дополнительна общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для обучения детей младшего школьного возраста основам живописи. Программа рассчитана на 2 года обучения. учебная нагрузка составляет 72 часа в год. Основные разделы учебно-тематического плана: цветоведение, рисование с натуры по памяти и по представлению, сюжетно-тематическое рмсование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная палитра»
разработана в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, Уставом и
локальными актами МБУ ДО «Дома детского творчества». Программа имеет
художественноэстетическую направленность. Изобразительному искусству, особенно
близкому младшим школьникам своей наглядностью, принадлежит одно из ведущих мест в
процессе формирования и развития личности. Занятия ИЗО деятельностью способствуют
расширению круга интересов, воспитанию художественного вкуса, развитию творческой и
мыслительной активности обучающихся, эстетического отношения к действительности. На
занятиях формируются такие качества личности, как самостоятельность, инициатива,
настойчивость, целеустремленность, аккуратность и трудолюбие.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что ее реализация
позволяет приобщить детей к занятию рисованием, что с одной стороны, оказывает
благотворное влияние на формирование их нравственной сферы, развивает их эстетические
чувства, учит отличать подлинное искусство то массового, а с другой стороны служит
эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию и
формированию зрительных восприятий, памяти, воображения и других психических
процессов.
Новизна и оригинальность программы состоит в том, что она не просто
знакомит обучающихся с приемами традиционного рисования, но и содержит
нетрадиционные техники рисования (кляксография, монотипия, отпечатки и т.п.),
развивающие живописные и графические умения и навыки, которые полезны для младших
школьников и дошкольников в том плане, что они способствуют развитию мелкой
моторики рук необходимой для формирования красивого почерка в начальной школе,
аккуратности и фантазии.
Цель программы – создание условий для раннего выявления и развития
потребностей, склонностей, творческой направленности личности ребенка в сфере
изобразительной деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
(1 год обучения)
научить передавать характерные признаки объектов и явлений на основе
представлений, полученных из наблюдений или по памяти, передавать форму, пропорции,
простое движение;
сформировать умения легко и уверенно пользоваться кистью – проводить линии в
различных направлениях, работать всем ворсом и концом;
научить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;
представлять возможность цветового решения одного образа с помощью
нескольких цветов или их оттенков (разные оттенки желтого при изображении осенних
листьев, 23 оттенка красного при изображении яблока);
познакомить с жанрами живописи: портрет, натюрморт, пейзаж, анималистика и их
отличительными особенностями.
(2 год обучения): научить создавать выразительные образы в разных техниках, свободно
экспериментировать с красками – получать задуманные цвета и оттенки;
научить передавать строение, пропорции, взаимное размещение частей, характерные
признаки, передавать сложные движения;
научить создавать сюжеты разного масштаба с различной степенью конкретизации
содержания;
сформировать умение самостоятельно выбирать художественные материалы для создания
художественного образа, сочетать различные техники рисования, использовать их в
различных жанрах.
Воспитательные:
воспитание познавательной, эстетической, трудовой и нравственной культуры детей через
формирование художественного сознания.
Развивающие:
развитие и формирование зрительных восприятий, воображения, памяти, чувств, мелкой
моторики рук, а также аккуратности, самостоятельности и ответственности.
предназначена для обучающихся 79 лет. Срок реализации образовательной программы 2
года: первый и второй год – 72 часа в год (два раза в неделю по 1 часу).
Занятия по программе проводятся с объединением детей одного возраста с
постоянным составом. Обучающиеся разного возраста и разных лет обучения могут
объединяться в общей работе над одной творческой темой, сюжетной композицией.
Обучающиеся набираются по желанию. Число детей в объединениях первого года
обучения – 12 15 человек, второго года обучения – 1012 человек.
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная палитра»
Универсальность и востребованность данной программы позволяет применять ее в
обучении с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание образовательной программы
1.Цветоведение:
2.Рисование с натуры, по памяти и по представлению.
3. Сюжетнотематическое рисование Композиция Жанры живописи Декоративное
рисование Рисунок Живопись Декоративноприкладное творчество
4.Оформительская деятельность Лепка. Работа с природным материалом
Формы занятий дополнены новыми методиками. Нетрадиционные техники
рисования: кляксография, монотипия, отпечатки и т.п. Учебные занятия проводятся
только в традиционных формах: беседы, игры, живописные и графические упражнения.
Методы организации занятий.
Основу обучения составляет метод тематических заданий, позволяющий органично
сочетать процесс восприятия детьми художественных образов и практическое рисование.
Важными методами обучения и активизации учебного процесса являются: посещение
выставок изобразительного и декоративноприкладного творчества, экскурсии с целью
изучения натуры, применение элементов этнопедагогики (фольклор и ручной труд).
