Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.
Оценка 4.9

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
изобразительное искусство
Детсад
21.11.2019
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.
Данный материал представляет собой описание опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Эльмиры Рагибовны по проблеме развития эмоционально-чувственной сферы личности дошкольников посредством искусства живописи. Знакомство с этим опытом будет полезно для педагогов дополнительного образования художественной направленности, работающих с детьми дошкольного возраста.
Обобщение опыта пдо Фаизовой Э.Р..doc

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дом пионеров и школьников города Кувандыкского городского округа Оренбургской области"

 

 

 

 



Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кувандык

2017


Развитие эмоционально-чувственной сферы личности дошкольников средствами искусства живописи

(из опыта работы пдо Фаизовой Э.Р.)

 

Визитная карточка педагога дополнительного образования I квалификационной категории Фаизовой Эльмиры Рагибовны, руководителя объединения "Палитра" (ШРР "Родничок")

 

Место работы: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дом пионеров и школьников города Кувандыкского городского округа Оренбургской области".

 

Педагогический стаж  – 17 лет.

 

Проблема, над которой работает педагог

 

На сегодняшний день остро стоит проблема воспитания культуры чувств подрастающего поколения. Необходимо уделять большое внимание развитию эмоционально-чувственной сферы личности.

Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей жизни и неразрывно связаны с развитием личности в целом. Чувства не могут существовать вне конкретной личности, они не имеют своей истории, а образуют совместно со всеми структурами личности сложную систему, психический облик человека.

Самый благоприятный период для развития эмоционально-чувственной сферы – это дошкольный возраст (4 – 6 лет). Дети данного возраста наиболее восприимчивы к прекрасному, красоте. Ведь именно они в большей степени живут чувствами и эмоциями, приходят в восхищение от нового осознания запаха и звука, света и цвета, вкуса и ощущения, от прикосновения. Наслаждаются чувствами и преуспевают в этом, не прилагают никаких усилий, чтобы скрыть свои чувства и эмоции, чтобы выразить их целиком.

Изобразительное творчество является одним из самых любимых детьми. Кроме того, именно рисуя, ребенок выражает свои эмоции и может осознанно передавать свое отношение к изображаемому предмету. Поэтому педагог Фаизова Эльмира Рагибовна, работая над проблемой развития эмоционально-чувственной сферы личности дошкольников, считает искусство живописи одним из наиболее эффективных средств.

 

Условия становления опыта

 

Особой средой, способствующей развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях, являются занятия изобразительной деятельностью. Особо следует отметить, что благодаря особенности такой образовательной структуры как школа раннего развития «Родничок», где процесс обучения построен на принципах природосообразности, индивидуализации, принципе приобщения к истинному искусству и т.д., ребенок получает возможность окунуться в мир искусства, попробовать себя в нем, при условии безоценочного отношения взрослого (оценка часто зарождает у ребенка страх перед экспериментами с изобразительными материалами), и в тоже время при глубоком эмоциональном переживании. На протяжении нескольких лет работы над данной проблемой педагог Фаизова Э.Р. замечает, как под влиянием активной работы с живописью утончаются детские чувства, приобретаются оттенки и нюансы в работах. При углублении и расширении содержания и форм работы над цветом, наблюдается развитие чувственной сферы воспитанников, которая выражается в смелом использовании богатой палитры, определенном и высказываемом мнении ребенка, эмоциональной отзывчивости, умении управлять своими эмоциями в соответствии с ситуацией.

 

Теоретическая база опыта

 

Основной теоретической базой опыта являются принципы дошкольной педагогики и психологии, определяющие ведущие направления в развитии дошкольников и дидактические принципы работы с ними.

Ребенок, как подчеркивал А.В. Запорожец, не пассивный объект внешних влияний. В педагогическом процессе он выступает как субъект общения, устанавливающий контакты, взаимодействующий с условиями жизни и людьми, обладающими личностной неповторимостью. Благодаря активности малыша, которая выступает в разных видах и формах, процесс воздействия на ребенка превращается в сложный двусторонний процесс взаимодействия с действительностью. Ребенок не только отвечает на раздражители окружающей среды, но и сам воздействует на них и самого себя. Поэтому одни и те же педагогические приемы оказывают разное воздействие на детей одного возраста. Более того, один и тот же ребенок по-разному реагирует на них в разных ситуациях.

