Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры
Автор: Бушкова Александра Ивановна
Учитель начальных классов г.Москва
ГБОУ «Школа № 283»
2020г.
Содержание
1. Теоретическое обоснование проблемы нравственного воспитания на традициях русской культуры. Стр.3-7
2. Цели, задачи, принципы, структура программы. Стр.7-8
3. Тематическое планирование на 1-4 классы. Стр.9-17
4. Формы работы с детьми и родителями. Стр.17-18
5. Критерии оценки эффективности работы начальной школы с семьей по нравственному воспитанию детей на традициях русского народа. Стр.19
6. Критерии отслеживания результатов программы. Стр.19-20
7. Школьная мотивация. Результаты диагностики. Стр.20-21
8. Прогнозируемые результаты. Стр.21
9. Литература. Стр.21-24
«Нравственная привычка представляет собой
полезную для общества и коллектива устойчивую
форму поведения, выполнение которой становится
жизненной потребностью человека»
А.В.Запорожец.
.
Одной из важных составляющих развития государства является нравственное воспитание детей и молодежи. Государственная политика в этой области ориентирована на обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, тесное взаимодействие семьи и педагогических коллективов.
Важную роль в совместной работе по нравственному воспитанию детей имеет преемственность методов работы и педагогического общения воспитателей и педагогов школы.
В последние годы в литературе все чаще печатаются статьи известных педагогов и психологов, чьи теоретические разработки и практический опыт направлены на воспитание человека нового века, нового тысячелетия - воспитание, основами которого должны стать Красота и Гуманность, Свобода и Высочайшая Нравственность.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Высокий уровень детской преступности вызван ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безразличной атмосфере.
Основные проблемы нравственного воспитания ребенка заключаются:
− в разладе между внутренним состоянием ребенка и общепринятыми нормами поведения;
− в отсутствии навыков рефлексивных действий;
− в отсутствии развитого чувства сопереживания (эмпатии), инфантильности, неразвитости волевых качеств;
− в перегруженности информацией, ее отрицательном подчас влиянии на духовность человека.
Все это свидетельствует о кризисе в отечественном образовании и воспитании. Что предпринять в данной ситуации? Как сберечь Человека? Что в воспитании поставить на первое место: умственное, трудовое, физическое или нравственное и эстетическое воспитание? В последнее время создается впечатление, что воспитание отходит в нашем обществе на второй план. Мы о нем все больше и больше забываем и все больше думаем об обучении.
В Российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.
Нравственность русского народа отмечена в трудах отечественных философов 19-20 века: Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева, В.В.Розанова, И.А.Ильина. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г.Белинский, К.Д.Ушинский, Н.А.Добролюбов, В.А.Сухомлинский считали, что с малых лет важно воспитывать чувство доброты, справедливости, способность противостоять лжи и жестокости, учить соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Важное значение в жизни младших школьников приобретают их отношения друг с другом, с учителями, а также чувства, возникающие на основе этих отношений.
Именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном, о взаимоотношениях между людьми. Появляется новый этап в развитии самосознания. Характерной чертой этого этапа является рождение рефлексии.
Процесс осознания себя как личности (черт характера, способностей, переживаний, мотивации поступков) сопровождается самооценкой, сравнением себя с другими. Учет вышеназванных особенностей служит основой для выбора возрастного аспекта построения целенаправленного учебно-воспитательного процесса по воспитанию основ нравственных черт характера.
Формирование личности ребенка зависит от взаимосвязанной работы всех звеньев учебно - воспитательных учреждений системы образования; от правильного осуществления преемственности между ними, которая предполагает установление глубокой внутренней взаимосвязи в обучении, воспитательном воздействии и формировании личности на разных ступенях обучения. «Детский сад, начальная школа, - отмечает Н.К.Крупская, - все это тесно связанные между собой звенья общего развития, и единственной целью этих учреждений должно быть возможно полное, всестороннее развитие личности, создание условий для ее формирования».
Проблема преемственности является «вечной» и одной из самых важных в современной дидактике. Теоретические основы решения этой проблемы высказаны в Концепции непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), которая была подготовлена группой ученых под руководством Министерства образования РФ.
Еще в 1996 году Коллегия Министерства образования Российской Федерации впервые зарегистрировала преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития (ранее — знаний, умений и навыков) — как ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного -начального школьного образования.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно до 10 лет происходит основное усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Современная модель сотрудничества педагога с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Правовой основой взаимодействия образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка), а также законы Российской Федерации (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Сегодня на министерском уровне осуществляется пересмотр действующих программ, организована разработка диагностических методик, обслуживающих преемственность дошкольного и начального образования.
