Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры(1-4 класс)

  • Научно-исследовательская работа
  • Образовательные программы
  • doc
  • 29.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа .Реализуется через систему внеклассных занятий
Иконка файла материала Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры.doc

 

 

 

 

       

 

Нравственное воспитание школьников  на традициях русской культуры 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Бушкова Александра Ивановна

 

Учитель начальных классов г.Москва

 

ГБОУ «Школа № 283»

 

 

 

2020г.

 

 

Содержание

1.     Теоретическое обоснование проблемы нравственного воспитания на традициях русской культуры. Стр.3-7

2.     Цели, задачи, принципы, структура программы. Стр.7-8

3.     Тематическое планирование на 1-4 классы. Стр.9-17

4.     Формы работы с детьми и родителями. Стр.17-18

5.     Критерии оценки эффективности работы начальной школы с семьей по нравственному воспитанию детей на традициях русского народа. Стр.19

6.     Критерии отслеживания результатов программы. Стр.19-20

7.     Школьная мотивация. Результаты диагностики. Стр.20-21

8.     Прогнозируемые результаты. Стр.21

9.     Литература. Стр.21-24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Нравственная привычка представляет собой

полезную для общества и коллектива устойчивую

форму поведения, выполнение которой становится

жизненной потребностью человека»

А.В.Запорожец.

.

Одной из важных составляющих развития государства является нравственное воспитание детей и молодежи. Государственная политика в этой области ориентирована на обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, тесное взаимодействие семьи и педагогических коллективов.

Важную роль в совместной работе по нравственному воспитанию детей имеет преемственность методов работы и педагогического общения воспитателей и педагогов школы.

В последние годы в литературе все чаще печатаются статьи известных педагогов и психологов, чьи теоретические разработки и практический опыт направлены на воспитание человека нового века, нового тысячелетия - воспитание, основами которого должны стать Красота и Гуманность, Свобода и Высочайшая Нравственность.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Высокий уровень детской преступности вызван ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безразличной атмосфере.

Основные проблемы нравственного воспитания ребенка заключаются:

   в разладе между внутренним состоянием ребенка и общепринятыми нормами поведения;

   в отсутствии навыков рефлексивных действий;

   в отсутствии развитого чувства сопереживания (эмпатии), инфантильности, неразвитости волевых качеств;

   в перегруженности информацией, ее отрицательном подчас влиянии на духовность человека.

Все это свидетельствует о кризисе в отечественном образовании и воспитании. Что предпринять в данной ситуации? Как сберечь Человека? Что в воспитании поставить на первое место: умственное, трудовое, физическое или нравственное и эстетическое воспитание? В последнее время создается впечатление, что воспитание отходит в нашем обществе на второй план. Мы о нем все больше и больше забываем и все больше думаем об обучении.

В Российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.

Нравственность русского народа отмечена в трудах отечественных философов 19-20 века: Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева, В.В.Розанова, И.А.Ильина. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г.Белинский, К.Д.Ушинский, Н.А.Добролюбов, В.А.Сухомлинский считали, что с малых лет важно воспитывать чувство доброты, справедливости, способность противостоять лжи и жестокости, учить соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Важное  значение в жизни младших школьников приобретают их отношения друг с другом, с учителями, а также чувства, возникающие на основе этих отношений.

Именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном, о взаимоотношениях между людьми. Появляется новый этап в развитии самосознания. Характерной чертой этого этапа является рождение рефлексии.

Процесс осознания себя как личности (черт характера, способностей, переживаний, мотивации поступков) сопровождается самооценкой, сравнением себя с другими. Учет вышеназванных особенностей служит основой для выбора возрастного аспекта построения целенаправленного учебно-воспитательного процесса по воспитанию основ нравственных черт характера.

Формирование личности ребенка зависит от взаимосвязанной работы всех звеньев учебно - воспитательных учреждений системы образования; от правильного осуществления преемственности между ними, которая предполагает установление глубокой внутренней взаимосвязи в обучении, воспитательном воздействии и формировании личности на разных ступенях обучения. «Детский сад, начальная школа, - отмечает Н.К.Крупская, - все это тесно связанные между собой звенья общего развития, и единственной целью этих учреждений должно быть возможно полное, всестороннее развитие личности, создание условий для ее формирования».

Проблема преемственности является «вечной» и одной из самых важных в современной дидактике. Теоретические основы решения этой проблемы высказаны в Концепции непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), которая была подготовлена группой ученых под руководством Министерства образования РФ.

Еще в 1996 году Коллегия Министерства образования Российской Федерации впервые зарегистрировала преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития (ранее — знаний, умений и навыков) — как ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного -начального школьного образования.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно до 10 лет происходит основное усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Современная модель сотрудничества педагога с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Правовой основой взаимодействия образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка), а также законы Российской Федерации (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Сегодня на министерском уровне осуществляется пересмотр действующих программ, организована разработка диагностических методик, обслуживающих преемственность дошкольного и начального образования.

