Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Куликовская средняя общеобразовательная школа»
Нагайбакского района Челябинской области
Утверждаю:
Директор МОУ "Куликовская СОШ"
_____________/Т.В.Коробейникова
Приказ №221 от 31.08.2017г
Образовательная программа обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактике детского дорожно - транспортного травматизма
(1-11 класс)
2020г
Содержание
1.Пояснительная записка
2. Тематическое планирование
3.Содержание обучения детей безопасному участию в дорожном движении
и профилактики детского дорожно- транспортного травматизма
4.Планируемые результаты освоения программы, включающие описание универсальных учебных действий
5. Учебно – методическое обеспечение.
Пояснительная записка
Актуальность программы:
Организация работы обучению детей безопасному участию в дорожном движении и профилактике детского дорожно- транспортного травматизма на сегодняшний день является одной из самых важных.
Доказано, что уровень дорожно- транспортных происшествий, а также уровень и тяжесть их последствий находятся в определённой зависимости и от уровня подготовленности всех без исключения участников процессов в этой сфере, и от наличия культуры безопасного поведения на дорогах.
В условиях повышения интенсивности движения транспортных средств по улицам и дорогам увеличивается число дорожно- транспортных происшествий с участием детей. Попадание человека в дорожно- транспортное происшествие- всегда большое несчастье. Попадание ребёнка- это трагедия: даже если ребёнок остался жив и не получил тяжёлой травмы,- ведь это морально- психическое потрясение, какое он испытал, травмирует его на всю жизнь. Поэтому одна из наиболее важных задач для ребёнка- научиться правилам жизни во взрослом мире- мире спешащих людей и машин.
Обеспечение безопасности движения является важной государственной задачей. Актуальность и социальная острота проблемы обусловили необходимость разработки образовательной программы обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно- транспортного травматизма.
Задача курса состоит в том, чтобы научить обучающихся ориентироваться в окружающем пространстве, быстро и сознательно реагировать на изменения, происходящие в нём, довести их самостоятельные действия в различных ситуациях до автоматизма.
Цель курса- научить детей безопасным нормам поведения на улице; воспитывать привычку соблюдения правил дорожного движения.
При работе с обучающимися, следует придерживаться несколько простых, но очень важных принципов:
-речь идёт не столько о заучивании обучающихся правил, сколько о воспитании школьников. Главное не заучивать правила, сколько их понять ( принять), превратить в прочные навыки;
-обучение идёт не правилам дорожного движения, а правилам безопасного поведения на дороге;
-учителя, классные руководители и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо выходить к дороге, рассказывать и объяснять с использованием знаний детей, использовать наблюдения за реальной дорожной обстановкой;
-занятия нужно проводить не только по графику и плану, а использовать каждую возможность (ежедневно!), в процессе игр, прогулок, экскурсий, чтобы обратить внимание детей на ту или иную сторону правил;
-развивать ребёнка: его координацию внимания, наблюдательность, реакцию. Эти качества очень нужны для безопасного поведения на улице;
-как можно больше с детьми упражняться в играх, заданиях, соревнования; по определению расстояния (далеко- близко, дальше- ближе), скорости (быстрее- медленнее), размеров ( больше- меньше);
-использовать все доступные формы и методы работы с детьми, не считать какую-то форму (или формы) основными. Рассказ и игра, беседа и видео- фильмы, чтение книги и прогулка- всё необходимо поставить на службу воспитания навыков безопасного поведения;
-исходить из того, что в школьном возрасте детей нужно приучать к безопасному поведению вообще.
Ознакомление обучающихся с правилами дорожного движения в общеобразовательных средних учреждениях основывается на методических принципах постепенности, активности, дифференцированности и творческого подхода к изложению материала.
Нельзя забывать, что ребёнок не в состоянии усвоить необходимый объём знаний и осмыслить всю полноту информации, например, об опасностях, которые подстерегают его на улице, за один раз. Поэтому весь материал в данной программе разбит на тему, каждой отведено специальное занятие. Очерёдность изложения тем распределена по классам по принципу от простого к сложному.
Занятия по правилам дорожного движения должны возбуждать у детей интерес к изучаемому предмету. При этом следует учитывать возраст обучаемых, их склонности и общее развитие.
Обучение правилам дорожного движения начинается с первого класса по одиннадцатый класс.( 1-9 класс- в объёме 10 часов; 10-11 классы- 6 учебных часов в год) Таким образом, обучающиеся должны иметь навыки безопасного поведения на улице, усвоить обязанности пешеходов.
