"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)
Оценка 4.6

"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)

Оценка 4.6
Особые потребности
doc
воспитательная работа +1
4 кл—11 кл +1
15.05.2019
"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)
Данный материал представляет собой описание богатого опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой Венеры Абдулловны по теме "Воспитание толерантного сознания детей через приобщение детей к традиционной культуре татарского народа". Знакомство с этим опытом будет полезно для педагогов дополнительного образования этнографической направленности.
Обобщение опыта пдо Мансуровой В.А..doc
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дом пионеров и школьников города Кувандыкского городского округа Оренбургской области"                 Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А. Кувандык 2018 Воспитание толерантного сознания детей через приобщение детей к традиционной культуре татарского народа (из опыта работы пдо Мансуровой В.А.) Визитная карточка педагога дополнительного образования I квалификационной категории Мансуровой Венеры Абдулловны, руководителя образцового детского этнографического коллектива "Ляйсан" Место работы:  Муниципальное бюджетное  учреждение  дополнительного  образования "Дом пионеров  и школьников города  Кувандыкского городского округа Оренбургской области". Педагогический стаж – 21 год. Проблема, над которой работает педагог Воспитание российского поколения вне культуры своего народа   обернулось   гуманитарным   кризисом,   последствия которого проявляются во всех сферах жизни нашего общества. Кризисное состояние в нравственной сфере, прежде всего, отражается на детях, так как отсутствие жизненного опыта не позволяет им отличить подлинные ценности от мнимых, а потеря связей с культурой своего народа ведет к дефициту духовности, 1 и   личность   перестает   испытывать   потребность   в   истинной культуре, в овладении ее ценностями. Россия многонациональная страна, в ней проживают более 160  народов,   а   это   значит,  что  и   система   образования   страны является поликультурной и многоязычной. В этой связи встает вопрос о том, как воспитать духовно­нравственную, свободную, ответственную, толерантную, граждански активную, развитую и здоровую   личность   в   условиях   как   поликультурного,   так   и этнокультурного образования. Таким образом, проблему, над которой работает педагог, можно   сформулировать   следующим   образом:  воспитание толерантного   сознания   детей   через   приобщение   детей   к традиционной культуре татарского народа. Условия возникновения, становления опыта Никольская   средняя   общеобразовательная   школа функционирует   как   учебное   заведение   с   этнокультурным татарским   компонентом   образования.   Статус   школы определяется   востребованностью   культуры   татарского   народа, ведь   на   протяжении   многих   лет   на   территории   Оренбургской области   проживают   представители   119   наций   и   народностей. Село Никольское Кувандыкского района Оренбургской области является  "островком"  татарской   культуры,  и  в  школе  ведутся уроки   родного   языка.   Еще   не   имея   официального   статуса объединения,   будущие   воспитанники   этнографического коллектива "Ляйсан" были приглашены в 1996 году областным дворцом  творчества   детей   и   молодежи   имени   В.П.  Поляничко для   участия   в   этнографическом   фестивале   "Радуга".   Таким образом,   этнокультурная   социосреда,   национальный   уклад   с. Никольское   обладает   уникальным   потенциалом  в   сохранении, изучении,   развитии   татарского   языка,   культуры,   традиций,   в воспитание   у   школьников   уважения   к   родному   народу   и   его святыням. Любовь  к  своей  народной  культуре  невозможна  без 2 знания, национальности, их традициям, языку, культуре.   положительного   отношения   к   людям   другой Актуальность и перспективность опыта     Важнейшей сохранения   проблемой единства образовательного   пространства   страны   является   воспитание этнотолерантной личности россиянина. Однако эта проблема в многонациональном   обществе   принадлежит   к   числу   наиболее сложных,   поскольку   затрагивает   не   только   образовательные интересы   и   потребности,   но   и   национальные   чувства   людей. Особую   актуальность   данная   проблема   приобрела   в   условиях кардинальной политической, идеологической и социокультурной трансформации   общества   и   государства,   характеризующейся быстрой сменой фундаментальных ценностей и парадигм. "Национальная   доктрина   образования   в   Российской Федерации"   предусматривает   в   качестве   основной   цели обеспечение   исторической   преемственности   поколений, сохранение   и   поддержку   этнической   самобытности   народов России, гуманистических традиций их культур. Важную   роль   в   сохранении   и   трансляции   культурного наследия   играют   этнокультурные   традиции   и   обычаи,   как наиболее   близкие   детскому   опыту.   