ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ФОЛЬКЛОР. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ».
Оценка 4.6

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ФОЛЬКЛОР. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ».

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл—6 кл
20.12.2020
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ФОЛЬКЛОР. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ».
Русские народные сказки.docx

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ФОЛЬКЛОР. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ».

Цели урока.

Обобщить и систематизировать изученный материал;                   

Развивать творческие способности, различные виды речевой деятельности;

Воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книгам;

 

 

                                                          Ход урока.

Вступительное слово учителя.

            - Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы отправимся в путешествие в Книжкино царство, мудрое государство. На уроках литературы мы познакомились с одним из жанров устного народного творчества - сказкой. Ведь сказка – самый популярный вид народного творчества. На протяжении многих веков она жила в устном исполнении, передавалась из поколения в поколение, т.е. жила по своим сказочным законам. Сказки возникли в глубокой древности, и представляют собой народные мечты о добре, правде, справедливости, поэтому в сказке всегда добро побеждает зло. Многое узнали мы о сказке, но всё равно каждый из нас любит её читать, слушать и смотреть.

            А теперь, как и всем сказочным героям, нам предстоит пройти испытания, чтобы попасть в необыкновенную страну сказок.

 

Первое испытание называется «Конкурс знатоков».

Как одним словом можно назвать произведения устного народного творчества?                                                 

                                                                                                                        Фольклор

Кто создает фольклорные произведения?                                                 

                                                                Народ

Часть сказки, не связанная с повествованием?   

                                                                 Присказка

Какие сказки обычно начинаются с присказки?

                                                                             Волшебные

Какие ещё виды сказок вы знаете?                                    

                                                                        О животных, бытовые

К какому виду отнесете сказку, имеющую такое начало: «Как-то раз удалось Лисичке-сестричке рыбы добыть, сидит она и ест эту рыбу, приходит Волк…»? 

                                                                          О животных

Как называется приём изображения неживой природы и животных как людей?                           

                                                                           Олицетворение

Первая часть сказки, с которой начинается развитие действия?  

                                                                               Зачин

Как называется такой художественный приём: в сказке одно и то же событие описывается несколько раз? 

                                                                               Повтор

Как называется завершение сказки? 

                                                                              Концовка

Кто ведет повествование в сказке?

                                                                             Рассказчик

Как называется художественное образное определение, например, «добрый молодец», «красна девица»? 

                                                                                                 Эпитет

 

- Молодцы! С первым испытанием справились все! Вы всё знаете о сказке, но сможете ли вы узнать её? Сейчас нам предстоит пройти второе испытание.

 

Викторина «Угадай сказку».

1.« - Я хочу спросить тебя, бабушка, только о том, что видела: когда я шла к тебе, меня обогнал всадник – сам белый, в белой одежде и на белом коне.  Кто он такой?

- Это день мой ясный! – отвечала Баба Яга».

- Как называется эта сказка?   («Василиса Прекрасная»)

- Каких всадников ещё она повстречала по дороге к Бабе Яге?

 

2.«Жил-был старик, и было у него три дочери: старшая и средняя - щеголихи, меньшая только    о хозяйстве радела. Всё-то она умеет, всё-то у неё ладится, и собой-то красавица такая, что не в сказке сказать, ни пером описать. Собирается отец в город на ярмарку и спрашивает у своих дочерей, которой что купить».

 - Из какой это сказки?   («Перышко Финиста - Ясна - Сокола»)

  - Что же попросили дочери привезти им с ярмарки?

 

3.«Ушли сыновья из дому, долго учились, а когда вернулись в родные края, говорят отцу:

- Теперь стали мы людьми мастеровитыми, можем себе на жизнь заработать»

 -Вспомните название этой сказки.  («Три ловких сына»)

- Каким профессиям научились сыновья?

 

4.«Воротился Иван-царевич в свои палаты не весел, ниже плеч буйну голову повесил.

-Иван-царевич! Почто так закручинился? Али услышал от отца своего слово гневное, неприятное?».

