Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр» «КУДЕСНИКИ»
Оценка 4.7

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр» «КУДЕСНИКИ»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +2
2 кл—11 кл +1
03.04.2018
Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр»   «КУДЕСНИКИ»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр» «КУДЕСНИКИ». Представленная в пособии программа дополнительного образования «Сказочная мастерская «Кудесники». Театр кукол» рассчитана на 3 года и предназначена для занятий с детьми от 6 до 14 лет. Занятия в театре кукол познакомят учащихся с основами театральной культуры, упражнениями по ритмопластике, сценической речи, театральной игре, кукловождению; научат юных актеров уверенно чувствовать себя на сцене;Документ на 21 листе
ПРОГРАММА КУДЕСНИКИ (9).docx
МБОУ КРАСНОВАТРАССКАЯ СОШ СПАССКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Утверждаю: Директор школы _______________ Столбова А.А. «___»_______2014г Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр»  «КУДЕСНИКИ» Возраст обучающихся – 8­12 лет Срок реализации программы 1 год. Составитель: Педагог дополнительного образования Скалина Анна Николаевна Красный Ватрас  2014г. “Ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо разжечь”. Мудрец Пояснительная записка Открыть для ребенка мир театрального искусства, раскрыть его творческий  потенциал и спланировать разумный досуг поможет организация в образовательном  учреждении кукольного театра. Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой.  Кукла, играющая на сцене, – это для ребенка ожившая сказка, которую можно  увидеть своими глазами и потрогать. Кукольный театр заключает в себе большие потенциальные возможности для  всестороннего развития личности ребенка.  В совместной работе над спектаклем или куклой формируются навыки  сотрудничества, творчества, эмоциональной гибкости, коммуникативности,  самопрезентации и самореализации. Представленная в пособии программа дополнительного  образования «Сказочная мастерская «Кудесники». Театр кукол» рассчитана на 3  года и предназначена для занятий с детьми от 6 до 14 лет.  Занятия в театре кукол познакомят учащихся с основами театральной  культуры, упражнениями по ритмопластике, сценической речи, театральной игре,  кукловождению; научат юных актеров уверенно чувствовать себя на сцене;  проектная деятельность подскажет, как своими руками создавать различных кукол  из подручного материала. По своей направленности образовательная программа  «Сказочная мастерская  «Кудесники».  относится к художественно­эстетическому направлению.   Актуальность Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его  неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию  воспитательно­образовательной работы с детьми, основана на психологических  особенностях развития младших школьников. Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни  склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему­либо.  Но все они, такие разные,  любят  кукольный театр. Дети всегда с нетерпением ждут встречи с театром кукол, ведь  куклы могут всё или почти всё, куклы творят чудеса: веселят, обучают, развивают  творческие способности детей, корректируют их поведение. Вот почему ребята так  быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, исполняют кукольные  роли. Кукольный театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым  комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра  применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно­ декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый  интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые  переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре  кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется  яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Кукольный театр оказывает на детей большое воспитательное воздействие,  способствует формированию положительных черт характера каждого ребёнка, таких  как доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, честность, умение сопереживать  другим людям. Театральная деятельность учащихся формирует у них навыки  совместной деятельности, чувство общности, умение видеть свои недостатки и  способность просить помощи у окружающих, а в конечном итоге способствует  сплочению детского коллектива, профилактике асоциального поведения детей. Новизна В программе систематизированы средства и методы театрально­игровой  деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой  деятельности в процессе театрального воплощения. Гипотеза Программа основана на следующем научном предположении: театральная  деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является  процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс  репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат.  Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности  ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный  контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие  произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее  важна, чем сам спектакль. Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами  кукольного театрального искусства. Данная цель реализуется через решение следующих задач:  Знакомство учащихся с основами кукольной театрализации (театральная игра и  актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение,  сценическая речь, декорации, история кукольного театра);  Систематическое и целенаправленное развитие восприятия, памяти, мышления,  воображения, фантазии и речи детей;  Формирование у детей художественных предпочтений, этических, эстетических  оценок искусства, природы, окружающего мира;  Формирование нравственных качеств,  гуманистической личностной позиции,  позитивного и оптимистического отношения к жизни;  Развитие коммуникативной культуры детей. В основу курса «Сказочная мастерская «Кудесники» положены:  Тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает  задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает  интересы детей, их возрастные особенности.  Обучение в порядке постепенного усложнения – от выполнения отдельных  тренировочных упражнений по кукловождению до разыгрывания роли.  Таким образом, ребёнок поднимается по ступенькам знаний, отталкиваясь от того, чему он уже  научился.  Построение занятий согласно логике творчества – от постановки  творческой задачи до достижения творческого результата. Таким результатом может  быть театральный этюд, крошечное стихотворение, сказка, мини­представление,  открытие чего­то нового для каждого ребёнка – в зависимости от того, чему посвящено занятие.  Но творческий итог должен быть.  Взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей  учащихся. Реализация данного принципа предполагает коррекцию и развитие памяти,  внимания, речи, восприятия, воображения, мышления детей наряду с развитием их  творческих способностей. Огромную роль в развитии познавательной сферы играет  этюдный тренаж, который проводится на каждом занятии кукольного театра. Работа  над спектаклем (кукловождение, работа над выразительностью речи, характерами  героев, выступления перед зрителями и пр.) способствует развитию словарного запаса,  фонетико­фонематического восприятия, произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения школьников.  Построение занятий таким образом, чтобы в активной работе могли  участвовать все ученики. Это достигается несколькими путями: работой группы как  единого организма, делением всех детей на малые творческие группы, выполнение  индивидуальных заданий.  Построение занятий таким образом, чтобы дети имели возможность  сменить типы и  ритмы работы, т.е. чередовались покой и движение, тишина и  оживление, интеллектуальная и физическая деятельность, ведь человек представляет собой единство физического и психического. Игнорирование той или иной  составляющей в процессе обучения ведёт к деформации всей органики развития  личности ребёнка. Создание на занятиях эмоционально­комфортной среды через: — обучение с опорой на идеи педагогического сотрудничества: паритетные  отношения с детьми, обучение без принуждения, личностный подход; — переориентацию стиля педагогического общения с детьми в направлении   насыщения теплотой, терпимостью, ровностью; — технику эмоционально­выразительного и тактичного проявления  отрицательных и положительных эмоций, чувств, настроений самого педагога; — устранение причин эмоционального дискомфорта ребёнка на занятии; — насыщение процесса обучения и образовательной среды эмоциональными  стимулами: игрой, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности,  положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения. Создание художественной среды.  Школьный  возраст является самым продуктивным периодом становления  ребенка как личности. Духовная жизнь школьников неразрывно связана с «миром  вещей». Эстетически организованная среда оказывает огромное влияние на  мировоззрение человека. Художественная среда в кукольном театре это: — помещение, где красиво и уютно, где стены  в меру украшены панно,  картинами, где находятся декорации, ширма, выставлены куклы; — музыкальное оформление занятий, пьес. Музыка – неотъемлемая часть  кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Дети очень  любят, когда куклы поют, танцуют. Выбор песен, музыки определяется содержанием  спектакля; — подбор репертуара. Кукольный театр – это не только средство развлечения,  он оказывает  большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим  необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Ученики младших классов  любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и  благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными, они должны  «будить» и  развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт  характера. Хорошо, если в спектакле показывается, что такое настоящая дружба,  честность, смелость, отзывчивость и др. При разработке программы дополнительного образования младших школьников  «Сказочная мастерская «Кудесники» были использованы учебно­методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б.  Баряевой, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра,  в том числе и кукольного,  в общеобразовательной школе, детском саду.  