надо проанализировать, какой эксперимент был поставлен в фарфоровой чашке испачкавший её? Выяснив этот вопрос, необходимо решить какими физическими свойствами и химическими свойствами обладает сажа. Когда ученики будут иметь ответы на все эти вопросы, следует подходить к выбору способа деятельности.
4) Выбор способа деятельности - это следующий этап в решении данного задания. Учащиеся оценивают эффективность стирального порошка с действующим веществом – отбеливателем. Как мы знаем и как должны понять ученики, выполняющие данное задание, отбеливатели – сильные окислители, а сажа, углерод, входящий в состав сажи – вещество инертное к окислителям и поэтому учащиеся должны понимать, что вещество с отбеливателем не подойдёт для отстирывания такого полотенца.
5) Следующим этапом буде осуществление деятельности. Придя к выводу о том, что сажу нужно удалить механическим путём простирав полотенце в воде,выполоскав его в воде, учащиеся в ручную постирают кусочек ткани испачканный сажей.
6)Следующий этап – соотнесение результата с целью – нужно посмотреть отстиралась ткань или нет.
7)И наконец, при достижении результата происходит этап коррекции деятельности учащихся, когда ученики в процессе выполнения задания оценивают результат на каждом этапе и сам процесс поиска решения, высказывают предположение о других путях выполнения той же самой задачи. Оценивают эффективность предложенных способов деятельности.
Ситуационная задача №2
• Конструкторы первых космических кораблей и подводных добок столнулись с прблемой: как поддерживать на судне или космической станции постоянный состав воздуха, то есть как избавиться от избытка углекислого газа и восстановить запас кислорода? Предложите возможные способы для решения этой пробелмы.Выясните , как очищается воздух на современных космических кораблях? На каких химических свойствах основан данный процесс?
При оценивании выполнения таких заданий можно использовать следующую шкалу:
0 баллов – учащийся не может сформулировать проблему представленную в задании
1 балл – ученик формулирует поставленную задачу,у него сформированы изолированные знания и умения. Однако отсутствуют интегрированные понятия и навыки, в результате чего допущены ошибки в решении и задание не выполнено
2 балла – задание выполнено, ученик применяет теоретические знания для решения поставленной проблемы. Однако не сформированы компетенции, в следствии чего учащийся испытывает затруднения в демонстрации способов решения задачи.
3 балла - задание выполнено как в теоретическом так и практическом плане, учащийся легко демонстрирует свою компетентность по данному вопросу.
4)Контекстные задачи являются частным случаем ситуационных заданий для оценивания компетенций. Это задачи, содержание которых отражает ситуации часто встречающиеся в реальной жизни. Их контекст создает условия для использования имеющихся у учащихся теоретических знаний, оказывает влияние на интерпретацию полученных результатов.
Принципы составления контекстных задач:
1)Задание должно иметь личностную значимость для школьников, поэтому рассматриваемые задачи имеют прикладной характер
2) Ситуация описываемая в задании должна предусматривать комплексную проверку уровня подготовленности ученика, так как контролируются не изолированные знания, а интегрированные качества личности
3)Контекст задачи не должен содержать подсказку на решение поставленной проблемы.
Примеры контекстных задач по химии.
• На заводе долгое время перекачивали серную кислоту из хранилища в цех по свинцовому трубопроводу. Но однажды трубы дали течь и цех был залит кислотой. Выяснение обстоятельств аварии показало, что по трубопроводу долгое время перегоняли не 40% кислоту, а 85% серную кислоту, нарушая технологические правила транспортировки этого вещества. Почему изменение концентрации серной кислоты вызвало коррозию трубопровода?
• Соединение с молекулярной формулой C3H8Oподвергли окислительному дегидрированию, в результате чего получили продукт C3H6O.Это вещество вступает в реакцию «серебряного зеркала», образуя соединение C3H6O2.При действии на последнее гидроксидом калбция получили вещество, используемое в качестве пищевой добавки под кодом Е282.Оно препятствует росту плесени в хлебобулочных и кондитерских изделиях и. кроме того. Содержится в швейцарском сыре.
