Актуальность и перспективность опыта:
Работая в современных условиях постоянно происходит совершенствование своих педагогических технологий. Качество специалиста меняется, тем самым меняется потребность в кадрах будущих специалистов. Тем самым постоянно нужно корректировать методы обучения , которые предъявляются к качеству знаний, умений и навыков обучающихся. Все это достигается путем поставленных целей и задач, повышающих активность и интерес к предмету и окружающей действительности.
Необходимость обеспечения обучающихся прочными знаниями и умениями для практической деятельности в современных условиях.
Совершенствование творческой деятельности обучающихся, развитие индивидуальных склонностей и возможностей.
Продолжить работу над формированием у обучающихся положительного отношения к труду в обучающей и внеурочной деятельности как эффективного средства развития личности.
Цель опыта:
Подготовить обучающихся к самостоятельному выполнению несложных видов работ квалифицированного труда в условиях современного производства. Формирование свободной социально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации с использованием системного личностно-ориентированного подхода к процессу обучения и воспитания.
Активизировать познавательную деятельность на занятиях различного типа, применяя разнообразные приемы и средства преподавания и воспитания.
Для реализации цели ставлю перед собой задачу - воспитывать трудолюбие, волевые качества личности (терпение, усидчивость, целенаправленность); критичность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе.
Цель педагогической деятельности: повышение качества знаний и интереса к приобретаемой профессии. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
· Создавать комфортную среду, способствующую максимальному проявлению индивидуальных особенностей, успешности каждого;
· Способствовать становлению активной жизненной позиции каждого;
· На основании изученных педагогических технологий, разработать систему преподавания предмета в повседневной практике, добиваясь положительных результатов обучения.
· Разработать методические материалы, сопутствующие успешному обучению. Таким образом, основной моей задачей является - принять обучающегося таким, какой он есть, положительно относиться к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала, стимулировать любые проявления к познанию. На этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для обучающегося.
Введение
Государство и современная наука ориентируют обучение на доступность, вариативность, индивидуализацию образовательных услуг, максимально обеспечивающих интересы развивающейся личности. Эти направления в деятельности являются смысловыми и приоритетными в организации образовательной среды для детей с нарушениями интеллектуального развития.
За время работы в сфере образования в качестве мастера производственного обучения я накопила большой практический опыт. Сам предмет является очень интересным, познавательным, актуальным быстро развивающимся.
Весь этап подготовки обучающегося, начиная с первого и заканчивая с первого и заканчивая последним курсом обучения, состоит в овладении своей профессии. В связи с тем чтобы компетентность обучаемых была выше, следует вводить в образовательный процесс изучение нового, современного и актуального. Растущий поток информаций позволяет формировать умения и навыки обучающихся, в рамках традиционного и нетрадиционного обучения. Значит нужно научиться решать не стандартные задачи не совсем стандартным путем.
Широко в процессе преподавания использую технологии, позволяющие обучающимся формировать ключевые и профессиональные компетенции и накапливать изученный материал для дальнейшего становления будущего востребованного грамотного профессионала. Такие как объяснительно - иллюстративные, метод проектов, деловая игра.
Одним
из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с
отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для
них реальной возможности получения трудовой подготовки.
Задача трудового воспитания и
обучения играет главную роль во всей системе коррекционной работы с детьми
получающих начальное профессиональное образование. Основная задача этого
важного раздела работы – выработка и совершенствование трудовых навыков,
воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств, которые дадут
возможность этим детям после окончания обучения материально обеспечивать себя,
жить в коллективе, по возможности социально адаптироваться в обществе.
В условиях рыночной
экономики с ее жесткими требованиями к обще трудовым и профессиональным
качествам работника неоспоримые преимущества получают те, кто приучен трудиться
добросовестно, выполнять любую работу качественно и в срок, обладает для этого
требуемыми знаниями и навыками. Человек с проблемами в интеллектуальном и
физическом развитии, как гражданин ничем не отличается
в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в
развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на
нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.
С совершенствованием индустрии человек оказался совсем в других социальных, психологических и экологических условиях. Стали появляться новые виды деятельности и специальности, которые, предполагают определенный уровень образования современного человека. Значительно повышаются требования к его информационной культуре. А, значит, действовать по определённому алгоритму приходится всё реже и реже, а принимать продуманные нестандартные решения – значительно чаще. Вместе с тем, развитие внутренних сил человека – это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира и желающего реализовать свой внутренний потенциал. «Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» - писал Георг Зиммель. В соответствии с ФГОС основного общего образования современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения.
Дифференцированный подход
На своих уроках применяю разноуровневую дифференциацию в обучении, реализую сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения. Использование разноуровневых заданий предоставляет каждому обучающемуся возможность продвигаться в обучении со скоростью, которая для его способностей более благоприятна. Занятия, воспитательные и внеклассные мероприятия проводятся с учетом индивидуальных и психологических особенностей обучающихся подросткового и юношеского возраста. Большое внимание уделяется работе по формированию навыка работы на швейном оборудовании, развитию самостоятельности, ответственности, активности и аккуратности.
