Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры(1-4 класс)
Оценка 4.6

Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры(1-4 класс)

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа +1
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
29.05.2020
Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры(1-4 класс)
Рабочая программа .Реализуется через систему внеклассных занятий
Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры.doc

 

 

 

 

       

 

Нравственное воспитание школьников  на традициях русской культуры 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Бушкова Александра Ивановна

 

Учитель начальных классов г.Москва

 

ГБОУ «Школа № 283»

 

 

 

2020г.

 

 

Содержание

1.     Теоретическое обоснование проблемы нравственного воспитания на традициях русской культуры. Стр.3-7

2.     Цели, задачи, принципы, структура программы. Стр.7-8

3.     Тематическое планирование на 1-4 классы. Стр.9-17

4.     Формы работы с детьми и родителями. Стр.17-18

5.     Критерии оценки эффективности работы начальной школы с семьей по нравственному воспитанию детей на традициях русского народа. Стр.19

6.     Критерии отслеживания результатов программы. Стр.19-20

7.     Школьная мотивация. Результаты диагностики. Стр.20-21

8.     Прогнозируемые результаты. Стр.21

9.     Литература. Стр.21-24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Нравственная привычка представляет собой

полезную для общества и коллектива устойчивую

форму поведения, выполнение которой становится

жизненной потребностью человека»

А.В.Запорожец.

.

Одной из важных составляющих развития государства является нравственное воспитание детей и молодежи. Государственная политика в этой области ориентирована на обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, тесное взаимодействие семьи и педагогических коллективов.

Важную роль в совместной работе по нравственному воспитанию детей имеет преемственность методов работы и педагогического общения воспитателей и педагогов школы.

В последние годы в литературе все чаще печатаются статьи известных педагогов и психологов, чьи теоретические разработки и практический опыт направлены на воспитание человека нового века, нового тысячелетия - воспитание, основами которого должны стать Красота и Гуманность, Свобода и Высочайшая Нравственность.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Высокий уровень детской преступности вызван ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безразличной атмосфере.

Основные проблемы нравственного воспитания ребенка заключаются:

   в разладе между внутренним состоянием ребенка и общепринятыми нормами поведения;

   в отсутствии навыков рефлексивных действий;

   в отсутствии развитого чувства сопереживания (эмпатии), инфантильности, неразвитости волевых качеств;

   в перегруженности информацией, ее отрицательном подчас влиянии на духовность человека.

Все это свидетельствует о кризисе в отечественном образовании и воспитании. Что предпринять в данной ситуации? Как сберечь Человека? Что в воспитании поставить на первое место: умственное, трудовое, физическое или нравственное и эстетическое воспитание? В последнее время создается впечатление, что воспитание отходит в нашем обществе на второй план. Мы о нем все больше и больше забываем и все больше думаем об обучении.

В Российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.

Нравственность русского народа отмечена в трудах отечественных философов 19-20 века: Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева, В.В.Розанова, И.А.Ильина. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г.Белинский, К.Д.Ушинский, Н.А.Добролюбов, В.А.Сухомлинский считали, что с малых лет важно воспитывать чувство доброты, справедливости, способность противостоять лжи и жестокости, учить соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Важное  значение в жизни младших школьников приобретают их отношения друг с другом, с учителями, а также чувства, возникающие на основе этих отношений.

Именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном, о взаимоотношениях между людьми. Появляется новый этап в развитии самосознания. Характерной чертой этого этапа является рождение рефлексии.

Процесс осознания себя как личности (черт характера, способностей, переживаний, мотивации поступков) сопровождается самооценкой, сравнением себя с другими. Учет вышеназванных особенностей служит основой для выбора возрастного аспекта построения целенаправленного учебно-воспитательного процесса по воспитанию основ нравственных черт характера.

Формирование личности ребенка зависит от взаимосвязанной работы всех звеньев учебно - воспитательных учреждений системы образования; от правильного осуществления преемственности между ними, которая предполагает установление глубокой внутренней взаимосвязи в обучении, воспитательном воздействии и формировании личности на разных ступенях обучения. «Детский сад, начальная школа, - отмечает Н.К.Крупская, - все это тесно связанные между собой звенья общего развития, и единственной целью этих учреждений должно быть возможно полное, всестороннее развитие личности, создание условий для ее формирования».

Проблема преемственности является «вечной» и одной из самых важных в современной дидактике. Теоретические основы решения этой проблемы высказаны в Концепции непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), которая была подготовлена группой ученых под руководством Министерства образования РФ.

Еще в 1996 году Коллегия Министерства образования Российской Федерации впервые зарегистрировала преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития (ранее — знаний, умений и навыков) — как ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного -начального школьного образования.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно до 10 лет происходит основное усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Современная модель сотрудничества педагога с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Правовой основой взаимодействия образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка), а также законы Российской Федерации (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Сегодня на министерском уровне осуществляется пересмотр действующих программ, организована разработка диагностических методик, обслуживающих преемственность дошкольного и начального образования.

