Образовательная программа по предмету Музыка 5-7 класс
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
новая программа музыка фгос 5-7.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТУМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА К.И. МОЛОНЕНКОВА
ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
образовательной области
«Изящные науки»»
Протокол № 1
от 29.08.2019
ПРИНЯТО
на педагогическом совете
МБОУ Тумановской СШ
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ Тумановской СШ
Протокол № 1
от 29.08.2019
от 30.08.19г
№ 5925/0131
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МУЗЫКЕ
ДЛЯ 57 КЛАССА Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного, ответственного отношения к
собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно
исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической
деятельности в
жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ –
компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного
пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты
Выпускник научится:
понимать значение интонации в музыке как носителя образного
смысла;
анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию,
ритм, темп, динамику, лад;
определять характер музыкальных образов
(лирических,
драматических, героических, романтических, эпических);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных
произведений на основе полученных знаний об интонационной природе
музыки;
понимать жизненнообразное содержание музыкальных произведений
разных жанров;
различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития
образов музыкальных произведений;
различать многообразие музыкальных образов и способов их
развития;
производить интонационнообразный анализ
музыкального
произведения;
понимать основной принцип построения и развития музыки; анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и
музыкальных образов;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая
суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных
особенностях, жанре, исполнителях;
понимать значение устного народного музыкального творчества в
развитии общей культуры народа;
определять основные жанры русской народной музыки: былины,
лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
понимать специфику перевоплощения народной музыки в
произведениях композиторов;
понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и
народного музыкального творчества;
распознавать художественные направления, стили и жанры
классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и
музыкальной драматургии;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых
направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской
классической музыкальной школы;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых
направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших
русских и зарубежных композиторов;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных
произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
различать жанры вокальной,
инструментальной,
вокально
инструментальной, камерноинструментальной, симфонической музыки;
называть основные жанры светской музыки малой (баллада,
баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната,
симфония, кантата, концерт и т.п.);
узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную,
вариации, рондо);
определять тембры музыкальных инструментов;
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых,
струнных, ударных, современных электронных;
определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного,
оркестра народных инструментов, эстрадноджазового оркестра;
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной
классики, образцы народного музыкального творчества, произведения
современных композиторов;
определять характерные особенности музыкального языка; эмоциональнообразно воспринимать и характеризовать музыкальные
произведения;
анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и
современности;
анализировать единство жизненного содержания и художественной
формы в различных музыкальных образах;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной
идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения,
аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
различать интерпретацию классической музыки в современных
обработках;
определять характерные признаки современной популярной музыки;
называть стили рокмузыки и ее отдельных направлений: рокоперы,
рокнролла и др.;
анализировать творчество исполнителей авторской песни;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами
искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами
искусств;
сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного
произведений;
понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и
литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
находить ассоциативные связи между художественными образами
музыки, изобразительного искусства и литературы;
понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и
женские (сопрано, меццосопрано, контральто) певческие голоса;
определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере)
исполнения: народные, академические;
владеть навыками вокальнохорового музицирования;
применять навыки вокальнохоровой работы при пении с
музыкальным сопровождением и без сопровождения (acappella);
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения
в пении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности,
используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать
суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной
форме;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально
эстетической деятельности;
понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в
жизни человека и общества;
эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников
Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
приводить примеры выдающихся (в том числе современных)
отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских
коллективов;
применять
современные
информационнокоммуникационные
технологии для записи и воспроизведения музыки;
обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных
произведений различных стилей и жанров;
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях,
при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и
сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные
черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных
стран мира;
понимать особенности языка западноевропейской музыки на
примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
понимать особенности языка отечественной духовной и светской
музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской
церковной музыки;
различать формы построения музыки (сонатносимфонический
цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии
музыкальных образов;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе
изучения музыкального искусства;
различать и передавать в художественнотворческой
деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к
природе, человеку, обществу;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных
произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись; активно использовать язык музыки для освоения содержания
русского языка,
различных учебных предметов (литературы,
окружающего мира, математики и др.).
