Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.С. Александрова
Обобщение
педагогического опыта по теме:
«Проектная и учебно-исследовательская деятельность как условие развития одаренности школьников»
Работу выполнила:
Григорьева Юлия Геннадьевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1
г. Николаевск-на-Амуре
2024г
Содержание:
1. Введение……………………………………………………………………………..2
2.Создание методической базы для внедрения проектной и учебно-исследовательской деятельности в образовательный процесс школы……………7
3.Содержание этапов обучения школьников проектной и учебно-исследовательской деятельности……………………………………………………18
4.Результаты работы коллектива школы по внедрению проектной и учебно- исследовательской деятельности…………………………………………………….24
5.Заключение…………………………………………………………………………..25
6.Список используемой литературы…………………………………………………26
Введение
«В душе каждого ребёнка есть
невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»
В. А. Сухомлинский
Одна из форм методической работы школы – работа с одаренными детьми.
Научить школьников ориентироваться в огромном мире информации, добывать ее самостоятельно, креативно мыслить - важная и трудная моя задача. Никто не будет оспаривать тот факт, что, как правило, каждый человек получает от природы способности, заложенные природой. Однако, в процессе жизни, воспитания, самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть, и погублены неразумным обучением и воспитанием. В нашей школе обучается немало детей, имеющих ярко выраженные способности: учебные, познавательные, интеллектуальные, эстетические и другие. Распознавание способностей у детей, а также содействие их развитию является областью моего особого внимания, а сохранить интерес у учащихся к изучению биологии на протяжении всех лет обучения – главная задача. Развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность характеризует учащихся, которых я отношу к категории способных и одаренных детей.
Тему: «Проектная и учебно-исследовательская деятельность как условие развития одаренности школьников» считаю актуальной, важной, интересной и необходимой для обучения школьников. С этой целью изучила труды ученых: Когана Е.Я., Чечеля И.Д., Полата Е.С. и др. и создала авторскую систему работы и методическое обеспечение деятельности школьников по проектной и учебно-исследовательской деятельности. Психологические особенности одаренных детей наряду со спецификой социального заказа в отношении этой группы учащихся обусловливают определенные акценты в понимании основных целей обучения и воспитания, которые определяются как формирование знаний, умений и навыков в определенных предметных областях, а также создание условий для познавательного и личностного развития учащихся с учетом их дарования. В зависимости от особенностей обучающихся и разных систем обучения та или иная цель может выступать в качестве основополагающей. Применительно к одаренным детям обращаю особое внимание на следующие моменты:
- одаренные дети должны усвоить знания во всех предметных областях, составляющих общее среднее образование. В то же время психологические особенности одаренных детей, а также социальные ожидания в отношении этой группы учащихся позволяют выделить и специфическую составляющую в отношении традиционной цели обучения, связанной с усвоением определенного объема знаний в рамках школьных предметов. Этой специфической составляющей является высокий (или повышенный) уровень и широта общеобразовательной подготовки, обусловливающие развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся. Несмотря на более высокие способности в отдельных предметных общеобразовательных областях или в других областях, не включенных в содержание общего среднего образования, для многих одаренных детей усвоение такого разнообразия знаний может быть нелегким делом;
- для всех школьников главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей;
- понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития как основополагающую цель обучения и воспитания одаренных детей. При этом важно иметь в виду, что системообразующим компонентом одаренности является особая, внутренняя мотивация, создание условий для поддержания и развития которой должно рассматриваться в качестве центральной задачи личностного развития.
Поэтому одним из ключевых направлений моей деятельности становится развитие креативности учащихся, а проектная и учебно-исследовательская деятельность - это хорошая школа умственного труда школьника и развития творчества одаренных учащихся. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обеспечивает у школьников более высокий уровень системности знания, что исключает формализм, способствует формированию универсальных учебных действий в основной школе, создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений, и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться, развивать основные виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем. Это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к серьезной науке, и она кажется романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к “игре во взрослых” еще сильна. И если в этот момент предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, мы почти наверняка спасем их от равнодушия к сухим школьным дисциплинам.