Благополучное детство и дальнейшая судьба каждого ребенка, как никогда, зависит от родителей, воспитателей и учителей, от их мудрости, доброты, терпения, внимания к внутреннему миру детей. Организация полноценного взаимодействия педагогов школы с родителями является сегодня одной из важнейших задач. Изучение состояния данной проблемы показывает, что воспитатели и учителя испытывают трудности в работе с семьей: формальное общение, безразличие к интересам родителей, отказ от многих мероприятий и другое. Причинами подобных трудностей, по мнению самих педагогов, являются:

-         невысокий социальный статус профессии воспитателя, учителя в обществе;

-         недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры
родителей;

-         недостаточная компетентность некоторых педагогов;

-         неполная информированность педагогов об условиях жизни ребенка дома;

-         отношение воспитателей, учителей к родителям как к объектам воспитания;

-         стремление педагогов избежать «живого» общения, подменить его анкетированием, информационными стендами.

-         в неблагополучных семьях полное безразличие родителей к судьбе детей.

Чтобы повысить уровень воспитанности дошкольников и младших школьников, решить вопросы нравственного воспитания, необходимо договориться о содержании требований, разделить между семьей и дошкольным учреждением, а далее между семьей и школой «сферы влияния», учитывая при этом специфичность каждого социального института.

Сегодня едва ли кто-нибудь станет оспаривать тезис выдающегося детского психолога Д.Б.Эльконина: «Дошкольное и начальное образование - единый развивающийся мир». Поэтому, вопрос о создании сквозной модели преемственности - это вопрос интегративного компонента взаимодействия стандартов дошкольного и начального общего образования. Пока такой компонент не оформлен, каждый стандарт представляет из себя замкнутую целостность. Таким образом, становится ясно: преемственность в нравственном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста по-прежнему остается декларацией, хотя именно этот возрастной период является наиболее важным в общем развитии человека, формировании его личностных качеств.

В настоящее время идет работа над созданием единых для детских садов и школ программ, однако, они или еще недоработаны, или апробируются в экспериментальном режиме. Время же не стоит на месте, и дети не могут ждать, пока мы перестроимся и будем работать последовательно и непрерывно. В связи с этим, я попыталась разработать адаптированную программу по нравственному воспитанию младшего школьника на традициях русского народа.

При создании ее я уделяю внимание:

-         на учет возрастных и психологических особенностей детей 7-11 лет;

-         на единые цели и подход в воспитании детей;

-         на единство требований взрослых (педагогов, психологов, родителей);

-         на непрерывность преемственности в нравственном воспитании, в котором предыдущий период возраста содержит предпосылки для последующего возраста;

-         на уважение личности ребенка, ориентацию на его интересы,
эмоциональную и мотивационную сферы;

-         на сотрудничество между детьми, педагогами, родителями; партнерские отношения между ними.

Данная программа реализуется через систему занятий , режимных моментов, внеклассных уроков в начальной школе; работу с родителями.

Организация нравственного просвещения учащихся очевидна. Очевидна и необходимость специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе.   Подразумеваю систематическое нравственное просвещение детей на специально запланированных , тщательно продуманных и подготовленных этических беседах во внеурочное время с детьми начального звена школы.

Вся проводимая работа с детьми младшего школьного возраста даст возможность обеспечить нравственные знания детей на таком уровне, когда ребенок будет обладать способностью понимать общее и существенное в разнообразных явлениях окружающей жизни; реалистически оценивать создавшуюся ситуацию, последствия своего поступка.

Свою задачу в работе с детьми по нравственному воспитанию я вижу в том, чтобы систематизировать имеющийся отечественный опыт, закладывая в программу развития у детей такие качества, которые в большей степени соответствуют характеру русского народа, менталитету человека, воспитывающегося в России, на русской культуре. Таким образом, работа по программе будет способствовать развитию навыков межличностного и группового взаимодействия, укреплению эмоционального состояния всех участников образовательного процесса, возникновению атмосферы любви и заботы.

Использование диагностики и коррекции эмоциональной сферы ребенка, медитаций, релаксации, психогимнастических упражнений и игр; создание благоприятного климата в детском коллективе позволит укрепить душевное здоровье детей, развить умения осознания своих чувств и чувств другого; способность управлять своими эмоциями.

 

Целью программы по нравственному воспитанию на традициях русского народа младших школьников является: воспитание личности, обладающей синтезом нравственных качеств человечности; сохранение и усиление ценности  начальной школы для современной семьи как источника расширенного межвозрастного и межпоколенного взаимодействия детей и взрослых.

 

 

Задачи программы:

1.            Научить ребенка строить свои отношения с окружающим миром на основе
согласования собственных стремлений со стремлениями других людей.

2.            Использовать в работе методы педагогики сотрудничества.

3.            Осуществлять преемственность форм, методов воспитания и обучения детей.

4.            Развивать у младших школьников способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать свои чувства.

5.            Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать «добро» и «зло», быть в состоянии творить «добро».

 

 Методологической базой для написания программы послужили принципы нравственного воспитания личности растущего человека отечественных ученых Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова:

   принцип природосообразности, который предполагает обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей;

   принцип культуросообразности, который предполагает опору в нравственном воспитании на национальные традиции народа;

   принцип гуманности, который выражается в отношениях сотрудничества воспитателя, учителя, родителей и ребенка на основе уважения и доверия к нему.

