О технологии развития зрительного восприятия устной речи
Оценка 4.7

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

Оценка 4.7
Исследовательские работы +2
docx
дефектология +1
Взрослым
21.01.2018
О технологии развития зрительного восприятия устной речи
Разработка педагогического совета о реализации зрительного восприятия устной речи детьми с нарушенной слуховой функцией. В данной разработке содержатся цели, план проведения педагогического совета, содержание основного выступления, тесты, анкеты по вопросу зрительного восприятия устной речи. Материал будет полезен учителям, работающими с детьми с нарушенной слуховой функцией.
зрительное восприятие речи.docx
ПЕДСОВЕТ «О реализации технологии развития зрительного восприятия устной речи  в школе­интернате» Цель:     определить   эффективные   пути   развития  зрительного   восприятия   устной речи как одной из форм работы над развитием речи детей с нарушениями слуха и найти инструменты для решения этой проблемы.                                                      Вступление, обоснование темы и определения порядка работы педсовета. Анализ анкет. Актуализация знаний. Интеллектуальная разминка.  Сложность процесса чтения с губ. Деловая игра. Теоретическая часть. Лекция.  Работа в группах. Оформление презентации творческого задания. I. II. III. IV. V. VI. VII. Презентация     материалов   работы   группы   и   выступление   учителей   из   опыта работы. Знакомство с основными требованиями к проведению урока, самоподготовки,  VIII.                   воспитательного занятия.       IХ.       Решение педсовета.                                                            Ход педсовета. Слайд: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Ведущий.  Начнем наш педсовет.  I. Вступление, обоснование темы, порядок работы педсовета.  Одной из главных задач современной школы является подготовка обучающихся к жизни в социуме.        В СФГОС начального образования, который будет принят в 1 квартале 2015 г., отмечая особые   образовательные   потребности   глухих   обучающихся,     выделяет   среди   них максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы ОО.        Чтобы исполнить это требование СФГОСа, чтобы достичь эффективных результатов, необходима большая работа педагогов школы глухих по развитию слухового восприятия, формированию,   коррекции   произношения   и   включению   зрительного   анализатора   в   ход специального обучения, т.е. необходимо взаимодействие всех анализаторов.  II. Уровень развития зрительного восприятия   речи в школе­интернате, анализ анкет.                С выпускниками,   обучающимися, педагогами школы­интерната     было проведено анкетирование   с   целью   выявления    уровня   развития   зрительного   восприятия     речи обучающихся и выпускников школы­интерната.          Посмотрите результаты анкеты для выпускников нашей школы­интерната.   Слайд. Анкеты были предложены 12 выпускникам школы­интерната. 1. Вы понимаете речь по губам? 1 Да   ­  10.      Нет  ­  2. 2. Где Вы научились понимать речь по губам?      Дома  ­ 2.    В  школе – 10. 3. Нужно ли учить Вашего ребенка чтению с губ?      Да  ­ 12.       Нет  ­ 0.  4. Как Ваш ребенок  умеет читать речь с губ?     Хорошо  ­ 5.    Плохо   – 6.          Не умеет  ­ 1. Уровень умения читать с губ, по мнению родителей, представлен в диаграмме.    Слайд 60 50 40 30 20 10 0 хорошо       Результат этих  анкет настораживает: в школе­интернате не уделяется достаточного внимания развитию зрительного восприятия речи, т.е. чтению с губ.       Слайд (тема)  Поэтому   тема   нашего   педсовета:  «О   реализации   технологии   развития   зрительного восприятия устной речи в школе­интернате».       Слайд (цель)      Цель педагогического совета:  определить эффективные пути становления зрительного восприятия устной речи как одной из форм работы по развитию речи детей с нарушениями слуха и найти инструменты для решения этой проблемы.  плохо не умеет Ведущий.    Форма   нашего   сегодняшнего   педагогического   совета   –   круглый   стол.   Весь педагогический коллектив разделен на  группы. Каждой группе позже будет дано задание.   Проведем интеллектуальную разминку для актуализации знаний. Слово предоставляется учителю­дефектологу слухового кабинета Парамоновой Н.Г. III.  Актуализация знаний. Интеллектуальная разминка.  Найди пару: понятие + определение (фронтальная работа)  Цель: актуализировать знания, подготовиться к восприятию материала педсовета. 2 Слайд: Интеллектуальная разминка.  