"Новый предмет - новые возможности" (Из опыта работы)
Оценка 4.9
Лекции
doc
администрации +1
Взрослым
19.11.2018
С 2004 года Айыртауская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является экспериментальной площадкой по апробации и внедрению курса нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является Первая Леди Казахстана С.А.Назарбаева. Именно предмет «Самопознание» помогает ребёнку ответить на вопрос «Кто я?». И чем раньше он начнёт познавать себя, тем больше у него возможностей воспитать в себе чувство собственного достоинства, самоуважение, независимость суждений, способность к самосовершенствованию, умение ориентироваться в духовном мире и в ситуациях окружающей жизни, готовность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои мысли, слова и поступки. В данной статье речь идёт о той пользе, которую приносит данный курс в воспитательный процесс школы-интерната.
Новый предмет - новые возможности.doc
Новый предмет – новые возможности
Во все времена развития человечества перед каждой личностью непременно
вставали извечные вопросы: «Кто я есть?» и «Что я могу?». Наверное, именно
эти вопросы явились двигателем человеческой мысли и определяли прогресс
нашей цивилизации.
Для человека очень важно удовлетворить свою
любознательность, открыть в себе неведомые острова, научиться понимать себя,
своё настроение и свои особенности взаимоотношений с окружающими людьми.
Вспомните обращение Сократа к собратьям: «Познай самого себя». В человеке
всегда была неистребима потребность в самосовершенствовании, но без
глубокого, всестороннего знания самого себя такое совершенствование
невозможно.
С 2004 года Айыртауская школаинтернат для детейсирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, является экспериментальной площадкой
по апробации и внедрению курса нравственнодуховного образования
«Самопознание», автором которого является Первая Леди Казахстана
С.А.Назарбаева. Именно предмет «Самопознание» помогает ребёнку ответить
на вопрос «Кто я?». И чем раньше он начнёт познавать себя, тем больше у него
возможностей воспитать в себе чувство собственного достоинства,
самоуважение, независимость суждений, способность к самосовершенствованию,
умение ориентироваться в духовном мире и в ситуациях окружающей жизни,
готовность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои
мысли, слова и поступки.
С первого дня преподавания новая дисциплина вызвала живой интерес
педагогов школыинтерната. Нестандартные ситуации на уроках, интересные
методические приёмы «Круг радости», «Минутка тишины», «Наедине с
собой», «Круг «От сердца к сердцу», стиль отношений учителя к учащимся,
активность детей на уроке, безоценочные формы преподавания, которые не
только способствуют выработке у ребёнка способности адекватной самооценки,
но и придают действиям воспитанников мощную мотивационную
направленность; в организации занятий использование комплексной методики
обучения, построенной на новых общеобразовательных технологиях: работа в
малых группах, мозговая атака, составление и защита проектов, цветопись
настроения, решение ситуаций, галерейная прогулка, составление кластеров,
сочинение рассказов и сказок по ключевым словам, эссе, которое учит
анализировать свои мысли по изученному материалу, просмотр мультфильмов,
прослушивание аудиозаписи, все эти инновации приветствуются и
применяются нашими педагогами как на уроках, так и во внеклассной работе.
Ход эксперимента в нашем учебном заведении показал, что курс
«Самопознание» современен,
способствует
переосмыслению содержания традиционных и новых подходов к обучению и
воспитанию учащихся, возрождению общечеловеческих ценностей через систему
актуален и перспективен, курса нравственнодуховного
образования, способствует формированию
целостной личности, которая умеет строить свои отношения на основе добра и
взаимопонимания, что так ценно и необходимо в наше время. А для педагогов
открывает новые возможности для более качественного осуществления учебно
воспитательного процесса.
Но самое главное и ценное – это заметные перемены в наших воспитанниках.
Ребята, посещающие уроки «Самопознания», стали добрее и внимательнее к
окружающим, их детские глаза полны любви к жизни, а души – желания творить
добро. А когда меленькие дети, собираясь в «Круг радости», желают друг другу
доброго здоровья, верных друзей, хорошего настроения, яркого солнышка в
небе, чувствуешь себя счастливым человеком.
Проект «Самопознание» помогает ребёнку более уверенно преодолеть
возрастные мостики между детством и отрочеством, отрочеством и юностью.
Ведь именно в эти переломные моменты меняются интересы, ценности, уклад
жизни молодого человека. «Самопознание» создаёт образовательную общность,
объединяющую детей, родителей и школу. У семьи и школы единые цели –
научить ребёнка чувствовать себя уверенно в жизни, отличать хорошее и плохое,
познать и найти себя и радоваться жизни. С.А.Назарбаева считает святой
миссией нас, взрослых, «научить жить молодое поколение так, чтобы было
меньше ошибок, страданий, насилия, чтобы молодые люди жили в радости и
любви. А для этого и воспитатели, и учителя, и родители должны пропустить
через своё сердце философию самопознания».
Сегодня всё человечество переживает глобальный экономический кризис,
который проверит каждого из нас на прочность во всех отношениях. К
сожалению, в последнее время мы всё более остро ощущаем тревогу по поводу
нравственного состояния нашего общества и духовного мира человека. Мы
должны принимать решительные меры, чтобы экономический кризис не
трансформировался в кризис духовности и нравственности, так как может
повлечь за собой самую страшную из грозящих нам катастроф – уничтожение
человеческого в человеке. Проект «Самопознание» основан на возрождении
нравственнодуховных ценностей через все уровни образования. Он помогает
создать такую воспитательнообразовательную среду, которая формирует у
учащихся не просто желание, а потребность в самосовершенствовании. И как
идеал – появление в сознании потребности духовного совершенствования.
По словам С.А. Назарбаевой, «с малых лет необходимо раскрывать в ребёнке
его способности, чтобы он нашёл путь к себе, поверил в собственные силы,
осознал радость жизни, созидания, чтобы он уважал себя и других людей, жил в
ладу со своей совестью, ориентируясь на общечеловеческие ценности, чтобы
доброта и любовь шли от сердца к сердцу». Учителя и воспитатели школы
интерната уверены, что именно «Самопознание» поможет педагогам в
осуществлении столь необходимых и гуманных целей, а детям познать себя. А
ведь познание себя – это только первый шаг в преобразовании своей
индивидуальности, который непременно приведёт ребёнка к успеху – формированию своей личности.
Шефер Н.В., заместитель директора по учебной работе
"Новый предмет - новые возможности" (Из опыта работы)
"Новый предмет - новые возможности" (Из опыта работы)
"Новый предмет - новые возможности" (Из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.