Дошкольник старается познать мир взрослых. Этот мир перед малышом открывается со стороны взаимосвязей, деятельности, разнообразных социальных функций и отношений между людьми. Деятельность дошкольника максимально разнообразна.

Дошкольник включается в бытовую, трудовую, разные виды игровой и продуктивной деятельности. Именно в деятельности малыш осваивает разнообразные функции и отношения взрослых, которые при этом предстают в разном контексте, в разных ситуациях, с разных точек зрения. Многоплановость и разнообразие видов деятельности дают малышу представление о многоплановости и разнообразии жизни взрослых. Рисунок выступает наглядной моделью объекта или ситуации, отражая их характеристики. В процессе конструирования малыш создает объемные модели предметов и построек.

Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и приемов.

О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков.

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео – и кинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы – воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него вполне определенные эмоциональные реакции, оказалось особенно интересными. В целом же, воображение детей – дошкольников является еще довольно слабым.

Для младших детей-дошкольников характерно неумение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной, под иным углом зрения. Если попросить ребенка-шестилетку расположить предметы на одной части плоскости так же, как они расположены на другой ее части, повернутой к первой под углом в 900, то это обычно вызывает большие трудности для детей данного возраста. Им сложно мысленно преобразовать не только пространственные, но и простые плоскостные изображения.

Воображения, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О.М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следует другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны.

Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжение и своеобразное символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий. У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному.

В возрасте около 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие их них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире.

В конце дошкольного возраста у ребенка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения. Об этом свидетельствует дифференциация явлений, тенденция к установлению связей между явлениями, анализ нравственных категорий, ребенок усваивает нормы морали, соотносит с ними свои поступки, проявляется способность управлять своими чувствами.

 

Новизна и актуальность опыта

 

Для того, чтобы занятия художественным творчеством стали эмоционально окрашенными, нужно создать такую форму учебно-воспитательной работы, где бы наиболее продуктивно развивались познавательные, художественные, творческие способности детей с учетом их индивидуальности. В школе раннего развития «Родничок» занятия изобразительной деятельностью отличаются по содержанию и форме от занятий, к примеру, в детском саду. Одним из главных отличий можно назвать отсутствие жестких эталонов, которые дети затем переносят на любой сюжет, что делает рисунки похожими, стандартными. На занятиях изобразительным искусством в ШРР «Родничок» детям предлагается свободное экспериментирование с изобразительными материалами на основе восприятия произведений искусства, эмоционального переживания, воздействия на сенсорную сферу ребенка. Одной из особенностей занятий живописью является также знакомство с законами изобразительного искусства, использование репродукций шедевров мировых классиков-живописцев, т.е. формирование знаний и умений детей через погружение детей в настоящее искусство живописи.

 

Ведущая педагогическая идея

 

В работе с дошкольниками на первый план должна выдвигаться не обучающая, а развивающая функция. Это означает, что знания и умения должны быть не самоцелью, а средством для формирования и развития психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), а также важнейших личностных свойств ребёнка. Особое место среди них занимает эмоциональная сфера дошкольника, которая формируется под влиянием многих факторов окружающей среды, в том числе и творческой деятельности. Искусство живописи оказывает значительное влияние на эмоциональную сферу дошкольника, являясь органичным и любимым видом творчества детей дошкольного возраста. Учитывая вышесказанное, в своей работе над эмоционально-чувственным миром детей в качестве основного средства педагог Фаизова Э.Р. использует занятия живописью.