Тематическое планирование
Название месяца |
Темы занятий |
Кол-во часов |
1 класс |
||
Сентябрь |
На наших улицах |
1 |
Октябрь |
Мы идём в школу |
1 |
Ноябрь |
Это должны знать все |
1 |
Декабрь |
Наши верные друзья |
1 |
Январь |
Мы знакомимся с дорожными знаками |
1 |
Февраль |
Где можно играть? |
1 |
Март |
Мы пассажиры |
1 |
Апрель |
На загородной дороге |
1 |
Май |
Мы учимся соблюдать правила дорожного движения |
1 |
Май |
Экскурсия по посёлку |
1 |
2 класс |
||
Сентябрь |
Основные правила поведения на улице, дороге. Детский дорожно- транспортный травматизм |
1 |
Октябрь |
Движение пешеходов по улицам и дорогам |
1 |
Ноябрь |
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка |
1 |
Декабрь |
Сигналы светофора и регулировщика |
1 |
Январь |
Правила перехода улиц и дорог |
1 |
Февраль |
Перекрёстки и их виды. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств |
1 |
Март |
Дорожные знаки |
1 |
Апрель |
Обязанности пассажиров |
1 |
Май |
Правила перехода улицы (дороги) при высадке из транспортных средств |
1 |
Май |
Практические занятия и игры по правилам безопасного поведения на специально размеченной площадке или на улице |
1 |
3 класс |
||
Сентябрь |
Введение |
1 |
Октябрь |
Перекрёстки и их виды. Дорожная разметка |
1 |
Ноябрь |
Сигналы для регулирования дорожного движения |
1 |
Декабрь |
Дорожные знаки и их группы |
1 |
Январь |
Правила перехода улиц и дорог |
1 |
Февраль |
Тормозной путь транспортных средств |
1 |
Март |
Виды транспортных средств |
1 |
Апрель |
Настольные игры по правилам дорожного движения |
1 |
Май |
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах |
1 |
Май |
Итоговое занятие |
1 |
4 класс |
||
Сентябрь |
Наш путь в школу и новые маршруты |
1 |
Октябрь |
Проверка знаний правил дорожного движения |
1 |
Ноябрь |
Движение учащихся группами и в колонне |
1 |
Декабрь |
Труд водителя |
1 |
Январь |
Правила перевозки учащихся |
1 |
Февраль |
Предупредительные сигналы водителей |
1 |
Март |
Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами |
1 |
Апрель |
Практические занятия на специально размеченной площадке |
1 |
Май |
Экскурсия по посёлку |
1 |
Май |
Итоговое занятие |
1 |
5 класс |
||
Сентябрь |
Наш посёлок, район |
1 |
Октябрь |
Причины дорожно-транспортных происшествий |
1 |
Ноябрь |
Назначение дорожной разметки |
1 |
Декабрь |
Сигналы светофора с дополнительными секциями. Сигналы регулировщика |
1 |
Январь |
Дорожные знаки |
2 |
Февраль |
Езда на велосипеде |
1 |
Март |
На железной дороге |
1 |
Апрель |
Участие школьников в пропаганде правил безопасного поведения. Отряды юных инспекторов движения |
1 |
Май |
Итоговое занятие |
1 |
6 класс |
||
Сентябрь |
Правила безопасного движения |
1 |
Октябрь |
Викторина "Как ты знаешь правила безопасного поведения на улицах и дорогах?" |
1 |
Ноябрь |
Движение транспортных средств |
2 |
Декабрь |
Остановочный путь транспортных средств |
1 |
Январь |
Назначение номерных, опознавательных и предупредительных знаков и надписей на транспортных средствах |
1 |
Февраль |
Дополнительные требования к движению велосипедистов |
1 |
Март |
Технические требования, предъявляемые к велосипедам |
1 |
Апрель |
Движение групп велосипедистов |
1 |
Май |
Самостоятельная работа учащихся по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах |
1 |
7 класс |
||
Сентябрь |
Роль автомобильного транспорта в экономике страны |
1 |
Октябрь |
Как ты знаешь правила безопасного поведения? |
1 |
Ноябрь |
Правила перевозки пассажиров на мотоциклах и мотороллерах |
1 |
Декабрь |
На сельских дорогах |
1 |
Январь |
Проезд железнодорожных переездов |
1 |
Февраль |
Поведение учащихся при дорожно- транспортных происшествиях. Практические занятия по оказанию пострадавшим первой доврачебной помощи |
2 |
Март |
Практические занятия с велосипедистами на специально размеченной площадке |
1 |
Апрель |
Практические занятия с велосипедистами на специально размеченной площадке |
1 |
Май |
Итоговое занятие |
1 |
8 класс |
||
Сентябрь |
Правила движения- закон улиц и дорог |
1 |
Октябрь |
Элементы улиц и дорог. Перекрёстки и их виды |
1 |
Ноябрь |
Дорожная разметка. Движение пешеходов индивидуально, группами в колоннах |
1 |
Декабрь |
Формы регулирования движения |
2 |
Январь |
Правила пользования транспортными средствами |
1 |
Февраль |
Дорожные знаки |
1 |
Март |
Велосипед и мопед |
1 |
Апрель |
Дополнительные требования к движению велосипедистов |
1 |
Май |
Проверка знаний учащимися правил безопасного поведения на улицах и дорогах и приёмов оказания пострадавшим первой доврачебной помощи при дорожно- транспортных происшествиях |
1 |
9 класс |
||
Сентябрь |
Основные понятия и термины ДД |
1 |
Октябрь |
Основные понятия и термины ДД |
1 |
Ноябрь |
Обязанности пешеходов |
1 |
Декабрь |
Регулирование дорожного движения |
1 |
Январь |
Дорожные знаки и дорожная разметка |
1 |
Февраль |
Беседа с инспектором ГИБДД о профилактике ДДТП по плану гос.инспектора |
1 |
Март |
Практическое занятие на транспортной площадке школы: «Перекрёстки и их виды.»
|
1 |
Апрель |
1.Практическое занятие на транспортной площадке школы: «Дорога и я». |
1 |
Май |
Экскурсия в Нагайбакский РОВД |
1 |
Май |
Итоговое занятие |
1 |
10 класс |
||
Сентябрь |
Обязанности пассажиров |
1 |
Октябрь |
Обязанности водителей |
1 |
Ноябрь |
Регулирование ДД |
1 |
Декабрь |
Дорожные знаки |
1 |
Январь |
Беседа с инспектором по профилактике дорожно- транспортных происшествий |
1 |
Февраль |
Практическое занятие на транспортной площадке школы: Перекрёстки и их виды |
1 |
11 класс |
||
Сентябрь |
Нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы безопасности дорожного движения. |
1 |
Октябрь |
ДТП. Их причины и последствия. |
1 |
Ноябрь |
Оказание первой доврачебной помощи |
1 |
Декабрь |
Дорожные знаки и их группы |
1 |
Январь |
Правила пользования общественным транспортом. Культура поведения. |
1 |
Февраль |
Итоговое занятие |
1 |
|
Содержание обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики дорожно- транспортного травматизма
1 класс
1.На наших улицах.
