ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Оценка 4.8

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
24.10.2019
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Данная программа предназначена для детей с 7-11 лет. По ней дети обучаются с 1 по 4 класс .Целью данной программы является развитие познавательных интересов, творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся.данной программы заключается в том, что подготовка к самостоятельной исследовательской проектной деятельности начинается уже на первой ступени образования во внеурочной время в совместной деятельности учащихся и педагогов.
ПРОГРАММА ВВЕДЕНИЕ в проектную деятельность ВАСИЛЬЕВОЙ.docx
Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение «Гимназия «Новоскул» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Автор программы:  Васильева Евгения Евгеньевна Возраст обучающихся: 7 ­11 лет  (1­ 4 кл.) Время реализации:  4 года Великий Новгород 2019 год Пояснительная записка  Программа   «Введение   в   проектную   деятельность»   имеет   естественно­научную    направленность.   Данная программа реализуется в МАОУ «Гимназия «Новоскул» и служит для организации внеурочной деятельности младших школьников. Педагогическая  целесообразность  данной образовательной  программы  обусловлена  тем,  что в наше время необходимо формирование такой личности, которая  в условиях модернизации образования, введения в  образовательное   пространство  таких  категорий  как     информационные  коммуникационные  технологии, была   бы     мотивированна   к   самообразованию,   обладала   достаточными   навыками   и   психологическими установками   к   самостоятельному   поиску,   отбору,   анализу   и   использованию   информации.   По содержательной направленности программа является надпредметной, по функциональному предназначению – учебно­познавательной, по форме организации – групповой и индивидуальной в зависимости от выбора учащихся. Актуальность  данной программы  в начальной школе состоит в том, что для этого возраста организация проектной   деятельности   тесно   связана   с   различными   аспектами   социализации   учащихся:     преодоление свойственного возрасту эгоцентризма, освоение социально приемлемых форм поведения, сотрудничества как модели отношений. В сфере выстраивания отношений со взрослым важно появление нового типа отношений – с руководителем проекта как с равноправным партнером. Поэтому на этой ступени особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные  проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта   (например,   выставка,   викторина,   панно   и   т.п.).       Темы   проектов     достаточно   тесно   связаны   с предметным  содержанием,   поскольку  наглядно­образное  мышление,   характерное  для   младших   школьников, любопытство,   интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.  Новизна  данной   программы   заключается   в   том,   что   подготовка   к     самостоятельной исследовательской проектной деятельности начинается уже  на первой ступени образования  во внеурочной время  в совместной деятельности учащихся и педагогов.  Цель   программы:  развитие   познавательных   интересов,   интеллектуальных,   творческих   и коммуникативных   способностей   учащихся,   определяющих   формирование   компетентной   личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в современном информационном обществе.    Задачи: ­ Обучение планированию (учащийся должен  под руководством педагога уметь  определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);  ­ Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся  должен уметь выбрать самостоятельно или под руководством педагога подходящую информацию и правильно ее использовать);  ­ Умение составлять   отчет (учащийся должен уметь составлять самостоятельно или под руководством педагога план работы, презентовать четко информацию или  проект); ­   Формирование   позитивного   отношения   к   работе   (учащийся   должен   проявлять   инициативу,   энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы); ­   Развитие   навыков   работы   в   группе,   умения   договариваться   друг   с   другом,   воспитание   уважения   к участникам совместной деятельности. Отличительной   особенностью  данной   программы   является   то,   что   при   организации   проектной деятельности возможна не только групповая, но и индивидуальная, самостоятельная работа учащихся. Это позволяет приобретать   навыки   самостоятельной работы с источниками информации, коммуникативные навыки и умения. Постановка задач, решение проблем повышает мотивацию к проектной деятельности и предполагает:         инициативность,   оригинальность   в   решении   познавательных   вопросов,   неординарность подходов, интенсивность умственного труда,  организацию исследовательской  и поисковой работы. Возраст  детей,   участвующих   в   реализации   данной   образовательной   программы,   учащиеся   1­4 классов (7  – 11 лет). Сроки реализации образовательной программы – 4 года обучения 1­4 год обучения ­ 1 час в неделю ­ 36 учебных часов в год. Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. В   целом   состав   групп   остается   постоянным.   Однако   состав   группы   может   изменяться   по   следующим причинам:  смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях;  смена личностных интересов и запросов учащихся. Ведущей формой организации внеурочной деятельности является  как групповая, так и индивидуальная. Такое сочетание форм поддерживает постоянный интерес к проектной деятельности.  Год заканчивается защитой персонального или коллективного проекта. Тематика проекта может касаться как   тем,   предлагаемых   учениками,   так   и   тем,   предлагаемых   в   предметных   областях   (русский   язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, технология, ИЗО и др.). Продолжительность занятий: 1­4 год обучения – 1 раз в неделю по 1 часу. Ожидаемый результат реализации программы «Введение в проектную деятельность»:  1 год обучения. По окончании учащийся должен знать:  основные источники информации;  правила пользования книгами в библиотеке;  простейшие правила построения текста-исследования , его оформления и представления;  понятие «исследование», «проектная задача». Учащийся должен уметь:    анализировать полученный материал по теме исследования; общаться при обсуждении тем исследований в группе; ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его; 2 год обучения.  По окончании учащийся должен знать:  понятие «проект», «проектная задача»;  этапы проектной деятельности;  типы проектов (1-2). Учащийся должен уметь: выбирать тему и вычленять  подтемы проекта с помощью педагога и самостоятельно; оформлять и представлять проект в свободной форме (по выбору) с помощью педагога; анализировать и оценивать свой результат и результат группы;     использовать уместные словесные средства общения при представлении, обсуждении результата исследования и проектной деятельности. 3 год обучения. По окончании учащийся должен знать:  алгоритм проектной деятельности;  правила оформления конечного результата проектной деятельности (проекта); Учащийся должен уметь:      разделять   проектную   деятельность   на   этапы,   определять   подтемы   под   руководством педагога; определять формы выражения итога проектной деятельности; выступать с демонстрацией результата исследования; пользоваться различной справочной литературой для поиска информации по теме проекта; взаимодействовать с партнерами по выполнению проекта в группе, обсуждать результат, корректно своих товарищей, оценивать себя с учетом оценки других; давать оценку деятельности 4 год обучения.   По окончании учащийся должен знать:    Учащийся должен уметь:  основные отличия  проектной деятельности,  основные информационные источники поиска необходимой информации. разделять   проектную   деятельность   на   этапы   самостоятельно     или   под   руководством педагога,            организовывать   деятельность   по   реализации   учебно­исследовательских   проектов   (постановка цели,   определение   оптимального   соотношения   цели   и   средств   и   др.)   самостоятельно     или   под руководством педагога,          планировать и координировать самостоятельно или под руководством педагога   совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный),          пользоваться   библиотечными   каталогами,     универсальными   энциклопедиями   и   другими информационными источниками  для поиска учебной информации об объектах, создавать   под руководством педагога или самостоятельно текст (исследование),   объект( стенд, панно,  газету, план, поделку, выставку, викторину  и т.д.),  презентацию собственного  результата проектной деятельности. Формами подведения итогов реализации данной программы являются:      открытые занятия; участие  в конференциях малого научного общества учащихся начальных классов; участие   в   мероприятиях   и     исследовательских   конкурсах   школьного,   городского   и   областного (Российского) уровней; защита индивидуальных и групповых  проектов учащихся; результаты  исследования:   тексты,      объекты  (  стенд,  панно,     газеты,   планы,   поделки,  выставки, викторины  и т.д.),  презентации проектной деятельности учащихся. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  по программе «Введение в проектную деятельность» Год обучения Общее кол­во часов Теория Практика 1 2 3 4 36 36 36 36 144 7 4 4 4 19 29 32 32 32 125 № 1 2 3 4                                        Всего I ГОД ОБУЧЕНИЯ  Количество часов № Название темы Всего часов Теоретические Практические занятия занятия  1.   