1) Объясните, с какой целью рассматриваемое вещество добавляют в сыр.
2) Определите формулу добавки Е282.
3) Напишите уравнения реакций процессов, рассматриваемых в задаче. Приведите названия образующихся органических веществ.
4) Что вы знаете о пищевых добавках? Применяете ли вы их? Обоснуйте ответ.
• Как экспериментальным путём отличить маргарин от сливочного масла? Можно ли этим способом отличить растительное масло от машинного? Продемонстрируйте предложенные вами способы решения поставленной задачи.
Процесс формирования ключевых компетенций на занятия по химии –процесс длительный сложный, требующий от учителя и учеников поиска творчества и глубоких прочных знаний, совершенных умений.
(Материал курса доктора педагогических наук, профессора Г.М.Чернобельской «Актуальные проблемы методики обучения химии в школе» - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007 -72 стр. Лектор – М.Д. Трухина к.п.н., доцент МПГУ, слушатель – Е.И.Коцкая, учительНовые формы оценки компетенций школьников по химии.
Отечественное образование стало постепенно переходить от предметно-знаниевой модели подготовки выпускников к компетентностной. Например, в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивается, что школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков а также самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся , т.е. ключевые компетентности определяющие качество современного образования.
Компетенция – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, имеет познания, опыт. Компетенция в отличии от знаний умений и навыков всегда наготове у человека и применяется в тех ситуациях, когда их нужно применить или продемонстрировать.
Компетентность – это обладание человеком соответствующей компетентностью, включающее его личностные отношения к ней и предмету деятельности.
Что понимается под образовательной компетенцией?
В педагогике - это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определённому кругу объектов реальной действительности необходимой для осуществления личностной и социально-значимой продуктивной деятельности.
Среди наших известных педагогов компетентностным подходом занимаются Зимняя, Хуторской, Канаков. В методике преподавания химии этот вопрос исследует Марина Михайловна Шалашова.
С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников, образовательные компетенции представляют собой интегральные характеристики качества их подготовки, связанные со способностью целевого, осмысленного применения комплекса знаний, умений и способа деятельности в отношении определённого междисциплинарного круга вопросов. Существует несколько классификаций компетенций в образовании.
Трёхуровневую иерархию доктора педагогических наук Андрея Викторовича Хуторского, в которой компетенции соответствуют разделению образования на уровни.
Общий предметный уровень - для всех предметов Ключевые компетенции
Межпредметный уровень - для цикла предметов или образовательных областей Межпредметные компетенции
Предметное образование Каждому предмету соответствуют предметные компетенции
Ключевых образовательных компетенций существует семь:
1) Ценностно-смысловые компетенции, выражаются в способности учащегося понимать окружающий мир, ориентироваться в нём; в умении выбирать целевые и смысловые установки для оценки действий и поступков, принимать решения.
2) Общекультурные компетенции ориентируют на общекультурные и духовно-нравственные ценности, культурологические основы социальных, семейных, общественных явлений, традиций, понимание роли науки и религии в жизни человека, их влияние на мир.
3) Учебно - познавательные компетенции проявляются в процессах самопознания, целеполагания, планирования, анализа, обобщения, самооценки учебно-познавательной деятельности.
4) Информационные компетенции затрагивают вопросы поиска информации, обработки и умения работать с ней.
5) Коммуникативные компетенции проявляются в способе владения с окружающей средой и людьми, навыками общения и сотрудничества в различных областях; умениями отстаивать собственное мнение, быть терпимее к мнению других.
6) Социально - трудовые компетенции выражаются во владении знаниями о правах и обязанностях в различных сферах общественной жизни.
7) Компетенции личностного роста и самосовершенствования проявляются во владении навыками физического , духовного и интеллектуального развития.
Так как изменился подход в образовании и стал компетентностный, то возникла насущная проблема как измерять компетенции?
Проверку знаний, умений и навыков учащихся никто не отменяет . Компетенции существуют наряду с ними. Но для их оценивания нужны особые формы проверки.
Новые формы оценки компетенций школьников по химии:
1)Тесты минимальной компетентности.