Принцип отбора содержания образования:

   сочетание современных достижений педагогики с каноничностью;

   многоуровневость (нравственное воспитание с учетом возрастных возможностей детей).

 

Принципы взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и    начального звена школы с родителями:

   осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку в становлении его положительной нравственной позиции; с уважением и пониманием относиться к родителям;

   помнить о том, что ребенок – уникальная личность. Поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого как он (она), нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. В педагогах и родителях ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему поддержку и прийти на помощь;

   воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы;

   учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы, класса;

   рассматривать нравственное воспитание детей на традициях русской культуры не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом его интересов, трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении;

   с уважением относиться к тому, что создается самим ребенком; восхищаться вместе с родителями его самостоятельностью, что вызывает у родителей чувство уважения к педагогу;

   в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать вопросы, связанные с нравственным воспитанием детей;

   проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

Принцип организации работы на занятиях и вне занятий с детьми:

   систематичность и последовательность;

   прочность усвоения знаний;

   связь теории с практикой и жизнью;

   вариативный подход;

   доступность и мера;

   научность;

   учет возрастных и индивидуальных возможностей детей.

 

Структура программы «Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры»

Занятия с детьми 7-8 лет – 26 часов в год

Занятия с детьми 8-9 лет – 32 часа в год

Занятия с детьми 9-10 лет – 32 часа в год

Занятия с детьми 10-11 лет – 32 часа в год

 

 

Тематический план

(1-й класс)

 

Тема

Цель

Кол-во часов

1.             

Этика - наука о морали в России

Дать понятие «этика», соотнести его с понятием «этикетка». «Этикетка» поведения каждого человека. Этика как правило поведения и отношения к другим людям и к себе. Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики в России.

1

2.             

Как я выгляжу

Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, Речь). Значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте в школе и дома. Отличие поведения мальчиков и девочек.

1

3.             

Школьный этикет

Понятия «этикет» и «правила поведения на уроке». Показать необходи­мость этих правил для организации урока. Сюжетно-ролевая игра «Я - на уроке».

1

4.             

Зачем быть вежливым

Понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение» «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Вежливость -самая нужная и необходимая привычка человека.

1

5.             

Сказка о вежливости

Понятия «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека».

1

6.             

Добро и зло в сказках

Объяснить понятия «добро - хорошо», «зло - плохо», «сказка». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому что этой победе помогает природа, зве­ри, люди.

2

7.             

Твои поступки и твои родители

Объяснить понятия «родители», «уважение к родителям». Показать, поче­му людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям

1

8.             

Обязанности ученика в школе и дома

Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходи­мость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учите­лям, к школе, классу.

2

9.             

Чем богат человек

Объяснить понятия «богатство», «характер», «сундучок». Богатство чело­века - в его знаниях, готовности и умении помогать людям, своей стране.

1

10.         

Ты и твое здоровье

Понятия «здоровье», «режим дня», «личная гигиена». Режим дня и укреп­ление здоровья человека. Советы доктора Айболита.

1

11.         

Праздничный этикет

Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцар­ский турнир вежливости.

1

12.         

Наш класс

Дать понятия «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого об­щения и взаимопомощи в классе.

2

13.         

Моя мама - самая лучшая

Дать понятия «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние мамы.

1

14.         

День рождения

Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Да­рение подарка. Сюжетно-ролевая игра «мы на дне рождения».

2

15.         

Учимся общаться

Дать понятия «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно-ролевые игры.

3

16.         

Сказка в нашей жизни

Дать понятие «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Эти­кет в сказках и отношения между людьми.

5

 

 

Всего 26 часов

 

 

 

Тематический план

(2-й класс)

 

Тема

Цель

Кол-во часов

1.            

Я среди людей

Город в котором я живу.

Что такое человек. Формирование человека и окружающая сре­да. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих поняти­ях. Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди».

 

2

2.            

Кто я и как выгляжу?

Нравственные понятия «я», «внешний вид» Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга Лицо, одежда, мимика, жес­ты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость - уважение челове­ка к себе Личная гигиена

2

3.            

Я - личность

Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость» Внешний и внутренний мир человека Я - мой характер, мои знания Мое поведение зависит от меня самого

1

4.            

Я и мои роли

Понятие «роль» в кино, театре, жизни Мои роли сегодня - кто я в этом мире Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице

2

5.            

Добро и зло в сказках

Добрые и злые поступки, их последствия Ложь, выдумка, фан­тазия в сказках (преувеличение, преуменьшение) Добро и зло в отно­шениях между людьми Главное в сказках - победа добра над злом.

1

6.            

Что за прелесть эти сказки!

Отличие сказки от рассказа Духовный смысл сказок Красота героев сказок - их поступки во имя добра и красоты Отношение геро­ев сказок к природе, к людям Зачем людям нужны сказки

1

7.            