Благополучное детство и дальнейшая судьба каждого ребенка, как никогда, зависит от родителей, воспитателей и учителей, от их мудрости, доброты, терпения, внимания к внутреннему миру детей. Организация полноценного взаимодействия педагогов школы с родителями является сегодня одной из важнейших задач. Изучение состояния данной проблемы показывает, что воспитатели и учителя испытывают трудности в работе с семьей: формальное общение, безразличие к интересам родителей, отказ от многих мероприятий и другое. Причинами подобных трудностей, по мнению самих педагогов, являются:
- невысокий социальный статус профессии воспитателя, учителя в обществе;
-
недостаточно
высокий уровень психолого-педагогической культуры
родителей;
- недостаточная компетентность некоторых педагогов;
- неполная информированность педагогов об условиях жизни ребенка дома;
- отношение воспитателей, учителей к родителям как к объектам воспитания;
- стремление педагогов избежать «живого» общения, подменить его анкетированием, информационными стендами.
- в неблагополучных семьях полное безразличие родителей к судьбе детей.
Чтобы повысить уровень воспитанности дошкольников и младших школьников, решить вопросы нравственного воспитания, необходимо договориться о содержании требований, разделить между семьей и дошкольным учреждением, а далее между семьей и школой «сферы влияния», учитывая при этом специфичность каждого социального института.
Сегодня едва ли кто-нибудь станет оспаривать тезис выдающегося детского психолога Д.Б.Эльконина: «Дошкольное и начальное образование - единый развивающийся мир». Поэтому, вопрос о создании сквозной модели преемственности - это вопрос интегративного компонента взаимодействия стандартов дошкольного и начального общего образования. Пока такой компонент не оформлен, каждый стандарт представляет из себя замкнутую целостность. Таким образом, становится ясно: преемственность в нравственном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста по-прежнему остается декларацией, хотя именно этот возрастной период является наиболее важным в общем развитии человека, формировании его личностных качеств.
В настоящее время идет работа над созданием единых для детских садов и школ программ, однако, они или еще недоработаны, или апробируются в экспериментальном режиме. Время же не стоит на месте, и дети не могут ждать, пока мы перестроимся и будем работать последовательно и непрерывно. В связи с этим, я попыталась разработать адаптированную программу по нравственному воспитанию младшего школьника на традициях русского народа.
При создании ее я уделяю внимание:
- на учет возрастных и психологических особенностей детей 7-11 лет;
- на единые цели и подход в воспитании детей;
- на единство требований взрослых (педагогов, психологов, родителей);
- на непрерывность преемственности в нравственном воспитании, в котором предыдущий период возраста содержит предпосылки для последующего возраста;
-
на уважение
личности ребенка, ориентацию на его интересы,
эмоциональную и мотивационную сферы;
- на сотрудничество между детьми, педагогами, родителями; партнерские отношения между ними.
Данная программа реализуется через систему занятий , режимных моментов, внеклассных уроков в начальной школе; работу с родителями.
Организация нравственного просвещения учащихся очевидна. Очевидна и необходимость специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Подразумеваю систематическое нравственное просвещение детей на специально запланированных , тщательно продуманных и подготовленных этических беседах во внеурочное время с детьми начального звена школы.
Вся проводимая работа с детьми младшего школьного возраста даст возможность обеспечить нравственные знания детей на таком уровне, когда ребенок будет обладать способностью понимать общее и существенное в разнообразных явлениях окружающей жизни; реалистически оценивать создавшуюся ситуацию, последствия своего поступка.
Свою задачу в работе с детьми по нравственному воспитанию я вижу в том, чтобы систематизировать имеющийся отечественный опыт, закладывая в программу развития у детей такие качества, которые в большей степени соответствуют характеру русского народа, менталитету человека, воспитывающегося в России, на русской культуре. Таким образом, работа по программе будет способствовать развитию навыков межличностного и группового взаимодействия, укреплению эмоционального состояния всех участников образовательного процесса, возникновению атмосферы любви и заботы.
Использование диагностики и коррекции эмоциональной сферы ребенка, медитаций, релаксации, психогимнастических упражнений и игр; создание благоприятного климата в детском коллективе позволит укрепить душевное здоровье детей, развить умения осознания своих чувств и чувств другого; способность управлять своими эмоциями.
Целью программы по нравственному воспитанию на традициях русского народа младших школьников является: воспитание личности, обладающей синтезом нравственных качеств человечности; сохранение и усиление ценности начальной школы для современной семьи как источника расширенного межвозрастного и межпоколенного взаимодействия детей и взрослых.
