Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Синекинчерская основная общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
« ________________________
Директор МБОУ «Синекинчерская ООШ»
__________________________________
для занятий по дополнительному образованию
Дисциплина: «Гимнастика»
Составила: Андреева Э.О.
руководитель кружка «Гимнастика»
Сине -Кинчеры
"О том поразмысли, что ждет впереди,
Цель выбрав благую, к ней прямо иди".
Фирдоуси
Настоящая программа разработана на основе Государственного образовательного стандарта.
Курс предусматривает изучение учащимися техники выполнения упражнений гимнастики;
Регулярные занятия этими упражнениями весьма благоприятно воздействуют на развитие двигательных качеств, психики, волевых качеств, формируют прикладные навыки, необходимые в повседневной жизни. Особенно ценны эти занятия в плане развития и совершенствования таких качеств, как скорость, сила, быстрота двигательной реакции, координация движений и ловкость, а также качеств, связанных с сосредоточением и переключением внимания, концентрацией усилий.
Современный темп жизни требует от детей активности психофизиологических процессов, где процесс развития ребенка является самым ответственным в формировании правильной осанки. Общеизвестно, что правильная осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности ребенка, т.к. является показателем здоровья.
Для полноценного развития детей ведущую роль в проведении оздоровительной работы с детьми занимает физическая культура, которая является наиважнейшим звеном общей оздоровительной системы, проводимой в образовательном учреждении.
Однако на всех ступенях образовательного пространства, отмечается тенденция увеличения количества школьников с различными функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые оказывают негативное влияние на психофизиологические системы организма и показатели здоровья детей. Основные причины заключаются: в увеличении учебной нагрузки, вследствие изменения и усложнения общеобразовательных программ и недостаточной двигательной активности детей; негармоничном развитии мышечной системы; приобретенные или врожденные недостатки опорно-двигательного аппарата. Это главным образом влияет на рессорные функции позвоночника, что в свою очередь, негативно влияет на деятельность основных систем организма. В результате этого затрудняется работа легких и сердца – дыхание становится поверхностным, неглубоким, уменьшается подвижность грудной клетки, ; снижается сила и выносливость мышц; ухудшается состояние здоровья, что сопутствует возникновению многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости и дисбаланса в состоянии мышечно-связочного аппарата ребенка.
В последнее время в условиях образовательного стандарта предусматривается формирование правильной осанки, но средства, направленные на достижение этой цели применяются в ограниченном объеме. Кроме того, особенности физических упражнений, направленных на формирование правильной осанки, не позволяют в полной мере обеспечить эмоциональность занятий по физической культуре.
В этой связи актуальной становится проблема поиска наиболее эффективных средств, способствующих формированию навыка правильной осанки у детей. Поэтому перед нами была поставлена задача – помочь ребенку сохранить и укрепить здоровье, сформировать правильную осанку, тем самым улучшить показатели индекса здоровья.
С этой целью, нами была разработана технология, направленная на формирование навыка правильной осанки у детей, занимающихся на уроках физической культуры ритмической и художественной гимнастикой.
В предложенной технологии продемонстрирована идея использования на уроках физической культуры многообразного спектра упражнений спортивной направленности – художественной и ритмической гимнастики, благодаря которой у детей сформировался навык правильной. На наш взгляд, это и есть тот своеобразный язык общения, открывающий ребенку красоту движений и здоровье. Построение и выбор средств, зависел от поставленных целей и задач занятия. Основным средством были упражнения и элементы ритмической и художественной гимнастики, которые подразделялись на:
* элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые и прикладные упражнения);
* упражнения с предметами (лентой, обручем, шарфом, платочками, мячом, скакалкой, булавами);
* упражнения без предметов (равновесие, вращение, перемещение, волны, круги, махи, наклоны, выпады, прыжки и др.);
* упражнения с элементами хореографии и танца;
* упражнения на согласованность движений с музыкой;
* ритмические упражнения;
* упражнения на релаксацию;
* упражнения из других видов спорта;
* свободные перемещения по площадке (индивидуальные и групповые);
* элементы акробатических упражнений.
Одним из главных методов формирования навыка правильной осанки был метод избирательного и вариативного выполнения упражнений.
При этом приходилось учитывать условия поэтапного формирования навыка правильной осанки у детей.
1 этап – создание предварительного представления о разучиваемом движении;
2 этап – углубленное разучивание, стабильность проявлений навыка правильной осанки;
3 этап – совершенствование двигательных действий в изменяющей обстановке.
Структура занятий состояла из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть занятия составляла разновидности упражнений в ходьбе, беге, подскоков, перемещений, вращений, общеразвивающих упражнений. В основную часть занятия вошли упражнения для всех частей туловища, на равновесие, танцевальных шагов и элементов, прыжков и подскоков на месте и в движении, с предметами и без предметов. Заключительная часть занятия состояла из упражнений на гибкость и расслабление мышц.
Использовались различные формы проведения занятий. Урочная форма:
* образовательной направленности – для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям;
* коррекционно-развивающей направленности – для развития двигательных способностей и коррекции нарушений осанки и свода стопы с помощью упражнений;
* оздоровительной направленности – профилактика нарушений осанки, плоскостопия, укрепление систем организма;
* рекреационной направленности – для организованного досуга, игровой деятельности.
Неурочная форма – дни здоровья, физкультурные праздники, группа продленного дня, показательные выступления. Целью является совершенствование навыка правильной осанки посредством самореализации, а также удовлетворение потребности детей в эмоционально-двигательной деятельности.
Основными критерии оценки навыка правильной осанки являлись качественные характеристики: умение сохранять правильную осанку на протяжении всего урока, широта амплитуды движений, активность и точность выполнения упражнений в заданном темпе и ритме, в процессе которых дети проявляли уровень сформированности навыка правильной осанки.
Каждый комплекс упражнений выполнялся детьми в течение 1–2 месяцев, затем по мере его усвоения усложнялся и менялся. Частота смены комплексов зависела от быстроты освоения и интереса к ним детей. В комплексе применялись упражнения из разных исходных положений, с использованием традиционных и нетрадиционных предметов. Продолжительность и количество упражнений зависели от подготовленности занимающихся и от формы проведения занятий. Физическая нагрузка определялась по частоте сердечных сокращений, которая не превышала 130–150 уд/мин. Для этого все упражнения подбирались в зависимости от ритма и темпа музыкального сопровождения, с использованием классических и современных произведений.
В основе проведения занятий физической культуры с детьми школьного возраста, было творчество – нестандартная форма проведения занятий, это позволяло увлечь детей и добиться абсолютного влияния физических упражнений направленных на закрепление навыка правильной осанки у детей.
