Данная программа относится к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам художественной направленности и предназначена для педагогов дополнительного образования, обучающих детей декоративно-прикладному творчеству. Обучая по данной программе педагог знакомит детей с техникой декупажа, развивает их художественный вкус и творческие способности. воспитывает любовь к прекрасному.
Декупаж.doc
«Чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребёнок»
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Декупаж» имеет художественноэстетическую направленность.
Актуальность программы
Основной целью дополнительного образования является создание условий для
самореализации, самоопределения, самовыражения личности обучающихся.
По своему происхождению декоративноприкладное искусство один из самых
важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративноприкладного
искусства обладают художественноэстетическими свойствами, имея практическое
назначение в быту и труде.
Виды декоративноприкладного искусства очень разнообразны, но при этом
они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую
очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его
функциональность. Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно
найти в истории декоративного искусства самых с ранних времен.
Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и
красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для
него материале, и в характере декора.
Данная программа позволяет ребёнку попробовать технологии изготовления
предметов в технике декупаж, отработанные веками мастерами, что даёт
возможность почувствовать простоту и лаконичность их форм. Содержание
программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность
обучающихся и не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения
(технологии). Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности
декоративноприкладного творчества; приобщает к большому и разнообразному
миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими
сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские
качества.
Педагогическая целесообразность программы заключается в формировании
у детей устойчивой потребности к самореализации в сфере творчества. Познав опыт
творца, ребёнок сможет использовать его в других видах деятельности. Радость
созидания приносит удовлетворение в эмоциональном плане и позволяет человеку
освоить этнокультурные, общенациональные и общечеловеческие ценности.
На занятиях в объединении обучающиеся знакомятся с основами декоративно
прикладного искусства, развивают вкус, воображение, учатся анализировать и
оценивать свою работу. Программа также способствует формированию социальных
навыков, расширяет возможности общения. Дети становятся более
самостоятельными. Отличительная особенность программы
Программа содержит в себе различные техники работы, которыми
пользовались мастера данного вида творчества сотни лет в разных странах (Китай,
Франция, Англия, Россия и т.д.).
В настоящее время, почти через сто лет, декупаж вернулся и подарил
возможность с необыкновенным изяществом и по своему вкусу прекрасно
декорировать мебель и любые предметы обихода. В итоге дети создают яркие
декоративные поделки, имеющие не только художественнодекоративные сувениры
но и унитарные изделия т.е. с практической пользой. Создавая красоту своими
руками, обучающиеся испытывают чувство гордости за свой труд.
Таким образом, программа знакомит детей с опытом работы многих поколений
мастеров, даёт ребёнку свободу в творчестве и подводит его к индивидуальным
проектам и композициям.
Цель программы: создание условий для развития творческого потенциала,
заложенного в ребёнке природой.
Задачи программы
Образовательные:
познакомить:
с видами декоративноприкладного искусства его историей, особенностями и
спецификой, а так же применением в современной жизни;
многообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов;
с возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров;
с художественными промыслами;
обучить:
технологиям декорирования изделий из дерева, стекла, металла, картона, ткани;
техническим навыкам конструирования и моделирования из различных материалов;
знаниям по истории национальной культуры;
современным техниками декорирования;
основам знаний в области композиции, формообразовании, цветоведения в
декоративноприкладном искусстве;
сформировать:
собственный стиль в декорировании изделий;
потребности использования графического изображения (наброска, эскиза) на
подготовительном этапе и процессе изготовления изделия.
Развивающие:
развивать креативные способности детей;
пробуждать любознательность в области народного, декоративноприкладного
искусства, технической эстетики, архитектуры; развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству
художника, дизайнера;
формирование творческих способностей, духовной культуры;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.
Воспитывающие:
осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание
обучающихся;
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному
искусству;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Данная программа предназначена для детей и подростков от 10 до 16 лет и
рассчитана на 2 года обучения:
1й год обучения – 72 часа
2й год обучения – 72 часа
В процессе обучения по данной программе используются различные формы
организации занятий.
При проведении занятий используются следующие формы: беседы,
практические занятия, игры, экскурсии, викторины, конкурсы, мастерклассы.
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые
предстоит выполнять обучающимся.
Принципы обучения:
– эмоционально положительное отношение обучающихся к деятельности – основное
условие развития детского творчества;
– учет индивидуальных особенностей детей – одно из главных условий успешного
обучения;
– последовательность освоения учебного материала – от простого к сложному, от
учебных заданий к творческим решениям;
– удовлетворение практических чувств ребенка через создание полезных и красивых
вещей.
Методы обучения:
– репродуктивный (воспроизводящий);
– иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала);
– проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми);
– эвристический (проблема ставится самими детьми, ими же предлагаются пути
решения).