Благополучное детство и дальнейшая судьба каждого ребенка, как никогда, зависит от родителей, воспитателей и учителей, от их мудрости, доброты, терпения, внимания к внутреннему миру детей. Организация полноценного взаимодействия педагогов школы с родителями является сегодня одной из важнейших задач. Изучение состояния данной проблемы показывает, что воспитатели и учителя испытывают трудности в работе с семьей: формальное общение, безразличие к интересам родителей, отказ от многих мероприятий и другое. Причинами подобных трудностей, по мнению самих педагогов, являются:

-         невысокий социальный статус профессии воспитателя, учителя в обществе;

-         недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры
родителей;

-         недостаточная компетентность некоторых педагогов;

-         неполная информированность педагогов об условиях жизни ребенка дома;

-         отношение воспитателей, учителей к родителям как к объектам воспитания;

-         стремление педагогов избежать «живого» общения, подменить его анкетированием, информационными стендами.

-         в неблагополучных семьях полное безразличие родителей к судьбе детей.

Чтобы повысить уровень воспитанности дошкольников и младших школьников, решить вопросы нравственного воспитания, необходимо договориться о содержании требований, разделить между семьей и дошкольным учреждением, а далее между семьей и школой «сферы влияния», учитывая при этом специфичность каждого социального института.

Сегодня едва ли кто-нибудь станет оспаривать тезис выдающегося детского психолога Д.Б.Эльконина: «Дошкольное и начальное образование - единый развивающийся мир». Поэтому, вопрос о создании сквозной модели преемственности - это вопрос интегративного компонента взаимодействия стандартов дошкольного и начального общего образования. Пока такой компонент не оформлен, каждый стандарт представляет из себя замкнутую целостность. Таким образом, становится ясно: преемственность в нравственном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста по-прежнему остается декларацией, хотя именно этот возрастной период является наиболее важным в общем развитии человека, формировании его личностных качеств.

В настоящее время идет работа над созданием единых для детских садов и школ программ, однако, они или еще недоработаны, или апробируются в экспериментальном режиме. Время же не стоит на месте, и дети не могут ждать, пока мы перестроимся и будем работать последовательно и непрерывно. В связи с этим, я попыталась разработать адаптированную программу по нравственному воспитанию младшего школьника на традициях русского народа.

При создании ее я уделяю внимание:

-         на учет возрастных и психологических особенностей детей 7-11 лет;

-         на единые цели и подход в воспитании детей;

-         на единство требований взрослых (педагогов, психологов, родителей);

-         на непрерывность преемственности в нравственном воспитании, в котором предыдущий период возраста содержит предпосылки для последующего возраста;

-         на уважение личности ребенка, ориентацию на его интересы,
эмоциональную и мотивационную сферы;

-         на сотрудничество между детьми, педагогами, родителями; партнерские отношения между ними.

Данная программа реализуется через систему занятий , режимных моментов, внеклассных уроков в начальной школе; работу с родителями.

Организация нравственного просвещения учащихся очевидна. Очевидна и необходимость специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе.   Подразумеваю систематическое нравственное просвещение детей на специально запланированных , тщательно продуманных и подготовленных этических беседах во внеурочное время с детьми начального звена школы.

Вся проводимая работа с детьми младшего школьного возраста даст возможность обеспечить нравственные знания детей на таком уровне, когда ребенок будет обладать способностью понимать общее и существенное в разнообразных явлениях окружающей жизни; реалистически оценивать создавшуюся ситуацию, последствия своего поступка.

Свою задачу в работе с детьми по нравственному воспитанию я вижу в том, чтобы систематизировать имеющийся отечественный опыт, закладывая в программу развития у детей такие качества, которые в большей степени соответствуют характеру русского народа, менталитету человека, воспитывающегося в России, на русской культуре. Таким образом, работа по программе будет способствовать развитию навыков межличностного и группового взаимодействия, укреплению эмоционального состояния всех участников образовательного процесса, возникновению атмосферы любви и заботы.

Использование диагностики и коррекции эмоциональной сферы ребенка, медитаций, релаксации, психогимнастических упражнений и игр; создание благоприятного климата в детском коллективе позволит укрепить душевное здоровье детей, развить умения осознания своих чувств и чувств другого; способность управлять своими эмоциями.

 

Целью программы по нравственному воспитанию на традициях русского народа младших школьников является: воспитание личности, обладающей синтезом нравственных качеств человечности; сохранение и усиление ценности  начальной школы для современной семьи как источника расширенного межвозрастного и межпоколенного взаимодействия детей и взрослых.