Усвоение   их   ребенком обогатит   представления   об   окружающем   мире,   о   культуре   не только своего, но и другого народа, вызовет интерес к познанию. Традиции   связаны   с   мировоззрением,   средой   обитания, образом   жизни,   трудом,   творчеством   народа.   Эта   целостность должна быть сохранена и в сфере современного образования. Теоретическая база опыта В   своей   профессиональной   деятельности   Венера Абдулловна   основывается   на   теоретических   источниках, посвященных   проблеме   межнациональных   отношений   и 3 межнационального   общения.   Так,   философский   аспект   данной проблемы представлен в трудах Н.А. Бердяева, Л.Н. Гумилева, Н.О.   Лосского,   В.С.   Соловьва,   Г.Г.   Шпета   и   др.   Общение­ коммуникация вообще рассматривается в философских трудах Ж.В.   Ильенкова,   М.С.   Кагана,   М.И.   Сетрова   и   др. Этносоциологический   аспект   исследуемой   проблемы представлен в трудах Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой, А.Г. Здравомыслова, А.А. Сусоколова и др.     основы   Общетеоретические и межнациональных   отношений   изложены   в   исследованиях   Р.Г. Абдулатипова, Ф.С. Бабейко, Ю.В. Бромлея, 3.Т. Гасанова, Р.К. Грдзелидзе, Н.Д. Дашдамирова, М.. Джунсова, Л.М. Дробижевой, Р.Г. Подольного, И.И. Серовой и др. национальных Вопросы   национальной   психологии   рассматриваются   в работах С.М. Арутюнян, А.О. Бороноева, П.И. Гнатенко, Л.О. Кострюкова, В.Г. Крысько, В.Н. Павленко, Т.Г. Стефаненко и др. В   последнее   время   в   педагогике   появились   научные исследования,   формирования национального самосознания (А.В. Иванов, С.Н. Кириченко, Л.П. Прокошенкова и др.).   посвященные   проблеме Проблема   воспитания   этнокультурной   толерантности затрагивается в исследованиях И.Н. Афанасьева, Т.Н. Петровой, 3.Ф. Мубиновой, Т.С. Таюрской и др. Новизна опыта Новизна   представляемого   опыта   заключается   в расширении   содержания   уроков   татарского   языка   средствами дополнительного   образования.   Система   дополнительного образования   позволяет   вариативно   использовать   ряд педагогических   приемов,   методов   и   технологий,   дающих максимальный   эффект   при   решении   воспитательных   задач ("творческая мастерская", проектная технология, КТД и др.). 4 Ведущая педагогическая идея В основе этнокультурного образования лежит позитивное восприятие   воспитанниками   своего   исторического   прошлого, раскрытия   глубинных   смыслов   общественного   бытия   через осмысление   собственных   национальных   корней   и   возрождения лучших   народных   традиций.   Этнокультурные   воспитательные традиции   татарского   народа   представляют   собой   систему ценностей,   традиций,   отношений,   которые   являются   составной частью общероссийской культуры. Таким   образом,   ведущей   педагогической   идей   является использование   потенциала   этнопедагогики   в   деле  воспитания толерантного сознания детей. Технология и результативность опыта Методологической   основой  раскрытия   и   реализации данной   темы   являются   педагогические   принципы   и концептуальные   позиции.   Процесс   воспитания   толерантного сознания детей в этнографическом коллективе основывается на учете следующих педагогических принципов:  природосообразности; кулътуросообразности; гуманизма; народности; духовности;       толерантности. Одна   из   основных   обучающих   и   воспитывающих   форм, которая обеспечивает эффективность образовательного процесса в   этнографическом   коллективе   "Ляйсан"   является   технология творческих   мастерских.   Мастерская   –   это   средство   передачи педагогом   концептуальной   и   практической   сторон   своей педагогической системы. Закон мастерской – делай по­своему, исходя из своих 5 способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам –  раскрывает главное ее отличие от традиционного урока. Если   основной   принцип   самой   лучшей   традиционной   формы занятий: делай, как я, делай лучше меня, то мастерская реализует следующие принципы: Вызов традиционной педагогике. 1. 2. Личность   с   новым   менталитетом.  Любой   гражданин понимается   как   личность   "самостоятельная,   творческая, социально   ответственная   и   конструктивно   вооруженная", способная   оказывать   позитивное   воздействие   на   свою   жизнь   и окружающий мир. 3. Все   способны.  Каждый   человек   (ребенок)   обладает способностями   практически   ко   всем   видам   человеческой деятельности:   к   овладению   естественным   и   гуманитарным знанием,   изобразительным   искусством,   музыкой   и   т.