Интеллектуальная игра является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие разных сфер личности. Участвуя в игре, подросток проявляет стремление к самореализации; у него формируются навыки планирования и самоконтроля; ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления. Получение результатов своей деятельности и соотношение их с комментариями специалистов и результатами других участников способствует формированию адекватной самооценки и уровня притязаний, а также учит подростка брать на себя ответственность за результаты собственной работы. Следует отметить, что благодаря интеллектуальным играм студенты учатся работать в команде, повышается их готовность к сотрудничеству. В то же время они развивают самостоятельность и способности к самоорганизации. Игры способствуют формированию активной, инициативной позиции студентов. Цели программы:
Образовательная:
-создание условий для повышения мотивации подростков к обучению;
-расширение интеллектуально-познавательных возможностей участников клуба.
Развивающая:
-развитие познавательных способностей и организация досуга интеллектуально одаренной молодежи.
Воспитательная:
-способствовать формированию адекватной самооценки и уровня притязаний, учить подростка брать на себя ответственность за результаты собственной работы.
Рабочая программа интеллектуального клуба (2018).doc
Бюджетное учреждение
профессионального образования ХМАОЮгры
«Белоярский политехнический колледж»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Интеллектуальный клуб»
ПРОГРАММА
Рассчитана на студентов от 15 до 20 лет
Срок реализации программы: 3 года
Автор программы:
педагог дополнительного образования
Лукина Елена Владимировна
1 Белоярский 2018
Раздел I
Общие положения
Пояснительная записка
Аудитория сегодняшних подростков разнообразна и пестра. Ктото
увлекается спортом, ктото музыкой, а ктото является членом
интеллектуального клуба. Порой сложно объяснить подростку, что получение
дополнительных знаний и навыков необходимо для его развития. Еще сложнее
заинтересовать подростка в их получении. В этом случае и приобретают
особую важность интеллектуальные клубы, где у подростков появляется
возможность реализовать себя и получить новые знания в игровой форме. Что
же такое интеллектуальная игра и что она дает?
Интеллектуальная игра является той формой учебной деятельности,
которая может повлиять на развитие разных сфер личности. Участвуя в игре,
подросток проявляет стремление к самореализации; у него формируются
навыки планирования и самоконтроля; ему приходится проявлять
системность, креативность и критичность мышления. Получение результатов
своей деятельности и соотношение их с комментариями специалистов и
результатами других участников способствует формированию адекватной
самооценки и уровня притязаний, а также учит подростка брать на себя
ответственность за результаты собственной работы. Следует отметить, что
благодаря интеллектуальным играм студенты учатся работать в команде,
повышается их готовность к сотрудничеству. В то же время они развивают
самостоятельность и способности к самоорганизации. Игры способствуют
формированию активной, инициативной позиции студентов.
Студент, играя в уже известные интеллектуальные игры и придумывая
новые, становится исследователем и организатором. Он развивает логику и
2 мышление, получает новые знания и информацию. Учится реализовывать
принцип связи этих знаний с обычной жизнью на практике. Все эти качества
сориентируют подростка в будущем, когда он столкнется с взрослой жизнью,
помогут адаптироваться в современном мире стремлений и изменений.
Мы пытаемся привлечь внимание к этой форме организации
внеучебного времени именно потому, что она объединяет в себе как
эмоциональные (ситуация успеха подростка, занимательность преподнесения
материала, соревновательные моменты), так и проблемнопоисковые
(постановка в ситуацию выбора, самоанализ, нестандартность предлагаемых в
игре заданий, постепенное повышение их трудности) стимулы.
Цели программы:
Образовательная:
создание условий для повышения мотивации подростков к
обучению;
расширение интеллектуальнопознавательных возможностей
участников клуба.
Развивающая:
развитие познавательных способностей и организация досуга
интеллектуально одаренной молодежи.
Воспитательная:
способствовать формированию адекватной самооценки и уровня
притязаний, учить подростка брать на себя ответственность за
результаты собственной работы.
