Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"
Оценка 4.8

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
2 кл
02.04.2017
Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"
Примерная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Программа направлена на развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства
программа школьная сказка на 3 года.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение Борисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №12 Утверждена                                                              «Утверждаю» педагогическим  советом                                     Директор школы:_______  Протокол № __                                                                                 Ревина А.Н.                                                                     Приказ №____ от ________   дополнительного образования Образовательная программа детей «Школьная сказка» Сроки реализации – 3 года для учащихся 1 -3 классов (7 – 9 лет) Автор: Шипилова Н.В. (учитель начальных классов, ВКК) Борисоглебск, 2013 год Пояснительная записка к программе Примерная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с  требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к  структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и  организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры  обучающихся, на их духовно­нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное  развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей,  саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.  Программа направлена на развитие творческих способностей детей средствами  театрального искусства  Актуальность    В основе реализации внеурочной программы лежит системно­деятельностный подход,  который предполагает: ­ воспитание, социально­педагогическая поддержка становления и развития  высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного  гражданина;                                                                                                        ­ переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки  содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально  желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся; ­ учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей  обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении  образовательно­воспитательных целей и путей их достижения; ­ обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования; ­ обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Гипотеза Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.  Цель программы:  Посредством кукольного театра воздействовать на учащихся, развивая их художественный  вкус и нравственные начала. Объединение детей с целью реализации творческих интересов и  способностей учащихся, удовлетворение их  потребностей и запросов. Основные задачи Развивать чуткость к сценическому искусству. Развивать   и   совершенствовать   творческие   способности   детей   средствами театрального искусства. Развивать   творческую   самостоятельность   в   создании   художественного   образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации. Совершенствовать   память,   внимание,   наблюдательность,   мышление,   воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать                  свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со   сверстниками.   Учить   оценивать   действия   других   детей   и   сравнивать   со   своими действиями. Расширять представления детей об окружающей действительности. Активизировать ассоциативное и образное мышление. Развивать воображение и веру в сценический вымысел. Учить действовать на сценической площадке естественно. Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами. Развивать   умение   по­разному   выполнять   одни   и   те   же   действия   в   разных обстоятельствах, ситуациях. Развивать умение владеть своим телом. Совершенствовать двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений. Развивать   способность   создавать   образы   живых   существ   и   предметов   через пластические возможности своего тела, с помощью жестов и мимики. Углублять   представления   о   предметах,   театральных   куклах,   декорациях.   Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов. Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве ширмы, сцены. Воспитывать   уважение   к   труду   взрослых   и   детей,   бережное   отношение   к   куклам, декорациям, реквизиту, костюмам. Расширять   и   уточнять   представления   детей   о   видах   кукольных   театров,   уметь различать   их   (настольный   театр,   верховые   куклы,   тростевые   куклы,   куклы­марионетки, куклы с «живой рукой», люди­куклы). Активизировать   и   уточнять   словарь   детей.   