МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
Г.ДОЛИНСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694051, Сахалинская область, г. Долинск, ул. Пионерская, 1 а, тел./факс 8(42442)20918
e-mail.ru: shkola1-dolinsk@mail.ru, dgo.mbousosh.1@sakhalin.gov.ru
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
«Развитие интеллектуальных способностей
у младших школьников с применением метода кинезиологии»
Автор опыта: учитель-дефектолог
МБОУ СОШ № 1 г. Долинска
Швырева Надежда Александровна
Долинск, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Информация об опыте
1.1. Сведения об авторе опыта………………………………………………….3
1.2. Тема опыта………………………………………………………………….3
1.3. Условия возникновения, становления опыта……………………………..3
1.4. Актуальность опыта……………………………………………………..…4
1.5. Теоретическое обоснование опыта…………………………………….….4
РАЗДЕЛ 2. Технология опыта
2.1. Ведущая педагогическая идея опыта……………………………………...…5
2.2. Постановка целей и задач педагогической деятельности……………….…5
2.3. Организация учебно-воспитательного процесса…………………………....8
2.4. Содержание образования…………………………………………………...10
2.5. Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы……………..13
2.6. Длительность работы над опытом………………………………………….17
2.7. Диапазон опыта……………………………………………………………...17
РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
3.1. Определение критериев для диагностирования успешности опыта……...17
3.2. Доказательность результативности опята…………………………………19
3.3. Оценка результативности опыта……………………………………………21
3.4. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на результативность опыта…………………………………………………………22
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….24
5. ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ
Приложение № 1. Пакет диагностических методик, выявляющий уровень интеллекта, познавательных способностей и развития межполушарных взаимодействий, моторики.
Приложение № 2. Картотека игр и упражнений для развития межполушарного взаимодействия методом кинезиологии.
Приложение № 3. Тематическое планирование по развитию интеллекта методом кинезиологии у детей старшего дошкольного возраста.
Приложение № 4. Примерные комплексы для детей с СВДГ.
Приложение № 5. Консультации для педагогов;
Приложение № 6. Консультации для родителей;
Приложение № 7. Сценарии вечеров, праздников.
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
1.1. Сведения об авторе опыта
Ф.И.О. |
Швырева Надежда Александровна |
Место работы |
МБОУ СОШ № 1 г. Долинска Сахалинской области |
Педагогический стаж |
12 лет |
Преподаваемые предметы |
Коррекционно-развивающие занятия |
Специальность |
Учитель-дефектолог |
Контактный телефон |
89246453539 |
1.2. Тема опыта: «Развитие интеллектуальных способностей у младших школьников с применением метода кинезиологии».
1.3. Условия возникновения, становления опыта
Настоящий опыт накапливался в течение трех лет в результате наблюдения за младшими школьниками в МБОУ СОШ № 1 г. Долинска Сахалинской области.
Проведя наблюдение за младшими школьниками в естественных условиях развития - игра, разнообразная деятельность, занятия - я увидела, что ученики с проблемами в развитии познавательной и эмоциональной сферы, требуют коррекционно-развивающей работы в этом направлении новыми методами и приемами. В своем опыте я хочу познакомить с системой занятий по развитию интеллекта с помощью кинезиологических упражнений, нетрадиционных пособий для развития интеллектуальные способности детей.
Три года назад, когда я начала собирать вначале теоретический материал по этой проблеме, а затем и вела накопление практического материала, у меня сразу вызывало много вопросов, как же все это применить. Но, конечно, вначале, чтобы уточнить для себя, стоит ли, да и надо ли, проводить эту работу, я обследовала учеников 1 классов на уровень развития социального интеллекта (по методике Векслера) и интеллекта (методика в приложении). А также проверила, как у учащихся развита моторика (схема). Показатели меня, конечно, удивили. Кажется, взрослые ведут работу по развитию познавательных процессов, и дети много рисуют, но просмотрев рисунки и понаблюдав за деятельностью детей, я пришла к выводу, что в настоящее время старые методы и приемы уже недостаточны, и требуется применение новых. Вот тогда я и начала собирать банк данных по применению кинезиологических упражнений на практике. Чтобы разнообразить развивающие пособия, я внесла на занятиях такие, кажется, простые, но оказалось, такие интересные пособия как прищепки, монетки, пуговицы, скрепки, спички. Они помогали не только развивать моторику, но и мыслительные операции: задания с ними давали больше возможностей для фантазии, сообразительности.
После анализа результатов диагностики были определены направления коррекционно-развивающей работы с детьми. И затем материал распределяется по занятиям. Календарно–тематическое планирование приведено в приложении. Каждый педагог, организуя работу по такому направлению, может самостоятельно сделать свои конспекты занятий. Кинезиологические упражнения сейчас очень популярны и используются не только детьми, но и взрослыми. Сами комплексы упражнений можно взять из книги А. Сиротюк «Обучение детей с учетом психофизиологии», Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте».