Настоящая программа не дублирует ни одну из вышеперечисленных программ: — материал для занятий подобран с учетом возрастных особенностей и  возможностей детей; — занятия проводятся в игровой форме, включают: беседы, викторины, игры  (словесные, подвижные, пальчиковые, эмоциональные и др.), конкурсные программы,  репетиции к спектаклям, изготовление кукол, декораций, выступления перед  зрителями и многое другое; — формы организации детей на занятии разные: групповые, подгрупповые,  индивидуальные; Программа «Кукольный театр» предназначена для детей младшего школьного  возраста 8 – 12 лет и рассчитана на 1 год обучения,68 часов занятий (1 раз в неделю два часа). Наполняемость группы — 12 человек. Условиями набора детей в группу  являются первоначальное желание чему­то научиться, а также степень  сформированности интереса к театрализованной деятельности. К концу обучения в кукольном театре воспитанники должны иметь  первоначальные сведения: — об истории кукольного театра; — о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами разных систем; — о способах  кукловождения кукол разных систем; — о сценической речи; — о сценическом движении; — о декорациях к спектаклю; — о подборе музыкального сопровождения к спектаклю. К концу обучения в кукольном театре у детей должно быть сформировано  умение: — работы с куклами изученных систем при показе спектакля; — импровизации; —  умение работать в группе, в коллективе; — умение изготавливать простейшие куклы разных систем; — умение выступать перед публикой, зрителями. Формы подведения итогов занятий младших школьников в кукольном театре: — выступления перед зрителями в школе и детских садах; Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования,  тестирования самих участников кукольного театра, наблюдения педагога,  диагностические задания (начало и конец года), анализ работы. Учебно­тематический план на второе полугодие 2011­2012 уч. года Количество часов №п/ п Тема занятия 1 подгруппа 2 подгруппа Всего еория Т 1 1 1 1 2 3 Здравствуй  театр! Секреты  сценического  мастерства Виды кукол и способы управления  ими. Пр актика еория 1 1 3 Т 1 1 1 Пр актика 1 1 3 4 4 8 Сказка  «Курочка ряба» Театр на  фланелеграфе. Сказка  «Рукавичка» Настольный  театр. Сказка  «Пузырь, соломинка  и лапоть» Сказка  «Теремок» Пальчиковый  театр. Сказка «Лиса и журавль» Тростевой  театр. Сказка  «Заюшкина  4 5 6 7 1 3 1 3 8 2 4 2 4 12 1 2 3 6 1 2 3 6 8 16 избушка» Сказка «Три  поросенка» Театр масок.  Ненецкие сказки:  «Ворона, куропатка  и мышка» 8 «Как ворон и  сова друг друга  покрасили» 3 9 3 9 24 Сказка  «Колобок» Верховые  куклы и способы  управления ими. Сказка  «Репка» 9 Сказка  «Красная шапочка» 10 11 Диагностичес кое обследование  (начало — конец  года) Изготовление декораций и  3 9 3 9 24 ­ 1 4 3 ­ 1 4 3 8 8 бутафории к  спектаклям 12 13 Изготовление кукол Выступления  перед зрителями Всего часов 8 Содержание программы 1.ЗДРАВСТВУЙ ТЕАТР! 2 ­ 1 6 2 54 8 2 ­ 1 6 2 54 16 4 144 Теоретические сведения: — Познакомить с понятием «театр», историей возникновения театра. ­Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. — Формировать устойчивый интерес к различным театральным жанрам. Практическая работа: ­Рассматривания альбома «Театр» ­Игры на имитацию с проговариванием «Поезд», «Самолет». ­Игра на развитие мелкой моторики «Утречко». ­Отгадывание загадок. 2.CЕКРЕТЫ СЦЕНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА. Теоретические сведения: ­Этюдный тренаж на развитие памяти, внимания, мышления, воображения. ­Развитие навыков выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт  характера. — Развивать у детей интерес к сценическому творчеству. Активизировать  познавательный интерес к театру. ­Активизация словаря: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист,  дублер, актер. Практическая работа: ­Показать как с помощью разных эмоций передается образ того либо другого  персонажа. ­Игра «Чудесный мешочек», изобрази героя сказки. ­Викторина по сказкам. ­Игры на развитиепамяти, внимания, мышления, воображения. 3.ВИДЫ КУКОЛ И СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ. СКАЗКА «КУРОЧКА РЯБА» Теоретические сведения: ­Знакомство с различными видами кукол и способами управления ими. ­Обучение способам кукловождения. ­Учить детей смотреть небольшие сценки; ­Привлекать к посильному участию в действиях персонажей. Практическая работа: ­Просмотр сказки «Курочка ряба» в исполнении педагога. Следим за развитием  сюжета, отвечаем на вопросы педагога. Побуждать к совместным игровым действиям,  выполнению простейших образных движений и движений с куклами. ­Игры с куклами разных видов театра: «Держи куклу в руках», «куколка  танцует», «хлопает в ладоши» и др. 4.ТЕАТР НА ФЛАНЕЛЕГРАФЕ. СКАЗКА «РУКАВИЧКА» Теоретические сведения: ­Знакомство с театром кукол на фланелеграфе. ­Обучение способам управления куклами такого театра. ­Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность. Практическая работа: ­Просмотр сказки «Курочка ряба» в исполнении педагога. ­Распределение ролей с помощью педагога. ­Чтение текста сказки по ролям, эмоционально передавая образ героев. ­Инсценирование сказки. 