Объем прямоугольного параллелепипеда
Оценка 4.7

Объем прямоугольного параллелепипеда

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
математика
5 кл
25.03.2017
Объем прямоугольного параллелепипеда
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Объем прямоугольного параллелепипеда". Цели урока: обучение нахождению объёма прямоугольного параллелепипеда, решению задач практического содержания, формирование умения строить математические модели и следующие задачи: создавать и использовать на уроке учебные ситуации; переводить учебные задачи в учебные ситуации. Т. е. создавать для выполнения задачи такие условия, которые провоцируют детей на активное действие, создают мотивацию учения.Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Объем прямоугольного параллелепипеда".
Объем прямоугольного параллелепипед 5 кл.docx

Тема урока: « Объем прямоугольного параллелепипеда»

Класс: 5 В

Тип урока:  изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.

Форма проведения урока: урок изучения нового материала

Время проведения: 20 декабря 2016 года.

Метод обучения: метод проблемного обучения

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Оборудование: меловая доска, компьютер и проектор

Материалы: учебник «Математики 5» Виленкин Н.Я. и др., 2014 «Мнемозина», план-конспект урока, презентация, раздаточный материал.

Цель: обучение нахождению объёма прямоугольного параллелепипеда, решению задач практического содержания, формирование умения строить математические модели, совершенствование вычислительных навыков.                                                             

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности; реализация принципа связи теории и практики;

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных  инструментов ИКТ и источников информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ истинности утверждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль,  коррекция, оценка, саморегуляция.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом,  между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.

Основные понятия: объём прямоугольного параллелепипеда, объём куба

Межпредметные связи: природоведение, биология, геометрия, черчение, физика

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Форма обучения

Результативность

Мотивация к учебной деятельности

 Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Улыбнитесь и мысленно пожелайте удачи друг другу.

Слушают речь учителя, создается психологический настрой на продуктивную работу.

Фронтальная

Формирование

 положительной

 мотивации, развитие коммуникативных умений.

Проверка домашнего задания

Проверяет уровень овладения новым материалом посредством индивидуальной проверки.

1. Площадь поверхности куба 150 квадратных сантиметров. Найдите ребро куба

1) 150:6 = 25(см2) – площадь одной грани  куба.

 2) 5 см – ребро куба.

 Ответ: 5 см.

2. Сколько понадобится краски, чтобы покрасить поверхность бруса длиной 40 см, шириной – 30 см и высотой – 20 см, если для покраски 1 дм2 поверхности нужно 2 г краски?

1)S = (30 40 + 30 20 + 20 40)2 = 5200 см2 = 52дм2

2) 52 2 = 104 г краски

Ответ: 104 г краски

3.Выразите: а)выразите в  мм3:    7см3 = 7000 мм2

б) выразите в см3

 5дм323см3  = 5023 см3;

 16000 мм3 = 16 см3;

 в) выразите в дм3

137 м3 = 137000 дм3.

Оцените свою работу:

 

Проверяют домашнее задание, сравнивая свое решение с решением на экране. Оценивают свою работу.

Индивидуальная

 

 Актуализация и пробное учебное действие

Мы  сейчас изучаем прямоугольный параллелепипед. Но без повторения никуда, а чтобы повторить теорию по данной теме – нужно ответить на вопросы друг друга.

Обучающиеся задают друг другу вопросы по моделям куба и

прямоугольного параллелепипеда:

1)      Из каких фигур

состоит поверхность

прямоугольного параллелепипеда?

2)      Почему фигуру

назвали прямоугольный параллелепипед?

3) Что можно сказать о его противоположных гранях?

4) Какие измерения есть у параллелепипеда?

5)Сколько у фигуры граней, ребер, вершин?
6) Из каких фигур состоит поверхность куба?
7) Что можно сказать о гранях, ребрах, измерениях куба?

Парная

Формирование умения строить математические модели;

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; саморегуляция.

Выявление места и причины затруднения

Какие утверждения верные?

1. Любой куб является прямоугольным параллелепипедом.

2. Любой прямоугольный параллелепипед является кубом.

3. У куба все грани являются квадратами.