Задачи программы:
Образовательные:
повышать образовательный уровень членов Клуба;
формировать умение реализовывать принцип связи новых знаний
с обычной жизнью на практике;
обучать подростков приемам самостоятельной и коллективной
работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
3 Развивающие:
активизировать самостоятельный поиск интеллектуальной
информации профессиональной направленности;
развивать логику и мышление, память и внимание подростков;
уметь лаконично и точно выражать свои мысли;
Воспитательные:
популяризировать интеллектуальное творчество;
пропагандировать культ знаний в системе духовных ценностей
современной молодежи;
воспитывать активную гражданскую позицию,
нравственные качества;
воспитывать чувство ответственности за порученное дело;
формировать личностные и командные качества: умение
достойно побеждать и проигрывать, целеустремленность,
взаимопомощь, коллективизм
высокие
Программа работы интеллектуального клуба рассчитана на 3 года.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы
В данной дополнительной образовательной программе могут
студенты БУ «Белоярский
участвовать подростки 1520 лет,
политехнический колледж».
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
I этап 2018/2019 учебный год
II этап – 2019/2020 учебный год
III этап – 2020/2021 учебный год
4 Раздел II
Основные направления и содержание
организационнопедагогической деятельности
Структура программы предполагает постепенное расширение и
углубление знаний, развитие умений и навыков участников объединения.
Занятия первого этапа включают:
Учебная деятельность
обучение ритуалу и правилам игры;
обучение характеристике вопросов по секторам (блиц, суперблиц, зеро), по
степени сложности (10, 20, 30 баллов), по тематической классификации,
алгоритму обсуждения вопросов и принятия решения;
обучение основам составления вопросов для интеллектуальных игр
(ключевые слова, построение фраз в необходимом порядке, оформление,
практические тренировочные занятия по темам).
Используемые методы: беседа, лекции, игра, самостоятельная работа
учащихся.
Используемые формы проведения занятий:
групповые учебные
тренировочные занятия, цель которых – обучение правилам игры, основам
составления вопросов. Занятия разрабатывает и проводит руководитель
клуба; сбор пакета игровых вопросов. Совместно с руководителем клуба,
учителямипредметниками, родителями знатоки классифицируют материал
по степени сложности, содержанию, формулировке, составляют картотеку.
Занятия второго и последующих этапов включают:
организацию занятий по тренировке и развитию конкретных составляющих
интеллекта: восприятие (величина, объем, удаленность, скорость, точность),
внимание (устойчивость, сосредоточенность, избирательность), мышление
(операции анализа, синтеза, сравнения, конкретизации, классификации),
логическое мышление (переработка знаний:
суждение,
понятие,
5 умозаключение),
эмоциональная).
память
(нагляднообразная,
словеснологическая,
Используемые методы: беседа, упражнения, лекция, самостоятельная
работа учащихся, участие в играх.
Используемые формы проведения занятий: групповые учебные занятия;
сбор пакета игровых вопросов. Совместно с руководителем клуба,
учителямипредметниками, родителями знатоки классифицируют материал
по степени сложности, содержанию, формулировке, составляют картотеку;
аналитический этап “Отборочный тур” представляет первые результаты
подготовленности учащихся; активизирует соревнования среди команд
разных учебных заведений города или групп (если проводится внутри
учебного заведения); организация и проведение городских соревнований по
интеллектуальным играм среди прошедших курс предварительной подготовки
команд учащихся.
Схема возрастного и количественного распределения детей и подростков
по группам, количество практических занятий
в неделю и их продолжительность
№
групп
I
II
Возраст
детей
1516
1720
Общее
количество
детей
1015
1015
Число
учебных
групп
1
1
Общее
Продолжительность
Общее колво
колво занятий
в неделю
одного
занятия, час
2
3
1
1
часов в
неделю
2
3
Воспитывающая деятельность
В работе интеллектуального клуба постоянно ведется воспитательная
работа, направленная на воспитание активной гражданской позиции, высоких
нравственных качеств,
пропаганда культа знаний в системе духовных
ценностей современной молодежи.
Воспитательные задачи реализуются через групповые лекционные
занятия в клубе, игровые занятия.
При овладении правилами игры, у подростков воспитывается чувство
взаимного уважения, умение слушать и слышать друг друга. В ходе анализа
проведенных игр воспитывается умение корректно высказывать и отстаивать
вою точку зрения.
