Представлен дополнительный материал для проведения уроков музыки для общеобразовательной и музыкальной школ по теме «Выразительные средства музыки. Ритм» на тему О чём рассказывает музыкальный ритм
Несмотря на упорядоченность музыкального ритма, именно в музыке он достигает наибольшего многообразия. Ведь, прежде всего ритм придает неповторимый облик музыкальным жанрам, помогает нам уже с первых тактов узнать вальс и полонез, болеро и тарантеллу, услышать торжественную поступь марша и величавую приподнятость гимнав материале представлены - вопросы и задания по теме
Дополнительный материал для проведения уроков музыки для
общеобразовательной и музыкальной школ по теме Выразительные средства
музыки:
на тему О чём рассказывает музыкальный ритм
Несмотря на упорядоченность музыкального ритма, именно в музыке он
достигает наибольшего многообразия. Ведь, прежде всего ритм придает
неповторимый облик музыкальным жанрам, помогает нам уже с первых
тактов узнать вальс и полонез, болеро и тарантеллу, услышать торжественную
поступь марша и величавую приподнятость гимна. Эти ритмы так характерны,
что без труда улавливаются в сочинениях более сложных жанров
симфониях, романсах, ариях; некоторые композиторы говорят, что
характерные ритмы порой можно услышать даже в звуках окружающего мира.
Вальс
Так, И. Штраус «король вальса» утверждал, что первые такты своего
знаменитого вальса «Сказки Венского леса» он уловил в перестуке колёс
кареты и только потом записал.
Этот вальс, пожалуй, самый известный из всех вальсов Штрауса. Прекрасное
долгое вступление рисует нам картины сельской местности, звуки и дыхание
леса. Звучание цитры переносит нас из элегантных салонов Вены в очарование
деревенской природы. Музыка этого вальса словно погружает нас в природу,
и мы растворяемся в её чудесных звуках. Из всех красок, которыми
расцвечивает вальс Штраус, с изысканной простотой он использует звучание
цитры. Совсем краткое её появление в конце этого произведения добавляет в
общее настроение оттенок щемящей тоски и светлой грусти.
Может быть, поэтому в Австрии, на родине Штрауса, многие его вальсы
считаются подлинно народной музыкой так естественно вырастают их ритмы
и мелодии из атмосферы, духа, культурных традиций своей страны.
«Раздватри, раздватри», приговаривают танцующие под эту музыку и
постепенно перестают сбиваться и спотыкаться.
Этот танец одному не станцевать – он парный – нужен партнёр.
«Немецкая песенка» считает себя как бы учительницей вальса.
Присмотритесь и прислушайтесь к тому, как танцующие притопывают своими
деревянными башмаками, как подпрыгивают и кружатся.
«Раздватри, раздватри», так танцевали когдато жители небольшихавстрийских городков и деревень.
По вечерам они собирались после работы на лужайке и плясали, бойко
притопывая. Весело играла нехитрую музыку скрипочка, парни подхватывали
девушек и слегка подбрасывали их в танце. И так дошёл этот танец до самого
главного города Австрии, её столицы – Вены. А жители Вены все были
завзятыми танцорами. Танцевали они и у себя дома, и в гостях, и в
танцевальных залах, и просто на улицах города.
Когда деревенский танец «Раздватри» пришёл в Вену, жители австрийской
столицы посмотрели на него свысока и сказали пренебрежительно: «Ландль»,
что означало «провинциал», «деревенщина». Ну что это за танец! Башмаки
стучат, мужчины женщин подбрасывают, те дружно вскрикивают; попробуй,
спляши такой танец на гладком паркете – тотчас шлёпнешься. Разве что и в
шутку попробовать. Конечно, не так лихо… Тише, тише!.. Не надо так
прыгать!.. Движения помягче, плавнее… А он ничего, этот «лендлер», этот
«провинциал». И танец лендлер стал постоянным гостем всех танцевальных
залов. Только он сменил маску и превратился в танец, который стали называть
вальсом.
Но откуда взялось это название? Может оно «благороднее предыдущего?
Ничуть. Есть такое приспособление – вальцы, между которыми плющат и
прокатывают металлические пластинки. Эти два валика всё время крутятся и
втягивают своим вращением металлическую ленту. Не так ли втягивает,
вовлекает в кружение музыка танца? Вот и назвали новый танец словом
«вальцен» «крутящийся», «вращающийся».
Но понастоящему вальс стал знаменитым, когда на него обратили внимание
талантливые композиторы. Ведь танец – это не только изящные движения,
танец – это зажигательная музыка, под которую хочется танцевать.
Слушание: И. Штраус. «Сказки Венского леса».
Штраус создал жанр большого концертного оркестрового вальса. А в
творчестве Шуберта вальс превращался в фортепианную миниатюру,
предназначенную для домашнего музицирования или исполнения в небольших
салонах. Такие салонные вальсы есть у современника Шуберта, немецкого
композитора Карла Вебера, чуть позже появляются фортепианные вальсы
Роберта Шумана и Фридерика Шопена.
Вальсы Шопена (их 18) это лирические миниатюры, рассказывающие о
переживаниях человеческой души. Шопен обращался к жанру вальса напротяжении всей своей недолгой жизни. Первый вальс написан в 1827 году,
когда юному автору было семнадцать лет, а три последних вальса созданы в
1847 году, за два года до смерти композитора.
Среди вальсов Шопена есть произведения блестящего, виртуозного характера,
а есть тихие, напевные лирические миниатюры. В одном из последних
вальсов, знаменитом вальсе додиез минор, соединились и блестяще
виртуозные, и лирические черты шопеновских вальсов.
В основе вальса три разнохарактерные вальсовые темы. Мягкая, грациозная
тема, плавная и лёгкая, открывает вальс. Её сменяет более быстрая,
кружащаяся, легкая мелодия. Третья напевная, медленная тема – рождает
ощущение размышлений.
Слушание: Ф. Шопен. Вальс Додиез минор.
В чём же заключается неповторимое своеобразие ритма вальса? Прежде всего,
в его музыкальном размере 3/4. В этом размере написаны все вальсы мира, не
только венские, но и французские, русские, немецкие ... Равномерное
чередование одной сильной и двух слабых долей такта сразу же навевает
образ плавного кружения, изящного и лёгкого бального танца.
Так же как многообразны музыкальные ритмы, многообразны и музыкальные
размеры. Например, размер 3/4, только что названный основным признаком
вальса, в той же мере является обязательным и для мазурки, и для полонеза, и
для болеро! Однако почемуто, несмотря на общность размера, эти жанры
очень трудно спутать друг с другом.
Вопросы и задания:
От каких танцев произошёл вальс?
Для какого инструмента писал вальсы Шопен?
Какие вальсы есть у Шопена, что они выражают?
Источник http://www.musicfantasy.ru/materials/vyrazitelnyesredstvamuzykio
chyomrasskazyvaetmuzykalnyyritm