Задачи программы:
1.
Научить ребенка строить свои
отношения с окружающим миром на основе
согласования собственных стремлений со
стремлениями других людей.
2. Использовать в работе методы педагогики сотрудничества.
3. Осуществлять преемственность форм, методов воспитания и обучения детей.
4. Развивать у младших школьников способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать свои чувства.
5. Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать «добро» и «зло», быть в состоянии творить «добро».
Методологической базой для написания программы послужили принципы нравственного воспитания личности растущего человека отечественных ученых Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова:
− принцип природосообразности, который предполагает обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей;
− принцип культуросообразности, который предполагает опору в нравственном воспитании на национальные традиции народа;
− принцип гуманности, который выражается в отношениях сотрудничества воспитателя, учителя, родителей и ребенка на основе уважения и доверия к нему.
Принцип отбора содержания образования:
− сочетание современных достижений педагогики с каноничностью;
− многоуровневость (нравственное воспитание с учетом возрастных возможностей детей).
Принципы взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и начального звена школы с родителями:
− осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку в становлении его положительной нравственной позиции; с уважением и пониманием относиться к родителям;
− помнить о том, что ребенок – уникальная личность. Поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого как он (она), нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. В педагогах и родителях ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему поддержку и прийти на помощь;
− воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы;
− учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы, класса;
− рассматривать нравственное воспитание детей на традициях русской культуры не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом его интересов, трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении;
− с уважением относиться к тому, что создается самим ребенком; восхищаться вместе с родителями его самостоятельностью, что вызывает у родителей чувство уважения к педагогу;
− в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать вопросы, связанные с нравственным воспитанием детей;
− проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.
Принцип организации работы на занятиях и вне занятий с детьми:
− систематичность и последовательность;
− прочность усвоения знаний;
− связь теории с практикой и жизнью;
− вариативный подход;
− доступность и мера;
− научность;
− учет возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Структура программы «Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры»
Занятия с детьми 7-8 лет – 26 часов в год
Занятия с детьми 8-9 лет – 32 часа в год
Занятия с детьми 9-10 лет – 32 часа в год
Занятия с детьми 10-11 лет – 32 часа в год
Тематический план
(1-й класс)
№ |
Тема |
Цель |
Кол-во часов |
1. |
Этика - наука о морали в России |
Дать понятие «этика», соотнести его с понятием «этикетка». «Этикетка» поведения каждого человека. Этика как правило поведения и отношения к другим людям и к себе. Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики в России. |
1 |
2. |
Как я выгляжу |
Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, Речь). Значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте в школе и дома. Отличие поведения мальчиков и девочек. |
1 |
3. |
Школьный этикет |
Понятия «этикет» и «правила поведения на уроке». Показать необходимость этих правил для организации урока. Сюжетно-ролевая игра «Я - на уроке». |
1 |
4. |
Зачем быть вежливым |
Понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение» «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Вежливость -самая нужная и необходимая привычка человека. |
1 |
5. |
Сказка о вежливости |
Понятия «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». |
1 |
6. |
Добро и зло в сказках |
Объяснить понятия «добро - хорошо», «зло - плохо», «сказка». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому что этой победе помогает природа, звери, люди. |
2 |
7. |
Твои поступки и твои родители |
Объяснить понятия «родители», «уважение к родителям». Показать, почему людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям |
1 |
8. |
Обязанности ученика в школе и дома |
Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу. |
2 |
9. |
Чем богат человек |
Объяснить понятия «богатство», «характер», «сундучок». Богатство человека - в его знаниях, готовности и умении помогать людям, своей стране. |
1 |
10. |
Ты и твое здоровье |
Понятия «здоровье», «режим дня», «личная гигиена». Режим дня и укрепление здоровья человека. Советы доктора Айболита. |
1 |
11. |
Праздничный этикет |
Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцарский турнир вежливости. |
1 |
12. |
Наш класс |
Дать понятия «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого общения и взаимопомощи в классе. |
2 |
13. |
Моя мама - самая лучшая |
Дать понятия «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние мамы. |
1 |
14. |
День рождения |
Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарка. Сюжетно-ролевая игра «мы на дне рождения». |
2 |
15. |
Учимся общаться |
Дать понятия «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно-ролевые игры. |
3 |
16. |
Сказка в нашей жизни |
Дать понятие «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Этикет в сказках и отношения между людьми. |
5
Всего 26 часов |
Тематический план
(2-й класс)
№ |
Тема |
Цель |
Кол-во часов |
1. |
Я среди людей Город в котором я живу. |
Что такое человек. Формирование человека и окружающая среда. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих понятиях. Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди».