Посёлок, в котором мы живём. Улица. Тротуар. Проезжая часть улицы .Перекрёстки
Почему на улице опасно? Правила поведения учащихся на улице. Где нужно ходить по улицам? Дисциплина на улице- залог безопасного движения.
2.Мы идём в школу.
Рассказ о микрорайоне, в котором находится школа. Мы переходим улицу. Где и как надо переходить улицу, дорогу?. Разбор конкретных маршрутов учащихся в школу.
3.Это должны знать все.
Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах? Как нужно ходить по улицам группами? Особенности движения пешеходов по мокрой и скользкой (дождь, гололёд, снегопад) дороге.
4.Наши верные друзья.
Сигналы для регулирования дорожного движения. Светофор и его сигналы: красный свет запрещает движение ("Стой"), жёлтый свет предупреждает о смене сигналов светофора и запрещает движение ("Внимание"), зелёный свет разрешает движение ("Путь открыт").
Сигналы регулировщика и их значение. Пешеходный светофор и его сигналы.
5.Мы знакомимся с дорожными знаками.
Дорожные знаки: "Железнодорожный переезд со шлагбаумом"; "Железнодорожный переезд без шлагбаума"; "Пересечение равнозначных дорог"; "Светофорное регулирование"; "Пешеходный переход"; (предупреждающий знак); "Дети"; "Въезд запрещён"; "Проход закрыт"; "Пешеходная дорожка";"Место остановки автобуса и (или) троллейбуса"; "Место остановки трамвая"; "Место стоянки"; "Пешеходный переход"; "Подземный пешеходный переход"; "Надземный пешеходный переход"; "Пункт первой медицинской помощи"; "Телефон"; "Пункт питания"; "Питьевая вода".
6.Где можно играть?
Почему нельзя играть на улицах и дорогах? Места для игр и катания на самокатах и велосипедах, санках и коньках.
7.Мы пассажиры.
Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Правила пользования общественным транспортом и поведения в нём.
Остановка общественного транспорта. Дорожные знаки: "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса"; "Место остановки трамвая".
Как надо обходить стоящие трамваи, троллейбусы, автобусы и автомобили? В чём опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего у тротуара (обочины) транспортного средства?
8.На загородной дороге.
Дорога. Обочина, пешеходная дорожка- места для движения пешеходов.
Правила движения по загородной дороге. Где можно пересекать загородную дорогу? Переход через железнодорожный переезд. Место перехода через железнодорожные пути.
Дорожные знаки: "Железнодорожный переезд со шлагбаумом"; "Железнодорожный переезд без шлагбаума". Как и с кем нужно переходить железнодорожный переезд? Запрещение хождения по рельсам, насыпи, запрещение игр вблизи железнодорожных путей.
9.Мы учимся соблюдать правила движения.
Закрепление знаний и умений по всем темам программы с помощью моделей транспортных средств, макетов средств регулирования, схем улиц и дорог, настольных игр по правилам дорожного движения и подвижных игр и соревнований в зале или на специальной площадке.
10.Экскурсия по городу ( посёлку).
Практическое закрепление знаний дорожного движения пешеходов на улице (дороге) и перекрёстке.
2 класс
1.Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. Детский дорожно- транспортный травматизм.
Повторение правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах, пройденных в 1 классе. Примеры дорожно- транспортных происшествий с детьми в городе, посёлке (по материалам местной Госавтоинспекции). Наиболее опасные места для движения пешеходов в микрорайоне школы.
Разбор конкретных маршрутов учащихся на стадион, в парк, кинотеатр и т.п.
2.Движение пешеходов по улицам и дорогам.
Соблюдение правил дорожного движения- залог безопасности пешеходов.
Движение пешеходов по тротуару улицы и обочине дороги. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов на улицах городов нашей страны. Происхождение этого правила. Особенности движения пешеходов на загородных дорогах.
Выбор наиболее безопасного пути в школу.
3.Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка.
Элементы улиц: проезжая часть, тротуар. Ограждение тротуаров от проезжей части.
Рассказ о дороге и её главных составных частях: проезжая часть, обочина, кювет, велосипедная и пешеходная дорожки.
Дорожная разметка (разделение встречных потоков транспортных средств сплошной или прерывистой линией, линии пешеходного перехода, посадочная площадка).
4.Сигналы светофора и регулировщика.
Назначение светофора. Зелёный сигнал и его значение. Красный сигнал и его значение. Жёлтый сигнал и его значение. Значение дополнительных секций в светофорах. Пешеходные светофоры и значение их сигналов.
Регулировщик. Положение и жесты регулировщика, которые соответствуют красному, жёлтому и зелёному сигналам светофора.
5.Правила перехода улиц и дорог.
Правила перехода улиц и дорог. Места, где разрешается переходить улицы (дороги): пешеходный переход, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход.