1.4. Актуальность опыта
Актуальность работы обусловлена необходимостью формирования интеллектуальных способностей через метод межполушарного взаимодействия. Это позволяет избегать трудности у детей в обучении и в создании условий для формирования новых возможностей искомых психических навыков и процессов, которые могут сформироваться и стать нужными ребенку через кинезиологические приемы и методы. Ведь работа здесь направлена от движений к мышлению, а не наоборот.
1.5. Теоретическое обоснование опята
В основу моего опыта легли материалы исследований отечественных и зарубежных ученых: Лурия А.Р., Бехтерева Н.П, Семенович А.В, Сиротюк А.Л., О.А. Семенова, Хомская Е.Д, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова , Смит Кр., Шейфер Дж. Пол Деннисон с программой «Гимнастика мозга»
Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Это наука о движении мыслей, чувств, мышц тела человека. Наука о движении с греческого «Природная мудрость тела». Она существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое - гуманитарное, образное; левое - математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
2.1. Ведущая педагогическая идея опыта
Моя развивающая работа была направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данная кинезиологическая методика позволяют выявить скрытые способности младшего школьника и расширить границы возможностей его мозга. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.
А ведь как интересно научиться таким движениям, которые выполняют даже космонавты во время подготовки к полетам Такие стимулы очень заинтересовали моих учеников, и они с радостью восприняли новшества в обучении и применении этих кинезиологических упражнений. Кроме того, дети, выполняя упражнения всегда знали, что они помогают им лучше думать, быть внимательными, лучше запоминать, да и игровой момент развития интеллекта давало больше пользы, чем наскучившие методы обучения, тем или иным навыкам и умениям. Определенную роль в возникновении играет нарушение асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
2.2. Постановка целей и задач педагогической деятельности
Происходящие изменения в обществе и принятые стандарты школьного образования выдвинули новые требования к системе образования. Школьное учреждение призвано создать условия для интеллектуального, творческого, эмоционального, физического развития ребенка. Особенно актуально звучит задача по социализации ребенка, развитию у него потребностей в творчестве, формировании любознательности, мотивации в достижении успеха по новым школьным стандартам. В условиях модернизации школьного образования воспитание творческих и интеллектуальных способностей становится одним из главных направлений в работе с учащимися. Для реализации этих целей я работала над темой «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников с применением кинезиологических приемов».
Организация школьной подготовки - задача всех взрослых, окружающих ребенка. Важно, чтобы в этот период родители и педагоги объединили свои усилия, направленные на воспитание школьника. Не менее важно, чтобы в своей педагогической деятельности взрослые опирались на советы и рекомендации психолога «Никогда люди не знали о себе меньше, чем в этот «психологический век», - заметил Э. Канетти. Уважение к науке психологии, понимание значимости ее законов и стремление жить, руководствуясь им, - важная составляющая успешной адаптации человека к любым новым жизненным условиям. Вот почему мои занятия по методу кинезиологии – обязательный элемент в системе обучения младшего школьника в школе.
Еще работая в школе с детьми с ЗПР, я отметила такую закономерность: дети с плохо развитой моторикой, мало двигающиеся, отстают в общем развитии и интеллекте. Мне захотелось поработать над этой проблемой. Детям очень нужна помощь в этом вопросе. Наши дети очень разные, есть двуязычные дети, которым очень тяжело понимать значение слов и действий. А метод кинезиологии помогает таким детям через движения развиваться во всех направлениях. Но самое главное - изучив материалы метода кинезиологии, я поняла, что для наших детей в начальной школе он будет очень актуален. Ведь он не требует никаких материальных и методических затрат. Руки всегда основная часть тела ребенка, они рядом и постоянно в школьном возрасте требуют нагрузки в движении.
Ведь специалисты (Е.И. Аркин, Н.А. Берштейн, Д.Б. Эльконин) утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждая связь тонкой моторики с развитием мозга. Чем лучше развита способность двигаться, тем больше потенциал к обучению и развитию интеллектуальных способностей.
А современный мир, наполненный обилием компьютеров, айпадов, различных гаджетов, не требует от детей ручных усилий, и поэтому моторные навыки ослабевают: дети плохо держат карандаш, кисточку, ножницы, отчего и происходят постоянные зажимы кисти, что ведет к нарушению даже эмоционального состояния. А все это в дальнейшем сказывается на восприятии и усвоении любого обучающего материала и на здоровье. Ведь кинезиология, которая и развивает с помощью рук межполушарное взаимодействие, относится к здоровьесберегающей технологии. Поэтому одной из главных задач нашего школьного логопункта является всестороннее развитие личности ребенка с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения новыми методами и приемами обучения интеллектуальным способностям, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
По степени новизны опыт является поисково – изобретательным, так как при разработке форм и видов работы мной применяются новые способы применения кинезиологических упражнений в развитии интеллекта. А также эту задачу помогает решать применение нетрадиционных пособий.