|
2 |
2. |
Кто я и как выгляжу? |
Нравственные понятия «я», «внешний вид» Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость - уважение человека к себе Личная гигиена |
2 |
3. |
Я - личность |
Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость» Внешний и внутренний мир человека Я - мой характер, мои знания Мое поведение зависит от меня самого |
1 |
4. |
Я и мои роли |
Понятие «роль» в кино, театре, жизни Мои роли сегодня - кто я в этом мире Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице |
2 |
5. |
Добро и зло в сказках |
Добрые и злые поступки, их последствия Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, преуменьшение) Добро и зло в отношениях между людьми Главное в сказках - победа добра над злом. |
1 |
6. |
Что за прелесть эти сказки! |
Отличие сказки от рассказа Духовный смысл сказок Красота героев сказок - их поступки во имя добра и красоты Отношение героев сказок к природе, к людям Зачем людям нужны сказки |
1 |
7. |
Сказка - волшебство, чудо и правда |
Волшебство, чудо и правда в сказках Волшебные, чудесные, правдивые отношения между людьми Что в них общего и в чем их различие Волшебство, чудо в сказках - мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает |
2 |
8. |
Сказка ложь - да в ней намек |
Выдумка, фантазия в сказках Добрая ложь («святая ложь», ложь во спасение) Лгать, врать, говорить неправду - тоже зло Победа правды над кривдой в сказках |
1 |
9. |
Кто сочиняет сказки? |
АС Пушкин, Л Н. Толстой, братья Гримм, ГХ Андерсен, Ш Перро и другие писали сказки для детей Сказки слагает народ Зачем сочиняют сказки для детей Надо ли и можно ли учиться у героев сказок? |
1 |
10. |
Русские народные сказки
|
Русские сказки - это представления народа о добре и зле, надежды и мечтания о будущей жизни Волшебные сказки - предания старины глубокой Сказка - это знакомство с бытом русского народа, его мечтами, а также душевной красотой простых людей, их готовностью и умением постоять за добро против зла |
2 |
11. |
Праздники в жизни человека |
Понятия «праздник», «праздничный» Правила этикета праздничного общения Школьные и классные праздники Подарки и их значение в жизни человека Церковные праздники и традиции их проведения Как вести себя в храме |
1 |
12. |
Отношение к старшим |
Семья, родители, родные (братья, сестры бабушки, дедушки) Отношения поколений в семье Проявления любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье Обида Почему надо уважать старшее поколение. Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию Русские традиции отношения к старшим |
2 |
13. |
Отношение к учителю |
Учитель и его обязанности в школе Как должны относиться ученики к учителю и почему"? Этикет в общении с учителем Национальные традиции России в общении учителя и ученика |
1 |
14. |
Плохо одному |
Необходимость человека в общении и жестокость одиночества Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения. |
1 |
15. |
Речевой этикет |
Понятия «тон голоса», «речь», «общение» Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение человека к людям Уважительное речевое общение Шутки Отражение характера в речи Мимика, жесты, поза и поведение человека Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям |
3 |
16. |
Вежливость и этикет |
Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета Как человек формирует «личный» этикет Основные правила вежливости в общении |
1 |
17. |
Товарищи и друзья |
Понятия «товарищ», «друг», «господин» Особенности их использования в общении между людьми Товарищество и дружба в традициях русского народа Верность и бескорыстие в дружбе |
1 |
18. |
Что в нашем имени? |
Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище» Отношение по имени к одноклассникам и друзьям Имя и отношение к человеку |
1 |
19. |
Удовольствие - в игре. Игры родного края. |
Понятия «игра», «играющие», «интерес», «азарт» Основные этические правила поведения в игре Делу - время, а потехе час, Играй, а дело не забывай. В здоровом теле - здоровый дух |
1 |
20. |
Знаменитые люди Москвы |
Знакомство с жизнью земляков.
