Образовательная программа "Волшебная палитра"
Оценка 4.6

Образовательная программа "Волшебная палитра"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
07.03.2018
Образовательная программа "Волшебная палитра"
дополнительна общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для обучения детей младшего школьного возраста основам живописи. Программа рассчитана на 2 года обучения. учебная нагрузка составляет 72 часа в год. Основные разделы учебно-тематического плана: цветоведение, рисование с натуры по памяти и по представлению, сюжетно-тематическое рмсование.
Волшебная палитра.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная палитра»  разработана в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной  деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, Уставом и  локальными актами МБУ ДО «Дома детского творчества». Программа имеет  художественно­эстетическую  направленность. Изобразительному искусству, особенно  близкому младшим школьникам своей наглядностью, принадлежит одно из ведущих мест в  процессе формирования и развития личности. Занятия ИЗО деятельностью способствуют  расширению круга интересов, воспитанию художественного вкуса, развитию творческой и  мыслительной активности обучающихся, эстетического отношения к действительности. На  занятиях формируются такие качества личности, как самостоятельность, инициатива,  настойчивость, целеустремленность, аккуратность и трудолюбие.  Актуальность настоящей программы состоит в том, что ее реализация  позволяет приобщить детей к занятию рисованием, что с одной стороны, оказывает  благотворное влияние на формирование их нравственной сферы, развивает их эстетические чувства, учит отличать подлинное искусство то массового, а с другой стороны служит  эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию и  формированию зрительных восприятий, памяти, воображения и других психических  процессов.  Новизна и оригинальность программы состоит в том, что она не просто  знакомит обучающихся с приемами традиционного рисования, но и содержит  нетрадиционные техники рисования (кляксография, монотипия, отпечатки и т.п.),  развивающие живописные и графические умения и навыки, которые полезны для младших  школьников и дошкольников в том плане, что они способствуют развитию мелкой  моторики рук необходимой для формирования красивого почерка в начальной школе,  аккуратности и фантазии.  Цель программы – создание условий для раннего выявления и развития  потребностей, склонностей, творческой направленности личности ребенка в сфере  изобразительной деятельности.  Задачи программы:  Обучающие:  (1 год обучения)  ­ научить передавать характерные признаки объектов и явлений на основе  представлений, полученных из наблюдений или по памяти, передавать форму, пропорции,  простое движение;  ­ сформировать умения легко и уверенно пользоваться кистью – проводить линии в  различных направлениях, работать всем ворсом и концом;  ­ научить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;              ­ представлять возможность цветового решения одного образа с помощью  нескольких цветов или их оттенков (разные оттенки желтого при изображении осенних  листьев, 2­3 оттенка красного при изображении яблока);             ­ познакомить с жанрами живописи: портрет, натюрморт, пейзаж, анималистика и их  отличительными особенностями.  (2 год обучения): ­ научить создавать выразительные образы в разных техниках, свободно  экспериментировать с красками – получать задуманные цвета и оттенки;  ­ научить передавать строение, пропорции, взаимное размещение частей, характерные  признаки, передавать сложные движения;  ­ научить создавать сюжеты разного масштаба с различной степенью конкретизации  содержания;  ­ сформировать умение самостоятельно выбирать художественные материалы для создания художественного образа, сочетать различные техники рисования, использовать их в  различных жанрах.  Воспитательные:  ­ воспитание познавательной, эстетической, трудовой и нравственной культуры детей через формирование художественного сознания.  Развивающие:  ­ развитие и формирование зрительных восприятий, воображения, памяти, чувств, мелкой  моторики рук, а также аккуратности, самостоятельности и ответственности.    предназначена для обучающихся 7­9 лет.  Срок реализации образовательной программы  2  года: первый  и второй год – 72 часа  в год (два раза в неделю по 1 часу).        Занятия по программе проводятся с объединением детей одного возраста с  постоянным составом. Обучающиеся разного возраста и разных лет обучения могут  объединяться в общей работе над одной творческой темой, сюжетной композицией.  Обучающиеся набираются по желанию. Число детей  в объединениях первого года  обучения – 12­ 15 человек, второго года обучения – 10­12 человек. Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная палитра»  Универсальность и востребованность данной программы позволяет применять ее в  обучении с детьми с ограниченными возможностями здоровья.  Содержание образовательной программы   1.Цветоведение: 2.Рисование с натуры, по памяти и по представлению. 3. Сюжетно­тематическое рисование  Композиция  Жанры живописи  Декоративное  рисование  Рисунок  Живопись  Декоративно­прикладное творчество   4.Оформительская деятельность  Лепка. Работа с природным материалом  Формы занятий дополнены новыми методиками. Нетрадиционные техники  рисования: кляксография, монотипия, отпечатки и т.п. Учебные занятия проводятся  только в традиционных формах: беседы, игры, живописные и графические упражнения.  Методы организации занятий. Основу обучения составляет метод тематических заданий, позволяющий органично  сочетать процесс восприятия детьми художественных образов и практическое рисование.  Важными методами обучения и активизации учебного процесса являются: посещение  выставок изобразительного и декоративно­прикладного творчества, экскурсии с целью  изучения натуры, применение элементов этнопедагогики (фольклор и ручной труд).  Основным направлением ИЗО деятельности детей является их свободное творчество через  применение традиционных и нетрадиционных техник рисования. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Личностные результаты: ­ формирование готовности к саморазвитию и самообразованию;  ­ развитие способности ставить цель и строить жизненные планы;  ­ развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;  ­ формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками.  Метапредметные результаты:  ­ получение возможности расширить, систематизировать и углубить исходные  представления о художественно­выразительных средствах (композиции, цвете, колорите) ­  освоение технических приёмов работы в различных художественных техниках;  ­ практическое овладение художественными материалами и инструментами;  ­ умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение  организовать место занятий;  ­ осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более  высоких и оригинальных творческих результатов;  ­ расширение исходных представлений о художественных возможностях  изобразительной деятельности; ­ овладение умением творческого видения с позиций  художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;  ­ освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,  декоративно­прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;  ­ освоение способов и приёмов при выполнении декоративных работ;  ­ определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о  распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный  контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и  поведение окружающих;  ­ умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с  поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно­творческих  задач;  ­ умение работать в материальной и информационной среде дополнительного  образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием  образовательной программы.  Результатом обучения по программы станет приобщение детей к практической  художественной деятельности, развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной  памяти, мелкой моторики рук.  Обучающиеся познакомятся с:  ­  видами художественных материалов: акварель, гуашь, карандаши, восковые мелки и т.д.;  жанрами живописи и их особенностями;   специальной терминологией, необходимой начинающему художнику;  законами  линейной и воздушной перспективы;   художественным дизайном, художественной рекламой и плакатом;  законами  света и тени. Обучающиеся будут уметь:  1,2 годов обучения ­ передавать характерные признаки объектов и явлений на  основе представлений, полученных из наблюдений или по памяти;  ­ легко и уверенно пользоваться кистью – проводить линии в различных  направлениях, работать всем ворсом и концом;  ­ смешивать краски для получения новых цветов и оттенков; ­ представлять возможность цветового решения одного образа с помощью  нескольких цветов или их оттенков (разные оттенки желтого при изображении осенних  листьев, 2­3 оттенка красного при изображении яблока);  ­ передавать форму, пропорции, простое движение;  ­ самостоятельно создавать выразительные образы в разных техниках;  ­ свободно экспериментировать с красками – получать задуманные цвета и оттенки;  ­ точно передавать строение, пропорции, взаимное размещение частей, характерные  признаки, передавать сложные движения;  ­ создавать сюжеты разного масштаба с различной степенью конкретизации  содержания;  ­ самостоятельно выбирать художественные материалы для создания  художественного образа;  ­ сочетать различные техники рисования;  ­ использовать различные художественные материалы в соответствии с  поставленной задачей;  ­ самостоятельно создавать сюжеты разного масштаба с различной степенью  конкретизации содержания;  ­ передавать решение художественного образа с помощью различных техник  рисования;  ­ применять законы линейной, воздушной перспективы, уметь их использовать; ­  точно передавать строение, пропорции, взаимное расположение предметов в пространстве,  передавать их движение;  ­ различать жанры живописи и их характерные особенности; ­ выполнять  элементарные художественно­ оформительские работы. Обучающиеся будут  уметь применять полученные знания при практическом  рисовании. Основным способом проверки эффективности реализации программы является  анализ результатов художественной деятельности детей. В конце изучения каждого раздела проводится просмотр, анализ работ детей и отбор лучших работ для участия в выставках и  конкурсах изобразительного искусства. На каждом занятии педагог совместно с детьми   обсуждает и оценивает проделанную работу с точки зрения поставленных задач. Таким  образом, перед ребенком раскрываются пути дальнейшего совершенствования своей  деятельности, формируются самооценка и самоконтроль. При подведении итогов  реализации программы учитываются следующие требования к оценке:  Оценивается только тот результат, который достигается усилиями самого ребенка.   По мере развития ребенка оценка становится все более дифференцированной.   Нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успехами других детей,  нужно оценивать его собственные достижения.   Оценивание работ необходимо построить так, чтобы дети были максимально в нем  активны. Основной  контроль осуществляется в течение всего учебного года в форме  наблюдения педагога за выполнением практических заданий.  Формы подведения итогов.   Тесты и зачётные задания творческого характера, активное участие  в выставках,  конкурсах. №п\ п 1 2 3 4 5 УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Название тем Всего количество часов Количество часов теория практика Вводное занятие.  Инструктаж по ОТ и ППБ.  Цветоведение.. Рисование с натуры, по памяти и по представлению Сюжетно­ тематическое рисование Итоговое занятие ИТОГО 1 20 26 21 4 72 1 6 8 7 1 23 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 14 18 14 3 49 1. Вводное занятие.  Теоретические занятия. Беседа. Инструктаж по охране труда и противопожарной  безопасности, санитарии, личной гигиене. Правила дорожного движения. Правила  поведения в Доме детского творчества. Правила поведения на занятиях.  2. Цветоведение.  Изучение простейших законов цветоведения и их использования  как выразительных художественно­эстетических средств в изобразительном искусстве.  Основные свойства цвета, их взаимовлияние, правила использования.  Теоретические занятия. Беседа. Создание реальных образов, узнаваемых по цвету.  Свободное экспериментирование с цветом и его оттенками. Составление различных  красивых гармоничных цветосочетаний. Тон и оттенок. Цветовое решение одного образа  при помощи нескольких цветов и оттенков. Наблюдение и изучение реальных объектов.  Практические занятия. Упражнения по изображению пропорций, объема,  пространственного положения. Диагностика по разделу: Анализ результатов  тренировочных упражнений. Заполнение диагностических карт. Выставка работ.  3. Рисование по памяти и по представлению. Рисование с натуры. Знакомство  детей с правилами рисования, вооружение их знаниями конструктивного строения  предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени,  расширение их представления о многообразии предметов и явлений действительности.    Теоретические занятия. Беседа. Изображение реальных объектов с натуры, по памяти и по представлению: точная передача строения, формы, положения в пространстве. Передача фактуры и цвета предметов в различных техниках и различными материалами.  Практические занятия. Наблюдение и изучение реальных объектов. Упражнения по  изображению пропорций, объема, пространственного положения. Диагностика по разделу:  анализ результатов тренировочных упражнений. Заполнение диагностических карт.  Выставка работ.  4. Сюжетно­тематическое рисование. Рисование окружающей жизни и  иллюстрирование того или иного предмета ведется по памяти, на основе предварительных  наблюдений и по воображению. В процессе сюжетного рисования совершенствуются и  закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения,  объема, пространственного положения, освещенности предметов.  Теоретические занятия. Беседа. Самостоятельный выбор образов. Отличие  реальных и фантастических образов в рисунках. Создание сказочных образов на основе  реальных. Разноплановое экспериментирование с художественными материалами.  