5.НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР. Теоретические сведения: ­Знакомство с настольным театром. ­Обучение способам управления куклами настольного театра. ­Знакомство со способами изготовления кукол плоскостного,конусного  настольного театра из бумаги, картона, подручных средств. ­Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. ­Воспитывать аккуратность в работе с тканью, бумагой, картоном. ­Развитие памяти, внимания, мышления, ­Уважать интересы партнёра; ­Воспитывать желание и умение сотрудничать. (Умение слушать партнёра.  Осмысление своих поступков и поступков героев сказок. Способность делиться  своими переживаниями.) 5.1СКАЗКА « ПУЗЫРЬ, СОЛОМИНКА И ЛАПОТЬ» Практическая работа: ­Просмотр сказки  в исполнении педагога. ­Распределение ролей с помощью педагога. ­Чтение текста сказки по ролям подгруппами, эмоционально передавая образ  героев. ­Инсценирование сказки. ­Упражнения: «Опиши друга», «Если бы ты был волшебником…», «Кто тебя  позвал, узнай». ­Описание характера персонажа. ­Изготовление кукол настольного театра. 5.2СКАЗКА «ТЕРЕМОК» Практическая работа: ­Просмотр сказки «Теремок» в исполнении педагога. ­Распределение ролей с помощью педагога. ­Чтение текста сказки по ролям подгруппами, эмоционально передавая образ  героев. ­Инсценирование сказки. ­Игры на развитие памяти, внимания, мышления. ­Продолжаем учиться изготавливать куклы настольного театра. 6. ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР. СКАЗКА «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ» Теоретические сведения: ­Знакомство с пальчиковым театром. ­Обучение способам управления куклами пальчикового  театра. ­Знакомство со способами изготовления кукол пальчикового театра из бумаги,  картона, подручных средств. ­Развитие мелкой моторики рук, техники речи. Практическая работа: ­Просмотр сказки «Лиса и журавль» в исполнении педагога. ­Распределение ролей. ­Чтение текста сказки по ролям подгруппами, эмоционально передавая образ  героев. ­Инсценирование сказки. ­Розучивание скороговорок, чистоговорок. ­Пальчиковые игры. ­Изготовление кукол пальчикового театра. 7. ТРОСТЕВОЙ ТЕАТР. Теоретические сведения: ­Знакомство с тростевым театром. ­Обучение способам управления куклами тростевого театра. ­Знакомство со способами изготовления кукол тростевого театра из бумаги,  картона, подручных средств. ­Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. ­Познакомить детей со сценарием постановкой сказки. ­Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. 7.1 СКАЗКА «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА» Практическая работа: ­Игры и упражнения: Мыльные пузыри, Веселый пятачок, Удивленный бегемот. ­Изготовление кукол тростевого театра. ­Просмотр сказки «Заюшкина избушка» в исполнении педагога. ­Распределение ролей. ­Чтение текста сказки по ролям подгруппами, эмоционально передавая образ  героев. ­Определить готовность детей к показу сказки. ­Этюдный тренаж, разучивание ролей, приёмы кукловождения, репетиция  спектакля, импровизация, выступление перед зрителями. — Коллективный анализ выступлений. 7.2 СКАЗКА «ТРИ ПОРОСЕНКА» Практическая работа: ­Просмотр сказки «Три поросенка» в исполнении педагога. ­Распределение ролей. ­Чтение текста сказки по ролям подгруппами, эмоционально передавая образ  героев. ­Инсценирование сказки. ­Продолжаем учиться изготавливать куклы тростевого театра. 8. ТЕАТР МАСОК. Теоретические сведения: ­Знакомство с театром масок. ­Развивать у детей умение пользоваться жестами. ­Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. ­Учить равномерно, двигаться по сцене не сталкиваясь, друг с другом. ­Учить детей подбирать для себя костюмы. Готовить их к выступлению. ­Учить детей устанавливать декорации, оформлять сцену. 8.1 НЕНЕЦКАЯ СКАЗКА «ВОРОНА, КУРОПАТКА И МЫШКА» Практическая работа: ­Просмотр сказки  в исполнении педагога. ­Распределение ролей. ­Чтение текста сказки по ролям подгруппами, эмоционально передавая образ  героев. ­Показ движений, обсуждение, поощрения, помощь. ­Этюдный тренаж, разучивание ролей, репетиция спектакля, импровизация,  выступление перед зрителями. 8.2 СКАЗКА «КОЛОБОК» Практическая работа: ­Просмотр сказки  в исполнении педагога. ­Распределение ролей. ­Чтение текста сказки по ролям подгруппами, эмоционально передавая образ  героев. ­Показ движений, обсуждение, поощрения, помощь. ­Этюдный тренаж, разучивание ролей, репетиция спектакля, импровизация,  выступление перед зрителями. 8.3 СКАЗКА «КАК ВОРОН И СОВА ДРУГ ДРУГА КРАСИЛИ» Практическая работа: ­Просмотр сказки  в исполнении педагога. ­Распределение ролей. ­Чтение текста сказки по ролям подгруппами, эмоционально передавая образ  героев. ­Показ движений, обсуждение, поощрения, помощь. ­Этюдный тренаж, разучивание ролей, репетиция спектакля, импровизация  сказки. 9. ВЕРХОВЫЕ КУКЛЫ. Теоретические сведения: ­Знакомство с театром верховых кукол. ­Обучение способам управления куклами верхового театра. ­Кукловождение над ширмой. ­Роль декораций в постановке. 