ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Оценка 4.7

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
Детсад
04.02.2019
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Паспорт проекта. Вид проекта: познавательно-игровой, творческий. Продолжительность проекта: среднесрочный. Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители. Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей группы раннего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. Задачи проекта: - Знакомим детей группы раннего возраста с нетрадиционными способами рисования (пальчиками, ладошками), формируем интерес к изобразительной деятельности; - Способствуем овладению воспитанниками простейших нетрадиционных способов рисования, продолжаем знакомить детей с названиями основных цветов; - Содействуем знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулируем их совместное творчество с детьми. Предполагаемый результат: - дети познакомятся и освоят некоторые техники нетрадиционного рисования; -повысится интерес воспитанников к рисованию; -использование нетрадиционных техник рисования будет способствовать раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, а так же развитию его творческих способностей. Механизмы: использование технологии взаимодействия образовательного учреждения и семьи по художественно-эстетическому и познавательно-речевому направлению. Продукты проектной деятельности: Рисунки, выставки. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта: • формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования; • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами; • умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования; • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования; • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
проект мой не трогать!!!.docx
Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 93 ОАО «Российские Железные Дороги» Проект на тему: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. Воспитатели: Бровичева С.К. 2017­2018г. Паспорт проекта. Вид проекта: познавательно­игровой, творческий. Продолжительность проекта: среднесрочный. Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители. Цель проекта: развитие художественно­творческих способностей детей  группы раннего возраста посредством использования нетрадиционной техники  рисования. Задачи проекта:  ­ Знакомим детей группы раннего возраста с нетрадиционными способами  рисования (пальчиками, ладошками), формируем интерес к изобразительной  деятельности; ­ Способствуем овладению воспитанниками простейших нетрадиционных  способов рисования, продолжаем знакомить детей с названиями основных  цветов; ­ Содействуем знакомству родителей с нетрадиционными техниками  рисования; стимулируем их совместное творчество с детьми.  Предполагаемый результат: ­ дети познакомятся и освоят некоторые техники нетрадиционного рисования; ­повысится интерес воспитанников к рисованию; ­использование нетрадиционных техник рисования будет способствовать  раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, а так же развитию его  творческих способностей. Механизмы: использование технологии взаимодействия образовательного  учреждения и семьи по художественно­эстетическому и познавательно­ речевому направлению. Продукты проектной деятельности: Рисунки, выставки. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта: • формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о  нетрадиционных способах рисования; • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с  различными изобразительными материалами; • умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники  рисования; • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности  педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей  детей младшего дошкольного возраста посредством использования  нетрадиционной техники рисования; • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с  использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в  совместных творческих проектах. Актуальность темы. Я рисую – руки в краске, это мелочь для меня, Я рисую яркой краской, посмотрите на меня. Ранний возраст ­ период, когда становление всех органов и систем организма  идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить  основы полноценного развития. Изобразительная деятельность приносит много