Давайте сначала определимся с понятиями.  Слайд: Найди пару: понятие + определение (таблица). 1 . 2 . 3 . 4 . 5 . Восприятие речи Зрительное восприятие Чтение с губ  Артикуляция Кинестетические раздражения, идущие от речевых органов в кору больших  полушарий А . Движения губ во время произношения  слов, слогов и звуков, т.е. то, что мы  видим на губах говорящего. Б. Процесс извлечения смысла,  находящегося за внешней формой  речевых высказываний. В. Совокупность процессов построения  зрительного образа мира на основе  сенсорной информации, получаемой с  помощью зрительной системы. Зрительное восприятие речи по видимым  речевым движениям говорящего. Г. Д. Базальный компонент речи, система  сигналов и для самого говорящего. Начнем с того, что сначала разберемся, что означает понятие «восприятие речи».  (Правильные ответы: 1 – Б, 2 – В, 3 – Г, 4 – А, 5 – Д) Слайд: (таблица с ответами) Восприятие речи – процесс извлечения смысла, находящегося за внешней формой речевых высказываний. Зрительное восприятие – совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы. Чтение с губ – зрительное восприятие речи по видимым речевым движениям говорящего. Артикуляция, точнее, артикуляция губ – это их движение во время произношения слов, слогов и звуков, т.е. то, что мы видим на губах говорящего. Кинестетические раздражения, идущие от речевых органов в кору больших полушарий,  представляет собой базальный компонент речи, система сигналов и для самого говорящего.       I V. Сложность процесса чтения с губ.  Деловая игра.  Поговорим о сложности процесса чтения с губ и проведем деловую игру.  Я – учитель. Вы – ученики. Высказывайте свои мысли, чтобы получилась схема на доске.      Кинестетические раздражения, идущие от речевых органов в кору больших полушарий, у слышащего человека находятся во взаимодействии со слухом, уточняя его и обостряя.     … , напишите, пожалуйста, Шахдайбозян Овиг и Арганес   встречающейся фамилией, переспрашивают и уточняют почти каждый звук.           Слайд.  Человек отчетливо слышит только то, что закреплено его прежней речевой практикой.        Так,   в   регистратуре,   заполняя   карту   больного   с   фонетически   трудной   и   редко 3 Человек   отчетливо   слышит   только   то,   что   закреплено   его   прежней   речевой практикой.               А если человек не слышит? Восприятия устной речи может быть в значительной степени компенсировано за счет зрительного восприятия. Но при этом  устанавливаются новые связи  зрительного восприятия речи с кинестетическими раздражениями.               Раздражения от рефлекторного подражания речевым движениям говорящего оживляют закрепленные в памяти зрительно­двигательные образы привычных слов и оборотов  способствуют правильности восприятия речи путем чтения с губ. Какой можно сделать вывод?                         Причины сложности развития навыка чтения с губ. 1. У многих детей нет привычки подражать речи говорящего 2. Не у всех детей в памяти закреплены зрительно­двигательные образы.        В русском языке, как известно, имеется 42 фонемы. Оптические, или так называемые оральные,   образы,   соответствующие   отдельным   звукам,   часто   плохо   видимы   либо оказываются сходными для нескольких звуков.         Слайд: (Артикуляция звука а) Посмотрите и определите,  какой это звук?  Обучающимся был задан тот же вопрос.  Посмотрите результаты: из 33 человек: а – 23, э –  3, е – 3, л – 3, п – 1. Слайд: (Артикуляция звука о) Какой это звук?  Посмотрите результаты: из 33 человек: о – 28, а – 3, п – 1, нет ответа – 1.  Слайд: (Артикуляция звука у) Какой это звук?  Результаты детских ответов: из 33 человек: у – 33.  Даже относительно хорошо видимы гласные звуки  а, о  не все обучающиеся воспринимают правильно.  4 Какой вывод можно сделать? 3. Некоторые дети не знают артикуляцию звуков. Слайд: (Артикуляция звуков  м, п, б) Какой это звук?     Это артикуляция звуков м, п, б.    Посмотрите результаты: из 33 человек: м – 31, молчит – 1, и – 1. Слайд: (Артикуляция звуков  ш, ж, щ, ч) Какой это звук?       Посмотрите результаты: из 33 человек: ш – 25, ж – 1, щ, ш, ч – 2 , ч – 2,  с – 1, и – 1, нет  ответа – 1. Слайд: (Артикуляция звуков  в, ф) Какой это звук?       Посмотрите результаты: из 33 человек: в – 14, ф – 5,  в, ф – 3,  т – 1, з – 1, б – 1, ы – 2, с – 2, ч – 1, ж – 2, нет ответа – 1. Слайд: (Артикуляция звука  с) Посмотрите результаты: из 33 человек: с – 21, э –    3, е – 3, л – 3, и – 1.   