Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 69–70.
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...
Тема: Обобщение. Проверочная работа № 5
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2 3
Проверка качества домашнего чтения.
Беседа с учащимися:
– Что объединяет всех авторов, с которыми мы встретились во время этих
путешествий? (На страницах их книг описывается мир природы, они учат
доброте, гуманизму.)
– Какую книгу из прочитанных в разделе вы бы посоветовали прочесть друзьям?
младшей сестре? родителям? Хотели бы перечитать?
Свой выбор объясните.
– Чем не похож мир детской литературы XIX века на предшествующую
литературу? Что ближе вам?
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
1II. Развитие
умений.
2 4 1 2 3 1 2 3 3
1. Обобщение материалов «Путешествий 6 и 7».
1) «Географический» диктант.
– Соотнесите географическое название с конкретным текстом, запишите автора
и название книги: Усадьба Багрово, Петербург, Ясная Поляна, Малые Вежи.
Объясните связь, прокомментируйте ход ваших рассуждений.
(Ответы: С. Аксаков «Детские годы Багровавнука», К.Д. Ушинский «Столица
и губернский город», Л.Н. Толстой «Два брата», Н.А. Некрасов «Дедушка
Мазай и зайцы».)
2) Литературная игра «Кто ты?» (Угадай литературного героя).
Один (2–3) учащийся выходит из класса, остальные выбирают
литературного героя и придумывают наводящие непрямые вопросы о нём.
Задача водящего (водящих) как можно быстрее узнать героя.
Например, задуман папа из рассказа Куприна «Слон». Могут быть заданы
следующие вопросы:
– Какого цвета ваша шляпа?
– Разве в вашем кабинете нет пепельницы?
– Сколько вы заплатили за фисташковый торт?
– Кто живёт на первом этаже вашего дома?
– Александр, как ваше отчество? и т.д.
Аналогично собирается информация о любом другом герое. Например, деде
Мазае:
– Что вы делали в сарае?
– Сколько лет вашему внуку?
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
© ООО «Баласс», 2014
2– Кому вы рассказываете свои истории?
– Зачем в ваших краях выращивают хмель?
– Сколько дров вы успеваете запасти за весну? и т.д.
3) Чтение обращения к ученикам авторов учебника (с. 222), высказывания
ребят.
2. Проверочная работа № 5.
Выполняется в «Тетради по литературному чтению».
Задание 1. «Вот уж снег последний в поле тает», «Неохотно и несмело»,
«Два брата», «Поездка из столицы в деревню», «Весна в деревне», «Какая
бывает роса на траве», «Как ходят деревья», «Весна». Могут найти название
рассказа А. Чехова «Мальчики». Хороший уровень выполнения задания – не
менее половины найденных названий, строк.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
ΙΙΙ
. Итог.
IV. Домашнее
задание.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
По усмотрению учителя.
© ООО «Баласс», 2014
3