Переход улиц и дорог по сигналам светофоров и регулировщика.
Переход улицы с односторонним и двусторонним движением.
Особенности пересечения загородной дороги при отсутствии обозначенных пешеходных переходов.
Выбор наиболее безопасных переходов улиц и дорог по пути в школу.
6.Перекрёстки и их виды. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
Поведение пешеходов на перекрёстках.
Подача водителями предупредительных сигналов световыми указателями поворотов транспортных средств или рукой. Значение этих сигналов для пешеходов.
7.Дорожные знаки.
Предупреждающие: "Пересечение с трамвайной линией", "Приближение к железнодорожному переезду", "Выброс гравия", "Дикие животные", "Падение камней", "Дорожные работы", "Пересечение с велосипедной дорожкой".
Запрещающие: "Движение запрещено".
Информационно-указательные: "Место стоянки легковых такси", "Начало населённого пункта", "Конец населённого пункта".
Сервиса: "Больница", "Место отдыха".
8.Обязанности пассажиров.
Правила посадки и высадки из общественного транспорта. Правила пользования городским и железнодорожным транспортом. Правила поведения учащихся на городском и железнодорожном транспорте. Правила поведения детей при перевозке их на грузовых автомобилях.
9.Правила перехода улицы (дороги) при высадке из транспортных средств.
Правила обхода трамвая. Правила перехода улицы после высадки из автобуса, троллейбуса, такси.
Правила перехода загородной дороги после высадки из автобуса, такси и других транспортных средств.
10.Практические занятия и игры по правилам безопасного поведения на специально размеченной площадке или на улице.
Проведение игр и соревнований на специально размеченной линиями дорожной разметки площадке. На площадке устанавливается оборудование: светофоры и дорожные знаки. На перекрёстках движение регулируют юные инспекторы движения. В качестве транспортных средств рекомендуется использовать: самокаты, велосипеды, педальные и электрические микроавтомобили.
3 класс
1.Введение.
Увеличение численности населения городов и посёлков, интенсивность движения на улицах и дорогах. Интенсивность и скорость движения. обеспечение безопасности пешеходов.
Причины дорожно- транспортного травматизма: незнание или невыполнение пешеходами правил движения, нарушение правил пользования общественным транспортом, недисциплинированность на улицах.
Воспитание навыков сознательного, дисциплинированного поведения на улице, дороге, в общественном транспорте.
Забота государства о безопасности движения. Государственная автомобильная инспекция (ГАИ). Юные инспекторы движения.
2.Перекрёстки и их виды. Дорожная разметка.
Перекрёсток- место пересечения улиц и дорог. Виды перекрёстков: трёхсторонние, четырёхсторонние, площади. Границы перекрёстков.
Дорожная разметка улиц и дорог. Основные линии дорожной разметки и значение их для пешеходов.
3.Сигналы для регулирования дорожного движения.
Транспортные и пешеходные светофоры. Сигналы светофоров, их значение.
Сигналы регулировщика и их значение.
Действия водителей транспортных средств и пешеходов по сигналу светофора или регулировщика.
Сигналы регулировщика важнее сигналов светофоров ( при одновременном регулировании).
4.Дорожные знаки и их группы.
Группы дорожных знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, дополнительной информации (таблички).
Значение знаков для пешеходов. Места установки дорожных знаков. Закрепление знаний учащихся по дорожным знакам, изученным в 1-2 классах.
Ознакомление учащихся с новыми дорожными знаками:
предупреждающие: "Однопутная железная дорога", "Многопутная железная дорога", "Приближение к железнодорожному переезду";
приоритета: "Главная дорога";
запрещающими: "Движение на велосипедах запрещено";
предписывающими: "Круговое движение", "Велосипедная дорожка";
информационно-указательными: "Дорога с односторонним движением", "Конец дороги с односторонним движением";
сервиса: "Кемпинг", "Пост ГАИ".
5.Правила перехода улиц и дорог.
правила перехода улиц и дорог. Места, где разрешается переходить улицы и дороги. Нерегулируемые и регулируемые пешеходные переходы и перекрёстки.
Переход улицы и дороги по сигналам светофора или регулировщика. Выбор наиболее безопасного пути в школу, библиотеку, магазин, на стадион и т.п.
Переход улиц с односторонним и двусторонним движением.
6.Тормозной путь транспортных средств.
Автомобиль и другие транспортные средства мгновенно остановить нельзя. Факторы, влияющие на величину тормозного пути. Опасность перехода улицы и дороги перед близко идущими транспортными средствами.
7.Виды транспортных средств.
Автомобили: грузовые, легковые, специальные. Их назначение. Автобусы и такси, трамваи и троллейбусы- городской общественный транспорт. Железнодорожный транспорт и его назначение. Правила посадки и высадки пассажиров из транспортных средств.
8.Настольные игры по правилам дорожного движения.
Закрепление знаний по правилам дорожного движения с использованием наборов по правилам дорожного движения и настольных игр.
9.Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах проводятся на специально размеченной дорожной разметкой площадке, автодроме, автотрассе, в автогородке и т.п. Устанавливаются светофоры, дорожные знаки, на перекрёстках и пешеходных переходах движение регулируют юные инспекторы движения, в качестве транспортных средств используются самокаты, велосипеды, педальные и электрические микроавтомобили.
10.Итоговое занятие.
Проверка знаний учащихся по правилам дорожного движения и безопасности поведения на улицах и дорогах проводится в форме викторины, уроков вопросов и ответов и т.д.
