Н.В. Гоголь " Мертвые души".История создания,композиция,смысл названия.

  • docx
  • 23.09.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Это урок -презентация
Иконка файла материала Н.В.Гоголь Мертвые души. История создания, композиция, смысл названия..docx

Н.В.Гоголь «Мертвые души».

История создания, композиция и смысл названия поэмы.

1сл.

История создания, композицияи смысл  названия поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».

«Хочется… показать с одного боку всю Русь…»

 

2сл.

Николай Васильевич Гоголь

Родился 20 марта (1 апреля) 1809 в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика среднего достатка Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского (от второй части фамилии потом отказался из-за ее, как он считал, польского происхождения).

 

3сл.

А.С. Пушкин одним из первых оценил своеобразие таланта Николая Васильевича. Гоголь обращается к Пушкину с просьбой…

Из письма Н.В.Гоголя  А.С.Пушкину:

«Сделайте милость, дайте какой-нибудь смешной или не смешной, но русский анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию».

И А. С. Пушкин отдал Гоголю «свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать что-то вроде

поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому». 

Это был сюжет «Мертвых душ».

А.С.Пушкин посоветовал ему взяться за серьезное сочинение и подсказал интересный сюжет. Он рассказал Гоголю об одном ловком мошеннике, который попытался разбогатеть, закладывая в опекунский совет купленные им мертвые души как души живые. В то время было известно немало историй о реальных скупщиках мертвых душ. В числе таких скупщиков называли также одного из родственников Гоголя. Сюжет поэмы был подсказан действительностью.

 

4сл.

Гоголь последовал совету Пушкина и к работе над «Мертвыми душами» приступил в 1835 году. В это время писатель мечтал о создании большого эпического произведения, посвященного России.

 

5сл.

История создания

7 октября 1835 года Н.В.Гоголь пишет А.С.Пушкину: «Начал писать «Мёртвых душ». Сюжет раскинулся на предлинный роман и, кажется, будто сильно смешон... Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь».

 

6сл.

История создания

Много позднее, в письме к Жуковскому в 1848 году, Гоголь пояснял замысел своего творения:

 «Уже давно занимала меня мысль большого сочиненья, в котором бы предстало все, что ни есть и хорошего и дурного в русском человеке, и обнаружилось бы пред нами видней свойство нашей русской природы».

«Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то…какой огромный, какой оригинальный сюжет. Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!»

 

7сл.

«График»

1835 год – «Начал писать «Мертвые души»…Мне хочется хотя с одного боку показать всю Русь»

1835 – 1836 -  1837 – 1840 - 1842

1842 год – «Мертвые души» – преддверие немного бледное той великой поэмы, которая строится во мне и разрешит, наконец, загадку моего существования»

 

8сл.

Первоначальный замысел

Жанр – роман.

Цель – показать «-» стороны русской действительности».

Сюжет – приключения авантюриста.

 

9сл.

Жанр – поэма!

Поэма – лиро-эпический жанр, написанный в стихах.

НО!!! 

Поэма Н.В.Гоголя – прозаическое произведение!

Мертвые души» = «Одиссея», «Иллиада» + Лирические отступления («Евгений Онегин»)

 

10сл.

«Божественная комедия» Данте = «Мертвые души» Н.В.Гоголя

Герой Данте проходит три загробных мира – ад, чистилище и рай, - чтобы обрести путь спасения, познать добро и зло.

Гоголь построил свою поэму по тому же принципу: ад (1 том), чистилище (2 том) и рай (3 том)

 

11сл.

Путь Данте

Заблудившись в сумрачном лесу греховного мира, герой должен увидеть посмертную участь людей – мучения грешных (ад), искупление покаявшихся (чистилище) и блаженство праведных (рай). А потом вернуться с обретенной истиной на землю, чтобы спасти человечество.

 

12сл.

Окончательный замысел

Жанр - поэма

Цель – показать возможность возрождения России

Сюжет – путешествие героя через «ад», «чистилище» и «рай».

 

13сл.