Содержание учебного предмета музыка в 5 классе (34 часа,
1час в неделю)
Тема I полугодия: “Музыка и литература” (17 часов)
Урок 1.Что роднит музыку с литературой (1ч)
Интонационно образная, жанровая и стилевая основы музыкального
искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его
познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.
Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало
бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с
литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня,
романс. Роль музыки в семье искусств, еевлияние на другие искусства.
Значение слов в песне. Вокализ. Сходствовыразительных средств
живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка,перекличка светотени
в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационнообразная, жанровая,
стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкальногоискусства
как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его
познания,установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация
как носитель смысла в музыке.
Урок 2. Вокальная музыка (1ч)
Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и
различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки
русской профессиональной музыки.
Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры
своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки.
Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий.
Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный
спутник человека.
Урок 3. Вокальная музыка. (1ч)
Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного
народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как
способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной
музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен,
трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).
Знакомство с различными жанрами русской народной песни:
формирование необходимых вокальнохоровых навыков. Особенности
песенных жанров.
Календарные песни. Разнохарактерные песенные
Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, заклички.
Взаимосвязь
музыкальных,
шуточные, сатирические, игровые, хороводные,лирические песни.
Песни –
литературных
ихудожественных
образов. По содержанию песни делятся на:
лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной
направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др.
Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы
народного промысла или качая колыбель, лесные ненцы сопровождают
свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о
жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Песни в
исполнении лесных ненцев – это мотивированная, монологическая
внутренняя речь. Впервые услышав эту песнюречь, трудно назвать ее
песней. Песней становится только лучший вариант, полюбившийся
народу и исполняемый для всех. Выполняя множество трудовых
операций, автор песни старается рассказать о том, как это было ему
трудно и тяжело, как приходилось побеждать себя, бороться, чтобы
содержать свою семью, воспитать детей. В песнях лесных ненцев условно
можно выделить следующие тематические виды: личные, лирические,
песни о женщине, колыбельные песни, песни колорита печального, песни
о животных, песнидумы, увеселительные или «застольные» («хмельные»)
песни, эпические песни, песни об огне, песни об олене, песни
кивы,«богатырские» песни и др.
Урок 4. Вокальная музыка.
Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.
Определение романса как камерного вокального произведения для
голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его
отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом
жанре – романс.
Урок 5.Фольклор в музыке русских композиторов (1ч)
Сущность и особенности устного народного музыкального творчества
как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека.
Народное творчество как художественная самоценность. Особенности
русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной
музыки.
Знакомство с произведениями программной инструментальной
музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные
сочинения, созданные на основе различных литературных источников
(русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и
особенности устного народного музыкального творчества как части
общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное
творчество как художественная самоценность. Особенности русской
народной музыкальной культуры. Урок 6. Фольклор в музыке русских композиторов. Особенности
восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов
мира. (1 ч)
Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других
народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора
народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная
самобытность.
Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов;
образцы песенной и инструментальной музыки Тверского края.
Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки (1ч)
Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки.
Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.
Представление о существовании вокальной и инструментальной
музыки, не связанной с какойлибо литературной основой (вокализ, песня
без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с
вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни
без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы.
Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных
жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.
(1ч)
Урок 8. Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.
Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы
обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.
Представление о музыке, основанной на использовании народной
песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония,
концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки.
Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы,
художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление
понятий: интерпретация, обработка, трактовка.
Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы
обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном
стиле.
Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным
музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.
Урок 9. Всю жизнь мою несу родину в душе… Перезвоны. (1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые
стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие
традиций русской классической музыкальной школы.
Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста
как основной прием развития произведения в целом. Определение средств
музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а
также ее национальному своеобразию.
Урок 10.Всю жизнь мою несу родину в душе… «Скажи, откуда
ты приходишь красота. (1час)
Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение
композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о
красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых
людях, которыми может по праву гордиться Отечество.
Урок 11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии
задумчивый поэт». (1ч)
Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки
драматической и лирической сфер на примере образцов камерной
инструментальной музыки – прелюдия, этюд.
Осознание учащимися значимости музыкального искусства для
творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве
западноевропейских композиторов – Ф.Шопен. Музыка не только
раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в
литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность
человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф.
Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью.
Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества,
открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя
техническую сторону исполнения от художественной.