Проблема состоят в том, что мало опорных звуков (на губах ясно видны всего шесть различных движений). Слайд. «А» ­ губы не напряжены, рот раскрывается довольно широко; «О» ­ губы округляются, ротовое отверстие меньше, чем при «А»; «У» ­ губы вытягиваются трубочкой, ротовое отверстие маленькое, круглое; «П», «Б», «М» ­ губы смыкаются и затем размыкаются; «Ф», «В» ­ нижняя губа приближается к верхним зубам; «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» ­ губы округляются и раскрываются «рупором». 5 Это опорные звуки, их мало. Но еще одна проблема состоит в том, что видимые движения губ многозначны. Вывод: 4. В русском языке мало опорных звуков.  5. Артикуляция многих звуков многозначна.   Посмотрите на меня. (Произнесение слова без голоса). Угадайте, какое слово я  сказала.   Слово папа может быть прочитано 36 различными способами, как это видно на  таблице, где показаны все варианты возможного истолкования данного зрительного образа.             Варианты истолкования зрительного образа В приведенном примере, кроме слова папа, могут быть допущены еще два осмысленных толкования: мама и баба. Слайд (Мама) .       Дети ответили: мама – 29; папа – 3;  мама, папа – 1. Слайд (Шум) Дети ответили: шум – 25, жум – 2, сум ­3, кун ­1, шуп – 2.      Один и тот же оральный образ может оказаться общим для нескольких слов.   Слайд: Попробуем   представить   слова   на   бумаге   так,   как   они   отражаются   на   губах говорящего: 6 Пишется Ощущаем,  когда сами  произносим ВОДА В(а)ДА СЕГОДНЯ С(и)(в)ОДНЯ МОЛОКО М(а)Л(а)КО ШАПКА ШАПКА Видим на губах собеседника ф(а)ДА в ­ ­ вО ­ ­ ­ ф П Б(а) – (а) –О М Ш    п Ж Аб – А Ч     м Щ      Сопоставим зрительное восприятие речи с чтением печатного текста. Слайд: О том, как мы ворпсиманием тескт По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в  кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы  блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест  чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по  отдльенотси, а все солво цликеом. Прочитайте о том, как мы воспринимаем текст.  Неважно, в каком порядке идут буквы в слове, лишь бы первая и последняя были на своих  местах, а остальное мозг сам скомпонует и вычленит смысл. С губ приходится воспринимать речевой поток по мимолетным, сменяющимся на одном  месте движениям губ.  Слайд  Прочитайте фразу.             Дети ответили: Вотвова – 6, фо – 1, фомфофэ – 2, фотфофа ­1, фомфофа – 5, вомвова – 9,  фомвова ­1, вомвома – 3, фомфома – 1, вотвота ­1, фомоа ­1 вамвова – 1, шомуиуп ­1. Фразу: «КАКАЯ СЕГОДНЯ ПОГОДА?» можно изобразить так: Слайд: КАКАЯСЕГОДНЯПОГОДА?                    в          б 7 ­А ­ А­ ­ ­ фО_­­­ п (а) ­ О ­ А?       Воспринимать необходимо всю фразу, а не отдельные слова.  В процессе разговора не ходить,  не поворачиваться.  Посмотрите на результат анкет педагогов школы­интерната. Слайд. Ходите ли Вы в процессе разговора по классу? Да – 6.       Нет – 17.      Иногда – 10. Как Вы произносите фразу? Говорю фразу слитно – 19.     Разбиваю фразу на слоги  – 14. Вывод  6. Не все педагоги соблюдают правила зрительного восприятия. Нужно помнить, что:   есть индивидуальные особенности артикуляции, устная речь может быть разного темпа. Вывод: 7. Существуют индивидуальные особенности артикуляции, устная речь может быть  разного темпа.        В заключении хочу сказать, что чтение с губ – сложный процесс, в котором можно  выделить следующие компоненты: зрительное восприятие речевых движений,  кинестетические раздражения, поступающие в кору головного мозга, связанные с  повторением речевых движений, осмысление зрительно воспринимаемой речи.  Ведущий.    Вы   убедились,   что   процесс   чтения   с   губ   очень   сложен.   Сейчас   мы   Вам предложим   технологию   зрительного   восприятия.  Слушайте   внимательно   Вам   это пригодится для дальнейшей работы. V. Теоретическая часть. Лекция.  Цель: обобщить материал, систематизировать знания. Лекция (приложение 1) VI. Практическая часть. Работа в группах. Обсудите предложенную тему;  результаты своей деятельности оформите на листах А 2; подготовьте выступление  по вашей теме. Цель: выявление эффективных путей активизации работы чтения с губ. 8 Ведущий. Мы надеемся, что Вы слушали сообщение внимательно и сейчас быстро  выполните практическую работу. Слайд: (работа в группах) Ведущий.   Весь   педагогический   коллектив   разделен   на   5   групп.   Каждой   группе   дается задание.   В течение 5 минут   Вам нужно обсудить предложенную тему, и презентовать результаты своей деятельности.  