Обобщающий урок по теме «Человек и общество» в 10 классе
Оценка 4.7

Обобщающий урок по теме «Человек и общество» в 10 классе

Оценка 4.7
Разработки уроков +1
doc
обществознание
10 кл
05.01.2017
Обобщающий урок по теме «Человек и общество» в 10 классе
Публикация является частью публикации:
урок 10 класс общество 2016.doc
Тема: Обобщающий урок по теме «Человек и общество» Цели: Обобщение и систематизация  изученного материала.  Развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск,  систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать,  анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и  проблемные задания, способствовать выработке гражданской позиции  обучающихся. Ход урока: 1. Актуализация  2.  Основная часть план урока: 1. Происхождение  и сущность человека; 2. Общество  и общественные отношения; 3. Многовариативность общественного прогресса; 4. Культура в истории становления человека и общества. Учитель:    Один древний мудрец сказал, что для человека нет более  интересного объекта, чем сам человек.  Проблема человека — одна из основных, если не центральная, во всей мировой  философской мысли. Протагор характеризовал человека как меру всех вещей,  что стало одним из основных мировоззренческих и методологических  принципов науки, философии и политики демократических государств. Д.  Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех  достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от  которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.  Фирдоуси писал: В цепи человек стал последним звеном,  И лучшее все воплощается в нем,  Как тополь, вознесся он гордой главой,  Умом одаренный и речью благой,  Вместилище духа и разума он,  И мир бессловесный ему подчинен. У. Шекспир устами Гамлета говорит: “Что за мастерское создание — человек! Как благороден разумом! Как  беспределен в своих способностях, обличиях и движениях! Как точен и чудесен  в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож на  некоего Бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!” При размышлении о человеке на память приходят и строки В.А. Жуковского: При мысли великой, что я человек,  Всегда возвышаюсь душою. 1. Происхождение  и сущность человека; Какими бы абстрактными, естественно­научными или практическими вопросами ни был занят человеческий ум, все эти размышления помимо своей внешней  цели всегда сопровождаются подспудной мыслью об их связи с самим  человеком — с его внутренней сущностью или его потребностями. 1. Работа с текстом :    Из материалов А.Г. Спиркина  (1919­2004 г.г.) русского  философа, ответы на  вопросы. Задание: Работая в  группах, определите , как идет процесс становления  человека, и предположите последствия данного  процесса. При выполнении  задания попробуйте осмыслить  высказывание  древнеримского философа  Сенеки: «Не может быть душа одного цвета, а ум – другого. Если она здорова,  если она  спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным…»  Делая  выводы, понимаем, что постепенно человек становится ЛИЧНОСТЬЮ. Что же такое личность? Это совокупность качеств человека, которые появляются : ­  В процессе жизни в обществе; ­  В результате деятельности;      ­   В процессе общения с другими людьми; ­  Только личность обладает сознанием­ это: – отношение человека к миру –понимание того, что человек делает, как делает, как живет, о чем мечтает Сознание дает возможность:  – заниматься различной деятельностью; –вступать в общение с другими людьми; – оценивать окружающих и самого себя. Основные понятия: человек, субъект, деятельность, мышление , язык,  человечество,  Термины: антропогенез, социогенез, антропология, Проблема: Предположите с какого времени человек становится  личностью?  «Дополнительный материал» ­ выступление историков. (с. 25 методичка) Микроитог:  Мы убедились, что вне общества себе подобных человек не  может  успешно развиваться.  Ученые – обществоведы выделяют 2 этапа становления человека:  1­ детское общество­семья и школа ( виды деятельности: игра, труд, учение); 2­ взрослое общество­ (учение и труд) 2 . Общество  и общественные отношения; Вы заранее готовились, искали ответы на поставленные вопросы,  при  подготовке можете воспользоваться  дополнительным материалом, который  находится у вас на столах. • «Обществоведы» ­  • отвечают на вопросы:  • Что такое общество?  • Как и почему начинают развиваться общества?  • Как и почему и менялись представления людей во  взаимосвязи общества и природы?  • «Историки»  • Что еще влияет на развитие общества, с точки вашей  зрения? (О личности)  • Общество – это система, докажите.  • Назовите и охарактеризуйте основные институты  • Что свидетельствует об ускорении  в последнее время  темпов общественного  развития?  • «Обыватели»  • Какова роль науки в развитии общества?  • Назовите основные различия между мировоззрением  человека Запада и человека Востока и как это влияет  на развитие общества и его скорость.  • Подведем микроитог:  • На развитие общества и общественных отношений  в  целом влияет ряд факторов: это природно­ географические условии, качества отдельно взятой  исторической личности • Подведем микроитог: Основные понятия: традиционное общество, индустриализация, техногенная  цивилизация, постиндустриальное общество, западное общество, цивилизация  восточного типа, цивилизация, общественно­экономическая формация,  стадиальный подход, локально­стадиальный подход к истории. Термины: теократия, секуляризация, социальный контракт, базис, надстройка Вашему вниманию представлены ряд иллюстраций, развешены они, как  вы уже увидели в разных углах класса. Поднимитесь, подойдите,  посмотрите,  оценив их, остановитесь у той, что более всего понравилась.  Попытайтесь передать мысль автора. 3. Многовариативность общественного прогресса; Учитель: Древнегреческий поэт Гесиод (8­7 век до н.э.)  Писал о пяти  стадиях жизни человечества. Первой стадией был «Золотой век», когда люди жили легко и беспечно,  Второй – «Серебряный век», когда началось падение морали и благочестия.  