Данная программа относится к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам художественно-эстетической направленности и предназначена для педагогов дополнительного образования, обучающих детей живописи и основам дизайна. Программа рассчитана на 2 года обучения,состоит из следующих разделов: пояснительная записка, учебно тематические планы и содержание тем программы по годам обучения, методическое обеспечение.
ИЗО и дизайн.docx
Цель дизайна – создание мира прекрасных форм,
вещей, которые раскрывали бы истинный
характер нашей цивилизации.
Д.Локти
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «ИЗО и дизайн» разработана в
соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, Уставом и локальными актами Дома
детского творчества, календарным учебным графиком на текущий учебный год. Программа
имеет художественноэстетическую направленность.
Актуальность образовательной программы. Слово дизайн в русском языке
появилось относительно недавно. Пришло оно из итальянского языка и в переводе имеет
множество значений. "Disegno" это замысел, план, намерение, цель, чертеж, эскиз,
набросок, рисунок, узор, модель, шаблон, лежащая в основе схема, композиция. Дизайн
представляет собой синтез науки, техники и искусства. Дизайн стремится охватить все
аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным
производством. Предпосылками дизайнерского искусства являются: прежде всего,
естественное человеческое стремление к прекрасному, а также желание воплощения новых
и все более совершенных образов; экономическая выгода, являющаяся огромным мотивом
для развития дизайна.
Сегодня трудно найти какуюлибо сферу деятельности человека, так или иначе не
связанную с дизайном, поскольку дизайн необходимо рассматривать как культурную
потребность общества. Это не просто культура восприятия, а определенный уровень
проектного мышления, который характеризует степень нравственного, духовного и
профессионального развития личности. В связи с бурным развитием современных
технологий, понятие дизайна приобрело новый, более широкий смысл и теперь обозначает
не только какойто отдельный предмет, а является целым направлением, применимым ко
всем областям современной деятельности человека.
Человек, занимающийся дизайном (дизайнер) должен обладать знаниями во многих
предметных областях и умело применять их на практике, проецируя в творческом
процессе создание образа. С уверенностью можно сказать, что дизайн – это современное
искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального
построения предметной среды. Часто жесткая регламентированность занятий в школе
блокирует творческую энергию ребенка, его желание придумывать чтото свое, жажда
познаний и поисков не удовлетворяется. Только постоянное решение детьми проблемных
творческих задач может 3 способствовать эффективному развитию конструкторских
способностей востребованных в современных условиях быстро меняющегося мира. На
занятиях объединения дети знакомятся с различными материалами для творчества (бумага,
картон, ткань, металл, береста, кожа, пластические, природные и бросовые материалы).
Работа проходит в постоянной смене техник и тем. Дети получают представление о
творческой деятельности дизайнеров, о декоративной композиции, о художественном
проектировании, об объемном макетировании. Учатся разрабатывать художественные
авторские проекты. На втором году обучения расширяются и углубляются понятия о художественном конструировании и технической эстетике, об эргономике,
совершенствуются практические навыки кружковцев в выполнении различных проектов.
Цель программы: пробудить интерес детей к художественному и техническому
творчеству, развить стойкий интерес к профессии дизайнера, воспитание креативной
личности, способной к проектному мышлению.
Обучающие:
Задачи:
1 год обучения: ознакомление детей с основными законами композиции;
обучение практическим приемам работы с различными материалами;
ознакомление с законами цветоведения;
2 год обучения: обучение практическим приемам работы художникадизайнера;
обучение работать над проектом;
обучение умению применять законы цветоведения;
Развивающие:
всестороннее развитие художественных способностей: образного мышления,
пространственного представления, творческого воображения, зрительной памяти.
Воспитательные:
воспитание творчески мыслящей личности;
формирование положительной самооценки, целеустремленности и самостоятельности;
воспитание гуманизма созидания;
воспитание понимания окружающей среды.
Возрастной диапазон обучающихся 915 лет. Срок реализации образовательной
программы 2 года: первый и второй год – 144 часов в год (два раза в неделю по 2 часа).
Занятия по программе проводятся с объединением детей одного возраста с
постоянным составом. Обучающиеся разного возраста и разных лет обучения могут
объединяться в общей работе над одной творческой темой, сюжетной композицией.
Обучающиеся набираются по желанию. Число детей в объединениях первого года
обучения – 12 15 человек, второго года обучения – 1012 человек.
Формы проведения и методы организации занятий. Занятия проводятся всем
составом объединения. Однако педагогический процесс основывается на принципе
индивидуального подхода к каждому ребёнку. Задача индивидуального подхода – наиболее
полное выявление персональных способов развития ребёнка, формирование его личности.
