Тема: Обобщающий урок по теме «Человек и общество»
Цели: Обобщение и систематизация изученного материала.
Развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск,
систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать,
анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и
проблемные задания, способствовать выработке гражданской позиции
обучающихся.
Ход урока:
1. Актуализация
2. Основная часть
план урока:
1. Происхождение и сущность человека;
2. Общество и общественные отношения;
3. Многовариативность общественного прогресса;
4. Культура в истории становления человека и общества.
Учитель: Один древний мудрец сказал, что для человека нет более
интересного объекта, чем сам человек.
Проблема человека — одна из основных, если не центральная, во всей мировой
философской мысли. Протагор характеризовал человека как меру всех вещей,
что стало одним из основных мировоззренческих и методологических
принципов науки, философии и политики демократических государств. Д.
Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех
достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от
которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.
Фирдоуси писал:
В цепи человек стал последним звеном,
И лучшее все воплощается в нем,
Как тополь, вознесся он гордой главой,
Умом одаренный и речью благой,
Вместилище духа и разума он,
И мир бессловесный ему подчинен.
У. Шекспир устами Гамлета говорит: “Что за мастерское создание — человек! Как благороден разумом! Как
беспределен в своих способностях, обличиях и движениях! Как точен и чудесен
в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож на
некоего Бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!”
При размышлении о человеке на память приходят и строки В.А. Жуковского:
При мысли великой, что я человек,
Всегда возвышаюсь душою.
1. Происхождение и сущность человека;
Какими бы абстрактными, естественнонаучными или практическими вопросами
ни был занят человеческий ум, все эти размышления помимо своей внешней
цели всегда сопровождаются подспудной мыслью об их связи с самим
человеком — с его внутренней сущностью или его потребностями.
1. Работа с текстом : Из материалов А.Г. Спиркина (19192004 г.г.) русского
философа, ответы на вопросы.
Задание: Работая в группах, определите , как идет процесс становления
человека, и предположите последствия данного процесса. При выполнении
задания попробуйте осмыслить высказывание древнеримского философа
Сенеки: «Не может быть душа одного цвета, а ум – другого. Если она здорова,
если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным…»
Делая выводы, понимаем, что постепенно человек становится ЛИЧНОСТЬЮ.
Что же такое личность?
Это совокупность качеств человека, которые появляются :
В процессе жизни в обществе;
В результате деятельности;
В процессе общения с другими людьми;
Только личность обладает сознанием
это:
– отношение человека к миру
–понимание того, что человек делает, как делает, как живет, о чем мечтает
Сознание дает возможность:
– заниматься различной деятельностью;
–вступать в общение с другими людьми;
– оценивать окружающих и самого себя. Основные понятия: человек, субъект, деятельность, мышление , язык,
человечество,
Термины: антропогенез, социогенез, антропология,
Проблема: Предположите с какого времени человек становится
личностью?
«Дополнительный материал» выступление историков. (с. 25 методичка)
Микроитог: Мы убедились, что вне общества себе подобных человек не
может успешно развиваться.
Ученые – обществоведы выделяют 2 этапа становления человека:
1 детское обществосемья и школа ( виды деятельности: игра, труд, учение);
2 взрослое общество (учение и труд)
2 . Общество и общественные отношения;
Вы заранее готовились, искали ответы на поставленные вопросы, при
подготовке можете воспользоваться дополнительным материалом, который
находится у вас на столах.
• «Обществоведы»
• отвечают на вопросы:
• Что такое общество?
• Как и почему начинают развиваться общества?
• Как и почему и менялись представления людей во
взаимосвязи общества и природы?
• «Историки»
• Что еще влияет на развитие общества, с точки вашей
зрения? (О личности)
• Общество – это система, докажите.
• Назовите и охарактеризуйте основные институты
• Что свидетельствует об ускорении в последнее время
темпов общественного развития?
• «Обыватели»
• Какова роль науки в развитии общества?
• Назовите основные различия между мировоззрением
человека Запада и человека Востока и как это влияет
на развитие общества и его скорость.
• Подведем микроитог:
• На развитие общества и общественных отношений в
целом влияет ряд факторов: это природно
географические условии, качества отдельно взятой
исторической личности • Подведем микроитог:
Основные понятия: традиционное общество, индустриализация, техногенная
цивилизация, постиндустриальное общество, западное общество, цивилизация
восточного типа, цивилизация, общественноэкономическая формация,
стадиальный подход, локальностадиальный подход к истории.
Термины: теократия, секуляризация, социальный контракт, базис, надстройка
Вашему вниманию представлены ряд иллюстраций, развешены они, как
вы уже увидели в разных углах класса. Поднимитесь, подойдите,
посмотрите, оценив их, остановитесь у той, что более всего понравилась.
Попытайтесь передать мысль автора.
3. Многовариативность общественного прогресса;
Учитель: Древнегреческий поэт Гесиод (87 век до н.э.)
Писал о пяти стадиях жизни человечества.
Первой стадией был «Золотой век», когда люди жили легко и беспечно,
Второй – «Серебряный век», когда началось падение морали и благочестия.
