Образовательная программа учебного предмета «Хоровой класс».
Оценка 4.6

Образовательная программа учебного предмета «Хоровой класс».

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
музыка +1
Взрослым
17.06.2018
Образовательная программа учебного предмета «Хоровой класс».
Программа по целевой направленности предпрофессиональная и соответствует новым образовательным требованиям к процессу формирования практических навыков в области детского хорового пения. Использование словесного,наглядного педагогических методов способствует организации педагогического процесса,нацеленного на оптимизацию фантазии,воображения,артистичности,интеллекта, то есть того,что формирует универсальные способности детей,важные для любых сфер деятельности.Образовательная программа учебного предмета «Хоровой класс».
Образовательная программа учебного предмета «Хоровой класс»..doc
муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей   «Детская школа искусств».  Образовательная программа учебного предмета «хоровой класс».  дополнительной предпрофессиональной музыкального искусства «Фортепиано» общеобразовательной программы в области Срок реализации 1­8 лет    2012г. г. Саров 1 Структура  программы  учебного  предмета «Хоровой класс» I. Пояснительная записка ­ Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; ­ Срок реализации учебного предмета; ­ Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного  учреждения    на реализацию учебного предмета; ­ Форма проведения учебных аудиторных занятий; ­ Цели и задачи учебного предмета; ­ Обоснование структуры программы учебного предмета; ­ Методы обучения; ­ Описание материально­технических условий реализации учебного предмета; II.Содержание учебного предмета ­ Сведения о затратах учебного времени; ­ Годовые требования по классам; III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок ­ Аттестация: цели, виды, форма, содержание; ­ Критерии оценки; ­ Контрольные требования на разных этапах обучения; V. Методическое обеспечение учебного процесса ­ Методические рекомендации педагогическим работникам; ­ Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы ­ Список рекомендуемой нотной литературы; ­ Список рекомендуемой методической литературы; 2 I. Пояснительная записка Настоящая   образовательная   программа   учебного   предмета   «Хоровой   класс»   разработана   на   основе   и   с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано» в соответствии с объемом времени, предусмотренным на данный предмет ФГТ. Программа направлена на выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте. Способствует приобретению детьми определенного комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих исполнять   вокально­хоровые   произведения   в   соответствии   с   необходимым   уровнем   музыкальной   грамотности   и стилевыми традициями. Вырабатывает у детей опыт творческой деятельности. Воспитывает учащихся в творческой атмосфере, приобщает детей к духовным и культурным ценностям народов мира и Российской Федерации.    Хоровое   исполнительство   ­   один   из   наиболее   сложных   и   значимых   видов   музыкальной   деятельности, учебный  предмет   «Хоровой  класс»   является  предметом  обязательной   части,   занимает   особое   место   в  развитии музыканта­ инструменталиста. В   детской   школе   искусств,   где   учащиеся   сочетают   хоровое   пение   с   обучением   игре   на     музыкальном инструменте, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на  музыкальном инструменте. Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет (с 1 по 8 классы) Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс» СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Объем учебного предмета и виды учебной работы. Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты,  контрольные работы, прослушивания и др. Самостоятельная работа обучающегося (всего) Количество часов 477 345,5 330,5 15 131,5 Примерный тематический план и содержание учебного предмета: Название темы Содержание учебного материала, виды практической работы, Количество «Хоровой класс» Тема 1. Содержание учебного материала  Психологические процессы: самостоятельная работа часов 82 1. Ощущение в хоре. 2. Восприятие. 3. Внимание.   Память   и   её   развитие.   Мышление. Воображение в творчестве. Эмоциональная сфера. 4. Понимать основные дирижерские жесты: «вступление»,  «дыхание», «начало»,«окончание»звучания (пения) Практические занятия Контрольные работы 79 3 3 Тема 2. Тема 3. Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Вокально­хоровая работа. Работа над: Звукообразование, высокая певческая позиция. 1. Певческая установка, дыхание. 2. 3. Расширение диапазона голоса 4. Сглаживание, выравнивание регистров 5. Певческой дикцией 6. Владение динамической техникой. Достижение   различных   видов   ансамбля,   общехорового   строя, развитие   гармонического   слуха,   развитие   навыков   цепного дыхания. Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Разучивание хорового произведения 1. Ознакомление хора с литературным текстом и музыкой произведения. 2. Разбор содержания, выявление художественных образов. 3. Установление   взаимосвязи   содержания   литературного текста с музыкальными средствами выразительности. 4. Работа над культурой звука, дикцией, строем, ансамблем, соблюдением   выразительности (эмоциональная подача текста, фразировка, кульминация и   т.д.),   которые   должны   помочь   раскрыть   форму   и художественное содержание текста. средств   всех   Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся 129 125 4 134,5 126,5 8 Форма проведения учебных аудиторных занятий Форма проведения учебных аудиторных занятий ­ групповая (от 10 человек) или мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Возможно проведение занятий хором следующими группами: младший хор: 1­3 классы старший хор: 4­8 классы На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка. Цели и задачи учебного предмета «Хоровой класс»  Приобщение детей  к основам музыкальной культуры, к наследию русской и мировой классики ;             Цели: • • Формирование вокально­исполнительских навыков и умений слух; • Формирование сценической культуры; • Обеспечение условий для обучения профессионально ориентированных детей с целью поступления их в средние и высшие учебные заведения; Задачи: • Вооружить учащихся системой опорных знаний, умений  и способов в деятельности, обеспечивающей в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного       общения с музыкой ; 4 • Привить учащемуся потребность в музыкальном самообразовании и самовоспитании; • развить интерес к классической музыке и музыкальному творчеству; • развить музыкальные способности: слух, ритм, память, музыкальность и артистизм; • научить детей основам хорового искусства, вокально­хоровым особенностям хоровых                  партитур, художественно­исполнительским возможностям хорового коллектива,     профессиональной терминологии. • приобретение обучающимися опыта хорового исполнительства и публичных выступлений. Хорошо   организованная   работа   хора   способствует   сплоченности   детей   в   единый   дружный   коллектив, выявляя   их   творческую   активность.   В   осуществлении   этих   задач   и   заключается   художественно­ воспитательное значение данной программы. Обоснование структуры учебного предмета «Хоровой класс»        Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования, отражающие все  аспекты работы преподавателя с обучающимися. Программа содержит следующие разделы: • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; • распределение учебного материала по годам обучения; • описание дидактических единиц учебного предмета; • • формы и методы контроля, система оценок; • методическое обеспечение учебного процесса. требования к уровню подготовки обучающихся; В   соответствии   с   данными   направлениями   строится   основной   раздел   программы   "Содержание   учебного предмета". Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала); наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения); практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого  произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные  занятия); прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся; индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки. Предложенные   методы   работы   с   хоровым   коллективом   в   рамках   предпрофессиональной   программы   являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства. Описание материально­технических условий реализации учебного предмета «Хоровой класс» С   целью     обеспечения   высоко   качества   образования,   его   доступности,   открытости,   привлекательности   для обучающихся, создаётся  комфортная среда, обеспечивающая возможность:       Выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;       Организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер­классов, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.)      организации посещения обучающимися учреждений культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.)    Для   реализации   программы   учебного   предмета   «Хоровой   класс»   созданы   следующие   материально­технические условия, которые включают в себя: концертный зал с концертным роялем, подставками для хора, пультами и звукотехническим оборудованием, учебная аудитория для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специальным оборудованием ( пианино). 