Основным направлением ИЗО деятельности детей является их свободное творчество через
применение традиционных и нетрадиционных техник рисования.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Личностные результаты: формирование готовности к саморазвитию и самообразованию;
развитие способности ставить цель и строить жизненные планы;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками.
Метапредметные результаты:
получение возможности расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о художественновыразительных средствах (композиции, цвете, колорите)
освоение технических приёмов работы в различных художественных техниках;
практическое овладение художественными материалами и инструментами;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов;
расширение исходных представлений о художественных возможностях
изобразительной деятельности; овладение умением творческого видения с позиций
художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративноприкладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
освоение способов и приёмов при выполнении декоративных работ;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих
задач;
умение работать в материальной и информационной среде дополнительного
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
образовательной программы.
Результатом обучения по программы станет приобщение детей к практической
художественной деятельности, развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной
памяти, мелкой моторики рук.
Обучающиеся познакомятся с:
видами художественных материалов: акварель, гуашь, карандаши, восковые мелки
и т.д.; жанрами живописи и их особенностями;
специальной терминологией, необходимой начинающему художнику; законами
линейной и воздушной перспективы;
художественным дизайном, художественной рекламой и плакатом; законами
света и тени.
Обучающиеся будут уметь:
1,2 годов обучения передавать характерные признаки объектов и явлений на
основе представлений, полученных из наблюдений или по памяти;
легко и уверенно пользоваться кистью – проводить линии в различных
направлениях, работать всем ворсом и концом;
смешивать краски для получения новых цветов и оттенков; представлять возможность цветового решения одного образа с помощью
нескольких цветов или их оттенков (разные оттенки желтого при изображении осенних
листьев, 23 оттенка красного при изображении яблока);
передавать форму, пропорции, простое движение;
самостоятельно создавать выразительные образы в разных техниках;
свободно экспериментировать с красками – получать задуманные цвета и оттенки;
точно передавать строение, пропорции, взаимное размещение частей, характерные
признаки, передавать сложные движения;
создавать сюжеты разного масштаба с различной степенью конкретизации
содержания;
самостоятельно выбирать художественные материалы для создания
художественного образа;
сочетать различные техники рисования;
использовать различные художественные материалы в соответствии с
поставленной задачей;
самостоятельно создавать сюжеты разного масштаба с различной степенью
конкретизации содержания;
передавать решение художественного образа с помощью различных техник
рисования;
применять законы линейной, воздушной перспективы, уметь их использовать;
точно передавать строение, пропорции, взаимное расположение предметов в пространстве,
передавать их движение;
различать жанры живописи и их характерные особенности; выполнять
элементарные художественно оформительские работы.
Обучающиеся будут уметь применять полученные знания при практическом
рисовании. Основным способом проверки эффективности реализации программы является
анализ результатов художественной деятельности детей. В конце изучения каждого раздела
проводится просмотр, анализ работ детей и отбор лучших работ для участия в выставках и
конкурсах изобразительного искусства. На каждом занятии педагог совместно с детьми
обсуждает и оценивает проделанную работу с точки зрения поставленных задач. Таким
образом, перед ребенком раскрываются пути дальнейшего совершенствования своей
деятельности, формируются самооценка и самоконтроль. При подведении итогов
реализации программы учитываются следующие требования к оценке: Оценивается только
тот результат, который достигается усилиями самого ребенка.
По мере развития ребенка оценка становится все более дифференцированной.
Нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успехами других детей,
нужно оценивать его собственные достижения.
Оценивание работ необходимо построить так, чтобы дети были максимально в нем
активны. Основной контроль осуществляется в течение всего учебного года в форме
наблюдения педагога за выполнением практических заданий.
Формы подведения итогов.
Тесты и зачётные задания творческого характера, активное участие в выставках,
конкурсах.№п\
п
1
2
3
4
5
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Название тем
Всего
количество
часов
Количество часов
теория
практика
Вводное занятие.
Инструктаж по ОТ и ППБ.
Цветоведение..
Рисование с натуры, по
памяти и по представлению
Сюжетно
тематическое рисование
Итоговое занятие
ИТОГО
1
20
26
21
4
72
1
6
8
7
1
23
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
14
18
14
3
49
1. Вводное занятие.
Теоретические занятия. Беседа. Инструктаж по охране труда и противопожарной
безопасности, санитарии, личной гигиене. Правила дорожного движения. Правила
поведения в Доме детского творчества. Правила поведения на занятиях.
2. Цветоведение. Изучение простейших законов цветоведения и их использования
как выразительных художественноэстетических средств в изобразительном искусстве.
Основные свойства цвета, их взаимовлияние, правила использования.
Теоретические занятия. Беседа. Создание реальных образов, узнаваемых по цвету.