Урок 12. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. « Ты
,Моцарт, Бог, и сам того не знаешь».(1ч)
Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира
композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)
Осознание учащимися значимости музыкального искусства для
творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве
Моцарт и Ф.Шопен.
западноевропейских композиторов –
Реквием.Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств,
настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль,
выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры,
ситуации, события. Произведения В.Моцарта открывают бесконечное
многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.
В.А.
Урок 13. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
Оперная мозаика». (1ч.)
Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной
музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.
Особенности оперного жанра, который возникает на основе
литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы – (увертюра,
ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр,
оркестр).
Урок 14. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1ч)
Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.
На основе имеющегося музыкальнослухового опыта учащихся
продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто
балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с
именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балетискусство
синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства:
литература, инструментальносимфоническая
хореография,
(танцорысолисты, кордебалет массовые сцены), драматическое и
изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации).
музыка,
Урок 15.Музыка в театре, кино и на телевидении (1ч)
Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в
театре, кино и телевидении.
Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах
искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть
произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза
литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка –
одно из важнейших средств создания экранного образа реального
события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами
мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия
в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение
пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам.
Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл (1ч)
Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их
взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства.
Знакомство с жанром мюзикл.
Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки”
Э.Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры
внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь
сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие
лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении.
Урок 17. Мир композитора. Музыка профессиональных
композиторов (1ч)
Знакомство с творчеством региональных композиторов.
Выявление многосторонних связей музыки и литературы.
Тема II полугодия: Музыка и изобразительное искусство
Урок 18. Что роднит музыку с изобразительным искусством. (1ч) Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Богатство музыкальных образов (лирические).
Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.
Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные
(живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности
живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.
Урок 19. Небесное и земное в звуках и красках. « Три вечные
струны: молитва, песнь, любовь…» (1ч)
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с
храмовым искусством.
Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы
древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как
олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и
заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.
Урок 20. Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский.
(1ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их
драматургического развития (контраст).
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата.
Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность.
Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный
мир, переживания своих героев.
Урок 21. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Богатство музыкальных образов (героикоэпические) и особенности их
драматургического развития.
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве.
Сопоставление героикоэпических образов музыки с образами
изобразительного искусства. Песняплач. Осмысление темы о героических
образах в искусстве.
Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)
Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве
вразличных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве
выдающихся композитов прошлого.
Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в
произведениях композиторов – романтиков. Развитие музыкального, образно
ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в
образном выражении состояний души человека, изображении картин природы.
Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи
художника. Изобразительность.
Урок 23. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч) Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве
вразличных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве
выдающихся композитов прошлого.
Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и
зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность
отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение,
сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и
С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения
кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой
души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.
Урок 24. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.
(1ч)
Народные истоки русской профессиональной музыки.
Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки на
примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный
элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола,
символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый
композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего
времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились
следовать многие поколениям русских людей.
Урок 25. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки
скрипки так дивно звучали». (1ч)
Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и
изобразительность музыкальной интонации.
Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки,
изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные
памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.
Урок 26. Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира. (1ч)
Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.
Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп
инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы
инструментов оркестра. Дирижер.
Урок 27. Образы борьбы и победы в искусстве. (1 час) Особенности
трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.
Образный строй
в знаменитой симфонии мировой музыкальной
культуры – Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения
музыки композитором, особенности её симфонического развития.
Урок 28. Застывшая музыка. (1ч)
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с
храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада
письма (полифония). Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи.
Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного
искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла.
Католические храмы и органная музыка.
Урок 29. Полифония в музыке и живописи. (1ч)
Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу
человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра –
фуга.
Выразительные возможности различного склада письма
(полифония).
Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка).
Общность языка художественных произведений в музыке и живописи.
Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.
Урок 30. Музыка на мольберте. (1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.
Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства
и литературы на примере творчества литовского художника композитора
М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса.
Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин.
Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната.
Allegro, Andante.
Урок 31.Импрессионизм в музыке и живописи. (1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.
Знакомство с произведениями К.Дебюсси.
Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и
зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда
раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её
многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не
переставая удивляться чудесам, которые они открывают.
Урок 32. О подвигах, о доблести и славе... (1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных
образов – драматические, героические.