1 и 2 группам  презентации оформить на листах, а остальным – провести мастер­классы. (Педагоги первой, второй групп получают  лист бумаги,  фломастеры, карточки, педагоги остальных групп – оборудование для проведения мастер­классов) Слайд: (задания группам) Группа №1. «Выберите правила поведения педагогов, родителей при обучении детей  чтению с губ» (приложение 2) Группа №2.  «Выберите, каким правилам поведения при чтении с губ необходимо  научить обучающихся»  (приложение 3) Группа №4. «Подготовьте и проведите со своей группой тренировочные упражнения  при работе     над зрительным восприятием звуков, слов»   (приложение 4) Группа №3.  «Подготовьте и проведите со своей группой тренировочные упражнения при работе над зрительным восприятием фраз. Обсудите и расскажите о речевом материале и приемах его изучения»  (приложение 5,6) Группа №5. «Подготовьте и проведите со своей группой тренировочные упражнения при работе  над зрительным восприятие текстов» (приложение 7) VII.    Презентация.  Представление   материалов   работы   группы   и   выступление учителей с опытом работы  Ведущий Слово для презентации предоставляется первой группе. Ведущий Слово для презентации предоставляется второй группе и т.д.  (От каждой группы по очереди выступают представители.)  Ведущий. Спасибо всем, вы отлично поработали.  VIII. Знакомство с  требованиями к проведению урока, самоподготовки,  воспитательного занятия.   9 Ведущий.   Вы   знаете,   что   у   нас   разработано   и   утверждено   педагогическим   советом Положение   о   слухоречевом   режиме   в   школе­интернате.     Педагогическому   коллективу предлагается познакомиться с приложением  к Положению (приложение 8).  Слово учителю­дефектологу слухового кабинета Парамоновой  Н.Г.     Это таблица     требований к уроку, самоподготовке, воспитательному занятию, которые будут учитываться при посещении уроков администрацией. Познакомьтесь.   IХ.  Проект решения педсовета         Заслушав   и   обсудив   работу   педагогического   коллектива   школы­интерната     по   формированию у обучающихся навыка чтения с губ,  педагогический совет отмечает, что работа проводится, но  не на должном уровне.         Педагогический совет решает, что для кардинального изменения ситуации  необходимо:  активизировать работу  педагогического коллектива по формированию у обучающихся навыка чтения с губ; усилить контроль над деятельностью педагогического коллектива по использованию на уроках, индивидуальных, воспитательных занятиях технологии развития зрительного восприятия устной речи; внести изменения в Положение о слухоречевом режиме школы­интерната.   Х. Слово руководителю МО учителей­дефектологов. В   рамках   решения   педсовета   МО   учителей­дефектологов   запланировало   провести следующие мероприятия: 1. Использовать в учебном процессе технологию развития зрительного восприятия  устной речи. 2. Организовать и провести практический семинар для воспитателей по использованию технологии развития зрительного восприятия устной речи. 3. Запланировать и организовать более подробное изучение  технологии зрительного восприятия устной речи на заседании Школы молодого педагога. 4. Систематизировать результаты работы творческих групп  на педсовете, поместить в методический   уголок,   чтобы  весь   наработанный   материал     был   доступным   для использования другими педагогами.  5. Сделать для педагогов методическое пособие (буклет, памятку) по рассмотренной технологии (в течение учебного года). 6. Проводить среди обучающихся конкурс «Пойми меня»  с целью мониторинга    уровня развития зрительного восприятия устной речи. Ведущий.  Педагогический совет подходит к концу. Все педагоги сегодня очень хорошо поработали. Большое вам за это спасибо. 10 ПРИЛОЖЕНИЕ 2    Выберите правила поведения педагогов, родителей при обучении детей чтению с губ 1. Говорите естественно.  2. Говорите утрированно. 3. Говорите, разбивая фразы на отдельные слова.  4. Говорите слитно, не разбивая фразы на отдельные слова.  5. Не произносите лишних, мешающих слов.  6. На каждое произнесенное слово делайте кивок головой.  7. Не кивайте головой в такт словам, не смотрите при разговоре в сторону или  вниз.  11 8. Не улыбайтесь во время речи, не закрывайте рот рукой или платком.  9. В процессе разговора не ходите,  не поворачивайтесь.  10. В процессе разговора ходите по классу. 11. В процессе общения чаще улыбайтесь. Правила поведения педагогов, родителей при обучении детей чтению с губ 1. Говорите естественно.  