Обобщающий урок по теме: «Европейский Север»
Цели урока: обобщить, и систематизировать знания, полученные при изучении Европейского Севера, провести их коррекцию, при наличии возможных ошибок, закрепить коммуникативные и общеучебные умения, продолжить формирование умений работы с материалами учебника и картами атласа.
Оборудование: физическая и экономическая карты «Европейского Севера», учебник, раздаточный материал (фрагмент таблицы, маршрутный лист).
Ход урока.
Определение уровня усвоения фактических знаний учащимися с помощью тестового задания №1, с форме графического диктанта: «Географическая разминка»
Верны ли утверждения?
1. В состав Европейского Севера входит 6 субъектов РФ
2. Мурманская область выходит к государственной границе РФ с Норвегией
3. На территории Европейского Севера находится Донецкий кряж
4. На территории СЭР преобладают морские умеренные воздушные массы
5. В Карелии преобладают подзолистые почвы
6. Город Архангельск расположен на реке Северная Двина
7. Калийные соли добывают на территории СЭР
8. Воркутинское месторождение каменного угля находится в Республике Коми
9. Космодром Плесецк находится на территории СЭР
10. Сыктывкар – столица Республики Коми
11. На территории СЭР находятся Беломорско-Балтийский и Волго-Балтийский каналы
12. Самый большой субъект РФ по площади – Архангельская область
13. Мурманская область - лидер по удельному весу городского населения
14. Наибольшие площади сельскохозяйственных угодий находятся в Архангельской области
15. 80% леса сосредоточены в Республике Коми и Архангельской области
Проверить правильность выполнения ваших работ я предложу вам самим. Обменяйтесь ответами с соседом по парте и сверьте полученные ответы с ответами на экране. (определяем лидеров). Таким образом: район имеет приморское положение, т.к. омывается Белым и Баренцевым морями; район соседствует с районами Центральной России – индустриальной базой страны, что очень выгодно для развития экономики страны; на западе граничит с развитыми странами Европы – Норвегией и Финляндией, отношения – добрососедские, что позволяет развивать экономические связи с этими государствами.
Для развития отраслей хозяйства выгодного ЭГП недостаточно, еще необходимо наличие конкретных природных ресурсов. В задании № 2 Вам необходимо определить ЭТИ природные ресурсы из предложенных 5 текстов, и занести их в маршрутный лист.
Задание №2 Определите о чем идет речь?
2. Тайга́ — самая большая по площади ландшафтная зона России. Располагается в северной субарктической влажной географической зоне. Её ширина в Европейской части достигает 800 километров, а в Западной и Восточной Сибири — 2150 километров. Эта природная зона производит основную массу свободного кислорода. Хвойные деревья составляют там основу растительной жизни. Для этой зоны также характерны болота, которые покрывают северную Сибирь.
3. Мета́ллы — группа элементов, обладающая характерными металлическими свойствами, такими как высокая тепло- и электропроводность, положительный температурный коэффициент сопротивления, высокая пластичность и металлический блеск. Бо́льшая часть этих элементов присутствует в природе в виде руд и соединений. Они образуют оксиды, сульфиды, карбонаты и другие химические соединения. Для получения чистых элементов и дальнейшего их применения необходимо выделить их из руд и провести очистку. Изучением этого занимается наука металлургия. Кроме того, в малых количествах они присутствуют в морской воде, растениях, живых организмах (играя при этом важную роль). Эементы и их сплавы — одни из главных конструкционных материалов современной цивилизации. Это определяется прежде всего их высокой прочностью, однородностью и непроницаемостью для жидкостей и газов. Кроме того, меняя рецептуру сплавов, можно менять их свойства в очень широких пределах.
4. Наша страна - великая морская держава, омывается тремя океанами и двенадцатью открытыми морями. Российский флот добывает ежегодно более 11 млн. т. разнообразной продукции: пищевых и технических морепродуктов. Океан дает 90 % общего улова … в стране, 80 % выловленной … направляется на производство пищевой продукции, которой вырабатывается около тысячи наименований. Остальное количество перерабатывается на кормовую муку для животноводства, птице- и звероферм. Кроме того, добываются морские звери (тюлени, моржи, котики, нерпы), пищевые моллюски (устрицы, мидии и др.) и водоросли (пищевые - морская капуста и агароносные). Во внутренних водоемах (морях, реках, озерах, водохранилищах) добывается около 1 млн. т. высокоценной … : осетровых, лососевых, сиговых, сазана, леща, судака, тарани, воблы и др.
5. Топливно-энергетические
ресурсы региона (около 30% прогнозных запасов этих ресурсов
европейской части России) представлены крупнейшими запасами …, …
(Тимано-Печорская и Баренцево-Карская провинции), … (Печорский бассейн).