Развитие исторической памяти подростков на основе освоения
произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты
Родины. Музыкальный жанр – Реквием.
Урок 33. В каждой мимолетности вижу я миры… (1ч)
Богатство музыкальных образов
и особенности их
драматургического развития в камерной – инструментальной музыке.
Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл
«Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных
и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства.
Интермедия
Урок 34. Мир композитора. С веком наравне. (1ч) Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного
искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере
произведений русских и зарубежных композиторов.
Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта
школьников, опыт исполнительства.
Содержание учебного предмета музыка в 6 классе
Тема: I полугодия:
Мир образов вокальной и инструментальной музыки (18 часов)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и
формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада,
баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном
спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров
инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения
для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные
образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской
музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы
западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга,
кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в.
(спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного
строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в
освоении содержания музыкальных образов.
Тема II полугодия:
«Мир образов камернойи симфонической музыки» (16 часов)
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида
искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и
пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика
художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и
различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор
(вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких
музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения,
конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере,
симфоническая поэма, увертюрафантазия, музыкальные иллюстрации и
др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и
изобразительность музыки.
образпейзаж и др.
Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра
(прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный
квинтет, концерт, концертная симфония, симфониядейство и др.
Образпортрет,
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл,
рокопера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий
в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов.
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их
драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.
Определение музыкального образа.
Специфика вокальной и
инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен.
Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство
музыкальной и поэтической речи в романсе.
Урок 2.
Образы романсов и песен русских композиторов.
Старинный русский романс.
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их
драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской
музыки – романс.
Жанр песнироманса. Песнядиалог. Инструментальная обработка
романса.
Урок 3.Два музыкальных посвящения. Песня –романс.
Жанр песнироманса. Песнядиалог. Инструментальная обработка
романса..
Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова
Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня.
Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.
Мама.
Из вокальноинструментального цикла «Земля». В.
Гаврилин, слова В. Шульгиной.
Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев.
Урок 4.Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и
живописи. Картинная галерея Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской
классической школы М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство
интерпретации.
Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы
развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение
исполнительских трактовок
Урок 5. «Уноси мое сердце в звенящую даль…».
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской
классической школы – С.В. Рахманинов.
Лирические образы романсов С.В. Рахманинова. Мелодические
особенности музыкального языка С.В. Рахманинова.
Выразительность и изобразительность в музыке.
Урок 6. Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Выдающиеся российские исполнители: Ф.И. Шаляпин.
Творчество Ф.И. Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые
возможности голоса Ф.И. Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.
Урок 7. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве русских
композиторов. Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской
народной музыки (обрядовые песни).
Народные истоки русской
профессиональной музыки.Лирические образы свадебных обрядовых песен.
Песнядиалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов
(на примере одной из опер по выбору учителя).
Урок 8.
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство
прекрасного пения.
Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с
творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.Знакомство с
вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы
песен Ф. Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной
сцены.
Урок 9. Мир старинной песни. Баллада «Лесной царь».
Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи
на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных
Единство
образов.Драматические образы баллады «Лесной царь». выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного
образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.
Урок 10. Образы русской народной и духовной музыки. Народное
искусство Древней Руси.
Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху
средневековья: знаменный распев как музыкальнозвуковой символ Древней
Руси. Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление
ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни,
инструментальное музицирование.
Урок 11.Образы русской народной и духовной музыки. Духовный
концерт.
Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине
XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..
Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры
религиознодуховной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев
как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта.
Полифоническое изложение материала.
Урок 12.В.Г.Кикта «Фрески Софии Киевской».
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций
русской классической музыкальной школы.
Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности
современной трактовки.
Фрагменты из концертной симфонии В. Кикта «Фрески Софии
Киевской»:
«№3 Орнамент»;
«№6. Борьба ряженых»;
«№7. Музыкант».
Б.Окуджава «Молитва»
Урок 13. Симфония «Перезвоны» Молитва.
Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности
современной трактовки.
Связь музыки В. Гаврилина с русским народным музыкальным
творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.
Урок 14. Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и
земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.
как вечно живое Особенности западноевропейской музыки эпохи
Барокко. Музыка И.С. Баха искусство, возвышающее душу человека). Характерные особенности музыкального языка И.С.