 

 

Задачи программы:

1.            Научить ребенка строить свои отношения с окружающим миром на основе
согласования собственных стремлений со стремлениями других людей.

2.            Использовать в работе методы педагогики сотрудничества.

3.            Осуществлять преемственность форм, методов воспитания и обучения детей.

4.            Развивать у младших школьников способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать свои чувства.

5.            Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать «добро» и «зло», быть в состоянии творить «добро».

 

 Методологической базой для написания программы послужили принципы нравственного воспитания личности растущего человека отечественных ученых Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова:

   принцип природосообразности, который предполагает обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей;

   принцип культуросообразности, который предполагает опору в нравственном воспитании на национальные традиции народа;

   принцип гуманности, который выражается в отношениях сотрудничества воспитателя, учителя, родителей и ребенка на основе уважения и доверия к нему.

Принцип отбора содержания образования:

   сочетание современных достижений педагогики с каноничностью;

   многоуровневость (нравственное воспитание с учетом возрастных возможностей детей).

 

Принципы взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и    начального звена школы с родителями:

   осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку в становлении его положительной нравственной позиции; с уважением и пониманием относиться к родителям;

   помнить о том, что ребенок – уникальная личность. Поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого как он (она), нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. В педагогах и родителях ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему поддержку и прийти на помощь;

   воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы;

   учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы, класса;

   рассматривать нравственное воспитание детей на традициях русской культуры не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом его интересов, трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении;

   с уважением относиться к тому, что создается самим ребенком; восхищаться вместе с родителями его самостоятельностью, что вызывает у родителей чувство уважения к педагогу;

   в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать вопросы, связанные с нравственным воспитанием детей;

   проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

Принцип организации работы на занятиях и вне занятий с детьми:

   систематичность и последовательность;

   прочность усвоения знаний;

   связь теории с практикой и жизнью;

   вариативный подход;

   доступность и мера;

   научность;

   учет возрастных и индивидуальных возможностей детей.

 

Структура программы «Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры»

Занятия с детьми 7-8 лет – 26 часов в год

Занятия с детьми 8-9 лет – 32 часа в год

Занятия с детьми 9-10 лет – 32 часа в год

Занятия с детьми 10-11 лет – 32 часа в год

 

 

Тематический план

(1-й класс)

 

Тема

Цель

Кол-во часов

1.             

Этика - наука о морали в России

Дать понятие «этика», соотнести его с понятием «этикетка». «Этикетка» поведения каждого человека. Этика как правило поведения и отношения к другим людям и к себе. Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики в России.

1

2.             

Как я выгляжу

Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, Речь). Значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте в школе и дома. Отличие поведения мальчиков и девочек.

1

3.             

Школьный этикет

Понятия «этикет» и «правила поведения на уроке». Показать необходи­мость этих правил для организации урока. Сюжетно-ролевая игра «Я - на уроке».

1

4.             

Зачем быть вежливым

Понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение» «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Вежливость -самая нужная и необходимая привычка человека.

1

5.             

Сказка о вежливости

Понятия «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека».

1

6.             

Добро и зло в сказках

Объяснить понятия «добро - хорошо», «зло - плохо», «сказка». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому что этой победе помогает природа, зве­ри, люди.

2

7.             

Твои поступки и твои родители

Объяснить понятия «родители», «уважение к родителям». Показать, поче­му людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям

1

8.             

Обязанности ученика в школе и дома

Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходи­мость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учите­лям, к школе, классу.

2

9.             

Чем богат человек

Объяснить понятия «богатство», «характер», «сундучок». Богатство чело­века - в его знаниях, готовности и умении помогать людям, своей стране.

1

10.         

Ты и твое здоровье

Понятия «здоровье», «режим дня», «личная гигиена». Режим дня и укреп­ление здоровья человека. Советы доктора Айболита.

1

11.         

Праздничный этикет

Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцар­ский турнир вежливости.

1

12.         

Наш класс

Дать понятия «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого об­щения и взаимопомощи в классе.

2

13.         

Моя мама - самая лучшая

Дать понятия «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние мамы.

1

14.         

День рождения

Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Да­рение подарка. Сюжетно-ролевая игра «мы на дне рождения».

2

15.         

Учимся общаться

Дать понятия «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно-ролевые игры.

3

16.         

Сказка в нашей жизни

Дать понятие «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Эти­кет в сказках и отношения между людьми.

5

 

 

Всего 26 часов

 

 

 

Тематический план

(2-й класс)

 

Тема

Цель

Кол-во часов

1.            

Я среди людей

Город в котором я живу.

Что такое человек. Формирование человека и окружающая сре­да. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих поняти­ях. Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди».