Свободное экспериментирование с цветом и его оттенками. Составление различных
красивых гармоничных цветосочетаний. Тон и оттенок. Цветовое решение одного образа
при помощи нескольких цветов и оттенков. Наблюдение и изучение реальных объектов.
Практические занятия. Упражнения по изображению пропорций, объема,
пространственного положения. Диагностика по разделу: Анализ результатов
тренировочных упражнений. Заполнение диагностических карт. Выставка работ.
3. Рисование по памяти и по представлению. Рисование с натуры. Знакомство
детей с правилами рисования, вооружение их знаниями конструктивного строения
предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени,
расширение их представления о многообразии предметов и явлений действительности.
Теоретические занятия. Беседа. Изображение реальных объектов с натуры, по памяти ипо представлению: точная передача строения, формы, положения в пространстве. Передача
фактуры и цвета предметов в различных техниках и различными материалами.
Практические занятия. Наблюдение и изучение реальных объектов. Упражнения по
изображению пропорций, объема, пространственного положения. Диагностика по разделу:
анализ результатов тренировочных упражнений. Заполнение диагностических карт.
Выставка работ.
4. Сюжетнотематическое рисование. Рисование окружающей жизни и
иллюстрирование того или иного предмета ведется по памяти, на основе предварительных
наблюдений и по воображению. В процессе сюжетного рисования совершенствуются и
закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения,
объема, пространственного положения, освещенности предметов.
Теоретические занятия. Беседа. Самостоятельный выбор образов. Отличие
реальных и фантастических образов в рисунках. Создание сказочных образов на основе
реальных. Разноплановое экспериментирование с художественными материалами.
Отражение в рисунках своих представлений об окружающем мире и природных явлениях.
Практические занятия. Анализирование литературных произведений, природных явлений
и т.п. Тренировочные упражнения. Диагностика по разделу: анализ результатов
тренировочных упражнений. Заполнение диагностических карт. Выставка работ.
5. Итоговое занятие. Организация тематической выставки работ.№п\
п
1
2
3
4
5
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Название тем
Всего
количество
часов
Количество часов
теория
практика
Вводное занятие.
Инструктаж по ОТ и ППБ.
Цветоведение..
Рисование с натуры, по
памяти и по представлению
Сюжетно
тематическое рисование
Итоговое занятие
ИТОГО
1
20
26
21
4
72
1
6
8
7
1
23
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
14
18
14
3
49
1. Вводное занятие
Теоретические занятия. Беседа. Инструктаж по охране труда и противопожарной
безопасности, санитарии, личной гигиене. Правила дорожного движения. Правила
поведения в Доме детского творчества. Правила поведения на занятиях. Проверка задания
на каникулы: обсуждение наблюдений, демонстрация рисунков. Творческий отчет по
каникулярному домашнему заданию.
2. Цветоведение. Беседа. Понятия «спектр», «теплые и холодные цвета»,
«ахроматические цвета». Смешивание основных цветов для получения дополнительных.
Тон и оттенок. Ознакомление с понятиями контраст и ньюанс. Цветовое решение одного
образа при помощи нескольких цветов и оттенков. Различие цветовых контрастов и
нюансов, размещение цвета по степени интенсивности. Анализирование литературных
произведений, природных явлений и т.п.
Практические занятия. Тренировочные упражнения. Диагностика по разделу:
Анализ результатов тренировочных упражнений. Заполнение диагностических карт.
Выставка работ.3. Рисование по памяти и по представлению. Рисование с натуры. Знакомство
детей с правилами рисования, вооружение их знаниями конструктивного строения
предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени,
расширение их представления о многообразии предметов и явлений действительности.
Теоретические занятия. Беседа. Изображение реальных объектов с натуры, по памяти и
по представлению: точная передача строения, формы, положения в пространстве. Способы
передачи фактуры и цвета предметов в различных техниках и различными материалами.
Практические занятия. Наблюдение и изучение реальных объектов. Упражнения
по изображению пропорций, объема, пространственного положения. Диагностика по
разделу: анализ результатов тренировочных упражнений. Заполнение диагностических
карт. Выставка работ.
4. Сюжетнотематическое рисование. Рисование окружающей жизни и
иллюстрирование того или иного предмета ведется по памяти, на основе предварительных
наблюдений и по воображению. В процессе сюжетного рисования совершенствуются и
закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения,
объема, пространственного положения, освещенности предметов.
Теоретические занятия. Беседа. Самостоятельный выбор образов. Отличие
реальных и фантастических образов в рисунках. Создание сказочных образов на основе
реальных. Разноплановое экспериментирование с художественными материалами.
Отражение в рисунках своих представлений об окружающем мире и природных явлениях.