Индивидуальный подход помогает отстающему ребёнку наиболее успешно усвоить
материал и стимулирует его творческие способности.
По дидактическим целям и задачам обучения занятия делятся на следующие виды:
1. занятие освоения и первичного закрепления нового материала.
2. занятие освоения практических умений и навыков курса.
3. занятие, нацеленное на самостоятельное применение навыков.
Главный критерий отбора методов обучения по программе « ИЗО и Дизайн» это
соответствие принципам образовательного процесса, в том числе: эффективности и
продуктивности, сообразности намеченным целям и задачам обучения, доступности для
детей, развитие их заинтересованности в занятиях творческим трудом.
Методика обучения также основана на принципах природосообразности
(образовательный процесс строится для ребёнка с учётом его психофизических качеств),
гуманизации (формирования системы ценностей духовного развития). В процессе занятий в
рамках программы все формы и методы взаимообусловлены и применяются в комплексе. Вместе с такими методами, как рассказ, объяснение, беседа, используется наглядные
методы обучения, методы игры, метод проблемного обучения и проектный метод
обучения.
Методика проведения занятий.
1. Организация начала занятия (сообщение темы и цели занятия, подготовка к
восприятию нового материала);
2. Проверка имеющихся у детей знаний и умений;
3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями;
4. Практическая часть;
5. Подведение итогов (показ выполненной работы, оценка).
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Личностные результаты:
формирование готовности к саморазвитию и самообразованию;
развитие способности ставить цель и строить жизненные планы;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками.
Метапредметные результаты: получение возможности расширить, систематизировать и
углубить исходные представления о дизайне
; приобретение и расширение знаний о свойствах различных материалов;
освоение приемов работы с различными материалами;
расширение исходных представлений о работе дизайнеров.
Результаты обучения по предложенной программе дифференцируются по
следующим умениям и навыкам (по годам):
К концу первого года обучения учащиеся будут знать:
правила ТБ при работе с острыми, режущими инструментами;
свойства бумаги; свойства бересты;
виды и свойства тканей;
свойства металла;
свойства пластических материалов;
о понятии «композиция»;
о художественном проектировании.
Будут уметь:
соблюдать правила при работе с инструментами;
работать с бумагой: сгибание, надрез, вырезание;
раскраивать и сшивать ткань, скручивать игрушки;
работать с проволокой, фольгой;
работать с пластическими материалами;
создавать плоскостные и объемные композиции;
продумывать этапы работы над проектом изделия.
К концу второго года обучения учащиеся будут знать:
о понятии «художественное проектирование»;
особенности работы с красками;
задачи эргономики; основы фитодизайна;
что такое рабочий макет.
Будут уметь:
составлять план работы над проектом;
использовать свойства красок;
разрабатывать и выполнять проекты с учетом эргономики;
составлять композиции из растений; разрабатывать и выполнять макеты с учетом конструктивных и пластических
особенностей материалов.
При оценке знаний, умений и навыков педагог обращает основное внимание на
правильность и качество выполненных работ, поощряя творческую активность детей,
учитывая индивидуальные особенности, психофизические качества каждого ребёнка.
Обращается внимание на малейшие проявления инициативы, самостоятельности и
творческого мышления каждого учащегося.
Лучшие работы демонстрируются на выставках, конкурсах.
Результативность освоения программы «ИЗО и Дизайн» определяется с
помощью диагностических карт. Такая система диагностики результативности
образовательного процесса даёт возможность: проследить развитие каждого ребёнка,
выявить наиболее способных детей, обратить внимание на возникшие проблемы, и
своевременно внести коррективы в работу. Анализ карт учебных достижений позволяет
сделать заключение о динамике процесса становления устойчивого интереса к предметной
области в процессе реализации образовательной программы. Обучение по данной
программе оценивается по трехбалльной системе – «удовлетворительно», «хорошо»,
«отлично». Диагностика успешности освоения программного материала проходит в 3
этапа: текущий контроль, промежуточная аттестация и итоговая аттестация. Текущий
контроль – проводится на протяжении всего учебного года в виде наблюдения педагога за
учащимися, опросов. Промежуточная аттестация выставление учащимся оценок в
диагностические карты («отлично», «хорошо», «удовлетворительно») по критериям
дополнительных программы в конце первого и второго полугодия каждого учебного года
(см. Методическое обеспечение). Итоговая аттестация выставление учащимся оценок в
итоговые ведомости («отлично», «хорошо», «удовлетворительно») по результатам всех
промежуточных аттестаций. Итоговой аттестацией завершается процесс образования
программе. Формы подведения итогов реализации программы. Итоги реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ИЗО и Дизайн»
подводятся в форме тестирования, участия в выставках, фестивалях конкурсах,
конференциях.
