Рабочая программа по курсу «Юный художник» разработана на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторона¬ми жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.Художественное воспитание в состоянии решать настолько важ¬ные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспита¬ния, не может быть второстепенным.
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 п. Спирово
УТВЕРЖДЕНО:
на педагогическом совете школы
Протокол № 1 от « 30 » августа 2017г.
Директор МОУ СОШ № 2 п. Спирово
_________ М.П.Павлова
Приказ № 98/1 от « 31 » августа 2017 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
кружок «Юный художник»
Срок реализации: 1 год
Руководитель:
Веселова Ольга Михайловна
п. Спирово2017 2018 учебный год
Рабочая программа по курсу «Юный художник» разработана на основе Закона
РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Концепции духовно
нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования.
Общая характеристика курса
Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с
эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на
различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его
интеллекта и характера.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи,
связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место,
отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.
Изобразительное искусство – одна
из наиболее эмоциональных сфер
деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет
круг возможностей ребенка,
развивает пространственное воображение,
конструкторские способности.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и
создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем
успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное,
логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности,
заложенные в ребенке.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности,
многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять
приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного примене
ния.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать
навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного
времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
5.
Развивать художественный вкус,
фантазию,
изобретательность,
пространственное воображение.
6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на
натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
— репродуктивный (воспроизводящий);
— иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала);
— проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее
решения);
— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются
способы ее решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и
коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в
подгруппы.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного
материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при
подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью
проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки
проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются
словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и
воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной,
эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом.
Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и
завершать оценку.Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный
интерес к занятиям у всех детей.
Основной формой работы являются внеурочные занятия. Это могут быть и
занятия — вариации, занятия — творческие портреты, импровизации, занятия —
образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия — праздники,
занятия — эксперименты.
Актуальность программы.
Необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и
правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе
моральнонравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям
предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа,
изначальное назначение художника – создание произведений, служащих, прежде
всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и
высоконравственного, доброго смысла.
Педагог стремится развивать ребенка, как творческую личность, стремится ввести
его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой,
эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.
Новизна программы.
В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире,
самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому
невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения,
вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов,
представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые
развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками,
бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что
предлагает педагог.
Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными
для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка. Онуже не боится, что у него чтото не получится. На занятиях создаются условия
свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощено
работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных
материалов и способов создания произведения.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и
является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и
развития дошкольников. Использование в работе музыкальных и поэтических образов
повышает художественнотворческую активность детей, которая начинает
проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей
работы.
Объясняя детям, что художник "глазами души» смотрит на мир, стремясь увидеть
его суть, любуясь им, нужно подвести детей к пониманию того, что красота в
природе, красота и добро в жизни, красота в искусстве неотделимы.
В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит
несколько тем. В каждом разделе выделена образовательная часть: первоначальные
сведения о декоративноприкладном и изобразительном искусстве; воспитывающая
часть: понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к
произведениям искусства; практическая работа на занятиях, которая способствует
развитию у детей творческих способностей: наблюдения, рисунок с натуры, по
представлению и т.д.
Формы занятий.
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это
индивидуальный подход к каждому ребёнку. Важен и принцип обучения и
воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых,
индивидуальных форм организации занятий. Коллективные задания вводятся в
программу с целью формирования опыта общения.
Результаты коллективного художественного труда детей находят применение в
оформлении кабинетов, стендов, школьных праздников, тематических вечеров,
школьных альбомов, декораций к спектаклям. Кроме того, выполненные на занятиях
художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов
войны и труда, эмблемы, открытки. Предполагаются как коллективные, так ииндивидуальные выставки ребят, тематические выставки, виртуальные экскурсии,
участие в районных и областных конкурсах. Общественное положение результатов
художественной деятельности школьников имеет большое значение в
воспитательном процессе.
Методы.
Для качественного развития творческой деятельности юных художников
программой предусмотрено:
предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности, выборе тем, выборе
способов работы;
система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности,
что обеспечивает овладение приёмами творческой работы всеми детьми;
в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий;
создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
Значимость объектов творчества обучающихся для них самих и для общества.
Ребятам предоставляется возможность выбора художественной деятельности,
художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной
деятельности в графике, живописи. Нужно не только развивать фантазию у ребёнка
или учить копировать, но и формировать умение грамотно выполнять работу.
Поэтому правила рисования совмещаются с элементами фантазии. Теоретические
знания по всем разделам программы даются на первых занятиях, затем закрепляются
в практической работе. Практические занятия и развитие художественного
восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются
такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки.
Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется
самостоятельное творчество. К самостоятельным также относятся итоговые работы
по результатам прохождения каждого блока, полугодия, года. На протяжении
четырёх лет обучения происходит постепенное усложнение материала. На занятиях
применяется методика «мастеркласс». Педагог вместе с обучающимися выполняет
работу, последовательно комментируя все стадии её выполнения, находит
ученические ошибки и подсказывает пути их исправления. Наглядность является
самым прямым путём обучения в любой области, особенно в изобразительном
искусстве.
Программа рассчитана на 1 год 74 часа.
Место курса в учебном плане
В 1 классе – 74 часа, два часа в неделю.Ценностные ориентиры содержания курса
Приоритетная цель курса «Юный художник»—духовнонравственное
развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям
об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии
мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании
гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство
своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его
бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный
смысловой стержень курса.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему
миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних
переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е.
пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в
форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству
становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально
окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное
отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать
словами. Эмоциональноценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве,
можно постичь только через собственное переживание — проживание
художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо
освоение художественнообразного языка, средств художественной выразительности.
Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической
отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно
быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основепроисходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и
эмоциональноценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В результате изучения курса «Юный художник» в начальной школе должны быть
достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
программы по курсу «Волшебный карандаш»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей
страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и
каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественнотворческого
мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в
общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к
окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической
творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной
темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е.
умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в
процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения
различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия всоответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественнотворческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к
достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно
творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения курса «Юный художник»:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись,
графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной
(народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственновизуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе
выполнения художественнотворческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально
оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая
суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и
художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуальнопространственных искусств в
окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественнотворческой деятельности
различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественнотворческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку,
обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный
художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности
основ цветоведения, основ графической грамоты;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту
природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов
мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать
свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной
культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностейпонимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам
относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения
изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов,
сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего
зодчества для современного общества.
Содержание кружка «Юный художник»
1 класс (74 ч)
Изучение жанров живописи (натюрморт,
пейзаж,
портрет,
анималистический жанр, бытовой жанр,).
Что такое натюрморт. Что такое пейзаж.
Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного
произведения, родственных цветов по цветовому кругу.
Понятие о декоративном панно.
Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и
простых геометрических тел
(пирамиды и цилиндра). Отработка
различной штриховки (различное направление штрихов, послойное
уплотнение штриховки).
Распределение светотени на различных
поверхностях.
Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение
представления о соразмерности, соотношении целого и его частей,
идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике.
Народные промыслы: изучение хохломской росписи ,городецкой ,
гжели.
Продолжение изучения орнамента.
В конце года обучения ученик будет знать:
различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью;
деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их
изобразительного языка;
роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его
переживаниями и опыт предыдущих поколений.
Ученик будет уметь:
наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной
перспективы;
в сюжетных работах передавать движение; искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно
выполнять наброски и зарисовки к сюжету.
Ученик сможет решать следующие практические задачи:
владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом;
выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации;
работать по репродукциям выдающихся художников;
делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться
к их мнению;
понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед
ним.
Ученик способен проявлять следующие отношения:
проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ;
эмоционально откликаться на красоту времён года, явления окружающей жизни,
видеть красоту людей, их поступков;
слушать собеседника, высказывать свою точку зрения;
предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;
понимать необходимость добросовестного отношения к общественнополезному
труду и учёбе.
Уровень результатов деятельности школьников:
приобретение детьми социальных знаний;
формирование ценностного отношения к социальной реальности;
получение опыта самостоятельного социального действия.
Способы проверки результатов освоения программы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы
проводится в форме:
контрольных занятий по изученным темам;
конкурсов;
выставок.
Условия реализации программы.
Для реализации программы необходимо иметь соответствующие материалы и
принадлежности.
Для педагога:
ТСО (диапроектор, интерактивная доска);
таблицы, иллюстрированный материал, демонстрационный материал;
материал по истории искусств;
художественнографические материалы.
Для обучающихся:
бумага: ватман, картон, альбомы для рисования;
набор цветной бумаги;
акварельные и гуашевые краски, тушь;
кисти, перья, карандаши, мелки, пластилин, ножницы, клей.Список литературы.
1 Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа». М., 2006
2 Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты занятий, методические рекомендации, подготовительная к школе
группа ». М., 2006
3 Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002
4. Телеушева Т.Н. в соавторстве с искусствоведом Клявиной И.М.
5. Шевченко Л.Л. «Православная культура» экспериментальное учебное
пособие 12 3 год обучения. 2005 .
6. Величко Н. К. «Роспись: техники, приемы, изделия». М., 1999
7. Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент»
8. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся» 2002 г.
9. Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим». 2001 г.
10. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. М.: Детская литература, 1991.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ.