5 Учебные аудитории   имеют  звукоизоляцию, помещение для   работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку) II. Содержание учебного предмета Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Хоровой класс», на   максимальную,   самостоятельную   нагрузку   обучающихся   и   аудиторные   занятия   в   рамках   реализации предпрофессиональной программы «Фортепиано»: Сведения о затратах учебного времени аудиторные занятия: с 1 по 3 класс ­ 1 час в неделю, с 4 по 8 класс ­ 1,5 часа в неделю; самостоятельные занятия: с 1 по 8 класс ­ 0,5 часа в неделю. С целью подготовки обучающихся  к контрольным урокам,  зачетам, экзаменам, творческим конкурсам  и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения проводятся консультации. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Аудиторная   нагрузка   по   учебному   предмету   обязательной   части   образовательной   программы   в   области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет федеральными государственными требованиями. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических  традиций, методической  целесообразности  и индивидуальных способностей ученика. Виды внеаудиторной работы • Выполнение домашнего задания; • Подготовка к концертным выступлениям; • Посещение учреждений культуры(филармоний, театров, концертных залов и др.); • Участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно­просветительской  деятельности образовательного учреждения и др.  Требования по годам обучения В   течение   учебного   года   планируется   ряд   творческих   показов:   открытые   репетиции   для   родителей   и преподавателей,   отчетные   концерты,   мероприятия   по   пропаганде   музыкальных   знаний   (концерты­лекции   в общеобразовательных школах, в культурно­  досуговых центрах и пр.), участие в смотрах­конкурсах, фестивалях, концертно­массовых мероприятиях. За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено примерно следующее количество произведений: младший  хор  фортепианного    отделения  ­  8­10, старший хор  фортепианного    отделения  ­ 8­10 (в том  числе  a cappella). 1. Художественная   ценность   произведения   (необходимость   расширения   музыкально­художественного Основные репертуарные принципы: кругозора детей). 2. Решение учебных задач. 3. Классическая  музыка в основе (русская  и зарубежная  в сочетании с современными композиторами и народными песнями различных жанров). 4. Содержание произведения. 5. Музыкальная форма (художественный образ произведения, выявление идейно­эмоционального смысла). 6. Доступность: а) по содержанию; б) по голосовым возможностям; в) по техническим навыкам; 6 7. Разнообразие: а) по стилю; б) по содержанию; в) темпу, нюансировке; г) по сложности. Вокально­хоровые навыки                Певческая установка и дыхание.                       Младший хор. Певческая установка, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения. Смена дыхания в процессе пения; различные приемы (короткое и активное дыхание в быстром темпе, спокойное и активное в медленном). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания.                        Старший хор.   Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Различная атака звука. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Совершенствование навыков «цепного» дыхания. Развитие навыков хорового исполнительства и артистизма. Звуковедение и дикция                   Младший хор. Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение non legato и legato. Нюансы ­ mf, mp, p, f. Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.                    Старший хор. Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Развитие свободы и подвижности артикулярного аппарата за счет активизации работы губ и языка. Выработка навыка активного и четкого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах p и pp.  Ансамбль и строй                  Младший хор. Выработка   активного   унисона,   ритмической   устойчивости   в   умеренных   темпах   при   соотношении   простейших длительностей,   соблюдение   динамической   ровности   при   произнесении   текста.   Постепенное   расширение   задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмической устойчивости в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком. Устойчивое интонирование одноголосной партии при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосых песен без сопровождения.                   Старший хор. Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях более сложной фактуры и музыкального языка. Выработка чистой интонации при двух­, трехголосном пении. Владение навыками пения без сопровождения. Формирование исполнительских навыков  Младший хор. Старший хор. Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения. 7 Членение   на   мотивы,   периоды,   предложения,   фразы.   Определение   формы.   Фразировка,   вытекающая   из музыкального   и   текстового   содержания.   Различные   виды   динамики.   Многообразие   агогических   возможностей исполнения   произведений:   пение   в   строго   размеренном   темпе,   сопоставление   двух   темпов,   замедление   в   конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат. Примерная программа концерта младшего хора учащихся 1­3 классов      1.