НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ
Оценка 5

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ

Оценка 5
doc
11.05.2020
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО.doc

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ

Особое развитие в дошкольном возрасте получает сюжетно-ролевой игра, в основе которой роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли. В сюжетно-ролевой игре происходит знакомспш с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В игр! ребенок активно познает окружающую действительность и овладение! общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, накопленными предшествующими поколениями.

Сюжетно-ролевая игра обуславливает главнейшие изменения в пси­хологических особенностях личности ребенка. Нравственное развитие обуславливается тем, как дошкольник усваивает нравственные отноше­ния, существующие в обществе. Считается, что ребенок, изображая в сюжете нравственные отношения между людьми, тем самым усваивают их.

Дети по собственному побуждению ориентируются на привлека­тельный для них игровой образ. Он вызывает у них положительных эмоции, повышает интеллектуальную активность и желание действовать в игре как герой, т.е. дети выражают свое отношение к нему; комбини­руют имеющиеся представления, искренне переживают изображаемые события.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видя! вокруг себя, в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наибо­лее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным сред­ством нравственного воспитания.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить вни­мание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если дается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения, в свою очередь только при хорошей орга­низации детского коллектива можно успешно развивать творческие спо­рности каждого ребенка, его активность.

В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, со­гласование действий при достижении общей цели, умение справедливо решать спорные вопросы.

Важнейшее условие успешного руководства сюжетно-ролевыми иг­рами - умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Та­кому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обраща­ются к нему за советом и помощью.

В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе того вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Тема игры - это то явление жизни, которое бу­дет изображаться: семья, детский сад, больница, поликлиника и т.д.

Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отноше­ние к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает.

Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны. Содержание игр детей разнообразно: в них отражается сыт семьи и детского сада, труд людей разных профессий, общественные события, понятные ребенку и привлекающие его внимание.

В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта труда и об­щественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу; родители с детьми идут на праздник, в театр. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет ее задержание, ее педагогическое значение. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители - самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать.

Закономерно также, что куклы привлекают главным образом дево­чек, ведь о детях больше заботятся мамы и бабушки. Однако, если маль­чикам не внушают презрения к таким играм («зачем тебе кукла, ты ведь не девочка»), и они с удовольствием бывают папами, выполняют до­машние обязанности, возят в коляске малышей. Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей ува­жение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подра­жая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хо­зяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем «доме», стирают кукольное белье.

При определении путей воздействия на нравственное развитие до­школьника следует учитывать особенности поведения, связанные с вы­полнением нормы в каждом из двух игровых планов. Формированию гуманных качеств у старших дошкольников более всего отвечает тема­тика детских игр «в поликлинику», «в больницу», «в семью», «в желез­нодорожный вокзал», «в почту», «в магазин», воспроизводящих отно­шения людей.

Однако в любой из этих игр сюжет может разыгрываться нейтраль­но, не затрагивая вообще чувств ребенка.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, одобряет дружеские отношения в игре, умение находить в товарищах новые по­ложительные качества, формирует навыки самоорганизации в игре.


НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны

Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2020