В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается важным «участие школьников в проектной и в учебно-исследовательской деятельности, в организации и в проведении учебно-исследовательской работы, в творческом решении учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ, проектов, создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий».
В связи с этим чрезвычайно актуальным становится вопрос о том, как развивать универсальные учебные действия. Важное место в решении данного вопроса занимает научно организованная проектная и учебно-исследовательская деятельность в образовательном учреждении. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность, что способствует развитию одаренности учащихся. В основе проектной и учебно- исследовательской деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Важно учить проведению исследования с раннего возраста, со школьной скамьи, чтобы эта деятельность стала потребностью ребенка. Данная работа помогает мне осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения, обеспечивает эффективное развитие и саморазвитие одаренных школьников, что приводит в дальнейшем к осознанному выбору профессии и таких примеров много. Исследовательская деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности. Для обучения школьников проектной и учебно-исследовательской деятельности создала методическую базу и внедрила в образовательный процесс школы. Уверена, учить данной работе школьников необходимо на созданном научном фундаменте, необходима знаниевая база для внедрения учебно-исследовательской деятельности в образовательный процесс школы.
Определила педагогическую цель своей деятельности в данном направлении - воспитание человека, принимающего свой собственный вариант решения проблемы, творчески мыслящего, способного адаптироваться к условиям новой жизни, готового к самообразованию, самоконтролю, самосовершенствованию, жизнелюбивого, обогащенного научными знаниями в области исследовательской и проектной деятельности - таким я вижу конечный результат деятельности. Из цели деятельности определила задачи:
1. Научить исследовательской и проектной деятельности учащихся.
2. Развить индивидуальные и групповые формы внеурочной деятельности.
3. Создать систему внеурочной работы творческих предметных групп школьного научного общества, дополнительного образования учащихся по исследовательской и проектной деятельности.
2. Создание методической базы для внедрения проектной и учебно- исследовательской деятельности в образовательный процесс школы.
Современная школа успешно формирует внутренние ресурсы учащегося – его знания, умения, навыки. Однако в образовательном процессе нет специального места для формирования такого ресурса, как освоенные способы деятельности. Базу по организации учебно-исследовательской деятельности создала и создавалась она поэтапно. Остановлюсь на данном вопросе более подробно.
Этот пробел восполнил курс регионального компонента «Основы проектной деятельности» (краевой эксперимент) для основной школы автора Е.Я. Когана. В течение четырех лет апробировала данный УМК, который успешно внедрен в нашей школе и школах города и района. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов, учебно-исследовательской деятельности как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Курс обеспечил освоение учащимися наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности и подготовку к разработке и реализации собственных проектов. Освоение технологий деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия (например, анализ, синтез, организация командного взаимодействия) в рамках изучения курса позволил сформировать у учащихся внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса не формируется. Процесс формирования ключевых компетентностей учащегося, т.е. его готовности сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для определения и достижения своих целей в самых разных жизненных ситуациях, опирается на определенные внутренние ресурсы учащегося, к которым, помимо знаний, навыков, умений, следует отнести освоенные способы деятельности.
Данный курс помог мне сформировать у школьников:
· активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
· развить в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
· сформировать не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;
· курс приоритетно нацелен на развитие познавательного интереса учащихся, реализует принцип связи обучения с жизнью, и развивает УУД школьника.
Следовательно, курс формирует ключевые компетентности учащихся через учебно-исследовательскую деятельность, а на старшей ступени – обеспечивает учащемуся возможность интегрировать в своей деятельности, освоенные ранее способы, самостоятельно встроить их в алгоритм разработки и реализации проекта. В результате апробации и внедрения в образовательный процесс УМК «Основы проектной деятельности школьника» учителя и школьники получили новые знания: весь ход научного исследования представлять в виде логической схемы.
Для внедрения учебно-исследовательской работы в первую очередь необходимо научить учителей данной деятельности. Одним из главных компонентов личности современного учителя является развитие его технологической компетентности, т.е. владение системой знаний о современных технологиях, умение отбирать их эффективно и системно использовать в образовательной деятельности. В нашей школе учебно-исследовательскую деятельность со школьниками организует и направляет педагог, владеющий современными технологиями, в том числе исследовательской и проектной деятельностью, а так же имеющий потребность к этой деятельности.
