Образовательная программа "Волшебная палитра"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 07.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

дополнительна общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для обучения детей младшего школьного возраста основам живописи. Программа рассчитана на 2 года обучения. учебная нагрузка составляет 72 часа в год. Основные разделы учебно-тематического плана: цветоведение, рисование с натуры по памяти и по представлению, сюжетно-тематическое рмсование.
Иконка файла материала Волшебная палитра.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная палитра»  разработана в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной  деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, Уставом и  локальными актами МБУ ДО «Дома детского творчества». Программа имеет  художественно­эстетическую  направленность. Изобразительному искусству, особенно  близкому младшим школьникам своей наглядностью, принадлежит одно из ведущих мест в  процессе формирования и развития личности. Занятия ИЗО деятельностью способствуют  расширению круга интересов, воспитанию художественного вкуса, развитию творческой и  мыслительной активности обучающихся, эстетического отношения к действительности. На  занятиях формируются такие качества личности, как самостоятельность, инициатива,  настойчивость, целеустремленность, аккуратность и трудолюбие.  Актуальность настоящей программы состоит в том, что ее реализация  позволяет приобщить детей к занятию рисованием, что с одной стороны, оказывает  благотворное влияние на формирование их нравственной сферы, развивает их эстетические чувства, учит отличать подлинное искусство то массового, а с другой стороны служит  эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию и  формированию зрительных восприятий, памяти, воображения и других психических  процессов.  Новизна и оригинальность программы состоит в том, что она не просто  знакомит обучающихся с приемами традиционного рисования, но и содержит  нетрадиционные техники рисования (кляксография, монотипия, отпечатки и т.п.),  развивающие живописные и графические умения и навыки, которые полезны для младших  школьников и дошкольников в том плане, что они способствуют развитию мелкой  моторики рук необходимой для формирования красивого почерка в начальной школе,  аккуратности и фантазии.  Цель программы – создание условий для раннего выявления и развития  потребностей, склонностей, творческой направленности личности ребенка в сфере  изобразительной деятельности.  Задачи программы:  Обучающие:  (1 год обучения)  ­ научить передавать характерные признаки объектов и явлений на основе  представлений, полученных из наблюдений или по памяти, передавать форму, пропорции,  простое движение;  ­ сформировать умения легко и уверенно пользоваться кистью – проводить линии в  различных направлениях, работать всем ворсом и концом;  ­ научить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;              ­ представлять возможность цветового решения одного образа с помощью  нескольких цветов или их оттенков (разные оттенки желтого при изображении осенних  листьев, 2­3 оттенка красного при изображении яблока);             ­ познакомить с жанрами живописи: портрет, натюрморт, пейзаж, анималистика и их  отличительными особенностями.  (2 год обучения):­ научить создавать выразительные образы в разных техниках, свободно  экспериментировать с красками – получать задуманные цвета и оттенки;  ­ научить передавать строение, пропорции, взаимное размещение частей, характерные  признаки, передавать сложные движения;  ­ научить создавать сюжеты разного масштаба с различной степенью конкретизации  содержания;  ­ сформировать умение самостоятельно выбирать художественные материалы для создания художественного образа, сочетать различные техники рисования, использовать их в  различных жанрах.  Воспитательные:  ­ воспитание познавательной, эстетической, трудовой и нравственной культуры детей через формирование художественного сознания.  Развивающие:  ­ развитие и формирование зрительных восприятий, воображения, памяти, чувств, мелкой  моторики рук, а также аккуратности, самостоятельности и ответственности.    предназначена для обучающихся 7­9 лет.  Срок реализации образовательной программы  2  года: первый  и второй год – 72 часа  в год (два раза в неделю по 1 часу).        Занятия по программе проводятся с объединением детей одного возраста с  постоянным составом. Обучающиеся разного возраста и разных лет обучения могут  объединяться в общей работе над одной творческой темой, сюжетной композицией.  