4 класс
1.Наш путь в школу и новые маршруты.
Рассказ о микрорайоне, в котором находится школа. Подробный анализ окружающей обстановки микрорайона школы. Ближайшие остановки общественного транспорта. Наиболее опасные места.
Разбор конкретных маршрутов движения учащихся, которыми они часто пользуются. Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п.
2.Проверка знаний правил дорожного движения.
Повторение материала по правилам дорожного движения, пройденного в 3 классе.
Примеры дорожно- транспортных происшествий с учащимися в городе, посёлке (по материалам местной Госавтоинспекции) и обсуждение поведения детей, нарушающих правила движения.
3.Движение учащихся группами и в колонне.
Порядок движения учащихся группами по тротуару, обочине дороги, пешеходному переходу. Порядок движения группы учащихся в общественный транспорт.
4.Труд водителя.
Работа водителя- это напряжённый и ответственный труд. Обязанности водителя по обеспечению безопасности движения. Соблюдение правил дорожного движения пешеходами обеспечивает их личную безопасность и облегчает работу водителей. Беседа водителей автотранспортного предприятия с учащимися.
5.Правила перевозки учащихся.
Особенности перевозки учащихся: оборудование салона сиденьями и другими средствами. Наличие сопровождающих, установка на автомобилях специальных знаков "Дети". Правила посадки и высадки пассажиров. Правила поведения учащихся при перевозке.
6.Предупредительные сигналы водителей.
Подача предупредительных сигналов световыми указателями поворотов или рукой. Значение этих сигналов для водителей и пешеходов.
7.Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами.
Специальные автомобили: скорой медицинской помощи, пожарные, милицейские, аварийные. Специальные милицейские мотоциклы. Преимущественное право проезда водителей автомобилей и мотоциклов, оборудованных специальными звуковыми сигналами и проблесковым маячком.
Что должен делать пешеход, услышав и увидев эти сигналы?
Рассказ о дорожно- патрульной службе ГАИ.
8.Практические занятия на специально размеченной площадке.
Движение групп учащихся по проезжей части площадки, автодрома, автогородка и т.п. на самокатах, велосипедах и педальных автомобилях. Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. "Водители" подают предупредительные сигналы, "пешеходы" следят за этими сигналами и учитывают их при переходе улицы.
9.Экскурсия по городу (посёлку).
Наблюдение за дорожным движением, подачей водителями предупредительных сигналов, рассказ о светофорах и дорожных знаках, установленных на улицах. Наблюдение за действиями регулировщика на перекрёстке.
10.Итоговое занятие.
Просмотр диафильмов и кинофильмов по безопасности движения. Обсуждение просмотренного. Викторина по безопасности движения.
5 класс
1.Наш посёлок, район.
Посёлок, в котором мы живём. Улицы с наиболее интенсивным движением транспортных средств и пешеходов. Особенности движения транспортных средств и пешеходов в посёлке. Рассказ о районе, о его транспортном сообщении.
2.Причины дорожно- транспортных происшествий.
Рост числа транспортных средств в городе, районе, посёлке ( по материалам местной Госавтоинспекции). Перспективы развития транспорта. Увеличение населения.
Причины дорожных происшествий и меры по их предупреждению. Меры, принимаемые местными Советами народных депутатов по обеспечению безопасности движения транспортных средств и пешеходов.
3.Назначение дорожной разметки.
Назначение дорожной разметки, её роль в регулировании движения транспортных средств и пешеходов. Горизонтальная и вертикальная разметки.
4.Сигналы светофора с дополнительными секциями. Сигналы регулировщика.
Трёхсекционные светофоры с одной и двумя дополнительными секциями. Значение сигналов этого типа светофоров. Положение корпуса и жесты регулировщика, их значение.
5-6. Дорожные знаки.
Назначение дорожных знаков. Места установки дорожных знаков. Группы дорожных знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, сервиса, дополнительной информации (таблички). Значение знаков для пешеходов и велосипедистов.
7.Езда на велосипеде.
Осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка. Учебная езда на закрытой площадке под наблюдением инструктора.
Места для движения на велосипедах.
Дорожно-транспортные происшествия с велосипедистами и меры их предупреждения. Возрастной ценз на право управления велосипедами по улицам и дорогам.
8.На железной дороге.
Опасности, возникающие при движении пешеходов вдоль железнодорожного полотна.
Подход и подъезд к железнодорожному переезду (охраняемому и неохраняемому). Оборудование железнодорожных переездов. Сигналы.
Правила перехода и проезда через железнодорожные пути. Запрещение хождения по рельсам и насыпи, запрещение игр вблизи железнодорожных путей.
9.Участие школьников в пропаганде правил безопасного поведения. Отряды юных инспекторов движения.
Организация утренников для младших школьников по теме "Безопасное поведение на улицах и дорогах". Использование стенной печати и школьного радиоузла для пропаганды правил безопасного поведения. Участие в работе отряда юных инспекторов движения и патрулирование у школ перед занятиями и после их окончания.
10.Итоговое занятие.
Соревнования по знанию правил безопасного движения на специально размеченной площадке.
Соревнования на лучшее знание правил безопасного движения на специально размеченной площадке, автодроме, автотрассе, в автогородке и т.п. устанавливаются светофоры, дорожные знаки). На перекрёстках и пешеходных переходах движение регулируют юные инспекторы движения.
6 класс
1.Правила безопасного движения.
Повторение правил движения пешеходов по улицам и дорогам и пользования общественным транспортом.
2.Викторина "Как ты знаешь правила безопасного поведения на улицах и дорогах?"