радости маленькому человеку,  потребность в рисовании заложен на генетическом уровне, копируя  окружающий мир, они изучают его. Испытав интерес к творчеству, они сами  находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более что  многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая  знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет  детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное  рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых  детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей  непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша  расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер,  настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать,  фантазировать. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что  здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как  хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают  незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о  настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Основные этапы проекта: I этап – Подготовительный: ­ подбор и изучение методической литературы, интернет ­ ресурсов по данной  теме; ­ разработка содержания проекта; ­ планирование предстоящей деятельности, ­ подбор наглядно ­ демонстрационного материала. II этап­Основной : Предварительная работа по подготовке проекта. Ознакомление детей с нетрадиционной техникой рисования: ­ рисование ладошкой, пальчиковое рисование  ­знакомство с техникой рисования по сырой бумаге  ­знакомство с техникой «Пластилинография»  ­знакомство с техникой «рисование ватными палочками»  ­знакомство с техникой « монотипия» ­знакомство с техникой «Печать штампом» III этап­Заключительный : ­ Презентация опыта для сотрудников детского сада; ­ Оформление проектной деятельности; ­ Подведение итогов, сделать вывод по теме проектной деятельности.   Реализация проекта. Создание индивидуальных работ с использованием нетрадиционных техник:  пальчиковое рисование, рисование ладошкой, монотипия, оттиск мятой  бумагой, печать штампом, рисование по сырой бумаге, рисование ватными  палочками, пластилиннография. ­ создание коллективных работ­ поздравительных плакатов к праздникам  «8 марта», « День матери» и т.д ­организация и проведение мастер­класса для родителей по одной из техник  нетрадиционного рисования.  1. Рисование пальчиками — нанесение краски на бумагу при помощи кончиков  пальцев. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в  виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге  получаются линии. Краски (использовала гуашь) разводятся до густоты  сметаны. При смене красок пальчики моют водой и вытирают салфеткой. 2. Рисование ладошкой ­ нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка. Прикладывая ладошку к бумаге, и можно сжать или растопырить пальцы. 3. Рисование с помощью штампа (в качестве штампа использовала фигуры из  поролона)— нанесение краски на поверхность специальной формы.  Прикладывание красочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска. В качестве штампа можно использовать деревянные геометрические фигурки  из игрушечного строительного материала или вырезать шаблоны нужной  формы. Перед начало занятия следует подготовить рабочее место. На столе должно  быть самое необходимое. Вначале (при рисовании пальцами или ладонями)­  лист бумаги и одна краска для каждого ребенка. Когда дети научатся рисовать красками аккуратно (вытирать руки салфеткой, не пачкать краской стол,  одежду) можно предлагать несколько красок В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались  игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки,  подвижные игры. Что даёт использование нетрадиционных техник?   Это интересно. С раннего возраста малыши пытаются отразить свои  впечатления об окружающем мире в изобразительной деятельности через  визуализацию ощущений. Отсюда стремление рисовать пальчиками на  запотевшем стекле, палочкой на песке и мелом на асфальте. Итак,  существующие техники нетрадиционного рисования обладают главным  преимуществом — они позволяют быстро увидеть результаты своей  деятельности. И, правда, поставить на бумагу кляксу собственным пальцем и  увидеть в ней забавный рисунок — это быстро и весело. Кроме этого,  необычные техники позволяют  развивать творческие способности;   формировать нетривиальный взгляд на окружающий мир;  помочь становлению воображения,  креативности; развивать мелкую моторику;  воспитывать самостоятельность.   