Ведение. Смысл исследовательской   деятельности. Понятие «проектная задача». 2. Источники информации. 3. 4. Ролевые игры. Групповая работа. Выбор тем и заданий. 5. Сбор материала.  6. Оформление  результата. 7. Представление результата. Итого 2 4 7 2 9 9 3 36 2 1 1 1 1 1 ­ 7 ­ 3 6 1 8 8 3 29 II ГОД ОБУЧЕНИЯ                        Количество часов №        Название темы Всего часов Теоретические Практические занятия  занятия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Организационное занятие. Индивидуальная   и   групповая работа. Смысл   и   этапы   проектной деятельности (проектной задачи) Выбор тем, целей и задач. Сбор материала. Оформление проекта. Защита проекта. Итого 1 2 3 4 10 11 5 36 1 1 1 1 4 2 2 4 9 10 5 32 III ГОД ОБУЧЕНИЯ  №          Название темы                      Количество часов Всего часов Теоретические Практические занятия  занятия 1. 2. 3. 4. 5. 6. Организационное занятие. Разработка проектного задания. Разработка проекта. Оформление результатов. Презентация. Рефлексия. Итого 1 5 10 12 5 3 36 1 1 1 1 4 4 9 11 5 3 32 IV ГОД ОБУЧЕНИЯ  № 1. 2.        Название темы Организационное занятие Разработка проектного задания.                 Количество часов Всего часов 1 5 Теоретические Практические занятия  занятия 1 1 4 3. 4.  5. 6. Разработка проекта. Оформление результатов. Презентация. Рефлексия. Итого Содержание  программы. I ГОД ОБУЧЕНИЯ 10 11 6 3 36 1 1 4 9 10 6 3 32 1.Ведение. Смысл  исследовательской деятельности (1ч)   Понятие     исследования.   Понятие   «проектная   задача».   Формы   исследований.   Наблюдение   ­   самый популярный и доступный метод исследования.  Мотивы творческого  исследования. Проблемная ситуация. Какого   человека   можно   назвать   исследователем.   Качества   характера,   которыми   должен   обладать исследователь. 2. Источники информации (4ч) Знакомство со способами поиска информации. Экскурсия в школьную, городскую   библиотеку,   кабинет информатики. Словари, энциклопедии, интернет. Практикум работы с поиском информации: игра «Что? Где? Когда?» 3.Ролевые игры. Групповая работа (7ч) Работа в группе. Выполнение различных социальных ролей. Распределение ролей по выбору  детей.  Тренинг: как высказывать свою точку зрения? Как составить яркое, интересное   выступление? Основные правила работы в коллективе,  группе при решении проектных задач.   4. Выбор тем и заданий (2ч)  Выбор тем исследований, поиск проблем. Что такое проблема. Сущность понятия «Проблема».  Отличие проблемных   заданий   от   сложных   заданий     по   выполнению.     Вычленение   подтем   в   теме   проекта   или исследования. Обсуждение в команде тем и подтем. Основной круг вопросов и заданий   при проведении исследования или решения  проектных  задач. Распределение  заданий среди учащихся  по интересам,   по желанию. 5. Сбор материала (9ч) Исследовательская и поисковая деятельность учащихся под руководством педагога по темам и подтемам исследований, проектных задач. Сбор материала по выбранному объекту. Обсуждение в группах. Тренинг: задаем вопросы. Игра «Где найти ответ?» Главное и второстепенное в собранном материале.  Главная идея, факты, ее подтверждающие.  6. Оформление  результата (10ч) Выбор форм представления результата решения  проектной задачи или исследовательской деятельности: поделка, газета, альбом, викторина, газета и т.д. Взаимодействие в группах, парах, команде, индивидуально по   оформлению   результата   своего   исследования.   Оформление   работ   с   помощью   схемы   «Паучок». Составление схемы «паучок» о животном или др.  8. Представление результата (3ч) Выступление   с   докладом,   показом,   демонстрацией   результата   исследования,   презентация   решения проектной   задачи,   проекта.   Основные   правила   успешного   выступления.   Обсуждение     результатов деятельности. Тренинг: задаем  интересные вопросы и отвечаем на хитрые  вопросы.  II ГОД ОБУЧЕНИЯ 1. Организационное занятие (1ч) Сообщение целей деятельности и определения состава участников. 2. Индивидуальная и групповая работа (2ч) Формы работы: индивидуальная, групповая, парная. Различные формы сотрудничества и взаимодействия в группе, команде. Практикум, ролевые игры. 3. Смысл и этапы проектной  деятельности (3ч) Знакомство с алгоритмом проектной деятельности  в сочетании с различными видами деятельности. Деловая игра­практикум: «Чем проект отличается от исследования?» Подготовка к решению проектной задачи. 4. Выбор тем, целей и задач (4ч) Выбор тем исследований и проектов (проектных задач),  поиск проблем.  Вычленение подтем в теме проекта или   исследования.   Обсуждение   в   команде   тем   и   подтем.     