Содержание заданий в тестах на компетентность от традиционных отличается своей практической направленностью. Формы тестовых заданий минимальной компетентности могут быть различными.
Примеры закрытой формы тестовых заданий минимальной компетентности.
Выберите правильный ответ из предложенных.
• При попадании кислоты на кожу необходимо:
1) Смыть попавшую на кожу кислоту струей воды;
2) Промыть кожу 2%-м раствором борной кислоты, а потом смыть водой;
3) Промыть кожу 2%-м раствором питьевой соды, а затем смыть водой;
4) Смыть вещество сильной струей воды, а затем промыть 2%-м раствором гидрокарбоната натрия
• Для проведения местной анестезии при хирургической операции необходимо приготовить 5.6 л газообразного хлорэтана. Количество вещества этана и хлороводорода, необходимых для его изготовления, соответственно равны:
1) 0,25 моль и 0,25 моль
2) 0,5 моль и 0,5 моль
3) 0,25 и 0,75 моль
4) 0,75 т 0,25 моль
Примеры открытой формы тестовых заданий минимальной компетенции.
Впишите краткие ответы к задачам.
• Большинство медных монет содержат 95% меди, 4% олова и 1% цинка по массе. Масса меди, необходимой для изготовления 1 кг медных монет, равна_____________
• Для сканирования головного мозга понадобилось 3.48 г железа. Время, в течение которого необходимо проводить электролиз раствора сульфата железа (III) при силе тока 10 А, чтобы получить необходимую массу железа, составляет______________
2) Интегрированные задания
В задания входит учебный материал из других областей знаний с указанием возможности его использования в обыденной практической и производственной деятельности. Выполнение таких заданий требует от учащихся не только знаний по предмету, но и хорошо развитого мышления и мировоззрения, поэтому их целесообразно предлагать старшеклассникам.
Интегрированные задания измерения компетентности, в которых содержание химии связано с предметами естественно –научными: биологией, географией , русским языком.
Интегрированные задания
• В американском учебнике «химия и общество» рассказывается, что летом в очень жаркую погоду прочность скорлупы яиц птиц на фермах нередко снижается. В таких случаях фермеры поят птицу газированной водой, и прочность скорлупы яиц восстанавливается. Объясните это явление с точки зрения химии и биологии.
• Поваренная соль входила в состав самых древних лекарств, ей приписывали целебные свойства, очищающее и дезинфицирующее действие. Какие географические названия включают упоминание о соли?
• Какого рода – мужского или женского –существительное персоль?
3) Задания практико –прикладной направленности отвечают дидактическому принципу нашего образования – связи с жизнью и при составлении таких заданий и оценивания компетентностей по ним надо учитывать такие факторы, как место проживания школьника, профиль обучения, внешкольные интересы.
Практико –ориентированные задания.
• Какими способами и с помощью каких веществ можно очистить воду из природного водоёма в походных условиях?
• Как вернуть заржавевшим гвоздям прежний вид?
• Фунгицидный препарат – бургундскую жидкость – готовят смешиванием раствора медного купороса с раствором карбоната натрия. Для получения устойчивой суспензии на 1 кг медного купороса берут 0,5 карбоната натрия. Если у вас нет безводного карбоната натрия, сколько надо взять кристаллической соды для получения суспензии такого же состава?
Критерии для оценивания практико-ориентированных заданий:
1) Формулирование представленной информации в виде проблемы
2) Предложение способа решения проблемы.
3) Обоснование способа решения проблемы.
4) Демонстрация способа решения проблемы.
5) Шкалой оценивания этих заданий может быть двухбалльная:
1 балл – признак чётко не выражен
0 баллов – признак несформированнности
2 балла - признак выражен чётко
Ситуационные задания для оценивания компетентности включают подробное описание ситуации и содержат вопросы к описываемому. Они часто носят поисково - исследовательский характер и направлены на контроль усвоения вариативной части учебной программы. Процесс решения этих заданий будет более рациональным, если учащимся предоставится право демонстрации результатов выполнения в виде эксперимента, защиты проекта.