Баха.
Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в
полифонии. Полифонический 2частный цикл: токката и фуга, прелюдия и
фуга. Современная рокобработка музыки И.С. Баха.
Урок 15 Образы скорби и печали.
Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально
инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и
гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных
образов.
Урок 16. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К. Орф), особенности
трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов
камерной инструментальной музыки.
Урок 17. Авторская музыка: прошлое и настоящее.
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка.
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их
взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства:
бардовская песня. Жанры и особенности авторской песни. Исполнители
авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской
песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.
Урок 18. Джаз – искусство 20 века.
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка.
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их
взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства:
джаз. Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки
джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые
обработки.
Урок 19. Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной
музыки
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на
примере образцов камерной инструментальной музыки прелюдия,
этюд.Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской
музыки: камерная инструментальная.Переплетение эпических, лирических и
драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития
и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке.
Разнообразие жанров камерной музыки. Ф.Шопен «Баллада №1» соль минор. Я.Френкель, сл. Ю. Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».
Урок 20. Могучее царство Ф.Шопена
Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства.
Своеобразие и специфика художественных образов камерной и
симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф. Шопена.
Закрепление жанра ноктюрна.
Ф.Шопен. «Этюд № 12».
Ф Шопен. «Прелюдия №24» ре минор.
Я.Френкель, сл. Ю. Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».
Урок 21. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.
Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской
музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада.
Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира
композиторами.
Особенности жанра инструментальной баллады.
Переплетение
эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как
основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной
принцип развития в балладе. Расширение представлений о жанре ноктюрна.
Особенности претворения образапейзажа
Урок 22. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».И.
С.Баха
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная
духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов,
отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных
проявления
Зарождение и развитие жанра инструментального концерта.
Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи
барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки.
Образпейзаж.
Урок 23. «Космический пейзаж»
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.
Образпейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность
и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование
ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные
возможности электромузыкального инструмента
Урок 24. Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные
иллюстрации Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций
русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся
композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.
Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности
симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения.
Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности
развития музыкального образа в программной музыке.
Урок 25. Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные
иллюстрации Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций
русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся
композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.
Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности
симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения.
Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности
развития музыкального образа в программной музыке.
Урок 26. Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные
иллюстрации Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций
русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся
композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.
Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности
симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения.
Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности
развития музыкального образа в программной музыке.
Урок 27. Симфоническое развитие музыкальных образов.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки
на примере образцов камерной инструментальной музыки.
Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические
особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и
различие как основные принципы музыкального развития, построения
музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление
внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка
классической музыки.
Урок 28. Программная увертюра. Л.Ван Бетховена «Эгмонт».
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на
примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм
в западноевропейской музыке. Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в
программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как
конфликтное столкновение противоборствующих сил.
Урок 29. Увертюрафантазия «Ромео и Джульетта».
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического
развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокальноинструментальной,
камерноинструментальной, симфонической и театральной музыке.
Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в
программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как
конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы
добра и зла, любви и вражды.
Урок 303132Мир музыкального театра. Балет. Мюзикл.
Рок –Опера.
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического
развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокальноинструментальной,
камерноинструментальной, симфонической и театральной музыке.
Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в
программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как
конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы
добра и зла, любви и вражды.
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их
взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства:
мюзикл, рокопера.
Интерпретация литературного произведения в различных музыкально
театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и
смысловое взаимодействие слова,
сценического действия,
хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из
сильнейших драматургических приемов
музыки,
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок
опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова,
музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а
также легкой и серьезной музыки.
Урок 33. Образы киномузыки. Обобщающий урок.
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их
взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства.
Творчество отечественных композиторовпесенников И.О. Дунаевский.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок
опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова,
музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а
также легкой и серьезной музыки.
Урок34. Мир образов вокальной и инструментальной музыки Слушание музыкальных фрагментов. Игра
«Угадай мелодию».
Тестирование по темам года.
Содержание учебного предмета музыка в 7 классе
I
полугодия: «Особенности музыкальной драматургии
Тема
сценической музыки» 17 часов
Урок1 :Классика и современность
Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы
классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль
эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора».