 

Особенности методической системы

 

Организация личностного развития дошкольников в учреждениях дополнительного образования детей требует разработки специальной системы принципов и методических приемов, а также их умелого применения на практике. К числу таких принципов относятся:

- принцип разностороннего развития личности ребенка (его реализация обеспечивает полноценное взаимодействие ребенка с окружающим миром, а не только подготовку к школе);

- принцип природосообразности;

принцип личностно ориентированного подхода к каждому ребенку;

- принцип развивающего обучения.

 

Прежде чем нарисовать что-либо с детьми, педагог предлагает описать его характер, выразить свои эмоции по отношению к образу, описать, как изменяются черты лица в зависимости от смены настроения. Много говорят о цвете, который помогает передаче эмоций. Учатся на палитре подбирать гамму цветов и оттенков, как для добрых и счастливых образов, так и для коварных и жестоких. В результате получают такие оттенки и цвета: желтый, оранжевый, охристый, розовый, светло-зеленый, серо-желтый – для положительных героев; красный, фиолетовый, коричневый, серый, черный, темно-зеленый, синий и др. – для отрицательных. Часто удачная попытка изображения какого-либо образа обуславливается не наличием большого запаса знаний и умений, а интуицией.

Интуицией обладают все маленькие дети, это чувство особенно важно для будущих художников, и оно нуждается в развитии.

Его можно тренировать и совершенствовать подобно остальным чувствам. Слух и зрение, обоняние, вкус и осязание мы зачастую рассматриваем как нечто само собой разумеющееся, хотя у всех нас имеется гораздо больше потенциальных возможностей их использования, чем мы думаем. Чувство интуиции имеет широкий диапазон и может включать в себя такие процессы, как воображение, фантазирование, предвидение и др. Возможно, интуиция имеет отношение к той части нашей внутренней сути, которая простирается за границы тела и разума. Существуют упражнения, развивающие фантазию и опыт построения образов, повышающие уровень интуиции ребенка. Как правило, это задания, где задействованы как можно больше сенсорных систем и непременным условием является свободное экспериментирование с цветом, формой, структурой, фактурой и др.

Создание мысленных картин во время прослушивания музыки, шумов, путем осязания разных объектов и пробы на вкус с закрытыми глазами, вдыхание ароматов – хороший пример упражнений, способствующих самораскрытию, поиску новых сторон естества, росту личности ребенка.

 

Результативность

 

Воспитанники объединения, а особенно третьего года обучения в ШРР умеют оперировать цветом во всей его полноте, в триединстве основных его свойств (светлота цвета: цветовой тон, т.е. его собственно цветовая характеристика, наиболее подходящее название его оттенка, относительная теплота или холодность; наконец, насыщенность цвета, т.е. его яркость, степень близости к чистому спектральному).

Возможность полного включения в живопись цвета позволяет воспитаннику передавать все стороны свойства предметов окружающего мира, которые могут восприниматься зрением. Следовательно, именно в живописи дети овладевают наиболее богатым и сложным комплексом средств выразительности.

 

Адресная направленность опыта

 

Опыт педагога Фаизовой Эльмиры Рагибовны ценен практической направленностью. Может быть использован педагогами дополнительного образования, работающими с детьми дошкольного возраста, а также воспитателями в ДОУ при организации обучения их изобразительному искусству. Данный опыт может быть также интересен психологам, так содержит наблюдения педагога относительно эмоциональной сферы дошкольников и описывает пути развития этой стороны личности ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Школа раннего развития «Родничок»

Рецензия

на дополнительную образовательную программу "Палитра"

 

Автор программы:

Фаизова Эльмира Рагибовна, педагог дополнительного  образования ДПШ I квалификационной категории.

 

Учреждение, реализующее программу:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Дом пионеров и школьников города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области".

 

Общая характеристика программы:

Направленность, в рамках которой реализуется программа "Палитра": художественная.

Вид детского объединения, в рамках которого реализуется данная программа: школа раннего развития "Родничок".

Возраст детей: 4-7 лет.

Срок реализации программы: 3 года.

 

Рецензируемая программа является составной частью комплексной программы школы раннего развития "Родничок" и имеет эстетическую направленность.