Во время занятий формируются личностнокомандные качества: умение
достойно побеждать и проигрывать, целеустремленность, взаимопомощь,
коллективизм
Развивающая деятельность
Развитие логики и мышления, памяти и внимания подростков
реализуется в ходе проведения тренировочных занятий, освоения правил и
6 участия в интеллектуальных играх как внутри учебного заведения, так и на
городском уровне.
В работе используются экспертные методы измерения достижений
учащихся. В ходе игр используется рейтинговая система оценки знаний
учащихся.
Рейтинг – интегральная оценка в баллах знаний учащихся – является
количественной характеристикой качества учебной работы и подготовки
специалиста. Рейтинговая система оценок является стимулом деятельностной
и познавательной потребности, мобилизующий ребенка не извне, а изнутри,
когда юный интеллектуал видит ступени собственного роста и сам стремится
к этому. “Интеллектрейтинг” ориентирован на анализ деятельности:
– учащихся, ответы на вопросы которых подсчитываются, анализируются как
полные и правильные (сумма ответов – есть максимум проявленного
интеллекта);
– команды, набравшей в первенстве большее количество правильных ответов
(победительницы);
– куратора команды, взрослого, содействующего знатокам при подготовке к
первенству.
В “Таблице результатов” выставляются очки и баллы за ответ.
Дополнительный рейтинг выставляется за уточнение ответа, исправление
неточностей в другом ответе, оказание помощи, самостоятельную работу при
подготовке к играм.
По итогам работы и творческим достижениям учащиеся продвигаются по
“Лестнице достижений”, получая звания инструктора, мэтра.
7 Раздел III
Учебная программа
№
раздела и
темы
I.1.
II
2
3
4
5
6
III
7
IV
8
9
10
Учебнотематический план первого года занятий
Название разделов
Количество часов
и тем
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие
Как подготовиться к игре
Вопрос — основа игры.
Требования к вопросам
Алгоритм поиска ответов.
Основные приемы.
Эрудиция — ключ к успеху.
Принципы интеллектуальной
разминки.
Как работать с книгой.
Игра «ЭрудитЛото».
Нетрадиционные формы
интеллектуальных игр.
Нетрадиционные формы
интеллектуальных игр.
Игра в команде
Принципы игры в команде.
Распределение командных ролей.
Отработка игры в тройках.
2
20
8
4
4
2
2
4
4
18
2
4
4
2
5
2
2
1
2
2
1
3
2
2
1
2
2
3
4
8 11
V
12
13
14
№ раздела, название
1.Вводное
занятие
8
28
2
4
22
72
2
1
20
Содержание разделов и тем
Теория (основные теоретические
Отработка игры в шестерках.
Виды игр
Как организовать игры «ЧГК».
Особенности игры «Брэйнринг».
Игровые занятия.
Всего:
№ темы, название
1.Вводное занятие
8
3
22
52
Практика (примерное
содержание практической
деятельности)
Работа по заранее
заготовленным вопросам
Формируется умение
мыслить нестандартно,
находить ответ через
ключевое слово в
вопросе
Работа по заранее
заготовленным
вопросам.
Составление вопросов из
предложенного
материала.
Работа по заранее
заготовленным
вопросам.
Составление вопросов из
предложенного
материала.
Освоение
нетрадиционных
логических игр.
9
понятия)
История и принципы игры
«ЧГК». Правила игры. Игра
«ЧГК» в нашем городе
Требования к вопросам:
интересная информация,
лаконичная формулировка,
логический путь к ответу,
однозначность ответа, четкий
источник информации. Как
работать над вопросом.
Вопросы на конкретные знания
как исключение.
Алгоритм поиска ответов.
Ключевое слово в вопросе. Как
строить логическую цепочку.
Наиболее часто
встречающиеся приемы
зашифровки информации.
Необходимость пополнения
знаний. Принципы
интеллектуальной разминки —
игры в «21». Как составлять
вопросы для разминки.
Принцип разносторонности
знаний.
Основные приемы работы с
книгой. Специфические
приемы для составления
вопросов.
Игра «Эрудитлото» как одна
из интеллектуальных игр.
Основные принципы «Эрудит
лото». Как интересно
составить вопросы для
«Эрудитлото».
