Обобщающий урок музыки по творчеству Абая Кунанбаева
Оценка 4.8

Обобщающий урок музыки по творчеству Абая Кунанбаева

Оценка 4.8
Интерактивная доска +1
docx
музыка
5 кл
05.01.2017
Обобщающий урок музыки по творчеству Абая Кунанбаева
Обобщение пройденного материала по творчеству Абая Кунанбаева. Урок разработан для учащихся 5 класса по музыке с использованием интерактивного оборудования ( задания на уроке этому соответствуют). На уроке ребята делились материалом изученным во время уроков, а также поделились найденным материалом самостоятельно используя различные источники.
Абай.docx

Обобщающий урок по творчеству Абая Кунанбаева

(урок музыки в 5 классе)

Цели: обучающая – научить детей пользоваться интерактивным оборудованием. Обобщить пройденный материал по творчеству Абая. Закреплять знания по нотной грамотности и музыкальной литературе.

Воспитывающая – воспитывать любовь к музыке, родному краю, народному искусству.

Развивающая – Развивать вокальные данные учащихся, творческие способности.

План урока:

1.    Организационный момент: проверка присутствующих, сообщение темы урока. Сегодня вы за каждый правильный ответ будете получать карточки: «5» - рояль

«4» - челеста «3» - треугольник

2.     Прежде чем перейти к закреплению теоретического материала разогреем свои голосовые связки:

         Пропевание нот вверх, вниз

         Stakatto. Lecato

         Крещендо, диминуэндо

3.     Тема: Обобщающий урок по творчеству Абая

Слово учителя: Музыка — это особый язык, на котором люди могут выражать свои мысли и чувства. И у каждого народа есть свой музыкальный язык, так же, как и свой разговорный. Все профессиональные композиторы изучали музыку своего народа для того, чтобы овладеть родным музыкальным языком и создавать новые произведения.

Так, П. И. Чайковский очень хорошо знал русскую народную музыку, Ф. Шопен - польскую, Газиза Жубанова - казахскую.

Но не только родная музыка интересует композиторов. Все люди стремятся изучать языки других народов. Ведь чем больше ты узнаёшь языков, тем больше у тебя будет друзей, тем интересней и богаче будет твоя жизнь. Так и в музыке: есть много примеров, когда композиторы, познакомившись с музыкальным творчеством другого народа, создавали произведения на полюбившиеся им темы.

Одним из таких примеров является просветитель, акын и композитор Абай Кунанбаев, до конца своих дней боролся за светлое будущее казахского народа. В своих «Словах назидания» он критиковал человеческие пороки и пропагандировал знания, человечность и ум. Он призывал к общению с другими родственными народами, к изучению их культуры и искусства.

3.   Ребята! Домашним заданием было найти информацию об Абае Кунанбаеве. Пожалуйста: 1. Сания 2. Люда

4. Центральное место в песенном творчестве Абая занимает лирический жанр. Задушевность, искренность интонаций, мягкий лиризм, тонкое отражение в музыке различных поэтических нюансов характерны для большинства абаевских творений. Для исполнения песен Абая не требуется большого, сильного голоса, особого вокального мастерства. От народных же песен песни Абая отличаются новизной интонаций.

Особо любимы в народе песни «Привет тебе, тонкобровая» - «Айттым сәлем, қаламқас», «Көзімнің қарасы» - «Ты зрачок глаз моих», «Желсіз түнде жарық ай» - «На воде, как челнок, луна», «Каранғы түнде тау қалғып» - «Горные вершины».

Распевание.

Сегодня к нам в гости мы пригласили............. Она исполнит песню « »

 

А теперь, давайте все вместе, исполним песню «Көзімнің қарасы»

     


       Көзімнің қарасы
Көңілімнің санасы
Бітпейді іштегі
Ғашықтық жарасы

Қазақтың данасы
Жасы үлкен ағасы
"Бар" демес сендей бір
Адамның баласы


Жылайын, жырлайын
Ағызып көз майын
Айтуға келгенде
Қалқама сөз дайын

Жүректен козғайын
Әдептен озбайын
Өзі де білмей ме
Көп сөйлеп созбайын

 


 

Иоганн Себастьян Бах

В исполнении Омирбекова прослушайте песню  «Көзімнің қарасы»  - обсуждение   

Переходим к следующему этапу урока: посмотрите на портреты композиторов

 

 

 

 


Людвиг ван Бетховен              П.И.Чайковский                               Абай

 

 

Курмангазы Сагырбаев

Михаил Иванович Глинка


Дина Нурпеисова


 

Задание: Соответствуют ли фамилии с портретами. Найди ошибку


 

5.        Вашему вниманию дан ряд музыкальных инструментов и фамилии композиторов. С помощью жёлтого кружочка нужно отметить музыкальные инструменты, а зелёным отметить композиторов:

Арфа                                                       Шопен

Римский-Корсаков                                Гайдн

Литавры                                                  Челеста

Прокофьев                                               Саксафон

Тарелки                                                     Труба

Чайковский                                                 Тромбон

Жубанов                                                      Алимбаев

Калдаяков                                                    Ауэзов    

 

7. С заданием вы справились. Продолжая вести разговор по теме нашего урока, хочется сказать о том, что вклад Абая в казахскую поэзию велик. Глубоко впитав в себя древние традиции народного творчества, русской классической поэзии, Абай развивает, обогащает и обновляет казахский поэтический язык. Песни Абая, как и песни таких народных композиторов, как Биржан, Акан, Жаяу Муса, имеют свои особенности. Как и другие певцы, кюйши, композиторы, вышедшие из народа, Абай не знал нотной грамоты. Домбра была спутником всей его жизни. Песни Абая быстро распространялись среди народа, превращались в любимые. Таким образом, передаваясь из уст в уста, от отцов к детям, песни Абая сохранились до сегодняшнего дня. Глубок изобразительный язык произведений Абая.

