Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность; проверки знания учащихся на уроке по разделам «Страницы истории Отечества», «Современная Россия»; способствовать формированию умения применять полученные знания на практике; развитию интереса к истории своей страны, родному краю, предмету «Окружающий мир»
У р о к 68 18.05 ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ИСТОРИКООБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИМ ТЕМАМ
Цели
деятельности
учителя
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольнокоррекционную деятельность; проверки знания
учащихся по разделам «Страницы истории Отечества», «Современная Россия»; способствовать формированию умения применять
полученные знания на практике; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир»
Тип урока
Развивающий контроль
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться ориентироваться в своей системе
знаний, преобразовывать информацию из одной формы в другую, организовывать рабочее место.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать
учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои
достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в разных ситуациях
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а ( с ц е н а р и й ) у р о к а
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
1
2
I.
Мотиваци
я
(самоопре
деление)
к учебной
деятельно
сти
Эмоциональная,
психологическа
я
и
мотивационная
подготовка
учащихся к
усвоению
изучаемого
материала
Деятельность учителя
3
Приветствует:
Тут затеи и задачи, Пожелаем вам удачи –
Игры, шутки – все для вас! За работу, в добрый час!
– Сегодня на уроке проверим знания по разделам «Страницы истории Отечества», «Современная Россия».
Урок необычный, будет проходить в форме игры «Крестики – нолики».
– Каждой команде можно выбирать любую цифру,
а значит, любой конкурс не обязательно по порядку. Чья команда в конкурсе получит больше условных знаков X или 0, такой знак и ставится
вместо цифры на
игровом поле. Игру начнет та команда, которая первая даст правильный ответ на вопрос. Она и выбирает ход. Если команда в конкурсе набирает
меньше условных знаков, то ход переходит к другой команде
II.
Включени
1й конкурс
«Угадай
дату».
– Кем и когда была принята Конвенция о правах ребенка? (ООН 20 ноября 1989 года.)
– Назовите события, которые произошли:
• В 988 году. (Принятие христианства на Руси.)• 5 апреля 1242 года. (Ледовое побоище.)
• 8 сентября 1380 года. (Куликовская битва, основание Москвы.)
• В 1237 году. (Первый поход на Русь монголотатар.)
• В 1480 году. (Конец зависимости Руси от Золотой Орды.)
Дополнительно:
• 1 марта 1564 года. (Появилась первая печатная книга в России.)
Д о п о л н и т е л ь н ы е в о п р о с ы :
– В каком веке правил Иван IV? (В XVI веке.)
– В каком веке появилось книгопечатание на Руси?
(В XVI веке.)
Объясняет правило:8 карточек, на которых записаны понятия, разложено вокруг круга со стрелкой. Если ответит сам участник команды,
то команда получает 2 очка, если помогает команда, то – 1 очко.
Карточки с понятиями: летопись, дань, дружина, христианство, святилища, Золотая Орда, калита, келья.
Дополнительно (кто быстрее поднимет руку) (устно): алтарь, Царьград, ладья.
Предлагает ответить (письменно) на задания теста
.
– Соотнесите записи и иллюстрации
– Выберите верные ответы. Верные ответы подчеркните карандашом.
Перед заданием определите, о каком князе вы будете
.
писать, расшифруйте слово
.
– Поставьте вопросы к предложенным в кроссворде датам.
Объясняет правило: кто быстрее соберет слова
.
.
Предлагает для капитанов блицопрос
.
– Назовите «лишнее» слово
Подводит итоги, награждает победителей
е
в систему
знаний
и
повторени
е
изученног
о
2й конкурс
«Что это
значило?».
3й конкурс
«Называйка».
4й конкурс
«Угадайка».
5й конкурс
«Верно –
неверно».
6й конкурс.
Кроссворд
«Угадай дату».
7й конкурс.
«Собери
из букв слова».
8й конкурс.
«Конкурс
капитанов».
9й конкурс.
«Что лишнее?»
III. Итоги
урока.
Рефлекси
я
Подведение
итогов игры.
Награждение
победителейРесурсный материал
3й конкурс «Называйка».
Тест
б) Ермак;
в) Афанасий Никитин.
б) Сергий Радонежский;
в) Мефодий.
в) Олег.
в) Батый.
Подчеркни правильный вариант ответа.
1. Он написал в начале века летопись «Повесть временных лет» (монах КиевоПечерского монастыря):
а) Нестор;
2. Кого из князей на Руси называют вещими?
б) Святослав;
а) Игорь;
3. Поход на Русь с 1237 г. Возглавил … монгольский хан:
а) Чингисхан;
б) Ахмат;
4. Атаман казачьего войска, который охранял и защищал восточные границы России, разведывал Сибирские земли:
а) Евпатий Коловрат;
5. Какой князь сделал решительный шаг, чтобы избавиться от ордынцев?
а) Александр;
6. Он был первым царем на Руси:
а) Иван III;
7. О ком эти слова из летописи: «Книгам прилежал, читая их и ночью и днем»?
а) Святослав;
8. Первым князем на Руси был:
а) Олег;
Д о п о л н и т е л ь н о :
9. С какого князя начинается родословная московских князей?