С этой целью разработала программу обучения творческой группы педагогов, внедряющих программу эксперимента в образовательный процесс школы, проведен курс обучения для учителей.
Разработала календарно – тематическое планирование по преподаванию курса «Основы проектной деятельности школьника».
Успех исследовательской работы школьников в большой степени зависит от научного руководителя. В любом случае научный руководитель — это лицо компетентное в данной проблеме.
Данная работа позволила на научной основе учить проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников, развить их креативность.
Опыт работы доказал, что проектная и учебно-исследовательская деятельность – это одно из важных условий развития одаренности школьников и формирования и развития универсальных учебных действий (УУД) в основной школе.
Для развития одаренных школьников систематически принимаем участие во Всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах, имеем дипломы 1 и 2 степени. В рамках проекта разработала ключевые мероприятия по организации учебно-исследовательской деятельности со школьниками, разработала алгоритм деятельности.
На первом этапе деятельности педагог совместно с детьми определяет проблему исследования, формируются мини-группы согласно интересам детей, выбирается тематика мини-проектов. В результате деятельности определяются задачи, ожидаемые результаты и сроки выполнения предстоящей работы.
На втором этапе учащиеся проводят поисково-исследовательскую работу по сбору материалов, содержащих сведения о родном крае, посещая библиотеки, архив, музей, используя ресурсы Интернет, а также практическую деятельность в природе. В результате у школьников сформированы навыки учебно-исследовательской деятельности, навыки работы на ПК, собран материал для разработки дидактических средств. Педагог рефлексирует деятельность учеников и обобщает материал для создания методических рекомендаций.
На завершающем этапе учащиеся систематизируют собранный материал, с помощью учителя создают дидактические средства в виде игр и информации по различным темам содержания регионального компонента, оцифровывают его с помощью различных программ, составляют коллекцию мини-проектов в Web-cайте. Создала раздел коллекции «Методические рекомендации для педагогов», которые содержат рекомендации для учителей по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на факультативных занятиях и во внеурочной деятельности, а также рекомендации по составлению игр по региональной тематике и формированию современных компетенций у одаренных учащихся:
· общенаучной;
· информационной;
· познавательной;
· коммуникативной;
· ценностно-смысловой;
· социальной;
· компетенции личностного самосовершенствования.
Разработала программу эксперимента: « Развитие одаренности учащихся – задача школьного научного общества» и представила программу создания НОУ в образовательном учреждении, определили цель и задачу эксперимента, обосновали гипотезу. Деятельность школьного научного общества ориентирует на развитие познавательной самостоятельности школьников, формирование у них умений исследовательской, проектной деятельности. В этом направлении современный учитель достаточно компетентен. Он знает общую методологию проведения исследовательских, проектных работ, активно применяет в своей деятельности информационные технологии, ЦОРы, широко использует компьютерную технику. Другой важнейшей стороной деятельности при выполнении исследования, учебных проектов является креативность, которая связана с постановкой проблемы и поисками путей ее решения, которые инициируют активную мыслительную деятельность. Опираясь в своей работе на исследования ученых, я внедряю в работу с детьми их главные идеи по исследовательской и проектной деятельности. Так, например: И.Д. Чечель считает, что современный проект – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств школьников. Как отмечает Е.С. Полат, метод исследования и проектов связан с использованием широкого спектра проблемных, исследовательских методов, ориентированных на практический результат, значимый для ученика, на разработку проблемы целостно, учитывая различные факторы и ее условия решения.
Одной из главных целей деятельности школьного научного общества является воспитание человека, принимающего свой собственный вариант решения проблемы, творчески мыслящего, способного адаптироваться к условиям новой жизни, готового к самообразованию, самоконтролю, самосовершенствованию, жизнелюбивого, обогащенного научными знаниями в области исследовательской и проектной деятельности - таким мы видим конечный результат эксперимента.
Определила цель эксперимента:
Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности. В результате эксперимента предполагаем, получить постоянно действующее школьное научное общество, активно работающее над исследовательской и проектной деятельностью, результатом которого является банк данных об исследованиях и экспериментах школьников.