 

2

2.            

Кто я и как выгляжу?

Нравственные понятия «я», «внешний вид» Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга Лицо, одежда, мимика, жес­ты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость - уважение челове­ка к себе Личная гигиена

2

3.            

Я - личность

Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость» Внешний и внутренний мир человека Я - мой характер, мои знания Мое поведение зависит от меня самого

1

4.            

Я и мои роли

Понятие «роль» в кино, театре, жизни Мои роли сегодня - кто я в этом мире Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице

2

5.            

Добро и зло в сказках

Добрые и злые поступки, их последствия Ложь, выдумка, фан­тазия в сказках (преувеличение, преуменьшение) Добро и зло в отно­шениях между людьми Главное в сказках - победа добра над злом.

1

6.            

Что за прелесть эти сказки!

Отличие сказки от рассказа Духовный смысл сказок Красота героев сказок - их поступки во имя добра и красоты Отношение геро­ев сказок к природе, к людям Зачем людям нужны сказки

1

7.            

Сказка - волшебство, чудо и правда

Волшебство, чудо и правда в сказках   Волшебные, чудесные, правдивые отношения между людьми   Что в них общего и в чем их различие  Волшебство, чудо в сказках - мечты людей.  Почему в сказ­ках всегда есть правда и она побеждает

2

8.            

Сказка ложь - да в ней намек

Выдумка, фантазия в сказках Добрая ложь («святая ложь», ложь во спасение) Лгать, врать, говорить неправду - тоже зло Побе­да правды над кривдой в сказках

1

9.            

Кто сочиняет сказки?

АС Пушкин, Л Н. Толстой, братья Гримм, ГХ Андерсен, Ш Перро и другие писали сказки для детей Сказки слагает народ Зачем сочиняют сказки для детей Надо ли и можно ли учиться у героев сказок?

1

10.       

Русские народные сказки

 

Русские сказки - это представления народа о добре и зле, на­дежды и мечтания о будущей жизни Волшебные сказки - предания старины глубокой Сказка - это знакомство с бытом русского народа, его мечтами, а также душевной красотой простых людей, их готовно­стью и умением постоять за добро против зла

2

11.       

Праздники в жизни человека

Понятия «праздник», «праздничный» Правила этикета празд­ничного общения Школьные и классные праздники Подарки и их зна­чение в жизни человека Церковные праздники и традиции их прове­дения Как вести себя в храме

1

12.       

Отношение к старшим

Семья, родители, родные (братья, сестры бабушки, дедушки) Отношения поколений в семье  Проявления любви и уважения, забо­ты, сострадания, помощи в семье Обида Почему надо уважать стар­шее поколение. Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию Русские  традиции отношения к старшим

2

13.       

Отношение к учителю

Учитель и его обязанности в школе Как должны относиться уче­ники к учителю и почему"? Этикет в общении с учителем Националь­ные традиции России в общении учителя и ученика

1

14.       

Плохо одному

Необходимость человека в общении и жестокость одиночества Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важней­шим средством общения.

1

15.       

Речевой этикет

Понятия «тон голоса», «речь», «общение» Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение чело­века к людям Уважительное речевое общение Шутки Отражение ха­рактера в речи Мимика, жесты, поза и поведение человека Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям

3

16.       

Вежливость и этикет

Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны лю­дям правила вежливости и этикета  Как человек формирует «личный» этикет Основные правила вежливости в общении

1

17.       

Товарищи и друзья

Понятия  «товарищ»,  «друг»,  «господин»   Особенности их ис­пользования в общении между людьми   Товарищество и дружба в традициях русского народа Верность и бескорыстие в дружбе

1

18.       

Что в нашем имени?

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище» Отношение по имени к одноклассникам и друзьям Имя и отношение к человеку

1

19.       

Удовольствие - в игре. Игры родного края.

Понятия «игра», «играющие», «интерес», «азарт» Основные этические правила поведения в игре Делу - время, а потехе час, Иг­рай, а дело не забывай.  В здоровом теле - здоровый дух

1

20.       

Знаменитые люди Москвы

Знакомство с жизнью земляков.

 

2

Повторительно-обобщающие уроки

3

Всего 32 урока

 

 

Тематический план

(3-й класс)

Название темы

Цель

Кол-во часов

1

Азбука этики. Основные понятия этики

Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Познако­мить и изучить правила этикета в школе. Деловая игра и ее правила.

2

2

Как я выгляжу

Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих.

2

3

Я - личность. Мои роли

Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение челове­ка в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки и их общественные роли.

2

4

Нравственный мир сказок

Понятия «зло», «добро», «жизнь», «обычаи», «традиции». Пока­зать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки - «рецепты поведения» во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различие.