2. Говорите слитно, не разбивая фразы на отдельные слова.  3. Не произносите лишних, мешающих слов.  4. Не кивайте головой в такт словам, не смотрите при разговоре в сторону или  вниз.  5. Не улыбайтесь во время речи, не закрывайте рот рукой или платком.  6. В процессе разговора не ходите,  не поворачивайтесь.                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ 3       Выберите, каким правилам поведения при чтении с губ необходимо научить  обучающихся. 12 1. При разговоре смотреть в глаза собеседника. 2. При разговоре смотреть на губы собеседника, а не в его глаза.  3. Смотреть спокойно, без всякого напряжения.  4. Повторять совместно с собеседником движения его губ.  5. Не повторять движения губ собеседника. 6. Изучить движения губ при произнесении звуков а, о, у, п, ф, ш. 7. Изучить движения губ при произнесении 42 фонем. 8. Стараться начинать разговор первым, так как ответы легче понимать, чем  вопросы.  9. Разговаривая, стараться становиться спиной к свету, чтобы лицо собеседника  было хорошо освещено.  10. Смотреть только на первое слово фразы. 11. Смотреть всю фразу до конца, а не только на первые слова. Каким правилам поведения при чтении с губ необходимо научить обучающихся? 1. При разговоре смотреть на губы собеседника, а не в его глаза.  2. Смотреть спокойно, без всякого напряжения.  3. Повторять совместно с собеседником движения его губ.  4. Изучить движения губ при произнесении звуков а, о, у, п, ф, ш. 5. Стараться начинать разговор первым, так как ответы легче понимать, чем  вопросы.  6. Разговаривая, стараться становиться спиной к свету, чтобы лицо собеседника  было хорошо освещено.  7. Смотреть всю фразу до конца, а не только на первые слова.   13 ПРИЛОЖЕНИЕ 4  Тренировочные упражнения при работе над восприятием звуков, слов Реализуются следующие упражнения: 1.Назвать   гласные   звуки   слова.   Предлагаются   слова, произнесение которых не отличается от написания (лапа, лужа, дом …). 2.Прочитать слово с  губ,  записать  на схеме только гласные данного слова. Например, слово кошка обозначается так: —о—а. 3.Прочитать   слово  с   губ,   назвать   гласные   звуки   слова,   положить  соответствующие буквы из разрезной азбуки.  ––––у–––   4.На доске :  –––a–––  Учитель     произносит   слово,   дети     считывают   его.   Учитель     показывает   картинку, сравнивают с тем,   что прочитали. Затем предлагается   расположить эту картинку под соответствующей  схемой  (сук,  нос,  пол,  стул, рот, лук, дым, сом, сыр и др.). –––о––––    ––––– ы––––– –––и––––  Для  закрепления   слогового  анализа  и   синтеза  могут   использоваться задания  типа:   1.Прочитать  слово   с   губ .   Повторить   заданное слово   по   слогам. Сосчитать количество слогов. 2.Детям раздаются картинки, содержащие (имеющие) изучаемый звук. (Например, арбуз, груша, трава и др.). Ребенок произносит одноклассникам слово, они в свою очередь должны его повторить — считать с губ . 3.Игра «Поезд». Детям  предлагается макет поезда: паровоза и трех 14 вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне «размещаются» слова­картинки из одного слога, во втором — из двух слогов, в третьем — из трех слогов. На вагоне   можно нарисовать схему слов:       Ребенок произносит слово одноклассникам, те — произносят то, что прочитали   с губ. Затем ребенок  «размещает» слово  в  соответствующий вагон.  ПРИЛОЖЕНИЕ 5  Тренировочные упражнения при работе над восприятием фраз 1. «Какая полоска нужна?». Я   буду   говорить   слова   и   предложения.   Если   я   назову   слово,   то   положите   короткую полоску,   если   предложение   —   длинную.   Учащиеся   повторяют   слово   либо   фразу   и выполняют задание.    Ручка.    Рыба.       У Вовы ручка.       В реке много рыбы.    . 2.Работа с картинками            Учитель раскладывает картинки, на которых изображены действия:  кормит, моет, рисует, затем произносит предложения: Девочка кормит кур. Мама моет посуду. Мальчик рисует дом. Ученик зрительно  воспринимает предложение, отыскивает соответствующую картинку, повторяет предложение. Упражнение    можно усложнить,    предложив    поставить   вопрос    к воспринимаемому предложению.    3. Придумать  предложение   с  заданным   словом.         Сказать другим учащимся. Определить количество слов, записать схему. 4. Определить место слова в предложении.  Например, Береза растет.   (1) Большая береза растет.  (2)   Дети играют под березой.  (4)    5. «Повтори и покажи».  