Отражение в рисунках своих представлений об окружающем мире и природных явлениях.  Практические занятия. Анализирование литературных произведений, природных явлений и т.п. Тренировочные упражнения. Диагностика по разделу: анализ результатов  тренировочных упражнений. Заполнение диагностических карт. Выставка работ. 5. Итоговое занятие. Организация тематической  выставки работ. №п\ п 1 2 3 4 5 УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Название тем Всего количество часов Количество часов теория практика Вводное занятие.  Инструктаж по ОТ и ППБ.  Цветоведение.. Рисование с натуры, по памяти и по представлению Сюжетно­ тематическое рисование Итоговое занятие ИТОГО 1 20 26 21 4 72 1 6 8 7 1 23 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 14 18 14 3 49 1. Вводное занятие Теоретические занятия. Беседа. Инструктаж по охране труда и противопожарной  безопасности, санитарии, личной гигиене. Правила дорожного движения. Правила  поведения в Доме детского творчества. Правила поведения на занятиях. Проверка задания  на каникулы: обсуждение наблюдений, демонстрация рисунков. Творческий отчет по  каникулярному домашнему заданию.  2. Цветоведение. Беседа. Понятия «спектр», «теплые и холодные цвета»,  «ахроматические цвета». Смешивание основных цветов для получения дополнительных.  Тон и оттенок. Ознакомление с понятиями контраст и ньюанс. Цветовое решение одного  образа при помощи нескольких цветов и оттенков. Различие цветовых контрастов и  нюансов, размещение цвета по степени интенсивности. Анализирование литературных  произведений, природных явлений и т.п.  Практические занятия. Тренировочные упражнения. Диагностика по разделу:  Анализ результатов тренировочных упражнений. Заполнение диагностических карт.  Выставка работ. 3. Рисование по памяти и по представлению. Рисование с натуры. Знакомство  детей с правилами рисования, вооружение их знаниями конструктивного строения  предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени,  расширение их представления о многообразии предметов и явлений действительности.  Теоретические занятия. Беседа. Изображение реальных объектов с натуры, по памяти и  по представлению: точная передача строения, формы, положения в пространстве. Способы  передачи фактуры и цвета предметов в различных техниках и различными материалами.  Практические занятия. Наблюдение и изучение реальных объектов. Упражнения  по изображению пропорций, объема, пространственного положения. Диагностика по  разделу: анализ результатов тренировочных упражнений. Заполнение диагностических  карт. Выставка работ.  4. Сюжетно­тематическое рисование. Рисование окружающей жизни и  иллюстрирование того или иного предмета ведется по памяти, на основе предварительных  наблюдений и по воображению. В процессе сюжетного рисования совершенствуются и  закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения,  объема, пространственного положения, освещенности предметов.  Теоретические занятия. Беседа. Самостоятельный выбор образов. Отличие  реальных и фантастических образов в рисунках. Создание сказочных образов на основе  реальных. Разноплановое экспериментирование с художественными материалами.  Отражение в рисунках своих представлений об окружающем мире и природных явлениях.  Практические занятия. Анализирование литературных произведений, природных явлений и т.п. Тренировочные упражнения. Диагностика по разделу: анализ результатов  тренировочных упражнений. Заполнение диагностических карт. Выставка работ 5. Итоговое занятие. Организация выставки. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ  Методы и формы организации образовательного процесса:  По источнику передачи знаний: 1) Словесные: беседа (вводная, вступительная,  эвристическая, индивидуальная и фронтальная, закрепляющая), дискуссия.  2) Наглядные: методы иллюстрации (с помощью плакатов, репродукций картин,  муляжей, макетов), демонстрации (объектов, действий), наблюдение, просмотр и анализ  объектов рисования.  3) Практические: упражнения (тренировочные, воспроизводящие, графические).  4) Посещение выставок изобразительного и декоративного творчества, экскурсии.  По возрастанию степени самостоятельности учащихся: 1) Репродуктивный. 2)  Объяснительно­иллюстративный. 3) Проблемный, эвристический.  Основу обучения составляет метод тематических заданий, позволяющий органично  сочетать организованный процесс восприятия детьми художественных образов и  практическое рисование. Важными формами обучения и активизации учебного процесса  являются: посещение выставок изобразительного и декоративно­прикладного творчества,  экскурсии с целью изучения натуры, применение элементов этнопедагогики (фольклор и  ручной труд).  