Распределение   ролей   и   заданий   в   детском коллективе, группах, индивидуально. 5. Сбор материала (10ч) Исследовательская и поисковая деятельность учащихся под руководством педагога по темам и подтемам исследований и проектов. Сбор материала по выбранному объекту. Обсуждение. Главное и второстепенное в собранном материале. Тренинги: «Составь схему поиска информации. Определи источники информации. Составь   вопросник».     Уточнение   круга   участников   исследования   или  проекта,   вклад   каждого   в   общую работу, индивидуальные задания по сбору материала. 6. Оформление проекта (11ч) Выбор форм представления результата проектной деятельности: поделка, газета, альбом, викторина, газета и   т.д.   Взаимодействие   в   группах,   парах,   команде,   индивидуально   по   оформлению   результата   своего исследования. Подготовка к защите работ.  7. Защита проекта (5ч) Выступление   с   докладом,   показом,   демонстрацией   результата   исследования,   презентация   проекта.   Как представить   результаты   собственных   изысканий.   Как   высказывать   свои   суждения.   Основные   правила успешного   выступления. Выбор жюри (сменный состав). Защита работ. Самооценка своей деятельности. Анализ работ, деятельности, выбор лучших проектов на  школьную научно­практическую конференцию. III  ГОД ОБУЧЕНИЯ 1. Организационное занятие (1ч) Сообщение целей деятельности и определения состава участников (5ч) 2. Разработка проектного задания (10ч) Выбор  темы проекта, определение подтем. Обсуждение. Принятие общего решения. Определение состава творческих   групп.   Распределение   ролей.   Подбор   заданий   и   вопросов   для   поисковой   деятельности, литературы с помощью  педагога.  Определение  форм выражения  итога проектной деятельности.  План  и правила  работы. 3. Разработка проекта (10ч)  Консультирование по темам и подтемам в группах и индивидуально.   Поисковая деятельности учащихся. Работа с источниками информации: книги, энциклопедии, опыт старших, личные библиотеки, интернет и т.д. 4. Оформление результатов (12ч) Оформление в соответствии с выработанными правилами конечного результата. Выбор форм представления результата  проектной деятельности: поделка,  газета,  альбом, викторина, газета и т.д.  Взаимодействие  в группах, парах, команде, индивидуально по оформлению результата своего исследования. 5. Презентация (5ч) Выступление   с   докладом,   показом,   демонстрацией   результата   исследования,   презентация   проекта.   Азы ораторского искусства, способы воздействия и убеждения (отдельные элементы).   Практикум вопросов и ответов. 6. Рефлексия (3ч) Групповая   рефлексия   процесса,   себя   в   нем   с   учетом   оценки   других.   Самооценка   своей   деятельности. Тренинги:   «Умение   расположить   собеседника.     Умение   слушать   и   слышать.   Доброжелательность   в высказывании своей точки зрения». Выбор лучших работ и проектов для представления на конференции научного общества учащихся начальной школы.  IY ГОД ОБУЧЕНИЯ 1. Организационное занятие (1ч) Сообщение целей деятельности и определения состава участников. 2. Разработка проектного задания (5ч) Выбор  темы проекта, определение подтем. Обсуждение. Принятие общего решения. Определение состава творческих   групп.   Распределение   ролей.   Подбор   заданий   и   вопросов   для   поисковой   деятельности, литературы с помощью  педагога.  Определение  форм выражения  итога проектной деятельности.  План  и правила  работы. 3. Разработка проекта (10ч)  Консультирование по темам и подтемам в группах и индивидуально.  Поисковая деятельности учащихся. Работа с различными  источниками информации. 4. Оформление результатов (11ч) Оформление в соответствии с выработанными правилами конечного результата. Выбор форм представления результата  проектной деятельности: поделка,  газета,  альбом, викторина, газета и т.д.  Взаимодействие  в группах, парах, команде, индивидуально по оформлению результата своего исследования. 5. Презентация (6ч) Выступление с докладом, показом, демонстрацией результата исследования, презентация проекта, защита проекта.  Тренинги: «Секреты успешного выступления. Роль оппонентов на защите». 6. Рефлексия (3ч) Групповая рефлексия процесса, себя в нем с учетом оценки других. Тренинги: «Что лучше: умная критика или   добрый   совет?   Учись   задавать   вопросы».   Выбор   лучших   работ   и   проектов   для   представления   на конференции научного общества учащихся начальной школы. Методическое обеспечение. Принципы организации проектной деятельности: ­ Проект должен быть посильным для выполнения учащимися  1 – 4 классов;  ­ Создавать  необходимые  условия  для  успешного  выполнения  проектов  (формировать   соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);  ­ Вести подготовку учащихся к выполнению проектов;  ­ Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.  ­ В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.  ­ Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.  К важным факторам проектной деятельности относятся:  ­ повышение мотивации учащихся при решении задач;  ­ развитие творческих способностей;  ­ формирование чувства ответственности;  ­ создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.        Повышение   мотивации   и   развитие   творческих   способностей   происходит   из­за   наличия   в   проектной деятельности ключевого признака ­ самостоятельного выбора.        Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный   выбор.   Следует   отметить,   что   стремление   самоутвердиться   является   главным   фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.   Проект. Типология проектов. Проект (от лат. рrojectus, букв.­ брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого­либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого­либо документа. 3) Замысел, план. Метод  проектов  не  является  принципиально  новым  в  мировой педагогике.  Он  возник   еще  в начале нынешнего   столетия   в   США.   Его   называли   также   методом   проблем   и   связывался   он   с   идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом   Дж.Дьюи,   а   также   его   учеником   В.Х.Килпатриком.   Дж.Дьюи   предлагал   строить   обучение   на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом   знании.   Отсюда   чрезвычайно   важно   было   показать   детям   их   личную   заинтересованность   в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая   из   реальной   жизни,  знакомая   и   значимая   для   ребенка,   для   решения   которой   ему   необходимо приложить   полученные   знания,   новые   знания,   которые   еще   предстоит   приобрести.   Учитель   может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему,   применив   необходимые   знания   подчас   из   разных   областей,   получить   реальный   и   ощутимый результат.   Вся   работа   над   проблемой,   таким   образом,   приобретает   контуры   проектной   деятельности. Разумеется,   со   временем   идея   метода   проектов   претерпела   некоторую   эволюцию.   Родившись   из   идеи свободного   воспитания,   в   настоящее   время   она   становится  интегрированным   компонентом   вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней ­ стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). Суть рефлекторного мышления ­ вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована   небольшая   группа   сотрудников,   пытавшаяся   активно   использовать   проектные   методы   в практике преподавания. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и   их   практического   применения   для   решения   конкретных   проблем   окружающей   действительности   в совместной деятельности школьников. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти   знания   применить”   ­   вот   основной   тезис   современного   понимания   метода   проектов,   который   и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве,   развитие   критического   и   творческого   мышления.  Метод   проектов  ­   это   из   области дидактики,   частных   методик,   если   он   используется   в   рамках   определенного   предмета.  Метод   ­   это дидактическая   категория.  Это   совокупность   приемов,   операций   овладения   определенной   областью практического   или   теоретического   знания,   той   или   иной   деятельности.   Это   путь   познания,   способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о  методе проектов,  то имеем в виду именно способ  достижения   дидактической   цели   через   детальную   разработку   проблемы   (технологию),   которая должна   завершиться   вполне   реальным,   осязаемым  практическим   результатом,   оформленным   тем   или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу   метода   проектов   положена   идея,   составляющая   суть   понятия   "проект",   его   прагматическая направленность   на  результат,   который   можно   получить   при   решении   той   или   иной   практически   или теоретически   значимой   проблемы.   Этот   результат   можно   увидеть,   осмыслить,   применить   в   реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных   областей,   умения   прогнозировать   результаты   и   возможные   последствия   разных   вариантов решения, умения устанавливать причинно­следственные связи.                                           Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся ­ индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой­то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Метод проектов   как   педагогическая   технология   предполагает   совокупность   исследовательских,   поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.  