Задачи:
1.Создать систему внеурочной работы творческих предметных групп школьного научного общества, дополнительного образования учащихся по исследовательской и проектной деятельности.
2. Развить индивидуальные и групповые формы внеурочной деятельности.
3. Научить исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Гипотезу:
Если:
- организовать способных детей в школьное научное общество; - обучить их приемам исследовательской и проектной деятельности;
- развить навыки самостоятельной работы с научной литературой;
- обучить методике обработки полученных знаний, анализу результатов;
- научить составлению и оформлению исследовательских, проектных работ;
-способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступлению перед аудиторией с исследовательскими работами,
то окажется возможным:
- расширение дифференциации и индивидуализации обучения учащихся с учетом уровня их подготовки;
- эффективное развитие и саморазвитие способных школьников;
- развитие креативности школьников и их самореализация.
Диагностический инструментарий.
В ходе эксперимента мы определили средства оценивания результатов:
- анкеты;
-тексты контрольных работ по предметам, направленные на выявление креативности школьников.
- методики, диагностики:
тесты Айзенка
тесты Торренса;
· методика изучения уровня творческой активности личности;
· методика оценки профессиональной компетентности учителя;
· оценка уровня творческого потенциала личности;
· оценка способности к саморазвитию, самообразованию.
Контроль за результатами деятельности осуществляю с помощью анализа выше перечисленных средств оценивания. Результативность проверяю с помощью создания учащимися собственного проекта по теме исследования и умения его защитить.
Критерии оценки ожидаемых результатов:
В ходе эксперимента оцениваю:
- овладение школьниками навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы;
- творческая самореализация выпускника НОУ;
- осознанный выбор профессии;
Результативность отслеживаю по следующим параметрам:
- уровень развития навыков в учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- уровень развития интеллектуальных способностей: мышление, память, речь;
- развитие креативности школьников.
Фиксировать и диагностировать изменения, произошедшие в учащихся в ходе эксперимента, предполагаю по одним и тем же методикам в разные периоды деятельности школьников.
Сроки эксперимента, этапы эксперимента, цель и задачи каждого этапа, промежуточные результаты, прогнозируемые результаты:
- проверка гипотезы;
- публикация в печати;
- отчет по результатам эксперимента;
- тиражирование опыта работы экспериментальной деятельности по теме «Развитие одаренности учащихся - задача школьного научного общества » и внедрение в практику работы образовательных учреждений города;
- обобщение теоретических и практических материалов в форме учебно-методических разработок.
Разработала:
- прогноз возможных негативных последствий (трудности)
В работе над проектом обратила внимание на такие моменты, когда школьник не может преодолеть знаниевый барьер, систематизировать собранный материал. В этом случае необходима своевременная помощь педагога, чтобы исследовательскую работу, проект довести до логического конца, а иногда у учащихся просто не хватает воли выполнить работу, поэтому важно своевременно увидеть трудности каждого ребенка и вовремя оказать ему помощь. Порой у учителя создается впечатление, что стоит только поставить перед учеником задачу проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдет полным ходом, а задачи исследовательского характера реализуются сами по себе. Однако необходимо заметить, что, если даже одаренных детей специально не обучать приемам исследовательской и проектной деятельности, то никакого исследования не осуществит ни младший школьник, ни старшеклассник, и в этом абсолютно уверена.
- уточнила способы коррекции, компенсация негативных последствий:
При работе с одаренными детьми в НОУ возможны негативные последствия: - потеря интереса к предметам другого профиля и снижение их значимости, это происходит при однопрофильном школьном научном обществе, что бы избежать этого, необходимо продумывать темы исследовательской и проектной деятельности, которые требовали бы не узких знаний по одному предмету, а интеграции знаний:
- перегрузка, при этом, на наш взгляд, возможен следующий способ коррекции: составить индивидуальный образовательный маршрут для ученика;
- утрата интереса к деятельности в предметной творческой группе, в данном случае проводится психологическая коррекция.
- индивидуальная несовместимость с членами творческой группы, тогда этот ученик работает по индивидуальному плану.
- определила базу эксперимента:
База эксперимента: коллектив учащихся с 1 – 11 класс.