2

5

Устав - основной закон школы

Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанно­сти». Права и обязанности, зачем они нужны. Обязанности в школе. Права и обязанности ученика.

1

6

Человек и его имя

 

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Безнравственный поступок.

1

7

Я и мои друзья

Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней.

2

8

Верность слову и чести.

Понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным дан­ному тобой слову. Герой России –Сергей Преминин.

2

9

Речевой этикет

 

Понятия «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить поня­тия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза).

1

10

Умение общаться

Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мне­ниями. Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях.

1

11

Этикет в общественных местах

Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино. Деловая игра «Ты в театре и музее».

2

12

Библиотека -хранительница знаний

Книга - твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания». Экскурсия в библиотеку. Правила пользова­ния и поведения в библиотеке.

2

13

Отзывчивость и доброта

Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло?

2

14

Я познаю себя и других

Понятие «потребности человека». Биологические, социальные и духовные потребности. Способности: наследственные и приобретен­ные. Разбор ситуации: «Если я что-то хочу, то поступаю так».

2

15

Формы моральной оценки и самооценки

Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «посту­пок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скан­дал», «конфликт» Ответственность человека за свои поступки. Мо­ральная оценка поступков людей.

2

16

Культура поведения человека

Понятия «культура», «культура поведения», «правила прили­чия», «культурное», и «некультурное» поведение. Деловая игра «Учимся культуре поведения».

1

17

Люблю тебя,мой город древний.

Понятие «праздник».

4

18

Повторительно – обобщающие уроки

1

Всего

32

урока

Тематический план

(4-й класс)

Название темы

Цель

Кол-во часов

1.

Азбука этики. Культура поведения и такт.

Внешний вид человека. Внутренний мир человека. Культура поведения. Такт. Плохое и хорошее поведение. Культурный человек. Вежливость. Вежливое отношение к окружающим. Игра «Вежливо или Невежливо».

1

2.

Культура общения.

Дать понятия «общение», «чувства», «настроение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живет среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома за­висят от них самих и выражается в их общении с другими людьми.

2

3.

Человек и его имя.

Дать понятия «имя», «имена мужские и женские», «русские име­на и православные», «значение имен», что означает «уважать имя че­ловека», показать необходимость уважать имя любого человека и с уважением относиться к своему имени, показать, что человек красит свое имя своими поступками.

2

4.

Моя малая Родина.

Дать понятия «Родина», «патриотизм», любовь к Родине, подвиг во имя Родины, «малая Родина». Родина и твой дом. Война - провер­ка любви к Родине у всего народа, живущего в стране.Устюжане –герои Советского Союза.

2

5.

Устав - основной закон школы.

Дать понятия «закон», «общество», «государство», показать, что права, предоставленные государством, накладывают на человека оп­ределенные обязанности.

2

6.

Речевой этикет.

Дать понятия «общение», «речь», показать, что в общении глав­ным является не столько речь, сколько тон голоса, позы, жесты, кото­рые придают речи особые оттенки, выражающие отношение одного человека к другому и к себе.

2

7.

Чувство, настроение и характер.

Дать понятия «воля», «сила воли», «характер» (положительный и отрицательный), «настроение», «чувством. Человек должен владеть своими чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и настроение других.

2

8.

Школьный этикет.

Дать понятия «этикет в общественных местах», «этикет в столо­вой», «этикет на перемене», провести деловые игры «мы в столовой», «мы на перемене», «мы в школе».

1

9.

Праздники в жизни человека.

Дать понятия «праздник», особенности праздников в школе, в коллективе класса, «в стране».

1

10 .

Цветы в жизни человека.

Роль цветов в жизни человека, легенды о цветах. Правила дарения цветов.

1

11.

Поступки человека и его характер.

Дать понятия «сильный характер», «слабый характер», вредные и нужные привычки, «поступок», роль поступков в формировании ха­рактера.

2

12.

Нравственные отношения в коллективе.

Дать понятия «уважение», отношения между людьми, «виды от­ношений между людьми» (знакомы, приятельские, товарищеские, дружеские), золотое правило Библии.

2

13.

Мода и школьная одежда.

Лен,ты мой лен..

Дать понятия «мода», «одежда», «форма», как рождается мода. Является ли модная одежда показателем культуры и знаний человека. Мода и этикет. Модная одежда и отношения ребят в классе. Знакомство с выращиванием льна, порядок его обработки в разные годы.

2

14.

Приветствия и знакомства.

Гостеприимство туристического города.

Дать понятия «приветствие», «знакомство». Формы приветствия, приветствия у русского народа; общение будет приятным только тогда, когда правила знакомства и приветствия выполняются доброже­лательно.

2

15.

Поведение в общественных местах.