ПЛАН РАБОТЫ Рисование ладошкой Русалочка. Ежик Солнышко Букет для мамы «8 марта» Цветы Рисование ватной палочкой Радуга Веточка рябины Дерево и яблоки Снегопад Божья коровка Рисование печатями Банка компота Кошечка Ваза с цветами Рисование пальчиками Цветочки Дождик Травка зеленеет Пластилиннография Подснежник Дерево и фрукты Божья коровка Рисование по мокрой бумаге Радуга Дождик идет Букет Рисование техника монотипия Бабочка Цветок Шары Цветочная поляна Зима Обзор оригинальных техник для второй младшей группы     Это интересно. Выдающийся детский писатель Эдуард Успенский писал: «…Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, не стене и в трамвае на окне…».  Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует  образовательные задачи в работе с детьми 3–4 лет, но также позволяет с  минимальными материальными затратами провести интересное занятие по  рисованию. Ватные палочки Это интересно. В некоторых методических  источниках эта техника рисования носит название «метод тычка». Если бы пришлось создавать рейтинг самых простых техник рисования, то  ватные палочки, безусловно, обошли бы всех конкурентов. Для работы с этой  техникой потребуются: собственно ватные палочки; небольшие ёмкости с  краской (например, крышечки из­под йогурта или напитков), лучше  использовать гуашь, так как она гуще; влажные салфетки. Процесс рисования  заключается в том, что малыши макают палочку в краску и наносят отпечатки  на указанную область рисунка. Таким образом можно рисовать осадки (дождь,  снег), узоры на одежде (например, при раскрашивании костюмов героев).  Главное, показать детям, что для получения правильного тычка, палочку нужно держать вертикально по отношению к листу бумаги. Рисование ватными палочками Рисунок ватными палочками «Радуга» помочь детям освоить новый способ изображения – рисование ватной  палочкой, позволяющей наиболее ярко передать изображаемый предмет; Инструкция: Дети получают заготовки сделанные воспитателем, ватные  палочки и краски.  Важно!  Для облегчения задачи, можно доклеить недостающие части ( ствол,  облако, обрисовать кругом) вашей задуманной работы.   «Ребята, окунаем палочку в краску нужного цвета и делаем тычок .   Не забывайте, что палочку нужно держать ровно».  «Для другого цвета мы берём новую палочку».  «После окончания работы вытираем пальчики салфетками».   Дерево и яблоки Снегопад Божья коровка Рисование пальчиками: Это способ что называется «всё под рукой», то есть для его реализации  инструментарий готовить заранее не нужно, ведь потребуются пальцы. Кроме  этого ,нужно взять краску (можно акварель — её легче отмыть с пальцев);  влажные салфетки. Обратите внимание, что эта техника — идеальное решение  для создания коллективных работ. Например, листвы осенних деревьев. В этом  случае воспитатель даёт малышам общую подложку — большое дерево, а  малыши ставят отпечатки пальцев, обмакнув их в тот или иной цвет краски.  Так и отмываться легче (так как пальцы будут испачканы только один раз), и  каждый малыш почувствует себя равноправным членом коллектива. Рисунок пальчиками «Травка зеленеет..»  Это вариант индивидуального рисунка. Для его создания используются краски  и карандаши. Инструкция:  Воспитатель раздаёт листы А4 (можно взять половину этого формата).   «Ребята, сегодня мы будем рисовать травку. Давайте возьмём зеленый  карандаш  и проведем внизу линию вверх».   «А теперь обмакиваем пальчики в  зеленую краску и введем верх по  нарисованному карандашу».   «А теперь возьму салфетку — каждый пальчик я протру». Рисование ладошками: Этот способ, конечно, самый неаккуратный, но зато изображение проявляется  быстрее, так что детям рисование ладошками очень нравится. Для создания  рисунков в этой технике потребуется  неглубокая тарелочка с краской (наливаем немного воды и капаем гуашь — так краска быстрее ототрётся от кожи, а на яркости рисунка это  ухищрение никак не отразится);  влажные салфетки. Рисунок ладошками « Русалочки» Инструкция:  Воспитатель показывает детям готовую подложку — лист А3 с  голубым фоном, контурами водорослей и пр.   «Ребята, окуните ладошку в тарелочку с краской». «Подойдите к  столу с нашим аквариумом и оставьте свой отпечаток большим  пальчиком вверх или вбок. Только будьте внимательны: не нужно  ставить отпечаток на тот, что уже поставил ваш товарищ, и не  стоит располагать русалок слишком близко друг к другу».  Лицо, глаза и тело может сделать воспитатель тоненькой  кисточкой. «А теперь вытираем ладошку салфеткой и  отправляемся мыть ручки, пока наш аквариум подсохнет». «Букет для мамы» Печатка . Этот вариант также требует немало времени на подготовку материала. Обычно  техника выполнения рисунка печаткой осваивается с детьми постарше. Но в  упрощённом варианте её можно применять и во второй младшей группе. Итак,  нужно подготовить  несколько картофелин (морковок);  форму для вырезания теста для выпечки;  клей ПВА;  краску (гуашь будет удобнее). Воспитателю придётся выполнить ряд подготовительных процедур. 1. Разрезать овощ пополам 2. Нанести рисунок с помощью формы. (Некоторые педагоги  умудряются вырезать эти формы ножом! Времени уходит в  несколько раз больше).  3. Подготовить печатки по количеству детей в группе. 4. Смешать краску с клеем (1:2).  Собственно работа детей заключается в том, что они обмакивают печатку в  красящую смесь и ставят отпечаток на лист бумаги. «Банка с  компотом» Инструкция:  Воспитатель готовит заголовку из цветной бумаги ( банку)  «Окунаем печатку в форме яблока в краску и делаем отпечаток». Печать с помощью бутылки и  баночек. Трафареты. Пластилинография . Пластилинография — нетрадиционный способ рисования с использованием  пластилина. Деятельности с пластичным материалом детей учат в раннем  возрасте. Лепка тренирует пальцы и активизирует расположенные на кисти  сенсоры, связанные с работой мозга, помогает снять мышечное и  эмоциональное напряжение. Занятия лепкой развивают не только ловкость и  скоординированность рук, но и творческую фантазию. Чтобы занятие проходило в удовольствие, материалы должны быть  качественными, а инструменты — удобными.  Для основы будущей картины из пластилина подойдёт бумага, но  предпочтительнее плотный картон, пластик, оргстекло или обычное стекло.  Пластилин должен быть нежирным, иначе на бумажной или картонной основе  появятся пятна, и работа будет иметь неопрятный вид. Выбирайте яркий и  податливый материал для лепки.  Из инструментов понадобится  доска для лепки (можно заменить на кусок пластика или клеёнки),   пластмассовая скалочка для раскатывания пластилина,   набор стеков, ножницы, различные приспособления для создания узоров  на пластилиновой поверхности (щёточки, кондитерский шприц, ситечко,  пластиковая вилка).  Методы обучения пластилинографии:  1. наглядные (показ образцов работ, иллюстраций по теме, наблюдение за  действиями педагога);  2. словесные (беседа, объяснение, рассказ); 3.  практические (упражнения с материалом, отработка приёмов, игровые  действия, экспериментирование). Приёмы, используемые в пластилинографии, уже частично знакомы детям по  занятиям лепкой. Это скатывание и раскатывание, сплющивание и вытягивание, то есть обычные действия с кусочком пластилина для придания ему требуемой  формы. Но есть здесь и свои приёмы: отщипывание, размазывание,  вдавливание, приглаживание, смешивание цветов. Овладению ними педагог  уделяет особое внимание. Задачи пластилинографии второй младшей.  Развивающие. Приёмы работы с пластилином развивают ловкость   пальцев, подготавливают кисть к письму. Улучшаются способности к  правильному восприятию композиции и масштаба.  Познавательные. Воспитанники знакомятся с новым видом  изобразительного искусства, постигают взаимодействие двух различных  техник — аппликации и лепки, основами которых они уже овладели.   Эстетические. У детей зарождается чувство цвета и формы.  Осуществляются первые эксперименты с сочетанием оттенков и  материалов.   Воспитательные. Детей учат быть самостоятельными, усидчивыми,  терпеливыми и аккуратными, приобретается опыт работы в коллективе.  В зависимости от темы, воспитываются любовь к родному краю, умение  видеть и беречь красоту природы, доброжелательное, благодарное  отношение к родным и близким, любовь к домашним питомцам и т. д. « Божья коровка» « Дерево с яблоками» Рисование в технике «По ­ мокрому» Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность, которая позволяет приобщить к творчеству не только детей, но и взрослых. Приготовьте материалы:  альбомный лист для рисования или белый картон;  акварельные краски;  беличьи кисточки разных размеров;  стаканчик для воды. Рисовать по мокрому листу могут как старшие, так и младшие дошкольник.  