4. У параллелепипеда 8 ребер.

5. У куба все ребра равны.

6. У параллелепипеда все грани являются прямоугольниками.

Оцените свою работу:

 

Обучающиеся напротив вопросов ставят + или –

 

+

 

-

 

+

-

+

+

 

Взаимопроверка.

Индивидуальная

Коррекция знаний обучающихся

Физкульминутка

 

Раз – подняться на носки и улыбнуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Групповая

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

 Постановка проблемы

Сегодня в школу почтальон принес конверт в котором лежало письмо  следующего содержания:

«Дорогие пятиклассники! Я поймал Золотую Рыбку и она попросила до весны  приютить её у себя. Но для этого мне срочно придётся приобрести аквариум, так как в банке ей тесно. Сегодня на закате истекают третьи сутки, которые рыбка проводит в некомфортной для неё обстановке, поэтому Вам следует поторопиться с поиском нужного аквариума. По просьбе Рыбки, он должен быть в форме прямоугольного параллелепипеда, вместимостью  вместимостью не менее 500 литров, но и не более 800,   его рёбра должны быть сделаны из жёлтого золота, а грани из зелёного изумруда. Прошу Вас – помогите мне, так как я не силён в математике, и мне никак не удаётся найти нужный аквариум» и подпись – Старик из «Сказки о Золотой Рыбке».

Ребята, вы хотите помочь Золотой Рыбке? (Да)

Какая же цель нашего урока? (Помочь Старику и Рыбке)

Для этого нам потребуется найти аквариум нужной формы и объёма.

 

Обучающиеся слушают учителя, делают выводы и отвечают на вопросы:

1. Надо знать какой объем воды необходим для наших рыбок?

2. Сколько воды нужно для того, чтобы заполнить аквариум?

3.Объем воды в аквариуме надо как-то вычислить, учитывая, что он имеет форму прямоугольного параллелепипеда.

Фронтальная

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Гипотеза

 

Если мы найдём формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда и научимся его вычислять, то узнаем достаточен ли объем воды в аквариуме для нашей рыбки.

 

Фронтальная

Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; поиск и выделение необходимой информации.

Постановка темы и цели урока.

Итак, кто сформулирует тему урока?

Какие должны быть цели урока?

Запишите тему нашего урока – «Объём прямоугольного параллелепипеда».

Обучающиеся формулируют тему урока «Объём прямоугольного параллелепипеда» и перечисляют цели урока.

 

Фронтальная

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

 Изучение нового материала

Итак, мы отправляемся с вами в магазин аквариумов. Перед нами каталог аквариумов. Для начала выберите номер аквариума нужной формы – прямоугольного параллелепипеда. (2 и 4)

-Почему вы выбрали именно эти аквариумы? (Они имеют форму прямоугольного параллелепипеда)

-Теперь определимся с оформлением. Прочтите ещё раз в описании аквариума, какого цвета должны быть рёбра и грани, и выберите нужный нам. (1)

-Почему вы выбрали этот аквариум? (У него жёлтые рёбра и зелёные грани)

-Осталось разобраться с объёмом. Но вот беда, в каталоге не указана вместимость, а есть только измерения аквариумов. Кстати, как они называются? (Длина, ширина и высота).

-К счастью у нас есть волшебные водяные кубики с ребрами разной длины: 1мм, 1см, 1 дм и 1м. Для измерения объёмов как раз и пользуются этими кубиками. И Объём каждого из них равен 1мм3, 1см3 , 1дм3  и 1м3 .

-Как это происходит? Посмотрим на экране. Пусть некоторая фигура составлена из кубических метров следующим образом. Подсчитайте её объём. (4 м3)

-А если фигура будет состоять не из четырёх, а сотен кубиков, удобно ли будет пересчитать все? (Нет)

-В математике существуют другие способы вычисления объёмов фигур. Мы сегодня посмотрим, как быстро найти объём прямоугольного параллелепипеда.