Методика выполнения ситуационного задания с учащимися.
Ситуационная задача №1
• Кухонные полотенца часто бывают испачканы сажей, особенно при использовании в качестве топлива дров. Как можно вывести пятна сажи? Помогут ли в данном случае современные стиральные порошки с отбеливателями разного типа? Продемонстрируйте выбранный вами способ и докажите его эффективность.
Постановка проблемы и выполнение данного задания предусматривает следующую последовательность действий:
1)Осознание и формулирование проблемы. Как это сделать? Учитель пачкает полотенце сажей, задев им фарфоровую чашку после опыта. Возникает проблема – полотенце надо отстирать. Помогут ли в этом случае порошки с отбеливателями? Этот вопрос предстоит решить школьникам.
2) Вторым этапом в решении этого ситуационного задания является анализ ситуации. Нужно установить. А каким же веществом испачкано полотенце? Полотенце было испачкано неизвестным веществом в фарфоровой чашке, поэтому непонятно подойдет ли порошок с отбеливателем для его отстирывания.
3)Следующий этап выполнения этого задания будет постановка цели – надо предложить способы очистки этого полотенца и выбрать более эффективный. Чтобы добиться достижения цели, надо найти недостающие данные. Они выражаются в постановке следующих вопросов: Какой способ использовать физический или химический для очистки полотенца? Какое вещество является в данном случает загрязнителем? Для этого надо проанализировать, какой эксперимент был поставлен в фарфоровой чашке испачкавший её? Выяснив этот вопрос, необходимо решить какими физическими свойствами и химическими свойствами обладает сажа. Когда ученики будут иметь ответы на все эти вопросы, следует подходить к выбору способа деятельности.
4) Выбор способа деятельности - это следующий этап в решении данного задания. Учащиеся оценивают эффективность стирального порошка с действующим веществом – отбеливателем. Как мы знаем и как должны понять ученики, выполняющие данное задание, отбеливатели – сильные окислители, а сажа, углерод, входящий в состав сажи – вещество инертное к окислителям и поэтому учащиеся должны понимать, что вещество с отбеливателем не подойдёт для отстирывания такого полотенца.
5) Следующим этапом буде осуществление деятельности. Придя к выводу о том, что сажу нужно удалить механическим путём простирав полотенце в воде,выполоскав его в воде, учащиеся в ручную постирают кусочек ткани испачканный сажей.
6)Следующий этап – соотнесение результата с целью – нужно посмотреть отстиралась ткань или нет.
7)И наконец, при достижении результата происходит этап коррекции деятельности учащихся, когда ученики в процессе выполнения задания оценивают результат на каждом этапе и сам процесс поиска решения, высказывают предположение о других путях выполнения той же самой задачи. Оценивают эффективность предложенных способов деятельности.
Ситуационная задача №2
• Конструкторы первых космических кораблей и подводных добок столнулись с прблемой: как поддерживать на судне или космической станции постоянный состав воздуха, то есть как избавиться от избытка углекислого газа и восстановить запас кислорода? Предложите возможные способы для решения этой пробелмы.Выясните , как очищается воздух на современных космических кораблях? На каких химических свойствах основан данный процесс?
При оценивании выполнения таких заданий можно использовать следующую шкалу:
0 баллов – учащийся не может сформулировать проблему представленную в задании
1 балл – ученик формулирует поставленную задачу,у него сформированы изолированные знания и умения. Однако отсутствуют интегрированные понятия и навыки, в результате чего допущены ошибки в решении и задание не выполнено
2 балла – задание выполнено, ученик применяет теоретические знания для решения поставленной проблемы. Однако не сформированы компетенции, в следствии чего учащийся испытывает затруднения в демонстрации способов решения задачи.
3 балла - задание выполнено как в теоретическом так и практическом плане, учащийся легко демонстрирует свою компетентность по данному вопросу.
4)Контекстные задачи являются частным случаем ситуационных заданий для оценивания компетенций. Это задачи, содержание которых отражает ситуации часто встречающиеся в реальной жизни. Их контекст создает условия для использования имеющихся у учащихся теоретических знаний, оказывает влияние на интерпретацию полученных результатов.