Альбомный лист смачивают  толстой кисточкой для рисования или губкой.  Рисуют  по мокрому листу легкими прикосновениями кисточки. При касании  кисточкой с краской к мокрому листу, краска должна растекаться примерно на 1­2 сантиметра в диаметре вокруг кисточки.  Если краска не растекается,  значит, лист не достаточно смочили. Если краска  растекается очень сильно, значит, лишнюю воду  нужно убрать сухой кистью  или губкой. При рисовании по мокрому листу на начальном этапе нужно дать ребенку  возможность повозиться с красками, почувствовать нажим  и увидеть  результат.  Расплылась клякса? Улыбнитесь! Её всегда можно превратить во что­то  интересное или смешное.  Такой способ работы позволяет получить  легкие, прозрачные цвета с мягкими переходами.  Рисовать по мокрому листу можно все, что подскажет фантазия  ребенка. Цветочки Дождик Монотипия Что вы делаете, когда испытываете беспокойство? Или тревогу? А пробовали  применить арт­терапию? Говорят, очень помогает. Одним из видов такой  психологической разрядки является монотипия. Причём применяется эта  техника уже с детского сада. Конечно, не для снятия стресса (разве что  воспитателем), а для развития творческого потенциала карапузов. Рассмотрим  тонкости составления занятия по монотипии в детском образовательном  учреждении. В чём суть техники оттиска В переводе с греческого монотипия обозначает рисунок одного отпечатка. На  поверхность (гладкую, шершавую) наносится изображение, затем к картинке  прикладывается лист бумаги, прижимается, аккуратно отделяется — рисунок в технике монотипии готов. Полученные с помощью оттиска изображения можно оставлять в том виде, в  котором они получились, а можно дорисовывать отдельные детали для более  отчётливой картинки. Монотипия полезна для:  развития воображения; расширения представлений об окружающем мире;   развития творческих способностей и фантазии;  воспитания самостоятельности в работе. В качестве основы для рисунка (то есть самой «печатки») можно  использовать:  плотные листы бумаги (например, плотности ватмана);   толстую глянцевую бумагу;   плёнку (ввиду сложности работы с этим видом материала, он  используется редко и только на занятиях с детьми постарше);   пластмассовую доску;   стекло;   кафельную плитку. Приёмы монотипии  Начало знакомства с техникой происходит с обучения создавать  предметные изображения. Это значит, что лист бумаги складывается  пополам, на одной части рисуем половину изображения и, пока оно не  высохло, накрываем второй частью листа. Так получаются симметричные рисунки. Как можно дорисовывать картинку Дополнить полученную картинку можно двумя способами:  поэтапно добавляя элементы и совмещая поверхности для получения  оттиска;   дорисовывая уже готовую картинку.  Для создания ярких рисунков часто оттиск дорисовывается  карандашами, восковыми мелками или даже фломастерами. Это позволяет сделать необходимые акценты в изображении. Кроме дополнения композиции  обведением, можно использовать:   раскрашивание (заполняя цветом отдельные детали рисунка)  дорисовку (на готовый рисунок наносятся какие­то элементы). Задачи занятия по рисованию с применением монотипии:  продолжение знакомства с монотипией;   воспитание любви к природе;  развитие воображения;  прививание чувства коллективизма и взаимопомощи.               Бабочка Инструкция:  Мы будем рисовать на левой половинке листа.  1. Ребята, согните лист пополам, расположив его горизонтально. 2. 3. Итак, ближе к середине делаем толстую линию голубой краской. От этой  линии располагаем пятна красного, оранжевого, жёлтого тонов, делая их  как бы в форме крыла бабочки.  Складываем лист по сгибу и проглаживаем рукой.  4. Разворачиваем рисунок, дорисовываем усики.  Шары Цветы Схема составления конспекта занятия  Начинать эту работу нужно с формулировки целей и задач изобразительной  деятельностью. Что касается целей, то к тем, что были обозначены в контексте  нетрадиционных техник рисования в целом, можно добавить некоторые  частные:   отрабатывать умение узнавать и называть цвета;   знакомить детей с разными видами материала для рисования (гуашь,  акварель и пр.);   воспитывать аккуратность, доброжелательность в групповой и  индивидуальной работе.  