Отличительной особенностью применения комплексов упражнений для детей младшего школьного возраста являлось:
поэтапное и детальное разучивание упражнений в медленном темпе;
наименьшее количество повторений упражнений;
медленный темп выполнения упражнений;
простые по сложности упражнения;
акцентирование внимания на ошибках в виду быстрой утомляемости;
музыкальное сопровождение в медленном и среднем темпе;
комплексы упражнений должны занимать не более 40% занятия.
№ |
Структура занятий |
Упражнения |
1 |
Вводная |
Общеразвивающие упражнения Ходьба Бег Подскок Перемещения Вращения |
2 |
Основная |
Упражнения для всех частей туловища, Упражнения на равновесие Танцевальные шаги и элементы Прыжки и подскоки на месте и в движении, Упражнения с предметами и без предметов. |
3 |
Заключительная |
Упражнения на гибкость и расслабление мышц |
По окончании курса учащиеся должны владеть знаниями:
* об истории развития спортивной гимнастики,
* о роли и значении спортивной гимнастики в развитии физических и духовных сил человека;
* о функциональной направленности физических упражнений;
об основных положениях рационального питания при занятиях.
Владеть умениями:
* уметь контролировать функциональное состояние организма;
* уметь тестировать двигательную подготовленность, контролировать *функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений;
* осуществлять профилактику травматизма.
Введение.
Место и роль учебной дисциплины «Гимнастика » в системе физической культуры. История и этапы развития вида, цели и задачи. Возрастные особенности телосложения.
Раздел 1
Ритмическая гимнастика
Одним из сильнейших стимулов, побуждающих нас к конкретным действиям, является желание хорошо выглядеть. Наиболее подходящим средством двигательной активности может служить ритмическая гимнастика. Что это такое?
Это упражнения, выполняемые под музыкальное сопровождение с большим числом движений, имеющих направленность на развитие гибкости, координации, выносливости. Как правило, комплекс состоит из 22-24 упражнений. Ритмическая гимнастика является разновидностью оздоровительной гимнастики. Основное ее содержание – сочетание несложных общеразвивающих упражнений, бега, прыжков, танцевальных элементов, волнообразных движений, упражнений на расслабление, выполняемых слитно без пауз для отдыха, в определенно заданном темпе под музыку. Ритмическая гимнастика общедоступна и является одним из высокоэффективных средств физического и эстетического воспитания учащихся.
В процессе систематических занятий ритмической гимнастикой школьники приобретают полезные знания, совершенствуют двигательные способности, улучшают телосложение. Кроме того повышается быстрота мышления и двигательная реакция, укрепляется воля, расширяется диапазон положительных эмоциональных переживаний.
Физиологический эффект от занятий ритмической гимнастикой заключается в улучшении обмена веществ, работы сердечно-сосудистой, дыхательной систем, повышении сопротивляемости организма заболеваниям. Уроки по ритмической гимнастике помогают ученикам укрепить здоровье, развить подвижность суставов и гибкость позвоночника, выносливость, обрести хорошую правильную осанку, воспитать красивую походку, избавиться от лишнего веса, привить любовь к движениям, музыке, развить пластику, поддерживать тонус организма. На уроках физической культуры ритмическую гимнастику можно применять в подготовительной или в основной части урока, как фрагмент, рассчитанный на 25-35 минут. Но при этом необходимо учитывать какую цель и задачи мы ставили.
Главную притягательность ритмической гимнастики составляет ее основная особенность – музыка, подчинение движений ее ритмам. Музыкальные ритмы облегчают выполнение упражнений, подавляют утомление, усиливают удовольствие от игры мышц, создают особый радостный настрой.
Подбор музыки – это постоянный поиск. Создавая свои комплексы ритмической гимнастики, я сначала ищу музыку, слушаю, и само тело подсказывает мне, как двигать им. То ли это будет поворот туловища, то ли волнообразное движение, а может это будет упражнение в партере. Ритмическая гимнастика наглядно представляет проявление основных музыкальных ритмов скрытых в теле. Каждое движение должно рождаться само по себе от каждого музыкального такта, меняясь и варьируясь, преображаясь согласно индивидуальности и настроению детей. Все их движения, даже в обычной жизни становятся ритмичными и верными, т.е. пластичными.
Благодаря подобранной музыкальной композиции ни одна индивидуальная черта не может стереться и исчезнуть. Наоборот, личность ребенка не просто растет, но и определяется. Мне интересно наблюдать на уроках за развитием девочек от природы некрасивых. И все чаще думаю, что в природе вообще не существует «некрасоты». Это бывает особенно ясно, следишь за постепенным формированием и преображением тела по мере того, как идут уроки. По мере того, как мыщцы естественно развиваются и движения становятся последовательными, планомерными, приобретают струящуюся плавность, все то, что раньше казалось некрасивым, становится личностью и придает особую индивидуальную печать каждому упражнению. Для своих уроков я использую не только диско, но и классическую музыку, а иногда и ретро.
Как организовать и провести урок по ритмической гимнастике? К достоинствам урочной формы занятий относятся коллективные действия учеников, которыми руковожу я сама. Упражнения выполняются непрерывно, поточно, смена их происходит без остановки. Лучше всего преподнести комплекс детям от простых движений к более сложным. Сначала я рассказываю, а потом показываю движение, далее вместе детьми то или иное упражнение без музыки. Так без музыки мы проделываем три-четыре раза. И когда я вижу, что ребята запомнили упражнения, мы начинаем выполнять упражнения под музыку все вместе. Каждое упражнение усложняется лишь после того, как доведено до правильного и четкого исполнения. В начале упражнения по 8-16 раз в одну или другую сторону. Через одну-две недели занятий – 32 повторения и более, в зависимости от уровня физической подготовленности.
Чтобы создать полный комплекс ритмической гимнастики необходимо знать самое простое – подбор последовательности упражнений.
1. Беговые серии.
2. Восстановление дыхания, переход к серии упражнений для мышц шеи и плечевого пояса.
3. Серия сгибания и разгибания рук, не забывая о том, что ноги должны находиться в движении.
4. Серия упражнений на сгибание ног.
5. Серия наклонов вперед.
6. Серия наклонов в стороны.
7. Серия поворотов туловища.
8. Серия приседаний.
9. Серия махов ногами (вперед и в стороны).
10. Серия прыжковых упражнений.
11. Произвольный танец.
В конце комплекса ритмической гимнастики следует серия упражнений на расслабление. Конечно же, на восстановление организма ребенка влияет аутотренинг, который дается в заключительной части урока. В процессе урока обязательно надо давать упражнения на восстановление дыхания.
В связи с большой интенсивностью упражнений необходимо очень внимательно контролировать нагрузку и функциональное состояние занимающихся по ЧСС.