9.1 СКАЗКА «РЕПКА» Практическая работа: ­Просмотр сказки  в исполнении педагога. ­Распределение ролей. ­Чтение текста сказки по ролям подгруппами, эмоционально передавая образ  героев. ­Показ движений, обсуждение, поощрения, помощь. ­Этюдный тренаж, разучивание ролей, репетиция спектакля, импровизация  сказки. ­Изготовление декораций к спектаклю. 9.2 СКАЗКА «КРАСНАЯ ШАПОЧКА» Практическая работа: ­Просмотр сказки  в исполнении педагога. ­Распределение ролей. ­Чтение текста сказки по ролям подгруппами, эмоционально передавая образ  героев. ­Показ движений, обсуждение, поощрения, помощь. ­Этюдный тренаж, разучивание ролей, репетиция спектакля, импровизация,  выступление перед зрителями. ­Изготовление декораций к спектаклю. Техническое оснащение занятий Занятия кукольного кружка проводятся в специальном помещении, где имеется  следующее оснащение: Ø Магнитофон, подборка сказок, песен, мелодий; Ø Куклы:   театр на фланелеграфе: —         куклы­картинки; —         фланелеграф; —         рисунки для мини – декораций. театр верховых кукол (куклы­Петрушки, тростевые куклы): —         куклы; —         театральная ширма; —         декорации к спектаклям. Настольный театр: —         куклы; —         декорации к спектаклям. Пальчиковый театр: — куклы; ­ декорации. Театр масок: —         специальные костюмы для детей; —         декорации, бутафории к спектаклям; —         маски; Ø Костюмы; Ø Материалы необходимые для изготовления кукол, декораций и т.д. Ø Подборка игр; Ø Разработки занятий; Ø Сказки и т.п.      Используемая литература 1. 2. 3. Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. — Минск, 1969. Алянский Ю.Л. Азбука театра. — Ленинград , 1990. Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры­занятия с детьми с проблемами  в интеллектуальном развитии. – С­П., 2001. 4. 5. 6. 7. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1 – 4  классы. – М., 2004. 8. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам.  — М., 1982. 9. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997. 1999. 1997. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М.,  Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль,  Синицина Е.И. Умная тетрадь. – М., 1999. Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. –  Ярославль, 1998. 16. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. –  Ярославль, 1996. 17. Флинг Х. Куклы­марионетки. С­П., 2000. 18. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль, 1997. 19. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1997

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр» «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр»   «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр» «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр»   «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр» «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр»   «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр» «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр»   «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр» «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр»   «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр» «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр»   «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр» «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр»   «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр» «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр»   «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр» «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр»   «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр» «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр»   «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр» «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр»   «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр» «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр»   «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр» «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр»   «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр» «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр»   «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр» «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр»   «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр» «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр»   «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр» «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр»   «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр» «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр»   «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр» «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр»   «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр» «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр»   «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр» «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр»   «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр» «КУДЕСНИКИ»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Кукольный театр»   «КУДЕСНИКИ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018