На занятиях рисунком в нетрадиционных техниках решаются следующие  образовательные задачи:   дети учатся работать с печатками, мыльными пузырями, ватными  палочками, а также обучаются рисовать с помощью своих пальцев или  ладошек;   формируется представление о концентрации краски, элементарные  навыки создания оттенков;   создаются выразительные образы, при этом сохраняется живость и  непосредственность детского мировосприятия;   воспитывается радость от получения продукта собственного творчества. Успех занятия также зависит и от того, насколько тщательно воспитатель  распределит время между всеми этапами работы. Как известно, занятие в детском саду длится 30 минут, в течение которых необходимо пройти 3 этапа  работы:   введение (около 5 минут) – реализация мотивационных приёмов (беседа  на тему, обыгрывание наглядности, ролевая игра, чтение стихотворений,  прослушивание песен и т.д.);   основная часть (около 20 минут) – выполнение рисунка;   заключение (около 5 минут)  подведение итогов, похвала воспитателя,  рефлексия малышей (в форме ответов на вопросы – «Тебе понравилось  рисовать таким необычным способом?», «Ты думаешь, у тебя всё  получилось?», «Чью работу ты считаешь самой красивой?» и пр.). Обратите внимание, что некоторые техники (например, рисунок  печаткой) не требуют много времени на выполнение. В этом случае  можно увеличить хронометраж вводной части, используя  инсценировку, ролевую игру, то есть приёмы, предполагающие  большие временные затраты. Примеры конспектов занятий по нетрадиционной технике рисования                     Лепка «Пятнышки для божьей ковки» Цель: учить отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между  ладонями круговыми движениями, образуя шарики, расплющивать их пальцами сверху, прикрепляя к основе. Материал: доски для лепки, пластилин чёрного цвета, изображение бабки ­  коробки для каждого ребёнка, игрушка бабки – коробки, иллюстрации бабки  коробки, текст стихотворения. Ход занятия: Чтение стихотворения:  Божья коровка Ползёт по травинке. У божьей коровки Кружочки на спинке, Изящные пятнышки Чёрного цвета. Коровка вздыхает, Услышав про это: «Я так осторожна! Я так аккуратна! Откуда ж взялись Эти чёрные пятна?» Беседа: Ребятки, сегодня к нам прилетела в гости божья ковка.  Она очень любит  играть, особенно с ребятками в детском саду. Она уже была во многих детских  садах и вот сегодня прилетела к нам.  Но, посмотрите, она, кажется, плачет, у  неё что­то случилось. Давайте спросим? Бабка коровка говорит, что летала со своими подружками по лугу, и они  попали под сильный дождик и потеряли все свои точки на спинке. Дать рассмотреть игрушку, что у бабки­коробки нет точек на спинке.  Раздать изображение для каждого ребёнка, спросить: « есть ли у ваших  бабок­коробок  точки?». Ребята, что же делать? Давайте поможем им? Сделаем им точки из пластилина. Вот как мы будем это делать: Отрываем маленький кусочек пластилина, скатываем его между ладонями в  шарик, прикладываем на место, где должна быть точка и придавливаем его. Физкультминутка: Божья коровка, Чёрная головка (одну руку сжать в кулак, а другой его обхватить, при этом основания ладоней  соединены) Улети на небо, Принеси нам хлеба, (основания ладоней остаются соединёнными, а сами кисти рук нужно  распрямить и помахать ими, как крылышками) Чёрного и белого, Только не горелого! (разъединить руки, то показывая ладошки, то поворачивая их вниз) Ребята, бабки­коробки говорят вам большое спасибо за вашу помощь. Им пора  улетать, но скоро они опять прилетят, чтобы с вами поиграть. Давайте скажем  им : «До свидания».      Конспект занятия  по нетрадиционной технике рисования «Цветы для мамы» Цели:                      продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования ­                     пальцеграфией, т.е. ладошками или пальцами.                     Рисование цветка пальчиковой гуашью с передачей его строения и                                                       размещения в пространстве. Задачи:  продолжать учить печатать на листе бумаги по представленному образцу, передавая основные признаки изображаемого объекта  продолжать учить рисовать прямые линии  продолжать учить задумывать цветовую гамму  развивать творческое воображение, фантазию  продолжать воспитывать аккуратность, уверенность, самостоятельность, инициативность Ход занятия Звучит музыка, дети проходят в группу. Неожиданно вносят письмо. ­Посмотрим, что это за письмо. И что там написано.  