ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ФОЛЬКЛОР. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ».
Цели урока.
Обобщить и систематизировать изученный материал;
Развивать творческие способности, различные виды речевой деятельности;
Воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книгам;
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
- Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы отправимся в путешествие в Книжкино царство, мудрое государство. На уроках литературы мы познакомились с одним из жанров устного народного творчества - сказкой. Ведь сказка – самый популярный вид народного творчества. На протяжении многих веков она жила в устном исполнении, передавалась из поколения в поколение, т.е. жила по своим сказочным законам. Сказки возникли в глубокой древности, и представляют собой народные мечты о добре, правде, справедливости, поэтому в сказке всегда добро побеждает зло. Многое узнали мы о сказке, но всё равно каждый из нас любит её читать, слушать и смотреть.
А теперь, как и всем сказочным героям, нам предстоит пройти испытания, чтобы попасть в необыкновенную страну сказок.
Первое испытание называется «Конкурс знатоков».
Как одним словом можно назвать произведения устного народного творчества?
Фольклор
Кто создает фольклорные произведения?
Народ
Часть сказки, не связанная с повествованием?
Присказка
Какие сказки обычно начинаются с присказки?
Волшебные
Какие ещё виды сказок вы знаете?
О животных, бытовые
К какому виду отнесете сказку, имеющую такое начало: «Как-то раз удалось Лисичке-сестричке рыбы добыть, сидит она и ест эту рыбу, приходит Волк…»?
О животных
Как называется приём изображения неживой природы и животных как людей?
Олицетворение
Первая часть сказки, с которой начинается развитие действия?
Зачин
Как называется такой художественный приём: в сказке одно и то же событие описывается несколько раз?
Повтор
Как называется завершение сказки?
Концовка
Кто ведет повествование в сказке?
Рассказчик
Как называется художественное образное определение, например, «добрый молодец», «красна девица»?
Эпитет
- Молодцы! С первым испытанием справились все! Вы всё знаете о сказке, но сможете ли вы узнать её? Сейчас нам предстоит пройти второе испытание.
Викторина «Угадай сказку».
1.« - Я хочу спросить тебя, бабушка, только о том, что видела: когда я шла к тебе, меня обогнал всадник – сам белый, в белой одежде и на белом коне. Кто он такой?
- Это день мой ясный! – отвечала Баба Яга».
- Как называется эта сказка? («Василиса Прекрасная»)
- Каких всадников ещё она повстречала по дороге к Бабе Яге?
2.«Жил-был старик, и было у него три дочери: старшая и средняя - щеголихи, меньшая только о хозяйстве радела. Всё-то она умеет, всё-то у неё ладится, и собой-то красавица такая, что не в сказке сказать, ни пером описать. Собирается отец в город на ярмарку и спрашивает у своих дочерей, которой что купить».
- Из какой это сказки? («Перышко Финиста - Ясна - Сокола»)
- Что же попросили дочери привезти им с ярмарки?
3.«Ушли сыновья из дому, долго учились, а когда вернулись в родные края, говорят отцу:
- Теперь стали мы людьми мастеровитыми, можем себе на жизнь заработать»
-Вспомните название этой сказки. («Три ловких сына»)
- Каким профессиям научились сыновья?
4.«Воротился Иван-царевич в свои палаты не весел, ниже плеч буйну голову повесил.
-Иван-царевич! Почто так закручинился? Али услышал от отца своего слово гневное, неприятное?».
- Как называется эта сказка? («Царевна-лягушка»)
- О чем печалился герой этой сказки?
5. «А у того барина была жена, два сына, да две дочери – всего было шестеро. Подали мужику нож, стал он кроить, гуся делить».
- Из какой сказки этот отрывок? («Сказка-анекдот»)
- Как разделил мужик гуся?
6. «Дошёл спор до самого царя. Велел он отгадать бедному и богатому четыре загадки: что на свете всего жирнее? Что всего милее? Что всего мягче? Что всего сильнее?».
- А этот отрывок из какой сказки? («Загадки»)
- Давайте вспомним отгадки к загадкам царя.
- Молодцы! Вы правильно угадали все сказки и ответили на все вопросы. И это испытание прошли все. Вот мы и в Сказочной стране! А теперь можно и отдохнуть. Я предлагаю посмотреть сказочное представление, которое подготовили для вас ваши одноклассники.
Инсценировка сказки «Лиса, Заяц и Петух» (из сборника сказок Афанасьева)
(дети в костюмах героев сказки, в классе оформлен макет русской избы)
(после просмотра сказки)
-Почему же Лиса Петуха испугалась?
Конкурс «Моя сказка».
- Отдохнули? А сейчас новое испытание - я объявляю конкурс на лучшую сказку. Мы ведь не только читали, но и сами сочиняли. Давайте послушаем ваши сказки и посмотрим книжки-малышки, которые вы сделали.
- У кого получилась самая увлекательная сказка?
Конкурс «Я рисую сказку».
- Сказки можно читать, сочинять самим, а ещё их можно рисовать. У нас получилась прекрасная выставка иллюстраций, которые вы нарисовали к своим любимым сказкам. Вот мы и подошли к очередному испытанию. Предлагаю каждому рассказать, к какой сказке им создан рисунок и почему выбрана именно эта сказка.
(дети объясняют, какую сказку рисовали и почему выбрали именно её).
- Чей рассказ был самым интересным?
- Какой рисунок понравился больше всего?
Выставка поделок на тему «Волшебный мир сказки».
- А теперь хочу перейти к выставке поделок. Все эти необыкновенные вещи сделаны вашими руками. Я очень рада, что помогали вам создавать всю эту красоту ваши мамы и папы. Итак, подведем итог этого конкурса.
У нас на выставке: меч-кладенец (выпилен из дерева), блюдечко с золотым яблочком (папье-маше), ковер-самолет (вязание крючком), скатерть-самобранка (вышивка крестиком), волшебное колечко (бисер), аленький цветочек, цветик-семицветик (бисер, бумага), волшебное зеркальце (соленое тесто), сапоги-скороходы (войлок).
Обзор выставки сборников сказок.
- Мы славно потрудились, так что можно немного и отдохнуть. Ребята, обратите внимание на стенд со сборниками сказок. Может быть, вы уже читали некоторые из них и поделитесь впечатлениями со своими друзьями.
(выступление двух-трех подготовленных детей)
Итог урока.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Хотелось бы, чтобы этот урок оставил след в ваших сердцах. Ведь сказки сеют в наших душах семена добра, справедливости, любви к ближнему, учат радоваться своим успехам и успехам друзей. Я считаю, что вы все, ребята, достойно справились с испытаниями (выставление оценок). Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.