Третий – «Медный век», четвертый – «Век героев»
Так опускаясь все ниже и ниже, люди оказались в «Железном веке»
, когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.
В отличие от Гесиода древнегреческие философы Платон и Аристотель
рассматривали циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.
А в 18 в французский философпросветитель Жан –Антуан Кондорсе (1743
1794 гг.), писал, что история представляет картину непрерывных изменений,
картину прогресса человеческого разума…
Идею Кондорсе развивал, развивали многие мыслители в дальнейшем.
• 1. с точки зрения «Обществоведов»
• Что такое прогресс? Регресс, эволюция, стагнация,
•
виды революций.
2. «Историков» из учебника с. 150 (задание в
материалах) ( об общественном прогрессе теория
Маркса с. 148. что он считал критерием )
• 3. «Обывателей» ( о противоречивости прогресса с
примерами)
• Как влияют открытия на жизнь людей в разные эпохи.
(с примерами)
• Что происходит сегодня в нашей жизни сегодня плюсы
и минусы. (с примерами)
• Идею Кондорсе развивал, развивали многие мыслители
в дальнейшем. А. Кондорсе, как и другие французские
мыслители просветители считал критерием прогресса развитие разума. Социалистыутописты выдвигали
нравственный критерий….
• Немецкий философ Ф.В. Шеллинг, писал о
_______________
• Немецкий философ Г.Гегель выдвигал критерий
свободы. По мере роста свободы происходит
поступательное развитие общества….(150151)
• Мы с вами изучали теории общественного развития
Н.Данилевского, А.Тойнби, Д. Белла, О. Тофлера и У.
Ростоу
• Что на ваш взгляд каждый из исследователей кладет в
основу фаз исторического развития?
• Данилевский_______________
• А.Тойнби__________________
• Д. Белла_______________________
• О. Тофлера_______________________
• У. Ростоу____________________________
Переходим к 4 вопросу.
4. Культура в истории становления человека и общества.
Учитель: Человек и сегодня остается преобразователем природы,
существующего мира, создателем, творцом нового. Этот созданный мир ,
получивший название «культура», по своему влиянию на жизнь людей не
уступает воздействию природных факторов, именно поэтому культуру
называют второй природой. Что такое культура в полном и узком смысле
значения этого понятия?
1. с точки зрения «Обществоведов»
Дать точные определения культуре (что такое культура, предназначение
культуры.)
«Историки» и «Обыватели» и «Обществоведы» обсуждают воображаемый
культурологический диалог, подтверждая или опровергая мнения:
1. Обыкновенный котелок для антрополога такой же продукт культуры, как
Соната Бетховена.
2. 2. Для обывателей культурный человек тот, кто может говорить о
Дебюсси и Пикассо.
3. «Человек самое эксцентричное создание на земле ». Смысл данного
высказывания таков: на свете много диковинного , но философа в наибольшей степени способен заинтересовать только человек, потому что
он уникален. … (с. 94 методичка.)
Обществоведы делают выводы: «Культура» – термин исключительно
многозначный. Разные авторы понимают его по разному, и насчитывается свыше
250 его определений. Кроме того, это слово получает разное содержание в
зависимости от времени и места, от характера изучаемого общества.
Мы исходим из позиций, которые вполне согласуются с определением Альберта
Швейцера: «Культура – это итог достижений отдельных лиц и всего
человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти
достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему
прогрессу…»
3. Закрепление и обобщение.
Для вас приготовлены тесты по теме, для закрепления материала, на
выполнение которого отводится 5 минут. (тесты на парту для каждого ученика)
Вопросы:
1. Что из перечисленного характеризует общество как систему:
А. тысячелетняя история существования;
Б. взаимосвязь сфер общественной жизнь;
В. Изменчивость форм;
Г. Непредсказуемость будущих состояний?
2. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животных?
А. действие механизмов наследственности;
Б. работа органов чувств;
В. Видовая специализация;
Г. Членораздельная речь;
3. Исключите лишнее из списка.
Только человеку свойственно:
А. прямохождение;
Б. нравственные чувства;
В. Членораздельная речь;
Г. Использование орудий.
4. Назовите причины перехода от одного типа общества к другому
Перечислите типы общественного развития, приведите примеры.
5. Верны ли следующие суждения о взаимодействии природы и общества.
А. Общество как творец культуры развивается независимо от природы.
Б. История не знает примеров благотворного влияния общества на природу.
Рефлексия (слайд №12.)
Домашнее задание . Напишите на основе следующего высказывания эссе: Советский философ М. Мамардашвили (19301990гг) писал: «Конечный смысл
истории является частью человеческого предназначения. А человеческое
предназначение следующее: исполниться в качестве Человека. Стать
Человеком.»
Обобщающий урок по теме «Человек и общество» в 10 классе
Обобщающий урок по теме «Человек и общество» в 10 классе
Обобщающий урок по теме «Человек и общество» в 10 классе
Обобщающий урок по теме «Человек и общество» в 10 классе
Обобщающий урок по теме «Человек и общество» в 10 классе
Обобщающий урок по теме «Человек и общество» в 10 классе
Обобщающий урок по теме «Человек и общество» в 10 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.