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №п\
Название тем
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Всего
количество
часов
Количество часов
теория
практика
п
1
2
3
4
5
Вводное занятие.
Инструктаж по ОТ и ППБ
Тематический рисунок.
Декоративная композиция.
Понятие о художественном
проектировании.
Итоговое занятие
ИТОГО
1
39
45
55
4
144
1
9
11
17
1
39
30
34
38
3
105
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Вводное занятие.
Теоретические занятия. Вводная беседа. Цели и задачи работы объединения.
Содержание деятельности дизайнеров. Организационные вопросы. Инструктаж по охране
труда и противопожарной безопасности.
2. Тематический рисунок. Теоретические занятия. Понятие о тематическом
рисунке. Линия, пятно. Материалы и технические приемы (штрихование, набрызг,
монотипия, трафарет, монотипия и др.). Практические занятия. Рисование по памяти, по
представлению, с натуры.
3. Декоративная композиция. Теоретические занятия. Понятие о декоративной
композиции. Цвет, форма и ритм композиции. Практические занятия. Выполнение
композиции на плоскости. Объемные композиции. На последнем занятии декабря выдается
задание – подобрать информацию по снежинкам; наблюдение за снежинками. На первом
занятии после зимних каникул проводится повторный инструктаж по охране труда и
противопожарной безопасности и осуществляется проверка задания на каникулы:
творческий отчет по выполнению каникулярного задания, обсуждение, обмен
впечатлениями; составление презентации.
4. Понятие о художественном проектировании.
Теоретические занятия. Основные этапы работы над проектом изделия. Ильная
интерьерная кукла. Изделия из ткани. Приемы вышивки лентами.
Практические занятия. Выбор темы, анализ задания, знакомство с проектами
подобных изделий, подбор материалов, эскиз, макет изделия.
5. Итоговое занятие.
Практические занятия. Подведение итогов и поощрение учащихся
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ №п\
Название тем
Всего
количество
часов
Количество часов
теория
практика
п
1
2
3
4
5
Вводное занятие.
Инструктаж по ОТ и ППБ
Понятие о художественном
конструировании.
Разработка художественных
авторских проектов.
Понятие о рисунке.
Живопись. Понятие об
эргономике.
Проектирование методом
объемного макетирования
Итоговое занятие
ИТОГО
1
39
45
55
4
144
1
9
11
17
1
39
30
34
38
3
105
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Вводное занятие.
Теоретические занятия. Вводная беседа. Инструктаж по охране труда и
противопожарной безопасности. Правила санитарной гигиены. Знакомство с содержанием
работы на текущий учебный год. Обсуждение плана. Организационные вопросы
2. Понятие о художественном конструировании. Разработка художественных
авторских проектов.
Теоретические занятия. Задачи художественного конструирования. Инструменты и
материалы.
Практические занятия. Выполнение учащимися авторских проектов с учетом
художественноконструкторских задач (графика, макетирование).
3. Понятие о рисунке. Живопись. Понятие об эргономике.
Теоретические занятия. Особенности работы с красками. Основы цветоведения.
Инструменты и материалы, свойства красок. Задачи эргономики. Практические занятия.
Технические рисунки моделей (по памяти, по чертежу); Живопись – натюрморт с натуры.
Графический дизайн. Разработка и выполнение проектов бытовых изделий (мебель,
светильник, часы, упаковка). На первом занятии после зимних каникул проводится
повторный инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности и
осуществляется проверка задания на каникулы: просмотр набросков, обмен
впечатлениями.
4. Проектирование методом объемного макетирования.
Теоретические занятия. Макет в творческом процессе проектирования изделия
художникомконструктором; понятие о рабочем макете, его значении в проектировании.
Выбор материалов в зависимости от проектируемого изделия с учетом конструктивных и
пластических особенностей: картон, бумага, пенополистирол, пластилин и др.
Практические занятия. Разработка и выполнение макетов упаковки различных
товаров, макетов бытовых изделий и др. 5. Итоговое занятие. Подведение итогов. Поощрение лучших учащихся.
Рекомендации по работе на летний период. Творческое задание на лето для
самостоятельного выполнения: посещение выставок, музеев.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В рамках мониторинговой деятельности педагогом разработан комплекс критериев
и показателей оценки результативности и качества образовательного процесса. Графа
«Критерии» содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка
искомых показателей и устанавливается степень соответствия реальных результатов
ребенка требованиям, заданным программой.