На севере-востоке района расположен Печорский бассейн, площадью 100 тыс. кв.
км. Общие геологические запасы в Печорском бассейне составляют 214 млрд. т.
Основные месторождения – Воркутинское, Усинское, Харьягинское, Интинское,
Юнъягинское, Воргашорское. Однако в сравнении с другими … бассейнами себестоимость
высока, что связано с условиями Заполярья, сложными горно-геологическими
условиями добычи вследствие наличия вечной мерзлоты. В ближайшие годы добыча
… будет уменьшаться, так как обустройство новых месторождений требует
значительных затрат. Субъекты РФ не обладают такими денежными ресурсами,
государственной программы развития … районов пока не принято, а инвесторы не
спешат вкладывать средства в добычу … в Северном районе из-за высокой стоимости
добычи.
Располагает Северный район огромными ресурсами …
и …. Средняя … площадь Северного экономического района составляет 600 тыс. кв.
км. Запасы этого полезного ископаемого здесь составляют более 3 млрд. т, а … –
4 трлн. куб. м. В настоящее время известно более 70 таких месторождений. Добыча
началась еще в 1930-е годы вблизи Ухты. Затем были освоены месторождения
Вой-Вожское, Усинское, Нибельское, Западно-Табукское, Пашнинское,
Восточно-Савиноборское, Северно-Савиноборское, Ярегское. Залежи … располагаются
в пределах Республики Коми – Вуктылское, Джеболское, Россохинское, Курьинское
месторождения и др. Но особенно большие перспективы имеет открытый новый
бассейн на континентальном шельфе Баренцева моря с продолжением в Карском море
Западной Сибири. Здесь разведано сырье с запасами в 11 млрд. т условного
топлива. Потенциальные запасы … на российском шельфе оцениваются в 52 трлн.
куб. м, … – в 13 млрд. т. Четыре из них уникальны по запасам, это –
Штокмановское, Ленинградское, Русановское и Приразломное. Штокмановское и
Приразломное находятся в пределах Ненецкого автономного округа в Северном
районе.
В задании № 2 мы определили основные природные ресурсы, на основе которых в районе развиваются отрасли хозяйственной специализации. Назовите их, а кто затрудняется, откройте, пожалуйста, карту атласа «хозяйство ЕС» или учебник на стр. 259 рис. 75:
1) водные ресурсы – целлюлозно-бумажная промышленность
2) лесные ресурсы – лесная промышленность (лесозаготовка)
3) руды черных и цветных металлов – цветная и черная металлургия
4) рыбные ресурсы – рыбная (пищевая) промышленность
5) топливные ресурсы (уголь, нефть, газ) – топливная промышленность
Задание № 3.
Чтобы район эффективно развивался недостаточно выгодного ЭГП и наличия природных ресурсов. Без какого вида ресурсов невозможно развитие экономики региона. Давайте определим, достаточно ли район обеспечен данным видом ресурсов. Для этого проанализируем таблицу в учебнике на стр. 261. Для более полной картины населения ЕС, предлагаю дополнить таблицу данными. У каждого на парте лежит листок с фрагментом таблицы, подставьте к таблице в учебнике, тем самым продлив ее. Проанализируйте полученную таблицу и сделайте вывод об изменении численности населения.
Вывод: проанализировав таблицу, мы видим, что население района с каждым годом убывает. Либо естественным путем, т.е. увеличилась смертность, либо в результате оттока населения из районов Севера.
Предположите причины такой картины:
1) суровые климатические условия
2) тяжелые условия труда
3) невысокая заработная плата и т.д.
Это серьезная проблема, которая решается на уровне государства и разрабатывается ряд документов на федеральном уровне по сохранению и привлечению населения в районы Севера.
Предлагаю Вам принять участие в конкурсе «Я мыслю» (условия конкурса). Предложите свои пути решения этой проблемы будучи «губернатором Мурманской области»
Подведем итог урока:
Европейский Север – мозаика субъектов РФ и у каждого субъекта свой облик: исторический, хозяйственный, традиционный, связанный с природой и т.д. Поэтому Домашнее задание будет творческим - изобразить герб Европейского Севера с научным обоснованием.
Герб Мурманска.
Принятые цвета на поле щита обозначают: лазоревый и золотистый — полярную ночь и день, золотистый цвет нижней части — богатство морей, в которых промышляют Мурманские рыбаки. Силуэт рыбы символизирует основную отрасль промышленности города — рыбную. Силуэт корабля отражает Мурманск как крупный морской порт. Полярное сияние подчеркивает географическое положение города за Полярным кругом".
Сегодня все очень хорошо поработали, но особенно бы хотелось отметить работу следующих учеников.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.