- форма представления результатов эксперимента для массовой практики:
Представление результатов эксперимента для массовой практики будет описана в форме методических рекомендаций, публичного отчета в СМИ, размещение на сайте школы.
- определила научно – методическая обеспеченность эксперимента:
1. Нормативно – правовую базу.
2. Методики по выявлению одаренности.
Педагогический коллектив МБОУ СОШ № 1 г. Николаевска – на - Амуре имеет опыт работы по организации НОУ, проведения учебно-исследовательской, проектной деятельности школьниками и предлагаемый проект является попыткой обобщения накопленного опыта.
Уточнила предмет экспериментирования: влияние научного общества учащихся на развитие одаренности, рассмотрели структуру научного общества, диагностический инструментарий, критерии оценки ожидаемых результатов, сроки и этапы эксперимента, каждый этап включал: цели, задачи, промежуточные результаты, прогнозируемые результаты каждого этапа эксперимента, прогноз возможных негативных последствий (трудности), способы коррекции, компенсация негативных последствий, представили базу эксперимента, формы представления результатов эксперимента для массовой практики и научно – методическую обеспеченность эксперимента.
Предлагаемый проект одновременно стал удачной попыткой обобщения накопленного опыта по теме эксперимента, работе НОУ школы и внедрения учебно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательный процесс нашей школы.
Деятельность школьного научного общества ориентирует коллектив учителей на развитие познавательной самостоятельности школьников, формирование у них умений исследовательской, проектной деятельности. В этом направлении современный учитель достаточно компетентен, он знает общую методологию проведения исследовательских, проектных работ, активно применяет в своей деятельности информационные технологии, ЦОРы, широко использует компьютерную технику. Другой важнейшей стороной деятельности при выполнении исследования, учебных проектов является креативность, которая связана с постановкой проблемы и поисками путей ее решения, которые инициируют активную мыслительную деятельность. Опираясь в своей работе на исследования ученых, активно внедряю в работу с детьми их главные идеи по учебно-исследовательской и проектной деятельности. В объекте экспериментирования получены новые знания и умения по исследовательской, проектной деятельности.
В результате проделанной работы, разработала структуру научного общества и внедрила в учебно-воспитательный процесс школы, а созданная методическая база по учебно-исследовательской ежегодно пополняется и помогает систематически развивать одаренных школьников.
В работе с одаренными школьниками стараюсь научить главному своих юных исследователей, чтобы первые научные труды отвечали всем современным требованиям. Каждый руководитель предметной творческой группы понимает, для того, чтобы в учебно-исследовательской деятельности достичь значимых результатов важно, чтобы деятельность школьников была направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. Деятельность школьников организую таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе. Правильная организация исследовательских работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Очевидно, что значимыми и интересными для подростков представляются новые виды деятельности, которые им еще незнакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых. Результатом данной работы является активно работающее научное общество учащихся в школе.
3. Содержание этапов обучения школьников проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проектная и учебно-исследовательская деятельность открывает новые возможности для создания интереса у подростка, как к индивидуальному творчеству, так и коллективному. Важной особенностью реализации исследовательских работ является необходимость владения школьниками компетенциями в той или иной области знаний, а также активной работы воображения – непременной основы творчества.
Чтобы достичь положительного результата в учебно-исследовательской деятельности учу каждого одаренного школьника определять:
- практически значимые цели и задачи исследовательской деятельности (как правило, результаты исследовательской деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначенную для использования);
- структуру исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты:
- анализ актуальности проводимого исследования;
- целеполагание;
- формулировку задач, которые следует решить;
- выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
- планирование, определение последовательности и сроков работ;
- проведение работ или исследования;
- оформление результатов работ в соответствии с замыслом или целями исследования;
- представление результатов.
- компетенцию в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, целеустремленность, высокую мотивацию. Итогами исследовательской деятельности следует считать не только предметные результаты, сколько интеллектуальные, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской работы, которая будет рассматриваться как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности. Учитель учит даже одаренных школьников компонентам исследовательских действий, а иначе никакого исследования даже одаренный школьник не проведет.