Основная цель моей работы – выявление уровня развития интеллекта и проведение мероприятий по формированию благоприятного его развития в семье и школе. В связи с поставленной целью мной была выдвинута гипотеза: выявление уровня развития интеллекта позволит организовать работу с детьми, имеющими низкий и средний уровень. Это позволит повысить уровень интеллекта и даст возможность развивать индивидуально – личностные особенности ребенка. Это возможно лишь при тесном сотрудничестве всех участников педагогического процесса: детей, родителей и учителей и конечно учителя-дефектолога.
Мною были определены следующие задачи
- проанализировать психолого-педагогические основы метода кинезиологии и развития интеллекта у детей младшего школьного возраста.
- определить основные методы, приемы, формы использования кинезиологических упражнений в процессе интеллектуального и речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.
- помочь родителям, педагогам и детям усвоить применение кинезиологических упражнений в развитии интеллектуальных способностей.
- помочь ребенку самостоятельно применять эти упражнения в свободной деятельности для развития своего интеллекта и снятия мускульной зажатости в стрессовых ситуациях.
Специфическими задачами являлись:
- развитие межполушарной специализации;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- синхронизация работы полушарий;
- развитие мелкой моторики;
- развитие способностей;
- развитие памяти, внимания, речи;
- развитие мышления.
Практическая значимость опыта работы заключается в том, что разработанная система игр и упражнений с использованием кинезиологических упражнений, направленных на формирование у младших школьников полноценной речи, интеллектуальных способностей, может быть использована в работе с детьми как учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, так и учителя начальных классов и родителями.
2.3. Организация учебно-воспитательного процесса
В свете этого метод кинезиологии стал очень актуален, ведь для детей и взрослых этот метод был в новинку. Это вызывало особенный интерес к моим занятиям, и я начала применять в своей работе с детьми младшего школьного возраста приемы и методы кинезиологии.
Развитие интеллекта - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в школьниках, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Чем выше у ребенка способность к обобщению, тем быстрее он приобретает возможность мыслить абстрактно. А переход к абстрактному мышлению обозначает совершенно новый, качественно более высокий уровень развития интеллекта ребенка, характеризующийся, как правило, высоким показателем речевой активности, используемой в качестве инструмента получения и передачи информации, знанием и применением логических приемов, способностью ребенка формировать суждения и некоторые умозаключения.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи ребенок будет инициативным и самостоятельным. Это позволит ему легче адаптироваться в социальной жизни.
К интеллектуальным чувствам относятся: любопытство, любознательность и удивление. И поэтому если взрослые будут стараться добиваться от детей только усвоения знаний, умений и навыков, а не учитывать, какие чувства вызывает то или иное задание, то вся работа эта будет впустую. Вот тогда мы и наблюдаем недоразвитие психических параметров, что в дальнейшем сказывается на общем развитии ребенка
В развитии интеллекта общими причинами недоразвития являются: инертность, тугоподвижность нервных процессов, что ведет к снижению работоспособности, повышенной утомляемости и отвлекаемости, отсутствие целенаправленных действий, снижения интереса к окружающему, низкий уровень ориентировочной деятельности, недоразвитие моторики. С этим связано ограничение практического чувственного опыта, недостаточная деятельность, несовершенствование взаимодействия анализаторов, что затрудняет накопление сенсорного опыта, позднее и нарушение речи (бедность словаря, трудности в формировании собственных высказываний, непонимание обращенной речи).
Основные логические приемы (классификация, обобщение, сериация, аналогии, систематизации) можно сформировать и отработать в тренинге при помощи кинезиологических упражнений. Для ее удачной реализации нам понадобится немного: всего лишь необходимо увлечь ребенка применением кинезиологических упражнений, разыгрывая сказочные и бытовые ситуации, а затем, постепенно усложняя правила игры, вводить реализацию логических задач как поставленную необходимость.
Начиная с младшего школьного возраста главной задачей я ставлю интеллектуальное развитие через метод кинезиологии и сохранение индивидуального в ребёнке. Кинезиология - это наука о развитии межполушарного взаимодействия. Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество – количество, пространство – время, целое – часть, последовательность. Решающее значение в этом процессе я отвожу моделированию скрытых связей и отношений в форме наглядных образов, отражающих общее в единичном. Образное отражение позволяет ученикам воспринимать мир в целостности и осваивать жизненное пространство. Обучение детей организую в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение с взрослым. Создаю условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей.