Проверка знаний правил безопасного поведения вопросами викторины.
3-4.Движение транспортных средств.
Ограничение скорости. Скорость движения транспортных средств.
Начало движения и расположение транспортных средств при движении. Изменение направления движения.
Осветительные приборы на автомобилях и мотоциклах. Правила пользования осветительными приборами.
5.Остановочный путь транспортных средств.
Время, необходимое для остановки транспортного средства. Остановочный путь. Расчёт остановочного пути. Факторы, влияющие на величину остановочного пути.
6.Назначение номерных, опознавательных и предупредительных знаков и надписей на транспортных средствах.
Номерные, опознавательные и предупредительные знаки и надписи на транспортных средствах, их назначение. Места установки номерных знаков. Опознавательные знаки к автопоезду, для автомобиля с ручным управлением, учебного автомобиля.
Обозначение буксирного троса при буксировке транспортного средства на гибкой сцепке.
Значение опознавательных и предупредительных знаков для пешеходов.
Меры предосторожности пешеходов при движении буксирующего транспортного средства.
7.Дополнительные требования к движению велосипедистов.
Возрастной ценз для велосипедистов. Порядок движения по проезжей части. Правила маневрирования. Правила проезда нерегулируемых перекрёстков.
8.Технические требования, предъявляемые к велосипедам.
Осмотр велосипеда перед выездом. Подбор велосипеда по росту. Неисправности велосипеда и их устранение.
9.Движение групп велосипедистов.
Порядок движения по проезжей части улиц и дорог и по велодорожкам. Одежда велосипедистов. Действие руководителя колонны велосипедистов.
10.Самостоятельная работа учащихся по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.
Самостоятельная работа над карточками с задачами. Фронтальная проверка знаний учащихся по правилам безопасного поведения.
7 класс
1.Роль автомобильного транспорта в экономике страны.
Рост автомобильного парка и объёма грузопассажирских перевозок. Увеличение протяжённости автомобильных дорог.
Организация движения транспортных средств и пешеходов в условиях интенсивного дорожного движения.
Влияние недисциплинированности пешеходов на снижение скорости движения транспортных средств и его экономическую эффективность.
2.Как ты знаешь правила безопасного поведения?
Письменная контрольная проверка знаний учащихся по правилам безопасного поведения.
3.Правила перевозки пассажиров на мотоциклах и мотороллерах.
Обязательное использование шлемов во время езды на мотоцикле (мотороллере). Правила поведения пассажиров при езде на одиночном мотоцикле (мотороллере) и мотоцикле с коляской. Запрещение перевозки пассажиров в кузове грузового мотоцикла (мотороллера). Другие запрещения при перевозке людей на мотоциклах и мотороллерах.
4.На сельских дорогах.
Сельский транспорт. Тракторы и прицепы к ним. Самоходные сельскохозяйственные машины. Гужевой транспорт. Прогон животных. Дополнительные требования к движению гужевых повозок и прогону животных.
5.Проезд железнодорожных переездов.
Правила проезда велосипедистами железнодорожных переездов. Правила поведения пассажира автомобиля, мотоцикла (мотороллера) во время вынужденной остановки на железнодорожном переезде.
6-7.Поведение учащихся при дорожно-транспортных происшествиях. Практические занятия по оказанию пострадавшим первой доврачебной помощи.
Поведение участников и очевидцев дорожно- транспортного происшествия. Вызов скорой помощи. Возможность оказания первой доврачебной помощи. Практические упражнения по оказанию пострадавшим первой помощи ( под руководством медицинского работника научить учащихся оказывать первую помощь пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии).
8-9.Практические занятия с велосипедистами на специально размеченной площадке.
Соревнование велосипедистов по правилам движения на площадке, автодроме, в автогородке, оборудованном средствами регулирования. На перекрёстках и пешеходных переходах движением велосипедистов и пешеходов руководят юные инспекторы движения. Подведение итогов соревнования.
10.Итоговое занятие.
Подготовка учащихся к проведению беседы по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах в младших классах с использованием учебно-наглядных пособий и диафильмов.
8 класс.
1.Правила движения- закон улиц и дорог.
Исторический очерк о возникновении правил движения в России. Декрет о правилах дорожного движения. Правила дорожного движения едины на всей территории. Принятие "Конвенции о дорожном движении" и "Протокола о дорожных знаках и сигналах".
Увеличение производства автомобилей и других транспортных средств. Рост численности населения в городах и населённых пунктах. Интенсивность движения транспортных средств и пешеходов. Задачи обеспечения безопасности движения в современных условиях.
Дисциплина пешеходов, пассажиров и велосипедистов- необходимое условие безопасности движения. Обязанность выполнения правил движения пешеходами и водителями. Ответственность пешеходов за нарушение этих правил.
Государственная автомобильная инспекция (ГАИ). Роль общественности и учащихся в обеспечении безопасности движения, участие школьников в предупреждении нарушений правил движения детьми. Отряды юных инспекторов движения.
2.Элементы улиц и дорог. Перекрёстки и их виды.
Назначение улиц и дорог.
Элементы улиц: проезжая часть, тротуар, полотно трамвайных путей. Их назначение. Элементы дороги: проезжая часть, кювет, обочина.
Главная и второстепенная улица (дорога). Улица с односторонним и двусторонним движением.
Перекрёсток- место пересечения улиц , дорог. Виды перекрёстков: трёхсторонние, четырёхсторонние, площадь. Границы перекрёстков.