Основные требования к использованию метода проектов: 1.Наличие   значимой   в   исследовательском,   творческом   плане   проблемы/задачи,   требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения . 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. 4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). 5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:        определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");  выдвижение гипотез их решения;  обсуждение методов исследования (сбора информации, анкетирования, наблюдений, пр.);  обсуждение   способов   оформление   конечных   результатов   (презентаций,   защиты,   творческих   отчетов, пр.).  сбор, систематизация и анализ полученных данных;  подведение итогов, оформление результатов, их презентация;  выводы, выдвижение новых проблем исследования. Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки: 1.   Доминирующая   в   проекте   деятельность:   исследовательская,   поисковая,   творческая,   ролевая, прикладная (практико­ориентированная), ознакомительно­ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико­ориентированный, творческий);  2.      Предметно­содержательная   область:  моно   проект   (в   рамках   одной   области   знания); межпредметный проект.  3.  Характер контактов (среди участников одного класса, одной школы, пр.).  5.   Количество участников проекта.  6.   Продолжительность проекта. Реализация   метода   проектов   и   исследовательского   метода   на   практике   ведет   к   изменению   позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать   свою   учебно­воспитательную   работу   и   работу   учащихся   на   разнообразные   виды самостоятельной   деятельности   учащихся,   на   приоритет   деятельности   исследовательского,   поискового, творческого характера. Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий   проведения.   Если   это   исследовательский   проект,   то   он   с   неизбежностью   включает   этапность проведения,   причем   успех   всего   проекта   во   многом   зависит   от   правильно   организованной   работы   на отдельных этапах. Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта: 1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.  2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.  3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.  4. Самостоятельная   работа   участников   проекта   по   своим   индивидуальным   или   групповым исследовательским, творческим задачам.  5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.). 6. Защита проектов, оппонирование.  7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы. По доминирующему в проекте методу  различаются: 1. Исследовательские.  Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта   для   всех   участников   ,   социальной   значимости,   продуманных   методов,   в   том   числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;  При выполнении проекта ученик:  ­ Структурирует проект в логике научного исследования, ­ Включает в проект аргументацию его актуальности, ­ Определяет объект и предмет исследования, ­ Обозначает   цели   и   задачи   проектного   исследования,   Обозначает   цели   и   задачи   проектного исследования, Формулирует гипотезу исследования, ­ Определяет методы исследования, ­ Конкретизирует источники информации, Выводит методологию исследования, ­ Определяет пути решения проблем, ­ Осваивает новое опытным путем, ­ Оформляет проект в виде выводов, ­ Подтверждает или опровергает гипотезу, ­ Выходит на новый спектр проблем. 2. Информационные.  Этот   тип   проектов   изначально   направлен   на   сбор   информации   о   каком­то   объекте,   ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.   Такие   проекты   также,   как   и   исследовательские   требуют   хорошо   продуманной   структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность ­ методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки",пр.) и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) ­ результат (статья, реферат, доклад, видео,пр.) ­ презентация ( публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции, пр.).  ­ Задает жесткую структуру проекта, предусматривающую систему коррекции, ­ Направляет работу на сбор и знакомство с новой информацией, ­ Обобщает и анализирует информацию,  ­ Делает выводы, ­ Корректирует поиск по уточненным направлениям, ­ Анализирует и обобщает новые факты,  ­ Проводит презентацию, ­ Организует проведение «внешней» оценки. 3. Творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться   о   желаемых,   планируемых   результатах   (совместной   газете,   сочинении,   видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.);  ­ Договаривается с группой или учителем о жанре, ­ Развивает проект в подчинение жанра конечного результата, ­ Стремится получить творческий продукт, ­ Задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления. 4. Игровые. В   таких   проектах   структура   также   только   намечается   и   остается   открытой   до  окончания   проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут   быть   литературные   персонажи   или   выдуманные   герои,   имитирующие   социальные   или   деловые отношения,   осложняемые   придуманными   участниками   ситуациями.   Результаты   таких   проектов   могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все­таки является ролево ­ игровая, приключенческая;  ­ Намечает «игровые» роли, ­ Подчиняет логику ролей содержанию проекта, ­ Моделирует ситуации, ­ Проигрывает «виртуальные реальности». 5. Практические. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем   этот   результат   обязательно   ориентирован   на   социальные   интересы   интересы   самих   участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).  Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением   функций   каждого   из   них,   четкие   выходы   и   участие   каждого   в   оформлении   конечного продукта.   Здесь   особенно   важна   хорошая   организация   координационной   работы   в   плане   поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.  ­ Обозначает результат в начале проектной деятельности, ­ Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера, ­ Получает конкретный материальный продукт... ­ Задает жесткую структуру, ­ Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера, ­ Получает конкретный материальный продукт... По количеству участников проектов, можно выделить проекты:           личностные (между двумя партнерами);  парные (между парами участников);   групповые (между группами участников).  В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать эту групповую деятельность участников . Роль педагога в этом случае особенно велика.        И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:     краткосрочными  (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном ­ двух  занятиях;  средней продолжительности (от недели до месяца);  долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).  Пошаговый алгоритм проектной деятельности  (для начальной школы) В начальной школе предложения по шагам, которые следует выполнить в ходе проекта, могут исходить от   учителя.   Хочется   еще   раз   подчеркнуть,   что   при   организации   проектной   деятельности   младших школьников характерна ведущая роль учителя на аналитическом этапе, а некоторые из перечисленных выше действий оказываются пропущены. Этап (шаг) Описание желаемой  ситуации Описание реальной ситуации Выявление противоречий 1­4 класс С помощью учителя Постановка проблемы Присвоил проблему, сформулированную учителем Постановка цели Определение способа  достижения цели Постановка задач Планирование шагов Планирование графика  деятельности Присвоил цель, сформулированную учителем Присвоил способ, рекомендованный учителем Предложены учителем  с помощью учителя  Присвоил шаги, названные учителем Присвоил план, предложенный учителем  Планирование ресурсов Если это необходимо, планирование ресурсов производит учитель Проект «Путешествие по овощеграду»                       2 класс, 16 человек Цель: составить альбом, посвященный овощам.   Во   время   урока   рисования   учащиеся рисовали   овощи,   и   учитель   стал   задавать вопросы о тех овощах, которые дети решили изобразить. Оказалось, что дети затрудняются ответить   на   большинство   вопросов,   хотя   у каждой семьи, как они признали, есть огород, причем   дети   часто   помогают   в   работе   на грядках. Учитель подвел учеников к тому, что они   признали   необходимым   больше   знать   о «тех вещах, которые и выращиваешь, и ешь». По   инициативе   учителя   было   решено,   что такая   информация   может   потребоваться   не только   им   самим,   но   и   младшим   ученикам. Возможно,   поскольку разговор происходил на уроке рисования, дети сами предложили такую форму продукта, как альбом. Они заметили, что в альбоме должны быть рисунки и какой­то поясняющий текст. С помощью учителя была сформулирована цель: составить альбом, посвященный овощам.   считает   учитель, В   начальной   школе   при   организации проектной   деятельности   характерна ведущая   роль   учителя   на   аналитическом этапе.   Учитель   обеспечивает   присвоение учащимися   цели   проекта   и   предоставляет им   планирования самостоятельность только при определении этапе   на порядка шагов.   