Расширять   словарный   запас. Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу. В   программе   систематизированы   средства   и   методы   театрально­игровой   деятельности, обосновано   использование   разных   видов   детской   творческой   деятельности   в   процессе театрального воплощения. Новизна Дополнительная образовательная программа  для учащихся 1­3 классов,  рассчитана на 210 часов. 66ч.­1 класс, 72ч. – 2 класс, 72 ч. – 3 класс.                              Формы и режим занятий.           Базовые формы учебных занятий: информационные (беседа, сообщение), постановочные,  репетиционные, художественные образовательные события, общение со зрителями.           Информационное занятие предполагает беседы и сообщения. Фронтальная беседа ­  специально организованный диалог, в ходе которого учитель руководит обменом мнениями по  какому­либо вопросу (проблеме). Назначение сообщений состоит в квалифицированном  комментировании какой­либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в  информации.          Постановочные занятия ­ творческий процесс создания представления, который  осуществляется постановщиком совместно с художником, балетмейстером, музыкантом и  костюмером. Репетиционные занятия ­ основная форма подготовки представлений путём  многократных повторений (частями и целиком). Место проведения занятий ­ в классной комнате во внеурочное время, на сцене актового зала  школы. Показ представления готовится для учащихся начальных классов и родителей.  Ожидаемые результаты реализации программы Достижение первого уровня результатов ­ приобретение школьником социальных знаний о  ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия,  способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания,  рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях  взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов  исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации  взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра.  Воспитание социально­адаптированного человека, способного применять на практике знания,  полученные в кукольном театре. Формы подведения итогов Участие в школьных и городских конкурсах и фестивалях. 1 год обучения Тематическое планирование 1 класс № Основные блоки Количество часов 1 2 3 Вводное занятие Таинственные превращения Работа над выбранной для спектакля пьесой 4 Изготовление кукол и бутафории Всег о Теори я Практик а 2 4 2 4 42 4 42 4 5 Выбор для спектакля пьесы 6 Показ пьесы детям 7 Ремонт кукол Всего 4 4 4 2 4 2 99 7 27 Содержание программы № Тема Кол­во часов Вводное занятие. Театр. Его  истоки.  1­2 3 Дата 3,7.09 Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник ­ декоратор, бутафор, актер). 3­4 Таинственные превращения.  3 Ввести детей в мир театра, 10,14.09 дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства..Познакомить с особенностями пальчиковых кук ол и я управление ими. Выбор для спектакля пьесы.  «Заячья избушка» 5­6 3 Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о 17,21.09 прочитанном. ­ Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении Распределение ролей и чтение  произведения учащимисяся.  7 1,5 Отработка чтения каждой  роли.  8­9 Обработка чтения каждой  роли, репетиция за столом. Обучение работе над ширмой.  10­ 11 12­ 13   Обучение работе над ширмой,  чтение каждым кукловодом  своей роли, действия роли.  14­ 15 3 3 3 3 24.09 28.09 1.10 5,8.10 12,15.10 Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Учить детей умению вживаться в сою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа Надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. Распределение технических обязанностей по спектаклю, 19,22.09 установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля. Генеральная репетиция пьесы.  Изготовление кукол и  бутафории. Показ пьесы  «Заячья  избушка» детям. Анализ работы. 1,5 1,5 1,5 16 17 18 26.10 Выступление на сцене. 29.10 Что удалось и что не 2.11 Выбор пьесы.  «Рукавичка». 19 Читки по ролям, глубокий и  детальный разбор пьесы. 20­ 21 Репетиция пьесы.  Изготовление бутафории и  кукол для пьесы. 22­ 23 Репетиция пьесы.  Репетиция пьесы.  Генеральная репетиция,  звуковое оформление  спектакля. Показ пьесы детям  «Рукавичка». 24­ 26 27­ 30 31 32 1,5 3 3 4,5 6 1,5 1,5 получилось? Разбор спектакля Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом. Прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля 5.11 9,12.11 16,19.11 Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. 23,26,30.11 Распределение технических обязанностей по спектаклю, 3,7,10,14.12 установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. 