3.Дорожная разметка. Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах.
Дорожная разметка и её значение для регулирования движения транспортных средств и пешеходов. Горизонтальная и вертикальная разметка.
Правила движения пешеходов, групп и колонн.
4-5.Формы регулирования движения.
Сигналы светофоров и регулировщиков. Место установки светофоров. Значение сигналов светофоров. Светофоры для пешеходов.
Регулировщик. Положение корпуса и жесты регулировщика, их значение.
Правила перехода улиц и дорог на регулируемых перекрёстках.
6.Правила пользования транспортными средствами.
Виды транспортных средств и их назначение. Автомобили. Виды городского транспорта. Транспортные средства общественного пользования. Мотоциклы и мотороллеры.
Правила пользования трамваем, троллейбусом, автобусом, такси. правила посадки и высадки пассажиров. Правила поведения в трамвае, троллейбусе, такси.
Правила высадки из автомобиля, такси.
Правила поведения детей при перевозках их на грузовых и легковых автомобилях, мотоциклах, мотороллерах.
7.Дорожные знаки.
Назначение дорожных знаков. Знаки предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, сервиса, дополнительной информации (таблички), их значение.
8.Велосипед с подвесным двигателем и мопед.
Устройство велосипеда с подвесным двигателем и мопеда. Их техническое обслуживание, правила пользования ими.
Возрастной ценз на право управления велосипедом с подвесным двигателем и мопедом.
9.Дополнительные требования к движению велосипедистов.
Технические требования, предъявляемые к велосипеду ( в том числе к велосипеду с подвесным двигателем). Осмотр велосипеда перед выездом.
Возрастной ценз на право управления велосипедом.
Правила перевозки груза на велосипеде.
10.Проверка знаний учащимися правил безопасного поведения на улицах и дорогах и приёмов оказания пострадавшим первой доврачебной помощи при дорожно- транспортных происшествиях.
Планируемые результаты освоения программы , включающие описание универсальных учебных действий
Знания, умения и навыки учащихся по ПДД
1-4 классы.
Знание ПДД для пешеходов и пассажиров.
-знания и навыки поведения на улице ( переход проезжей части, движение на перекрёстках; правила движения по дороге в населённом пункте и вне его);
-знание сигналов светофора и регулировщика, действия пешеходов, правила перехода регулируемого и нерегулируемого перекрёстков;
-правила пользования транспортными средствами (автобус, автомобиль, трамвай, троллейбус), правила ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки);
-знание дорожных знаков, линий дорожной разметки проезжей части улицы;
-навыки движения по улицам села с соблюдением ПДД.
5-11 классы
К уже имеющимся знаниям, умениям и навыкам пешеходов и пассажиров добавляются:
-знание правил ДД для велосипедистов (правила передвижения на велосипеде по улицам и дорогам вне населённого пункта);
-положение велосипедиста на проезжей части;
-сознательное оценивание себя как пешехода, пассажира, водителя транспортного средства;
-дети этого возраста- пропагандисты ПДД;
-знания в области оказания первой доврачебной помощи;
-закрепление имеющихся знаний;
-знания и умения по ПДД для водителей транспортных средств (автомобиль, мотоцикл).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся 5 класса должны знать:
1.Безопасный маршрут движения из дома в школу и обратно.
2.Основные правила дорожного движения.
3.Опасности на дорогах.
4.Дорожные знаки.
5.Виды светофоров.
6.Назначение дорожной разметки.
Учащиеся должны уметь:
1.Самостоятельно ходить из школы домой и обратно.
2.Умение пользоваться дорожными знаками.
3.Предвидеть опасности на дорогах.
Учащиеся 6 классы должны знать:
1.Требования к движению велосипедистов.
2.Технические требования, предъявляемые к велосипедистам.
3.Дорожные знаки.
4.Правила безопасного движения.
Учащиеся должны уметь:
1.Управлять велосипедом, с соблюдением правил и требований безопасности движения.
2.Соблюдать безопасный маршрут "школа- дом".
Учащиеся 7 класса должны знать:
1.Дорожные знаки.
2.Правила безопасного поведения на дороге.
3.Чрезвычайные ситуации на транспорте.
4.Безопасность движения двухколёсных транспортных средств.
5.Требования к перевозке людей.
Учащиеся должны уметь:
1.Составлять безопасные маршруты движения в черте школы-дома.
2.Оказывать пострадавшим первую доврачебную помощь.
3.Выявлять ошибки передвижения на улицах и дорогах.
Учащиеся 8 класса должны знать:
1.Значение дорожных знаков и разметки в организации движения.
2.Перекрёстки и их виды.
3.Правила вождения мопедом.
4.Правила оказания мед.помощи пострадавшему.
5.Формы регулирования движения.
Учащиеся должны уметь:
1.Оказывать первую мед.помощь.
2.Ориентироваться в дорожных ситуациях.
3.Применять приёмы самосохранения при возможном попадании в ДТП.
Учащиеся 9-11 классов должны знать:
1.Правила безопасности дорожного движения.
2.Правила оказания мед.помощи пострадавшему.
3.Сложные ситуации на дороге и перекрёстке.
4. Перекрёстки.
Учащиеся должны уметь:
1.Решать ситуационные и другие задачи по правилам дорожного движения с применением макетов и без них.
2.Правильно оказывать первую медицинскую помощь в пути, при ДТП и ЧС.
3.Вызывать государственные службы безопасности и спасения.