 - Как называется эта сказка?    («Царевна-лягушка»)

 - О чем печалился герой этой сказки?

 

 5. «А у того барина была жена, два сына, да две дочери – всего было шестеро. Подали мужику нож, стал он кроить, гуся делить».

- Из какой сказки этот отрывок?     («Сказка-анекдот»)

- Как разделил мужик гуся?

 

6. «Дошёл спор до самого царя. Велел он отгадать бедному и богатому четыре загадки: что на свете всего жирнее? Что всего милее? Что всего мягче? Что всего сильнее?».

-  А этот отрывок из какой сказки?  («Загадки»)

- Давайте вспомним отгадки к загадкам царя.

 

  - Молодцы! Вы правильно угадали все сказки и ответили на все вопросы. И это испытание прошли все. Вот мы и в Сказочной стране! А теперь можно и отдохнуть. Я предлагаю посмотреть сказочное представление, которое подготовили для вас ваши одноклассники.

 

Инсценировка сказки «Лиса, Заяц и Петух» (из сборника сказок Афанасьева)

(дети в костюмах героев сказки, в классе оформлен макет русской избы)

                                    (после просмотра сказки)

-Почему же Лиса Петуха испугалась?

Конкурс «Моя сказка».

- Отдохнули? А сейчас новое испытание - я объявляю конкурс на лучшую сказку. Мы ведь не только читали, но и сами сочиняли. Давайте послушаем ваши сказки и посмотрим книжки-малышки, которые вы сделали.

- У кого получилась самая увлекательная сказка?

 

 Конкурс «Я рисую сказку».

- Сказки можно читать, сочинять самим, а ещё их можно рисовать. У нас получилась прекрасная выставка иллюстраций, которые вы нарисовали к своим любимым сказкам. Вот мы и подошли к очередному испытанию. Предлагаю каждому рассказать, к какой сказке им создан рисунок и почему выбрана именно эта сказка.

(дети объясняют, какую сказку рисовали и почему выбрали именно её).

- Чей рассказ был самым интересным?

- Какой рисунок понравился больше всего?

 

Выставка поделок на тему «Волшебный мир сказки».

- А теперь хочу перейти к выставке поделок. Все эти необыкновенные вещи сделаны вашими руками. Я очень рада, что помогали вам создавать всю эту красоту ваши мамы и папы. Итак, подведем итог этого конкурса.

У нас на выставке: меч-кладенец (выпилен из дерева), блюдечко с золотым яблочком (папье-маше), ковер-самолет (вязание крючком), скатерть-самобранка (вышивка крестиком), волшебное колечко (бисер), аленький цветочек, цветик-семицветик (бисер, бумага), волшебное зеркальце (соленое тесто), сапоги-скороходы (войлок).

Обзор выставки сборников сказок.

- Мы славно потрудились, так что можно немного и отдохнуть. Ребята, обратите внимание на стенд со сборниками сказок. Может быть, вы уже читали некоторые из них и поделитесь впечатлениями со своими друзьями.

(выступление двух-трех подготовленных детей)

Итог урока.

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Хотелось бы, чтобы этот урок оставил след в ваших сердцах. Ведь сказки сеют в наших душах семена добра, справедливости, любви к ближнему, учат радоваться своим успехам и успехам друзей. Я считаю, что вы все, ребята, достойно справились с испытаниями (выставление оценок). Спасибо за урок!  

 

 


 

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ФОЛЬКЛОР

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ФОЛЬКЛОР

Как называется такой художественный приём: в сказке одно и то же событие описывается несколько раз?

Как называется такой художественный приём: в сказке одно и то же событие описывается несколько раз?

Из какой сказки этот отрывок? («Сказка-анекдот») -

Из какой сказки этот отрывок? («Сказка-анекдот») -

Мы славно потрудились, так что можно немного и отдохнуть

Мы славно потрудились, так что можно немного и отдохнуть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2020