Практические занятия. Анализирование литературных произведений, природных явлений
и т.п. Тренировочные упражнения. Диагностика по разделу: анализ результатов
тренировочных упражнений. Заполнение диагностических карт. Выставка работ
5. Итоговое занятие. Организация выставки.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы и формы организации образовательного процесса:
По источнику передачи знаний: 1) Словесные: беседа (вводная, вступительная,
эвристическая, индивидуальная и фронтальная, закрепляющая), дискуссия.
2) Наглядные: методы иллюстрации (с помощью плакатов, репродукций картин,
муляжей, макетов), демонстрации (объектов, действий), наблюдение, просмотр и анализ
объектов рисования.
3) Практические: упражнения (тренировочные, воспроизводящие, графические).
4) Посещение выставок изобразительного и декоративного творчества, экскурсии.
По возрастанию степени самостоятельности учащихся: 1) Репродуктивный. 2)
Объяснительноиллюстративный. 3) Проблемный, эвристический.
Основу обучения составляет метод тематических заданий, позволяющий органично
сочетать организованный процесс восприятия детьми художественных образов и
практическое рисование. Важными формами обучения и активизации учебного процесса
являются: посещение выставок изобразительного и декоративноприкладного творчества,
экскурсии с целью изучения натуры, применение элементов этнопедагогики (фольклор и
ручной труд).
Основным направлением ИЗО деятельности детей является их свободное
творчество через применение традиционных и нетрадиционных техник рисования
(монотипия, кляксография, штампование различными фактурами и т.п.). Основным
способом проверки эффективности реализации программы является анализ результатов
художественной деятельности детей. В течение учебного года в конце изучения каждого
раздела проводится просмотр, анализ работ детей и отбор лучших работ для участия в
выставках и конкурсах. На каждом занятии педагог совместно с учащимися обсуждает и
оценивает проделанную работу с точки зрения поставленных задач. Таким образом, перед
ребенком раскрываются пути дальнейшего совершенствования своей деятельности,
формируются самооценка и самоконтроль.При подведении итогов реализации программы учитываются следующие требования
к оценке:
Оценивается только тот результат, который достигается усилиями самого ребенка.
По мере развития ребенка оценка становится все более дифференцированной.
Нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успехами других детей,
нужно оценивать его собственные достижения.
Оценивание работ необходимо построить так, чтобы дети были максимально в нем
активны. Формы подведения итогов реализации программы:
Ведение диагностических карт по результатам тестов и зачётных заданий
творческого характера. Участие в выставках, конкурсах.
Ожидаемым результатом изучения программы должно стать приобщение детей к
практической художественной деятельности, развитие сенсомоторных навыков:
тактильной, зрительной памяти, мелкой моторики рук.
Для успешной реализации общеобразовательной программы ««Фантазия»
необходимо следующее материальнотехническое оснащение:
Кабинет для занятий, оборудованный необходимым количеством рабочих мест и
хорошим освещением.
Различные художественные материалы: краски (гуашь, акварель, акрил), простые и
цветные карандаши, восковые и масляные мелки, пастель, бумага для рисования
разнообразной фактуры (для акварели, ватман, альбомная, картон и т. д.).
Различные художественные инструменты и приспособления: кисти разных форм и
размеров, ластики, палитры, стеки, ножницы, канцелярские резаки и т.д. Дополнительные
материалы различной фактуры для выполнения работ в нетрадиционных техниках
рисования: поролоновые губки, бумажные салфетки, ватные палочки, лоскуты ткани и т.п.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г Казакова. – М.:
Просвещение, 1985.
2. Крупенчук, О.И. Контур, линия, цвет / О.И. Крупенчук. – СПб: Литера, 2006.
3. Марысаев, В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной
школы / В. Марысаев. – М.: Аквариум, 1997. 18
4. Основы художественной культуры. / Программы для внешкольных учреждений и
общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 1988.
5. Порте, П. Учимся рисовать / П. Порте. – М.: Мир книги, 2004.
6. Сахарова, О.М. Я учусь рисовать (игровая методика обучения рисованию) / О.М.
Сахарова. – СПб: Литера, 2005.
7. Уатт, Ф. Как научится рисовать / Ф.Уатт. – М.: Росмениздат, 2001.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Шорыгина, Т.И. Красивые сказки / Т.И. Шорыгина. – Кимры: Книголюб, 2000.
Литература для учащихся и родителей
2. Барр, Стив. 123 Рисунок / С. Барр. – Минск: Попурри, 2003.
3. Дорожкин, Ю.Т. Жостовский букет / Ю.Т. Дорожкин. – М.: Мозаикасинтез, 1999.4.. Коротеева, Е.И. Графика – первые шаги / Е.И. Коротеева. – М.: Олмапресс,
2006.
5. Крупенчук, О.И. Контур, линия, цвет / О.И. Крупенчук. – СПб: Литера, 2006.