Л.Бетховен «Пастушья песня» 2.Н.Римский­Корсаков «Здравствуй, гостья зима» 3.Русская народная песня «Как в лесу­лесочке» (обр. С.Полонского) 4.Ж.Металлиди «Впередсмотрящий» 5.А.Ушкарев «Олененок» Примерная программа концерта старшего хора учащихся 4­8 классов       1.П.Чайковский «Легенда» 2.Д.Каччини «Ave Maria» 3.К.Монтеверди Канцонетта 4.М.Глинка «Жаворонок» 5.Русская народная песня «Со вьюном я хожу» (обр. В.Попова) 6.Русская народная песня «Земелюшка­ чернозем» (обр. А.Логинова) 7.Е.Крылатов «Крылатые качели» Примерный репертуарный список Репертуарные списки, предлагаемые в программе, не являются исчерпывающими. Преподаватель, с учетом  индивидуальных способностей учащихся, может включать в учебный репертуар другие музыкальные произведения,  соответствующие уровню ФГТ. Автор этого раздела опиралась на хоровую литературу, имеющуюся в наличии в библиотечном фонде школы и в  личных библиотеках преподавателей.             Аренский А. «Комар один, задумавшись», «Птичка летит, летает», «Спи дитя мое, усни»       Глинка М. «Ложится в поле мрак ночной» (из оперы «Руслан и Людмила»)  Младший хор.              Гречанинов А. «Про теленочка», «Призыв весны», «Дон­дон», «Маки­ маковочки» Ипполитов­Иванов М. «Ноктюрн» Калинников В. «Весна», «Тень­тень», «Киска» Кюи Ц. «Майский день», «Белка» Лядов А. «Колыбельная», «Окликание дождя» Римский­Корсаков Н. «Белка» (из оперы «Сказка о царе Салтане») Чайковский П. «Мой садик», «Осень», «Хор мальчиков» (из оперы «Пиковая дама»), «Песня о счастье» (из  оперы «Орлеанская дева», обр. В. Соколова) Чесноков П. «Нюта­плакса»  Потоловский Н. «Восход солнца» Бетховен Л. «Малиновка», «Весною», «Край родной», «Походная песня» Брамс И. «Колыбельная» Вебер К. «Вечерняя песня» (обр. В. Попова) Мендельсон Ф. «Воскресный день» Шуман Р. «Домик у моря» Нисс С. «Сон» Калныньш А. «Музыка» Долуханян А. «Прилетайте птицы» Морозов И. «Про сверчка» Парцхаладзе М. «Здравствуй, школа», «Наш край», «Весна», «Кукла», «Конь вороной» Попатенко Т. «Горный ветер» Подгайц Е. «Облака» Шаинский В. «Мир похож на цветной луг»  Красев М. Заключительный хор из оперы  «Муха­Цокотуха»  Белорусская народная песня «Сел комарик на дубочек» (обр. С. Полонского) Русская народная песня «Здравствуй, гостья­зима» (обр. Н. Римского­ Корсакова)               Русская народная песня «Как на тоненький ледок» (обр. М. Иорданского) Литовская народная песня «Солнышко вставало» «10 русский народных песен» (в свободной обр. Григоренко) 8 Старший хор.  Бородин А. «Улетай на крыльях ветра» (хор из оперы «Князь Игорь») Бортнянский Д. «Славу поем», «Утро», «Вечер» Глинка М. «Разгулялися, разливалися» (хор из оперы «Иван Сусанин»), «Попутная песня»    (перел. В.  Соколова»), «Патриотическая песня», «Славься» (хор из оперы «Иван Сусанин») Гречанинов А. «Пчелка», «Весна идет», «Васька», «Урожай»  Даргомыжский А. «Тише­тише» (Хор русалок из оперы «Русалка»)  Ипполитов­Иванов М. «Горные вершины», «Ноктюрн», «Крестьянская пирушка»,  «В мае», «Утро», «Сосна», «Острою секирой» Калинников В. «Жаворонок» , «Зима»  Кюи Ц. «Весна», «Задремали волны» Рахманинов С. «Славься», «Ночка», «Сосна» («6 песен для детского хора и фортепиано» соч.    15) Римский­Корсаков Н. Хор птиц из оперы «Снегурочка», «Ночевала тучка золотая» Стравинский.И. «Осень» Танеев С. «Вечерняя песня», «Сосна», «Горные вершины»  Чайковский П. «Весна», «Осень», «Вечер», «На море утушка купалась» (Хор девушек из оперы «Опричник») Чесноков П. «Несжатая полоса», «Лотос», «Зеленый шум», «Распустилась черемуха» Прокофьев С. «Многая лета» Рубинштейн А. «Квартет», «Горные вершины» Анцев М. «Задремали волны» Бетховен Л. «Весенний призыв», «Гимн ночи», «Восхваление природы человеком»  Брамс И. «Колыбельная», «Холодные горы», «Канон»   Гайдн Й. «Пришла весна», «Kyrie» (Messa brevis)  Лассо О. «Тик­так» Кодай З. «День за окном лучится», «Мадригал» Перголези Д. «Stabat Mater» №№ 11, 12 Перселл Г. «Вечерняя песня» (перел. для детского хора В. Попова)  Форе Г. «Sanctus» (Messa basse)  Грубер Ф. «Ночь тиха, ночь свята»  Сен­Санс Ш. «Ave Maria» Бах И. Хорал № 7 из кантаты «Иисус ­ душа моя», Хорал № 381 из кантаты «Моей жизни последний час»,  «Весенняя песня» (перел. В. Попова)  Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен»  Свиридов Г. «Колыбельная»  Подгайц Е. «Речкина песня» Дубравин Л. 2 хора из кантаты «Хлеб остается хлебом»  Новиков А. «Эх, дороги»  Струве Г. «Музыка» Норвежская народная песня «Камертон»  Русские народные песни «Во лузях» (обр. В. Попова),  «Милый мой хоровод» (обр. В. Попова)  «Пойду ль, выйду ль я» (обр. В. Соколова)  «Как у нас во садочке» (обр. В. Калинникова)  «Скворцы прилетели» (обр. В. Калистратова) III. Требования к уровню подготовки обучающихся Результатом   освоения   программы   учебного   предмета   «Хоровой   класс»,   являются   следующие   знания, умения, навыки: знание   начальных   основ   хорового   искусства,   вокально­хоровых   особенностей   хоровых   партитур, художественно­исполнительских возможностей хорового коллектива; знание профессиональной терминологии; умение   передавать   авторский   замысел   музыкального   произведения   с   помощью   органического   сочетания слова и музыки; навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом; сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;               наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива IV. Формы и методы контроля, система оценок Контроль   знаний,   умений   и   навыков   обучающихся   обеспечивает   оперативное   управление   учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. 9 Показателем   любого   процесса   служит   конечный   результат.   Система   оценок   и   контроля   за   процессом развития учащихся наполняется новым содержанием,  появляется возможность анализировать рост навыков, темпы развития ученика, объём проделанной работы. Оценка качества реализации программы учебного предмета «Хоровой класс» включает в себя текущий  контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся. Одной из форм контроля является  концертная практика учащихся. Основными формами промежуточной аттестации являются:  текущий контроль; контрольный урок по сдаче партий на оценку каждым учащимся в конце каждой четверти; промежуточная аттестация по полугодиям в форме зачета;     Концертные выступления в течение года ( по ежегодному плану концертно­просветительской деятельности школы) В соответствие с ФГТ зачеты проводятся в 12.14 и16 полугодиях При оценке учащегося за четверть учитывается также его посещаемость занятий и участие в  выступлениях хорового коллектива.  В свидетельство об окончании школы выставляется оценка «отлично», «хорошо»,  «удовлетворительно», «неудовлетворительно». При промежуточной аттестации используются и другие  системы оценок обучающихся: зачет/незачет или пятибалльная, включающая «плюс» и «минус». Любые методы контроля должны носить обучающую функцию (самооценка, оценка одноклассников,  комментарии преподавателя по оценке).            V. Методическое обеспечение учебного процесса 1. Методические рекомендации педагогическим работникам Работа   с   детским   коллективом   опирается   на   педагогику   в   определении   методов,   которые   можно классифицировать   по   источнику   информации   и   характеру   деятельности   ­   словесные,   наглядные,   а   также   по назначению   и   дидактическим   задачам­   восприятие,   приобретение   знаний,   формирование   умений   и   навыков, запоминание, повторение, контроль. Задача руководителя хорового класса ­ пробудить у детей любовь к хоровому пению,   сформировать   необходимые   навыки   и   выработать   потребность   в   систематическом   коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение ­ наиболее доступный вид подобной деятельности. Четкая структура занятий имеет в детском хоре особое значение. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование легкого и трудного, напряжения и разрядки делают хоровые занятия продуктивными и действенными. На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально­ хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей. Отбирая репертуар, педагог  должен помнить о необходимости расширения  музыкально­художественного кругозора   детей,   о   том,   что   хоровое   пение   ­   мощное   средство   патриотического,   художественно­эстетического, нравственного   воспитания   учащихся.   Произведения   русской   и   зарубежной   классики   должны   сочетаться   с произведениями современных композиторов и народными песнями разных жанров. Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и отдельных его частей. Постепенно,   с   накоплением   опыта   хорового   исполнения,   овладением   вокально­хоровыми   навыками, репертуар дополняется. Наряду с куплетной формой учащиеся  знакомятся  с многообразными  жанрами хоровой музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются руководителем хорового класса для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру. Для   учащихся   инструментальных   отделений   хоровой класс   является   одним  из  обязательных  предметов, способствующих   формированию   навыков   коллективного   музицирования.   Всемерно   используя   возможности групповых   занятий,   предусмотренных   действующими   учебными   планами,   нельзя   забывать   о   том,   что   хор   ­   это коллектив.   Лишь   исходя   из   этого   можно   профессионально   строить   работу   над   всеми   компонентами   хорового звучания.   Так,   при   организации   учебного   процесса   в   школе   целесообразно   руководствоваться   интересами   и возможностями   коллективных   форм   занятий,   координируя   их   с   групповыми,   мелкогрупповыми   и   даже индивидуальными. Такой организационный принцип будет способствовать успешной работе хорового класса как исполнительского коллектива. 