1. БусееваДавыдова И.Л. Игрушки Крутца. М: Детская литература, 1991.
2. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. М.: Детская литература, 1991.
3. Расписные изделия мастеров Урала. М., 1983.
4. Яхнин Л.Л. Воздушные узоры. М., 1988Календарнотематический план (74 часа)
№
Название
раздела, темы занятия
Содержание изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО
Коли-чество
часов
Тип занятия /
Форма занятия
Требования к уровню подготовки учащихся
(УУД)
Средства наглядности, ЦОР
Вид и (или) форма контроля
Дата1
Вводное занятие. Чем и как рисует художник?
Знакомство с темами второго года обучения. Иллюстрированный рассказ о материалах и
техниках изображений, инструментах, которыми будут пользоваться дети. Вводный
инструктаж.
2Знать: материалы и инструменты для рисования;
Уметь: применять правила безопасного поведения на занятиях.
Беседа-игра.
Иллюстрации.
Опрос.
2
Осень в лесу.
Цветовой спектр в виде круга, с основными цветами и дополнительными. Передача в
зарисовках по памяти впечатлений от образов природы.
2
Сказка
Знать: цвета спектра;
Уметь: пользоваться акварельными красками, передавать по памяти образы природы.
ПрезентацияКонтроль за действиями.
3
Закат.
Рисуем летние впечатления. Передача цветового образа объектов
(предметов) и явлений природы.
2
Комбинированное занятие.
Знать: цвета теплых тонов;
Уметь: подбирать цвета для передачи явлений природы.
Иллюстрации узоров.
Контроль за действиями.
4На выставке машин
Свободная копия с рисунков. Передача характера главной формы, ее частей, их взаимного
расположения
2
Комбинированное занятие.
Знать: понятия «форма, пропорции, конструкция»
Уметь: правильно передавать форму машин, глубину и план пространства, размещение ос-
нований ближних предметов ниже, дальних — выше.
Презентация «На выставке машин»
Контроль качества.
Иллюстрация
5Основные особенности строения тела человека и животного,
расположения частей тела в движении (туловище, конечно-
сти, шея, голова).
2
Комбинированное занятие.
Знать: особенности строения тела человека и животного,
Уметь: пользоваться гуашью, творчески подходить к данным заданиям.
Контроль за выполнением действий.
Матрешка
6
Зарисовки впечатлений от образов народной игрушки. Рисование с натуры. Акварель.
2Викторина
Знать: понятие «матрёшка»
Уметь: изображать игрушку, наносить узоры, пользоваться акварелью.
Иллюстрации.
Контроль за выполнением действий.
Изображения животных. Домашние друзья.
7
Срисовывание - от общей формы к деталям. Передача покоя и движения.
2
Комбинированное занятие.
Знать: названия животных, образ жизни животных,
Уметь: рисовать овал, круг, пользоваться простым карандашом..Иллюстрации – схемы.
Контроль за выполнением действий
Сказочный замок
8
Передача вертикального и наклонного размещения пред-
метов в рисунке (стоят, лежат, падают)
2
Комбинированное занятие.
Знать: понятия «форма, пропорции, конструкция»
Уметь: передавать в рисунке вертикальное и наклонное размещение предметов.
Иллюстрации, презентации.
Контроль за выполнением действийЛесные
жители
9
Декоративное обобщение формы: рисование фигурок и
композиций из трав, листьев, цветов.
2
Сказка.
Знать: что такое декоративная композиция: ритмическое чередование форм,
симметрия
Уметь: составлять фигурки , узоры и орнаменты, пользоваться гуашью.
Схемы, иллюстрации, презентация.
Контроль качества.Цирковое представление. Животные
на арене цирка
10
Рисование арены цирка с представлением на ней. Составление небольших скульптурных групп.
4
Занятие игра
Знать: что такое цирк, арена, представление.
Уметь: рисовать животных, пользоваться цветными карандашами, рисовать по образцу.
Иллюстрация, презентация.
Контроль за действиями.
11Олень — Золотые рога»
Единство формы предмета и украшения: рисование и роспись
фигурок обобщенной формы по типу народных глиняных игру-
шек
2
Комбинированное занятие.
Знать: понятие «народные промыслы»,
Уметь: рисовать по образцам..
Презентация
Контроль за действиями.
12
Изображения животных.Рисование животных - от общей формы к деталям. иллюстрация к сказке. Передача нескольких
фигур в движении
2
Комбинированное занятие.
Знать: названия животных.
Уметь: рисовать овал, круг, передавать движение фигур, пользоваться цветными мелками.
Иллюстрации – схемы.
Контроль за выполнением действий
13
Жостовские под
носы
Знакомство с народным промыслом. Рисование по образцам. Особенности композиционного и
колористического решенияизделий декоративно-прикладного искусства
2
Комбинированное занятие.