Урок 2: В музыкальном театре. Опера.
Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба
человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.
Определения оперы,
конфликта как основы
драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция,
завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы:
эпический, лирический, драматический, комический.
драматургии,
Урок 3: Опера М.И. Глинки .«Иван Сусанин» отечественная
героикотрагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как
основа драматургического развития оперы.
Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы
сценического действия в опере «Иван Сусанин».
Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария,
речитатив и др.
Урок 45:Опера А.П.Бородина «Князь Игорь».
Русская эпическая опера. Ария князя Игоря.
Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ –
основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере
«Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря.
Сопоставление двух противоборствующих сил как основа
драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев.
Женские образы оперы.
Урок 6: В музыкальном театре. Балет.
Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, падеде,
падетруа, гранпа, адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные
типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля.
Необычный жанр балета –
«хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о
полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа
драматургического развития балета.
Урок 7:Балет Б.И.Тищенко «Ярославна».
Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами.
Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, падеде,
падетруа, гранпа, адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные
типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности
современного балетного спектакля.
Необычный жанр балета –
«хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о
полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа
драматургического развития балета.
Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных
сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П
Урок 8:Героическая тема в русской музыке.
Галерея героических образов. Особенности музыкальной драматургии
героикопатриотического и эпического жанров. Подбор музыкального и
литературного ряда к произведениям изобразительного искусства:
И. Глазунов «Слава предкам», «Два князя»; В. Верещагин «Не замай – дай
подойти!»; П. Корин «Александр Невский»; И. Мартос «Памятник Минину и
Пожарскому»; В.Серов «Въезд Александра Невскаого в Псков»;
И.Козловский «Памятник Александру Невскому».
Урок 9: В музыкальном театре. « Мой народ – американцы».Опера
Дж. Гершвина «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера.
Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры
джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший
классические традиции симфонической музыки и характерные приемы
джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки.
«Порги и Бесс» первая американская национальная опера.
Исполнительская трактовка.
Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные
характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение
музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций
оперного спектакля.
Урок 10: Опера Ж.Бизе«Кармен». Самая популярная опера в мире.
Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо.
Урок 11: Балет. Р.К. Щедрина «Кармен сюита».
Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы
«масок» и Тореодора. Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере.
Раскрытие музыкального образа Кармен через песеннотанцевальные жанры
испанской музыки.
Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских
народных песен, военного марша и лирического романса.
Музыкальная характеристика Эскамильо.
Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная
драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и
свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики
Кармен, Хозе и Тореро.
Урок13: Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От
страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России.
Образы Вечерни и Утрени. Характерные особенности музыкального языка
И.С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений
И.С.Баха . Вокальнодраматический жанр мессы. Сопоставление двух
образных сфер.
Урок 14: Музыкальное «Зодчество» России. « Всенощное бдение»
С.В.Рахманинова . Образы всенощной.
Урок 15:Рокопера ЛЭ. Уэббера«Иисус Христос суперзвезда».
Вечные темы. Главные связи.
Жанр рокоперы. Контраст главных образов рокоперы как основа
драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы.
Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды.
Урок16: Музыка Д.Б. Кабалевского к драматическому спектаклю.
«Ромео и Джульетта». Роль музыки в сценическом действии. Контрастность
образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в
музыкальнотеатральных жанрах
Урок1718 :«Гогольсюита». Из музыки А.Г. Шнитке к спектаклю
«Ревизская сказка». Образы «Гогольсюиты». «Музыканты – извечные маги».
Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев
спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики.
Тема
II
полугодия: «Особенности драматургии камерной и
симфонической музыки». (16 часов)
Урок19: Музыкальная драматургия – развитие музыки.
Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор,
варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Два направления музыкальной культуры. Светская музыка.
Урок 20: Два направления музыкальной культуры: светская и
духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки..
Урок21:Камерная инструментальная музыка: Этюд.
Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство
знаменитых пианистов Европы Листа Ф.
Понятия
«транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи
романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф., Ф.Лист .Камерная
инструментальная музыка.
и Бузони Ф.
Урок 22: Транскрипция. Ф.Лист
Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные
транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации..
Урок 23 :Циклические формы инструментальной музыки.