Основным результатом творческой деятельности детей является участие в
выставках прикладного творчества, промежуточноитоговые занятия.
Примечание: данная дополнительная образовательная программа
предусматривает варьирование количества часов при строгом соблюдении
последовательности тем, по сложности в обучении. Учебнотематический план
1ого года обучения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тема
Вводное занятие.
Введение в декупаж.
«Европейская деревня» стили
кантри, шеббишик, прованс.
Роскошь и старина.
Художественный декупаж.
Заключительное занятие.
Итого:
Количество часов
Всего
2
15
18
Теория Практика
2
2
2
17
20
15
20
2
72
2
2
10
17
22
2
62
СОДЕРЖАНИЕ 1ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Вводное занятие.
Введение в образовательную программу. Правила поведения и содержание
программы занятий, инструктаж по охране труда.
Введение в декупаж.
Основные материалы и инструменты.
История возникновения техники декупаж. Основные материалы и инструменты.
Знакомство с материалами, которые используются в работе.
Практическая работа. Приклеивание салфетки классическим способом.
«Что может декупаж». Дизайнерские возможности декупажа. Понятие цвета и
цветового круга.
Практическая работа.Рамка для фотографии.
Понятие композиции. Декупаж на дереве.
Декупаж на металле. Правильная подготовка металлической поверхности.
Информация по специальным грунтам. Практическая работа. Декор металлической баночки.
Декупаж на картоне. Приемы декорирования.
Практическая работа. Декупаж картонной коробки для подарка.
Декупаж на стекле. Прямой декупаж на стекле. Правильная подготовка стеклянной
поверхности. Соединение рисунка в одно целое при работе с цилиндрическими
поверхностями.
Практическая работа. Декупаж стеклянной вазы.
Декупаж на пластике, пластмассе. Принципы работы с пластиком.
Практическая работа. Декупаж цветочного горшка.
«Европейская деревня» стили кантри, шеббишик, прованс.
Романтический стиль Шебби шик. Введение в основы стиля, принципы, детали.
Освоение техники потертостей.
Практическая работа. Расческа в стиле Шебби шик.
Стиль Прованс. Декорирование больших поверхностей. Одношаговый кракелюр.
Практическая работа. Ключница в стиле Прованс.
Стиль Кантри. Повторение приемов работы с металлом.
Практическая работа. Бидон в стиле Кантри.
Деревенский стиль. Продолжение освоения техники работы с металлом и пластиком.
Практическая работа. Лейка в деревенском стиле.
Роскошь и старина.
Стиль Винтаж. Техника работы с распечаткой. Учимся работать с золотой пастой
(воском).
Практическая работа. Роскошное панно с блеском старинного золота.
Практическая работа. Винтажный новогодний шар.
Практическая работа. Шкатулка в стиле Винтаж.
Декор тарелки при обратном декупаже. Создание сложного фона поталью. Эффект
старого золота.
Практическая работа. Тарелка старинная.
Работа с декупажной картой или распечаткой. Подбор декоративных фонов.
Практическая работа. Коробка для хранения фотографий.
Художественный декупаж.
Подрисовка в декупаже. Принципы подрисовки акриловыми красками.
Практическая работа. Брошь художественная.
Композиция в декупаже. Составление единого рисунка из нескольких фрагментов
разных салфеток в декупаже, подрисовки.
Практическая работа. Стеклянный декоративный подсвечник.
Дымка при обратном декупаже. Тени на стекле. Практическая работа. Декор тарелки.
Художественные тени сухой пастелью. Способы закрепления. Художественные тени
масляной пастелью.
Практическая работа. Шкатулка.
Декупаж как живопись. Имитация масляной живописи. «Почувствуйте себя
художником». Эффект живописи на холсте.
Практическая работа. Тарелка стеклянная (прямой декупаж) «Балерина».
Практическая работа. Декупаж на ткани.
Заключительное занятие.
Выставка лучших работ учебного года.
Учебнотематический план
2ого года обучения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тема
Вводное занятие.
Оригинальные идеи декупажа
Объемный декупаж
Декупаж под утюг
Калейдоскоп работ в технике
декупаж.
Заключительное занятие
Итого:
Количество часов
Всего
2
15
18
15
20
Теория Практика
2
2
2
2
2
17
20
17
22
2
72
10
2
62
СОДЕРЖАНИЕ 2ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Вводное занятие.
Введение в образовательную программу. Повторение программного материала 1го
года, правила поведения и содержание программы занятий, инструктаж по охране
труда.
Оригинальные идеи декупажа.
Основные материалы и инструменты.
Повторение пройденного материала. Знакомство с материалами, которые
используются в работе.
Практическая работа. Горшок для цветов.
«Что может декупаж». Дизайнерские возможности декупажа.
Практическая работа.Часы на виниловой пластинке.
Практическая работа. «Вторя жизнь старых туфлей». Декупаж на пластике. Правильная подготовка пластиковой поверхности.