9 марта 1842 года книга была разрешена цензором, однако с изменённым названием и без «Повести о капитане Копейкине». Ещё до получения цензурного экземпляра рукопись начали набирать в типографии Московского университета. Гоголь сам взялся оформить обложку романа, написал мелкими буквами «Похождения Чичикова или» и крупными «Мертвые души». В мае 1842 года книга вышла под названием «Похождения Чичикова, или Мёртвые души, поэма Н.Гоголя».

В СССР и современной России заглавие  «Похождения Чичикова» не используется.

 

14сл.

Гоголь предполагал сделать поэму трёхтомной, и писал второй том, где выводились

положительные образы и делалась попытка изобразить нравственное перерождение Чичикова.

В конце июня или в начале июля 1845 года писатель сжёг рукопись второго тома (осталась только часть черновиков), а к третьему тому не приступил.

 

15сл.

Смысл названия

1. В прямом плане название восходит к сюжету.

Чичиков приобретает «мертвые души» у помещиков Манилова, Ноздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина, желая обогатиться.

2. Все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие - вот мертвые  души, и мы их встречаем на каждом шагу»

3. Души реально умерших крестьян.

 

16сл.

Мертвые души

1. Ревизская душа –единица учета населения, товар, который покупает Чичиков

2. Помещики, чиновники и сам Чичиков, погрязшие в грехах и, следовательно, мертвые

3. Живые крестьяне, которых помещики могли продавать, менять

4. Души умерших крестьян

 

17сл.

Оксю́морон — стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта (живой труп, грустная радость, бесконечный тупик, конец вечности…)

Бессмертная душа человека    МЕРТВА

 

Что представляет собой композиция поэмы?

Замысел «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» предопределил композицию поэмы. Она построена как история похождений «приобретателя» Чичикова, покупающего мёртвые фактически, но живые юридически, т. е. не вычеркнутые из ревизских списков, души.

Центральное место в первом томе занимают пять помещиков  «портретных» глав (со второй по шестую).  Эти главы, построенные по одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право в 20—30-х годах XIX века, в   связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к экономическому и моральному упадку.

 

18сл.

Композиция I тома

1 глава – «Вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором( приезд Чичикова в губернский город N, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры).

 

 

19сл.

ПЕРВОЕ ЗВЕНО

ВТОРОЕ ЗВЕНО

ТРЕТЬЕ ЗВЕНО

2-6 главы

7-10 главы

11 глава

2-6 главы- Изображение жизни российских помещиков

7-10 главы - Изображение губернского города – мира чиновников

11 глава - Повествование о судьбе Чичикова

 

20сл.

Н.В.Гоголь дает главы в определенном порядке

- Бесхозяйственного помещика Манилова (II глава)

- сменяет мелочная скопидомка Коробочка (III глава),

- безалаберного прожигателя жизни Ноздрёва  (IV глава)—

- прижимистый Собакевич (V глава).

- Завершает эту галерею помещиков Плюшкин — скряга, доведший своё имение и крестьян до  полного разорения.

 

21сл.

Однако не всё ещё мертво в этом царстве. Жив народ. Сюжет строится как покупка у живых помещиков «мёртвых душ», мёртвых крестьян. Сами помещики – мёртвые владельцы живых душ. Даже умершие крестьяне, список которых Чичиков держит в руках, воспринимаются как яркие, полные жизни люди: «Когда взглянул он потом на листики, на мужиков, которые точно были когда-то мужиками. Работали, пахали, пьянствовали, извозничали, какое-то странное чувство овладело им».

 

22сл.

Конфликт поэмы

Противоречия между современной Гоголю действительности, духовных сил народа и его закабаленности.

 

23сл.

«Мертвые души»- величайшее произведение Гоголя. Он приступил к его написанию молодым человеком, почти юношей; вошел с ним в пору зрелости; приблизился к последней жизненной черте. «Мертвым душам» Гоголь отдал все – и свой художнический гений, и исступленность мысли, и страстность надежды. «Мертвые души» - это жизнь Гоголя, его бессмертие и его смерть.»

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru