Урок 3/91. Тема урока: Задачи на концентрацию
Мыслить последовательно, судить доказательно, опровергать неправильные выводы должен уметь всякий: физик и поэт, тракторист и химик. Э. Кольман
Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний
Цели:
· Личностные.
Уважение к личности и ее достоинству, устойчивый познавательный интерес,
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения .
потребность в самовыражении и самореализации..
· Предметные .
Восстановить понятия: - отношения и его смысла; - понятие пропорции и её основного свойства; - решения простейших задач на проценты.
Восстановить навыки: -решения задач на части; -решения задач на пропорции;
-решения задач на проценты; -решение задач на концентрацию;
-решения задач с помощью уравнений и их систем.
· Метапредметные. Формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УД.
Принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Познавательные УД.
Владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений; выполнять решение задач на концентрацию различными способами; уметь применять полученные навыки при решении задач по химии, при подготовке к ОГЭ.
Коммуникативные УД. Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий и действий своего партнера.
Ход урока
I Организационный момент.
Учащимся сообщается, что продолжается работа по повторению и подготовке к экзамену и сегодня свою работу каждый учащийся будет оценивать самостоятельно с помощью листа самооценки.
Фамилия, имя |
|
Этап урока |
Количество баллов |
Домашнее задание |
|
Устные упражнения |
|
Самостоятельная работа |
|
Работа в течение урока |
|
Оценка |
|
II Актуализация знаний.
1. Вопросы по домашнему заданию (проверить несколько задач).
2. Что такое отношение? Что оно показывает?
3. Решить задачу: Сплав состоит из меди и олова. Отношение их масс 2 : 3. Сколько кг меди и сколько кг олова в сплаве массой 10 кг?
4. Что называют пропорцией? Сформулируйте основное свойство пропорции.
5. Что такое процент? Как выразить его десятичной дробью?
6. Решить задачу различными способами: Свежие сливы теряют при сушке 70% своей массы. Сколько сушеных слив (чернослива) получится из 60 кг свежих слив?
III Систематизация имеющихся знаний.
─ К какому типу задач относится первая задача? (на смеси и сплавы)
─ А вторая задача? (на проценты).
─ На каких ещё уроках вам встречались задачи подобного типа? (на химии, при подготовке к ОГЭ).
─ К какому типу задач относится следующая: Имеется 735 г шестнадцатипроцентного раствора йода в спирте. Нужно получить десятипроцентный раствор йода. Сколько граммов спирта нужно долить для этого к уже имеющемуся раствору? (задачи на концентрацию).
─ Итак, сегодня мы вспомним различные приёмы решения задач на концентрацию. И первый метод – арифметический, нам напомнит Шкиль Лиза, с ним сталкивались ещё в 6-ом классе.
Задача 1. Имеется 735 г шестнадцатипроцентного раствора йода в спирте. Нужно получить десятипроцентный раствор йода. Сколько граммов спирта нужно долить для этого к уже имеющемуся раствору?
Решение:
1) Найдем, сколько чистого йода содержится в растворе.
735 · 0,16 = 117,6 (г).
2) В новом растворе йода останется такое же количество, но он будет составлять уже 10 % раствора.
Если 117,6 г – это 10 %, то весь раствор имеет массу 117,6 · 10 = 1176 (г).
3) Найдем, сколько спирта нужно долить для получения нового раствора.
1176 – 735 = 441 (г).
О т в е т: 441 г.
Запишем алгоритм:
· Найти массу чистого вещества в растворе. Эта масса будет сохраняться в новом растворе.
· Найти массу нового раствора в соответствии с процентным содержанием в нем вещества.
· Найти разность масс нового и старого растворов.
─ Из курса алгебры 7-го класса вам хорошо известен метод решения подобных задач с помощью пропорции. Задачу такого типа разберём вместе с Панкратовой Настей. Подобные задачи встречаются во второй части экзамена за курс 9-го класса.
Задача 3. Смешали 12 л 15 %-ного раствора соляной кислоты и 10 л 10 %-ного раствора. Каково процентное содержание кислоты в полученном растворе? Ответ округлить до 0,1 %.
Р е ш е н и е
С помощью пропорций найдём массу кислоты в каждом растворе:
12 л – 100 %
х л – 15 %, х = = 1,8 л кислоты в первом растворе и
10 л – 100 %
х л – 10 %, х = = 1 л кислоты во втором растворе, всего 2,8 литра.
Так как масса кислоты не меняется, а общая масса растворов 12 + 10 = 22 л, то получим
22 л – 100 %
2,8л – х %, х = ≈ 12,7 %.
О т в е т: 12,7 % кислоты.
─ И наконец алгебраический способ, т. е. с помощью уравнения, вспомним вместе с Арменом.
Задача 4. Сколько граммов воды надо добавить к 50 г раствора, содержащего 8 % соли, чтобы получить 5 %-ный раствор?
Начнём решение этой задачи не с составления уравнения, а с вопросов, которые помогут уяснить условие и осознанно подойти к ее решению, используем так же при этом понятие пропорции.
Вопросы:
1) Сколько граммов соли содержится в имеющемся растворе?
(50 · 0,08 = 4 г.)
2) Если к имеющемуся раствору добавить воды, изменится ли массовая составляющая соли? (Нет.)