2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы Объем   самостоятельной   работы   учащихся   определяется   с   учетом   минимальных   затрат   на   подготовку домашнего   задания   (параллельно   с   освоением   детьми   программы   основного   общего   образования),   с   опорой   на 10 сложившиеся   в   учебном   заведении   педагогические   традиции   и   методическую   целесообразность,   а   также индивидуальные способности ученика.  Необходимым условием самостоятельной работы учащегося в классе хорового пения является домашняя работа. Прежде всего,  она заключается    в систематической  проработке своей  хоровой партии в произведениях, изучаемых в произведений хоровом классе. Учащийся регулярно готовится дома к контрольной сдаче партий. В результате домашней подготовки учащийся при сдаче партий должен уметь выразительно исполнять свой хоровой голос в звучании всей хоровой фактуры без сопровождения.  Выполнение   обучающимся   домашнего   задания   контролируется    преподавателем   и   обеспечивается партитурами и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, в соответствии с программными требованиями по данному предмету. VII. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы Списки рекомендуемых нотных сборников  Избранные духовные хоры для детей и юношества – М., Владос, 2002г.  Поет детская хоровая студия «Веснянка» ­ М., Владос, 2002г.  Музыка в школе. Вып.1 – М., Музыка, 2005г.  Музыка в школе. Вып.3 – М., Музыка, 2005г.  Ю.Энтин Кто на новенького? Музыкальный сборник – М., Дрофа, 2001г.  Ю. Чичков Избранные песни для детей – М., Советский композитор, 1988г.  Смоленские композиторы – детям. Смоленск, Смядынь, 2006г.  Репертуар детских и юношеских хоров. Вып.18 – М., Советский композитор, 1990г. 1. М.С.Осеннева, В.А.Самарин «Хоровой класс и практическая работа с хором» ­ М., Академия, 2003г. 2. Хоровой репертуар для детских и юношеских хоров, вып.1 – М., 1993г. 3. Русская духовная музыка в репертуаре детского хора – М., Владос, 2001г. 4. О.Хромушин Добрый день! Сборник песен для детей, тетрадь первая, С­П, 1993г. 5. А Гречанинов Ай­дуду. Шесть песен для детей на народный текст – С­П., «Северный олень», 1996г. 6. Поёт хор первых и вторых классов – М. 1965г. 7. Хрестоматия для детского хора Зарубежная хоровая музыка – М., Классика XXI, 2003г. 8. А.Ф.Битус, С.В.Битус Певческая азбука ребёнка – Минск «ТетраСистемс», 2007г. 9. Е.Поплянова Игровые каноны – М., Владос, 2002г. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Советские композиторы для детского хора. Вып.1 – М., Музыка, 1986г. 19. Родные просторы. Русские народные песни для детского хора – М., Советский композитор, 1979г. 20. 21. 22. Школьный звонок. Песни для детей – М., Советский композитор, 1986г. 23. Библиотека студента­хормейстера – М., Музыка, 1968г. 24. Белеет парус одинокий. Вокально­хоровые произведения на сл. М.Ю.Лермонтова – М., 1963г. 25. Хрестоматия по хоровой литературе. Вып.4 – М., Музгиз, 1952г. 26. Хрестоматия для детского хора. Русская хоровая музыка – М., Классика XXI, 2003г. 27. Улыбка. Мелодии из мультфильмов – Л., Музыка, 1991г. 28. 29. 30. 31. Бандина А., Попов В., Тихеева Л.школа хорового пения,вып.1,2. М.,1966 32. Каноны для детского хора, сост. Струве Г.М.,2001 33. Песни для детского хора, вып.5.Хоровые произведения русских и зарубежных композиторов, сост. Соколов  Искорки. Песни для дошкольников. Вып.17 – М., Советский композитор, 1987г.  П.Синявский Смешной человечек на крыше живет.­  Ярославль, Академия развития, 2003г.  Г.Струве Хоровое сольфеджио – М., 1995г.  Репертуар школьных хоров. Вып.8 – М., Советский композитор, 1968г.  Ю.Чичков «Нам мир завещано беречь» ­ М., Музыка, 1985г. В. М.,1963 34. Рубинштейн А.избранные хоры, М.,1979 35. Соколов В.Обработки и переложения для детского хора. М.,1969 Список рекомендуемой методической литературы 1. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. ­ М.: Музыка, 2000 2. Добровольская Н. Вокально­хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987 3. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. ­ Ярославль, «Академия развития», 1997 4. Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально­ хоровым коллективом. ­ М.: Academia, 1999 5. Струве Г. Школьный хор. М.,1981 11 6. Теория   и   методика   музыкального   образования   детей:   Научно­методическое   пособие/   Л.В   .Школяр, М.С.Красильникова, Е. Д.Критская и др. ­ М., 1998 7. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. ­ Санкт­Петербург, 2000 8. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. М.,1990 9. Соколов В. Работа с хором.2­е издание. ­ М.,1983 10. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. ­ М., 2002 11. Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. ­ М.,1988 12. Чесноков П. Хор и управление им. ­ М.,1961 12

