Обеспечение преемственности формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка
Оценка 4.8

Обеспечение преемственности формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
психологическая работа +1
4 кл—5 кл
16.12.2017
Обеспечение преемственности формирования  универсальных учебных действий на уроках русского языка
Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Преемственность трактуется как "непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода".При взаимодействии участников образовательного процесса в рамках по организации программы в центре внимания находится ученик и его проблемы.
00024152-941ff8d9.docx
Обеспечение преемственности формирования  универсальных учебных действий на уроках русского языка Вопросы   преемственности   в   образовании   были   актуальны   всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Преемственность   трактуется   как   "непрерывный   процесс   воспитания   и обучения   ребёнка,   имеющий   общие   и   специфические   цели   для   каждого возрастного периода". Организация   преемственности   формирования   УУД   предполагает разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении   обучения.   Преемственность   обеспечивает   постепенное   развитие   и углубление   знаний,   усложнение   требований   к   умственной   деятельности,   Установление формирование   личного   и   общественного   поведения. преемственности между ступенями обучения способствует сближению условий воспитания   и   обучения   детей.   Благодаря   этому   переход   к   новым   условиям школьного   обучения   осуществляется   с   наименьшими   для   детей психологическими трудностями.  При взаимодействии  участников  образовательного  процесса  в  рамках по организации программы в центре внимания находится ученик и его проблемы.  Их ему по преемственности помогают решать учителя начальных классов,   педагог­психолог,   социальный   педагог, учителя­предметники,   родители, классный руководитель.  Переход   от   начального   образования   ко   второй   ступени   считается   очень важным и болезненным не только для учеников, но и для педагогов.  Для   пятиклассников   переход   в   основную   школу   совпадает   с   началом кризисного   периода,   связанного   с   физическим   созреванием,   сменой   ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. В этот период у них возникает большое   количество   проблем,   одна   из   которых   –   это   адаптация   к   новым учителям,   что   сопровождается   часто   конфликтами,   взаимным   недовольством друг другом. Ученики чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда   ведут   себя   вызывающе,   бывают   раздражены,   капризны.   Кто­то   не воспринимает   нового   учителя,   для   кого­то   объяснение   материала   кажется слишком мудрёным, недостаточно четкая речь педагога или слишком быстрый темп   объяснения,   повышенная   интонация,   переходящая   в   крик   (даже   в   адрес одноклассника) – все это пугает, а точнее, отпугивает ученика, особенно того, кто недостаточно силен в науках.  Учителя   начальных   классов   и   основной   школы   по­разному   смотрят   на пятиклассников. Ни для кого не секрет, что учителям, работающим в 5 классе, с первых дней   моментально хочется   видеть   перед   собой   умных, адаптирующихся   к   требованиям   конкретного   учителя   учеников.   А   перед   ним   самостоятельных, оказываются   ещё   маленькие,   не   слишком   образованные,   чрезвычайно несамостоятельные, растерявшиеся в новых условиях дети.  Дети перешли от одного учителя, который строил с каждым ребенком и с его   семьей   разносторонние   отношения,   ко   многим   предметникам,   отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успеваемости и поведения на уроках.  Следует   отметить,   что   и   родители   играют   большую   роль   в   процессе адаптации. Многие считают своих детей уже взрослыми и ослабляют контроль за ними, возложив всю ответственность на школу. Еще одной проблемой является то, что вместо одного своего кабинета у пятиклассников  появляется  кабинетная система, в которой ребенок чувствует себя “беспризорником”. А если еще он переносит методы обучения и формы взаимодействия со старшими классами на пятиклассника, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения. И как следствие – резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, стресс и ухудшение здоровья учащихся. Причины снижения успеваемости 1. Увеличение объёма учебной нагрузки 2.Новые   учебные   дисциплины:   история,   обществознание,   география, биология. 3.Большое количество учителей вместо одного 4.Отсутствие единства требований 5.Смена традиций  классного  коллектива, которые  создавались в течение четырёх лет 5.Совпадает с переходным возрастом 6. Ослабление внешнего контроля 7.Неполнота данных о выпускниках начальной школы 8. Несоответствие оценок реальным результатам обучения 9.   Скачкообразный   переход   к   новым   в   сравнении   с   начальной   школой методам обучения 10.  Рассогласование   в   содержании   учебных   курсов   начальной   и   средней школы 11. Рассогласование в нормах выставления оценок с начальной школой Являясь классным руководителем и учителем русского языка в 5 классе, могу отметить, что процесс адаптации в основном проходит в пределах нормы.  