Сказка - волшебство, чудо и правда

Волшебство, чудо и правда в сказках   Волшебные, чудесные, правдивые отношения между людьми   Что в них общего и в чем их различие  Волшебство, чудо в сказках - мечты людей.  Почему в сказ­ках всегда есть правда и она побеждает

2

8.            

Сказка ложь - да в ней намек

Выдумка, фантазия в сказках Добрая ложь («святая ложь», ложь во спасение) Лгать, врать, говорить неправду - тоже зло Побе­да правды над кривдой в сказках

1

9.            

Кто сочиняет сказки?

АС Пушкин, Л Н. Толстой, братья Гримм, ГХ Андерсен, Ш Перро и другие писали сказки для детей Сказки слагает народ Зачем сочиняют сказки для детей Надо ли и можно ли учиться у героев сказок?

1

10.       

Русские народные сказки

 

Русские сказки - это представления народа о добре и зле, на­дежды и мечтания о будущей жизни Волшебные сказки - предания старины глубокой Сказка - это знакомство с бытом русского народа, его мечтами, а также душевной красотой простых людей, их готовно­стью и умением постоять за добро против зла

2

11.       

Праздники в жизни человека

Понятия «праздник», «праздничный» Правила этикета празд­ничного общения Школьные и классные праздники Подарки и их зна­чение в жизни человека Церковные праздники и традиции их прове­дения Как вести себя в храме

1

12.       

Отношение к старшим

Семья, родители, родные (братья, сестры бабушки, дедушки) Отношения поколений в семье  Проявления любви и уважения, забо­ты, сострадания, помощи в семье Обида Почему надо уважать стар­шее поколение. Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию Русские  традиции отношения к старшим

2

13.       

Отношение к учителю

Учитель и его обязанности в школе Как должны относиться уче­ники к учителю и почему"? Этикет в общении с учителем Националь­ные традиции России в общении учителя и ученика

1

14.       

Плохо одному

Необходимость человека в общении и жестокость одиночества Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важней­шим средством общения.

1

15.       

Речевой этикет

Понятия «тон голоса», «речь», «общение» Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение чело­века к людям Уважительное речевое общение Шутки Отражение ха­рактера в речи Мимика, жесты, поза и поведение человека Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям

3

16.       

Вежливость и этикет

Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны лю­дям правила вежливости и этикета  Как человек формирует «личный» этикет Основные правила вежливости в общении

1

17.       

Товарищи и друзья

Понятия  «товарищ»,  «друг»,  «господин»   Особенности их ис­пользования в общении между людьми   Товарищество и дружба в традициях русского народа Верность и бескорыстие в дружбе

1

18.       

Что в нашем имени?

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище» Отношение по имени к одноклассникам и друзьям Имя и отношение к человеку

1

19.       

Удовольствие - в игре. Игры родного края.

Понятия «игра», «играющие», «интерес», «азарт» Основные этические правила поведения в игре Делу - время, а потехе час, Иг­рай, а дело не забывай.  В здоровом теле - здоровый дух

1

20.       

Знаменитые люди Москвы

Знакомство с жизнью земляков.

 

2

Повторительно-обобщающие уроки

3

Всего 32 урока

 

 

Тематический план

(3-й класс)

Название темы

Цель

Кол-во часов

1

Азбука этики. Основные понятия этики

Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Познако­мить и изучить правила этикета в школе. Деловая игра и ее правила.

2

2

Как я выгляжу

Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих.

2

3

Я - личность. Мои роли

Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение челове­ка в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки и их общественные роли.

2

4

Нравственный мир сказок

Понятия «зло», «добро», «жизнь», «обычаи», «традиции». Пока­зать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки - «рецепты поведения» во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различие.

2

5

Устав - основной закон школы

Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанно­сти». Права и обязанности, зачем они нужны. Обязанности в школе. Права и обязанности ученика.

1

6

Человек и его имя

 

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Безнравственный поступок.

1

7

Я и мои друзья

Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней.

2

8

Верность слову и чести.

Понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным дан­ному тобой слову. Герой России –Сергей Преминин.

2

9

Речевой этикет

 

Понятия «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить поня­тия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза).

1

10

Умение общаться

Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мне­ниями. Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях.

1

11

Этикет в общественных местах

Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино. Деловая игра «Ты в театре и музее».

2

12

Библиотека -хранительница знаний

Книга - твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания». Экскурсия в библиотеку. Правила пользова­ния и поведения в библиотеке.

2

13

Отзывчивость и доброта

Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло?

2

14

Я познаю себя и других

Понятие «потребности человека». Биологические, социальные и духовные потребности. Способности: наследственные и приобретен­ные. Разбор ситуации: «Если я что-то хочу, то поступаю так».

2

15

Формы моральной оценки и самооценки

Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «посту­пок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скан­дал», «конфликт» Ответственность человека за свои поступки. Мо­ральная оценка поступков людей.

2

16

Культура поведения человека

Понятия «культура», «культура поведения», «правила прили­чия», «культурное», и «некультурное» поведение. Деловая игра «Учимся культуре поведения».

1

17

Люблю тебя,мой город древний.

Понятие «праздник».