Учебно – методическое обеспечение
1. А. Громаковский Правила дорожного движения 2014 с примерами и комментариями / А. Громаковский. – М.: Эксмо, 2014. – 192 с.
2. В.И.Гадимов. Сборник задач по правилам дорожного движения (Для учащихся). Курган, 2000 г
3. Е.А.Воронова Красный. Жёлтый. Зелёный. (ПДД во внеклассной работе). Ростов-на-Дону, "Феникс", 2006.
4. Е.Ю.Ляпина, И.А.Черновол, А.В.Трунова Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма в образовательной организации. Нормативно- правовое и информационно- образовательное обеспечение. Волгоград: Учитель, 2015г
5. Н.И.Первухина, А.П.Фомина. Помни: правила ГАИ- Это правила твои" (Методические рекомендации для родителей, учащихся школ, учителей) Курган, 2001 г.
6. Н. И. Федюкович Основы медицинских знаний. Учебник. 10 – 11 классы. / Н.И. Федюкович. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 272 с.
7. С.Н.Кузнецова "Добрая дорога детства" (Сборник методических разработок). Курган, 2001 г.
8. Программы для образовательных школ и внешкольных учреждений. Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. Москва "Просвещение"
9. Якупов А.М. Формирование транспортной культуры школьников как педагогическая система [Текст] : монография / А.М. Якупов. – Магнитогорск : МаГУ, 2008. – 243 с.
Мероприятия по реализации программы
1 класс
1.Праздник "Посвящение в пешеходы".
2.Конкурс рисунков "Самый главный на дороге- это дядя Светофор".
2.Конкурс загадок "Знаки на дорогах нам в пути помогут".
4.Игра- занятие "Нарисует город наш".
5.Утренник "Красный. Жёлтый. Зелёный".
6.Профилактические беседы по правилам безопасного поведения в период весенних, зимних каникул.
7.Урок творчества "Знаки своими руками".
8.Конкурс рисунков "Мы едем, едем, едем..." Нарисовать самый безопасный вид транспорта, на взгляд детей, летом.
2 класс
1.Викторина "Вопросы для дядюшки Светофора".
2.Конкурс рисунков "Зима. Дорога. Опасность!"
3.Конкурс сочинений "Самые нужные правила".
4.Брейн-ринг "Светофор в действии".
5.Беседы перед уходом на каникулы "Соблюдай правила безопасного поведения на каникулах".
6.Конкурс "На самого умного Знайку по ПДД!"
3 класс
1.Конкурс рисунков "Рисуем автогородок нашего города".
2.Конкурс творческих работ "Памятка водителям, пешеходам" на тему: "Уходя из дома, помните...".
3.Беседы о необходимости соблюдения правил безопасного поведения на каникулах.
4.Викторина- конкурс "Аукцион знаков".
5.Брейн- ринг "Светофор в действии".
6.Конкурс "На самого умного Знайку по ПДД!"
4 класс
1.Конкурс- игра "Дисциплинированный пешеход. Лучший инспектор. Осторожный водитель".
2.Беседы о необходимости соблюдения правил безопасного поведения на каникулах.
3.Конкурс обращений- памяток "Водитель, садясь за руль, помни".
4.Урок творчества "Новый знак ПДД". Защита предложенных знаков.
5.Беседа "Зимние дороги. Опасные игры".
6."Проба пера": "Сказка о правилах". (Сочинение сказок, можно группами).
7.Брейн- ринг "Светофор в действии".
8.Вернисаж "Транспорт. Улица. Я".
5 класс
1.Викторина "Светофор".
2.Конкурс среди команд параллелей "Презентация Знатоков ПДД".
3.Конкурс художников "Зимняя дорога".
4.Беседа "Осторожно, гололёд!"
5.Конкурс сказок "Самые нужные сказки".
6.Утренник "На улице не в комнате, о том, ребята, помните!"
7.Викторина АВС.
6 класс
1.Викторина "Вспомним правила".
2.Викторина по истории дорожного движения "Что? Где? Когда?"
3.Соревнование "Безопасное колесо".
4.Беседа "Игра на зимних дорогах- опасность для жизни".
5.Конкурс поделок "Мастер- Светофор".
6.Диспут "Экология и автомобиль".
7.Блиц-викторина для велосипедистов.
8.Конкурс сочинений "Автомобиль- друг. автомобиль-враг".
9.Интеллектуальная игра "Авторалли".
7 класс
1.Тематический вечер "Берегись автомобиля".
2.Беседа "Велосипедист, помни и соблюдай ПДД!"
3.Конкурс стенгазет "Изучаем ПДД, предупреждаем ДТП!"
4.КВН "Зелёный огонёк".
5.Конкурс плакатов "Нет игре на проезжей части!"
6.Брейн-ринг "Весёлый светофор".
7.Конкурс "Проба пера".
8.Акция "Проверим свой велосипед".
9.Аукцион "Дорожные знаки".
8 класс
1.Конкурс рисунков на асфальте "ПДД- наши правила!"
2.Конкурс рекламных роликов: "Не хотите быть в беде, выполняйте ПДД!"
3.Акция "Поможем малышам на дорогах!"
4.Игра-конкурс "Быстрее, точнее, безопаснее".
5.Соревнование "Мы спасатели".
6.Конкурс творческих работ "Пропагандируем ПДД".
7.Диспут с приглашением инспектора ГИБДД "На улицах должно быть не страшно, а безопасно!"
8.Конкурс "Защита проектов "Безопасный город будущего".
9.Беседа "Соблюдение правил дорожного движения- залог твоей безопасности".
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.