Обучающиеся набираются по желанию. Число детей  в объединениях первого года  обучения – 12­ 15 человек, второго года обучения – 10­12 человек. Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная палитра»  Универсальность и востребованность данной программы позволяет применять ее в  обучении с детьми с ограниченными возможностями здоровья.  Содержание образовательной программы   1.Цветоведение: 2.Рисование с натуры, по памяти и по представлению. 3. Сюжетно­тематическое рисование  Композиция  Жанры живописи  Декоративное  рисование  Рисунок  Живопись  Декоративно­прикладное творчество   4.Оформительская деятельность  Лепка. Работа с природным материалом  Формы занятий дополнены новыми методиками. Нетрадиционные техники  рисования: кляксография, монотипия, отпечатки и т.п. Учебные занятия проводятся  только в традиционных формах: беседы, игры, живописные и графические упражнения.  Методы организации занятий. Основу обучения составляет метод тематических заданий, позволяющий органично  сочетать процесс восприятия детьми художественных образов и практическое рисование.  Важными методами обучения и активизации учебного процесса являются: посещение  выставок изобразительного и декоративно­прикладного творчества, экскурсии с целью  изучения натуры, применение элементов этнопедагогики (фольклор и ручной труд).  Основным направлением ИЗО деятельности детей является их свободное творчество через  применение традиционных и нетрадиционных техник рисования. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Личностные результаты:­ формирование готовности к саморазвитию и самообразованию;  ­ развитие способности ставить цель и строить жизненные планы;  ­ развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;  ­ формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками.  Метапредметные результаты:  ­ получение возможности расширить, систематизировать и углубить исходные  представления о художественно­выразительных средствах (композиции, цвете, колорите) ­  освоение технических приёмов работы в различных художественных техниках;  ­ практическое овладение художественными материалами и инструментами;  ­ умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение  организовать место занятий;  ­ осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более  высоких и оригинальных творческих результатов;  ­ расширение исходных представлений о художественных возможностях  изобразительной деятельности; ­ овладение умением творческого видения с позиций  художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;  ­ освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,  декоративно­прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;  ­ освоение способов и приёмов при выполнении декоративных работ;  ­ определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о  распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный  контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и  поведение окружающих;  ­ умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с  поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно­творческих  задач;  ­ умение работать в материальной и информационной среде дополнительного  образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием  образовательной программы.  Результатом обучения по программы станет приобщение детей к практической  художественной деятельности, развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной  памяти, мелкой моторики рук.  Обучающиеся познакомятся с:  ­  видами художественных материалов: акварель, гуашь, карандаши, восковые мелки и т.д.;  жанрами живописи и их особенностями;   специальной терминологией, необходимой начинающему художнику;  законами  линейной и воздушной перспективы;   художественным дизайном, художественной рекламой и плакатом;  законами  света и тени. Обучающиеся будут уметь:  1,2 годов обучения ­ передавать характерные признаки объектов и явлений на  основе представлений, полученных из наблюдений или по памяти;  ­ легко и уверенно пользоваться кистью – проводить линии в различных  направлениях, работать всем ворсом и концом;  ­ смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;­ представлять возможность цветового решения одного образа с помощью  нескольких цветов или их оттенков (разные оттенки желтого при изображении осенних  листьев, 2­3 оттенка красного при изображении яблока);  ­ передавать форму, пропорции, простое движение;  ­ самостоятельно создавать выразительные образы в разных техниках;  ­ свободно экспериментировать с красками – получать задуманные цвета и оттенки;  ­ точно передавать строение, пропорции, взаимное размещение частей, характерные  признаки, передавать сложные движения;  ­ создавать сюжеты разного масштаба с различной степенью конкретизации  содержания;  ­ самостоятельно выбирать художественные материалы для создания  художественного образа;  ­ сочетать различные техники рисования;  ­ использовать различные художественные материалы в соответствии с  поставленной задачей;  ­ самостоятельно создавать сюжеты разного масштаба с различной степенью  конкретизации содержания;  ­ передавать решение художественного образа с помощью различных техник  рисования;  ­ применять законы линейной, воздушной перспективы, уметь их использовать; ­  точно передавать строение, пропорции, взаимное расположение предметов в пространстве,  передавать их движение;  ­ различать жанры живописи и их характерные особенности; ­ выполнять  элементарные художественно­ оформительские работы. Обучающиеся будут  уметь применять полученные знания при практическом  рисовании. Основным способом проверки эффективности реализации программы является  анализ результатов художественной деятельности детей. В конце изучения каждого раздела проводится просмотр, анализ работ детей и отбор лучших работ для участия в выставках и  конкурсах изобразительного искусства. На каждом занятии педагог совместно с детьми   обсуждает и оценивает проделанную работу с точки зрения поставленных задач. Таким  образом, перед ребенком раскрываются пути дальнейшего совершенствования своей  деятельности, формируются самооценка и самоконтроль. При подведении итогов  реализации программы учитываются следующие требования к оценке:  Оценивается только тот результат, который достигается усилиями самого ребенка.   По мере развития ребенка оценка становится все более дифференцированной.   Нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успехами других детей,  нужно оценивать его собственные достижения.   Оценивание работ необходимо построить так, чтобы дети были максимально в нем  активны. Основной  контроль осуществляется в течение всего учебного года в форме  наблюдения педагога за выполнением практических заданий.  Формы подведения итогов.   Тесты и зачётные задания творческого характера, активное участие  в выставках,  конкурсах.№п\ п 1 2 3 4 5 УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Название тем Всего количество часов Количество часов теория практика Вводное занятие.  Инструктаж по ОТ и ППБ.  Цветоведение.. Рисование с натуры, по памяти и по представлению Сюжетно­ тематическое рисование Итоговое занятие ИТОГО 1 20 26 21 4 72 1 6 8 7 1 23 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 14 18 14 3 49 1. Вводное занятие.  Теоретические занятия. Беседа. Инструктаж по охране труда и противопожарной  безопасности, санитарии, личной гигиене. Правила дорожного движения. Правила  поведения в Доме детского творчества. Правила поведения на занятиях.  2. Цветоведение.  Изучение простейших законов цветоведения и их использования  как выразительных художественно­эстетических средств в изобразительном искусстве.  Основные свойства цвета, их взаимовлияние, правила использования.  Теоретические занятия. Беседа. Создание реальных образов, узнаваемых по цвету.  Свободное экспериментирование с цветом и его оттенками. Составление различных  красивых гармоничных цветосочетаний. Тон и оттенок. Цветовое решение одного образа  при помощи нескольких цветов и оттенков. Наблюдение и изучение реальных объектов.  Практические занятия. Упражнения по изображению пропорций, объема,  пространственного положения. Диагностика по разделу: Анализ результатов  тренировочных упражнений. Заполнение диагностических карт. Выставка работ.  3. Рисование по памяти и по представлению. Рисование с натуры. Знакомство  детей с правилами рисования, вооружение их знаниями конструктивного строения  предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени,  расширение их представления о многообразии предметов и явлений действительности.    Теоретические занятия. Беседа. Изображение реальных объектов с натуры, по памяти ипо представлению: точная передача строения, формы, положения в пространстве. Передача фактуры и цвета предметов в различных техниках и различными материалами.  Практические занятия. Наблюдение и изучение реальных объектов. Упражнения по  изображению пропорций, объема, пространственного положения. Диагностика по разделу:  анализ результатов тренировочных упражнений. Заполнение диагностических карт.  