|
2 |
Повторительно-обобщающие уроки |
3 Всего 32 урока |
Тематический план
(3-й класс)
№ |
Название темы |
Цель |
Кол-во часов |
1 |
Азбука этики. Основные понятия этики |
Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Познакомить и изучить правила этикета в школе. Деловая игра и ее правила. |
2 |
2 |
Как я выгляжу |
Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих. |
2 |
3 |
Я - личность. Мои роли |
Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение человека в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки и их общественные роли. |
2 |
4 |
Нравственный мир сказок |
Понятия «зло», «добро», «жизнь», «обычаи», «традиции». Показать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки - «рецепты поведения» во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различие. |
2 |
5 |
Устав - основной закон школы |
Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанности». Права и обязанности, зачем они нужны. Обязанности в школе. Права и обязанности ученика. |
1 |
6 |
Человек и его имя
|
Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Безнравственный поступок. |
1 |
7 |
Я и мои друзья |
Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней. |
2 |
8 |
Верность слову и чести. |
Понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным данному тобой слову. Герой России –Сергей Преминин. |
2 |
9 |
Речевой этикет
|
Понятия «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить понятия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза). |
1 |
10 |
Умение общаться |
Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями. Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях. |
1 |
11 |
Этикет в общественных местах |
Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино. Деловая игра «Ты в театре и музее». |
2 |
12 |
Библиотека -хранительница знаний |
Книга - твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания». Экскурсия в библиотеку. Правила пользования и поведения в библиотеке. |
2 |
13 |
Отзывчивость и доброта |
Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло? |
2 |
14 |
Я познаю себя и других |
Понятие «потребности человека». Биологические, социальные и духовные потребности. Способности: наследственные и приобретенные. Разбор ситуации: «Если я что-то хочу, то поступаю так». |
2 |
15 |
Формы моральной оценки и самооценки |
Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скандал», «конфликт» Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей. |
2 |
16 |
Культура поведения человека |
Понятия «культура», «культура поведения», «правила приличия», «культурное», и «некультурное» поведение. Деловая игра «Учимся культуре поведения». |
1 |
17 |
Люблю тебя,мой город древний. |
Понятие «праздник». |
4 |
18 |
Повторительно – обобщающие уроки |
1 Всего 32 урока |
Тематический план
(4-й класс)
№ |
Название темы |
Цель |
Кол-во часов |
1. |
Азбука этики. Культура поведения и такт. |
Внешний вид человека. Внутренний мир человека. Культура поведения. Такт. Плохое и хорошее поведение. Культурный человек. Вежливость. Вежливое отношение к окружающим. Игра «Вежливо или Невежливо». |
1 |
2. |
Культура общения. |
Дать понятия «общение», «чувства», «настроение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живет среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависят от них самих и выражается в их общении с другими людьми. |
2 |
3. |
Человек и его имя. |
Дать понятия «имя», «имена мужские и женские», «русские имена и православные», «значение имен», что означает «уважать имя человека», показать необходимость уважать имя любого человека и с уважением относиться к своему имени, показать, что человек красит свое имя своими поступками. |
2 |
4. |
Моя малая Родина. |
Дать понятия «Родина», «патриотизм», любовь к Родине, подвиг во имя Родины, «малая Родина». Родина и твой дом. Война - проверка любви к Родине у всего народа, живущего в стране.Устюжане –герои Советского Союза. |
2 |
5. |
Устав - основной закон школы. |
Дать понятия «закон», «общество», «государство», показать, что права, предоставленные государством, накладывают на человека определенные обязанности. |
2 |
6. |
Речевой этикет. |
Дать понятия «общение», «речь», показать, что в общении главным является не столько речь, сколько тон голоса, позы, жесты, которые придают речи особые оттенки, выражающие отношение одного человека к другому и к себе. |
2 |
7. |
Чувство, настроение и характер. |
Дать понятия «воля», «сила воли», «характер» (положительный и отрицательный), «настроение», «чувством. Человек должен владеть своими чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и настроение других. |
2 |
8. |
Школьный этикет. |
Дать понятия «этикет в общественных местах», «этикет в столовой», «этикет на перемене», провести деловые игры «мы в столовой», «мы на перемене», «мы в школе». |
1 |
9. |
Праздники в жизни человека. |
Дать понятия «праздник», особенности праздников в школе, в коллективе класса, «в стране». |
1 |
10 . |
Цветы в жизни человека. |
Роль цветов в жизни человека, легенды о цветах. Правила дарения цветов. |
1 |
11. |
Поступки человека и его характер. |
Дать понятия «сильный характер», «слабый характер», вредные и нужные привычки, «поступок», роль поступков в формировании характера. |
2 |
12. |
Нравственные отношения в коллективе. |
Дать понятия «уважение», отношения между людьми, «виды отношений между людьми» (знакомы, приятельские, товарищеские, дружеские), золотое правило Библии. |
2 |
13. |
Мода и школьная одежда. Лен,ты мой лен.. |
Дать понятия «мода», «одежда», «форма», как рождается мода. Является ли модная одежда показателем культуры и знаний человека. Мода и этикет. Модная одежда и отношения ребят в классе. Знакомство с выращиванием льна, порядок его обработки в разные годы. |
2 |
14. |
Приветствия и знакомства. Гостеприимство туристического города. |
Дать понятия «приветствие», «знакомство». Формы приветствия, приветствия у русского народа; общение будет приятным только тогда, когда правила знакомства и приветствия выполняются доброжелательно. |
2 |
15. |
Поведение в общественных местах. |
Дать понятия «улица», «транспорт», «кафе». Основные правила этикета и отношение человека к людям на улице, в транспорте, кафе, местах отдыха. Основные правила этикета в кафе. Что и как едят. |
2 |
16. |
Человек в природе и его здоровье. |
Дать понятие «здоровье», «природа», «экология», «охрана природы».Правила поведения в походе, на отдыхе, на пляже. Отношение к животным. |
2 |
17. |
Нравственное отношение в семье. |
Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «сестры», «братья», «родословное дерево». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга. |
2 |
18. |
Повторительно-обобщающие уроки |
2 Всего 32 урока |
«Нравственное воспитание на традициях русского народа – воспитание у детей высокого морального долга»
Цель: формирование у детей младшего школьного возраста представлений о нравственных нормах поведения в России и накопление практического опыта; воспитание основы культуры общения; понимание смысла «добра» и «зла», совести и чувства долга и т.д.; воспитание и развитие рефлексии саморефлексии.