17.12 Выступление на сцене. 21.12 Анализ работы. Выбор для спектакля пьесы.  “ Битый небитого везет ”. 33 34 1,5 1,5 Распределение роли и чтение  произведения учащимися.  35 1,5 Что удалось и что не получилось? Разбор спектакля 24.12 Выразительное чтение произведения учащихся. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля Заучивание текста наизусть, соединения действия куклы со словами своей рели. Установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. 6 6 4,5 1,5 1,5 Обработка чтения каждой  роли. Репетиция пьесы.  Изготовление бутафории, и  кукол для пьесы. Репетиция пьесы.  Репетиция пьесы.  Распределение технических  обязанностей по спектаклю Генеральная репетиция.  Музыкальное оформление  спектакля. Показ пьесы детям “ Битый  небитого везет ”.  36­ 39 40­ 43 44­ 46 47 48 49­ 50 51 3 Выступление на сцене. Анализ работы. 1,5 Что удалось и что не получилось? Разбор спектакля. Выбор для спектакля пьесы.  1,5 52 53 54­ 55 56­ 59 60­ 62 63 64 65 66 Распределение ролей  характеристика действующих  лиц, их взаимоотношения.  Читка по ролям. Работа с  куклой на ширме. Репетиция пьесы.  Изготовление кукол и  бутафории. Репетиция пьесы. Заучивание  текста наизусть.  Генеральная репетиция.  Звуковое оформление. Показ пьесы учащимся  начальных классов.  «Лисичкины сказки» Анализ работы. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном. Определение места и времени действия. Распределение технических обязанностей. Выступление на сцене. Что удалось и что не получилось? Разбор спектакля. 1,5 3 6 4,5 1,5 1,5 1,5 1,5 99 Всего часов Учебно-тематический план занятий 2 класс 2 год обучения № п/п 1 2 Тема Введение История куклы театральной Кол-во часов 2 2 Формы занятий Практи- Теорети -ческие ческие 2 0 0 2 Театральный невидимка Выбор спектаклей-сказок для постановок Работа над сценарием Отработка выразительного чтения по ролям, отработка дикции Знакомство с кукловождением. Соединение слов с кукловождением Отработка мизансцен и эпизодов спектакля Отработка спектакля в целом Изготовление кукол Изготовление декораций и афиш Постановка спектакля Анализ спектаклей. работы за год Итого: поставленных Итоги 2 4 8 8 6 12 10 6 4 4 4 72 2 0 0 0 0 2 0 0 0 0 4 10 0 4 8 8 6 10 10 6 4 4 0 62 Содержание программы Тема План и темы занятий. Устав кружка. Беседа о кукольном искусстве. Этюдный  тренаж. Дикционные упражнения. Практические занятия по вождению куклы. Рассказ о  народных кукольных представлениях  и их первых героях, Куклы, танцующие на доске. учителем.  "Марионетте" или куклы на нитях.  3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 № 1 2 3 4 4 5 6­7 8­10   11­14 О тех, кто создает спектакль. Театральная лексика. Выбор   для   спектакля   пьесы.   Выразительное   чтение   пьес   учащимися.   Беседа   о прочитанном персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Практические занятия по вождению куклы. «Звук – ценность речи». Распределение ролей. Выразительное чтение по ролям. Расстановка логических ударений, пауз. Выбор нужной интонации для каждого героя. Выразительное чтение под музыкальное сопровождение  Работа над ширмой.  Распределение технических обязанностей по спектаклю,  установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг  другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля.Генеральная  репетиция пьесы. Изготовление кукол и бутафории. 15­16 Показ пьесы  «Дочь и падчерица» детям. 17 Выбор пьесы. Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение  времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их  взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом. Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы. Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы. Монтировочные репетиции и прогоны. Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. Показ пьесы детям «Зайка­зазнайка».Анализ Ремонт кукол 18­19 20­23 24­27 28 29­30 31 32 Выбор для спектакля пьесы. Отработка мизансцен и эпизодов  Разработка мизансценического рисунка. Определение ритма и темпа спектакля. Отработка эпизодов спектакля. Распределение роли.  Отработка дикции. Вхождение в роль (образ). Отработка интонации. Репетиция пьесы. Изготовление бутафории, и кукол для пьесы. Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю,  установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг  другу в управлении куклами. Генеральная репетиция. Музыкальное оформление. 33­34 35­41 42­44 45 46­47 Показ пьесы детям “ Целебная травка».Анализ спектакля.   Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о  прочитанном. 48 49­50 Распределение ролей характеристика действующих лиц, их взаимоотношения.  