-Воспользуемся, например, кубическими сантиметрами, и составим из них прямоугольный параллелепипед так, как показано на экране. Сколько кубиков ушло на строительство? (12)

-Как быстро получить ответ, не пересчитывая все кубики подряд? (4 умножить на 3)

-Каков объём полученного прямоугольного параллелепипеда? (12 см3)

-Такой аквариум явно маловат даже для головастика. Добавим сверху ещё один точно такой же слой водяных кубических сантиметров. Каков объём теперь? (24 см3)

-Как получили ответ? (12 умножили на 2)

-Итак, у нас получился водяной прямоугольный параллелепипед длинною 4 см, шириною 3 см и высотою 2 см. Как вычислить его объём? (4  3 2)

-Как найти объём любого другого прямоугольного параллелепипеда? (Перемножить длину, ширину и высоту)

-Запишите в своих тетрадях:

 V= длина∙ ширина∙ высота.

Обозначим измерения прямоугольного параллелепипеда буквами a, b и c. Используя эти обозначения, запишите формулу объёма прямоугольного параллелепипеда в своих тетрадях. Прочитайте формулу. (V= abc)

-Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда умели уже в древней Греции во времена Архимеда. А кто знает, почему его обозначают латинской буквой V? Потому что на латыни объём записывается так Volume, по первой букве этого слова и стали обозначать объём.

-А если из водяных кубиков составить прямоугольный параллелепипед с длиной, шириной и высотой, равными 10 см, каким будет его объём? (1000 см3).

-Как вы получили ответ? (10 х 10 х 10).

-Как иначе называется этот прямоугольный параллелепипед? (Куб)

-Если длину ребра куба обозначить буквой a, как будет выглядеть формула объёма куба? (Vк= aaa или Vк=a3)

-Именно поэтому запись a3 называют кубом числа а.

-Запишите формулу в тетради.

V = a3

 

Обучающиеся слушают учителя, делают выводы и отвечают на вопросы:

1.Почему вы выбрали именно эти аквариумы?

2. Сколько кубиков ушло на строительство?

3. Как быстро получить ответ, не пересчитывая все кубики подряд?

4. Каков объём полученного прямоугольного параллелепипеда?

5.Как получили ответ?

6. Как вычислить его объём?

7.Как найти объём любого другого прямоугольного параллелепипеда?

8.Каким будет объём

прямоугольного параллелепипеда, если все его измерения равны 10см?

9. Как иначе называется этот прямоугольный параллелепипед?

10. Если длину ребра куба обозначить буквой a, как будет выглядеть формула объёма куба?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся выводят и записывают в тетрадях формулу для вычисления объёма куба V= а·а·а=а3

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение следствий

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-Теперь вы можете вычислить объёмы всех предложенных нам в волшебной лавке аквариумов. Запишите в своих тетрадях решения. Каждой группе нужно найти объём одного из аквариумов. Как только группа получает ответ, староста пишет его на карточке и отдаёт мне.

-Итак, проверяем: объём первого аквариума (1000 дм3), второго (135 дм3), третьего (240 дм3) и четвёртого (576 дм3).

-Осталась последняя проблема – в описании аквариума объём дан в литрах, а у нас в кубических дециметрах. Проделаем научный эксперимент. У меня есть пустая литровая банка и пластиковый кубический дециметр. Как вы думаете, чей объём больше – банки или куба? (Банки).

-Проверим. Наливаю в литровую банку воду. Каков объём налитой воды? (1 литр)(1 дм3) Переливаю содержимое банки в кубический дециметр. Вода полностью поместилась в куб. Что вы думаете теперь об объёмах банки и куба. (Они равны)

Чему же равен один кубический дециметр? (Литру)

Запишите в тетрадях 1л=1 дм3.

-Итак, теперь окончательно определимся с выбором аквариума для рыбки.

-Почему? (В нём 576 литров, меньше 800 и больше 500).

 

-Обучающиеся вычисляют объемы параллелепипедов.

-Определяют нужный аквариум.

 

Групповая

Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта

Физкультминутка

Зарядка для глаз

*Голову держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз.

Голову не поворачиваем, двигаются только глаза

*Глазами начертите круг, потом треугольник,  а сейчас квадрат.

*Закройте глаза.

А теперь открывайте глаза и продолжаем работать.