Многообразие комплексов ритмической гимнастики позволяет подойти к их отбору творчески и выбрать серию упражнений с нужной направленностью действия. Так, преимущественно включение общеразвивающих упражнений с использованием наклонов головы, туловища, махов, приседаний и т.д. развивает гибкость; варьирование темпов движения – скоростные качества; использование танцевальных элементов – координацию движений, двигательную память, пластику; преобладание беговых упражнений и подскоков – выносливость с развитием резервов сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Упражнения в партере развивают силу мышц и подвижность в суставах. Серия упражнений партерного характера (в положениях лежа, сидя) оказывает наиболее стабильное влияние на систему кровообращения.
В зависимости от подбора серий упражнений и темпа движений занятия по ритмической гимнастике могут иметь спортивную или оздоровительную направленность. Оздоровительная направленность ритмической гимнастики в основном аэробный характер, т.е. увеличение ЧСС в пределах 130-150 ударов с минуту. Что и необходимо нам на уроках физической культуры.
Какие результаты приносит ритмическая гимнастика?
При разумном применении ритмическая гимнастика способствует:
1. Улучшению дисциплины на уроках.
2. Развитию всех физических качеств ребенка.
3. Улучшению здоровья.
4. Формированию правильной осанки и т.д.
Таким образом, ритмическая гимнастика продолжает совершенствоваться, развиваться, привлекая своей пользой, красотой и изяществом.
Тематическое планирование
по гимнастике
Тема 1.1. Физические упражнения как фактор и средство формирования тканевого рельефа человека. Упражнения общего воздействия и их роль в развитии мышечного аппарата, тканей, становлении обменных процессов, функций, систем организма. Упражнения локального воздействия, основные принципы их подбора.
Тема 1.2. Тренировочный режим при занятиях. Периодичность занятий, их построение, длительность, повторность упражнений, нагрузка, музыкальное сопровождение, питание при занятиях ритмической гимнастикой.
Тема 1.3. Упражнения ритмической гимнастики для разминки: ходьба, бег, прыжки; ОРУ стоя.
Тема 1.4. Упражнения ритмической гимнастики для мышц плечевого пояса, для мышц живота, для мышц спины, для ягодичных мышц, для мышц бедра, на развитие осанки.
Тема 1.5. Упражнения ритмической гимнастики на восстановление дыхания, для развития гибкости и подвижности в суставах.
Тема 1.6. Комплексы упражнений общего воздействия с повышенными энергозатратами: интенсивные гимнастические упражнения в устойчивом ритме (под музыку) с движениями руками, туловищем, ногами; упражнения танцевального характера в повышенном темпе (все в длительных сериях по методике «нон-стоп»).
Приложение 1
Комплекс общеразвивающих упражнений
Утренняя гигиеническая гимнастика - физические упражнения, выполняемые утром после сна и способствующие ускоренному переходу организма к бодрому работоспособному состоянию. Во время сна центральная нервная система человека находится в состоянии своеобразного отдыха от дневной активности. При этом снижается интенсивность физиологических процессов в организме. После побуждения возбудимость центральной нервной системы и функциональная активность различных органов постепенно повышается, но процесс этот может быть довольно длительным, что сказывается на работоспособности, которая остаётся сниженной по сравнению с обычной и на самочувствии: человек ощущает сонливость, вялость, порой проявляет беспричинную раздражительность.
Выполнение физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от работающих мышц и суставов и приводит центральную нервную систему в активное, деятельное состояние. Соответственно активизируется и работа внутренних органов, обеспечивая человеку высокую работоспособность, давая ему ощутимый прилив бодрости.
Не следует путать зарядку с физической тренировкой, цель которой - получение более или менее значительной нагрузки, а также развитие необходимых человеку физических качеств.
Для занятий утренней зарядкой удобно пользоваться комплексами упражнений передаваемых по радио и телевидению.
Некоторые упражнения способствуют профилактике и лечению хронических расстройств внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. При занятиях физической культурой необходимо учитывать отклонения в физическом развитии человека, так при плоскостопии большое значение умеют регулярные занятия спортом: рекомендуется плавание, а упражнения связанные с усиленной нагрузкой на ноги (например, тяжелая атлетика, бег, конькобежный спорт и др.), исключаются.
|
|||||
N |
Счёт |
Описание упражнения |
Дозировка |
Методические указания |
|
1 |
В среднем темпе |
И.П.- О.С. Ходьба (можно на месте) |
1-1.5 мин. |
Дыхание ровное, спина прямая, голову не наклонять |
|
2 |
Медленно |
И.П. Ноги на ширене плеч, руки на поясе. Круговые движения головы влево и вправо |
5-влево 5-впаво |
Упражнение выполняется плавно без рывков |
|
3 |
Медленно 1 2 3 4 5 |
Потягивание. И.П.- О.С. Поднять руки в следующей последовательности: вверх; за голову; одну руку вверх, другую в сторону затем наоборот; вернуться в исходное положение |
5-7 раз |
Нужно отвести назад плечи и голову и напрячь все мышцы тела; если одна или две руки вверху, посмотреть на их кисти. |
|
4 |
В среднем темпе |
Исходное положение тоже. Кисти сжаты в кулак, круговые движения предплечьями |
5 раз в одну и 5 раз в другую сторону |
Следить за осанкой. Энергичные движения рук. |
|
5 |
1-2 3-4 |
Руки согнуты, кисти на уровне груди. Движения согнутыми и прямыми руками: в стороны - прямыми назад - согнутыми |
5-7 повторов |
Руки не опускать, держать на одной линии Вдох Выдох |
|
6 |
В среднем темпе |
Круговые движения руками вперёд и назад |
По5 раз в каждую сторону |
Голову не наклонять, спина прямая. |
|
7 |
1-2 3-4 |
Из положения «одна рука вверх» движения руками назад со сменой положения рук: правая вверх, левая вниз наоборот |
3-4 раза |
Энергичные движения рук. Вдох Выдох |
|
8 |
1 2 3 4 |
Ноги на ширене плеч, руки вперёд. Наклоны туловища: К левой ноге Вперёд К правой ноге Вернуться в исходное положение |
5-7 наклонов |
Руками стараться коснуться пола. |
|
9 |
1 2 |
Лечь на пол, положить ноги под опору, руки за голову. Поднять туловище в положение сидя Вернуться в исходное положение |
15-20 раз |
Руки держать за головой Вдох Выдох |
|
10 |
1 2 |
Ноги на ширене ступни, руки на поясе. Присесть, руки вперёд В исходное положение |
15-20 раз |
Пятки не отрывать от пола. Выдох Вдох |
|
11* |
|
Аналогичное упражнение на носках |
15-20 раз |
Пятки не касаются пола. |
|
12 |
1 2 |
Ноги как можно шире, руки в замок на уровне груди, присесть на левую ногу. Перемещение центра тяжести с ноги на ногу. Присесть на правую ногу На левую |
10-20 раз |
Упражнение выполняется в положении «в присяде» |
|
|
|
|
|
|
|
В случаях, когда выполнение упражнения не оказывает заметного влияния на грудную клетку, следует дышать так, как удобно, легче.