Послушайте:

       Тихой ночью при луне луч в воде лежит слегка За аулом в тишине по камням гремит река Листья дремлющих лесов меж собою говорят Тёмной зелени покров землю всю одел до пят Горы ловят дальний гул, крик пастуший в тишине, На свиданье за аул приходила ты ко мне. И отважна, и кротка, ты прекрасна как дитя, Прибежав издалека, дух с трудом переводя. Место не было словам. Помню сердца частый стук В миг, когда к моим губам Молча ты прильнула вдруг.

8.Как   используя изобразительное искусство мы можем передать содержание песен Абая. Посмотрите: это работы Сании и Люды  выполненные в программе Paint

9.Песни Абая своей задушевностью, красотой вдохновляют многих композиторов. На сценах известных театров республики, домов культуры исполняют произведения, в основу которых положены песни Абая.

Ну вот мы и закрепили всю ту информацию, которая касается великого поэта, просветителя, основоположника казахской письменной литературы - Абая.

10.Тестовое задание

1.    В какой области родился Абай Кунанбаев

а) Семипалатинская              б) Алматинская                                   в) Карагандинская

2.      Кто написал стихотворение «Горные вершины», которое легло в основу песни Абая «Каранғы түнде тау калғып»

а) Пушкин                б) Лермонтов                              в) Алимбаев

3.     Инструмент на котором играл Абай

а) Кобыз                           б) Сыбызгы                         в) Домбра

4.      Абай  сделал перевод восьми отрывков из романа «Евгений Онегин», кто является его автором

а) Пушкин                               б) Лермонтов                          в) Ауэзов

 

Что мы узнали об Абае?

1.Поэт - просветитель; акын, родоначальник новой письменной казахской  литературы

2.Родился в Чингисских горах Семипалатинской области, в семье крупного  феодала

3.Закончил медресе. Самовольно посещал русскую школу.

4.Стихи      начал писать ещё в школьные годы.

5.Отец возвращает Абая в аул и он становится бием

6.Абай перевёл на казахский язык произведения Пушкина, Лермонтова, Гёте, Толстого, Салтыкова - Щедрина и других

7.Произведения Абая призывают человека к труду, к борьбе за преобразование жизни.

8.Много стихов посвящено новому отношению к семье, к родительскому долгу, к воспитанию молодого поколения.

9.У Абая необыкновенно поэтично описывается природа, быт простого народа, обычаи.

10.Наиболее известное произведение Абая "Слова назидания".

11.  Особо любимы в народе песни «Привет тебе, тонкобровая», «Ты зрачок глаз моих»,  «На воде, как челнок, луна», «Горные вершины».

12.  Перед тем как подвести итог урока я попросила прочитать . Гульнару Каерконовну отрывок из стихотворения Абая на казахском языке:
Ғылым таппай мақтанба,
Орын таппай баптанба, 
Құмарланып шаттанба,
Ойнап босқа күлуге.
Бес нәрседен қашық бол,
Бес нәрсеге асық бол,
Адам болам десеңіз.
Тілеуің, өмірің алдыңда,
Оған қайғы жесеңіз.
Өсек, өтірік, мақтаншақ, 
Еріншек, бекер мал шашпақ – 
Бес дұшпаның, білсеңіз. 
Талап, еңбек, терең ой, 
Қанағат, рақым, ойлап қой –
Бес асыл іс, көнсеңіз. 

Не имея знаний - будь скромней...

Не имея знаний - будь скромней, Не имея места - будь умней. Не предавайся пустому азарту, Время напрасно растратив. Все мечты и жизнь - впереди, Если о них задумался ты. Чтоб человеком стать, Пять страстей в себе победи И пять качеств в пример избери. Злословье, ложь, хвастовство, Безделье и мототство - Пять врагов твоих, знай. А разум и доброта, Скромность, упорство и труд Всегда тебя спасут.

11. Подведение итогов

12. Домашнее задание: подготовить информацию о Мухите Мералиеве и Естае Беркимбаеве


 

Обобщающий урок по творчеству

Обобщающий урок по творчеству

Особо любимы в народе песни «Привет тебе, тонкобровая» - «Айттым с ә лем, қ алам қ ас», «К ө з і мн ің қ арасы»…

Особо любимы в народе песни «Привет тебе, тонкобровая» - «Айттым с ә лем, қ алам қ ас», «К ө з і мн ің қ арасы»…

Задание: Соответствуют ли фамилии с портретами

Задание: Соответствуют ли фамилии с портретами

С заданием вы справились. Продолжая вести разговор по теме нашего урока, хочется сказать о том, что вклад

С заданием вы справились. Продолжая вести разговор по теме нашего урока, хочется сказать о том, что вклад

Закончил медресе. Самовольно посещал русскую школу

Закончил медресе. Самовольно посещал русскую школу
Скачать файл