Выставка работ.  4. Сюжетно­тематическое рисование. Рисование окружающей жизни и  иллюстрирование того или иного предмета ведется по памяти, на основе предварительных  наблюдений и по воображению. В процессе сюжетного рисования совершенствуются и  закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения,  объема, пространственного положения, освещенности предметов.  Теоретические занятия. Беседа. Самостоятельный выбор образов. Отличие  реальных и фантастических образов в рисунках. Создание сказочных образов на основе  реальных. Разноплановое экспериментирование с художественными материалами.  Отражение в рисунках своих представлений об окружающем мире и природных явлениях.  Практические занятия. Анализирование литературных произведений, природных явлений и т.п. Тренировочные упражнения. Диагностика по разделу: анализ результатов  тренировочных упражнений. Заполнение диагностических карт. Выставка работ. 5. Итоговое занятие. Организация тематической  выставки работ.№п\ п 1 2 3 4 5 УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Название тем Всего количество часов Количество часов теория практика Вводное занятие.  Инструктаж по ОТ и ППБ.  Цветоведение.. Рисование с натуры, по памяти и по представлению Сюжетно­ тематическое рисование Итоговое занятие ИТОГО 1 20 26 21 4 72 1 6 8 7 1 23 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 14 18 14 3 49 1. Вводное занятие Теоретические занятия. Беседа. Инструктаж по охране труда и противопожарной  безопасности, санитарии, личной гигиене. Правила дорожного движения. Правила  поведения в Доме детского творчества. Правила поведения на занятиях. Проверка задания  на каникулы: обсуждение наблюдений, демонстрация рисунков. Творческий отчет по  каникулярному домашнему заданию.  2. Цветоведение. Беседа. Понятия «спектр», «теплые и холодные цвета»,  «ахроматические цвета». Смешивание основных цветов для получения дополнительных.  Тон и оттенок. Ознакомление с понятиями контраст и ньюанс. Цветовое решение одного  образа при помощи нескольких цветов и оттенков. Различие цветовых контрастов и  нюансов, размещение цвета по степени интенсивности. Анализирование литературных  произведений, природных явлений и т.п.  Практические занятия. Тренировочные упражнения. Диагностика по разделу:  Анализ результатов тренировочных упражнений. Заполнение диагностических карт.  Выставка работ.3. Рисование по памяти и по представлению. Рисование с натуры. Знакомство  детей с правилами рисования, вооружение их знаниями конструктивного строения  предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени,  расширение их представления о многообразии предметов и явлений действительности.  Теоретические занятия. Беседа. Изображение реальных объектов с натуры, по памяти и  по представлению: точная передача строения, формы, положения в пространстве. Способы  передачи фактуры и цвета предметов в различных техниках и различными материалами.  Практические занятия. Наблюдение и изучение реальных объектов. Упражнения  по изображению пропорций, объема, пространственного положения. Диагностика по  разделу: анализ результатов тренировочных упражнений. Заполнение диагностических  карт. Выставка работ.  4. Сюжетно­тематическое рисование. Рисование окружающей жизни и  иллюстрирование того или иного предмета ведется по памяти, на основе предварительных  наблюдений и по воображению. В процессе сюжетного рисования совершенствуются и  закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения,  объема, пространственного положения, освещенности предметов.  Теоретические занятия. Беседа. Самостоятельный выбор образов. Отличие  реальных и фантастических образов в рисунках. Создание сказочных образов на основе  реальных. Разноплановое экспериментирование с художественными материалами.  Отражение в рисунках своих представлений об окружающем мире и природных явлениях.  Практические занятия. Анализирование литературных произведений, природных явлений и т.п. Тренировочные упражнения. Диагностика по разделу: анализ результатов  тренировочных упражнений. Заполнение диагностических карт. Выставка работ 5. Итоговое занятие. Организация выставки.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ  Методы и формы организации образовательного процесса:  По источнику передачи знаний: 1) Словесные: беседа (вводная, вступительная,  эвристическая, индивидуальная и фронтальная, закрепляющая), дискуссия.  