Дать понятия «улица», «транспорт», «кафе». Основные правила этикета и отношение человека к людям на улице, в транспорте, кафе, местах отдыха. Основные правила этикета в кафе. Что и как едят.

2

16.

Человек в природе и его здоровье.

Дать понятие «здоровье», «природа», «экология», «охрана природы».Правила поведения в походе, на отдыхе, на пляже. Отношение к животным.

2

17.

Нравственное отношение в семье.

Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «се­стры», «братья», «родословное дерево». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга.

2

18.

Повторительно-обобщающие уроки

2

Всего

32 урока

 

 «Нравственное воспитание на традициях русского народавоспитание у детей высокого морального долга»

Цель: формирование у детей младшего школьного возраста представлений о нравственных нормах поведения в России и накопление практического опыта; воспитание основы культуры общения; понимание смысла «добра» и «зла», совести и чувства долга и т.д.;  воспитание и развитие рефлексии саморефлексии.

Задачи:

   учить детей постижению элементарных норм нравственности; вырабатывать у них осознанные представления о нормах поведения;

   учить руководствоваться полученной суммой нравственных норм в повседневной жизни;

   воспитыватьумение устанавливатьдоброжелательные взаимоотношения с другими детьми на основе развития гуманных чувств; использовать в общении правила речевого этикета.

Формы работы с детьми:

   занятия, организация работы вне занятий;

   беседы, игры нравственного содержания;

   проведение совместных праздников;

   просмотр видеозаписей, использование аудиозаписей и технических средств обучения;

   тематические занятия эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);

   встречи за «круглым столом» (с родителями в начальном звене школы);

   организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);

   постановка  сказок нравственного содержания;

   совместное переживание событий взрослыми и детьми.

 

 «Сообщество педагогов и родителей»

 

Цель: обогащение родителей психолого – педагогическими знаниями; повышение воспитательной активности родителей и культуры их общения; формирование элементов «педагогической рефлексии» - умения самокритично оценивать себя как воспитателя.

 

Задачи:

   организовать систему работы по выстраиванию партнерских отношений с родителями;

   способствовать выработке единой стратегии нравственного воспитания детей, анализу и коррекции их поведения;

   учить родителей успешно анализировать и критически оценивать собственную воспитательную деятельность;

   заинтересовать родителей  проблемами педагогики, стимулировать их стремление понять своего ребенка.

 

Формы работы с родителями.

родительские собрания на нравственные темы;

 

обсуждение вопросов и ответов «душевный разговор»;

проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы,)анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса нравственного воспитания в семье;

индивидуальное консультирование специалистов;

организация деловых игр с родителями;

наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы, оформление «копилки родительских советов»;

визиты домой;

ведение социальных карт с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;

ведение тетради эмоционального развития ребенка (дома);

мониторинг умственного,  психического развития ребенка;

совместные с родителями спектакли, праздники, именины детей;

помощь родителей классу (хозяйственные работы).

 

Критерии оценки эффективности работы начальной школы с семьей по нравственному воспитанию детей на традициях русского народа.

1.     Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, учителям,  школы как показатель роста их педагогических интересов, знаний о нравственном воспитании детей в семье.

2.     Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению нравственного воспитания детей и активность их участников.

3.     Изменения в неблагоприятных семьях: в чем именно предположительные причины положительных сдвигов или отсутствие таковых.

4.     Проявление у родителей осознанного отношения к нравственному воспитанию, стремление и умение понимать ребенка, анализировать свои достижения и ошибки. Общественное мнение родителей (через анкетирование) о нравственном воспитании  в школе.

 

Критерии отслеживания результатов программы:

 

Измерение ожидаемых результатов.

критерии

показатели

Методики и технологии, авторы

Отношения.

 

 

 

Самооценка школьника.

 

 

Мотивация.

 

 

 

Адаптация к школе.

 

 

 

 

 

Психологическая зрелость.

 

 

Притязания.

 

 

 

Тревожность.

 

 

Творческая активность.

 

 

Агрессивность.

 

 

 

Общение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие.

 

 

 

 

Общение.

 

 

 

 

 

 

 

Исследование отношения ребенка к детям;

 

 

определение самооценки;

 

 

 

уровень мотивации к школе;

 

 

 

динамика изменения здоровья, комфортность, мотивационная сфера;

 

 

 

 

определение школьной зрелости;

 

 

определение уровня притязаний ребенка;

 

 

уровень и характер школьной тревожности;

 

уровень интеллекта, участие в конкурсах, олимпиадах, марафонах;

 

определение уровня агрессивности;

 

 

измерение самочувствия семьи;

 

 

уровень родительских отношений;

 

 

определение внутрисемейного общения;

 

 

 

определение уровня взаимодействия с ребенком;

 

 

 

оценка уровня общения;

 

 

 

 

 

 