Критериями оценки знаний, умений и навыков учащихся являются:
Первый год обучения:
Умение работать с бумагой;
Умение работать с пластическими материалами;
Умение создавать плоскостные композиции;
Умение работать с бисером;
Умение работать с тканью;
Критерий
Условия оценки «Отлично» «Хорошо» «Удовлетворительно»
Умение работать с бумагой Аккуратно сгибает, хорошо вырезает
Допускает незначительные ошибки
Требуется помощь педагога Умение работать с пластическими материалами
Соблюдает технологию, аккуратно и самостоятельно работает, пользуется различными
приемами лепки
Испытывает незначительные затруднения при самостоятельной работе, допускает
незначительные ошибки
Требуется помощь педагога
Умение создавать плоскостные композиции
Самостоятельно создает гармоничные композиции
Испытывает незначительные затруднения при создании композиции
Требуется помощь педагога
Умение работать с тканью
Умеет аккуратно и самостоятельно сшивать ткань
Работает самостоятельно, но шов не очень аккуратный Требуется помощь педагога
Второй год обучения:
Умение составлять композиции из растений;
Умение использовать свойства красок;
Умение работать над проектом.
Критерий
Условия оценки «отлично» «хорошо» «удовлетворительно»
Умение составлять композиции из растений
Самостоятельно составляет гармоничные плоскостные и объемные композиции
Допускает незначительные ошибки, не очень аккуратная работа
Требуется помощь педагога в составлении композиции Умение использовать свойства красок
Умеет самостоятельно подбирать и смешивать краски.
Использовать законы цветоведения
Испытывает незначительные затруднения
Требуется помощь педагога
Умение работать над проектом
Использует план работы над проектом, самостоятельно подбирает материал и
реализует свои замыслы
Использует план работы над проектом, испытывает затруднения в выборе
материала и приемов
Требуется помощь педагога при работе над проектом.
Для успешной реализации образовательной программы «ИЗО и Дизайн» необходимо
следующее материальнотехническое оснащение:
Кабинет для занятий, оборудованный необходимым количеством рабочих мест и
хорошим освещением.
Различные художественные материалы: краски, фломастеры, карандаши,
пластилин, пластик, цветная бумага, картон.
Различные художественные инструменты и приспособления: резак для бумаги,
фигурные дыроколы, ножницы зигзаг, пробойник, макетные ножи, ножницы, печати.
Дидактические материалы: книги, журналы, презентации, технологические карты,
иллюстрации, образцы работ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Аллахвердова, Е.Э Батик. Глина. Дерево. Домашнее рукоделие / Е.Э. Аллахвердова. –
М.: Астрель, 2001. – 80 с.
2. Артамонова, Е.В. Куклы / Е.В. Артамонова. М.: ЭксмоПресс, 2000. 216 с.
3. Белецкая, Л.Б. Флористика / Л.Б. Белецкая. М.: Сталкер, 2006. – 80 с.
4. Большая энциклопедия поделок. М.: Росмэн, 2002. – 192 с.
5. Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Декоративноприкладное искусство в жизни
человека. Методическое пособие. 5 класс / Н.А. Горячева. – М.: Просвещение, 2003.
6. Дайн, Г. Игрушка в культуре России / Г. Дайн. – Хотьково: Цветографика, 2015. – 256 с.
7.. Ерлыкин, Л.А. Послушный металл / Л.А. Ерлыкин. –М.: Детская литература, 1985.
8.. Иванов, Б. Энциклопедия самоделок юного мастера / Б.Иванов. – М.: Молодая гвардия,
1992. – 256 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Королева, И.А. Давай учиться рисовать / И.А. Королева. М.: Заочный народный
университет искусств, 1993. 72 с.
2. Суханова, Н.П. Картины из цветов / Н.П. Суханова. – М.: Олмапресс Образование,
2003.
3. Цамуталина, Е. 1000 поделок из ненужных вещей / Е. Цаматулина. – М.: Академия
холдинг, 2003.
4.Черныш, И. Удивительная бумага / И. Черныш. М.: АСТПресс, 1998. 160 с. 2.29.
Чтобы ожили стены. – М.: Молодая гвардия, 1969. – 144 с.
Образовательная программа "ИЗО и дизайн"
Образовательная программа "ИЗО и дизайн"
Образовательная программа "ИЗО и дизайн"
Образовательная программа "ИЗО и дизайн"
Образовательная программа "ИЗО и дизайн"
Образовательная программа "ИЗО и дизайн"
Образовательная программа "ИЗО и дизайн"
Образовательная программа "ИЗО и дизайн"
Образовательная программа "ИЗО и дизайн"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.