4

18

Повторительно – обобщающие уроки

1

Всего

32

урока

Тематический план

(4-й класс)

Название темы

Цель

Кол-во часов

1.

Азбука этики. Культура поведения и такт.

Внешний вид человека. Внутренний мир человека. Культура поведения. Такт. Плохое и хорошее поведение. Культурный человек. Вежливость. Вежливое отношение к окружающим. Игра «Вежливо или Невежливо».

1

2.

Культура общения.

Дать понятия «общение», «чувства», «настроение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живет среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома за­висят от них самих и выражается в их общении с другими людьми.

2

3.

Человек и его имя.

Дать понятия «имя», «имена мужские и женские», «русские име­на и православные», «значение имен», что означает «уважать имя че­ловека», показать необходимость уважать имя любого человека и с уважением относиться к своему имени, показать, что человек красит свое имя своими поступками.

2

4.

Моя малая Родина.

Дать понятия «Родина», «патриотизм», любовь к Родине, подвиг во имя Родины, «малая Родина». Родина и твой дом. Война - провер­ка любви к Родине у всего народа, живущего в стране.Устюжане –герои Советского Союза.

2

5.

Устав - основной закон школы.

Дать понятия «закон», «общество», «государство», показать, что права, предоставленные государством, накладывают на человека оп­ределенные обязанности.

2

6.

Речевой этикет.

Дать понятия «общение», «речь», показать, что в общении глав­ным является не столько речь, сколько тон голоса, позы, жесты, кото­рые придают речи особые оттенки, выражающие отношение одного человека к другому и к себе.

2

7.

Чувство, настроение и характер.

Дать понятия «воля», «сила воли», «характер» (положительный и отрицательный), «настроение», «чувством. Человек должен владеть своими чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и настроение других.

2

8.

Школьный этикет.

Дать понятия «этикет в общественных местах», «этикет в столо­вой», «этикет на перемене», провести деловые игры «мы в столовой», «мы на перемене», «мы в школе».

1

9.

Праздники в жизни человека.

Дать понятия «праздник», особенности праздников в школе, в коллективе класса, «в стране».

1

10 .

Цветы в жизни человека.

Роль цветов в жизни человека, легенды о цветах. Правила дарения цветов.

1

11.

Поступки человека и его характер.

Дать понятия «сильный характер», «слабый характер», вредные и нужные привычки, «поступок», роль поступков в формировании ха­рактера.

2

12.

Нравственные отношения в коллективе.

Дать понятия «уважение», отношения между людьми, «виды от­ношений между людьми» (знакомы, приятельские, товарищеские, дружеские), золотое правило Библии.

2

13.

Мода и школьная одежда.

Лен,ты мой лен..

Дать понятия «мода», «одежда», «форма», как рождается мода. Является ли модная одежда показателем культуры и знаний человека. Мода и этикет. Модная одежда и отношения ребят в классе. Знакомство с выращиванием льна, порядок его обработки в разные годы.

2

14.

Приветствия и знакомства.

Гостеприимство туристического города.

Дать понятия «приветствие», «знакомство». Формы приветствия, приветствия у русского народа; общение будет приятным только тогда, когда правила знакомства и приветствия выполняются доброже­лательно.

2

15.

Поведение в общественных местах.

Дать понятия «улица», «транспорт», «кафе». Основные правила этикета и отношение человека к людям на улице, в транспорте, кафе, местах отдыха. Основные правила этикета в кафе. Что и как едят.

2

16.

Человек в природе и его здоровье.

Дать понятие «здоровье», «природа», «экология», «охрана природы».Правила поведения в походе, на отдыхе, на пляже. Отношение к животным.

2

17.

Нравственное отношение в семье.

Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «се­стры», «братья», «родословное дерево». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга.

2

18.

Повторительно-обобщающие уроки

2

Всего

32 урока

 

 «Нравственное воспитание на традициях русского народавоспитание у детей высокого морального долга»

Цель: формирование у детей младшего школьного возраста представлений о нравственных нормах поведения в России и накопление практического опыта; воспитание основы культуры общения; понимание смысла «добра» и «зла», совести и чувства долга и т.д.;  воспитание и развитие рефлексии саморефлексии.

Задачи:

   учить детей постижению элементарных норм нравственности; вырабатывать у них осознанные представления о нормах поведения;

   учить руководствоваться полученной суммой нравственных норм в повседневной жизни;

   воспитыватьумение устанавливатьдоброжелательные взаимоотношения с другими детьми на основе развития гуманных чувств; использовать в общении правила речевого этикета.

Формы работы с детьми:

   занятия, организация работы вне занятий;

   беседы, игры нравственного содержания;

   проведение совместных праздников;

   просмотр видеозаписей, использование аудиозаписей и технических средств обучения;

   тематические занятия эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);

   встречи за «круглым столом» (с родителями в начальном звене школы);

   организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);

   постановка  сказок нравственного содержания;

   совместное переживание событий взрослыми и детьми.

 

 «Сообщество педагогов и родителей»

 

Цель: обогащение родителей психолого – педагогическими знаниями; повышение воспитательной активности родителей и культуры их общения; формирование элементов «педагогической рефлексии» - умения самокритично оценивать себя как воспитателя.

