Программа творческого объединения «Радуга» разработана для детских творческих объединений декоративно-прикладного профиля, художественного направления. Форма работы – кружковая. Вид деятельности – художественное творчество. Может использоваться в учебно-воспитательном процессе обучающихся. Занятия проводятся как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Программа рассчитана на учащихся 11-13 лет.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 учебных часа. Всего 144 часа.
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного
образования детей «Давыдовский Центр детского творчества»
Лискинского муниципального района Воронежской области
«Утверждаю»
Директор МКОУДОД
Центр детского творчества
_________Н.В.Шеметова
Образовательная программа
«Радуга»
Срок реализации: 1 год
Возраст воспитанников: 1113 лет
Составитель :Терехова Т.В.
педагог дополнительного образования
МКОУ ДОД «Давыдовский Центр детского творчества»
Давыдовка 2016 г.Пояснительная записка
Программа творческого объединения «Радуга» разработана для детских
творческих
профиля,
художественного направления. Форма работы – кружковая. Вид деятельности
декоративноприкладного
объединений
– художественное творчество.
воспитательном процессе
Может использоваться в учебно
обучающихся. Занятия проводятся как в
групповой, так и в индивидуальной форме.
Программа рассчитана на учащихся 1113 лет.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 учебных часа. Всего 144 часа.
Резервное время 6 часов.
Цели:
изучение основ декоративноприкладного искусства посредством
приобщения учащихся к активному творческому труду.
Задачи:
научить детей основам художественной росписи, созданию изделий из
соленого теста;
привить интерес к росписи как к народному виду искусства, воспитать
чувство патриотизма;
развить творческое воображение;
создать благоприятную творческую атмосферу для общения детей.Учебнотематический план
Тема
Часы
Форма проведения
« Зарождение русской росписи. Городецкая
роспись»
Рассказ, беседа на
основе презентации
Составление красок. Таблица цвета
Растительный орнамент
Композиция и ее разновидности
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Изготовление расписных досок
Практическая работа
Выставка работ. Подведение итогов
Выставка работ, беседа
Итого:
№
1
2
3
4
5
6СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие. Материалы, инструменты. Техника безопасности.
История Городецкого промысла.
Городец (Град Китеж) – центр народного промысла. История развития
Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для занятий.
Практическая работа: самостоятельное выполнение учащимися рисунка или
эскиза на выбранную тему с целью определения уровня подготовки детей.
2. Составление красок и таблицы цвета.
Традиции цвета Городецкой росписи. Порядок расположения цветов в виде
таблице.
Практическая работа: намешивание красок, применяемых в росписи,
составление таблицы цвета.
3. Растительный орнамент. Розы, купавки.
Техника росписи листьев и цветов. Порядок расположения элементов
Городецкой росписи в орнаменте.
Практическая работа: самостоятельная роспись орнамента.
4. Композиция и ее разновидности.
Понятие композиции. Построение разновидностей композиций: с одним,
двумя, тремя цветами, «триады», «гирлянды», в сочетании с птицами,
лошадками, фигурками людей.
Практическая работа: выполнение композиций «центрическая в поясок».
Кистевые приемы письма элементов Городецкой росписи.
5. Обработка и изготовление изделий под роспись.
Знакомство с разновидностями пород древесины. Приемы обработки
деревянных заготовок.Практическая работа: обработка деревянного изделия шлифовальным
материалом, грунтовка изделия.
6. Итоговое занятие.
Обмен впечатлениями, оформление выставки, подведение итогов,
обсуждение.
Практическая работа: просмотр работ учащихся за прошедший год, отбор
лучших работ в фонд объединения, награждение лучших учащихся.
Контрольноизмерительный материал
Тема 1
Какие названия русской росписи вы знаете?
Назовите родину городецкой росписи
Почему же роспись назвали городецкой?
Чем изначально славился Городец?
Занимались ли городецкие мастера иконописью?
Какой царь способствовал процветанию городецкой резьбы и росписи?
Тема 2
Какие цвета преобладают в городецкой росписи?
Какие краски используются для росписи?
Первое правило намешивания красок для городецкой росписи
Какой цвет используется для подмалевки листьев?
Тема 3
Какая фигура лежит в основе цветов?
Что за цветок – купавка?
Какую разживку используют при рисовании цветов?
Какой самый главный городецкий цветок?Тема 4
1. Как в городецкой росписи рисуется конь?
Только в профиль
Только анфас
И в профиль и анфас
2. Как в городецкой росписи рисуется изображение человека:
Только в профиль
Только анфас
И в профиль и анфас
3. Что означает рисунок птицы в городецкой росписи:
богатство
счастье
здоровье.
4. Что означает рисунок коня в городецкой росписи:
богатство
счастье
здоровье.
5. Что означает рисунок растений в городецкой росписи:
богатство
счастье
здоровье.
Тема 5
Почему именно эту роспись ты выбрал для своей работы?
Какие мысли появляются у тебя во время росписи?
Что из истории русской росписи запомнилось тебе больше всего?Тема 6
Каждый участник должен представить свою работу. Все вместе должны
обсудить каждую поделку и выбрать лучшую работу.
Используемая литература:
• Л.Я. Супрун. "Городецкая роспись". Истоки. Мастера. Школа. 2006 г.
• М. Ильченко, С. Мишин. "Методическое пособие по городецкой
росписи. 2002 г.
• С.
Вохринцева.
"Окружающий мир". Народное творчество.
Дидактический материал. 2006 г.
• Е. Попова, И. Андреева "Городецкие чудеса"