д.   Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития. 4. Интенсивные  методы обучения  и развития личности. Для   них   характерны   следующие   основные   принципы:   а) отношение педагога к воспитаннику как к равному; б) не простое сообщение   знаний   как   неоспоримых   истин,   а   самостоятельное "строительство"   знания   ребенком   с   помощью   критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения творческих задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого. 5. Новый тип педагога. Это не авторитарный наставник, не тот,   кто   подавляет   природу   ребенка,   а   тот,   кто   следует   ей   в качестве талантливого скульптора. Моделирование   учебных   занятий   в   режиме   технологии педагогических   мастерских   осуществляется   с   учетом диагностики   уровня   учебных   возможностей   обучающихся, прогнозирования их достижений. Коллектив   "Ляйсан"   является   участником   многих фольклорных фестивалей  разного уровня (районный фестиваль национальной   дружбы,   районный   фестиваль   национальных 6 районный   конкурс   художественной культур   "Земляки", самодеятельности   "Твои   таланты,   профильный этнографический   лагерь   "Земляки",   областной   смотр­конкурс "Этнографическая   мозаика   Оренбуржья",   областной   смотр­ конкурс   этнографических   коллективов   "Радуга",   областной смотр­конкурс "Этнографическая мозаика Оренбуржья").    школа", Некоторые   выпускники   объединения   выбирают этнографию   своей   профессией.   Так,   Субханкулова   Дамира окончила Оренбургский государственный институт искусств им. Л.   и   М.   Ростроповичей,   работает   в   татарском   драматическом театре   им.   М.   Файзи,   г.   Оренбург.   Мустафин   Алмаз   также работает   в   татарском   драматическом   театре   им.   М.   Файзи,   г. Оренбург. Таким   образом,   Венере   Абдулловне   удается   в   процессе творческой   деятельности   мастерских   решать   проблему воспитания   толерантного   сознания   через   приобщение   детей   к традиционной культуре татарского народа. Адресная направленность Опыт   работы   может   быть   предложен   для   изучения   и распространения среди педагогов дополнительного образования этнографической направленности. Трудоемкость Для   достижения   положительных   результатов   в   ходе работы   необходимо   придерживаться  основных   концептуальные позиций этнокультурного воспитания детей:  1. Целостность   всего   учебно­воспитательного   процесса   в   основанном   на  "Ляйсан", этнографическом   коллективе этнокультурных ценностях.  7 2. Активная   взаимосвязь   с   семьей,   общественными организациями  и   другими   ведомствами   в   деле   воспитания школьников.  3. Интеграция   ценностей   национальной   (татарской)   мировой   в   содержании культуры   и   общероссийской, деятельности коллектива. 4. Учет   региональных   особенностей  и   активное использование   воспитательного   потенциала   этнопедагогики жизненного   уклада   села   Никольское   в   деле   воспитания   детей. Использование   нетрадиционных   форм   обучения   и   воспитания, таких как экскурсии, проектные работы, диспуты, обсуждения.  Кроме   того,   от   педагога   требуются   дополнительные знания   в   области   этнографии,   культуры   и   истории   татарского народа,   а   также   высокоразвитое   такое   свойство   личности   как толерантность (в самом широком смысле слова). 8 Образцовый этнографический коллектив "Ляйсан" Рецензия на дополнительную образовательную программу этнографического коллектива "Ляйсан" Авторы программы: Мансурова   Венера   Абдулловна,   педагог   дополнительного образования I квалификационной категории; Раскина   Лариса   Сергеевна,   заместитель   директора   по   учебно­ воспитательной работе МБУДО "ДПШ". Учреждение, реализующее программу: Муниципальное   бюджетное   учреждение   дополнительного образования "Дом пионеров и школьников города Кувандыкского городского округа Оренбургской области". Общая характеристика программы: 9 в   рамках   которой   реализуется   программа Направленность, "Ляйсан": образовательно­развивающая. Вид   детского   объединения,  в   рамках   которого   реализуется данная   программа:   детский   этнографический   коллектив "Ляйсан". Возраст детей: 9­16 лет. Срок реализации программы: 3 года. Программа "Ляйсан" составлена педагогически грамотно, логично, структурные компоненты взаимосвязаны и дают ясное представление   об   учебно­воспитательном   процессе   в объединении. Язык и стиль изложения текста программы четкий, ясный.   Цели,   задачи   и   способы   их   достижения   согласованы между собой. Структура программы соответствует требованиям, предъявляемым   Департаментом   молодежной   политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России (пр. №06­1844 от 11.12.06). Актуальность и новизна программы "Ляйсан" определена двумя   составляющими.   