Социометрическая проба «День рождения» Рене Жиля;

 

методика В.Г.Щур – изучение самосознания и осознание своего места;

 

методика Н.Туткина «Да» и «Нет» - определение уровня мотивации к школе;

 

методика А.Карстена – психологическое пресыщение, методика Н.Белопольских – изучение учебных игровых мотивов деятельности;

 

ориентировочный тест школьной зрелости А.Керна, Я.Йирасека;

 

тест Векслера – исследование уровня притязаний ребенка;

 

Филлипс – тест школьной тревожности;

 

тест Векслера, методика Р.Амтхауэра – портфолио ребенка;

 

А.Ассингер – корректность в отношениях с окружающими;

 

методика Е.Арнаутовой – интервью с детьми .

 

А.Я.Варга, В.В.Столин – диагностика детско-родительских отношений;

 

тест «Рисунок семьи» - интерпретация Г.Т.Хоментаускас;

 

 

методика Р.А.Захарова – изучение модели воздействия педагога на ребенка;

 

методика К.Ю.Белой – проведение дней ДРК по проблеме «Общения»;

 

 

             Школьная мотивация.

 

Результаты диагностики:

 

 

                  2020 - 2021 уч.год

 

Высокий уровень-                                       

 

Хороший уровень-

 

Положительный уровень-

 

Низкий уровень-

 

Негативный уровень-

 

 

Прогнозируемые результаты:

1.     Ребенок – маленький гражданин с активной жизненной позицией; обладает базовыми составляющими потенциала личности: коммуникативной умелостью, ценностью собственного «Я», своего достоинства, своего здоровья и здоровья других людей, уверенностью в себе, чувством долга, чуткостью, отзывчивостью.

2.     Ребенок – субъект отношений с людьми, миром и самим собой.

3.     Будет выработана единая стратегия нравственного воспитания детей у родителей и педагогов.

4.     Педагогический процесс будет целостным и перспективным.

 

Сроки реализации программы  – 2020– 2021 г.

 

Литература для написания программы:

1.           Дорохова А. «О культуре поведения» М. 1968 г.;

2.           Запорожец А.В. «Избранные психологические труды» М. 1986 г.;

3.           Кон И.С. «Ребенок и общество» М. 1988г.;

4.           Левашова Н. «Об этикете» М. 1977 г.;

5.           Петровский В.А. «Воспитателю о личностном общении» М. 1992 г.;

6.           Первенцев А. «Продолжим разговор о культурном человеке» М. 1961 г.;

7.           Рогов Е.И. «Психология общения» М. Владос 2001 г.;

8.           Смолка К. «Правила хорошего тона» М. 1980 г.;

9.           Чечет В.В. «Хрестомантия по семейному воспитанию» Минск 1987 г.

 

Литература для работы педагогов с детьми:

1.           Арушанова А. «Диалоги с детьми» М. 2002 г.;

2.           Богданова О.Е. «Методика этических бесед с младшими школьниками» М. Просвещение 1985 г.;

3.           Дурова Н.В. «Очень важный разговор» Мозаика – Синтез 2000 г.;

4.           Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми» М. 2002 г.;

5.           Лопатина А. «Искусство видеть мир»,  «Мир твоей души», «Книга для занятий по духовному воспитанию» М.ИПЦ Русский Раритет 1997 г.;

6.           Лопатина А. «Беседы и сказки о семье» М. Амрита – Русь 2004 г.;

7.           Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Аркти 2004 г.;

8.           Николаева С.О. «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками» Владос 2000 г.;

9.           Панфилова М.А. «Игротерапия общения» М. Гном 2001 г.;

10.       Пятерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей» Просвещение 1986

11.       Семенака С.И. «Учимся сочувствовать, сопереживать» Аркти 2004 г.;

12.       Семенака С.И. «Уроки добра» М. Аркти 2003 г.;

13.       Сухомлинский В.А. «О воспитании» М. Педагогика 1972 г.;

14.       Ветохина А. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста/ А.Ветохина.- СПб.:Детство-Пресс, 2018г.