Систематически учу видеть и выделять обязательные компоненты исследовательских действий:
- постановка проблемы, создание проблемной ситуации, аргументирование актуальности проблемы;
- выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования;
- планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;
- поиск решения проблемы, проведение исследования с поэтапным контролем и коррекцией результатов;
- представление результатов исследования или продукта , его реализация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания;
- обсуждение и оценка полученных результатов и применение их к новым ситуациям;
- презентация (выступление).
Работаю над развитием определенных умений учащихся:
- умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств. Эта составляющая является наиболее сложной для любой исследовательской деятельности. Увидеть проблему часто труднее, чем ее решить. Это «самый тонкий и творческий компонент»;
- умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему. Необходимо постепенно усложнять проблемные ситуации и вопросы от анализа простых текстов к вопросам, направленным на анализ способов решения проблем.
Ученые сегодня выделяют уровни креативной постановки вопросов:
вопрос |
Направление вопроса |
1. Куда дальше? |
Вопрос, ориентированный на будущее |
2. Что правильно, а что нет? |
Оценочный вопрос |
3. Что было бы, если бы? |
Воображаемый вопрос |
4. Что я чувствую, что я знаю? |
Субъективный вопрос |
5. Почему, кто, как, что делает? |
Казуальный вопрос (случайный, единичный) вопрос |
6. Кто, как, что, где, когда? |
Описательный вопрос |
- умение выдвигать гипотезы (это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования). В соответствии с уровнем исследования возможны теоретические и эмпирические способы проверки гипотезы.
- умение структурировать тексты (это является частью общего умения работать с текстами, которые включают достаточно большой набор операций).
- умение владеть определенными понятиями (это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина).
- планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария.
В учебно-исследовательской деятельности применяю различные способы:
Планирование, подготовка к проведению исследования, предварительный анализ, поиск решения проблем, выстраивание стратегии поиска, включают:
- выделение материала, который будет использован в исследовании;
- параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные);
- вопросы, предлагаемые для обсуждения;
- умение наблюдать;
- умение и навыки проведения эксперимента;
- умение делать выводы и умозаключения – форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний (опыта) выводится новое знание;
- умение классифицировать – это распределение объектов по группам, представлять результаты исследования, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формирование нового знания.
Считаю важным в учебно-исследовательской работе - представление результатов исследования, его организацию с целью соотнесения продукта проектных работ, его организацию с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта. Формулирование нового знания включают:
- умение структурировать материал;
- обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите (подготовка включает не только составление текста, но и презентацию материалов, иллюстрирующих, объясняющих, демонстрирующих как сам процесс исследования и его средства, так и результаты);
- оценка полученных результатов и их применение к новым ситуациям.
Обучение по формированию исследовательской деятельности ведет к развитию познавательных потребностей и способностей учащихся, приобретению специальных знаний, необходимых для проведения научного исследования. В работе с одаренными школьниками метод исследования (или открытия) положен в основу методики творческого обучения.
В результате организации проектной и учебно-исследовательской деятельности одаренные исследователи приобретают наряду с исследовательскими мыслительные умения, такие как умение анализировать, классифицировать, сравнивать, выделять критерии и оценивать факты, события, явления, процессы с помощью разных критериев;
- проверять предположения;
- доказывать;
- устанавливать последовательность фактов, событий, явлений; выделять причинно – следственные связи;
- делать умозаключения;
- комбинировать;
- преобразовывать;
- прогнозировать;
- придумывать новое;
- вести диалог и решать проблемы в малых и больших группах.
Достижение перечисленных исследовательских и интеллектуальных умений обеспечено системой условий, в которые входят следующие:
- создание условий для возникновения вопросов и проблем учащихся (стимулирование творческого звена и мыслительного процесса).
- рефлексия мыслительного процесса, достижение высокого уровня понимания решения.
- обеспечение эмоционального благополучия школьников.
- удовлетворение познавательной потребности.
- удовлетворение потребности в межличностном общении.
- развитие способности к самоуправлению своей деятельностью – рефлексивной саморегуляции.
- дифференциация и индивидуализация содержания обучения.
- дифференциация и индивидуализация помощи учителя учащимся.
Проектную и учебно-исследовательскую деятельность школьников оцениваю по следующим параметрам: познавательная активность и предприимчивость, логика построения программы проекта, качество использования источников информации, эффективность презентации результатов, потенциал продолжения проекта.