Задачи:
− учить детей постижению элементарных норм нравственности; вырабатывать у них осознанные представления о нормах поведения;
− учить руководствоваться полученной суммой нравственных норм в повседневной жизни;
− воспитыватьумение устанавливатьдоброжелательные взаимоотношения с другими детьми на основе развития гуманных чувств; использовать в общении правила речевого этикета.
Формы работы с детьми:
− занятия, организация работы вне занятий;
− беседы, игры нравственного содержания;
− проведение совместных праздников;
− просмотр видеозаписей, использование аудиозаписей и технических средств обучения;
− тематические занятия эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);
− встречи за «круглым столом» (с родителями в начальном звене школы);
− организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
− постановка сказок нравственного содержания;
− совместное переживание событий взрослыми и детьми.
«Сообщество педагогов и родителей»
Цель: обогащение родителей психолого – педагогическими знаниями; повышение воспитательной активности родителей и культуры их общения; формирование элементов «педагогической рефлексии» - умения самокритично оценивать себя как воспитателя.
Задачи:
− организовать систему работы по выстраиванию партнерских отношений с родителями;
− способствовать выработке единой стратегии нравственного воспитания детей, анализу и коррекции их поведения;
− учить родителей успешно анализировать и критически оценивать собственную воспитательную деятельность;
− заинтересовать родителей проблемами педагогики, стимулировать их стремление понять своего ребенка.
Формы работы с родителями.
− родительские собрания на нравственные темы;
− обсуждение вопросов и ответов «душевный разговор»;
− проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы,)анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса нравственного воспитания в семье;
− индивидуальное консультирование специалистов;
− организация деловых игр с родителями;
− наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы, оформление «копилки родительских советов»;
− визиты домой;
− ведение социальных карт с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
− ведение тетради эмоционального развития ребенка (дома);
− мониторинг умственного, психического развития ребенка;
− совместные с родителями спектакли, праздники, именины детей;
− помощь родителей классу (хозяйственные работы).
Критерии оценки эффективности работы начальной школы с семьей по нравственному воспитанию детей на традициях русского народа.
1. Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, учителям, школы как показатель роста их педагогических интересов, знаний о нравственном воспитании детей в семье.
2. Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению нравственного воспитания детей и активность их участников.
3. Изменения в неблагоприятных семьях: в чем именно предположительные причины положительных сдвигов или отсутствие таковых.
4. Проявление у родителей осознанного отношения к нравственному воспитанию, стремление и умение понимать ребенка, анализировать свои достижения и ошибки. Общественное мнение родителей (через анкетирование) о нравственном воспитании в школе.
Критерии отслеживания результатов программы:
Измерение ожидаемых результатов. |
||
критерии |
показатели |
Методики и технологии, авторы |
Отношения.
Самооценка школьника.
Мотивация.
Адаптация к школе.
Психологическая зрелость.
Притязания.
Тревожность.
Творческая активность.
Агрессивность.
Общение.
Взаимодействие.
