это урок-мастерская. цель урока - через стиль, манеру написания романа, его язык подвести обучающихся к осознанию идеи текста, авторской позиции. учителем создается проблемная ситуация, основанная на текстовом материале, формулируется проблемный вопрос учащимися вместе с учителем. в процессе творческой работы обучающихся создается продукт, представляя который учащиеся передают не только мнение автора, но и свою собственную позицию
Конспект урока по литературе для 11 класса.docx
Конспект урока по литературе для 11 класса «Образ Дома в романе
М.А. Булгакова "Белая гвардия"»
1. Организационный момент
Проверьте готовность к уроку: для работы нам понадобятся тетради по литературе, черновики, ручки.
Сегодня на уроке мы проведём творческую мастерскую.
Напоминаю, творческая мастерская – это то место, где каждый из вас превращается в мастера,
работающего с замечательным материалом и волшебным инструментарием – русским языком.
Конечным изделием мастерской будет текст. Я уверена, он будет красивым, точным, логичным,
образным, обязательно будет отражать ваше индивидуальное видение. Но не забывайте: в мастерской мы
обязательно делимся интересными находками друг с другом, выслушиваем альтернативные точки
зрения, никого не критикуем, а лучшее берём на вооружение, работаем индивидуально и в группах.
Я желаю вам успешной и плодотворной работы.
2. Индуктор.
Сегодня мы обратимся к роману М.А.Булгакова «Белая гвардия»
Прочтите текст, данный на экране, и скажите, какой приём использует автор в построении этого
фрагмента.
«Дом накрыло шапкой белого генерала, и в нижнем этаже <…> засветился слабенькими
жёлтенькими огнями инженер и трус, буржуй и несимпатичный, Василий Иванович Лисович, а в
верхнем – сильно и весело загорелись турбинские окна»
(Использован приём противопоставления. Контраст. Антитеза)
3. Самоконструкция.
1) Деконструкция
Выпишите из текста фразы, создающие контраст ( в два столбика)
(«засветился слабенькими жёлтенькими огнями» и «сильно и весело загорелись окна»)
Что конкретно сравнивает автор? Запишите одним словом
(свет)
Запишите прилагательные ассоциации к слову «свет», относительно описания окон инженера
Лисовича (записывают под фразой: «засветился слабенькими жёлтенькими огнями» )
(тусклый, тёмный, невзрачный, грязный, липкий, больной, неприятный, неуютный)
Кто хочет поделиться своими ассоциациями? Напоминаю, что остальные могут дописать себе те слова,
которые особенно понравились.
Запишите прилагательныеассоциации к слову «свет», относительно описания окон Турбиных
(записывают под второй фразой) (яркий, мощный, здоровый, вселяющий надежду, оптимистичный,
надёжный, согревающий, путеводный)
Кто хочет поделиться своими ассоциациями? Напоминаю, что остальные могут дописать себе те слова,
которые особенно понравились
Обведите в каждом столбике словаассоциации, которые, на ваш взгляд, характеризуют не только
свет, льющийся из окон, но и хозяев этих квартир.
(Лисович – неприятный, невзрачный, липкий. Турбины – яркие, надёжные, здоровые)
2)Реконструкция
Сделайте вывод: для чего автор дал контрастное описание светящихся окон этих семей.
Письменно дайте ответ на вопрос: какую роль в тексте романа играет описание светящихся окон
квартир Лисовича и Турбиных. 1 этап – каждый работает индивидуально.
3. Социализация.
2 этап – обсуждение в группах, составление единого текста от группы.
4. Афиширование.
Предлагаю каждой группе прочитать коллективно созданный текст. (Выступает 1 человек от группы)
(Описание светящихся окон квартир Лисовича и Турбиных является средством характеристики
героев романа, деталью их портретов. Семьи, живущие в доме, отличаются друг от друга так же,
как отличается свет, падающий из их окон.
Лисович – это неприятный скользкий тип, лишённый высоких духовных качеств,
сосредоточенный лишь на том, чтобы понадёжнее спрятать деньги. В его квартире холодно,
темно и неуютно. У этого героя нет сил сопротивляться трудным жизненным обстоятельствам,
всё, на что он способен, спрятаться и переждать, когда минует опасность. Свет из окон его
квартиры такой же: очень тусклый, не способный противостоять тьме, окутавшей всё вокруг.
Турбины совсем другие. Это дружная крепкая семья, в которой царит любовь, взаимопонимание и
бережное отношение друг к другу. Они сплочены и готовы противостоять любым испытаниям.
Поэтому и свет из окон их квартиры мощный, весёлый, похожий на свет маяка, необходимого во
времена житейских бурь и непогоды.
Тусклый свет – яркий свет – это зрительный образ. Вы абсолютно верно отметили, что описание
светящихся окон квартир – это средство характеристики героев. Качество света хорошо соотносится с
поступками, внешним видом, интерьером квартир, речью героев. То есть описание света помогает нам
дать внешнюю характеристику героям романа.
5. Разрыв.
Предлагаю прочитать ещё одну фразу из романа.
«Никогда. Никогда не сдёргивайте абажур с лампы! Абажур священен.»
Задумайтесь над символикой этой фразы? Какая характеристика содержится здесь и что
характеризуется?
Символом чего в данном случае выступает абажур?
(Абажур в данной фразе – это символ семьи, её единения. Здесь содержится внутренняя
характеристика семьи. Семью можно назвать настоящей, когда она представляет собой единое
целое, состоящее из любящих людей, объединённых этой любовью и уважением друг к другу.
Лампа без абажура – это нарушение гармонии, это разрушение. Лампа без абажура слишком ярко
светит, слепит глаза, уничтожает уют.
Автор призывает сохранять и беречь семью как великую ценность, способную подарить тепло, свет
и уют.)
Чтобы семья была счастлива, важна атмосфера, царящая в доме, верно?
Получается, что слово «дом» мы можем рассматривать не только как строение, в котором живут люди,
но и как место, объединяющее семью. То самое место, где может царить любовь и взаимопонимание, а
может преобладать холодность во взаимоотношениях и отчуждение.
6. Создание нового творческого продукта.
Используя материал сегодняшнего урока, а также знание содержания текста романа, создайте текст на
тему: «Дом в изображении М.А.Булгакова»
(работа в группах)
7. Афиширование
Каждая группа читает получившийся текст и вывешивает его на доску.
(По окончании урока желающие могут подойти к работам и поставить условный знак на той работе,
которая ему кажется наиболее полной, качественной, убедительной) 8. Рефлексия.
Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас поделился своими мыслями, своими представлениями о том,
каким должен быть Дом.
Написание синквейна.
(Дом
Светлый, уютный
Понимают, ждут, любят
Дом – это не стены и крыша, это святое место, где душе спокойно и легко
Жизнь)
9. Домашнее задание.
Найти в тексте романа и выписать названия предметовсимволов Дома Турбиных. Поразмышлять, что
они символизируют
Образ дома в романе М.Булгакова "Белая гвардия"
Образ дома в романе М.Булгакова "Белая гвардия"
Образ дома в романе М.Булгакова "Белая гвардия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.