Эффективность педагогической работы обеспечивалось созданием соответствующих психолого-педагогических условий:
· Построение образовательного процесса на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми;
· Учет индивидуальных личностных особенностей и возможностей каждого ребенка;
· Учет динамики успехов и развития каждого ребенка на основе его прошлых достижений;
· Своевременная корректировка динамики интеллектуального развития ребенка;
· Предоставление детям свободы выбора деятельности и способов действий,
обеспечение права на ошибку при самостоятельном поиске необходимого решения;
· Предоставление детям возможности привносить добытые ими знания и суждения в процесс изучения нового материала;
· Уважение к идеям и мыслям ребенка, недопущение отрицательной оценки интеллектуальной деятельности детей, обеспечение терпеливой эмоциональной поддержки и внимания;
· Мотивация благополучия через создание «ситуации успеха» в целях самоутверждения ребенка в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых;
· Вовлечение детей в коллективный, групповой и индивидуальный поиск
нестандартных подходов к решению задачи и оригинальных приемов, и способов действий через игровую интеллектуально – творческую деятельность.
Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
2.4. Содержание образования
Структура развивающих занятий
Каждое занятие состоит из 3-х частей:
Первая часть – приветствие.
Это позволяет детям настроиться на совместную деятельность. Чаще всего применяю такие приветствия - как:
-Мы вначале будем хлопать,
А затем мы будем топать,
А потом мы повернемся
И друг другу засмеемся (дети выполняют движения).
Второй раз с этими же словами, но в конце - «И друг другу улыбнемся». Со временем, я придумываю разные способы приветствия, но обязательно с движениями. В этом мне помогают даже дети. Часто они сами предлагают какой-нибудь способ. И мы это делаем. Детям нравится, когда они становятся полноправными участниками в принятии решений. Это активизирует их в дальнейшем.
Вторая часть – основная, которая выполняет всю смысловую нагрузку. Предложенные в этой части игры и упражнения перекликаются друг с другом – есть и интеллектуальные и кинезиологические упражнения. Разнообразие приемов дает возможность быть детям в тонусе, поддерживать интерес на протяжении всего занятия. Конечно, учащиеся меняют положения – то сидя, то стоя, то в кругу, то за столами. Занятие в этой части построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков заданий
1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, восприятия.
2. Дыхательно-координационные упражнения (кинезиология). Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.
3. Симметричные рисунки (кинезиология) направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизации стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.
4. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилам и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
5. Пальчиковая гимнастика (кинезиология). Способствует развитию психических функций (внимания, памяти, мышления и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.
6. Упражнение для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствует снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия (кинезиология).
На занятии получается каждый раз выполнить по 4-6 кинезиологических упражнений в зависимости от поставленной задачи.
Третья часть - заключительная – прощание. Основная цель - создание у каждого ребенка чувства принадлежности к коллективу и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях. Игры и приемы могут быть разными. Но я часто применяю такие игры как «Пирамида любви», «Обнималки».
Игра «Пирамида любви» - младшие школьники все по одному кулачку складывают пирамиду на руку педагогу - образуется пирамида. Все держат руки и в конце говорят: «Всем-всем - до свидания!».
Игра «Обнималки» - дети обнимаются в паре с кем хотят, потом 2-3 раза меняются с другими и тоже обнимаются, а в конце при выходе из кабинета, я стараюсь каждого погладить по спине и поблагодарить за работу. Детям это очень нравится, и они всегда говорят: «Спасибо, Надежда Александровна».
Применение различных гимнастик на занятиях позволяет развивать у младших школьников в комплексе межполушарное взаимодействие, а именно:
· Дыхательная гимнастика играет огромную роль в оздоровлении детей. Она проводится в различных режимных моментах в течении всего дня- на физминутках, на занятиях, в свободной деятельности и т.д. Для того чтобы ребенок научился говорить, думать надо научить его правильному дыханию. Для этого на своих занятиях я с детьми изучаю игровые приемы дыхательных техник (перечень дан в приложении).
· Психогимнастика М.И. Чистяковой. Психогимнастика – это специальные этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. В каждом классе в школе имеются учащиеся, у которых наблюдаются излишняя утомляемость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, раздражительность, замкнутость.
· Кинезиологическая гимнастика включает в себя упражнения:
- для развития межполушарного взаимодействия;
- развития творческого мышления (правое полушарие);
- развитие абстрактно-логического мышления (левое полушарие);
- профилактика нарушения зрения и активизации работы мышц глаз.
· Суставная гимнастика:
- самомассаж ушей;
- потирание ладоней;
- поколачивание пальчиками и другое.
В моем опыте используются кинезиологические упражнения, все элементы занятий просты и доступны и требуют от взрослого, будь то родитель или педагог, только одного – доброжелательного отношения к ребенку и уверенности в его успехе.
Рекомендуется формировать занятия из 4-6 кинезиологических упражнений, выполняемых на разных уровнях, с использованием предметов и упражнений на баланс таким образом, чтобы ребенок освоил движения до автоматизма. По отдельности упражнения можно включать в физминутки на различных занятиях и выполнять их несколько раз в день. Опорные точки для коррекции правильности выполнения упражнения и интеграции рефлексов должен выполнять учитель-дефектолог на своих занятиях для правильной постановки движения, то есть дать первичный образец и закрепить правильное движение. Упражнения окажутся особо эффективными, если связать их с интересной и актуальной для ребят тематикой, использовать сказочных героев и животных.