Знать: понятие «народные промыслы»,
Уметь: отличать жостовскую роспись от другой, рисовать по образцам.
Презентация
Контроль за действиями.
14
Хохломская роспись
Особенности композиционного и колористического решения
изделий декоративно-прикладного искусства
4Диалог и постановка творческих задач
Знать: понятие «народные промыслы»
Уметь: рисовать по воображению, (срисовывать с образца)
Иллюстрация, презентация
Контроль за выполнением действий
Танцующие снежинки
15
Рисование по впечатлению. Декоративная композиция: ритмическое чередование форм,
симметрия. Коврик для игрушек, панно для украшения класса.
Комбинированное занятие
Знать: зимние изменения в природе,
Уметь: рисовать по воображению, (срисовывать с образца)
2Иллюстрация
Контроль за выполнением действий
Новогодние огни
16
Передача характерной окраски предметов, узнавание и называние основных и составных
цветов предметов при рисо-
вании по памяти.
Комбинированное занятие
Знать: о традициях праздника Нового года,
Уметь: подбирать характерную окраску предметов.
4
Иллюстрация
Контроль за выполнением действий«Новогодняя
17
елка»
Самостоятельный выбор темы рисунка и материала Нетрадиционный формат композиции.
2
Диалог и постановка творческих задач
Уметь: применять правила рисования, выбирать сюжет для рисования, полно ис-
пользовать поверхность лист бумаги для передачи замысла,
содержания (преодоление пустот и тесноты)
Контроль за выполнением действий
18Натюрморт как жанр изобразительного искусства.
Передача характерной окраски предметов, узнавание и называние основных и составных
цветов предметов
4
Комбинированное занятие
Уметь: применять правила рисования, выбирать сюжет для рисования, полно ис-
пользовать поверхность лист бумаги для передачи замысла,
содержания
Иллюстрация
Контроль за выполнением действий
Красота народного костюма.
Декоративное обобщение формы: рисование костюма
19композиций из трав, листьев, цветов.
4
Диалог и постановка творческих задач
Знать: понятия «форма, пропорции, конструкция»
Уметь: передавать в рисунке вертикальное и наклонное размещение предметов
Иллюстрация, презентация
Контроль за выполнением действий
20
В сказочном подводном царстве.
Рисование морских животных - от общей формы к деталям. Иллюстрация к сказке. Передача
нескольких фигур в движении
4
Диалог и постановка творческих задач
Знать: названия морских животных.Уметь: рисовать овал, круг, передавать движение фигур, пользоваться цветными мелками.
Иллюстрация
Контроль за выполнением действий
Волшебные бабочки. Монотипия.
Техника монотипии. Создание отпечатков гуашью и дорисовывание цветовых пятен до
придуманного образа.
21
2
Коллективная работа
Знать: последовательность выполнения действий при монотипии;
Уметь: пользоваться гуашью, творчески подходить к данным заданиям.
Контроль за выполнением действийГжельские узоры. Украшаем посуду.
22
Народные промыслы. Украшение бумажных фигурок чайника и чашки.
4
Коллективная работа
Знать: понятие «народные промыслы»,
Уметь: отличать гжельские узоры от других узоров, рисовать по образцам..
Презентация
Шаблоны чайника и чашки
Контроль за выполнением действий
Изображения животных. Сказка «Рукавичка»
23Рисование животных - от общей формы к деталям. иллюстрация к сказке.
Комбинированное занятие
Знать: названия животных, образ жизни , сказку «Рукавичка»
Уметь: рисовать овал, круг, пользоваться цветными мелками
4
Иллюстрации – схемы.
Контроль за выполнением действий
Масленница Филимоновская игрушка.
24
Знакомство с народным промыслом. Рисование игрушек по образцам на ярмарке..
Знать: о празднике Масленнице, понятие «народные промыслы»,
4
Комбинированное занятие.Уметь: выделять формы игрушек, рисовать по образцам, отличать филимоновскую игрушку от
других игрушек. .
Презентация
Контроль за выполнением действий
Мезенские лошадки.
25
Знакомство с народным промыслом. Рисование по образцам.
2
Комбинированное занятие.
Знать: понятие «народные промыслы»,
Уметь: выделять формы игрушек, рисовать по образцам
Презентация
Контроль за выполнением действийПетушок. Филимоновская игрушка
Знакомство с народным промыслом. Рисование игрушки по шаблону и украшение узорами.
26
2
Комбинированное занятие.
Знать: понятие «народные промыслы»,
Уметь: выделять формы игрушек, рисовать по образцам, отличать филимоновскую игрушку от
других игрушек.
Презентация
Контроль за выполнением действий
Итоговое занятие «Мои достижения»
27Урок-отчёт
2
Комбинированное занятие.
Уметь: анализировать работы, обобщать полученные знания
Итого:74 часа
Контроль за выполнением действий