Учитель   произносит   предложения   с   разным   количеством   слов. Учащиеся повторяют и поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении.   15 Что сделал Витя? Витя, возьми стул. Посади на стул мишку. (Ребенок считывает  с губ поручение и 6. «Посмотри и скажи».  Учитель раздаёт  детям игрушки и предлагает по очереди выполнить с игрушками какое­ либо действие. Остальные ученики составляют предложение по демонстрации.   ­ выполняет его). ­  Витя посадил мишку на стул и т.д.      7. Составление предложений по картинке. Учащиеся рассматривают сюжетную картинку. Вопросы считываются  с губ . ­ ­ ­Давайте составим предложения про Свету. Что она делает? (Света подметает пол.) ­ ­ Кто нарисован на картинке? (Девочка). Как мы ее назовем? (Света). Где Света подметает пол? (В комнате). Чем Света подметает пол? (Веником).    8. Работа с конструктивной картиной или макетом. Учитель   предлагает   для   зрительного   восприятия     выраженные словосочетаниями     с      предлогами.      Ученик     отыскивает соответствующие картинки с изображенными  на них предметами, повторяет предложение,     прикрепляет     картинку к     конструктивной     картине     и отчитывается в выполнении. Например: Поставь диван около стены. Поставь стол в центре комнаты. Поставь вазу на стол.   поручения,       9. Работа с деформированным предложением  .   Этот   вид   работы   используется   в   тех     случаях,   когда   предлагаются   распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения. Например: Девочка надела новое голубое шелковое платье.           Предложение заранее пишется на карточке, затем разрезается на отдельные слова. Учитель произносит предложение,  ученики его воспринимают, повторяют и составляют предложение из отдельных слов.          Если учащиеся затрудняются в зрительном восприятии какого­либо слова или фразы, то  сурдопедагог   повторяет  его   один—два   раза,   а  затем   демонстрирует  табличку,   и    в завершение этого ­  слово (фраза) произносится два—три раза  совместно с учениками.                После изучения каждой группы сходных звуков проводится отбор наиболее часто употребляемых слов и фраз для дальнейшего их закрепления,  что позволит создать у детей с нарушенным слухом прочную базу — полное усвоение зрительных образов звуков, слов, фраз. 16 ПРИЛОЖЕНИЕ 6  Словарь 1. Приветствия: Здравствуй(те)! Доброе утро!           Рад(а) Вас видеть! С добрым утром!            Приветствую Вас!             Привет! Добрый день! Добрый вечер! Прощания: До свидания! До завтра! До понедельника! (все дни недели) До встречи! До Новых встреч! Всего хорошего! Всех благ! 17 Всего! Пока! 2. Список наиболее употребительных наречий Самые употребительные Как        почему               откуда Когда     отчего                где Куда         сколько                зачем   Употребительные (хорошо видны опорные звуки) Пока потом вчера Поздно почти сегодня Пора опять завтра Плохо теперь давно Недавно хорошо даже Всегда лучше тоже 18 Разве сейчас хуже Вместе очень позже Мало можно часто Меньше жалко чаще Много нужно раньше Больше неужели рядом Вместо там ничего Нечего проще   Менее видимые слова Легко рано только Легче трудно обязательно Скоро труднее здесь Скорее просто везде Редко так тут Накануне надо никуда 19 Непременно не надо (ли) необходимо Немедленно негде нигде Нельзя (ли) некуда   3. Наиболее употребительные обороты речи и словосочетания Есть (ли) у тебя (него, вас и т.д.)...? У кого есть...? Есть что­нибудь...? У кого­нибудь есть ...? Кто­нибудь может...? Знает кто­нибудь ...? Это может быть ... Этого не может быть... Это вы (ты, он и т.д.)...? Как это ...? Известно ли вам, что...? Как вы думаете...? Что вы думаете...? Кто взял...? Нет ли у вас (тебя и т.д.)...? У тебя (вас и т.д.) нет ...? Когда это...? Кто это (мог сказать)...? Что это такое...? Что там...? Можно (ли) мне...? Это правда, что...? Это неправда, что ...? Вы знаете, что...? Вы не знаете, как ...? 20 Кто вам (тебе, ему и т.д.) сказал ...? Кто знает (где, что ...)...? Известно (ли) вам, что ...? Мне (ему и т.д.) (так) хочется ... Что тебе (вам и т.д.) надо? Кто бы мог подумать, что...! Мне надо (подумать, передать...)... Мне (тебе, ему и т.д.) нужно ... Я должен (сказать, записать ...)... 