Сейчас мы с вами прочитаем его.                   Загадка Кого мы любим больше всех на свете И этот стих читаем мы о ком? Кого обънять нам хочется с рассветом И кто нас поцелует перед сном? Кто добротой своей сияет Кто нежность, ласку излучает?                                    ( Мама) Правильно, это­мама! Ребята, а вы помогаете своим мамам? А как вы им помогаете? ­Саша, как ты помогаешь своей маме?                              (Ответ) ­А Валя, как ты помогаешь своей маме?                             (Ответ) ­ Молодцы ребята! ­А у нас скоро праздник, а какой праздник? ­День матери. Мы будем петь песни, рассказывать стихи и подарим им подарки. А что мы им подарим? ­Вика, а что ты хочешь подарить своей маме? ­Полина, что бы ты подарила своей маме? Ребята, а давайте нарисуем мамам цветы. А какие цветы вы знаете?  (Ответы) А я предлагаю цветы, которые называются ­ тюльпаны. Давайте рассмотрим их (показываю образец). Пойдемте теперь нарисуем цветы. ­Ой, ребята, а чем же мы будем рисовать? Посмотрите, ни карандашей у нас нет,             ни кисточек. Как вы думаете?  (Ответы детей). Молодцы, действительно можно рисовать ладошкой, пальцем. Присаживайтесь за столы, но сначала подготовим ваши руки, чтобы они хорошо рисовали. Пальчиковая гимнастика. Вырос цветок на поляне Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питанье Дружно дают под землёй корешки. Наши руки отдохнули. А сейчас, я вам покажу, как мы будем с вами рисовать. Правую ладошку примакиваю в красную краску или в жёлтую краску, какую вы выберете. А теперь прикладываю руку на лист бумаги. Посмотрите, что у нас     получилось – отпечаток руки. Это цветок. А что нам ещё надо дорисовать? Нам надо дорисовать стебель, а рисовать  стебель мы будем указательным пальцем. Примакиваю указательный палец правой руки в зелёную краску и провожу от цветка вниз ­ прямую линию, затем к стебельку рисуем листья. Вот какой красивый цветок у нас получился. А сейчас, каждый, из вас выберет, какой краской будете рисовать свой цветок. Примакиваем свои ладошки в ту краску, которую вы выбрали. Затем ставим Отпечаток на лист бумаги. Смотрите, у нас получился цветок. (вытираем руки салфеткой). А теперь указательным пальцем правой руки рисуем стебелёк – от цветка Проводим прямую линию вниз, затем рисуем листочки. (вытираем руки салфеткой). Ребята, пока наши цветы высыхают, давайте с вами поиграем. Игра «Цветок» Утром рано он закрыт, Но к полудню ближе Раскрывает лепестки, Красоту их вижу. К вечеру цветок опять Закрывает венчик И теперь он будет спать До утра, как птенчик. А теперь давайте посмотрим, какие красивые цветы вы нарисовали для мам. ­ А как мы их рисовали? (ответы детей). Молодцы ребята, очень хорошо потрудились. Я вами довольна. Прекрасные Цветы у вас получились. Я думаю, вашим мамам тоже понравятся цветы. Молодцы! Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования с помощью штампов. «Наварили мы компот» Цель: Познакомить детей с новой техникой получения изображения:  отпечатки половинкой яблока. Задачи: 1. Дать детям знания о способе нанесения краски на срез яблока, прижимать  половинку яблока к бумаге, создавая оттиск. 2. Закреплять представления и навыки рисования ватной палочкой. 3. Развивать у детей умение создавать композицию, используя разные средства  выразительности: цвет, сила оттиска, правильное расположение на листе;  обогащать образ, создавая дополнительные детали (семечки), веточки. 4. Активизировать и обогащать словарь детей, упражнять в словообразовании,  развивать связную речь детей. 5. Формировать доброжелательное отошение к окружающим, желание  помогать, вызывать положительные эмоции. Предварительная работа: Дидактические игры «Что где растёт?», «Угадай на вкус», «На что похоже?»,  «Узнай на ощупь», «Готовим обед», «Опиши, а мы угадаем». Чтение сказки В. Сутеева «Мешок яблок». Материалы на каждого ребенка: Мелкие яблоки (целые и разрезанные пополам, гуашь, кисточки, стаканчики,  салфетки; «банки», тонированные и вырезанные из альбомных листов, ватные  палочки. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. Дети: Здравствуйте! Воспитатель: Скажите какое сейчас время года? Дети: Осень. Воспитатель: А как вы догадались? Назовите признаки осени. Дети: ответы детей. Воспитатель: Что делают животные осенью? Дети: Запасы на зиму. Воспитатель: А что делают люди? Дети: ответы детей. Воспитатель: Осень – это красивое время года, время сбора урожая.  