Образ дома в романе М.Булгакова "Белая гвардия"
Оценка 4.8

Образ дома в романе М.Булгакова "Белая гвардия"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
11.05.2017
Образ дома в романе М.Булгакова "Белая гвардия"
это урок-мастерская. цель урока - через стиль, манеру написания романа, его язык подвести обучающихся к осознанию идеи текста, авторской позиции. учителем создается проблемная ситуация, основанная на текстовом материале, формулируется проблемный вопрос учащимися вместе с учителем. в процессе творческой работы обучающихся создается продукт, представляя который учащиеся передают не только мнение автора, но и свою собственную позицию
Конспект урока по литературе для 11 класса.docx
Конспект урока по литературе для 11 класса «Образ Дома в романе  М.А. Булгакова "Белая гвардия"» 1. Организационный момент Проверьте готовность к уроку: для работы  нам понадобятся тетради по литературе, черновики, ручки. Сегодня на уроке мы проведём творческую мастерскую. Напоминаю,   творческая   мастерская   –   это   то   место,   где   каждый   из   вас   превращается   в   мастера, работающего   с   замечательным   материалом   и   волшебным   инструментарием   –   русским   языком.  Конечным   изделием   мастерской   будет   текст.   Я   уверена,   он   будет   красивым,   точным,   логичным, образным, обязательно будет отражать ваше индивидуальное видение. Но не забывайте: в мастерской мы обязательно   делимся   интересными   находками   друг   с   другом,   выслушиваем   альтернативные   точки зрения, никого не критикуем, а лучшее берём на вооружение, работаем индивидуально и в группах. Я желаю вам успешной и плодотворной работы. 2. Индуктор. Сегодня мы обратимся к роману М.А.Булгакова «Белая гвардия» ­Прочтите   текст,  данный   на   экране,  и   скажите,   какой   приём   использует   автор   в   построении   этого фрагмента. «Дом   накрыло   шапкой   белого   генерала,   и   в   нижнем   этаже   <…>   засветился   слабенькими жёлтенькими огнями инженер и трус, буржуй и несимпатичный, Василий Иванович Лисович, а в верхнем – сильно и весело загорелись турбинские окна» (Использован приём противопоставления. Контраст. Антитеза) 3. Самоконструкция. 1) Деконструкция ­Выпишите из текста фразы, создающие контраст ( в два столбика) («засветился слабенькими жёлтенькими огнями» и «сильно и весело загорелись окна») ­ Что конкретно сравнивает автор? Запишите одним словом (свет) ­Запишите   прилагательные­   ассоциации   к   слову   «свет»,   относительно   описания   окон   инженера Лисовича (записывают под фразой: «засветился слабенькими жёлтенькими огнями»  ) (тусклый, тёмный, невзрачный, грязный, липкий, больной, неприятный, неуютный) ­Кто хочет поделиться своими ассоциациями? Напоминаю, что остальные могут дописать себе те слова, которые особенно понравились. ­Запишите   прилагательные­ассоциации   к   слову   «свет»,   относительно   описания   окон   Турбиных (записывают под второй фразой) (яркий, мощный, здоровый, вселяющий надежду, оптимистичный,  надёжный, согревающий, путеводный) ­Кто хочет поделиться своими ассоциациями? Напоминаю, что остальные могут дописать себе те слова, которые особенно понравились ­ Обведите в каждом столбике слова­ассоциации, которые, на ваш взгляд, характеризуют   не только свет, льющийся из окон, но и хозяев этих квартир. (Лисович – неприятный, невзрачный, липкий. Турбины – яркие, надёжные, здоровые) 2)Реконструкция ­ Сделайте вывод: для чего автор дал контрастное описание светящихся окон этих семей. ­Письменно  дайте   ответ  на  вопрос:  какую  роль  в   тексте  романа  играет  описание  светящихся   окон квартир Лисовича и Турбиных. 1 этап – каждый работает индивидуально. 3. Социализация. 2 этап – обсуждение в группах, составление единого текста от группы. 