Принципы составления контекстных задач:
1)Задание должно иметь личностную значимость для школьников, поэтому рассматриваемые задачи имеют прикладной характер
2) Ситуация описываемая в задании должна предусматривать комплексную проверку уровня подготовленности ученика, так как контролируются не изолированные знания, а интегрированные качества личности
3)Контекст задачи не должен содержать подсказку на решение поставленной проблемы.
Примеры контекстных задач по химии.
• На заводе долгое время перекачивали серную кислоту из хранилища в цех по свинцовому трубопроводу. Но однажды трубы дали течь и цех был залит кислотой. Выяснение обстоятельств аварии показало, что по трубопроводу долгое время перегоняли не 40% кислоту, а 85% серную кислоту, нарушая технологические правила транспортировки этого вещества. Почему изменение концентрации серной кислоты вызвало коррозию трубопровода?
• Соединение с молекулярной формулой C3H8O подвергли окислительному дегидрированию, в результате чего получили продукт C3H6O.Это вещество вступает в реакцию «серебряного зеркала», образуя соединение C3H6O2.При действии на последнее гидроксидом калбция получили вещество, используемое в качестве пищевой добавки под кодом Е282.Оно препятствует росту плесени в хлебобулочных и кондитерских изделиях и. кроме того. Содержится в швейцарском сыре.
1) Объясните, с какой целью рассматриваемое вещество добавляют в сыр.
2) Определите формулу добавки Е282.
3) Напишите уравнения реакций процессов, рассматриваемых в задаче. Приведите названия образующихся органических веществ.
4) Что вы знаете о пищевых добавках? Применяете ли вы их? Обоснуйте ответ.
• Как экспериментальным путём отличить маргарин от сливочного масла? Можно ли этим способом отличить растительное масло от машинного? Продемонстрируйте предложенные вами способы решения поставленной задачи.
Процесс формирования ключевых компетенций на занятия по химии –процесс длительный сложный, требующий от учителя и учеников поиска творчества и глубоких прочных знаний, совершенных умений.
(Материал курса доктора педагогических наук, профессора Г.М.Чернобельской «Актуальные проблемы методики обучения химии в школе» - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007 -72 стр. Лектор – М.Д. Трухина к.п.н., доцент МПГУ, слушатель – Е.И.Коцкая, учитель
Новые формы компетенций школьников по химии.docx
Новые формы оценки компетенций школьников по химии.
Отечественное образование стало постепенно переходить от предметнознаниевой модели
подготовки выпускников к компетентностной. Например, в концепции модернизации
российского образования на период до 2010 года подчёркивается, что школа должна
формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков а также
самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся , т.е. ключевые
компетентности определяющие качество современного образования.
Компетенция – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, имеет познания,
опыт. Компетенция в отличии от знаний умений и навыков всегда наготове у человека и
применяется в тех ситуациях, когда их нужно применить или продемонстрировать.
Компетентность – это обладание человеком соответствующей компетентностью,
включающее его личностные отношения к ней и предмету деятельности.
Что понимается под образовательной компетенцией?
В педагогике это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта
деятельности ученика по отношению к определённому кругу объектов реальной
действительности необходимой для осуществления личностной и социальнозначимой
продуктивной деятельности.
Среди наших известных педагогов компетентностным подходом занимаются Зимняя,
Хуторской, Канаков. В методике преподавания химии этот вопрос исследует Марина
Михайловна Шалашова.
С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников, образовательные
компетенции представляют собой интегральные характеристики качества их подготовки,
связанные со способностью целевого, осмысленного применения комплекса знаний, умений
и способа деятельности в отношении определённого междисциплинарного круга вопросов.
Существует несколько классификаций компетенций в образовании.
Трёхуровневую иерархию доктора педагогических наук Андрея Викторовича Хуторского,
в которой компетенции соответствуют разделению образования на уровни.