Знакомство с формами
нетрадиционных логических
игр. 1) «Откажись или удвой»;
2) «Реалии»; 3) «Веришь — не
веришь»; 4) перевертыши,
шароиды и т.д.
Команда — единый механизм.
Непрерывность обсуждения.
Как слушать друг друга.
Необходимость высказывания
всех мыслей, пришедших за
игровым столом. Чего не
нужно делать при обсуждении.
2.Как подготовиться к
игре
2.Вопрос — основа игры.
Требования к вопросам
3.Алгоритм поиска
ответов. Основные
приемы.
4.Эрудиция — ключ к
успеху. Принципы
интеллектуальной
разминки.
5.Как работать с книгой.
6.Игра «ЭрудитЛото».
7.Нетрадиционные формы
интеллектуальных игр.
3.Нетрадиционные
формы
интеллектуальных игр.
4.Игра в команде
8.Принципы игры в
команде. 9.Распределение
командных ролей.
10.Отработка игры в
тройках.
11.Отработка игры в
шестерках.
5.Виды игр
12.Как организовать игры
«ЧГК».
13.Особенности игры
«Брэйнринг».
14.Игровые занятия.
Как выстроить логическую
цепочку командой.
Распределение командных
ролей. Функции капитана.
генератора идей, критика.
Другие возможные роли.
Отработка игры в тройках.
Почему тройка — еще не
команда.
Отработка игры в шестерках.
Выработка делового
психологического климата в
команде.
Три основные формы игры в
«ЧГК». Игры со зрительным
залом. Как интересно
скомпоновать программу.
Отличие «Брейнринга» от
«ЧГК». Требования к
вопросам на «Брейнринг».
Особенности обсуждения при
игре в «Брейнринг».
Изменение функций капитана.
Распределение на
команды.
Поочередное
выполнение функций.
Подбор троек и
отработка
взаимодействия в них.
Формирование команд.
Отработка
взаимодействия в
командах.
Отработка
взаимодействия для
«Брейнринга».
Отработка полученных
теоретических знаний.
Возможно включение других представленных в программе игр. Время на каждую
игру может варьироваться в связи с конкретной ситуацией (например, подготовка к
конкретному турниру). Вопросы и другие игровые материалы готовятся, в основном,
учащимися.
Учебнотематический план второго и последующих годов занятий
№
раздела и
темы
I.
1
II
2
III
3
4
5
IV
6
V
Название разделов
и тем
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Игра в команде
Отработка игры в шестерках
Организация игр
Организация игр «ЧГК».
Анализ игр
Разбор проведенных игр.
Разбор работы ведущих команд
«ЧГК» (по телепрограммам и
видеозаписям).
Обсуждение и доработка
вопросов в фонд клуба.
Нетрадиционные формы
интеллектуальных игр.
Отработка и проведение
нетрадиционных
интеллектуальных игр.
Виды игр
12
12
15
15
23
6
8
9
6
6
52
12
15
6
8
9
6
10 7
Игровые занятия.
Всего:
52
108
52
№ раздела, название
Содержание разделов и тем
Теория (основные теоретические
№ темы, название
понятия)
1.Игра в команде
1.Отработка игры в
шестерках
Отработка игры в шестерках.
Выработка делового
психологического климата в
команде.
2.Организация игр 2.Организация игр «ЧГК».
3.Анализ игр
3.Разбор проведенных игр.
4.Разбор работы ведущих
команд «ЧГК» (по
телепрограммам и
видеозаписям).
Распределение командных
ролей. Функции капитана.
генератора идей, критика.
Другие возможные роли.
5.Обсуждение и доработка
вопросов в фонд клуба.
6.Отработка и проведение
нетрадиционных
интеллектуальных игр.
4.Нетрадиционные
формы
интеллектуальных игр.
5.Виды игр
7.Игровые занятия.
Практика (примерное
содержание практической
деятельности)
Отработка ролевых
функций в команде.
Устранение недостатков
при обсуждении.
Выработка условий
сигнализации и других
форм взаимодействия
для «Брейнринга».
Создание постоянно
благоприятного
психологического
климата.
Подготовка и
проведение игр «ЧГК» в
колледже. Подготовка и
проведение первенства
среди Учебных
заведений города.