Первая   –   занятия   по   народному фольклору несут в себе большие возможности для нравственного воспитания   и   творческого   развития   детей   и   восстановление связей   подрастающего   поколения   с   культурой   своего   народа. Вторая   составляющая   расширяет   возможности   по   изучению содержания   татарской   национальной   культуры   средствами дополнительного   образования   –   комплексность   изучения различных   видов   деятельности:   национальные   обряды,   песни, танцы, устное народное творчество, краеведческая деятельность и изучение татарского языка на уроках. Центральной   идеей   программы   является   приобщение детей  к  народным  традициям   и обычаям,  культуре  татарского народа   и   использование   полученных   знаний   в   своей жизнедеятельности,   что   подтверждает   содержание   программы, основанное   на   принципах   логического   построения   и преемственности этапов ее реализации. 10 Тематический   план   программы   представлен   блочно­ модульной системой и его содержание охватывает весь широкий спектр народного творчества: танец, песня, устное творчество, история татарского народа, обряды и обычаи.  Авторами   программы   четко   определены   формы   работы, сочетание   которых   ориентированы   на   достижение   успеха   и развитие   творческого   потенциала   воспитанников   коллектива. Наибольший интерес вызывают такие формы проведения занятий: мастер­класс   умельцев   и   знатоков   народных   традиций, фольклорные праздники, занятия в музеях, на домах сторожил. В программе подробно описаны ожидаемые результаты и способы   их   проверки,   что   подтверждает   наличие диагностического материала, тестовые и контрольные вопросы к изучаемым разделам программы. Авторы   программы   доступно   описали   методическую систему реализации программы, воспользоваться которой может любой   педагог,   занимающийся   этнографией   и   фольклором. Широко представлен список используемой литературы, который ориентирован  не  только   на  педагогов,  но  и  на  воспитанников. Даны источники по изучению татарской литературы, традиций, истории. Программа   представляет   несомненный   интерес   для педагогов   в   системе   дополнительного   образования   и   общего образования как способа расширения регионального компонента (например, введение элективных курсов).  Основной   оценкой   программы   считаю   ее   высокую результативность,   о   чем   свидетельствуют   многочисленное участие   воспитанников   коллектива   в   разнообразных   конкурсах (районного, областного уровня).  В   целом,   содержание   программы   соответствует заявленным   принципам,   поставленным   целям   и   задачам, предполагает   адекватные   способы   их   достижения   в   системе дополнительного   образования.   Программа   направлена   на развитие творческих способностей воспитанников, стимулирует 11 их   познавательную   активность   и   способствует   духовно­ нравственному становлению личности ребенка. Рецензент: Маланко С.Г., заместитель директора МБУДО  I по   информационно­методической   работе "ДПШ"  квалификационной категории. 12

"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)

"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)

"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)

"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)

"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)

"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)

"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)

"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)

"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)

"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)

"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)

"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)

"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)

"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)

"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)

"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)

"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)

"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)

"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)

"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)

"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)

"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)

"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)

"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)

"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)

"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)

"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)

"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.