Общий предметный уровень для всех
предметов
Межпредметный уровень для цикла
предметов или образовательных областей
Предметное образование
Ключевые компетенции
Межпредметные компетенции
Каждому предмету соответствуют
предметные компетенции
Ключевых образовательных компетенций существует семь:
1) Ценностносмысловые компетенции, выражаются в способности учащегося
понимать окружающий мир, ориентироваться в нём; в умении выбирать целевые и
смысловые установки для оценки действий и поступков, принимать решения.
2) Общекультурные компетенции ориентируют на общекультурные и духовно
нравственные ценности, культурологические основы социальных, семейных,
общественных явлений, традиций, понимание роли науки и религии в жизни
человека, их влияние на мир. 3)
Учебно познавательные компетенции проявляются в процессах самопознания,
целеполагания, планирования, анализа, обобщения, самооценки учебно
познавательной деятельности.
4) Информационные компетенции затрагивают вопросы поиска информации,
обработки и умения работать с ней.
5) Коммуникативные компетенции проявляются в способе владения с окружающей
средой и людьми, навыками общения и сотрудничества в различных областях;
умениями отстаивать собственное мнение, быть терпимее к мнению других.
6) Социально трудовые компетенции выражаются во владении знаниями о правах
и обязанностях в различных сферах общественной жизни.
7) Компетенции личностного роста и самосовершенствования проявляются во
владении навыками физического , духовного и интеллектуального развития.
Так как изменился подход в образовании и стал компетентностный, то возникла
насущная проблема как измерять компетенции?
Проверку знаний, умений и навыков учащихся никто не отменяет . Компетенции
существуют наряду с ними. Но для их оценивания нужны особые формы проверки.
Новые формы оценки компетенций школьников по химии:
1)Тесты минимальной компетентности.
Содержание заданий в тестах на компетентность от традиционных отличается
своей практической направленностью. Формы тестовых заданий минимальной
компетентности могут быть различными. 2) Интегрированные задания
В задания входит учебный материал из других областей знаний с указанием
возможности его использования в обыденной практической и производственной
деятельности. Выполнение таких заданий требует от учащихся не только знаний по
предмету, но и хорошо развитого мышления и мировоззрения, поэтому их
целесообразно предлагать старшеклассникам.
Интегрированные задания измерения компетентности, в которых содержание химии
связано с предметами естественно –научными: биологией, географией , русским
языком.
3) Задания практико –прикладной направленности отвечают дидактическому
принципу нашего образования – связи с жизнью и при составлении таких заданий и
оценивания компетентностей по ним надо учитывать такие факторы, как место
проживания школьника, профиль обучения, внешкольные интересы. Критерии для оценивания практикоориентированных заданий:
1) Формулирование представленной информации в виде проблемы
2) Предложение способа решения проблемы.
3) Обоснование способа решения проблемы.
4) Демонстрация способа решения проблемы.
5) Шкалой оценивания этих заданий может быть двухбалльная:
1 балл – признак чётко не выражен
0 баллов – признак несформированнности
2 балла признак выражен чётко
Ситуационные задания для оценивания компетентности включают подробное описание
ситуации и содержат вопросы к описываемому. Они часто носят поисково
исследовательский характер и направлены на контроль усвоения вариативной части
учебной программы. Процесс решения этих заданий будет более рациональным, если
учащимся предоставится право демонстрации результатов выполнения в виде
эксперимента, защиты проекта.
Методика выполнения ситуационного задания с учащимися.
Постановка проблемы и выполнение данного задания предусматривает следующую
последовательность действий:
1)Осознание и формулирование проблемы. Как это сделать? Учитель пачкает полотенце
сажей, задев им фарфоровую чашку после опыта. Возникает проблема – полотенце надо отстирать. Помогут ли в этом случае порошки с отбеливателями? Этот вопрос предстоит
решить школьникам.
2) Вторым этапом в решении этого ситуационного задания является анализ ситуации.
Нужно установить. А каким же веществом испачкано полотенце? Полотенце было
испачкано неизвестным веществом в фарфоровой чашке, поэтому непонятно подойдет ли
порошок с отбеливателем для его отстирывания.