Определение места и времени. Читка по ролям. Этюды с куклами на столе и ширме. Репетиция пьесы. Изготовление кукол и бутафории. 51­52 53­56 57­62 Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть. Распределение технических  обязанностей. Генеральная репетиция. Звуковое оформление. Показ пьесы учащимся начальных классов. «Огниво». Анализ спектакля. 63 64­65 Участие в городском конкурсе Ремонт кукол. Реставрация декораций. Анализ поставленных спектаклей, выявление недостатков. Подведение итогов работы за год. Награждение участников по номинациям: «Лучшая роль», «Лучший художник –  декоратор», «Чудо­кукла», «Мастер слова». 3 год обучения Учебно-тематический план занятий 3 класс Тема занятия Количество часов На тему теория практи История национальных театров. Музыка в театре Работа с перчаточными куклами. Отработка действия. Управление куклой-петрушкой. Сценическая речь: темп, тембр, громкость голоса. Секреты сценического мастерства. Читка и разучивание пьесы по сказке В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?» Читка пьесы и разучивание пьесы «Рождественский Колобок» Сказка «Крылатый, мохнатый и масляный». Сказка «Сказка об умном мышонке» Технология изготовления кукол. Изготовление декораций бутафории. Развитие речи. Выступление перед зрителями. Анализ выступления. и 1 5 1 2 6 7 6 6 6 6 7 7 2 5 5 ка 4 1 2 5 6 4 4 4 4 6 6 1 5 - 1 1 1 1 2 2 2 2 1 1 1 - 5 66 67­70 71­72 № тем ы п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 10 11 13 14 15 17 18 всего 72 20 52 Содержание программы Тема План и темы занятий. Устав кружка. История национальных театров. Музыка в театре. О тех, кто создает спектакль. Изготовление кукол. О тех, кто создает спектакль. Изготовление декораций и бутафории. Работа с перчаточными куклами. Практическое занятие по  вождению куклы. Управление куклой-петрушкой. Отработка действия. Сценическая речь: темп, тембр, громкость голоса.  Театральная лексика. Секреты сценического мастерства. Дата 4.09 6.09 11.09 13.09 18.09 20.09,25. 09 27.09,2.10 4.10 Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьесы учащимися. Беседа о прочитанном. 9.10 № 1 2 3 4 5 6­7 8­9 10 11 Читка и разучивание пьесы по сказке В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?» Распределение ролей. 12­13  11.10,16.10.  Сценическая речь. Выразительное чтение по ролям. Расстановка логических ударений, 18.10 14 пауз. Выбор нужной интонации для каждого героя. Выразительное чтение под музыкальное сопровождение Изготовление кукол и бутафории. Практические занятия по вождению куклы Работа над ширмой.   Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка  оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг  другу в управлении куклами.  Секреты сценического мастерства- этюдный тренаж. Звуковое оформление, спектакля. Генеральная репетиция пьесы. 15­16 17­18 19­20 21 22 23­24 Показ пьесы  «Кто сказал «мяу»?» детям. Анализ выступления. Развитие речи. Разучивание скороговорок и чистоговорок. 23.10,25.10 30.10,1.11 6.11,8.11 13.11 15.11 20.11,22.11 27.11,29.11 4.12 6.12,11.12 25­26 27 28­29 30­31 32­33 34 Выбор пьесы. Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся.  Определение времени и места действия. Характеристика  действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей.  Читки по ролям пьесы «Рождественский Колобок». Глубокий и детальный разбор пьесы. Изготовление декораций, бутафории и кукол для пьесы. 13.12,18.12 Монтировочные репетиции и прогоны. 20.12,25.12 Работа над сценической речью. 27.12 Отработка сценического мастерства, помощь друг другу в  управлении куклами,  35­36 15.01,17.01 Музыкальное оформление спектакля. 37 38 Генеральная репетиция Показ пьесы «Рождественский Колобок» детям.  Анализ  выступления. 39­40 Ремонт кукол и бутафории. 41­42 22.01 24.01 29.01,31.01 5.02,7.02 Выбор   для   спектакля   пьесы. «Крылатый, мохнатый и масляный». Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся.  Распределение ролей.   Отработка   мизансцен   и   эпизодов.   Разработка   мизансценического рисунка. Определение ритма и темпа спектакля. Отработка эпизодов спектакля. Сценическая речь. Отработка дикции. Вхождение в роль (образ). Отработка интонации. 12.02 14.02 19.02 Изготовление декораций, бутафории и кукол для пьесы. 21.02,26.02 Сценическое мастерство .Этюды с куклами на столе и ширме. 28.02 Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по  спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача  бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. 5.03,7.03 Музыкальное оформление спектакля. Генеральная репетиция.  12.03 14.03 43 44 45 46­47 48 49­50 51 52 Показ пьесы  «Крылатый, мохнатый и масляный» детям.  