 

Задачи:

   организовать систему работы по выстраиванию партнерских отношений с родителями;

   способствовать выработке единой стратегии нравственного воспитания детей, анализу и коррекции их поведения;

   учить родителей успешно анализировать и критически оценивать собственную воспитательную деятельность;

   заинтересовать родителей  проблемами педагогики, стимулировать их стремление понять своего ребенка.

 

Формы работы с родителями.

родительские собрания на нравственные темы;

 

обсуждение вопросов и ответов «душевный разговор»;

проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы,)анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса нравственного воспитания в семье;

индивидуальное консультирование специалистов;

организация деловых игр с родителями;

наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы, оформление «копилки родительских советов»;

визиты домой;

ведение социальных карт с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;

ведение тетради эмоционального развития ребенка (дома);

мониторинг умственного,  психического развития ребенка;

совместные с родителями спектакли, праздники, именины детей;

помощь родителей классу (хозяйственные работы).

 

Критерии оценки эффективности работы начальной школы с семьей по нравственному воспитанию детей на традициях русского народа.

1.     Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, учителям,  школы как показатель роста их педагогических интересов, знаний о нравственном воспитании детей в семье.

2.     Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению нравственного воспитания детей и активность их участников.

3.     Изменения в неблагоприятных семьях: в чем именно предположительные причины положительных сдвигов или отсутствие таковых.

4.     Проявление у родителей осознанного отношения к нравственному воспитанию, стремление и умение понимать ребенка, анализировать свои достижения и ошибки. Общественное мнение родителей (через анкетирование) о нравственном воспитании  в школе.

 

Критерии отслеживания результатов программы:

 

Измерение ожидаемых результатов.

критерии

показатели

Методики и технологии, авторы

Отношения.

 

 

 

Самооценка школьника.

 

 

Мотивация.

 

 

 

Адаптация к школе.

 

 

 

 

 

Психологическая зрелость.

 

 

Притязания.

 

 

 

Тревожность.

 

 

Творческая активность.

 

 

Агрессивность.

 

 

 

Общение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие.

 

 

 

 

Общение.

 

 

 

 

 

 

 

Исследование отношения ребенка к детям;

 

 

определение самооценки;

 

 

 

уровень мотивации к школе;

 

 

 

динамика изменения здоровья, комфортность, мотивационная сфера;

 

 

 

 

определение школьной зрелости;

 

 

определение уровня притязаний ребенка;

 

 

уровень и характер школьной тревожности;

 

уровень интеллекта, участие в конкурсах, олимпиадах, марафонах;

 

определение уровня агрессивности;

 

 

измерение самочувствия семьи;

 

 

уровень родительских отношений;

 

 

определение внутрисемейного общения;

 

 

 

определение уровня взаимодействия с ребенком;

 

 

 

оценка уровня общения;

 

 

 

 

 

 

Социометрическая проба «День рождения» Рене Жиля;

 

методика В.Г.Щур – изучение самосознания и осознание своего места;

 

методика Н.Туткина «Да» и «Нет» - определение уровня мотивации к школе;

 

методика А.Карстена – психологическое пресыщение, методика Н.Белопольских – изучение учебных игровых мотивов деятельности;

 

ориентировочный тест школьной зрелости А.Керна, Я.Йирасека;

 

тест Векслера – исследование уровня притязаний ребенка;

 

Филлипс – тест школьной тревожности;

 

тест Векслера, методика Р.Амтхауэра – портфолио ребенка;

 

А.Ассингер – корректность в отношениях с окружающими;

 

методика Е.Арнаутовой – интервью с детьми .

 

А.Я.Варга, В.В.Столин – диагностика детско-родительских отношений;

 

тест «Рисунок семьи» - интерпретация Г.Т.Хоментаускас;

 

 

методика Р.А.Захарова – изучение модели воздействия педагога на ребенка;

 

методика К.Ю.Белой – проведение дней ДРК по проблеме «Общения»;

 

 

             Школьная мотивация.

 

Результаты диагностики:

 

 

                  2020 - 2021 уч.год

 

Высокий уровень-                                       

 

Хороший уровень-

 

Положительный уровень-

 

Низкий уровень-

 

Негативный уровень-

 

 

Прогнозируемые результаты:

1.     Ребенок – маленький гражданин с активной жизненной позицией; обладает базовыми составляющими потенциала личности: коммуникативной умелостью, ценностью собственного «Я», своего достоинства, своего здоровья и здоровья других людей, уверенностью в себе, чувством долга, чуткостью, отзывчивостью.

2.     Ребенок – субъект отношений с людьми, миром и самим собой.

3.     Будет выработана единая стратегия нравственного воспитания детей у родителей и педагогов.

4.     Педагогический процесс будет целостным и перспективным.

 

Сроки реализации программы  – 2020– 2021 г.