В начале своей работы я стала применять самые легкие упражнения еще с учащимися первых классов и старалась не только обучать их, как учиться самой. Давалось в этом возрасте больше дыхательных упражнений и пальчиковых игр. Ведь у многих ребят в этом возрасте еще очень слабая общая и мелкая моторика и координация. Но чтобы заинтересовать детей, я проводила занятия с применением кинезиологических упражнений на сюжетах сказок. Это давало больше эффекта, чем простое механическое заучивание положения рук и многократного его повторения
Уже к концу первого класса был накоплен пусть хоть небольшой, но багаж умений применения кинезиологических упражнений. И вот тогда и начиналась основная плодотворная работа в комплексе. Я уже старалась на занятиях добиваться того, чтобы дети не просто выполняли кинезиологические упражнения, а осознанно подходили к каждому движению.
Во втором классе в те же упражнения вносилась какая-то «изюминка». То ли это было выполнение под музыку, то ли под новые стихи, которые дети вместе с родителями находили в литературе. И старые упражнения звучали по-новому.
2.5. Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы
В данной работе представлены методы и приемы, комплексы игр и упражнений с постепенным усложнением игровых и учебных заданий, формирующих развитие интеллекта посредством кинезиологических упражнений детей младшего школьного возраста; запланирована методическая работа с педагогами и родителями по применению кинезиологических упражнений для развития интеллекта и межполушарного взаимодействия.
Потребности педагогической практики в системе развития интеллекта с использованием кинезиологических упражнений, и недостаточная информация этой проблемы в теоретическом плане позволили сформулировать тему моей работы.
Методы исследования:
· Обзорно – аналитический
· Статистический
· Наблюдение и беседы
· Анкетирование
· Диагностика интеллекта, моторики, межполушарных взаимодействий.
Этапы работы
Опытно-экспериментальная работа, проводимая мною в МБОУ СОШ №1 г. Долинск Сахалинской области, строилась на основе этапов:
1-й этап - диагностический. Методы диагностики показателей межполушарного взаимодействия. Провела психологическую диагностику выявления уровня развития мелкой моторики детей и сенсомоторного восприятия, обследование познавательной и эмоциональной сферы у детей, а также интеллекта у детей 1 класса. (приложение № 1)
Было проведено анкетирование родителей и учителей начальных классов об особенностях детей и значении развития мелкой и крупной моторики для школьников. (приложение № 2)
Наблюдение за детьми в естественных условиях проживания, то есть в своем классе, на занятиях, в свободной деятельности, игре.
После диагностики и обработки определились направления в работе:
· Работа с семьей (консультации, беседы, Семинары-практикумы, тренинги, презентации).
· Работа с педагогами (консультации, семинары, семинары-практикумы, тренинги).
· Работа с детьми (коррекционно-развивающие занятия, внеурочная деятельность).
2-й этап - подготовительный. Изучение литературы по проблеме межполушарного взаимодействия для развития ребенка, подбор упражнений по кинезиологии в соответствии с возрастом, практическая отработка приемов и упражнений по кинезиологии, пополнение и оснащение информационными и дидактическими материалами, изготовление пособий для применения кинезиологических упражнений.
3-й этап - апробация методов, приемов и пособий для развития межполушарного взаимодействия, то есть определено направление коррекционно-развивающей работы с детьми.
а) применение прищепок, монеток, скрепок, спичек (нетрадиционных пособий);
б) групповые и индивидуальные консультации для педагогов и родителей на темы: «Развитие мелкой моторики у детей» (приложение № 3), «Применение психогимнастики для релаксации и снятия стресса», (приложение № 4), «Применение кинезиологических упражнений для развития межполушарных взаимодействий»;
в) Презентация на семинаре-практикуме для педагогов и родителей нашей школы «Роль кинезиологических упражнений в развитии интеллекта», «Гимнастика мозга методом кинезиологии», «Методы и приемы кинезиологических упражнений»;
г) развивающие занятия с учениками младших классов по развитию интеллекта с помощью кинезиологических упражнений 2 занятия в неделю в течении года;
4-й этап - анализ проведенной работы за определенный период, методическая, диагностическая и практическая работа, составление рекомендаций для родителей и педагогов для применения в различной деятельности приемов кинезиологии.
5-й этап - написание опыта работы и представление его на методических встречах перед педагогами нашей школы, психологами и специалистами района и области.
Методы и приемы обучения
Целью является прежде всего установление с детьми личностного эмоционального контакта и делового сотрудничества. Вначале, для того чтобы заинтересовать детей я применяла различные игровые задания на карточках, обыгрывала игрушки.
Каждое занятие начинается с игрового или сюрпризного момента. Даже для детей младшего школьного возраста это всегда становится для них сюрпризом Много ли ребенку надо, чтобы почувствовать любопытство, а затем и желание участвовать в этом процессе - выполнении кинезиологических упражнений.