«Кончерто гроссо». Сюита в старинном стиле А. Шнитке.
Особенности формы инструментального концерта. Характерные
черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта.
Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения
художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение
национального или исторического колорита.
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в
симфонической сюите. Особенности формы сюиты. Характерные черты
музыкального стиля А .Шнитке . Музыкальная драматургия сюиты.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках.
Урок 2425:
Соната «Патетическая» Л.Бетховена, Соната
№8(«Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната
№ 11 В.А. Моцарта.
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме.
Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма
сонатногоallegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной
форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена Ф.
Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М.
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме.
Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные
черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или Моцарта В.А.
Урок 262728: Симфоническая музыка.
Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.
А. Моцарта. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №1 («Классическая»)
С.С. Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония
№1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского.
Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича.
Урок 29:Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.
Особенности драматургического развития в жанре симфонии.
Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатносимфоническом цикле. Лирикодраматические образы симфонии В.
А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов:
Й. Гайдна и В.А. Моцарта.
Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические
образы симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы
развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля
Л. Бетховена.
Автобиографичный подтекст симфонии
Чайковского П.И
Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей.
Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И.
Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное
сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты
музыкального стиля Шостаковича Д.Д.
Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы
драматургического развития в симфонической картине «Празднества».
Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К.
Урок 30: Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с
оркестром А. Хачатуряна.
Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта.
Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А.
Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А.
Урок 31: «Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина.
Представление о жанре рапсодии,
симфоджазе,
приемах
драматургического развития в музыке Дж.Гершвина
Урок 32: Музыка народов мира.
Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности
фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители
музыки народной традиции.
Урок 33: Популярные хиты из мюзиклов и рокопер. Слушание
музыкальных фрагментов.
Урок 34: «Пусть музыка звучит!».(Обобщающий урок.)
Игра «Угадай мелодию». Тестирование по темам года. Календарно тематическое планирование по музыке в 5 классе.
№
п/п
Тема урока
Колво
часов
Сроки
проведения
план факт.
Примечание
Тема I полугодия: Музыка и литература
1
Что роднит музыку с
12
24
56
7
8
9
10
11
13
14
15
16
17
18
литературой?
Вокальная музыка
Фольклор в музыке
русских композиторов
Жанры инструментальной
и вокальной музыки
Вторая жизнь песни.
родник
Живительный
творчества.
« Всю жизнь мою несу
родину в душе….» «Перезвоны
« Всю жизнь мою несу
родину в душе…» « Скажи
откуда ты приходишь красота?»
Писатели и поэты о музыке
и музыкантах.
« Гармонии
задумчивый поэт». « Ты ,Моцарт,
Бог, и сам того не знаешь»
Первое путешествие в
Опера.
музыкальный театр.
Оперная мозаика.
Второе
путешествие в
музыкальный театр. Балет.
Музыка в театре, кино ,на
телевидении.
Третье путешествие в
музыкальный театр. Мюзикл.
Мир
композитора
( обобщающий урок)
Что роднит музыку с
изобразительным искусством?
1
3
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1 21
23
19
20
22
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
«Небесное и земное» «в
звуках и красках». « Три вечные
струны:
молитва, песнь, любовь…»
Звать через прошлое к
настоящему.
« Александр невский»
Музыкальная живопись и
живописная музыка
Колокольные звоны в
музыке и изобразительном
искусстве
Портрет в музыке и
изобразительном
искусстве.
«Звуки скрипки так дивно
звучали…»
Волшебная
палочка
дирижера.
« Дирижеры мира»
Образы борьбы и победы в
искусстве
Застывшая музыка
Полифония в музыке и
живописи
Музыка
мольбертеИмпрессионизм
музыке и живописи.
на
в
« О доблестях, о подвигах,
о славе…»
«В каждой мимолетности
вижу я миры…»
Промежуточная
аттестация (тестовая работа)
Мир композитора.
С веком наравне
(обобщающий урок)
итого
34
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Календарно тематическое планирование по музыке в 6 классе.
№
п/п
Тема урока
Колво
часов
Приме
чание
Сроки
проведе
факт.
ния
пла
н
Тема I полугодия:
инструментальной музыки
Мир образов вокальной и
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Удивительный
музыкальных образов
мир
Образы романсов и песен
композиторов.