4. Афиширование. ­Предлагаю каждой группе прочитать коллективно созданный текст. (Выступает 1 человек от группы) (Описание светящихся окон квартир Лисовича и Турбиных является средством характеристики героев романа, деталью их портретов. Семьи, живущие в доме, отличаются друг от друга так же, как отличается свет, падающий из их окон.        Лисович   –   это   неприятный   скользкий   тип,   лишённый   высоких   духовных   качеств, сосредоточенный   лишь   на   том,   чтобы   понадёжнее   спрятать   деньги.   В   его   квартире   холодно, темно и неуютно. У этого героя нет сил сопротивляться трудным жизненным обстоятельствам, всё, на что он способен, ­ спрятаться и переждать, когда минует опасность. Свет из окон его квартиры такой же: очень тусклый, не способный противостоять тьме, окутавшей всё вокруг.  Турбины совсем другие. Это дружная крепкая семья, в которой царит любовь, взаимопонимание и бережное отношение друг к другу. Они сплочены и готовы противостоять любым испытаниям. Поэтому и свет из окон их квартиры мощный, весёлый, похожий на свет маяка, необходимого во времена житейских бурь и непогоды. Тусклый   свет   –   яркий   свет   –   это   зрительный   образ.   Вы   абсолютно   верно   отметили,   что   описание светящихся окон квартир – это средство характеристики героев. Качество света хорошо соотносится с поступками, внешним видом, интерьером квартир, речью героев. То есть описание света помогает нам дать  внешнюю характеристику героям романа. 5. Разрыв. ­Предлагаю прочитать ещё одну фразу из романа. «Никогда. Никогда не сдёргивайте абажур с лампы! Абажур священен.» ­Задумайтесь   над   символикой   этой   фразы?   Какая   характеристика   содержится   здесь   и   что характеризуется? Символом чего в данном случае выступает абажур? (Абажур   в   данной   фразе   –   это   символ   семьи,   её   единения.   Здесь   содержится   внутренняя характеристика семьи.  Семью можно назвать настоящей, когда она представляет собой единое целое, состоящее из любящих людей, объединённых этой любовью и уважением друг к другу. Лампа без абажура – это нарушение гармонии, это разрушение. Лампа без абажура слишком ярко светит, слепит глаза, уничтожает уют. Автор призывает сохранять и беречь семью как великую ценность, способную подарить тепло, свет и уют.) ­Чтобы семья была счастлива, важна атмосфера, царящая в доме, верно? ­Получается, что слово «дом» мы можем рассматривать не только как строение, в котором живут люди, но и как место, объединяющее семью. То самое место, где может царить любовь и взаимопонимание, а может преобладать холодность во взаимоотношениях и отчуждение. 6. Создание нового творческого продукта. ­Используя материал сегодняшнего урока, а также знание содержания текста романа,  создайте текст на тему: «Дом в изображении М.А.Булгакова» (работа в группах) 7. Афиширование Каждая группа читает получившийся текст и вывешивает его на доску. (По окончании урока желающие могут подойти к работам и поставить условный знак на той работе, которая ему кажется наиболее полной, качественной, убедительной) 8. Рефлексия. Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас поделился своими мыслями, своими представлениями о том, каким должен быть Дом. Написание синквейна. (Дом Светлый, уютный Понимают, ждут, любят Дом – это не стены и крыша, это святое место, где душе спокойно и легко Жизнь) 9. Домашнее задание. Найти  в тексте романа и выписать названия предметов­символов Дома Турбиных. Поразмышлять, что они символизируют

Образ дома в романе М.Булгакова "Белая гвардия"

Образ дома в романе М.Булгакова "Белая гвардия"

Образ дома в романе М.Булгакова "Белая гвардия"

Образ дома в романе М.Булгакова "Белая гвардия"

Образ дома в романе М.Булгакова "Белая гвардия"

Образ дома в романе М.Булгакова "Белая гвардия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2017