Психологический   анализ   уроков   показал,   что   эмоциональная   обстановка   на уроках   благоприятная.   Учителя­предметники   весьма   доброжелательны   по отношению к учащимся, поддерживают в случаях затруднений (задают наводящие вопросы, помогают вспомнить правило или определение). Педагоги учитывают возрастные   и   индивидуальные   особенности   учащихся   путем   подбора   и дифференциации   заданий,   используют   разнообразные   виды   деятельности, регулярно проводят физминутки.   Учащиеся на уроках активно работают, свободно высказывают свое мнение по   любому   вопросу.   Отклоняющееся   поведение   (рассеянное   внимание, навязчивые   движения,   вызывающее   поведение,   грубость)   наблюдаются   у   двух учащихся   –   Куликова   Эдуарда   и   Беховых   Александра.   Это   объясняется   их личностными и психофизическими особенностями (обучение по программе 7 и 8 вида), уровнем обученности в начальной школе, с усложнением его содержания, с освоением новых форм работы. На   своих   уроках  я   применяю   следующие   приемы  (задания)   активизации учебной деятельности, обеспечивающих достижение планируемых результатов по программе формирования УУД. Для формирования личностных универсальных учебных действий: участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия;  Для диагностики и формирования  познавательных  универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:  «найди отличия» (можно задать их количество);  «на что похоже?»; поиск лишнего;  «лабиринты»; упорядочивание;  «цепочки»; хитроумные решения; составление схем­опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями.                 Для   диагностики   и   формирования  регулятивных  универсальных   учебных действий возможны следующие виды заданий:  «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимный диктант (метод М.Г. Булановской); диспут; заучивание материала наизусть в классе;  «ищу ошибки»; КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)  и др.          Для   диагностики   и   формирования  коммуникативных  универсальных учебных действий ­ следующие виды заданий: составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда;  «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);  «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.        РЕКОМЕНДАЦИИ: В течение учебного года выпускного 4 класса начальной школы учителям предметникам   необходимо   посещать   уроки,   полезно   понаблюдать   за   работой учащихся, за особенностями работы учителя и учащихся на уроке присмотреться   внимательно   понаблюдать   за   требованиями, к   отдельным   учащимся, предъявляемыми учителем. Обратить внимание на объем и глубину содержания, какая   подготовка   предшествовала   уроку.   Важно   отметить,   как   учитель   ведет урок, темп, доступность изложения материала, и множество других моментов. Следует помнить, что отношение учителя к предмету непосредственно влияет на качество   преподавания   и   результаты   обучения.   Обратить   внимание,   как используется метод совместных оценок «Учитель – ученик», «ученик­ ученик». А также, как учитель общается с детьми, и как дети относятся к учителю вне урока. Учителю предметнику провести несколько уроков в данном классе, обозначить новые   возможности   ведения   урока,   введения   и   опроса   темы.   Желательно провести   совместные   олимпиады   или   тематические   праздники,   родительские собрания, как в конце 4 класса, так и в начале 5 класса. Необходимы взаимопосещения уроков. Учителю начальной школы следует посетить   ряд   уроков   учителя   предметника. профессиональной деятельности, умению работать с подростками.    Присмотреться   к   его Многолетний опыт работы показывает, что формирование новых знаний с опорой   на   знакомый   учащимся   материал,   с   использованием   знакомых   им оборотов   речи,   иногда   даже   копирование   или   подражание   учителю   начальной школы, к которому дети так привыкли, дает хороший результат. Постепенно на накладывается   новая знакомый   детям   материал   начальной   школы, математическая терминология, одновременно это помогает развивать логическое и   аналитическое   мышление,   умение   обобщать   и   делать   выводы.   Знания, полученные   учащимися   в   начальной   школе,   выходят   на   новый   качественный уровень, дополняются новыми теоретическими сведениями. Совместные усилия учителей начальной школы и учителей среднего звена по определению единых требований к ответу ученика, формам и методам контроля, при обязательном постепенном Очень   полезно   проведение   совместных   семинаров   о   возрастных особенностях развития детей данного возраста. Сфера   взаимоотношений   учитель­ученик   неоднозначно   переживается каждым учеником и учителем предметником. Дети начальной школы привыкли, что   результаты   их   учения   оценивает   их   любимый   и   единственный   учитель. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки. А теперь учителей, которые оценивают знания учащегося, стало много и все разные, они не похожи на того родного и любимого, первого учителя. При этом опытные учителя средней школы знают, что по классу легко угадывается, какой учитель начальной школы их обучал. Итак,   задача   учителей   начальной   школы   и   учителей   среднего   звена максимально снизить дискомфорт учащихся на переходном этапе (Приложение 1, 2). Таким образом, можно сделать следующие выводы: •     в   основе   формирования   УУД   лежит   «умение   учиться»,   которое предполагает   полноценное   освоение   всех   компонентов   учебной   деятельности (познавательные   и   учебные   мотивы;   учебная   цель;   учебная   задача;   учебные действия   и   операции)   и   выступает   существенным   фактором   повышения   умений   и эффективности   освоения   учащимися   предметных   знаний, формирования   компетенций,   образа   мира   и   ценностно­смысловых   оснований личностного морального выбора.  формирование   универсальных   учебных   действий   способствует индивидуализации   обучения,   нацеленности   учебного   процесса   на   каждом   его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.  преемственность   означает   процесс   развития   учащихся   путем осмысливания   и   взаимодействия   старых   и   новых   знаний,   прежнего   и   нового опыта.  основанием   преемственности   разных   ступеней   образовательной системы   является   ориентация   педагогов   на   формирование   умения   учиться, понимание значения развития универсальных учебных действий для дальнейшего обучения учащихся. Приложение 1. Планируемые результаты  формирования универсальных учебных действий по этапам 4 класс 5 класс Личностные универсальные учебные действия 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина»,   «природа»,   «семья»,   «мир»,   «настоящий   друг»,   «справедливость», «желание   понимать   друг   друга»,   «понимать   позицию   другого»,   «народ», «национальность» и т.д. 2.   Уважение   к   своему   народу,   к   другим   народам,   принятие   ценностей других народов. 3.   Освоение   личностного   смысла   учения;   выбор   дальнейшего образовательного маршрута. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. 5.   Умение   находить   ответ   на   вопрос   о   том   «какой   смысл   имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования»; ­   осмысленность   учения,   понимание   значимости   решения   учебных   задач, соотнесение их с реальными жизненными целями и ситуациями (Какое значение имеет для меня учение?) ­ выработка своей жизненной позиции в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. (Я – член семьи, школьник, одноклассник, друг, гражданин) ­   личностные   действия   направлены   на   осознание,   исследование   и   принятие жизненных   ценностей   и   смыслов,   позволяя   сориентироваться   в   нравственных нормах,   правилах,   оценках.   (Почему   я,   мои   друзья   так   поступили? Взаимопомощь,   честность,   правдивость,   ответственность   с   моей   стороны   и   со стороны моих сверстников) Регулятивные универсальные учебные действия 1.Самостоятельно   формулировать   задание:   определять   его   цель, планировать   алгоритм   его   выполнения,   корректировать   работу   по   ходу   его выполнения, самостоятельно оценивать. 2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. ­самостоятельно   ставить   цель   деятельности,   планировать   и   прогнозировать результат, контролировать процесс достижения результата, корректировать свои действия и оценивать их успешность; ­ управление познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности в освоении материала; ­представление человека о своих возможностях достижения цели определенной сложности; ­ умение сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта и делать вывод о соответствии продукта замыслу. Познавательные универсальные учебные действия 1.Ориентироваться   в   учебнике:   определять   умения,   которые   будут сформированы   на   основе   изучения   данного   раздела;   определять   круг   своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать   необходимые   источники   информации   среди   предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. 3.   Сопоставлять   и   отбирать   информацию,   полученную   из   различных источников   (словари,   энциклопедии,   справочники,   электронные   диски,   сеть Интернет). 4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. 5.   Самостоятельно   делать   выводы,   перерабатывать   информацию, преобразовывать   её,   представлять   информацию   на   основе   схем,   моделей, сообщений. 6. Составлять сложный план текста. 7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. 8.   Постановка   и   формулирование   проблемы,   самостоятельное   создание алгоритма деятельности при решении задач творческого характера. 9. Развитие дедуктивного способа мышления. ­самостоятельное   выделение   и   формулирование   познавательной   цели; поиск и выделение необходимой информации  ­анализ   объектов   с   целью   выделения   признаков   (существенных, несущественных);   синтез   как   составление   целого   из   частей;   в   том   числе самостоятельное   достраивание,   восполнение   недостающих   компонентов  ­объяснение   с   какой   позиции   учащийся   приступает   к   разрешению   проблемы;    указание   на   отличия ­описание   желаемой   и   реальной   ситуаций, ­ определение и выстраивание в хронологической последовательности шагов по   воспроизведение   технологии   по   инструкции; решению   задачи; ­   определение   ресурсов,   необходимых   для   выполнения   деятельности; ­выполнение   по   заданному   алгоритму   текущего   контроля   своей   деятельности; ­ сравнение характеристик запланированного и полученного продукта, вывод о соответствии продукта замыслу;  ­ оценка продукта своей деятельности по заданным критериям заданным способом; ­   указание   на   сильные   и   слабые   стороны   своей   деятельности. ­ определение мотивов своих действий Коммуникативные универсальные учебные действия 1.