Время от времени упражнения можно заменять.
Приложение 2
Комплекс упражнений художественной гимнастики с лентой «Весенний лес»
Для группы первого года обучения(1 полугодие)
1. «Проснулся лес»
И.П.- стойка на правой ноге, левая на носок; лента внизу
1-2 - перебрасывание ленты через плечо назад и вперед с ходьбой на месте
2. «Прилетели птицы»
И.П.- основная стойка, лента внизу
1- шаг правой ногой - ноги врозь, ленту снизу-вверх
2- ноги вместе, руки скрестно, ленту сверху - вниз
3. «Подул весенний ветерок»
И.П.-стойка на носках, лента внизу, перед ногами
1-8 – поворачиваясь на месте на носках, с вращением ленты «спиралью»
4. «Деревья качаются»
И.П – стойка ноги врозь, лента внизу
1- шаг левой ногой влево, наклон туловища вправо, перебросить ленту снизу вверх над головой
2- и.п.
3-4- в другую сторону
5. «Появилась зеленая травка»
И.П.- стойка на носках, лента внизу, перед ногами
1-8 - поворачиваясь на месте на носках, с подниманием ленты «снизу-вверх»
6. «Полет ласточки»
И.П.- присед, руки скрестно, лента слева-внизу
1- подняться на носок - ленту снизу-вверх
2- и.п.
7. «Деревья высокие и низкие»
И.П.- то же
1- ногу назад на носок, руки вверх, ленту снизу-вверх - рисование вертикальной «змейки»
2- и.п.
8. «Листья падают»
И.П.- основная стойка, лента внизу
1- 8- приседание, с рисованием лентой «упавшей восьмерки»
9. «Листья кружатся»
И.П.- сед на пятках
1-8- рисование лентой «спирали»
10. «Бегут ручейки»
И.П.- сед ноги вместе, лента на полу слева
1- 8 -поднять ног вверх, лента под коленями горизонтальная «змейка»
11. «Птички поют»
1- поднимание левой прямой ноги вверх, перебросить ленту справа-налево
2- то же другой ногой, перебросить ленту слева-направо
12. «Распускаются цветы»
И.П.- сед скрестив ноги, лента перед собой
1-8- рисование лентой «спирали»
13. «Блестит солнышко»
И.П.- то же
1-8 – медленное вставание на ноги рисование лентой «спираль»
14. «Лесные зверята радуются приходу весны»
И.П. - основная стойка, лента внизу
1-8 – прыжки вправо-влево на 2-х ногах, перебрасывание ленты внизу справа-налево
8-16– прыжки на 2-х ногах, перебрасывание ленты вверху справа-налево
17-24 – прыжки на 2-х ногах с поворотом на месте, рисование лентой вертикальной «змейки»
15. «Нарисуем облака»
И.П.- стойка на левой ноге, правя на носок, лента влево-внизу
1-8- вращение на носке, на месте, рисование лентой вверху над головой круг или волну
16. «Нарисуем солнышко»
И.П. - основная стойка, лента внизу
1- вдох – ленту вверх
2- выдох –ленту вниз
Организационно-методические указания:
- в упражнениях следить за правильной осанкой;
- в упражнениях 9-13 в положении сидя на полу левая рука в упоре за спиной;
- прыжки выполнять на носки, с мягким приземлением на пол;
- следить за большой амплитудой движений лентой
Приложение 3
Комплекс упражнений ритмической гимнастики «Гимнасты»
Для группы первого года обучения (2 полугодие)
1. И.П.- стойка, руки на пояс
1-4 -наклоны головы вперед-назад»; 5-8 - наклоны головы вправо-влево
9-12- повороты головы вправо-влево.
ОМУ- стариться коснуться плеча
2. И.П.- стойка ноги врозь, руки перед грудью, кулаки сжаты.
1- правую руку вперед, левую к плечу; 2- то же левой рукой
ОМУ – следить за осанкой
3. И.П.- то же
1- правую руку вверх, левую к плечу; 2- то же левой рукой
4. И.П.- основная стойка
1-2 – поочередное поднимание плеча вверх
ОМУ- стариться коснуться плеча
5.И.П.- стойка, руки к плечам
1- 4 – круговое вращение вперед; 5-8- круговое вращение назад
ОМУ – следить за осанкой и большой амплитудой движения
6.И.П.- стойка, руки в стороны
1- 6- горизонтальные «ножницы» с приседанием
ОМУ – следить за осанкой и большой амплитудой движения
7.И.П.- то же
1- 6- вертикальные «ножницы» с приседанием
ОМУ – следить за осанкой и большой амплитудой движения
8.И.П.- основная стойка (О.С.)
1- шаг левой ногой назад, руки назад; 2- и.п.
ОМУ – свести лопатки
9.И.П.- О.С.
1- шаг левой ногой вправо, руки в стороны
2- и.п.
ОМУ – следить за осанкой и большой амплитудой движения
10.И.П.- стойка ноги врозь, руки за голову
1- 2- поворот туловища вправо; 3-4- поворот туловища влево
ОМУ – локти в стороны, следить за осанкой и большой амплитудой движения
11.И.П.- стойка, руки перед грудью
1-согнуть ногу назад, локти назад; 2- и.п.; 3- то же, другой ногой; 4- и.п.
ОМУ – локти назад, прогнуться
12.И.П.- О.С.
1- шаг правой ногой вперед, руки в стороны; 2-и.п.; 3- шаг левой ногой вперед, руки в стороны; 4- и.п.
ОМУ –лопатки вместе
13.И.П.- то же
1- шаг правой ногой вперед, руки вверх; 2- и.п.; 3- шаг левой ногой вперед, руки вверх
4 – и.п.
ОМУ – потянуться вверх, голову не опускать
14.И.П.- то же
1- шаг правой ногой вправо, руки к плечам; 2- и.п.; 3- шаг левой ногой вперед, руки к плечам
4- и.п.
ОМУ – локти в стороны, следить за осанкой и большой амплитудой движения.
15.И.П.- то же
1- 2- два наклона назад; 3-4-и.п.
ОМУ – ноги согнуты в коленях, держать равновесие, следить за осанкой
16.И.П.- то же
1- выпад правой ногой вперед, руки к плечам; 2- и.п.; 3-4-то же левой ногой.
ОМУ – следить за осанкой
17.И.П.- широкая стойка ноги врозь
1- 8 – «мельница»
ОМУ – как можно ниже делать наклон
18.И.П.- стойка, руки в стороны
1- шаг правой ногой, вправо за голову; 2-и.п.; 3-4 – то же влево
ОМУ – следить за осанкой
19.И.П.- О.С.