Игрушка нужна для того, чтобы привлечь внимание к выполнению заданий. Перед детьми ставится познавательная задача, например, найти для Золушки проход в лабиринте, чтобы она могла попасть на бал. И для этого, чтобы руки работали ловко, я предлагаю им вначале помассировать каждый пальчик, потом уже выполнить упражнение – например, «кулак-ребро- ладонь». После такой тренировки внимание активизируется, и дети без труда выполняют задание с лабиринтом на карточке.
Я использую на занятиях такие приемы как подражание, действия по образцу, выполнение задания по словесной инструкции. Так, например, вначале, когда учим упражнение, то я применяю эти приемы, а потом усложняю задачу - ставлю ширму, и дети, не видя моего лица, а слушая только мой голос, начинают выполнять мои инструкции. Это очень тяжело для детей с нарушенным слуховым вниманием. Но когда эти приемы мы применяем постоянно, то детям становится легче, и они начинают внимательно прислушиваться к интонации, и выполняют упражнения точнее.
В своей работе с детьми я использую следующие кинезиологические методы:
1. Растяжки - они нормализуют тонус мышц. Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение), гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.
Гипертонус - проявляется, как правило, в двигательном беспокойстве, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции.
Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации.
2. Дыхательные упражнения.
Дыхание - самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
1. Глазодвигательные упражнения.
Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения.
2. Телесные упражнения.
При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций.
3. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи. (морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук), а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
6. Массаж
Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.
7. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
2.6. Длительность работы над опытом
Длительность работы на данным опытом составляет три года с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием и действительным до момента выявления результативности.
2.7. Диапазон опыта
Процесс интеллектуального развития младших школьников посредством системы кинезиологических упражнений происходит не только в специально организованной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни дошкольников.
Кинезиологические упражнения могут непосредственно включаться в занятие. Или проходить в свободное от занятий время индивидуально или с небольшой подгруппой детей. Кинезиологические упражнения нужно проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
Для решения данной задачи важно, чтобы мы – педагоги школьного образования были заинтересованы в нем, а дети были активными субъектами этого процесса, проявляли интерес к таким упражнениям. Правильно подобранные и хорошо организованные кинезиологические упражнения способствуют всестороннему, гармоническому развитию учеников, помогают стимулировать у них тягу к получению новых знаний.
Основная форма работы - обучение детей на занятиях. Развитие интеллекта с помощью кинезиологических упражнений проводится на занятиях с учителем-дефектологом. В рамках внеурочной деятельности занятия с учениками 1 классов проводятся два раза в неделю. Занятия проводят по 30 минут. Это большое подспорье. Уже в течение года на протяжении 72 занятий идет постоянное развитие интеллектуальных способностей. Причем работу я начинаю с первого класса, но во втором классе ученики, изучив кинезиологические упражнения, не теряют к ним интереса, так как идет насыщение материала творческим подходом, и дети сами начинают придумывать упражнения. Занятия проходят в второй половине дня.
РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
3.1. Определение критериев для диагностирования успешности опыта
Для определения уровня развития межполушарного взаимодействия использовала эффективный метод, предложенный Н. И. Озерецким «Кулак—ребро—ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы.
Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.
Критерии оценки:
3 балла — выполнено без ошибок;
2 балла —выполнено с ошибками;
1 балл — не может выполнить, постоянно ошибается.
Простая ориентировка.
Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.
Сложная ориентировка.
Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».
Критерии оценки:
3 балла — выполнены оба задания;
2 балла — выполнена только простая ориентировка;
1 балл — не выполнено ни одного задания.
Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей.
Степень сохранности премоторной зоны.
Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: испытуемый на двух руках одновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу. Оценивается точность, дифференцированность движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний).
Каждая синкинезия штрафуется одним баллом.
Критерии оценки:
· 5 баллов — правильно и быстро;
· 4 балла — правильно, но медленно;
· 3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;
· 2 балла — персеверации (повторение) на истощении;
· 1 балл — выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах).
Исследование артикуляционных возможностей ребенка
По подражанию ребенку предлагается выполнить 11 действий:
1) улыбнуться;
2) надуть щеки;
3) сделать губы трубочкой (как при звуке «у»);
4) сделать губы как при звуке «о»;
5) «покатать орешки за щеками» (кончиком языка);
6) высунуть язык лопаткой (широко);
7) поднять кончик языка вверх и положить его на верхнюю губу;
8) опустить кончик языка вниз и положить его на нижнюю губу;
9) поместить кончик языка в правый угол рта;
10) то же — в левый угол рта;
11) высунуть язык и сделать кончик узким.
Оцениваются точность движений и способность к переключению.
Критерии оценки:
0 баллов – не может выполнить упражнение.