Участвовать в диалоге;  слушать  и понимать  других, высказывать  свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять   свои   мысли   в   устной   и   письменной   речи   с   учетом   своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно­популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5.   Отстаивать   свою   точку   зрения,   соблюдая   правила   речевого   этикета; аргументировать   свою   точку   зрения   с   помощью   фактов   и   дополнительных сведений. 6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 7. Понимать точку зрения другого 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений. 9. Владеть способами разрешения конфликта: ­   учёт   позиции   собеседника,   понимание,  уважение   к   иной   точке   зрения, умение обосновать и доказывать собственное мнение ­   осуществление   действий,   обеспечивающих   возможность   эффективно сотрудничать   как   с   учителем,   так   и   со   сверстниками:   умение   планировать   и согласованно   выполнять   совместную   деятельность   распределять   роли;  ­уметь договариваться; ­умение   задавать   вопросы,   строить   понятные   для   партнёра   высказывания, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу. Приложение 2. Адаптация в условиях предметной системы обучения 1. Изучение программ начальной школы учителем 5 класса, средней школы ­ учителем начальных классов. 2. Изучение особенностей образовательного процесса в 4 классах. 3. Знакомство с психологическими особенностями учащихся Формирование детского коллектива 1. Изучение психологии подросткового возраста. 2. Знакомство с семьями детей Использование коллективных и групповых технологий Преемственность технологий начальной школы Изучение технологий, используемых в начальных классах 1. Использование основных приемов технологий начальной школы. 2.   Адаптация   технологии   начального   обучения   к   технологиям   основ­  ной школы. Проблема одаренных детей или детей с ОВЗ. 1.   Изучение   того,   в   какой   зоне   учится   одаренный   ребенок   в   начальной школе. 2. Изучение психологических особенностей данного ребенка Построение урока с учетом способностей учащихся Проблема организации самостоятельной работы на уроке Наблюдение уроков в начальной и основной школе Обучение самостоятельной работе Соблюдение единых требований Наблюдение уроков в начальной и основной школе 1. Подготовка ученика к уроку. 2. Своевременность проверки домашних заданий. 3. Контроль поведения учащихся. 4. Выставление оценок учителем­предметником. 5. Работа над ошибками Осуществление обратной связи Изучение данного вопроса при посещении уроков в начальных классах Использование приемов обратной связи Преемственность форм и методов организации учебной деятельности Изучение форм и методов организации учебной деятельности учителями начальных классов и учителями­предметниками Использование форм и методов организации учебного процесса в начальной школе   и   осуществление   плавного   перехода   к   методам   и   формам   организации учебного процесса в средней школе Единая система итогового повторения в 4 классах и вводного повторения и контроля в 5 классах Разработка единой системы повторения и контроля Использование системы итогового повторения и контроля в 4 классах Использование средств наглядности Изучение системы использования наглядности в начальной школе Использование системы наглядности начальной школы Учителям русского языка 4 и 5 класса следует нужно иметь в виду, что: 1.   Разбор   простого   предложения   производится   без   названия  видов обстоятельств. 2.   Расстановка   знаков   препинания   при   обращениях   и   прямой  речи проводится на уровне ознакомления 3.   Рекомендуется   работать   с   однородными   членами   предложения, используя терминологию. 4.   Изучение   сложносочиненных   и   сложноподчиненных   предложений проводится в начальной школе на уровне ознакомления 5.  К   концу   преподавания   в   начальной   школе   давать   единую   со   средней школой запись звуко­буквенного анализа слов. Запись звуко­буквенного анализа слов: Коньки, конь ­ ки ­ 2 слога. к ­ [к] ­ согласный, глухой, парный, твердый парный. о ­ [а] ­ гласный, безударный. н ­ [н] ­ согласный, звонкий, непарный, мягкий парный и т. д. 6 букв, 5 звуков Необходимо учитывать, что в начальной школе для морфемного разбора не берутся слова типа основание, лисий, быстрее, взялся К концу преподавания в 4 классе необходимо научить учащихся единому со средней школой морфологическому разбору частей речи. Схема разбора частей речи: 1. Часть речи ­ значение, вопросы. 2. Морфологические признаки: • начальная форма; • постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение; • непостоянные признаки: падеж, число. 3. Синтаксическая роль. Учителям   основной   школы   следует   учитывать,   что   графически орфограммы изображаются по учебникам начальной школы.