1- 4- опускание на пятки, круговое вращение кулачками перед грудью
ОМУ – голову не опускать следить за осанкой
20.И.П.- сед на пятках, руки к плечам
1- встать на колени, руки вверх; 2-и.п.
ОМУ – потянуться вверх
21.И.П.- то же
1- встать на колени, правую руку вперед; 2- и.п.; 3- встать на колени, левую руку вперед
4 –и.п.
ОМУ – «натяжение лука», локоть отводить как можно дальше назад
22.И.П.- сед ноги врозь, руки перед грудью
1- наклон туловища вперед, руками коснуться пальцев ног
2-и.п.
ОМУ – ноги не сгибать
23.И.П.- то же
1- наклон туловища к правой ноге, руками коснуться пальцев ног
2- наклон туловища к левой ноге, руками коснуться пальцев ног
ОМУ – ноги не сгибать
24.И.П.- сед ноги врозь, упор руками сзади
1- 3- ноги вверх; 4-и.п.
ОМУ – удерживать ноги прямые, бесшумно опускать на пол
25.И.П.- сед, ноги вперед вместе
1- согнуть колени; 2-и.п
ОМУ – следить за осанкой
26.И.П.- сед, ноги врозь
1- 6- горизонтальные «ножницы»
ОМУ – ноги не сгибать, следить за осанкой
27.И.П.- то же
1- 2- вертикальные «ножницы»
ОМУ – ноги не сгибать, следить за осанкой
28.И.П.- сед ноги врозь, руки согнуты сбоку
1- 8- передвижение из и.п. вперед; 9-16- передвижение из и.п. назад
ОМУ – активно помогая руками, следить за осанкой
29.И.П.- лежа на животе, руки согнуты у плеч, ноги вместе
1- правую ногу назад-вверх; 2-то же левой ногой
ОМУ – ногу не сгибать, руки выпрямить
30.И.П.- то же
1- 10-сгибание рук в упоре лежа
ОМУ – животом не касаться пола
31.И.П.- лежа на предплечьях, ноги вместе
1- 8- поочередное сгибание ног назад
ОМУ – дыхательные упражнения
32.И.П.- лежа на спине, руки за головой
1- поочередное сгибание правой ноги, левым локтем коснуться; 2- то же левой ногой
ОМУ – поднимать туловище
33.И.П.- то же
1- 16- «велосипед»
ОМУ – круговые движения ногами, лопатки не отрывать от пола
34.И.П.- стоя на четвереньках
1- 2- поочередное поднимание согнутой ноги назад-вверх; 3-4 - и.п.
ОМУ –как можно дальше отводить ногу назад, руки не сгибать
35.И.П.- то же
1- 2- прогибание спины вниз; 3-4- выгибание спины вверх
ОМУ – руки не сгибать, голову опускать-поднимать
36.И.П.- О.С.
1- 8- прыжки на 2-х ногах на месте; 9-16- в право- влево на 2-х ногах;
1-8 - прыжки поочередно на 1ноге, с поворотом направо; 9-16- прыжки с поворотом кругом
ОМУ –приземляться на носки, активный замах руками
37.И.П.- О.С.
1- 16- дыхательные упражнения
ОМУ – вдох через нос, выдох- ртом
Раздел 2
Акробатические упражнения
Акробатические упражнения относятся к спортивной гимнастике.
ГИМНАСТИКА (греч. gymnastike, от gymnazo -- упражняю, тренирую), система специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития. Различают основные гимнастики (включая гигиеническую и атлетическую), прикладные виды гимнастики (в т. ч. производственную), спортивную, художественную гимнастику, спортивную акробатику.
СПОРТИВНАЯ АКРОБАТИКА, соревнования в выполнении комплексов специальных физических упражнений (прыжковых, силовых и др.), связанных с сохранением равновесия (балансирование) и вращением тела с опорой и без опоры.
Акробатические прыжки, одиночные и в соединениях составляют главное содержание вольных упражнений, придают им спортивно-акробатическую направленность и отражают основную тенденцию в развитии этого вида многоборья.
В общей классификации элементов вольных упражнений они "отнесены к группе прыжков. Классификация самих акробатических прыжков построена по принципу структурного сходства элементов с учетом таких существенных признаков, как направление основного вращательного движения (вращение вперед, назад или в сторону, т. е. «по сальто»), степень вращения по сальто (одинарные, полуторные, многократные сальто), а также степень поворота тела в безопорном положении вокруг продольной оси (вращение «по пируэту»). Основным признаком, по которому акробатические прыжки отнесены к тем или иным группам и подгруппам, является содержание действий гимнастов в безопорных фазах. В связи с этим все прыжки подразделены на простые («гладкие») и комбинированные.
В группу простых прыжков включены все акробатические элементы, исполняемые с вращением только вокруг одной из осей тела: поперечной (перевороты и сальто вперед и назад) или переднезаднёй -- сагиттальной (сальто в сторону).
Группу комбинированных прыжков составляют акробатические элементы, при выполнении которых наряду с вращением вокруг поперечной или переднезаднёй оси происходит также поворот тела вокруг продольной оси (различные сальто вперед, назад или в сторону с пируэтом).
Подобная классификация наиболее распространенных акробатических прыжков имеет значение для процесса обучения, так как дает возможность использовать знание общих закономерностей техники в методике освоения родственных элементов примерно одной степени трудности, независимо от направления основного вращения («принцип сходства элементов по горизонтали»), а также применять сходные приемы обучения при освоении элементов нарастающей сложности («принцип сходства по вертикали»).
Особенности техники акробатических прыжков
Элементы вольных упражнений, в том числе и акробатические прыжки, подчиняются общим биомеханическим закономерностям техники гимнастических упражнений, о чем говорится в гл. 5 учебника. В данном разделе приведем лишь некоторые сведения об особенностях техники акробатических прыжков, придерживаясь принципа пофазного анализа опорных прыжков. Целесообразность выделения фаз разбега, толчка, полета и приземления очевидна, так как позволяет точнее охарактеризовать типичные действия гимнаста в самых различных акробатических прыжках.
Разбег
Действия гимнастов в вольных упражнениях ограничены площадкой размером 12х12 м. Поэтому разбег, даже перед особенно сложными акробатическими элементами и соединениями, не должен превышать нескольких метров. Кроме того, неоправданно большой разбег не соответствующий трудности последующего элемента, карается правилами соревнований определенной сбавкой баллов. В связи с этим рекомендуется следующее: 1) собственно разбег должен быть особенно энергичным; 2) функцию разбега («разгона») принимают на себя элементы, имеющие и самостоятельное спортивное значение (перевороты вперед, назад, в сторону, темповые сальто); 3) ограничение разбега требует особенно техничных действий спортсмена в последующих фазах упражнений.
Действия при разбеге подчинены одной из основных фаз Прыжка -- толчку (руками -- при переворотах, ногами -- при сальто). Поступательное движение тела при разбеге за счет остановки ног на опоре преобразуется во вращательное движение туловищем к опоре.