1 балл - неточно выполненное движение (сопутствующих движений губами, челюстью)
2 балла — выполнено без ошибок;
3.2. Доказательность результативности опята
В начале и в конце года проводится мониторинг развития (методики и диагностики в приложении) познавательных процессов, моторики, межполушарного взаимодействия и интеллекта.
После диагностики получились следующие показатели
Умственное развитие учащихся первых классов
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализируя данные диагностики, можно сделать вывод о том, что учащиеся продемонстрировали хороший уровень умственного развития, достигнуты стабильные средние и высокие показатели в конце года, благодаря применению кинезиологических упражнений.
Исследования в области графического диктанта Логика подтвердили факты недостаточного развития тонкой моторики как ведущей, так и другой руки ребенка.
Также использовала для диагностики моторики – Тест Озерецкого и «Намотай нитку на катушку». На начало года с заданием намотать нитку 1 метр на катушку успешно справились 51,4 % обследованных учащихся младшего школьного возраста. В третьем классе тестирование выше – 67,3%. Это произошло в результате применения на занятиях кинезиологических упражнений, начиная со старшей группы. Это показало, что при выполнении упражнений тонкомоторными действиями (тест «Смотай клубок», пробы теста Озерецкого) дети плохо могут координировать свои движения. У детей плохо развито межполушарное взаимодействие. Это и дало толчок к дальнейшей работе по этой проблеме.
Кроме этого, проверила у детей социальный интеллект
Социальный интеллект (по методике Векслера)
Уровни развития |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результаты диагностики по социальному развитию интеллекта показывают, что у детей к концу года хорошо сформирован целостный жизненный опыт, развита познавательная активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Развивающий эффект данных занятий проявился прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, которые со временем перерастают в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и мышления. Эти занятия помогают в школьной подготовке с учащимися младших классов.
В результате контрольных срезов стала наблюдаться положительная динамика по развитию интеллекта. Для этого использовалась методика Авериной МЭДИС (методика экспресс диагностики интеллекта). Эту методику я использую уже на протяжении 3-х лет и заметила такую закономерность, что дети с каждым годом улучшают свои показатели в выполнении заданий на интеллект.
Анализ диагностики уровня развития межполушарного взаимодействия
Так как органической частью интеллектуального развития являются познавательное и речевое развитие, то их диагностика позволит судит так же об уровне развития интеллектуальных способностей.
Речевое развитие
Познавательное развитие
3.3. Оценка результативности опыта
Оценивая результаты, необходимо отметить, что дети, с которыми систематически проводились занятия, которые развивали свое межполушарного взаимодействия систематически в разных видах деятельности, показали наиболее яркие достижения в развитии интеллектуальных способностей. Эффективность предлагаемых игр и упражнений по кинезиологии подтверждена на практике в течение 3 лет.
Младшие школьники научились проявлять себя естественно, не стесняясь выражать свои чувства, мысли и эмоции. В процессе воспитания и общения со взрослыми одновременно приобрели способность к творческому самовыражению. В процессе проведения коррекций у детей с эмоциональными проблемами восстановилась изначальная простота, естественность и свобода самовыражения. Таким образом у детей восстанавливается нормальное течение природной энергии в организме, и они начинают свободно проявлять изначальный творческий потенциал. Творчество помогает детям выразить свои зажатые чувства и эмоции, разрядить тот негативный заряд, который в них находится.
Движения детей уже носят произвольный и направляющий характер. Они самостоятельно различают виды движений, умеют выделять их отдельные элементы, пытаются обсуждать результаты своих действий. У многих проявляется интерес к результатам выполнения задания, они прилагают волевые усилия для преодоления трудностей. И активизируется познавательная активность, стремление действовать. Дети проявляют инициативу в выборе упражнений, игр, пособий, а также повышенную эмоциональность в процессе выполнения кинезиологических упражнений
3.4. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на результативность опыта.
В результате работы выработалась система отслеживания динамики не только развития интеллекта, но и эмоциональных состояний детей. Это позволило родителям и педагогическому коллективу нашей школы обеспечить условия для полноценного развития личности ребенка и сохранения его психологического здоровья.
Применявшаяся система занятий оказала положительное влияние на уровень развития интеллекта у детей. Мой опыт развития интеллекта с помощью применения кинезиологических упражнений применяется на практике уже 3 года. За это время методика помогла огромному количеству детей освоить учебные навыки, значительно улучшить результаты развития интеллектуальных способностей, укрепить психологическое здоровье. По опросам педагогов и учителей в начальной школе, учащиеся 4 классов, прошедшие со мной эту методику учатся в школе на хорошо и отлично. Родители делятся впечатлениями от того, что, применяя кинезиологические упражнения, дети стали усидчивее, внимательнее, могли легче преодолеть стрессовые ситуации, исчез страх перед различными действиями и предстоящей учебой в школе у тревожных детей. И даже в общении смогли преодолеть трудности со своими сверстниками. А учителя отмечают организованность и творческую раскованность детей. Учащиеся, применяющие эти упражнения стали смышленее и любознательнее. У них исчезло раздражение, взаимное недовольство, обиды. Применяя кинезиологические упражнения для развития интеллекта, родители свидетельствуют, что это не просто реальный способ помочь ребенку лучше учиться в будущем, но и путь развития его личности, раскрытия ее возможностей в различных сферах человеческой деятельности.