Основным направлением ИЗО деятельности детей является их свободное  творчество через применение традиционных и нетрадиционных техник рисования  (монотипия, кляксография, штампование различными фактурами и т.п.). Основным  способом проверки эффективности реализации программы является анализ результатов  художественной деятельности детей. В течение учебного года в конце изучения каждого  раздела проводится просмотр, анализ работ детей и отбор лучших работ для участия в  выставках и конкурсах. На каждом занятии педагог совместно с учащимися обсуждает и  оценивает проделанную работу с точки зрения поставленных задач. Таким образом, перед  ребенком раскрываются пути дальнейшего совершенствования своей деятельности,  формируются самооценка и самоконтроль. При подведении итогов реализации программы учитываются следующие требования к оценке:   ­ Оценивается только тот результат, который достигается усилиями самого ребенка.   По мере развития ребенка оценка становится все более дифференцированной.   Нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успехами других детей,  нужно оценивать его собственные достижения.   Оценивание работ необходимо построить так, чтобы дети были максимально в нем  активны. Формы подведения итогов реализации программы:  Ведение диагностических карт по результатам тестов и зачётных заданий   творческого характера.  Участие в выставках, конкурсах.  Ожидаемым результатом изучения программы должно стать приобщение детей к  практической художественной деятельности, развитие сенсомоторных навыков:  тактильной, зрительной памяти, мелкой моторики рук.  Для успешной реализации общеобразовательной программы ««Фантазия»  необходимо следующее материально­техническое оснащение:   Кабинет для занятий, оборудованный необходимым количеством рабочих мест и  хорошим освещением.   Различные художественные материалы: краски (гуашь, акварель, акрил), простые и  цветные карандаши, восковые и масляные мелки, пастель, бумага для рисования  разнообразной фактуры (для акварели, ватман, альбомная, картон и т. д.).   Различные художественные инструменты и приспособления: кисти разных форм и  размеров, ластики, палитры, стеки, ножницы, канцелярские резаки и т.д.  Дополнительные  материалы различной фактуры для выполнения работ в нетрадиционных техниках  рисования: поролоновые губки, бумажные салфетки, ватные палочки, лоскуты ткани и т.п. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА 1. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г Казакова. – М.:  Просвещение, 1985. 2. Крупенчук, О.И. Контур, линия, цвет / О.И. Крупенчук. – СПб: Литера, 2006.  3. Марысаев, В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной  школы / В. Марысаев. – М.: Аквариум, 1997. 18  4. Основы художественной культуры. / Программы для внешкольных учреждений и  общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 1988.  5. Порте, П. Учимся рисовать / П. Порте. – М.: Мир книги, 2004. 6. Сахарова, О.М. Я учусь рисовать (игровая методика обучения рисованию) / О.М.  Сахарова. – СПб: Литера, 2005.  7. Уатт, Ф. Как научится рисовать / Ф.Уатт. – М.: Росмен­издат, 2001.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1. Шорыгина, Т.И. Красивые сказки / Т.И. Шорыгина. – Кимры: Книголюб, 2000.  Литература для учащихся и родителей  2. Барр, Стив. 1­2­3 Рисунок / С. Барр. – Минск: Попурри, 2003. 3. Дорожкин, Ю.Т. Жостовский букет / Ю.Т. Дорожкин. – М.: Мозаика­синтез, 1999. 4.. Коротеева, Е.И. Графика – первые шаги / Е.И. Коротеева. – М.: Олма­пресс,  2006.  5. Крупенчук, О.И. Контур, линия, цвет / О.И. Крупенчук. – СПб: Литера, 2006.

Образовательная программа "Волшебная палитра"

Образовательная программа "Волшебная палитра"

Образовательная программа "Волшебная палитра"

Образовательная программа "Волшебная палитра"

Образовательная программа "Волшебная палитра"

Образовательная программа "Волшебная палитра"

Образовательная программа "Волшебная палитра"

Образовательная программа "Волшебная палитра"

Образовательная программа "Волшебная палитра"

Образовательная программа "Волшебная палитра"

Образовательная программа "Волшебная палитра"

Образовательная программа "Волшебная палитра"

Образовательная программа "Волшебная палитра"

Образовательная программа "Волшебная палитра"

Образовательная программа "Волшебная палитра"

Образовательная программа "Волшебная палитра"

Образовательная программа "Волшебная палитра"

Образовательная программа "Волшебная палитра"

Образовательная программа "Волшебная палитра"

Образовательная программа "Волшебная палитра"

Образовательная программа "Волшебная палитра"

Образовательная программа "Волшебная палитра"

Образовательная программа "Волшебная палитра"

Образовательная программа "Волшебная палитра"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2018