"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)
Оценка 4.6
Особые потребности
doc
воспитательная работа +1
4 кл—11 кл +1
15.05.2019
Данный материал представляет собой описание богатого опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой Венеры Абдулловны по теме "Воспитание толерантного сознания детей через приобщение детей к традиционной культуре татарского народа". Знакомство с этим опытом будет полезно для педагогов дополнительного образования этнографической направленности.
Обобщение опыта пдо Мансуровой В.А..doc
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования "Дом пионеров и школьников города
Кувандыкского городского округа Оренбургской области"
Обобщение опыта работы
педагога дополнительного
образования Мансуровой В.А. Кувандык
2018 Воспитание толерантного сознания детей через
приобщение детей к традиционной культуре
татарского народа
(из опыта работы пдо Мансуровой В.А.)
Визитная карточка
педагога дополнительного
образования I
квалификационной
категории Мансуровой
Венеры Абдулловны,
руководителя образцового
детского этнографического
коллектива "Ляйсан"
Место работы:
Муниципальное бюджетное
учреждение
дополнительного
образования "Дом пионеров
и школьников города
Кувандыкского городского округа Оренбургской области".
Педагогический стаж – 21 год.
Проблема, над которой работает педагог
Воспитание российского поколения вне культуры своего
народа обернулось гуманитарным кризисом, последствия
которого проявляются во всех сферах жизни нашего общества.
Кризисное состояние в нравственной сфере, прежде всего,
отражается на детях, так как отсутствие жизненного опыта не
позволяет им отличить подлинные ценности от мнимых, а потеря
связей с культурой своего народа ведет к дефициту духовности,
1 и личность перестает испытывать потребность в истинной
культуре, в овладении ее ценностями.
Россия многонациональная страна, в ней проживают более
160 народов, а это значит, что и система образования страны
является поликультурной и многоязычной. В этой связи встает
вопрос о том, как воспитать духовнонравственную, свободную,
ответственную, толерантную, граждански активную, развитую и
здоровую личность в условиях как поликультурного, так и
этнокультурного образования.
Таким образом, проблему, над которой работает педагог,
можно сформулировать следующим образом: воспитание
толерантного сознания детей через приобщение детей к
традиционной культуре татарского народа.
Условия возникновения, становления опыта
Никольская средняя общеобразовательная школа
функционирует как учебное заведение с этнокультурным
татарским компонентом образования.
Статус школы
определяется востребованностью культуры татарского народа,
ведь на протяжении многих лет на территории Оренбургской
области проживают представители 119 наций и народностей.
Село Никольское Кувандыкского района Оренбургской области
является "островком" татарской культуры, и в школе ведутся
уроки родного языка. Еще не имея официального статуса
объединения,
будущие воспитанники этнографического
коллектива "Ляйсан" были приглашены в 1996 году областным
дворцом творчества детей и молодежи имени В.П. Поляничко
для участия в этнографическом фестивале "Радуга". Таким
образом, этнокультурная социосреда, национальный уклад с.
Никольское обладает уникальным потенциалом в сохранении,
изучении, развитии татарского языка, культуры, традиций, в
воспитание у школьников уважения к родному народу и его
святыням. Любовь к своей народной культуре невозможна без
2 знания,
национальности, их традициям, языку, культуре.
положительного отношения к людям другой
Актуальность и перспективность опыта
Важнейшей
сохранения
проблемой
единства
образовательного пространства страны является воспитание
этнотолерантной личности россиянина. Однако эта проблема в
многонациональном обществе принадлежит к числу наиболее
сложных, поскольку затрагивает не только образовательные
интересы и потребности, но и национальные чувства людей.
Особую актуальность данная проблема приобрела в условиях
кардинальной политической, идеологической и социокультурной
трансформации общества и государства, характеризующейся
быстрой сменой фундаментальных ценностей и парадигм.
"Национальная доктрина образования в Российской
Федерации" предусматривает в качестве основной цели
обеспечение исторической преемственности поколений,
сохранение и поддержку этнической самобытности народов
России, гуманистических традиций их культур.
Важную роль в сохранении и трансляции культурного
наследия играют этнокультурные традиции и обычаи, как
наиболее близкие детскому опыту. Усвоение их ребенком
обогатит представления об окружающем мире, о культуре не
только своего, но и другого народа, вызовет интерес к познанию.
Традиции связаны с мировоззрением, средой обитания,
образом жизни, трудом, творчеством народа. Эта целостность
должна быть сохранена и в сфере современного образования.
Теоретическая база опыта
В своей профессиональной деятельности Венера
Абдулловна основывается на теоретических источниках,
посвященных проблеме межнациональных отношений и
3 межнационального общения. Так, философский аспект данной
проблемы представлен в трудах Н.А. Бердяева, Л.Н. Гумилева,
Н.О. Лосского, В.С. Соловьва, Г.Г. Шпета и др. Общение
коммуникация вообще рассматривается в философских трудах
Ж.В. Ильенкова, М.С. Кагана, М.И. Сетрова и др.
Этносоциологический
аспект исследуемой проблемы
представлен в трудах Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой, А.Г.
