О чём рассказывает музыкальный ритм

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал для проведения уроков музыки для общеобразовательной и музыкальной школ по теме «Выразительные средства музыки. Ритм» на тему О чём рассказывает музыкальный ритм Несмотря на упорядоченность музыкального ритма, именно в музыке он достигает наибольшего многообразия. Ведь, прежде всего ритм придает неповторимый облик музыкальным жанрам, помогает нам уже с первых тактов узнать вальс и полонез, болеро и тарантеллу, услышать торжественную поступь марша и величавую приподнятость гимнав материале представлены - вопросы и задания по теме
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный материал для проведения уроков  музыки для  общеобразовательной и музыкальной школ по теме Выразительные средства  музыки:                       на тему  О чём рассказывает музыкальный ритм Несмотря на упорядоченность музыкального ритма, именно в музыке он  достигает наибольшего многообразия. Ведь, прежде всего ритм придает  неповторимый облик музыкальным жанрам, помогает нам уже с первых  тактов узнать вальс и полонез, болеро и тарантеллу, услышать торжественную  поступь марша и величавую приподнятость гимна. Эти ритмы так характерны, что без труда улавливаются в сочинениях более сложных жанров ­  симфониях, романсах, ариях; некоторые композиторы говорят, что  характерные ритмы порой можно услышать даже в звуках окружающего мира. Вальс Так, И. Штраус ­ «король вальса» утверждал, что первые такты своего  знаменитого вальса «Сказки Венского леса» он уловил в перестуке колёс  кареты и только потом записал.  Этот вальс, пожалуй, самый известный из всех вальсов Штрауса. Прекрасное  долгое вступление рисует нам картины сельской местности, звуки и дыхание  леса. Звучание цитры переносит нас из элегантных салонов Вены в очарование  деревенской природы. Музыка этого вальса словно погружает нас в природу,  и мы растворяемся в её чудесных звуках. Из всех красок, которыми  расцвечивает вальс Штраус, с изысканной простотой он использует звучание  цитры. Совсем краткое её появление в конце этого произведения добавляет в  общее настроение оттенок щемящей тоски и светлой грусти. Может быть, поэтому в Австрии, на родине Штрауса, многие его вальсы  считаются подлинно народной музыкой ­ так естественно вырастают их ритмы и мелодии из атмосферы, духа, культурных традиций своей страны. «Раз­два­три, раз­два­три», ­ приговаривают танцующие под эту музыку и  постепенно перестают сбиваться и спотыкаться. ­ Этот танец одному не станцевать – он парный – нужен партнёр. «Немецкая песенка» считает себя как бы учительницей вальса.  Присмотритесь и прислушайтесь к тому, как танцующие притопывают своими деревянными башмаками, как подпрыгивают и кружатся. «Раз­два­три, раз­два­три», ­ так танцевали когда­то жители небольшихавстрийских городков и деревень. По вечерам они собирались после работы на лужайке и плясали, бойко  притопывая. Весело играла нехитрую музыку скрипочка, парни подхватывали  девушек и слегка подбрасывали их в танце. И так дошёл этот танец до самого  главного города Австрии, её столицы – Вены. А жители Вены все были  завзятыми танцорами. Танцевали они и у себя дома, и в гостях, и в  танцевальных залах, и просто на улицах города. Когда деревенский танец «Раз­два­три» пришёл в Вену, жители австрийской  столицы посмотрели на него свысока и сказали пренебрежительно: «Ландль»,  что означало «провинциал», «деревенщина». Ну что это за танец! Башмаки  стучат, мужчины женщин подбрасывают, те дружно вскрикивают; попробуй,  спляши такой танец на гладком паркете – тотчас шлёпнешься. Разве что и в  шутку попробовать. Конечно, не так лихо… Тише, тише!.. Не надо так  прыгать!.. Движения помягче, плавнее…  А он ничего, этот «лендлер», этот  «провинциал». И танец лендлер стал постоянным гостем всех танцевальных  залов. Только он сменил маску и превратился в танец, который стали называть вальсом. Но откуда взялось это название? Может оно «благороднее предыдущего?  Ничуть. Есть такое приспособление – вальцы, между которыми плющат и  прокатывают металлические пластинки. Эти два валика всё время крутятся и  втягивают своим вращением металлическую ленту. Не так ли втягивает,  вовлекает в кружение музыка танца? Вот и назвали новый танец словом  «вальцен» ­ «крутящийся», «вращающийся». Но по­настоящему вальс стал знаменитым, когда на него обратили внимание  талантливые композиторы.  Ведь танец – это не только изящные движения,  танец – это зажигательная музыка, под которую хочется танцевать. Слушание: И. Штраус. «Сказки Венского леса». Штраус создал жанр большого концертного оркестрового вальса. А в  творчестве Шуберта вальс превращался в фортепианную миниатюру,  предназначенную для домашнего музицирования или исполнения в небольших  салонах. Такие салонные вальсы есть у современника Шуберта, немецкого  композитора Карла Вебера, чуть позже появляются фортепианные вальсы  Роберта Шумана и Фридерика Шопена.  Вальсы Шопена (их 18) ­ это лирические миниатюры, рассказывающие о  переживаниях человеческой души. Шопен обращался к жанру вальса напротяжении всей своей недолгой жизни. Первый вальс написан в 1827 году,  когда юному автору было семнадцать лет, а три последних вальса созданы в  1847 году, за два года до смерти композитора. Среди вальсов Шопена есть произведения блестящего, виртуозного характера, а есть тихие, напевные лирические миниатюры.  В одном из последних  вальсов, знаменитом вальсе до­диез минор, соединились и блестяще­ виртуозные, и лирические черты шопеновских вальсов. В основе вальса три разнохарактерные вальсовые темы. Мягкая, грациозная  тема, плавная и лёгкая, открывает вальс. Её сменяет более быстрая,  кружащаяся, легкая мелодия. Третья ­ напевная, медленная тема – рождает  ощущение размышлений. Слушание: Ф. Шопен. Вальс До­диез минор. В чём же заключается неповторимое своеобразие ритма вальса? Прежде всего, в его музыкальном размере ­ 3/4. В этом размере написаны все вальсы мира, не только венские, но и французские, русские, немецкие ... Равномерное  чередование одной сильной и двух слабых долей такта сразу же навевает  образ плавного кружения, изящного и лёгкого бального танца. Так же как многообразны музыкальные ритмы, многообразны и музыкальные  размеры. Например, размер 3/4, только что названный основным признаком  вальса, в той же мере является обязательным и для мазурки, и для полонеза, и для болеро! Однако почему­то, несмотря на общность размера, эти жанры  очень трудно спутать друг с другом. Вопросы и задания: От каких танцев произошёл вальс? Для какого инструмента писал вальсы Шопен? Какие вальсы есть у Шопена, что они выражают? Источник http://www.music­fantasy.ru/materials/vyrazitelnye­sredstva­muzyki­o­ chyom­rasskazyvaet­muzykalnyy­ritm