Групповые обсуждения на начальном уровне формирования коммуникативной компетентности также проходят под руко­ водством   учителя.   Очень   важно,   чтобы дети   осво­или   элементарные   процедуры говорения, возражения, обращения и т.п. Каждый   учащийся   по   предложению учителя выбрал тот овощ, с которым он будет работать;   договорились   собрать   возможную информацию, а затем «обсудить поточнее, как будет выглядеть альбом». Такой   ход   позволил   учителю   работать   по планированию   продукта   на   более   высоком уровне:   учащиеся   могли   не   только   назвать продукт,   но   и   фактически   определить   его характеристики. Сначала   были   рисунки   и   овощи, вылепленные   из   пластилина   (позже   дети решили,   что   их   сложно   будет   поместить   в альбом),   загадки   и   стихотворения   «о   своем   отрывочные   сведения   о   его овоще», происхождении.   Когда   материалы   были подобраны,   учащиеся   под   руководством учителя определили структуру продукта: про каждый   овощ   в   альбоме   должна   быть представлена   информация   о   его   родине   и происхождении,   стихотворение, рисунок. Когда учитель поинтересовался тем, как следует употреблять эти овощи в пищу, к списку добавились рецепты и реклама.    загадка, Ребята определили, что у альбома должна быть обложка, содержание; текст должен быть написан фломастером. После этого каждый ученик составил план поиска той информации, которой у него еще не   было.   Наибольшие   трудности   вызывал поиск информации о происхождении овощей. Здесь   учитель   не   только   давал   книги,   но   и сразу же обсуждал прочитанное с учениками, поскольку книги явно не предназначались для этого возраста («некоторые сами справились, с другими я читала текст, спрашивала, что здесь главное,   ученик   предлагал   варианты, выбирали, писали на черновик»).  За загадками и стихотворениями учитель направил   учащихся   в   школьную   и   сельскую библиотеки,   считая,   что   учащиеся   смогут «сами найти источники и разобраться в них», информация поскольку «возрастосообразна». блюд договорились   спрашивать   у   родителей, Рецепты       эта   На   этом   этапе   групповой   проект   как   бы «разбился» на индивидуальные. Такой способ разделения   обязанностей,   при   котором каждый учащийся выполняет одну и ту же работу, но с разными объектами, позволяет более   точно   усвоить   способ   какой­либо деятельности и дает возможность увидеть как свой вклад, так и общий продукт. Представляется,   что   учитель   очень  четко поставил перед учащимися задачи по поиску информации, обеспечив различные источники для   различных   задач   (в   этом   возрасте учащемуся   сложно   работать   с   разными типами   источников,   представляющих содержание одного и того же вопроса). обсудив, как должен быть записан рецепт. Трудно было составить рекламу. Учитель считает,   что   это   задание   творческое   и   не могло   быть   обязательным   для   каждого ученика, но если уж решили, что каждый овощ надо представлять по одинаковой схеме, она следила за тем, чтобы работа «была выполнена каждым учащимся, пусть не на самом высоком уровне». Презентация   была   организована   для учеников   и   родителей.   Каждый   учащийся подготовил   рассказ,   согласованный   с учителем.   Каждый   рассказ   заканчивался загадкой   и   рекламой,   после   которой   для дегустации блюдо, приготовленное   с   помощью   родителей   по рецепту,   внесенному   учащимся   в   альбом. «Свои похвалы учащиеся получали здесь же». выставлялось     Такая   настойчивость   учителя   важна   для формирования   компетентности   решения проблем:   однажды   сделав   выбор   и   приняв решение,   ученик   принимает   на   себя ответственность за его исполнение.  высказаться   по   К   сожалению,   учитель   не   организовал рефлексии,   не   провел   беседу,   позволяющую ученикам   вопросу трудностей, успехов и неудач своей работы. Ясно,   что   такая   беседа   должна   была состояться   до   презентации,   чтобы   не разрушить   созданную   в   ее   ходе   ситуацию успеха. Для проведения занятий объединения необходим   классная комната, отвечающая   санитарным нормам, а также доступ к интернету, проектор и экран, для демонстрации презентаций.    Список используемой литературы:  Под ред. А.Б.Воронцова «Проектные задачи в начальной школе», М. «Просвещение», 2010 г. 1. 2. Под   ред.   А.Г.   Асмолова   «Как   проектировать   универсальные   действия   в   начальной   школе»,   М. «Просвещение», 2010 г. 3. Т.В.   Хуртова   Обучающие   семинары   (Алгоритм   формирования   проектной   деятельности),     В. «Учитель», 2006 г.  4. Д.Б.Григорьев, П.В. Степанов «Внеурочная деятельность школьников», М.  «Просвещение», 2010 г. 5. Ресурсы интернета

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2019