Образовательная программа учебного предмета «Хоровой класс».

Образовательная программа учебного предмета «Хоровой класс».

Образовательная программа учебного предмета «Хоровой класс».

Образовательная программа учебного предмета «Хоровой класс».

Образовательная программа учебного предмета «Хоровой класс».

Образовательная программа учебного предмета «Хоровой класс».

Образовательная программа учебного предмета «Хоровой класс».

Образовательная программа учебного предмета «Хоровой класс».

Образовательная программа учебного предмета «Хоровой класс».

Образовательная программа учебного предмета «Хоровой класс».

Образовательная программа учебного предмета «Хоровой класс».

Образовательная программа учебного предмета «Хоровой класс».

Образовательная программа учебного предмета «Хоровой класс».

Образовательная программа учебного предмета «Хоровой класс».

Образовательная программа учебного предмета «Хоровой класс».

Образовательная программа учебного предмета «Хоровой класс».

Образовательная программа учебного предмета «Хоровой класс».

Образовательная программа учебного предмета «Хоровой класс».

Образовательная программа учебного предмета «Хоровой класс».

Образовательная программа учебного предмета «Хоровой класс».

Образовательная программа учебного предмета «Хоровой класс».

Образовательная программа учебного предмета «Хоровой класс».

Образовательная программа учебного предмета «Хоровой класс».

Образовательная программа учебного предмета «Хоровой класс».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2018