Здравомыслова, А.А. Сусоколова и др.
основы
Общетеоретические
и
межнациональных отношений изложены в исследованиях Р.Г.
Абдулатипова, Ф.С. Бабейко, Ю.В. Бромлея, 3.Т. Гасанова, Р.К.
Грдзелидзе, Н.Д. Дашдамирова, М.. Джунсова, Л.М. Дробижевой,
Р.Г. Подольного, И.И. Серовой и др.
национальных
Вопросы национальной психологии рассматриваются в
работах С.М. Арутюнян, А.О. Бороноева, П.И. Гнатенко, Л.О.
Кострюкова, В.Г. Крысько, В.Н. Павленко, Т.Г. Стефаненко и др.
В последнее время в педагогике появились научные
исследования,
формирования
национального самосознания (А.В. Иванов, С.Н. Кириченко, Л.П.
Прокошенкова и др.).
посвященные
проблеме
Проблема воспитания этнокультурной толерантности
затрагивается в исследованиях И.Н. Афанасьева, Т.Н. Петровой,
3.Ф. Мубиновой, Т.С. Таюрской и др.
Новизна опыта
Новизна представляемого опыта заключается в
расширении содержания уроков татарского языка средствами
дополнительного образования.
Система дополнительного
образования позволяет вариативно использовать ряд
педагогических приемов, методов и технологий, дающих
максимальный эффект при решении воспитательных задач
("творческая мастерская", проектная технология, КТД и др.).
4 Ведущая педагогическая идея
В основе этнокультурного образования лежит позитивное
восприятие воспитанниками своего исторического прошлого,
раскрытия глубинных смыслов общественного бытия через
осмысление собственных национальных корней и возрождения
лучших народных традиций. Этнокультурные воспитательные
традиции татарского народа представляют собой систему
ценностей, традиций, отношений, которые являются составной
частью общероссийской культуры.
Таким образом, ведущей педагогической идей является
использование потенциала этнопедагогики в деле воспитания
толерантного сознания детей.
Технология и результативность опыта
Методологической основой раскрытия и реализации
данной темы являются педагогические принципы и
концептуальные позиции. Процесс воспитания толерантного
сознания детей в этнографическом коллективе основывается на
учете следующих педагогических принципов:
природосообразности;
кулътуросообразности;
гуманизма;
народности;
духовности;
толерантности.
Одна из основных обучающих и воспитывающих форм,
которая обеспечивает эффективность образовательного процесса
в этнографическом коллективе "Ляйсан" является технология
творческих мастерских. Мастерская – это средство передачи
педагогом концептуальной и практической сторон своей
педагогической системы.
Закон мастерской – делай посвоему, исходя из своих
5 способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя
сам – раскрывает главное ее отличие от традиционного урока.
Если основной принцип самой лучшей традиционной формы
занятий: делай, как я, делай лучше меня, то мастерская реализует
следующие принципы:
Вызов традиционной педагогике.
1.
2. Личность с новым менталитетом. Любой гражданин
понимается как личность "самостоятельная, творческая,
социально ответственная и конструктивно вооруженная",
способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и
окружающий мир.
3. Все способны. Каждый человек (ребенок) обладает
способностями практически ко всем видам человеческой
деятельности: к овладению естественным и гуманитарным
знанием, изобразительным искусством, музыкой и т.д. Дело
только в том, какие методы будут применяться в процессе его
образования и развития.
4. Интенсивные методы обучения и развития личности.
Для них характерны следующие основные принципы: а)
отношение педагога к воспитаннику как к равному; б) не простое
сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное
"строительство" знания ребенком с помощью критического
отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения
творческих задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное
отношение к мнению другого.
5. Новый тип педагога. Это не авторитарный наставник, не
тот, кто подавляет природу ребенка, а тот, кто следует ей в
качестве талантливого скульптора.
Моделирование учебных занятий в режиме технологии
педагогических мастерских осуществляется с учетом
диагностики уровня учебных возможностей обучающихся,
прогнозирования их достижений.
Коллектив "Ляйсан" является участником многих
фольклорных фестивалей разного уровня (районный фестиваль
национальной дружбы, районный фестиваль национальных
6 районный конкурс художественной
культур "Земляки",
самодеятельности "Твои таланты,
профильный
этнографический лагерь "Земляки", областной смотрконкурс
"Этнографическая мозаика Оренбуржья", областной смотр
конкурс этнографических коллективов "Радуга", областной
смотрконкурс "Этнографическая мозаика Оренбуржья").
школа",
Некоторые выпускники объединения выбирают
этнографию своей профессией. Так, Субханкулова Дамира
окончила Оренбургский государственный институт искусств им.
Л. и М. Ростроповичей, работает в татарском драматическом
театре им. М. Файзи, г. Оренбург. Мустафин Алмаз также
работает в татарском драматическом театре им. М. Файзи, г.
Оренбург.
Таким образом, Венере Абдулловне удается в процессе
творческой деятельности мастерских решать проблему
воспитания толерантного сознания через приобщение детей к
традиционной культуре татарского народа.