Мастер п/о должен применять разноуровневое обучение, должен условно делить группу на подгруппы. Группы определяются следующими факторами: возможностями детей усваивать учебный материал, однородностью возникающих трудностей и причинами лежащими в основе этих трудностей. Таких групп может быть от одной до четырёх. Суть личностно-ориентированного обучения на занятиях производственного обучения - это создание условий для познавательной активности обучающихся. Обучающийся - это главная фигура всего общеобразовательного процесса. Мастер п/о должен создавать условия для развития мотивации к обучению. Для этого определены следующие принципы:
-использование субъективного опыта учащегося
-актуализация имеющегося опыта и знания, как важное условие, способствующее пониманию и получению новых знаний
-вариативность заданий, предоставление ученику свободы выбора наиболее значимых для него способов усвоения учебного материала
-обеспечение на уроке эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества
-создание ситуации успеха, учащиеся должны почувствовать радость от проделанной работы
-создание благоприятной атмосферы для продуктивной, поисковой деятельности, постановка проблемных вопросов, которые вызывают интерес у ребят.
Метод проектов
Используя в обучении проектную деятельность, в которой через решение одной или нескольких проблем, показываются через применение полученных знаний. Нестандартные ситуации приводят к раскрытию личностных особенностей обучающихся.
Игровые технологии
Чтобы улучшить процесс обучения, сделать его более эффективным и интересным на своих занятиях я применяю методы активного обучения , к которым относятся игровые методики .
Методы активного обучения, отличающиеся высокой степенью вовлеченности, создают возможности для формирования у обучающихся познавательной мотивации, изменяют роль обучающегося , превращая его из пассивного в активного участника процесса обучения.
Игровые методики повышают эффективность учебного процесса, уменьшают время на изучение учебного материала, превращают процесс отучения в творческое и увлекательное занятие.
Игровая технология это последовательность действий мастера по отбору, разработке, подготовке игр, включению обучающихся в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Здоровьесберегающая технология
Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье обучающихся, они нормализуют психическое и физическое состояние, направлены на коррекцию моторного развития, мышечного тонуса. Является одной из самых актуальных в наше время, так как известно, что обучающиеся в учебное заведение приходят не совсем здоровыми, а в процессе обучения число здоровых детей уменьшается. Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающей технологии является приоритетным направлением в деятельности мастера п/о. Основная цель здоровьесберегающих технологий—сохранение и укрепление здоровьяобучающихся. Отсюда вытекают основные задачи:
-обеспечение возможности сохранения здоровья на период обучения ;
-снижение уровня заболеваемости обучающихся;
- сохранение работоспособности на занятиях;
-формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
- формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
Большинство времени своего пребывания в техникуме обучающийся проводит на занятиях, поэтому наиболее главной задачей остаётся организация занятия в условиях здоровьесберегающей технологии.
Лучшими методами сохранения работоспособности на занятиях является смена форм работы. Из всех нагрузок, с которыми обучающийся встречается на занятиях, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Переключение в течение занятия с одного вида деятельности на другой должно сопровождаться с изменением позы. Для сохранения здоровья, предупреждения утомляемости нужно проводить физкультминутки. Обучающимся нужно прививать здоровый образ жизни, для этого необходимо в работе руководствоваться следующими правилами:
-проведение специальных внеклассных уроков по формированию здорового образа жизни, уроки гигиены;
-привлечение к поддержанию санитарного состояния мастерской дежурных;
-проведение профилактики травматизма путём инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда;
Педагоги, применяющие здоровьесберегающую технологию, просто обязаны создавать благоприятный психологический климат на занятиях.
Владея разными методиками ведения занятий – это беседы, уроки –практикумы, урок- игра, используя современные средства обучения, дают возможность качественно подготовить обучающегося. Знания и умения учащихся проверяются квалиффикационными экзаменами.
На протяжении всей педагогической деятельности я проводила открытые занятия, открытые внеклассные мероприятия, конкурсы мастерства, выставки, Организовывала поездки на швейное производство на выставки ВДНХ.
Внеурочная работа также дает свои положительные результаты в обучении и воспитании.
Область применения опыта:
Опыт может быть использован учителями технологии и мастерами производственного обучения с детьми с любым уровнем подготовки.
Опыт полезен учителям технологии, мастерам производственного обучения, а также учителям смежных дисциплин, классным руководителям, руководителям кружков.
В заключении хочется сказать, что все педагогические методы и приемы эффективны. Но на протяжении своей деятельности в основном использую демонстрацию приемов труда и дифференцированный метод обучения на занятиях и включаю методы игровой технологии. Реализация разработанных мною учебных программ, использование педагогических технологий в рамках личностно-ориентированного обучения и воспитания, придание урокам практической направленности, применение разработанных и оформленных мною материалов для итоговой аттестации позволяют мне добиваться стабильных позитивных результатов обучающихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.