 

Список литературы  для чтения детям:

1.           Артюхова Н. «Трудный вечер»;

2.           Аким Я. «Бабушка болеет»;

3.           Аксаков С. «Аленький цветочек»;

4.           Баруздин С. «Морской кортик»;

5.           Босев А. «Кран – великан»;

6.           Булатов М (русская народная сказка в обработке) «Царевна – лягушка»;

7.           Булатов М. (дагестанская сказка в обработке) «Храбрый мальчик»;

8.           Барто А. «Вовка – добрая душа»;

9.           Бажов П. «Голубая змейка»;

10.       Бианки В. Чарушин Е. Пришвин М. «Рассказы»;

11.       Булатов М.  (русская народная сказка в обработке) «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

12.       Бажов П. «Серебряное копытце»;

13.       Благинина Е. «Посидим в тишине»;

14.       Барто А. «Уехали»;

15.       Булатов М. (эстонская сказка в обработке) «Каждый свое получил»;

16.       Воронкова Л. «Ссоры с бабушкой»;

17.       Воронкова Л. «Маленький соколик»;

18.       Гайдар А. «Чук и Гек»;

19.       Гарин – Михайловский Н. «Тема и Жучка»;

20.       Горький М. «Воробьишко»;

21.       Горская Т. «Колин папа»;

22.       Ершов П. «Конек – Горбунок»;

23.       Житков Б. «На льдине»;

24.       Житков Б. «Обвал»;

25.       Заходер Б. «Серая звездочка»;

26.       Капутикян С. «Моя бабушка»;

27.       Крупин В. «Отцовское поле»;

28.       Карнаухова И. (русская народная сказка в обработке) «Крылатый, мохнатый да масляный»;

29.       Коршунова М. «Едет, спешит мальчик»;

30.       Катаев В. «Цветик – семицветик»;

31.       Куприн А. «Белый пудель»;

32.       Мамин – Сибиряк Д. «Сказки про храброго зайца»;

33.       Могилевская С. «Сказка о громком барабане»;

34.       Маяковский В. «Кем быть»;

35.       Михалков С. «Как друзья познаются»;

36.       Маршак С. «Пожар»;

37.       Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое»;

38.       Михалков С. «Дядя Степа»;

39.       Носов Н. «на горке»;

40.       Носов Н. «Карасик»;

41.       Некрасов Н. «Дед Мазай и зайцы»;

42.       Одоевский В. «Мороз Иванович»;

43.       Паустовский К. «Кот – ворюга»;

44.       Пермяк Е. «Самое страшное»;

45.       Пермяк Е. «Надежный человек»;

46.       Пришвин М. «Золотой луг»;

47.       Паустовский К. «Квакша»;

48.       Пушкин А. «Сказка о рыбаке и рыбке»;

49.       Пермяк Е. «Для чего руки нужны»;

50.       Раскин А. «Как папа охотился на тигра»;

51.       Сахарков С. «Два радиста»;

52.       Толстой Л. «Косточка»;

53.       Толстой Л. «Желтухин»;

54.       Ушинский К. «Сила – не право»;

55.       Чуковский К. «Айболит».

 

 

Литература для педагогов:

1.           Богуславская Н.Е. Купина Н.А. «Веселый этикет» М. 2000 г.;

2.           Буре Р.С. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985 г.;

3.           Виноградова М.Ф. «Воспитателю о работе с семьей» М. Просвещение 1989 г.;

4.           Захаров А.И. «Как предупредить отклонений в поведении ребенка» М. Просвещение 1986 г.;

5.           Корчинова О.В. «Детский этикет» М. 1999 г.;

6.           Казакова Н. Клещевская Т. «Учебник добра» М. Педагогика 1989 г.;

7.           Ковальчук Я.И. «Индивидуальный подход в воспитании ребенка» М. Просвещение 1985 г.;

8.           Капров А.И «Азбука нравственного воспитания» М. 1979 г;

9.           Караковский В.А. «Воспитание? Воспитание…Воспитание!» Теория и практика 1996 г.;

10.       Максакова В. Полякова С. «Учимся договариваться» М. 2001 г.;

11.       Фридман Л.М.»Изучение процесса личностного развития ученика» М. Воронеж 1998 г.;

12.       Шкатова Л.А. «Задачник по этикету» М.1999г.;

13.       Шилова М.И. «Изучение воспитанности школьников» М. 1982 г.;

14.       Шилова М.И. «Учителю о воспитанности школьников» М. 1990 г.;

 

 

Литература для работы с родителями:

1.           Будницкая И.И. «Ребенок идет в школу» М. Педагогика 1985 г.;

2.           Бим – Бад Б.М. «Мудрость воспитания» М. Педагогика 1987 г.;

3.           Васильцова З.П. «Мудрые заповеди народной педагогики» М. Педагогика 1983 г.;

4.           Варюхина С.И. «Истоки доброты»  М. 1990 г.;

5.           Дела Торе А. «Ошибки родителей» М. Прогресс 1984 г.;

6.           Зверева О.Л. «Общение педагога с родителями» Сфера 2005 г.;

7.           Макаренко А.С. «О воспитании в семье» М.1955 г.;

8.           Монич К.И. «Доброта начинается с детства» Минск  1978 г.;

9.           Островская А.Ф. «Почему ребенок не слушается» М. Просвещение 1977 г.;

10.       Спиваковская А.С. «Как быть родителями» М. Педагогика 1986 г.;