Переход от разбега к основному толчку ногами или руками осуществляется благодаря наскокам. Роль наскоков выполняют такие служебные элементы, как вальсет, рондат, переворот в сторону, переворот вперед, фляк. При опоре на ноги маховыми звеньями совершающими движения типа вращений, следует считать руки, голову, туловище, а при толчках руками -- ноги и туловище.
Таким образом, с целью разгона (основная функция разбега) необходимо стремиться создать наилучшие условия для переключения от поступательного движения тела к вращательному с минимальной потерей энергии, что достигается мягкой постановкой ног и рук в промежуточных опорных положениях и сокращением длительности безопорных фаз при выполнении служебных элементов.
Толчок
От действий гимнастов на опоре при отталкивании во многом зависит продолжительность, высота и дальность полета, что непосредственно связано с качеством прыжка в целом. Большая часть сложных акробатических прыжков выполняется толчком ног. При характеристике особенностей толчка ногами следует иметь в виду, что общие положения его техники можно отнести и к толчку руками.
В зависимости от вида прыжка толчок может быть «ударным» -- одномоментным, с жестким закреплением звеньев ног и всего тела при постановке ног на опору с носка, а также «смягченным» -- более растянутым во времени, с предварительным полуприседанием и дальнейшим переходом со всей стопы на носок или перекатом с пятки на носок.
Толчок «ударного» типа позволяет развить большие усилия в малый интервал времени. К примеру, при отталкивании на двойной и тройной пируэты за 0,09--0,11 сек. сила толчка достигает 700--750 кг, а при выполнении двойных сальто она доходит до 800 кг.
Именно это позволяет, используя силы реакции опоры, сделать мощный отскок требуемой высоты и продолжительности для исполнения сложных действий в безопорной фазе.
«Смягченный» толчок целесообразен при выполнении сальто назад с места, сальто вперед с разбега махом рук назад и при выполнении разгонных элементов.
Руки или ноги на опоре могут быть в трех положениях: а) «вертикально»; б) «наклонно перед вертикалью»; в) «наклонно за вертикалью» (рис. 106).
При движениях с вращением вперед Толчок «ударного» типа должен развиваться в период нахождения рук или ног на опоре в положении от «наклонно за вертикалью» до «вертикально». При движениях с вращением назад -- от положения «наклонно перед вертикалью» до положения «вертикально». Подобное отталкивание называется стопорящим. Растянутый, смягченный толчок осуществляется, как правило, от вертикали до положений «наклонно перед вертикалью» при вращениях вперед и «наклонно за вертикалью» при вращениях назад.
Стопорящий толчок характерен для одиночных или завершающих серию прыжков с высоким вылетом, а смягченный толчок применяется в прыжках в переход и серийных, где необходимо поддерживать или наращивать горизонтальную скорость перемещения.
Эффективность взаимодействия спортсмена с опорой во многом зависит от своевременного использования им в толчке потенциальной энергии деформированной опорной поверхности. По своему характеру отталкивание на эластичной дорожке наиболее приближается к толчку на настиле для вольных упражнений. Различия временник характеристик в механизме отталкивания на батуте или на трамплине по сравнению с моделью толчка на дорожке и настиле дают основание рекомендовать эти вспомогательные снаряды не как средство для овладения техникой отталкивания, а с целью формирования навыков безопорных действий.
Полет
В зависимости от двигательной задачи траектория полета может быть пологой и длинной (сальто в переход) или высокой, но более короткой (сальто в «доскок»). Характер траектории зависит от силы толчка и его направления. Каждой разновидности сальто соответствуют определенные углы вылета, начальные скорости полета и позы. К примеру, чем сложнее сальто (тройное сальто назад или тройной пируэт по сравнению с двойными или двойные в сравнении с одинарными), тем с большим отклонением тела от вертикали в сторону начала движения происходит отталкивание. Чем сложнее сальто, тем большее время в полете должен находиться спортсмен.
После отталкивания спортсмен вращается вокруг поперечной оси, проходящей через о. ц. т. В полете момент внешних сил относительно поперечной оси равен нулю. Скорость же вращения «по сальто», полученная при отталкивании, может быть изменена за счет изменения позы. Так, группировка в полете, уменьшающая момент инерции тела относительно поперечной оси, увеличивает скорость вращения, а выпрямление тела из группированного положения, наоборот, уменьшает скорость вращения.
Вращение вокруг продольной оси тела можно создать в опорное положении за счет движений в сторону поворота туловищем, руками и головой (поворот «скручиванием»). Поворот «по пируэту» возможен и без начального импульса на вращение -- в безопорном положении, что осуществимо благодаря конусообразным движениям туловища и ног относительно друг друга, напоминающим по форме движения телом при вращении обруча на талии. При выполнении тазом движений по часовой стрелке все тело будет поворачиваться в обратном направлении. Скорость поворота зависит в данном случае от быстроты конусообразных движений. В практике эта техника используется в сложных комбинированных прыжках (двойное сальто назад с пируэтом во 2-м сальто). При выполнении «гладких» пируэтов применяется смешанная техника с созданием вращательного импульса на опоре и с поддержанием вращения в полете за счет конусообразных движений.
Приземление
Техника приземлений бывает различной и зависит от того,
выполняется ли прыжок в остановку или соединяется с последующими. Приземление в остановку (в «доскок») требует действий, обеспечивающих прекращение вращения тела в полете (конечно, при условии правильно выполненных действий во всех предыдущих фазах). К ним относятся выпрямление тела после сальто в группировке и прекращение конусообразных движений в пируэтах. Для смягчения ударных нагрузок гимнаст должен приземляться на носки с переходом на всю стопу и упругим сгибанием ног и туловища в положение круглого полуприседа. Для устойчивости стопы ставятся параллельно, на расстоянии 10--15 см одна от другой.
Приземление в переход связано с сохранением вращательного
движения тела в момент опоры на ноги, что предопределяется действиями гимнаста в предыдущих фазах (более пологой траекторией полета; «перекрутом» по сальто за счет более плотной и быстрой группировки и более позднего выпрямления тела, а также постановкой ног на опору ближе расчетной точки пересечения параболы движения о. ц. т. в полете с опорной поверхностью). Приземление в переход характерно для прыжковых комбинаций.
Раздел 3
Вольные упражнения
Множество элементов, используемых в вольных упражнениях, трудно уложить в стройную научную классификацию, подобную естественной классификации маховых элементов на снарядах. Тем не менее с целью облегчения процесса обучения на основании закономерностей техники определена классификация элементов вольных упражнений. Охарактеризуем особенности отдельных групп элементов, боль часть которых носит динамический характер, а меньшая статический.
Прыжки. Это типичная для вольных упражнений обширная группа элементов с ярко выраженной полетной фазой после толчка ног или руками. В нее входят все акробатические прыжки и прыжки гимнастического и хореографического характера.