3)Следующий этап выполнения этого задания будет постановка цели – надо предложить
способы очистки этого полотенца и выбрать более эффективный. Чтобы добиться
достижения цели, надо найти недостающие данные. Они выражаются в постановке
следующих вопросов: Какой способ использовать физический или химический для очистки
полотенца? Какое вещество является в данном случает загрязнителем? Для этого надо
проанализировать, какой эксперимент был поставлен в фарфоровой чашке испачкавший
её? Выяснив этот вопрос, необходимо решить какими физическими свойствами и
химическими свойствами обладает сажа. Когда ученики будут иметь ответы на все эти
вопросы, следует подходить к выбору способа деятельности.
4) Выбор способа деятельности это следующий этап в решении данного задания.
Учащиеся оценивают эффективность стирального порошка с действующим веществом –
отбеливателем. Как мы знаем и как должны понять ученики, выполняющие данное задание,
отбеливатели – сильные окислители, а сажа, углерод, входящий в состав сажи – вещество
инертное к окислителям и поэтому учащиеся должны понимать, что вещество с
отбеливателем не подойдёт для отстирывания такого полотенца.
5) Следующим этапом буде осуществление деятельности. Придя к выводу о том, что
сажу нужно удалить механическим путём простирав полотенце в воде,выполоскав его в
воде, учащиеся в ручную постирают кусочек ткани испачканный сажей.
6)Следующий этап – соотнесение результата с целью – нужно посмотреть отстиралась
ткань или нет.
7)И наконец, при достижении результата происходит этап коррекции деятельности
учащихся, когда ученики в процессе выполнения задания оценивают результат на каждом
этапе и сам процесс поиска решения, высказывают предположение о других путях
выполнения той же самой задачи. Оценивают эффективность предложенных способов
деятельности. Ещё один пример ситуационного задания по химии
При оценивании выполнения таких заданий можно использовать следующую шкалу:
0 баллов – учащийся не может сформулировать проблему представленную в задании
1 балл – ученик формулирует поставленную задачу,у него сформированы изолированные
знания и умения. Однако отсутствуют интегрированные понятия и навыки, в результате
чего допущены ошибки в решении и задание не выполнено
2 балла – задание выполнено, ученик применяет теоретические знания для решения
поставленной проблемы. Однако не сформированы компетенции, в следствии чего
учащийся испытывает затруднения в демонстрации способов решения задачи.
3 балла задание выполнено как в теоретическом так и практическом плане, учащийся
легко демонстрирует свою компетентность по данному вопросу.
4)Контекстные задачи являются частным случаем ситуационных заданий для
оценивания компетенций. Это задачи, содержание которых отражает ситуации часто
встречающиеся в реальной жизни. Их контекст создает условия для использования
имеющихся у учащихся теоретических знаний, оказывает влияние на интерпретацию
полученных результатов.
Принципы составления контекстных задач:
1)Задание должно иметь личностную значимость для школьников, поэтому
рассматриваемые задачи имеют прикладной характер
2) Ситуация описываемая в задании должна предусматривать комплексную проверку
уровня подготовленности ученика, так как контролируются не изолированные знания, а
интегрированные качества личности 3)Контекст задачи не должен содержать подсказку на решение поставленной проблемы.
Примеры контекстных задач по химии.
Процесс формирования ключевых компетенций на занятия по химии –процесс длительный
сложный, требующий от учителя и учеников поиска творчества и глубоких прочных знаний,
совершенных умений.
(Материал курса доктора педагогических наук, профессора Г.М.Чернобельской
«Актуальные проблемы методики обучения химии в школе» М.: Педагогический
университет «Первое сентября», 2007 72 стр. Лектор – М.Д. Трухина к.п.н., доцент
МПГУ, слушатель – Е.И.Коцкая, учитель химии МБОУ «Дрезненская СОШ №1»
Новые формы компетенций школьников по химии
Новые формы компетенций школьников по химии
Новые формы компетенций школьников по химии
Новые формы компетенций школьников по химии
Новые формы компетенций школьников по химии
Новые формы компетенций школьников по химии
Новые формы компетенций школьников по химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.