Структурные компоненты представленной программы взаимосвязаны и дают ясное представление об учебно-воспитательном процессе в объединении. Программа соответствует примерным требованиям к программам дополнительного образования детей.

Программа по обучению детей изобразительной деятельности "Палитра" ориентирована на дошкольный возраст (4-7 лет) со сроком реализации 3 года, разработана с учетом современных теорий, технологий, оригинальных воспитательных программ ("Мир детства", "Радуга", "Развитие" и др.), возрастных и психофизиологических особенностей детей данного возраста.

Модифицированная программа "Палитра" включает разнообразные виды деятельности: рисование, развитие речи, театрализацию, музыку и т.д.

В Пояснительной записке автор программы обосновал актуальность данной программы её ориентированностью на раннее эстетическое развитие детей и подготовку их к школе. Цель программы сформулирована корректно, она достижима и проверяема. Задачи декомпозируют цель и дают представление о путях её достижения. Педагогическая целесообразность характеризуется тем, что занятия изодеятельностью способствуют развитию мелкой моторики рук, созданию благоприятного психологического настроя. Дети этого возраста очень восприимчивы к прекрасному.

Несомненным достоинством программы "Палитра" является её структура. Данная программа построена так, чтобы дать детям ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на их жизненный опыт, живые примеры из окружающей действительности. Реализация данной идеи на практике нашла свое отражение в условном делении программного материала на 4 блока ("страницы"), соответствующих сезонным изменениям в природе: "Желтая страница", "Белая книга зимы", "Голубая капель", "Зеленая планета", что дает возможность расширить, углубить и систематизировать имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, раскрыть законы природы на доступном для дошкольников уровне.

Отличительной особенностью данной программы от существующих является то, что в нее включены авторские разработки занятий: уроки-тесты, игры с кляксой, минутки и другое.

Ее новизна выражается в комплексном подходе к обучению, воспитанию, развитию дошкольников.

Занятия изобразительным искусством в школе раннего развития ставят своей целью приобщение детей к истокам изобразительного творчества через изучение основ азбуки живописи, воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность.

Тематический план учитывает основные требования к организации воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

В основе образовательного процесса лежат педагогические технологии личностно-ориентированного обучения, сотрудничества и сотворчества, игровые технологии, а также методы развития познавательной активности дошкольников.

Все обучение с помощью данной программы представляет собой систему с логическими связями, где идет четкая последовательность приобщения ребенка к связям искусства с его личностью: от понимания образности художественных материалов к осознанию их как средства художественного языка, т.е. способов выражения своих чувств и отношения к жизни.

Для реализации настоящей программы используются основные методы работы:

- развивающего обучения (творческие),

- дифференцированного обучения (уровневые, индивидуальные задания),

- игровые.

При этом используются разнообразные формы проведения занятий: рассказ, беседа, демонстрация и иллюстрация (в том числе с использованием обучающих и демонстрационных компьютерных программ), объяснение, элементарный анализ работ (как своей работы, так и работы товарища), самостоятельная работа, экскурсия, анализ работ и поиск путей их устранения, конкурсы.

Основной оценкой программы можно считать ее эффективную, многолетнюю апробацию.

Подтверждением успешной реализации программы является высокие достижения воспитанников в разнообразных конкурсах (районного, областного, всероссийского уровня), а также результаты диагностических измерений, стабильность детского контингента объединения, активность родителей, принимающих участие в совместных творческих делах, организованных руководителем.

В конце программы приводятся списки литературы для педагогов и воспитанников, список аудио- и видеопродукции.

В целом, содержание программы соответствует заявленным принципам, поставленным целям и задачам, предполагает адекватные способы их достижения в системе дополнительного образования. Реализация программы предусматривает развитие интереса к творчеству художников, народных мастеров; выявление склонности к различным видам деятельности; воспитание чувства радости, сопереживания, милосердия, доброты ко всему, что его окружает.

 

 

Рецензент: Никифорова Ю.Ф., методист МБУДО "ДПШ"

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Фаизовой Э.Р.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2019