Адресная направленность
Опыт работы может быть предложен для изучения и
распространения среди педагогов дополнительного образования
этнографической направленности.
Трудоемкость
Для достижения положительных результатов в ходе
работы необходимо придерживаться основных концептуальные
позиций этнокультурного воспитания детей:
1. Целостность всего учебновоспитательного процесса в
основанном на
"Ляйсан",
этнографическом коллективе
этнокультурных ценностях.
7 2. Активная взаимосвязь с семьей,
общественными
организациями и другими ведомствами в деле воспитания
школьников.
3. Интеграция ценностей национальной
(татарской)
мировой в содержании
культуры и общероссийской,
деятельности коллектива.
4. Учет региональных особенностей
и активное
использование воспитательного потенциала этнопедагогики
жизненного уклада села Никольское в деле воспитания детей.
Использование нетрадиционных форм обучения и воспитания,
таких как экскурсии, проектные работы, диспуты, обсуждения.
Кроме того, от педагога требуются дополнительные
знания в области этнографии, культуры и истории татарского
народа, а также высокоразвитое такое свойство личности как
толерантность (в самом широком смысле слова).
8 Образцовый этнографический коллектив "Ляйсан"
Рецензия
на дополнительную образовательную программу
этнографического коллектива "Ляйсан"
Авторы программы:
Мансурова Венера Абдулловна, педагог дополнительного
образования I квалификационной категории;
Раскина Лариса Сергеевна, заместитель директора по учебно
воспитательной работе МБУДО "ДПШ".
Учреждение, реализующее программу:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования "Дом пионеров и школьников города Кувандыкского
городского округа Оренбургской области".
Общая характеристика программы:
9 в рамках которой реализуется программа
Направленность,
"Ляйсан": образовательноразвивающая.
Вид детского объединения, в рамках которого реализуется
данная программа: детский этнографический коллектив
"Ляйсан".
Возраст детей: 916 лет.
Срок реализации программы: 3 года.
Программа "Ляйсан" составлена педагогически грамотно,
логично, структурные компоненты взаимосвязаны и дают ясное
представление об учебновоспитательном процессе в
объединении. Язык и стиль изложения текста программы четкий,
ясный. Цели, задачи и способы их достижения согласованы
между собой. Структура программы соответствует требованиям,
предъявляемым Департаментом молодежной политики,
воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России
(пр. №061844 от 11.12.06).
Актуальность и новизна программы "Ляйсан" определена
двумя составляющими. Первая – занятия по народному
фольклору несут в себе большие возможности для нравственного
воспитания и творческого развития детей и восстановление
связей подрастающего поколения с культурой своего народа.
Вторая составляющая расширяет возможности по изучению
содержания татарской национальной культуры средствами
дополнительного образования – комплексность изучения
различных видов деятельности: национальные обряды, песни,
танцы, устное народное творчество, краеведческая деятельность
и изучение татарского языка на уроках.
Центральной идеей программы является приобщение
детей к народным традициям и обычаям, культуре татарского
народа и использование полученных знаний в своей
жизнедеятельности, что подтверждает содержание программы,
основанное на принципах логического построения и
преемственности этапов ее реализации.
10 Тематический план программы представлен блочно
модульной системой и его содержание охватывает весь широкий
спектр народного творчества: танец, песня, устное творчество,
история татарского народа, обряды и обычаи.
Авторами программы четко определены формы работы,
сочетание которых ориентированы на достижение успеха и
развитие творческого потенциала воспитанников коллектива.
Наибольший интерес вызывают такие формы проведения занятий:
мастеркласс умельцев и знатоков народных традиций,
фольклорные праздники, занятия в музеях, на домах сторожил.
В программе подробно описаны ожидаемые результаты и
способы их проверки,
что подтверждает наличие
диагностического материала, тестовые и контрольные вопросы к
изучаемым разделам программы.
Авторы программы доступно описали методическую
систему реализации программы, воспользоваться которой может
любой педагог, занимающийся этнографией и фольклором.
Широко представлен список используемой литературы, который
ориентирован не только на педагогов, но и на воспитанников.
Даны источники по изучению татарской литературы, традиций,
истории.
Программа представляет несомненный интерес для
педагогов в системе дополнительного образования и общего
образования как способа расширения регионального компонента
(например, введение элективных курсов).
Основной оценкой программы считаю ее высокую
результативность, о чем свидетельствуют многочисленное
участие воспитанников коллектива в разнообразных конкурсах
(районного, областного уровня).
В целом,
содержание программы соответствует
заявленным принципам, поставленным целям и задачам,
предполагает адекватные способы их достижения в системе
дополнительного образования. Программа направлена на
развитие творческих способностей воспитанников, стимулирует
11 их познавательную активность и способствует духовно
нравственному становлению личности ребенка.
Рецензент: Маланко С.Г., заместитель директора МБУДО
I
по информационнометодической работе
"ДПШ"
квалификационной категории.
12
"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)
"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)
"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)
"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)
"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)
"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)
"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)
"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)
"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)
"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)
"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)
"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)
"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)
"Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мансуровой В.А." (4-9 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.