Анализ выступления. 53­54 19.03,21.03 Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем.  Беседа о прочитанном: «Сказка об умном мышонке». Распределение ролей, характеристика действующих лиц, их  взаимоотношения. Определение места и времени. Сценическая речь 26.03 28.03 2.04 Изготовление кукол и бутафории. 4.04,9.04 55 56 57 58­59 60­62 Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть. Распределение  технических обязанностей. 11,16,18.04 Сценическое мастерство - этюдный тренаж. 63 64 65 Звуковое оформление спектакля. Генеральная репетиция.  23.04 25.04 30.04 Показ пьесы учащимся начальных классов. «Сказка об умном мышонке». Анализ спектакля. 66­67 7.05,14.05 Участие в городском конкурсе. Анализ выступления. 16.05,21.05 Ремонт кукол. Реставрация декораций. 23.05,27.05 Анализ выступлений, выявление недостатков. Подведение итогов работы за год. Награждение участников по номинациям: «Лучшая роль», «Лучший  художник – декоратор», «Чудо­кукла», «Мастер слова». 30.05 68­69 71­70 72 К концу прохождения программы учащиеся должны знать и уметь: Сведения учащихся Виды изученных кукол Особенности работы куклами разных систем Сценическая речь Понятие о декорациях к спектаклю О необходимости и выборе музыкального оформления спектакля Умения учащихся Работать с куклами разных систем на спектаклях Импровизировать Работать в группе, коллективе Выступать перед публикой С помощью интонаций голоса передавать настроение Методическое обеспечение программы Подбор репертуара для постановок в кружке. Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. В репертуар кукольного театра включены: - инсценировки литературных произведений для детей младшего школьного возраста; - адаптированные к условиям школьного кукольного театра готовые пьесы; - новые, самостоятельно разработанные, пьесы. этюды (упражнения) на развитие внимания; этюды на развитие памяти; этюды на развитие воображения; этюды на развитие мышления; этюды на выражении эмоций; этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; В данной программе большую часть репертуара составляют пьесы по народным сказкам, по мотивам народных сказок в авторской обработке. Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж. Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства, основы кукловождения. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами. Прежде, чем начать работу над этюдом, детям предлагается поиграть с куклой, подержать её в руках, попытаться «оживить». Этюдный тренаж включает в себя: 1) 2) 3) 4) 5) 6) дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса); 7) 8) 9) Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кукольного кружка большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с младшими школьниками даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Техническое оснащение занятий Для организации кукольного театра используются куклы разных систем, начиная с самых простых в управлении: этюды на выразительность жеста; этюды на воспроизведение отдельных черт характера; этюды на отработку движений кукол различных видов. - перчаточные куклы - тростевые куклы; - куклы-марионетки; Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля. Занятия кукольного кружка проводятся в музыкальном зале или другом приспособленном для этих целей помещении. Для организации театра кукол необходимо следующее оснащение: - театр верховых кукол (куклы-Петрушки, тростевые куклы): куклы; театральная ширма; декорации к спектаклям. - театр кукол - марионеток: ­ ­ ­ ­ ­ куклы; театральная ширма для театра марионеток; декорации к спектаклям. ­ Всё необходимое оснащение можно изготовить самостоятельно. Под руководством педагога дети могут сшить необходимых актёров-кукол. Посильную помощь в изготовлении кукол, декораций и ширм могут оказать родители школьников. Скороговорки, используемые на занятиях по сценической речи Нашей Юле купили юлу, Юля играла с юлой на полу. Шесть мышат в камышах шуршат. Баран Буян залез в бурьян. Наш Полкан попал в капкан. Бобры для бобрят добры. Кричал Архип, Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу. Около кола колокола. Съел Слава сало, Да сала было мало. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Кукушка кукушонку Купила капюшон. Надел кукушонок капюшон: Как в капюшоне он смешон! Маленькая болтунья Молоко болтала, болтала, Да не выболтала. Горихвостка, горихвосточка, Выгорихвостила горихвостят. Хитрую сороку Поймать морока. А сорок сорок — Сорок морок. У Кондрата куртка коротковата. Влас у нас, а Афанас у вас. Скрепи скрепки крестиком. Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Верзила Вавила весело ворочал вилы. Фофанова фуфайка Фефеле впору. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит. Злое зелье не уйдёт в землю. На дворе — трава, На траве — дрова. Из кузова в кузов сгружали арбузы. Купила Марусе бусы бабуся, На рынке споткнулась бабуся о гуся. Не будет подарка у внучки Маруси — Все бусы склевали по бусинке гуси. Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У бела быка губа была тупа. Не буду Будду я будить, А буду будоражить Будду. Поезд мчится, скрежеща: «Же-ча-ща, же-ча-ща!» В шалаше шуршит шелками Жёлтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами, Штуку кушает инжира. От топота копыт Пыль по полю летит. Звенит земля от золотого зноя. У нас на дворе погода размокропогодилась. Щетина у чушки, чешуя у щучки. Идёт косой козёл с косой. Около омута охала Ольга: «Ох-ох-ох!» Хохлатые хохотушки Хохотом хохотали: «Ха-ха-ха-ха-ха!» Карл у Клары Украл кораллы, А Клара у Карла Украла кларнет. У попа поп, и поп попа похваливает. Ткачи ткали ткани на платье Тане. СЛОВАРЬ КУКОЛЬНИКА Авансцена — передняя часть сцены. Антракт — промежуток между действиями спектакля. Батлейка — белорусское народное кукольное представ- ление, сходное по типу с вертепом и шопкой. В её ре- пертуар наряду с историей, рассказывающей о рожде- нии Христа, входили народные пьесы («Царь Макси- милиан») и короткие интермедии («Вольский — куз- нец польский», «Корчмарь Берек» и др.). Бутафория — предметы и украшения, имитирующие подлинные в сценической обстановке. Вага — особая конструкция, к которой крепятся нити для управления марионеточной куклой. Она бывает горизонтальной (для марионеток-животных) и верти- кальной. Вертеп (старославян. и древнерусс. — пещера) — пере- носный театр кукол, в котором разыгрываются пред- ставления религиозного характера, связанные с леген- дой о рождении Христа. Обычно имеет строение в два этажа. На верхнем разыгрываются библейские сюже- ты, на нижнем — светские (бытовые, комедийные, по- рой — социальные). Вертепные куклы передвигаются по прорезям в полу сцены. Гапит — трость, на которую насажена головка тросте- вой куклы. Гапит, снабженный простейшей механи- кой, позволяет поворачивать и наклонять головку. Возможен вариант крепления к гапиту ниток, управ- ляющих глазами и ртом куклы. Гансвурст (с нем. — «Ганс-колбаса») — герой немецко- го народного драматического театра и театра кукол. Появившись в XVI веке, Гансвурст уже через два сто- летия уступил место новому национальному героюКасперле, который унаследовал некоторые черты его характера. Гиньоль — персонаж французского театра кукол. Ро- дился в Лионе в начале XIX века. Сюжеты сценок, в которых он участвовал, были заимствованы из жизни ткачей города. Все возрастающая популярность Гинь- оля в народных кругах вытеснила старого Полишине- ля. До сих пор французские кукольные представления носят его имя, а самому народному любимцу в Лионе сооружен памятник. Грядка — верхний передний край (или план) ширмы. Даланг — актер яванского театра кукол. В его задачу входит только кукловождение, а текст произносит на- ходящийся рядом чтец. Декорации (от латин. — украшение) — художествен- ное оформление действия на ширме или театральной сцены. Дубль — подменная кукла, копирующая своим внешним видом основную и заменяющая её в случае необходимо- сти при решении особых сценических задач, Задник — расписной или гладкий фон на заднем плане ширмы или сцены. Зеркало сцены — плоскость видимого зрителю игрово- го пространства,. ограниченная в театре кукол шир- мой, порталами и портальной аркой. Карагез (с турец. — «черный глаз») — герой турецкого теневого театра кукол. Славился своими шутками и неприязнью к «власть имущим». Котурны — в театре кукол небольшие скамеечки, при- крепляемые к обуви, или специальные башмаки на толстой подошве. Они используются в том случае, ког- да рост актера-кукольника не позволяет ему держать куклу на уровне воображаемого пола ширмы Кулисы — вертикальные полосы ткани, оорамляющие сцену по бокам. Матей Копецкии (1762-1847 гг.) — чешский народный кукольник, создатель знаменитого театра и его героя Кашпарека, для которого им написано более 60 пьес. На могиле Матея Копецкого поставлен памятник из белого мрамора, на котором актер изображен со своей куклой. Сам знаменитый Кашпарек хранится в Наци- ональном музее Праги. Марионетка — низовая кукла, управляемая с помощью нитей. Она требует особого устройства сцены и ваги. Мизансцена — определенное расположение декораций, предметов и действующих лиц на сцене в отдельные моменты спектакля. Мимирующая кукла — кукла из мягких материалов с подвижным выражением лица. Пальцы актера нахо- дятся непосредственно в голове куклы и управляют ее ртом, глазами и носом. Монолог — речь одного лица, мысли вслух. Образцов Сергей Владимирович (1901-1992 гг.) — зна- менитый кукольный актер и режиссер, создатель соб- ственного оригинального театра кукол. Многие его спектакли стали хрестоматийными: «Каштанка» (по А. П. Чехову), сказки «По щучьему велению», «Вол- шебная лампа Аладина» и др. А спектакли Б.