3) При добавлении воды изменится ли процентное содержание соли в растворе? (Да.)
4) Если к имеющемуся раствору добавить х г воды, какова станет масса всего раствора? (50 + х). Сколько граммов соли в нем будет? (4 г.)
5) Каково процентное содержание соли в новом растворе? (5 %.)
6) Какую пропорцию, согласно полученным результатам, можно составить?
4 г соли – 5 %
(50 + х) г раствора – 100 %.
Имеем уравнение:
5 (50 + х) = 400, откуда х = 30.
О т в е т: 30 г.
Алгоритм.
Поскольку при добавлении к раствору какого-либо вещества масса другого вещества не изменяется, а меняется его процентное содержание, то сначала необходимо найти массу неизменяющегося вещества.
Затем за х обозначить массу добавляемого вещества и составить пропорцию, в которой масса неизменного вещества будет составлять новое количество процентов, а масса всего раствора 100 %.
IV Контроль знаний.
Самостоятельная работа дифференцированного плана на применение рассмотренных способов. Учащиеся работают в парах. Задания для первого варианта содержат задачи из части «Реальная математика» заданий на ОГЭ; для второго варианта задания более сложного уровня.
Вариант 1
1. В состав серной кислоты входят водород, сера и кислород в отношении
2 : 32 : 64. Сколько потребуется кислорода и водорода для получения серной кислоты, если взять 1,6 кг серы? Сколько получится при этом серной кислоты?
2. В начале года число абонентов телефонной компании «Запад» составляло
700 тыс. человек, а в конце года их стало 840 тыс. человек. На сколько
процентов увеличилось за год число абонентов этой компании?
Вариант 2
1. Сколько граммов воды нужно выпарить из 80 г 6 %-ного раствора соли, чтобы получить раствор, содержащий 10 % соли?
Решение:
Масса соли в имеющемся растворе равна 80 · 0,06 = 4,8 г. В новом растворе соль будет составлять 10 %.
Пусть х г воды нужно выпарить, тогда масса нового раствора будет равна (80 – х) г.
Составим пропорцию:
4,8 г соли – 10 %;
(80 – х) г раствора – 100 %.
Получаем уравнение:
10 (80 – х) = 4,8 · 100, откуда х = 32.
Ответ: 32 г.
2. Сколько граммов 75%-ного раствора кислоты надо добавить к 30 г 15%-ного раствора этой же кислоты, чтобы получить 50%-ный раствор?
1) х г — количество 75%-ного раствора кислоты, которое надо добавить;
2) (30 + х) г — масса получившегося 50%-ного раствора кислоты;
3) 0,75х г — количество кислоты в х г 75%-ного раствора;
4) 0,15 ∙ 30 г — количество кислоты в 30 г 15%-ного раствора;
5) 0,5(30 + х) г — количество кислоты в 50%-ном растворе. Имеем уравнение:
0,75х + 0,15 ∙ 30 = 0,5(30 + х), откуда х = 46 г.
Ответ: 46 грамм.
Физкультминутка
А теперь, ребята встали,
Влево, вправо посмотрели.
Голову назад, вперёд.
Тихо сели, вновь за дело.
V Формирование умений и навыков.
Решение задач с помощью систем уравнений
─ Задачи такого типа последние годы встречаются на Едином Государственном Экзамене.
Задача 5. В колбу налили некоторое количество 60% -ного раствора соли и некоторое количество 80%-ного раствора этой же соли. Получили 35 мл раствора, содержащего 72% соли. Сколько миллилитров каждого раствора налили в колбу? Решим задачу, используя следующий план:
1) Обозначим буквами количество 60%-ного и 80%-ного растворов соли, налитых в колбу. Пусть взяли х мл 60 %-ного раствора соли и у мл 80 %-ного раствора.
2) Запишем уравнение, связывающее эти две величины и общее количество раствора. x + у = 35.
3) Определим количество соли в получившемся растворе. 0,6x + 0,8у (количество соли в получившемся растворе).
4) Запишем уравнение, связывающее количество соли в 60%-ном, 80%-ном и получившемся растворах. 0,6x + 0,8у = 35 ∙ 0,72; 0,6x + 0,8у = 25,2.
5) Составим систему и решим ее.
Решив эту систему (дома самостоятельно), получим, что х = 14 и у = 21.
Ответ: 14 мл 60 %-ного раствора и 21 мл 80 %-ного раствора.
Для любознательных:
─ Рассмотрим арифметический способ, который использовался в старину.
1) Найдем разность между процентным содержанием соли в каждом из имеющихся растворов и полученном растворе:
72 % – 60 % = 12 %;
80 % – 72 % = 8 %.
2) Эти результаты показывают, что 60 %-ного раствора нужно взять 8 частей, а 80 %-ного – 12 частей, то есть растворы должны быть взяты в отношении 2 : 3.
Поскольку в результате получим 35 мл раствора, то 60 %-ного взяли 14 мл, а 80 %-ного – 21 мл.
Работа с учебником. Задания из сборника для подготовки к ОГЭ № 26 вариант
V Информирования учащихся о домашнем задании.
Задания из сборников для подготовки к ОГЭ № 26, с использованием процентов.
VI Итоги урока.
1.Рефлексия
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
2. Этап оценивания знаний учащихся
─ Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали. Оцените себя. Поставьте себе оценку.
Учитель: Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3».
Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.