 

Литература для написания программы:

1.           Дорохова А. «О культуре поведения» М. 1968 г.;

2.           Запорожец А.В. «Избранные психологические труды» М. 1986 г.;

3.           Кон И.С. «Ребенок и общество» М. 1988г.;

4.           Левашова Н. «Об этикете» М. 1977 г.;

5.           Петровский В.А. «Воспитателю о личностном общении» М. 1992 г.;

6.           Первенцев А. «Продолжим разговор о культурном человеке» М. 1961 г.;

7.           Рогов Е.И. «Психология общения» М. Владос 2001 г.;

8.           Смолка К. «Правила хорошего тона» М. 1980 г.;

9.           Чечет В.В. «Хрестомантия по семейному воспитанию» Минск 1987 г.

 

Литература для работы педагогов с детьми:

1.           Арушанова А. «Диалоги с детьми» М. 2002 г.;

2.           Богданова О.Е. «Методика этических бесед с младшими школьниками» М. Просвещение 1985 г.;

3.           Дурова Н.В. «Очень важный разговор» Мозаика – Синтез 2000 г.;

4.           Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми» М. 2002 г.;

5.           Лопатина А. «Искусство видеть мир»,  «Мир твоей души», «Книга для занятий по духовному воспитанию» М.ИПЦ Русский Раритет 1997 г.;

6.           Лопатина А. «Беседы и сказки о семье» М. Амрита – Русь 2004 г.;

7.           Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Аркти 2004 г.;

8.           Николаева С.О. «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками» Владос 2000 г.;

9.           Панфилова М.А. «Игротерапия общения» М. Гном 2001 г.;

10.       Пятерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей» Просвещение 1986

11.       Семенака С.И. «Учимся сочувствовать, сопереживать» Аркти 2004 г.;

12.       Семенака С.И. «Уроки добра» М. Аркти 2003 г.;

13.       Сухомлинский В.А. «О воспитании» М. Педагогика 1972 г.;

14.       Ветохина А. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста/ А.Ветохина.- СПб.:Детство-Пресс, 2018г.

 

Список литературы  для чтения детям:

1.           Артюхова Н. «Трудный вечер»;

2.           Аким Я. «Бабушка болеет»;

3.           Аксаков С. «Аленький цветочек»;

4.           Баруздин С. «Морской кортик»;

5.           Босев А. «Кран – великан»;

6.           Булатов М (русская народная сказка в обработке) «Царевна – лягушка»;

7.           Булатов М. (дагестанская сказка в обработке) «Храбрый мальчик»;

8.           Барто А. «Вовка – добрая душа»;

9.           Бажов П. «Голубая змейка»;

10.       Бианки В. Чарушин Е. Пришвин М. «Рассказы»;

11.       Булатов М.  (русская народная сказка в обработке) «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

12.       Бажов П. «Серебряное копытце»;

13.       Благинина Е. «Посидим в тишине»;

14.       Барто А. «Уехали»;

15.       Булатов М. (эстонская сказка в обработке) «Каждый свое получил»;

16.       Воронкова Л. «Ссоры с бабушкой»;

17.       Воронкова Л. «Маленький соколик»;

18.       Гайдар А. «Чук и Гек»;

19.       Гарин – Михайловский Н. «Тема и Жучка»;

20.       Горький М. «Воробьишко»;

21.       Горская Т. «Колин папа»;

22.       Ершов П. «Конек – Горбунок»;

23.       Житков Б. «На льдине»;

24.       Житков Б. «Обвал»;

25.       Заходер Б. «Серая звездочка»;

26.       Капутикян С. «Моя бабушка»;

27.       Крупин В. «Отцовское поле»;

28.       Карнаухова И. (русская народная сказка в обработке) «Крылатый, мохнатый да масляный»;

29.       Коршунова М. «Едет, спешит мальчик»;

30.       Катаев В. «Цветик – семицветик»;

31.       Куприн А. «Белый пудель»;

32.       Мамин – Сибиряк Д. «Сказки про храброго зайца»;

33.       Могилевская С. «Сказка о громком барабане»;

34.       Маяковский В. «Кем быть»;

35.       Михалков С. «Как друзья познаются»;

36.       Маршак С. «Пожар»;

37.       Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое»;

38.       Михалков С. «Дядя Степа»;

39.       Носов Н. «на горке»;

40.       Носов Н. «Карасик»;

41.       Некрасов Н. «Дед Мазай и зайцы»;

42.       Одоевский В. «Мороз Иванович»;

43.       Паустовский К. «Кот – ворюга»;

44.       Пермяк Е. «Самое страшное»;

45.       Пермяк Е. «Надежный человек»;

46.       Пришвин М. «Золотой луг»;

47.       Паустовский К. «Квакша»;

48.       Пушкин А. «Сказка о рыбаке и рыбке»;

49.       Пермяк Е. «Для чего руки нужны»;

50.       Раскин А. «Как папа охотился на тигра»;

51.       Сахарков С. «Два радиста»;

52.       Толстой Л. «Косточка»;

53.       Толстой Л. «Желтухин»;

54.       Ушинский К. «Сила – не право»;

55.       Чуковский К. «Айболит».

 

 

Литература для педагогов:

1.           Богуславская Н.Е. Купина Н.А. «Веселый этикет» М. 2000 г.;

2.           Буре Р.С. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985 г.;

3.           Виноградова М.Ф. «Воспитателю о работе с семьей» М. Просвещение 1989 г.;

4.           Захаров А.И. «Как предупредить отклонений в поведении ребенка» М. Просвещение 1986 г.;

5.           Корчинова О.В. «Детский этикет» М. 1999 г.;

6.           Казакова Н. Клещевская Т. «Учебник добра» М. Педагогика 1989 г.;

7.           Ковальчук Я.И. «Индивидуальный подход в воспитании ребенка» М. Просвещение 1985 г.;

8.           Капров А.И «Азбука нравственного воспитания» М. 1979 г;

9.           Караковский В.А. «Воспитание? Воспитание…Воспитание!» Теория и практика 1996 г.;

10.       Максакова В. Полякова С. «Учимся договариваться» М. 2001 г.;

11.       Фридман Л.М.»Изучение процесса личностного развития ученика» М. Воронеж 1998 г.;

12.       Шкатова Л.А. «Задачник по этикету» М.1999г.;

13.       Шилова М.И. «Изучение воспитанности школьников» М. 1982 г.;

14.       Шилова М.И. «Учителю о воспитанности школьников» М. 1990 г.;

 

 

Литература для работы с родителями:

1.           Будницкая И.И. «Ребенок идет в школу» М. Педагогика 1985 г.;

2.           Бим – Бад Б.М. «Мудрость воспитания» М. Педагогика 1987 г.;

3.           Васильцова З.П. «Мудрые заповеди народной педагогики» М. Педагогика 1983 г.;

4.           Варюхина С.И. «Истоки доброты»  М. 1990 г.;

5.           Дела Торе А. «Ошибки родителей» М. Прогресс 1984 г.;

6.           Зверева О.Л. «Общение педагога с родителями» Сфера 2005 г.;

7.           Макаренко А.С. «О воспитании в семье» М.1955 г.;

8.           Монич К.И. «Доброта начинается с детства» Минск  1978 г.;

9.           Островская А.Ф. «Почему ребенок не слушается» М. Просвещение 1977 г.;

10.       Спиваковская А.С. «Как быть родителями» М. Педагогика 1986 г.;

 


Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры

Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры

Содержание 1. Теоретическое обоснование проблемы нравственного воспитания на традициях русской культуры

Содержание 1. Теоретическое обоснование проблемы нравственного воспитания на традициях русской культуры

Нравственная привычка представляет собой полезную для общества и коллектива устойчивую форму поведения, выполнение которой становится жизненной потребностью человека»

Нравственная привычка представляет собой полезную для общества и коллектива устойчивую форму поведения, выполнение которой становится жизненной потребностью человека»

В Российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно- нравственной сферы, ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в…

В Российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно- нравственной сферы, ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в…

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья

Сегодня едва ли кто-нибудь станет оспаривать тезис выдающегося детского психолога

Сегодня едва ли кто-нибудь станет оспаривать тезис выдающегося детского психолога

России, на русской культуре. Таким образом, работа по программе будет способствовать развитию навыков межличностного и группового взаимодействия, укреплению эмоционального состояния всех участников образовательного процесса, возникновению…

России, на русской культуре. Таким образом, работа по программе будет способствовать развитию навыков межличностного и группового взаимодействия, укреплению эмоционального состояния всех участников образовательного процесса, возникновению…

Принципы взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и начального звена школы с родителями: − осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку в…

Принципы взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и начального звена школы с родителями: − осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку в…

Тема Цель Кол-во часов 1

Тема Цель Кол-во часов 1

Объяснить понятия «богатство», «характер», «сундучок»

Объяснить понятия «богатство», «характер», «сундучок»

Кто я и как выгляжу? Нравственные понятия «я», «внешний вид»

Кто я и как выгляжу? Нравственные понятия «я», «внешний вид»

Праздники в жизни человека Понятия «праздник», «праздничный»

Праздники в жизни человека Понятия «праздник», «праздничный»

Что в нашем имени? Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище»

Что в нашем имени? Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище»

Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанно­ сти»

Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанно­ сти»

Формы моральной оценки и самооценки

Формы моральной оценки и самооценки

Родина. Дать понятия «Родина», «патриотизм», любовь к

Родина. Дать понятия «Родина», «патриотизм», любовь к

Мода и школьная одежда. Лен,ты мой лен

Мода и школьная одежда. Лен,ты мой лен

Сообщество педагогов и родителей»

Сообщество педагогов и родителей»

Критерии оценки эффективности работы начальной школы с семьей по нравственному воспитанию детей на традициях русского народа

Критерии оценки эффективности работы начальной школы с семьей по нравственному воспитанию детей на традициях русского народа

Отношения. Самооценка школьника

Отношения. Самооценка школьника

Высокий уровень-

Высокий уровень-

Богданова О.Е. «Методика этических бесед с младшими школьниками»

Богданова О.Е. «Методика этических бесед с младшими школьниками»

Заходер Б. «Серая звездочка»; 2

Заходер Б. «Серая звездочка»; 2

Капров А.И «Азбука нравственного воспитания»

Капров А.И «Азбука нравственного воспитания»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2020