Штока «Божественная комедия», «Говорит и показывает ГЦТК...» и «Необыкновенный концерт» признаны мировой классикой. Олеарий — немецкий путешественник, посетивший Россию и оставивший «Подробное описание путеше- ствия голштинского посольства в Московию и Пер- сию...» (1647 г.). С именем Олеария связано первое документальное упоминание о кукольном представ- лении на Руси, а в самой книге есть рисунок, изобра-жающий кукольника с Петрушкой, датированный 1636 годом. Падуга — горизонтальная часть декоративного оформ- ления сцены. Представляет собой полоску ткани, под- вешенную на штанге или тросе. Пантомима — выразительные движения телом, переда- ча чувств и мыслей лицом и всем телом. Панч — популярный герой английского театра кукол, снискавший славу хулигана и драчуна. Панчу неиз- менно сопутствует жена Джуди. Их представления — образец английского юмора и злой социальной сати- ры — пользовались в Англии огромным успехом и со- хранились до сих пор. Папье-маше — наиболее распространенный способ изго- товления кукольных голов, представляющий собой оклеивание бумагой по глиняному слепку снаружи или гипсовой форме изнутри. Парик — накладные волосы. Партер — места для зрителей ниже уровня сцены. Патронка — картонная трубочка, которая вклеивается в шею и руки перчаточной куклы. Она позволяет «по- догнать» руку и голову персонажа к размерам пальцев актера. Передник ширмы (или фартук) — матерчатая занавес- ка, закрывающая конструкцию ширмы со стороны зрителя. В отличие от обтяжки, которая прикрепляет- ся к рамке ширмы наглухо, передник просто подвеши- вается. Применяется при различных устройствах раз- борных ширм. Перчаточная кукла — кукла, которая имеет вид трех- палой перчатки для управления головой и реками куклы. Петрушка — любимый герой скоморохов, удалой смель- чак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм. Как внешний вид куклы (длинный нос, колпачок с кисточкой), так и сценки, которые он разыгрывал, почти не подвергались изменениям на протяжении столетий. В кукольных представления:: вместе с Петрушкой принимали участие различные персонажи: цыган, лекарь, квартальный, капрал и др. Любопытно, что некоторые эпизоды в представлениях Петрушки перекликаются с кукольными представле- ниями других стран. Пищик — специальное приспособление, которь::: пользовались актеры-петрушечники. Полишинель — герой французского театра кукол середи- ны XVIII века, пришедший из Италии. По своему харак- теру Полишинель весельчак и немного циник. Пониженный план — окно или прорезь на основной ширме, находящиеся ниже основной грядки. Исполь- зуется для показа контрастных сцен с «живым» акте- ром или сюрпризных моментов. Портал (портальная арка) — плоскость, ограничиваю- щая в виде рамки «зеркало» сцены с боков и сверху. Пульчинелла — популярный комический герой неапо- литанской комедии «дель арте». Наиболее приметная черта — черная маска. Реквизит — подлинные и бутафорские вещи и предме- ты, используемые по ходу действия спектакля. Ремарка — пояснение автора на страницах пьесы, кото- рое определяет место и обстановку действия, указыва- ет на поведение и настроение персонажа в тех илп иных обстоятельствах спектакля. Репетиция — повторение, предваряющее показ спек- такля. Репертуар — пьесы, идущие в театре в определённый промежуток времени. Используемая литература: Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 1969. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990. Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999. Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. – Ростов - на – Дону, 2003. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. - М., 1982. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997. Синицина Е.И. Умная тетрадь. – М., 1999. Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996. Трофимова Н., Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001. Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000. Список литературы 1. Кияновский А.А. Школьный театр в начальной школе/ Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». М.: ООО «Чистые пруды», 2007. 2. Караманенко Т.Н. «Кукольный театр», М., 2001г. 3. Газета «Начальная школа», №30, 1999. 3. Чудакова Н.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2001. 4. Юрина Н.Г. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школьная сказка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017