русских
Старинный русский романс
Два
музыкальных
посвящения. Песня романс
Портрет в музыке и
живописи. Картинная галерея
«Уноси моё сердце в
звенящую даль…»
Музыкальный образ и
исполнителя.
мастерство
Ф.И.Шаляпин
Обряды и обычаи в
фольклоре и в творчестве
композиторов
Образы
песен
композиторов.
зарубежных
Искусство прекрасного пения
Мир старинной песни.
Баллада
« Лесной царь»
Народное
искусство
Древней Руси. Образы русской
народной и духовной музыки
Русская
духовная
музыка. Духовный концерт
В.Г.Кикта.
«Фрески
Софии Киевской»
Симфония « Перезвоны»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 14
15
16
17
18
19
20
21
22
В.Гаврилина. Молитва
« Небесное и земное» в
музыке И.С.Баха. Полифония.
Фуга. Хорал
Образы скорби и печали
« Фортуна правит
миром…».
« Кармина Бурана»
Авторская
прошлое и настоящее
песня:
Джаз искусство XX века
Вечные темы искусства
Образы камерной
жизни.
музыки
Могучее
царство
Ф.Шопена
Ночной пейзаж
Инструментальный
концерт.
«Итальянский концерт»
И.С.Баха
23
24
Космический пейзаж.
Образы симфонической
26
музыки.
Музыкальные
иллюстрации Г.В. Свиридова к
повести А.С.Пушкина
«Метель»
Симфоническое развитие
музыкальных образов
Программная увертюра
Л.ван. Бетховена « Эгмонт»
Увертюрафантазия
27
28
29
П.И.Чайковского « Ромео и
Джульета
Мир
музыкального
театра. Балет. Мюзикл. Рок
опера.Образы киномузыки
Промежуточная
аттестация (тестовая работа)
Мир образов вокальной и
3032
33
34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1 инструментальной
«обобщающий урок
музыки
итого
34
Календарно тематическое планирование по музыке в 7 классе.
Тема урока
№
п
/п
Примечание
Кол
во
часов
Сроки
проведен
факт.
ия
план
Тема I полугодия: Особенности музыкальной
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
драматургии сценической музыки
1
2
Классика и современность
В музыкальном театре.
3
45
6
7
8
910
11
12
13
14
15
Опера
Опера М.И.Глинки « Иван
Сусанин»
Опера А.П.Бородина «Князь
Игорь»
В музыкальном театре.
Балет
Балет Б.И.Тищенко «
Ярославна»
Героическая тема в русской
музыке
В музыкальном театре. «Мой
народамереканцы». Опера Дж.
Гершвина « Порги и Бесс»
Опера Ж.Бизе « Кармен»
Балет Р.К.Щедрина «
Кармен –сюита»
Сюжеты и образы духовной
музыки
Музыкальное «зодчество»
России.
« Всенощное бдение»
С.В.Рахманинова
Рокопера
Л.Э.Уэббера 16
1718
«Иисус Христоссуперзвезда»
Музыка Д.Б. Кабалевского к
спектаклю
драматическому
«Ромео и Джульета»
«ГогольСюита» из музыки
к спектаклю
А.Г.Шнитке
«Ревизская Сказка»
19
20
21
22
23
2425
2628
29
30
31
32
33
34
итого
Музыкальная драматургия
развитие музыки
Два
направления
музыкальной культуры: светская и
духовная музыка
Камерная инструментальная
музыка: этюд
Транскрипция. Ф.Лист
формы
Циклические
инструментальной
музыки.
«Кончерто гроссо», « Сюита в
старинном стиле» А .Шнитке
Соната
«Патетическая»
Соната
№2
Л.Бетховена,
С.Прокофьева, Соната № 11
В.Моцарта
Симфоническая музыка
Симфоническая картина «
Празднества» К.Дебюсси
Инструментальный концерт.
Концерт для скрипки с оркестром
А.И Хачатуряна
Дж. Гершвин « Рапсодия в
стиле блюз»
Музыка
мираПопулярные
мюзиклов и рок –оперю.
народов
хиты из
Промежуточная аттестация
(тестовая работа)
«Пусть музыка звучит!»
(обобщающий урок)
34
1
2
1
1
1
1
1
2
3
1
1
1
1
1
1
3
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Образовательная программа по музыке 5-7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.