Рассматривание картины “ Сбор урожая”. Что собирают дети? Дети: яблоки и груши. Воспитатель: А что можно сделать из фруктов и ягод? Дети: Пироги, джем, варенье, компот. Воспитатель: Варенье из яблок­ яблочное. А из груш ­…..грушевое, А из апельсинов ­ … А из абрикосов ­ … А из смородины ­ ….             и т.д. Компот из яблок – яблочный, Из груш ­ …. Из винограда ­ …. Из малины ­ …. Из вишни ­ ….      и т.д. Физкультминутка: У прохожих на виду Висело яблоко в саду Только Конь сказал,что низко. А Мышонок – высоко. Воробей сказал, что близко, А Улитка – далеко. А Теленок – озабочен Тем, что яблоко мало А Цыпленок – тем, Что очень велико и тяжело А Котенку все равно: – Кислое – зачем оно – Что вы!­ –Шепчет Червячок, – Сладкий у него бочок.       Воспитатель: Послушайте стихотворение: Варенье из яблок. Из яблок – компот. И яблочный пудинг. И яблочный сок. Из яблок – Шарлотка, И мусс, И пирог! Воспитатель: Кажется, я придумала! Мы сейчас с вами сварим из яблок  вкусный компот.    Ну что, ребята, давайте нарисуем яблочный компот. Дети: Да! (Дети садятся за столы) Воспитатель: Мы будем рисовать наши яблочки в банке. (Воспитатель  вспоминает с детьми, как правильно держать кисточку, отжимать лишнюю воду о край стаканчика, тщательно прополаскивать кисточку при смене цвета, не  ставить кисточку вниз ворсом.) Воспитатель объясняет алгоритм рисования. У вас на тарелочках лежат половинки яблок. Нужно взять кисточку, намочить  её, выбрать цвет и закрасить плоскую часть яблока. Воды нужно брать как  можно меньше. Краски должны быть по густоте как сметанка. Можно  смешивать разные цвета, какими бывают яблоки. Переворачиваем яблоко краской на рисунок и прижимаем его. Если с первого  раза не получилось, не беда. Это же яблоко можно использовать несколько раз.  Красим его и снова отпечатываем. Получается эстамп. Двумя половинками отпечатываем  столько яблок, сколько хочется видеть в компоте. Лучше, если  яблочки будут разного размера. Мыть яблоки не надо. Просто красим  постоянно сверху. Разбавим наш компот и другими ягодами. Например, смородиной. Для этого  возьмём ватные палочки и «напечатаем»  ими  кисточки смородины.  Можно  нарисовать и отпавшие ягодки. Как играет ваша фантазия. Дети начинают  рисовать. Как только дети справились с задание, даем высохнуть “яблочкам” и  вместе с детьми делаем пальчиковую гимнастику. Воспитатель: Ребята, давайте отвлечемся и чуть­чуть отдохнем. Пальчиковая гимнастика: Будем мы варить компот Фруктов нужно много! Вот! Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Виноград добавим. Вот. И получится компот! Воспитатель: А теперь садимся и продолжаем рисовать. Черным цветом рисуем веточки и косточки у яблок. А также рисуем хвостик у  яблока с противоположной стороны от веточки. Также рисуем веточку нашей  смородине. А когда наш компот уже будет в банке, мы сверху нарисуем «крышечку»,  чтобы компот не пролился.  (По ходу занятия воспитатель подходит к детям и подсказывает, помогает.) Когда дети закончат рисование, воспитатель собирает работы вместе и  подзывает всех ребят. Воспитатель: Сколько вкусного компота у нас получилось. Какие вы все молодцы!  Итог:   Воспитатель: А теперь скажите мне: о чем сегодня говорили на занятии? Что делали? Понравилось вам занятие? Дети: ответы детей. Литература: 1. Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками:  Нетрадиционные техники,  2. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ.  Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г. 3. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть  1, 2».­ М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г. 4. Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4­5 лет».­М.: Мозаика­ Синтез,  2008г. 5. Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика­ 6. Синтез, 2006 г. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное  творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.­М.: ТЦ Сфера, 2009 7. К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми  3­7 лет».­ М.: «Издательство Гном и Д», 2007. Ресурсы: 1. https://nsportal.ru 2. http://www.maam.ru 3. http://dochkolenok.ru/ 4. http://shkolabuduschego.ru/

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2019