Обеспечение преемственности формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка

Обеспечение преемственности формирования  универсальных учебных действий на уроках русского языка

Обеспечение преемственности формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка

Обеспечение преемственности формирования  универсальных учебных действий на уроках русского языка

Обеспечение преемственности формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка

Обеспечение преемственности формирования  универсальных учебных действий на уроках русского языка

Обеспечение преемственности формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка

Обеспечение преемственности формирования  универсальных учебных действий на уроках русского языка

Обеспечение преемственности формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка

Обеспечение преемственности формирования  универсальных учебных действий на уроках русского языка

Обеспечение преемственности формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка

Обеспечение преемственности формирования  универсальных учебных действий на уроках русского языка

Обеспечение преемственности формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка

Обеспечение преемственности формирования  универсальных учебных действий на уроках русского языка

Обеспечение преемственности формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка

Обеспечение преемственности формирования  универсальных учебных действий на уроках русского языка

Обеспечение преемственности формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка

Обеспечение преемственности формирования  универсальных учебных действий на уроках русского языка

Обеспечение преемственности формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка

Обеспечение преемственности формирования  универсальных учебных действий на уроках русского языка

Обеспечение преемственности формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка

Обеспечение преемственности формирования  универсальных учебных действий на уроках русского языка

Обеспечение преемственности формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка

Обеспечение преемственности формирования  универсальных учебных действий на уроках русского языка

Обеспечение преемственности формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка

Обеспечение преемственности формирования  универсальных учебных действий на уроках русского языка

Обеспечение преемственности формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка

Обеспечение преемственности формирования  универсальных учебных действий на уроках русского языка

Обеспечение преемственности формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка

Обеспечение преемственности формирования  универсальных учебных действий на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2017