Проведя целенаправленную работу по развитию межполушарного
взаимодействия с детьми на протяжении ряда лет, я могу сказать, что кинезиологические упражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом.
Они не требуют какой-то определенной подготовки, как от педагога, так и от детей. На мой взгляд, видны следующие результаты:
· снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее;
· улучшились навыки самообслуживания;
· развивается устная речь;
· формируется логическое мышление;
· улучшаются коммуникативные навыки;
· улучшаются внимание, память, воображение.
Применявшаяся система занятий оказала положительное влияние на уровень развития интеллекта у детей. В дальнейшем эти дети успешно обучались в школах, гимназиях, лицеях нашего города. По опросам педагогов в школе, наши выпускники, прошедшие со мной эту методику, учатся в школе на хорошо и отлично. Учителя отмечают организованность и творческую раскованность детей. Дети, применяющие эти упражнения стали смышленее и любознательнее. У них исчезло раздражение, взаимное недовольство, обиды.
Родители делятся впечатлениями от того, что, применяя кинезиологические упражнения, дети стали усидчивее, внимательнее, могли легче преодолеть стрессовые ситуации, исчез страх перед различными действиями и предстоящей учебой в школе у тревожных детей. И даже в общении смогли преодолеть трудности со своими сверстниками.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение этого опыта поможет научить детей лучше и с удовольствием обучаться, и не только смягчит, сделает радостными взаимоотношения в семье, но и поможет раскрыться личности ребенка. Со временем взрослые заметят его прогресс в самых разных сферах деятельности, свободу в движениях, большую открытость, выразительность. На смену былой зажатости, скованности и постоянным сомнениям в себе самом придет стремление к самовыражению и умение достичь этого. Это скажется и в развитии интеллекта. Ребенок становится любознательным, самостоятельным и инициативным в принятии решения и рассуждениях.
Кинезиологические упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость. Постепенно приучают учащихся выдерживать нагрузки, проявлять волю. Кинезиологические упражнения способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя в непростой жизни.
Предлагаемый опыт создан на основе экспериментального исследования, в задачи которого входило изучение особенностей развития интеллекта через метод кинезиологии, определение содержания обучения и наиболее адекватных методов и приемов по формированию интеллектуальных способностей через взаимодействие обоих полушарий мозга. Это помогало применить кинезиологические упражнения и без особых трудностей вызвать у учеников не только интерес к выполнению заданий, но и применению упражнений на практике, в свободной деятельности для развития интеллектуальных способностей.
Научно-теоретическим обоснованием опыта явилось изучение работ по этой теме. Я прочитала много книг по кинезиологии и нейропсихологии. Конечно, в настоящее время кинезиология как наука развивается с наибольшим стимулом. Появились такие направления как прикладная кинезиология – медицинская, образовательная. И поэтому для внедрения моего опыта есть большие возможности.
Применяя кинезиологические упражнения для развития интеллекта, родители свидетельствуют, что это не просто реальный способ помочь ребенку лучше учиться в будущем, но и путь развития его личности, раскрытия ее возможностей в различных сферах человеческой деятельности.
Применение этого опыта поможет научить детей лучше и с удовольствием обучаться, и не только смягчит, сделает радостными взаимоотношения в семье, но и поможет раскрыться личности ребенка. Со временем взрослые заметят его прогресс в самых разных сферах деятельности, свободу в движениях, большую открытость, выразительность. На смену былой зажатости, скованности и постоянным сомнениям в себе самом придет стремление к самовыражению и умение достичь этого. Это скажется и в развитии интеллекта. Ребенок становится любознательным, самостоятельным и инициативным в принятии решения и рассуждениях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М., 1985.
2. Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1997.
3. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки развития детей. – СПб.: Речь, 2001.
4. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности - М., 1989.
5. П. Деннисон, Г. Деннисон «Программа «Гимнастика ума». Пер. С.М. Масгутовой, Москва, 1997 г.
6. В.Д. Еремеева «Мальчики и девочки – два разных мира», «Линка – пресс», Москва, 1998 г.
7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2002.
8. Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 2003.
9. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность – М.: Наука, 1984.
10. Сиротюк А.Л. «Обучение детей с учётом психофизиологии», «Сфера», Москва 2001г.
11. Сиротюк А.Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения», «Сфера», Москва 2003г
12. Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психических процессов у младших школьников – М.,1977
13. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007.
14. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.
15. Сухомлинский В.А Самый отстающий в классе…// Воспитание школьников – М., 1991.
16. Хризман Т.П. Развитие функций детского мозга – Л., 1978.
17. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.
18. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.