Необходимые рекомендации успешности учеников в учебно-исследовательской деятельности:
1. Тема работы должна быть актуальной и вызывала у школьников интерес.
2. Определяется цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее);
3. Задачи исследования (конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на составляющие; могут определять спектр действий исследователя при движении к поставленной цели).
4. Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы).
5. Работа школьников с литературными источниками, библиотеках, музеях, организация наблюдений и исследований.
6. Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).
4. Результаты работы коллектива школы по внедрению учебно-исследовательской деятельности
Проектная и учебно-исследовательская деятельность внедрена в образовательный процесс школы.
Проект приобрел свои традиции. В школе обязательными стали научно – практические конференции, которые проводятся два раза в год, где царит научная, праздничная атмосфера. Участники конференции волнуются, чувствуя ответственность за предстоящие выступления. Работы, представленные на конференцию, пользуются заслуженным признанием и учащихся, и педагогов. Защита первых исследовательских трудов по праву оценивается. Момент вручения грамот, наград вызывает не только волнение, но и радость за себя и своих старших наставников – педагогов. Ведь это совместная деятельность одаренных учащихся и педагогов дает возможность развиваться, обогащаться, расти. В школе есть свои победители и призеры, появляются новые, интересные звездочки в научном обществе учащихся, новые творческие группы. Значит, научное общество одаренным детям необходимо сегодня, педагогический коллектив уверен, что работа в обществе помогает выбрать любимую профессию в жизни наших выпускников и примеры у нас уже есть. Учащиеся активно участвуют в школьных, районных научно – практических конференциях, представляют свои первые научные труды на краевом, Всероссийском и международных уровнях, имеют значимые результаты. Данная работа необходима мне для создания прочной знаниевой базы у учащихся, развития их креативности и компетентности, обеспечивающих качество образования и воспитания школьников. Я уверена, что исследовательская деятельность школьников – не альтернатива школьной программе, это как раз наоборот тот “витамин” интереса к науке, которого часто не хватает школе особенно сегодня.
5. Заключение
Внедрив в свою деятельность проектную и учебно-исследовательскую деятельность, добилась следующих результатов: создала систему преемственных связей среды и методов развития школьников, создала условия для индивидуализации обучения и развития одаренных учащихся, систематически работаю над развитием логического мышления, творческих способностей, кругозора. Результаты диагностики показали, что проектная и учебно-исследовательская деятельность способствует формированию базовых компетенций учащихся и активизирует процессы самообразования и саморазвития учащихся.
Исходя из выше сказанного, я считаю, что вовлечение способных детей в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, работу творческих групп школьного научного общества, способствует развитию одаренности школьников, формированию УУД, раскрытию их творческого потенциала, и это одна из образовательных проблем, которую решаю я, обучая одаренных школьников.
Список используемой литературы:
1. Гафитулин, М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26.
2. Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8
3. Краткий психологический словарь / Под общей редакцией Н.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.- С.13..
4. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. – сост. Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007.
5. Разагатова, Н.А. Исследовательская деятельность школьников…Такое возможно? [Текст] /Н.А.Разагатова// В школу вместе. Издание для родителей. Изд. дом «Агни»: Самара, 2007. – 88 с.
6. Разагатова, Н.А. Исследовательский метод обучения и его применение в школе [Текст] /Н.А.Разагатова//Аспирантский вестник ОГПУ, 2007.- № 6. – С. 116-123.
7. Роджерс, К. Свобода учиться [Текст] / К. Роджерс, Дж. Фрейберг. – М., 2002. – С.124.
8. Румянцева, Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников [Текст] /Н.Ю.Румянцева. – М.:Просвещение, 2001. – С.34.
9. Румянцева, Н.Ю. Потенциальная готовность учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] / Н.Ю.Румянцева. – М.:Просвещение, 1999. – 234 с.
10. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников[Текст] /А.И.Савенков. – М.: «Сентябрь», 2003. – С.204
11. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А. И. Савенков. – М.:Просвещение, 2006.- 434 с.
12. Тысько, Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе [Текст] /Л.А.Тысько// Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. - №4. – С. 14-22.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.