а) Иван Калита;
10. О ком эти слова из летописи (Хан Батый): «Если бы такой вот служил у меня – держал бы его у самого сердца своего»?
а) Илья Муромец;
в) Даниил (сын князя А. Невского).
б) Ярослав;
б) Иван Калита;
в) Иван IV.
б) Евпатий Коловрат;
в) Ермак.
в) Владимир.
в) Владимир.
в) Иван III.
б) Ярослав;
б) Рюрик;
б) Александр Невский;
На доске 3 иллюстрации Московского Кремля.
1.
Дубовые стены вокруг Кремля
2.
3.
Кремль из белого кирпича
Кремль из красного кирпича
4й конкурс «Угадайка»
Иван III
Иван Калита
Дмитрий Донской
5й конкурс «Верно – неверно»
1 к. НАВИ ТИТРЕЙ (Иван III.). 2 к. ВАЛСОРЯ РЫМУДЙ (Ярослав Мудрый.)
1 к. Иван III
1) Отказался платить дань Золотой Орде.
2) При его правлении стены Кремля сложены из белого кирпича.
3) Собирал дань с русских и сам отвозил в Золотую Орду.
4) При нем появился новый герб – двуглавый орел.
5) При его правлении в Москве сложены стены из красного кирпича, построены новые башни Кремля.6) При его правлении в Москве построены Успенский собор, Грановитая палата.
7) При его правлении удалось присоединить к России земли Казанского и Астраханского княжеств.
8) При его правлении к Московскому княжеству были присоединены Тверь, Рязань, Новгород, Псков, Черниговские и Словенские земли.
2 к. Ярослав Мудрый
1) При его правлении был построен в Киеве Софийский собор.
2) Расширил и укрепил столицу Руси Киев.
3) При его правлении происходило Крещение Руси.
4) Создал библиотеку, в которой книги переводились с других языков.
5) При его правлении на реке Волге был построен город Ярославль.
6) При его правлении развивалась торговля и отправлялись послы во Францию, Германию, Венгрию, Польшу, Скандинавию.
7) При его правлении монголотатары напали на Русь.
8) Он возглавил битву на Чудском озере с немцамикрестоносцами.6й конкурс «Угадай дату»
Кроссворд
1. 1941 г. – начало Великой Отечественной войны.
2. 1913 г. – 300 лет со дня избрания Романовых на престол.
3. 1914 г. – Первая мировая война.
4. 1917 г. – революция.
5. 1922 г. – образование Советского Союза.
6. 1939 г. – Вторая мировая война.
7. 1957 г. – первый спутник Земли.
8. 1991 г. – распад Советского Союза.
9. 1961 г. – первый человек в космосе.
10. 1945 г. – конец Великой Отечественной войны.
ЛИМОВС (символ)
АЭХОП (эпоха)
ТОРСДОУГСАВ (государство)
СЬПАРИТОВТЛЕВ (правительство)
ТИЗДЕЕПРН (президент)
НИНГЖДАРА (гражданин)
7й конкурс «Собери из букв слова»8й конкурс «Конкурс капитанов»
Блицопрос:
– На какие 3 группы можно разделить все праздники? (Семейные, народные, профессиональные.)
– Назовите символы нашего государства. (Герб, флаг, гимн.)
– Кем и когда была принята Конвенция о правах ребенка? (ООН 20 ноября 1989 года.)
– Почему война 1941–1945 годов называется Великая Отечественная? (На войну поднялся весь народ.)
– Как называлась партия, которую возглавлял Ленин? (Партия большевиков.)
– От каких славян произошли русские, украинцы и белорусы? (От восточных.)
– Когда мы чествуем защитников Отечества? (23 февраля.)
– Как на флоте называют флаг России? (Бесик.)
– Кто является главой нашего государства? (Президент.)
– В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из нас? (Всеобщая декларация прав человека.)
– Назовите соперников в Гражданской войне в России. (Белые и красные.)
– Кто изобрел книгопечатание? (Иоганн Гутенберг.)
8й конкурс «Конкурс капитанов»
Блицопрос:
– На какие 3 группы можно разделить все праздники? (Семейные, народные, профессиональные.)
– Назовите символы нашего государства. (Герб, флаг, гимн.)
– Кем и когда была принята Конвенция о правах ребенка? (ООН 20 ноября 1989 года.)
– Почему война 1941–1945 годов называется Великая Отечественная? (На войну поднялся весь народ.)
– Как называлась партия, которую возглавлял Ленин? (Партия большевиков.)
– От каких славян произошли русские, украинцы и белорусы? (От восточных.)
– Когда мы чествуем защитников Отечества? (23 февраля.)
– Как на флоте называют флаг России? (Бесик.)
– Кто является главой нашего государства? (Президент.)
– В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из нас? (Всеобщая декларация прав человека.)
– Назовите соперников в Гражданской войне в России. (Белые и красные.)
– Кто изобрел книгопечатание? (Иоганн Гутенберг.)
9й конкурс «Что лишнее»
1. Жуков, Суворов, Петр I, Кутузов, Ушаков.
2. Петр I, Иван III, Наполеон, Александр II.
3. Мюнхгаузен, Беллинсгаузен, Колумб, Магеллан.