Общение.
|
Исследование отношения ребенка к детям;
определение самооценки;
уровень мотивации к школе;
динамика изменения здоровья, комфортность, мотивационная сфера;
определение школьной зрелости;
определение уровня притязаний ребенка;
уровень и характер школьной тревожности;
уровень интеллекта, участие в конкурсах, олимпиадах, марафонах;
определение уровня агрессивности;
измерение самочувствия семьи;
уровень родительских отношений;
определение внутрисемейного общения;
определение уровня взаимодействия с ребенком;
оценка уровня общения;
|
Социометрическая проба «День рождения» Рене Жиля;
методика В.Г.Щур – изучение самосознания и осознание своего места;
методика Н.Туткина «Да» и «Нет» - определение уровня мотивации к школе;
методика А.Карстена – психологическое пресыщение, методика Н.Белопольских – изучение учебных игровых мотивов деятельности;
ориентировочный тест школьной зрелости А.Керна, Я.Йирасека;
тест Векслера – исследование уровня притязаний ребенка;
Филлипс – тест школьной тревожности;
тест Векслера, методика Р.Амтхауэра – портфолио ребенка;
А.Ассингер – корректность в отношениях с окружающими;
методика Е.Арнаутовой – интервью с детьми .
А.Я.Варга, В.В.Столин – диагностика детско-родительских отношений;
тест «Рисунок семьи» - интерпретация Г.Т.Хоментаускас;
методика Р.А.Захарова – изучение модели воздействия педагога на ребенка;
методика К.Ю.Белой – проведение дней ДРК по проблеме «Общения»;
|
Школьная мотивация.
Результаты диагностики:
2020 - 2021 уч.год
Высокий уровень-
Хороший уровень-
Положительный уровень-
Низкий уровень-
Негативный уровень-
Прогнозируемые результаты:
1. Ребенок – маленький гражданин с активной жизненной позицией; обладает базовыми составляющими потенциала личности: коммуникативной умелостью, ценностью собственного «Я», своего достоинства, своего здоровья и здоровья других людей, уверенностью в себе, чувством долга, чуткостью, отзывчивостью.
2. Ребенок – субъект отношений с людьми, миром и самим собой.
3. Будет выработана единая стратегия нравственного воспитания детей у родителей и педагогов.
4. Педагогический процесс будет целостным и перспективным.
Сроки реализации программы – 2020– 2021 г.
Литература для написания программы:
1. Дорохова А. «О культуре поведения» М. 1968 г.;
2. Запорожец А.В. «Избранные психологические труды» М. 1986 г.;
3. Кон И.С. «Ребенок и общество» М. 1988г.;
4. Левашова Н. «Об этикете» М. 1977 г.;
5. Петровский В.А. «Воспитателю о личностном общении» М. 1992 г.;
6. Первенцев А. «Продолжим разговор о культурном человеке» М. 1961 г.;
7. Рогов Е.И. «Психология общения» М. Владос 2001 г.;
8. Смолка К. «Правила хорошего тона» М. 1980 г.;
9. Чечет В.В. «Хрестомантия по семейному воспитанию» Минск 1987 г.
Литература для работы педагогов с детьми:
1. Арушанова А. «Диалоги с детьми» М. 2002 г.;
2. Богданова О.Е. «Методика этических бесед с младшими школьниками» М. Просвещение 1985 г.;
3. Дурова Н.В. «Очень важный разговор» Мозаика – Синтез 2000 г.;
4. Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми» М. 2002 г.;
5. Лопатина А. «Искусство видеть мир», «Мир твоей души», «Книга для занятий по духовному воспитанию» М.ИПЦ Русский Раритет 1997 г.;
6. Лопатина А. «Беседы и сказки о семье» М. Амрита – Русь 2004 г.;
7. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Аркти 2004 г.;
8. Николаева С.О. «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками» Владос 2000 г.;
9. Панфилова М.А. «Игротерапия общения» М. Гном 2001 г.;
10. Пятерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей» Просвещение 1986
11. Семенака С.И. «Учимся сочувствовать, сопереживать» Аркти 2004 г.;
12. Семенака С.И. «Уроки добра» М. Аркти 2003 г.;
13. Сухомлинский В.А. «О воспитании» М. Педагогика 1972 г.;
14. Ветохина А. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста/ А.Ветохина.- СПб.:Детство-Пресс, 2018г.
