О совместной групповой работе на уроках
По моему мнению, групповая форма работы очень эффективна, так как, работая в группах, учащиеся получают пользу не только от сотрудничества друг с другом, но у них повышается интерес к уроку, а также на таких уроках можно активно внедрять различные стратегии. Лучше всего в групповой работе мною были реализованы стратегии критического мышления и диалогового обучения. Кроме того, объединение в группы позволило лучше провести самооценивание и взаимооценивание. Во время практики я применила несколько вариантов объединения студентов в группы, и все они имели положительный результат.
Так, на уроке методики русской литературы на тему «Анализ драматического произведения» студенты были объединены в группы в случайном порядке по методу «Акроним». Сначала студенты отнеслись к такому методу настороженно, так как раньше они работали в устойчивых группах, состав которых практически никогда не менялся. Я отметила, что по мере необычного объединения в группы интерес и оживление со стороны всех студентов всё больше возрастал. Объединившись в группы, студенты высказали мнение о том, что работать в других группах гораздо интереснее. Им такое деление очень понравилось, они долго не могли успокоиться, осматривались, улыбались и подбадривали друг друга.
Наблюдая за работой групп, я отметила, что всегда пассивные студенты стали активно участвовать в групповой работе, многие из них проявляли желание внести вклад в работу группы, у них появился интерес к уроку. Например, студенты со слабой успеваемостью охотно рисовали постеры, придумывали стихи, а некоторые даже сочиняли их сами. Эксперты групп, а это сильные студенты, внимательно выслушивали ответы своей команды и оценивали их. Мною было отмечено, что они объективно подошли к оценке работы своих слабоуспевающих однокурсников, хвалили их, давая при этом рекомендации.
Моя задача, как преподавателя, состояла в
том, чтобы фиксировать работу каждого студента. И если студент С внутри
группы постоянно отвечал, задавал вопросы соседней группе, а студент А
отмалчивался, то и оценивание происходило в соответствии с их работой
на уроке. По моему мнению, такое дифференцированное оценивание стимулирует тех,
кто надеется отсидеться за спинами своих более знающих или более активных
однокурсников.
Чем
хороша подобная форма работы? Разумеется, вовлеченностью всех студентов
в работу, и сильных, и слабых. Эффект неожиданного объединения в группы
принёс свои плоды. Все стали стараться, проявлять ответственность к своим
действиям. Каждый, оказавшись в новой группе, хотел показать свои положительные
качества, старался не разочаровать однокурсников.
На практике я убедилась в том, что главный плюс групповой работы
заключается в том, что студенты выступают не только в роли
отвечающих, но и задающих вопросы. Благодаря такой возможности они
глубже прорабатывают материал, учатся через другие каналы анализировать
литературное произведение.
Задать правильный, уместный вопрос и грамотно, доходчиво сформулировать его — это и есть речевая работа, без которой невозможен урок методики литературы.
Таким образом, применяя групповую форму работы, мною было также отмечено, что активными участниками учебного процесса стали сами студенты.
Я не предлагала им знания в готовом виде, они сами находили и перерабатывали её, определяя её важность для методики преподавания литературы в среднем звене школы.
Также групповая работа содействовала тому, что мои отношения со студентами стали более доброжелательными и доверительными. Кроме того, студенты, как будущие учителя, сами стали принимать участие в формировании цели урока, её достижении. Самым же положительным моментом для меня и для моих студентов стало то, что необычные методы объединения в группы очень эффективны и дают хорошие результаты, в чём я убедилась на практике. Такую методику объединения в группы я буду применять постоянно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.