Прыжки с ног на ноги без переворачивания через голову" выполняются на месте и с продвижения в различных направлениях, с поворотами и без них, с двух ног и с од ноги на две ноги и одну ногу (прыжки прогнувшись, согнувшись, ноги врозь, махом ноги вперед и назад, с поворотом на 360° и т. п.).
Прыжки с ног на ноги с переворачивай и I через голову (различные сальто) могут выполняться с вращением тела вперед, назад или в сторону, на месте и с продвижением, с поворотом и без поворота, с отталкиванием двумя ногами или одной, с приземлением на обе ноги или на одну. В зависимости от вида и сложно! сальто тело при вращении может быть в различных положе (основных позах безопорной фазы): в группировке, согнувшись, прогнувшись, полугруппировке, выпрямившись.
Прыжки с ног на руки без переворачивания рез голову связаны с относительно несложными движениями после толчка ногами до момента касания руками опоры (прыжок в стойку на руках, то же с перекатом через грудь, с последующим кувырке вперед и т. п.).
Прыжки с ног на руки с переворачивание через голову более сложны и выполняются с вращениями вперед (полтора сальто вперед в кувырок, полтора твиста в кувырок или назад (фляки в упор лежа, в упор на лопатках) до момента касания руками опоры.
Комбинированные прыжки с ног на руки и с рук на ноги-- это группа элементов, сочетающих технику двух видов прыжков. К примеру, фляк можно представить как соединение прыжка назад с ног на руки с переворачиванием через голову е последующим прыжком с рук на ноги. Аналогичен и переворот вперед толчком двумя. К комбинированным прыжкам можно отнести также элементы, первая часть которых по характеру не является прыжковой (рондат, переворот вперед, переворот с опорой головой и руками).
Перевороты не прыжкового характера в отличие от акробатических выполняются без фазы полета. К данным переворотам отнесены элементы с быстрыми или медленными переходами с ног на руки или с рук на ноги. Перевороты можно делать вперед, назад и в сторону (например, наклоном вперед стойка на руках, наклоном назад переворот в стойку на руках, переворот в сторону в стойку на руках). Техника переворотов требует хорошего развития силы (медленные выходы в стойку на руках
гибкости (перевороты назад через стойку на руках, перевороты с выкрутом -- «Меникелли»), чувства равновесия (перевороты в стойку на руках).
Перекаты -- это элементы, выполняемые с последовательным
касанием опоры частями тела. Различают перекаты без переворачивания через голову (перекат через грудь со стойки на руках в упор лежа; со стойки на лопатках в стойку ноги врозь) и с переворачиванием через голову (кувырки вперед, назад и в сторону). Общее в технике перекатов -- округление туловища для смягчения движения на опоре, группировка при кувырках и изменение степени прогибания или сгибания тела при перекатах через грудь или спину.
Перемахи ногами являются группой типично гимнастических
элементов вольных упражнений. Они подразделяются на прямые, выполняемые в переднезаднем направлении, и круговые, выполняемые в сторону, с движением стоп в горизонтальной плоскости.
Повороты -- важнейшая составная часть техники прыжков, переворотов, перемахов ногами. В данную же группу объединены повороты, выполняемые на ногах, на руках, в смешанных упорах (поворот на 180 или 360° на одной ноге, поворот кругом прыжком, поворот кругом в стойке на руках, поворот на 180 или 360° в упоре лежа и т. п.).
Повороты данной группы выполняются на опоре и способом «от опоры» и подразделяются на повороты с сохранением равновесия (на одной ноге, в стойке на руках) и без сохранения равновесия (в сочетании с падениями, выпадами и т. п.). Наиболее характерны механизмы поворотов на опоре и «от опоры» переступанием, отталкиванием и скручиванием.
Хореографические элементы заимствованы из классического, народного, характерного и современного танцев. Исходя из классификации, технику каждого хореографического элемента можно рассматривать как технику прыжков, поворотов, равновесий, элементарных движений и поз. В то же время ярко выраженный стилизованный характер, соответствующий канонам танца, придает им особую выразительность, что отличает их от гимнастических и акробатических движений.
К подгруппе мимических элементов относятся выражение лица, взгляд, сопутствующие элементам упражнений и придающие им определенный смысл.
В подгруппе движений телом и его частями можно выделить
движения руками, ногами, головой, туловищем, комбинированные движения. Подгруппа передвижений включает в себя перемещения гимнаста шагом, бегом, прыжками (приставной шаг, вальс, галоп, различные прыжки с ног на ноги).
Элементарные движения в вольных упражнениях используются для соединения более сложных элементов и частей. Это многочисленная группа технически несложных движений, выполняемых как отдельными частями тела, так и всем телом в соответствии с требованиями гимнастического стиля. В упражнениях гимнастов младших разрядов их доля более значительна.
Как и в хореографических упражнениях, точность исходных и конечных положений, пластичность, ритмичность самих движений служат критериями оценки качества их выполнения.
Равновесия -- это группа статических элементов, трудность которых состоит в неподвижном удержании точного положения тела (позы) на уменьшенной площади опоры. Трудность равновесий зависит также от самого положения тела, а также от способа «входа» и «выхода» из равновесия, которые могут быть весьма сложными. Равновесия выполняются на двух и одной ноге, на двух руках и одной руке, с вертикальным и горизонтальным положением тела, лицом, боком или спи-ной к опоре.
В технике сохранения равновесия существенную роль играет
балансирование, т. е. удержание тела в положении, при котором проекция о. ц. т. не выходит за границы площади опоры. Балансирование осуществляется благодаря тонкой координации движений, в которой немаловажная роль принадлежит и силовому компоненту.
Позы делятся на элементарные и комбинированные положения, а также силовые элементы. Основная трудность поз заключается в умении сохранить точное положение тела в течение 1--2 сек. К элементарным и комбинированным положениям предъявляются те же требования, что и к элементарным движениям, особенно в отношении 'исходных и конечных положений, связующих одни движения с другими.
Статические силовые элементы (горизонтальный упор, высокий угол и др.) выполняются в вертикальных и горизонтальных упорах на руках. Их трудность во многом зависит от того, каким способом гимнаст принимает положение: движением вниз или вверх, с быстрой остановкой или медленной.
Раздел 4
Аэробика
Термин "аэробика" происходит от слова аэробный, что значиткислородный (от греческого слова “аэро” - воздух и “биос” - жизнь), впервыебыл введен доктором К. Купером, известным американским специалистом в области массовой физической культуры. Известно, что обмен веществ при возбуждении мышцы представляет собой сложную систему химических реакций.Процессы расщепления сложных молекул на более простые сочетаются с процессами синтеза (восстановления) богатых энергией веществ. Один из этих процессов может идти только в присутствии кислорода, то есть в аэробных условиях. При аэробных процессах вырабатывается значительно большее количество энергии, чем при анаэробных реакциях. Углекислый газ и вода являются основными продуктами распада при аэробном способе выработки энергии и легко удаляются из организма при помощи дыхания и пота. К видам двигательной активности, стимулирующим повышение потребления кислорода во время занятий, относятся различные циклические движения, выполняемые с невысокой интенсивностью достаточно длительное время.