Список литературы для чтения детям:
1. Артюхова Н. «Трудный вечер»;
2. Аким Я. «Бабушка болеет»;
3. Аксаков С. «Аленький цветочек»;
4. Баруздин С. «Морской кортик»;
5. Босев А. «Кран – великан»;
6. Булатов М (русская народная сказка в обработке) «Царевна – лягушка»;
7. Булатов М. (дагестанская сказка в обработке) «Храбрый мальчик»;
8. Барто А. «Вовка – добрая душа»;
9. Бажов П. «Голубая змейка»;
10. Бианки В. Чарушин Е. Пришвин М. «Рассказы»;
11. Булатов М. (русская народная сказка в обработке) «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
12. Бажов П. «Серебряное копытце»;
13. Благинина Е. «Посидим в тишине»;
14. Барто А. «Уехали»;
15. Булатов М. (эстонская сказка в обработке) «Каждый свое получил»;
16. Воронкова Л. «Ссоры с бабушкой»;
17. Воронкова Л. «Маленький соколик»;
18. Гайдар А. «Чук и Гек»;
19. Гарин – Михайловский Н. «Тема и Жучка»;
20. Горький М. «Воробьишко»;
21. Горская Т. «Колин папа»;
22. Ершов П. «Конек – Горбунок»;
23. Житков Б. «На льдине»;
24. Житков Б. «Обвал»;
25. Заходер Б. «Серая звездочка»;
26. Капутикян С. «Моя бабушка»;
27. Крупин В. «Отцовское поле»;
28. Карнаухова И. (русская народная сказка в обработке) «Крылатый, мохнатый да масляный»;
29. Коршунова М. «Едет, спешит мальчик»;
30. Катаев В. «Цветик – семицветик»;
31. Куприн А. «Белый пудель»;
32. Мамин – Сибиряк Д. «Сказки про храброго зайца»;
33. Могилевская С. «Сказка о громком барабане»;
34. Маяковский В. «Кем быть»;
35. Михалков С. «Как друзья познаются»;
36. Маршак С. «Пожар»;
37. Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое»;
38. Михалков С. «Дядя Степа»;
39. Носов Н. «на горке»;
40. Носов Н. «Карасик»;
41. Некрасов Н. «Дед Мазай и зайцы»;
42. Одоевский В. «Мороз Иванович»;
43. Паустовский К. «Кот – ворюга»;
44. Пермяк Е. «Самое страшное»;
45. Пермяк Е. «Надежный человек»;
46. Пришвин М. «Золотой луг»;
47. Паустовский К. «Квакша»;
48. Пушкин А. «Сказка о рыбаке и рыбке»;
49. Пермяк Е. «Для чего руки нужны»;
50. Раскин А. «Как папа охотился на тигра»;
51. Сахарков С. «Два радиста»;
52. Толстой Л. «Косточка»;
53. Толстой Л. «Желтухин»;
54. Ушинский К. «Сила – не право»;
55. Чуковский К. «Айболит».
Литература для педагогов:
1. Богуславская Н.Е. Купина Н.А. «Веселый этикет» М. 2000 г.;
2. Буре Р.С. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985 г.;
3. Виноградова М.Ф. «Воспитателю о работе с семьей» М. Просвещение 1989 г.;
4. Захаров А.И. «Как предупредить отклонений в поведении ребенка» М. Просвещение 1986 г.;
5. Корчинова О.В. «Детский этикет» М. 1999 г.;
6. Казакова Н. Клещевская Т. «Учебник добра» М. Педагогика 1989 г.;
7. Ковальчук Я.И. «Индивидуальный подход в воспитании ребенка» М. Просвещение 1985 г.;
8. Капров А.И «Азбука нравственного воспитания» М. 1979 г;
9. Караковский В.А. «Воспитание? Воспитание…Воспитание!» Теория и практика 1996 г.;
10. Максакова В. Полякова С. «Учимся договариваться» М. 2001 г.;
11. Фридман Л.М.»Изучение процесса личностного развития ученика» М. Воронеж 1998 г.;
12. Шкатова Л.А. «Задачник по этикету» М.1999г.;
13. Шилова М.И. «Изучение воспитанности школьников» М. 1982 г.;
14. Шилова М.И. «Учителю о воспитанности школьников» М. 1990 г.;
Литература для работы с родителями:
1. Будницкая И.И. «Ребенок идет в школу» М. Педагогика 1985 г.;
2. Бим – Бад Б.М. «Мудрость воспитания» М. Педагогика 1987 г.;
3. Васильцова З.П. «Мудрые заповеди народной педагогики» М. Педагогика 1983 г.;
4. Варюхина С.И. «Истоки доброты» М. 1990 г.;
5. Дела Торе А. «Ошибки родителей» М. Прогресс 1984 г.;
6. Зверева О.Л. «Общение педагога с родителями» Сфера 2005 г.;
7. Макаренко А.С. «О воспитании в семье» М.1955 г.;
8. Монич К.И. «Доброта начинается с детства» Минск 1978 г.;
9. Островская А.Ф. «Почему ребенок не слушается» М. Просвещение 1977 г.;
10. Спиваковская А.С. «Как быть родителями» М. Педагогика 1986 г.;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.