4. Приказания (повелительная форма глаголов, употребляется с Вы и Ты) Возьми­те, небери­те Войди, входи, не входи Выучи, неучи Говори, не говори Дай, не давай Давай Достань, не доставай Жди, не жди Закрой, не закрывай Запиши Записывай, не записывай Зайди, не заходи Запри,не запирай Иди, не ходи Купи, не покупай Надень, не надевай         Начни Начинай, не начинай Обещай, не обещай Открой, не открывай Положи, не клади Помоги, не помогай Принеси, не приноси Позови, не зови Поищи, не ищи Повтори, не повторяй Прочитай, не читай Поставь, не ставь Передай, не передавай Приходи, не приходи Подожди, не жди Подержи, не держи Подумай, не думай Попробуй, не пробуй Покажи, не показывай 21 Расскажи, не рассказывай Сообщи, не сообщай Садись, не садись Скажи, не говори Спроси, не спрашивай Сделай, не делай Узнай, не узнавай Убери, не убирай Унеси, не уноси 5. Примерные темы для разговора Знакомство. Биографические данные. Квартира. Жилищные условия. Семья. Где кто живет. Работа. Рабочее окружение. Дорога. Как ехать до работы? Как добраться до определенного места? Городской транспорт. Отдых. Как и где проводите отпуск. Здоровье. Как себя чувствуете? В поликлинике. Хобби. Чем любите заниматься? Знакомые. Природа. Погода. ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Рекомендуется  проводить следующие виды работы  по тексту: 1. Работа по открытой картине Предлагаются       слова­названия       изображенных     на     картине       предметов,   действий, состояний. Ребенок повторяет.  Девочка, ручка, тетрадь. Она взяла ручку и тетрадь. Девочка пишет. 2. Работа по закрытой картине. Кончилось    лето.    Ребята    пришли   в    школу.    Ребята    радостно рассказывали о лете. Зазвенел звонок. Все пошли в класс. Ученикам вначале предъявляются фразы для зрительного восприятия, которые передают содержание   картины.   Затем   картину   показывают   ученикам,   проводится   работа   по закреплению: ученик пересказывает текст, отвечает на вопросы и т. д. 3. Работа  по серии сюжетных картинок 22 Ученики   рассматривают   картинку   №   1.   Считывают   «с   губ»   имена,персонажей.   Затем учитель коротко рассказывает, что изображено на картинке. Потом классу предъявляется вторая картинка и следует продолжение рассказа. Перед показом третьей картинки можно задать   вопросы,   которые   помогут   раскрыть   ее   содержание.   Затем   из   предложений составляется рассказ.      4. Составление диалога по тексту Когда отработаны фразы, слова, словосочетания, например, по теме «Здоровье», предлагается  текст:  Девочка   заболела.   У   нее   болит   голова.   У   нее   насморк   и   кашель.   Пришел   врач.   Врач осмотрел больную. Он сказал, что у девочки грипп. Врач выписал лекарство. Мама  купила лекарство. Скоро девочка поправится. Вопросы к тексту:  Кто заболел? Что болит у девочки? Что сказал врач? Кто поправится?                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Требования к уроку (самоподготовке, воспитательному занятию). Учитель, воспитатель _________________________________________________ Урок________________________________________________________________        Класс _______________________________________________________________ 1. 2. 3. Наличие ИСА на  уроке У всех обучающихся  класса Частично  Причина  Работа по чтению с  губ. Содержание  фонетической зарядки Систематическая Эпизодическая  Отсутствует  Работа над звуками  (голосом, речевым  дыханием). Словом, фразой. Основной  терминологический  материал Отсутствует  23 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Систематическая  Эпизодическая  Отсутствует  Использование  фонетической  ритмики На уровне отдельных  слов Использование  дактилирования Использование речевого  образца На уровне фраз На уровне короткого  текста Систематическая  Эпизодическая  Отсутствует  Коррекция  произносительных  навыков в ходе урока Средства коррекции. (или как итог – не  проводится) Речь учащихся на  уроке Коррекция учителем  грамматической  структуры языка Образцы речевых  высказываний для  обучающихся Формы создания  речевой среды в ходе  урока: РСВ в ходе урока Речевой материал,  используемый для РСВ учащихся Даются учителем  систематически. Создание  искусственных  речевых ситуаций. В организации начала урока. из предыдущих тем Даются эпизодически.  