Третий – «Медный век», четвертый – «Век героев» Так опускаясь все ниже и ниже, люди оказались в «Железном веке» , когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость. В отличие от Гесиода древнегреческие  философы Платон и Аристотель  рассматривали циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии. А в 18 в французский философ­просветитель Жан –Антуан Кондорсе (1743­ 1794 гг.), писал, что история представляет картину непрерывных изменений,  картину прогресса человеческого разума… Идею Кондорсе развивал, развивали многие  мыслители в дальнейшем.  • 1. с точки зрения «Обществоведов» ­  • Что такое прогресс? Регресс, эволюция, стагнация,  • виды революций.  ­2. «Историков» из учебника с. 150 (задание в  материалах) ( об общественном прогрессе теория  Маркса с. 148. что он считал критерием )  • 3. «Обывателей» ( о противоречивости прогресса с  примерами)  • Как влияют открытия на жизнь людей в разные эпохи.  (с примерами)  •  Что происходит сегодня в нашей жизни сегодня плюсы  и минусы. (с примерами)  • Идею Кондорсе развивал, развивали многие  мыслители  в дальнейшем. А. Кондорсе, как и другие французские  мыслители просветители считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты­утописты выдвигали  нравственный критерий….                  • Немецкий философ Ф.В. Шеллинг, писал о  _______________  • Немецкий философ Г.Гегель  выдвигал   критерий  свободы. По мере роста свободы происходит  поступательное  развитие общества….(150­151)  • Мы с вами изучали теории общественного развития  Н.Данилевского, А.Тойнби, Д. Белла, О. Тофлера и У.  Ростоу  • Что на ваш взгляд каждый из исследователей кладет в  основу фаз исторического развития?  • Данилевский_______________  • А.Тойнби__________________  • Д. Белла_______________________  • О. Тофлера_______________________  • У. Ростоу____________________________  Переходим к 4 вопросу. 4. Культура в истории становления человека и общества. Учитель: Человек и сегодня остается преобразователем природы,  существующего мира, создателем, творцом нового. Этот созданный мир ,  получивший название «культура», по своему влиянию на жизнь людей не  уступает воздействию природных факторов, именно поэтому культуру  называют второй природой. Что такое культура в полном и узком смысле  значения этого понятия? 1. с точки зрения «Обществоведов» Дать точные определения  культуре (что такое культура, предназначение  культуры.) «Историки»    и «Обыватели» и «Обществоведы»  обсуждают воображаемый  культурологический диалог, подтверждая или опровергая мнения: 1. Обыкновенный  котелок для антрополога такой же продукт культуры, как Соната Бетховена. 2. 2. Для обывателей  культурный человек тот, кто может говорить о  Дебюсси и Пикассо. 3. «Человек ­ самое эксцентричное создание  на земле ». Смысл данного  высказывания таков: на свете много диковинного , но философа  в наибольшей степени способен заинтересовать  только человек, потому что он уникален. … (с. 94 методичка.) Обществоведы делают выводы:  «Культура» – термин исключительно  многозначный. Разные авторы понимают его по разному, и насчитывается свыше  250 его определений. Кроме того, это слово получает разное содержание в  зависимости от времени и места, от характера изучаемого общества.   Мы исходим  из позиций, которые вполне согласуются с определением Альберта Швейцера: «Культура – это итог достижений отдельных лиц и всего  человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти  достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему  прогрессу…» 3. Закрепление  и обобщение. Для вас приготовлены тесты  по теме,  для закрепления материала, на  выполнение которого отводится 5 минут. (тесты на парту для каждого ученика) Вопросы: 1. Что из перечисленного характеризует общество как систему: А. тысячелетняя история существования; Б. взаимосвязь сфер общественной  жизнь;  В. Изменчивость форм; Г. Непредсказуемость будущих состояний? 2. Какая из перечисленных особенностей  свойственна человеку и отсутствует у животных?          А. действие механизмов наследственности;          Б. работа органов чувств;          В. Видовая специализация;          Г. Членораздельная речь;  3. Исключите лишнее из списка. Только человеку свойственно:         А. прямохождение;         Б. нравственные чувства;         В. Членораздельная речь;         Г. Использование орудий. 4. Назовите причины перехода   от одного типа общества к другому  Перечислите типы общественного развития, приведите примеры. 5. Верны ли  следующие суждения о взаимодействии природы и общества. А. Общество как творец  культуры развивается независимо от природы. Б. История не знает примеров благотворного влияния общества на природу. Рефлексия  (слайд №12.) Домашнее задание . Напишите  на основе следующего высказывания эссе: Советский философ М. Мамардашвили (1930­1990гг) писал: «Конечный смысл  истории является частью человеческого предназначения. А человеческое  предназначение следующее: исполниться в качестве Человека. Стать  Человеком.»

Обобщающий урок по теме «Человек и общество» в 10 классе

Обобщающий урок по теме «Человек и общество» в 10 классе

Обобщающий урок по теме «Человек и общество» в 10 классе

Обобщающий урок по теме «Человек и общество» в 10 классе

Обобщающий урок по теме «Человек и общество» в 10 классе

Обобщающий урок по теме «Человек и общество» в 10 классе

Обобщающий урок по теме «Человек и общество» в 10 классе

Обобщающий урок по теме «Человек и общество» в 10 классе

Обобщающий урок по теме «Человек и общество» в 10 классе

Обобщающий урок по теме «Человек и общество» в 10 классе

Обобщающий урок по теме «Человек и общество» в 10 классе

Обобщающий урок по теме «Человек и общество» в 10 классе

Обобщающий урок по теме «Человек и общество» в 10 классе

Обобщающий урок по теме «Человек и общество» в 10 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017