Информация по специальным грунтам.
Практическая работа. Декор компьютерной мышки.
Приемы декорирования.
Практическая работа. Кулон «Анютины глазки».
Декупаж на холсте. Нюансы работы с салфеткой.
Практическая работа. Сумочка «Маленькая фея».
Декупаж на пластике, пластмассе, дереве.
Практическая работа. Зеркало в технике декупаж.
Объемный декупаж.
Понятие объемного декупажа. Введение в основы стиля, принципы, детали. Освоение
техники. Способы для достижения объемного декупажа.
Практическая работа. Стеклянная тарелка «Танцовщица».
Практическая работа. Декоративное панно в технике объемного декупажа.
Практическая работа. Шкатулка.
Декупаж под утюг.
Приемы декупажа под утюг. Особенности техники. Средства для декупажа по ткани.
Практическая работа. «Розовое утро». Салфетка.
Практическая работа. «Маки». Скатерть.
Практическая работа. «Моя идея». Выполнение работы на свободную тему.
Калейдоскоп работ в технике декупаж.
Закрепление пройденного материала.
Практическая работа. Табличка на дверь.
Практическая работа. Фоторамка.
Практическая работа. Декоративные доски.
Практическая работа. Зеркало «Море».
Практическая работа. Часы «Ангел».
Заключительное занятие.
Конкурс мастерства «Мы уже мастера». ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Демонстрационный материал
1. Фотографии.
2. Иллюстрации (по всем темам).
Материалы
краски акриловые;
прозрачнее акриловые лаки на водной основе;
акриловый грунт;
клей ПВА (клей для декупажа);
Инструменты
кисти, валики и губки, тампоны, салфетки, карандаши простые, контуры, бумага
наждачная, ножницы и др.;
рамки деревянные, доски разделочные разного размера, стеклянные вазы, тарелки,
старая мебель, чемоданы и пр.;
клеенки на столы, подставки для кистей, емкости для разведения клея, емкости
для воды.
Обеспечение программы методическими видами продукции. 1. Учебные и методические пособия для педагогов
дополнительного образования, детей школьного возраста.
2. Литература по прикладному искусству.
3. Разработки: конспекты занятий и бесед.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По итогам работы 1 года обучения обучающиеся должны знать:
– название основных техник декупажа;
– понимать значение терминов: декупаж, декор, композиция, дизайнер, красители,
лаки, грунт; замысел, основа для декупажа, пластик, декоративная композиция,
панно;
–– названия инструментов и приспособлений, названия поверхностей.
Должны уметь:
– пользоваться инструментами и материалами: красками, кистью, лаками,
поролоновыми тампонами, наждачной бумагой;
– на заданную тему создавать декоративные панно в круге, квадрате;
– использовать основные приемы декупажа;
– владеть различными приемами обработки поверхностей (работа грунтом,
красками, лаком).
По итогам работы 2 года обучения обучающиеся должны знать:
– виды декупажа, области применения;
– виды декоративных композиций;
– области использования изделий, выполненных в технике декупажа;
– приемы декорирования интерьера.
Должны уметь: – свободно пользоваться инструментами и материалами, производить их отбор в
зависимости от задач декорирования;
работать со шлифовальной машинкой;
самостоятельно подбирать правильный № наждачной бумаги для обработки
деревянных поверхностей;
– самостоятельно вести полный цикл выполнения работы в технике декупажа;
– создавать декоративные панно на свободную и заданную тему;
– декорировать любые объекты интерьера;
– свободно владеть различными приемами выполнения обработки деревянных и
пластиковых поверхностей в технике декупажа.
Литература для обучающихся
1. Все о декупаже: техника и изделия / Под ред. М. Лупато. – М.: НиолаПресс, 2007.
2. Воронова О. В. Декупаж : Новые идеи, оригинальные техники. М.: Эксмо, 2010.
3. Орлова Е.А. Декупаж. – М.: РИПОЛ классик,2011.
4. Ладонина Л. Декупаж. Первые шаги. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель,
2012.
Литература для педагога
1. Декупаж. Красивый декор своими руками. Минск: харвест, 2010.
2. Методические основы преподавания декоративноприкладного творчества:
учебнометодическое пособие / Под ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов н/Д. : Феникс,
2006. – 347 3. Бойко Е.А. Декупаж.100 лучших идей. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
4. Вешкина О.Б. Декупаж. Стильные идеи шаг за шагом. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
Образовательная программа "Декупаж"
Образовательная программа "Декупаж"
Образовательная программа "Декупаж"
Образовательная программа "Декупаж"
Образовательная программа "Декупаж"
Образовательная программа "Декупаж"
Образовательная программа "Декупаж"
Образовательная программа "Декупаж"
Образовательная программа "Декупаж"
Образовательная программа "Декупаж"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.