Участие в региональных,
всероссийских и
международных
фестивалях и турнирах.
Разбор проведенных игр.
Оценка игры команд.
Персональный разбор.
Закрепление
положительного опыта и
устранение недостатков.
Выстраивание
логической цепочки.
Основные приемы
обсуждения. Что можно
почерпнуть для своей
команды.
Обсуждение и доработка
принесенных учащимися
вопросов с точки зрения
требований к вопросу.
Подготовка вопросов к
публичным играм.
Подготовка вопросов
для турниров
городского уровня.
Практическое
применение знаний,
полученных в первый
год обучения.
Проведение игр в клубе.
Подготовка материала
для проведения игр за
пределами клуба.
Игровые занятия
строятся по тому же
11 принципу, что и в
первый год обучения. С
учетом увеличения
времени занятия до 3
академических часов
увеличивается время на
игры, а также
возможность
варьировать игры и их
количество
Раздел IV
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие
Материальнотехнические условия
материальнотехнические условия:
игровое помещение;
карточки для ответов;
справочные материалы;
компьютер;
вопросы.
Организационные условия
12 Для успешной реализации программы необходимы следующие
организационные условия:
необходимое количество занятий:
1 год обучения: 2 занятия по 1часу;
2 год обучения: 3 занятия по 1часу;
3 год обучения: 3 занятия по 1часу.
необходимое количество обучающихся в одной учебной группе (2
группы по 1015 человек).
Раздел V
Прогнозируемые результаты
Первый этап обучения
Учащиеся должны знать:
история и принципы игры «ЧГК»;
правила игры;
развитие игры «ЧГК» в нашем городе;
требования к вопросам;
алгоритм поиска ответов;
13 принципы интеллектуальной разминки, как составить вопросы для
разминки;
основные приемы работы с книгой;
распределение командных ролей, функции капитана, генератора идей,
критика;
как выстроить логическую цепочку командой;
отличие «Брейнринга» от «ЧГК». Требования к вопросам на «Брейн
ринг». Особенности обсуждения при игре в «Брейнринг».
Уметь:
составление вопросов из предложенного материала;
работать со справочной литературой;
мыслить нестандартно, находить ответ через ключевое слово в вопросе;
уметь работать в команде, слушать и слышать друг друга;
непрерывно обсуждать вопрос в течение заданного времени;
высказывать все мысли, пришедших за игровым столом;
найти логический путь к ответу;
лаконично и однозначно формулировать ответ.
Второй и последующие этапы обучения
Учащиеся должны знать:
ролевые функции в команде;
требования подготовки вопросов к публичным играм;
как выстроить логическую цепочку командой;
алгоритм поиска ответов;
принципы интеллектуальной разминки,
Уметь:
отбирать и систематизировать материал для игр;
готовить материала для проведения игр за пределами клуба;
выстраивать логическую цепочку к ответу;
применять основные приемы обсуждения;
анализировать работу команды и каждого игрока в отдельности;
строить отношения в команде на принципах взаимного уважения.
Результаты развития личностной сферы учащихся, опыт
эмоциональноценностных отношений:
развитие мотивации к занятиям интеллектуальными играми;
формирование личностнокомандных качеств: умение достойно
побеждать и проигрывать, целеустремленность, взаимопомощь,
коллективизм;
14 развитие памяти и внимания обучающихся;
проявление коллективистских качеств,
доброжелательные, терпимые отношения между подростками;
повышение уровня самооценки.
проявление устойчивого интереса к занятиям, желания участвовать в
интеллектуальных состязаниях;
развитие креативных способностей, мышления и воображения
показателем являются
обучающихся;
формирование уровня ответственного отношения к порученному делу
15
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Интеллектуальный клуб"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Интеллектуальный клуб"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Интеллектуальный клуб"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Интеллектуальный клуб"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Интеллектуальный клуб"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Интеллектуальный клуб"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Интеллектуальный клуб"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Интеллектуальный клуб"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Интеллектуальный клуб"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Интеллектуальный клуб"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Интеллектуальный клуб"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Интеллектуальный клуб"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Интеллектуальный клуб"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Интеллектуальный клуб"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Интеллектуальный клуб"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.