Основные методы, используемые при проведении занятий аэробикой.
Музыка определяет ритм и темп движения. Необходимо подбирать музыку к определенным комплексам упражнений или, наоборот, к имеющейся фонограмме, подбирать упражнения с соответствующим ритмом и темпом. Для поддержания интереса к урокам аэробики тренеру необходимо соблюдать определенную стратегию обучения и усложнения танцевальных программ в соответствии с двигательным опытом, подготовленностью и возрастом занимающихся. В связи со
сказанным, при проведении занятий аэробикой широко применяются специфичные методы, обеспечивающие разнообразие (вариативность) танцевальных движений.
К ним относятся:
1. Метод музыкальной интерпретации.
2. Метод усложнений.
3. Метод сходства.
4. Метод блоков.
5. Метод "Калифорнийский стиль".
Рассмотрим особенности реализации этих методов.
Метод музыкальной интерпретации широко используется при построении танцевальных композиций в аэробике. В его реализации можно выделить два подхода: первый связан с конструированием конкретного упражнения, а второй - с вариациями движений в соответствии с изменениями в содержании музыки. В основе первого подхода лежит составление упражнения на заданную музыку с учетом содержания, формы, ритма, динамических оттенков, т.е. конструирование упражнения с учетом основ музыкальной грамоты. Наиболее
"удобным" для выполнения многих упражнений является музыкальный размер 2/4 или 4/4. Можно составить упражнение, в котором каждое движение выполняется на одну или несколько долей такта, но при этом нужно, чтобы начало и окончание упражнения совпало с музыкальным тактом или музыкальной фразой. Чаще всего в аэробике составляют упражнения на 2 или 4 счета. Но могут быть и более сложные упражнения на 8-16 счетов. При определении количества повторений каждого упражнения нужно, чтобы переход на новое движение был произведен в соответствии с "музыкальным квадратом". Например, упражнение составленное на 4 счета, нужно повторить 8 (16) раз для того, чтобы окончание движения совпало с относительно законченным музыкальным фрагментом - музыкальным предложением или музыкальным периодом. Сильные и слабые доли такта могут сопровождаться определенными движениями (хлопки, прыжки, притопы и т.п. лучше выполнять на акцентированные сильные доли такта).
Перечень упражнений, рекомендуемых для
использования в аэробике
В связи со спецификой аэробики, наиболее типичными для занятий аэробикой являются следующие средства:
1. Общеразвивающие упражнения в положении стоя:
- упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях (поднимание
и опускание, сгибание и разгибание, дуги и круги)
- упражнения для туловища и шеи (наклоны и повороты, движения по дуге и
вперед)
- упражнения для ног (поднимание и опускание, сгибание и разгибание в
разных суставах, полуприседы, выпады, перемещение центра тяжести тела с
ноги на ногу)
2. Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа:
-упражнения для стоп (поочередные и одновременные сгибания и разгибания,
круговые движения)
- упражнения для ног в положении лежа и в упоре на коленях (сгибания и
разгибания, поднимание и опускание, махи)
- упражнения для мышц живота в положении лежа на спине (поднимание плеч
и лопаток, то же с поворотом туловища, поднимание ног согнутых или
разгибанием)
- упражнения для мышц спины в положении лежа на животе и в упоре на
коленях (небольшая амплитуда поднимания рук, ног или одновременных
движений руками и ногами с "вытягиванием" в длину)
3. Упражнения на растягивание:
- в полуприседе для задней и передней поверхности бедра
- в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра
- в полуприседе или в упоре на коленях для мышц спины
- стоя для грудных мышц и плечевого пояса
4. Ходьба:
- размахивая руками (кисти в кулак, пальцы врозь и др.)
- сочетание ходьбы на месте с различными движениями руками
(одновременными и последовательными, симметричными и несимметричными).
- ходьба с хлопками
- ходьба с продвижением (вперед, назад, по диагонали, по дуге, по кругу)
- основные шаги и их разновидности, используемые в аэробике
5. Бег - возможны такие же варианты движений, как и при ходьбе.
6. Подскоки и прыжки:
- на двух ногах (в фазе полета ноги вместе или в другом положении) на
месте и с продвижением в разных направлениях (с осторожностью выполнять
перемещения в стороны)
- с переменой положения ног: в стойку ноги врозь, на одну ногу, в выпад
и др. (не рекомендуется выполнять больше 4 прыжков на одной ноге подряд)
- сочетание прыжков и подскоков на месте или с перемещениями с
различными движениями руками.
Список использованной литературы:
1. Богатырев В.С. Методика развития физических качеств юношей: Учебное пособие. - Киров, 1995 г.
2. Вострокнутов В.С. Формирование основ здорового образа жизни учащихся общеобразовательных школ (методическая разработка). - Москва.,Изд. Регион, 2000.
3. Вострокнутов В.С. Формирование интереса учащихся к занятиям физической культурой // Методические рекомендации. - Москва: Изд. Регион, 1999.
4. Воробьева С.П. Показатели физического здоровья как фактор формирования интереса учащихся к занятиям физической культурой // Олимпийское образование и олимпийский спорт: история, состояние и перспективы развития в Челябинской области (тезисы II обл. науч. конф. молодых ученых и студентов). -- Челябинск, УралГАФК, 2000.
5. Корсаков В.П. Физическая подготовленность школьников общеобразовательных школ московского региона // Проблемы совершенствования учебного и тренировочного процесса в школах спортивного профиля: Материалы докл. III межвуз. науч.-практ. конф. -Чайковский: ЧГИФК, 1999. -Ч. 2. --С. 17-21.
6. Матухин. А.К. Интегральная оценка физической подготовленности как Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л. Б. Кофмана. М., «Физкультура и спорт», 1998.
7. Основа формирования двигательных потребностей школьников // Проблемы совершенствования учебного и тренировочного процесса в школах спортивного профиля: Материалы докл. IV межвуз. науч.-практ. конф. -Чайковский: ЧГИФК, 2000.-С. 103-104.
8. Шмаков П.А. Методологические предпосылки формирования интереса к занятиям физической культурой учащихся общеобразовательных школ. Учебно-методическое пособие. -Москва. 1999.
9. Чурков. С.Я. К вопросу об оптимизации процесса физического воспитания в общеобразовательных школах/Проблемы диагностики, коррекции, валеологии в специальном (коррекционном) образовании. Сборник статей. -Красноярск, 1997.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.