2) Наглядные: методы иллюстрации (с помощью плакатов, репродукций картин,  муляжей, макетов), демонстрации (объектов, действий), наблюдение, просмотр и анализ  объектов рисования.  3) Практические: упражнения (тренировочные, воспроизводящие, графические).  4) Посещение выставок изобразительного и декоративного творчества, экскурсии.  По возрастанию степени самостоятельности учащихся: 1) Репродуктивный. 2)  Объяснительно­иллюстративный. 3) Проблемный, эвристический.  Основу обучения составляет метод тематических заданий, позволяющий органично  сочетать организованный процесс восприятия детьми художественных образов и  практическое рисование. Важными формами обучения и активизации учебного процесса  являются: посещение выставок изобразительного и декоративно­прикладного творчества,  экскурсии с целью изучения натуры, применение элементов этнопедагогики (фольклор и  ручной труд).  Основным направлением ИЗО деятельности детей является их свободное  творчество через применение традиционных и нетрадиционных техник рисования  (монотипия, кляксография, штампование различными фактурами и т.п.). Основным  способом проверки эффективности реализации программы является анализ результатов  художественной деятельности детей. В течение учебного года в конце изучения каждого  раздела проводится просмотр, анализ работ детей и отбор лучших работ для участия в  выставках и конкурсах. На каждом занятии педагог совместно с учащимися обсуждает и  оценивает проделанную работу с точки зрения поставленных задач. Таким образом, перед  ребенком раскрываются пути дальнейшего совершенствования своей деятельности,  формируются самооценка и самоконтроль.При подведении итогов реализации программы учитываются следующие требования к оценке:   ­ Оценивается только тот результат, который достигается усилиями самого ребенка.   По мере развития ребенка оценка становится все более дифференцированной.   Нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успехами других детей,  нужно оценивать его собственные достижения.   Оценивание работ необходимо построить так, чтобы дети были максимально в нем  активны. Формы подведения итогов реализации программы:  Ведение диагностических карт по результатам тестов и зачётных заданий   творческого характера.  Участие в выставках, конкурсах.  Ожидаемым результатом изучения программы должно стать приобщение детей к  практической художественной деятельности, развитие сенсомоторных навыков:  тактильной, зрительной памяти, мелкой моторики рук.  Для успешной реализации общеобразовательной программы ««Фантазия»  необходимо следующее материально­техническое оснащение:   Кабинет для занятий, оборудованный необходимым количеством рабочих мест и  хорошим освещением.   Различные художественные материалы: краски (гуашь, акварель, акрил), простые и  цветные карандаши, восковые и масляные мелки, пастель, бумага для рисования  разнообразной фактуры (для акварели, ватман, альбомная, картон и т. д.).   Различные художественные инструменты и приспособления: кисти разных форм и  размеров, ластики, палитры, стеки, ножницы, канцелярские резаки и т.д.  Дополнительные  материалы различной фактуры для выполнения работ в нетрадиционных техниках  рисования: поролоновые губки, бумажные салфетки, ватные палочки, лоскуты ткани и т.п.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА 1. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г Казакова. – М.:  Просвещение, 1985. 2. Крупенчук, О.И. Контур, линия, цвет / О.И. Крупенчук. – СПб: Литера, 2006.  3. Марысаев, В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной  школы / В. Марысаев. – М.: Аквариум, 1997. 18  4. Основы художественной культуры. / Программы для внешкольных учреждений и  общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 1988.  5. Порте, П. Учимся рисовать / П. Порте. – М.: Мир книги, 2004. 6. Сахарова, О.М. Я учусь рисовать (игровая методика обучения рисованию) / О.М.  Сахарова. – СПб: Литера, 2005.  7. Уатт, Ф. Как научится рисовать / Ф.Уатт. – М.: Росмен­издат, 2001.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1. Шорыгина, Т.И. Красивые сказки / Т.И. Шорыгина. – Кимры: Книголюб, 2000.  Литература для учащихся и родителей  2. Барр, Стив. 1­2­3 Рисунок / С. Барр. – Минск: Попурри, 2003. 3. Дорожкин, Ю.Т. Жостовский букет / Ю.Т. Дорожкин. – М.: Мозаика­синтез, 1999.4.. Коротеева, Е.И. Графика – первые шаги / Е.И. Коротеева. – М.: Олма­пресс,  2006.  5. Крупенчук, О.И. Контур, линия, цвет / О.И. Крупенчук. – СПб: Литера, 2006.

Посмотрите также