 

 

Фронтальная

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

Включение в систему знаний и повторения

Вставьте пропущенные слова (учитель, используя 2 слайда, читает предложения с пропущенными словами, а обучающиеся устно вставляют их).

1. Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению (длины, ширины и высоты)

2. Если равные параллелепипеды  имеют равные измерения, то их объемы (равны).

3. Если ребро куба равно 4 дм, то его объем равен (64 дм3).

4. Если у двух параллелепипедов объемы равны, то их измерения (могут быть разными или равными)

5. Если два куба имеют одинаковые рёбра, то их объемы (равны).

 

Фронтальная

Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.

Дифференцированная

самостоятельная работа

На слайде даны задания разно-уровневые, которые обучающиеся решают самостоятельно в тетрадях

1 уровень

1.Найдите объём куба с ребром 7дм.

2.Найдите объём прямоугольного параллелепипеда, если длина 4см,

ширина 2см, высота 3см.

2 уровень

1. Чему равно ребро куба, если объем равен 1000 кв.см.?

2.  Длина аквариума 80 см, ширина 45 см,

 а высота 55 см. Сколько литров воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?

 

Индивидуальная

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных

Домащнее задание

Учитель комментирует домашнее задание, записанное на слайде

-Первая и вторая части обязательны для всех:

1)выучить правило и формулы из учебника п.21;

2)найти и записать в тетради единицы измерения объёма в древней Руси и в других странах.

-Третью часть вы выберете себе сами из двух вариантов:

3)№ 820(а, в), 823.

Или

длина 1 локоть, ширина 4 метра, высота 20 дюймов, найти объём прямоугольного параллелепипеда в галлонах.

- А четвёртая часть является необязательной, взята из заданий единого государственного экзамена в 11 классе, но попробуйте его решить, у вас может получиться:

4) Из ЕГЭ: во сколько увеличится объём прямоугольного параллелепипеда, если его измерения увеличатся в два раза?

 

Обучающиеся слушают учителя

Фронтальная

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Подсчитаем баллы.

- домашнее задание - 6 баллов

- математический диктант - 6 баллов

- за работу в группах (Баллы дают сами учащиеся) – от 3 до 5 баллов

- самостоятельная работа – 5 баллов

Оцените свою работу:

Поставьте себе оценку за урок.

Прошу вас теперь подвести итоги урока

На уроке …

• Я узнал…

• Я научился…

• Мне понравилось…

• Я затруднялся…

• Моё настроение…

 

- Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей,

чувствовал(а) себя уверенно.

- Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности

Индивидуальная

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

 

 

 

 

 


 

Тема урока: « Объем прямоугольного параллелепипеда»

Тема урока: « Объем прямоугольного параллелепипеда»

Проверка домашнего заданияПроверяет уровень овладения новым материалом посредством индивидуально й проверки

Проверка домашнего заданияПроверяет уровень овладения новым материалом посредством индивидуально й проверки

Сколько у фигуры граней, ребер, вершин? 6)

Сколько у фигуры граней, ребер, вершин? 6)

Но для этого мне срочно придётся приобрести аквариум, так как в банке ей тесно

Но для этого мне срочно придётся приобрести аквариум, так как в банке ей тесно

Фронтальная Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

Фронтальная Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

Как быстро получить ответ, не пересчитывая все кубики подряд? (4 умножить на 3) -Каков объём полученного прямоугольного параллелепипеда? (12 см 3 ) -Такой аквариум явно…

Как быстро получить ответ, не пересчитывая все кубики подряд? (4 умножить на 3) -Каков объём полученного прямоугольного параллелепипеда? (12 см 3 ) -Такой аквариум явно…

V к = a 3 ) -Именно поэтому запись a 3 называют кубом числа а

V к = a 3 ) -Именно поэтому запись a 3 называют кубом числа а

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи -Теперь вы можете вычислить объёмы всех предложенных нам в волшебной лавке аквариумов

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи -Теперь вы можете вычислить объёмы всех предложенных нам в волшебной лавке аквариумов

Фронтальная Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

Фронтальная Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см

Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см

Оцените свою работу: Поставьте себе оценку за урок

Оцените свою работу: Поставьте себе оценку за урок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017