Не даются. Использование  естественных ситуаций. отсутствует  В ходе работы над  программным  материалом. Из темы, изучаемой на  уроке. В заключительной части  урока. Не связанный с  предметом, но знакомый в силу постоянного  использования в  учебном процессе Голос ­ тихий ­ громкий ­ нормальный Самостоятельная  Речь педагога ­ естественная  ­ утрированная Речь обучающихся  Отраженная   Темп  ­ быстрый  ­ нормальный  ­ замедленный Сопряженная  Общее впечатление от  речевой  наполненности урока                                                                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ 9                               Анкета  для педагогов школы­интерната 1. Знаете ли Вы уровень развития зрительного восприятия устной речи обучающихся  Вашего класса (группы)? o Знаю точно o Знаю приблизительно o Не знаю 24 2. Ваши знания о развитии зрительного восприятия речи в учебно­воспитательном  процессе на уровне: o Знаю хорошо o Не владею o Имею представление  o Когда­то знала 3. Ваше применение  на уроке (самоподготовке, воспитательном занятии) обучению  чтению с губ  на уровне: o использую на уроке (самоподготовке, воспитательном занятии) постоянно, o когда вспомню,  o не придаю значения  o для этого есть учителя­дефектологи 4. Вам проще при общении с обучающимися использовать речь: o Жестовую o Вербальную o Вербальную в комплексе с жестами 5. Ходите ли Вы в процессе разговора по классу? o Да o Нет o Иногда 6. Общаясь с детьми на уроке, занятии,  как Вы произносите фразу?  o говорю фразу слитно o разбиваю фразу на отдельные слова 7. Вы требуете от ученика синхронного проговаривания? o в начальных классах                   да o в начальных классах                   нет o в средних и старших классах     да o в средних и старших классах     нет                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ 10                            Анкета для обучающихся школы­интерната 1. Ты понимаешь учителя по губам? ­ Да ­Нет ­Иногда 25 2. При разговоре ты смотришь на губы учителя, воспитателя? ­ Да ­Нет ­Иногда 3. Повторяешь ли ты с учителем (воспитателем) движения  его губ? ­ Да ­Нет ­Иногда 4. Ты точно понимаешь смысл сказанного или ты догадываешься? ­ Да ­Нет ­Иногда 5. Назови звуки.  _________    __________   ___________  _________   __________  _________ __________ 6. Прочитай слово .       _____________________________________________      _______________________________________ 7. Прочитай фразу.             ____________________________________________________________________                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ 11 Анкета для выпускников школы­интерната 1. Вы понимаете речь по губам? ­ Да ­ Нет 26 2. Где Вы научились понимать речь по губам? ­ дома ­ в школе 3. Нужно ли учить Вашего ребенка чтению с губ? ­ Да ­ Нет 4. Ваш ребенок умеет читать речь с губ? ­ Да ­ Нет ­ Плохо                         Причины сложности формирования навыка чтения  с губ 27 У многих детей нет привычки подражать речи говорящего Не у всех детей в памяти закреплены зрительно­двигательные образы. Некоторые дети не знают артикуляцию. Не все педагоги соблюдают правила зрительного восприятия. В русском языке мало опорных звуков.  Артикуляция многих звуков многозначна. Существуют индивидуальные особенности артикуляции. 28 Анкета для обучающихся Да – 20. Нет - 9. Иногда – 4. Да – 23. Нет - 6. Иногда – 4. 1. Ты понимаешь учителя по губам? 2. При разговоре ты смотришь на губы учителя воспитателя? 3 . Повторяешь ли ты с учителем воспитателем движения его губ? 4. Тебе помогает догадка понять смысл сказанного? Да – 13. Нет – 15. Иногда – 5. Да – 14. Нет – 13. Иногда – 6. 70 60 50 40 30 20 10 0 Понимание речи учителя по губам Да Иногда Нет 29 Анкета для педагогов школы-интерната 1. Знаете ли Вы уровень развития зрительного восприятия устной речи обучающихся Вашего класса (группы)? 2. Ваши знания о развитии зрительного восприятия речи учебно- воспитательном процессе на уровне: Знаю точно – 25. Знаю приблизительно – 8. Не знаю – 0. Знаю хорошо – 23. Не владею – 1. Имею представление – 9. Когда-то знала. Знания педагогов методики чтения с губ 3. Ваше применение на уроке (самоподготовке, воспитательном занятии) обучению чтению с губ на уровне: Использую на уроке (самоподготовке, воспитательном занятии) постоянно -29 Когда вспомню – 3. Не придаю значения Для этого есть учителя-дефектологи Нет ответа – 1. 4. Вам проще при общении с обучающимися использовать речь: Жестовую – 0. Вербальную – 7. Вербальную в комплексе с жестами – 25. Нет ответа – 1. 7. Вы требуете от обучающихся синхронного проговаривания? В начальных классах: да – 13. В начальных классах: нет – 0. В средних и старших классах: да – 7. В средних и старших классах: нет – 6. В начальных, средних и старших классах: да - 5. В начальных: - да , в средних и старших классах: - нет - 1. 30 Нет ответа – 1. 31

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи

О технологии развития зрительного восприятия устной речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018