Образовательный модуль "Ритмика для дошкольников"
Оценка 5

Образовательный модуль "Ритмика для дошкольников"

Оценка 5
Образовательные программы
pdf
воспитательная работа +1
Детсад
15.04.2021
Образовательный модуль "Ритмика для дошкольников"
Комплексная дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Школа эстетического воспитания » образовательный модуль «Ритмика», Направленность: художественная Цель программы – развитие художественно - эстетического вкуса, эмоциональной сферы и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами ритмики и хореографии. Контингент обучающихся: зачисляются дети дошкольного возраста 5-6 лет, без предварительного отбора. Материал программы может быть адаптирован для работы с детьми с особыми образовательными запросами: с одаренными детьми и с обучающимися, имеющие проблемы в состоянии здоровья, развитии в соответствии с их образовательными потребностями. Актуальность и новизна. Несмотря на увеличение количества школ и студий танцев в системе дополнительного образования, лишь немногие дети и педагоги способны по-настоящему владеть своим телом. Большинству не хватает раскованности и легкости в движениях. Это происходит оттого, что у каждого человека имеются приобретенные с детства психологические блоки, которые замедляют прогресс в ходе занятий танцами. Как правило, эти блоки обусловлены различными психологическими установками, индивидуальными особенностями личности, образом мышления и восприятия окружающего мира. Ощущение неуверенности в себе, отсутствие гибкости мышления или слабость характера могут проявляться в заблокированных мышцах спины, рук или ног. Начиная заниматься ритмикой в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. В процессе обучения дети дошкольного возраста легко и естественно осваивают упражнения для развития равновесия, гибкости; учатся правильно выполнять ходьбу, бег, прыжки, танцевальные движения; получают навыки самостоятельной работы. У них вырабатываются внимательность, настойчивость, инициативность и др. Работа с предметами позволяет развивать моторику детей, а это, в свою очередь, помогает синхронизировать развитие обоих полушарий головного мозга, вследствие чего ускоряется развитие речи. Выполнение физических упражнений в свободном пространстве (ограничение пространства - кромка ковра) развивает пространственное воображение, а следовательно, аналитические способности. И конечно, работа в коллективе социально адаптирует детей, а радость преодоления себя воспитывает характер.
Образовательный модуль Ритмика 2021 - конкурсные материалы.pdf

 Управление образования Администрации Елизовского муниципального района

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр «Луч», 

г. Елизово, пер. Тимирязевский, 9

8-415-31-6-53-65

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Методический совет 

МБУ ДО «Центр «Луч» Протокол №___

от «_____»__________20____г

 

 

                    УТВЕРЖДАЮ

           Директор МБУ ДО «Центр «Луч»

 __________________ Т.Л. Сидорова

                    Приказ № _____           от «_____»__________20____г

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа «Школа эстетического воспитания» предметный модуль «Ритмика»

Уровень: общекультурный

Возраст обучающихся 5-6 лет.

Срок реализации программы 2 года.

Составитель: Шубина Татьяна Юрьевна,  педагог дополнительного образования 

 

информация о дополнении и допуске Программы к реализации:

 

Учебный

год

№ и дата приказа по МБУ ДО «Центр

«Луч»

Подпись зам. директора 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Елизово

                                                                                                  2019г.                                        

 

Паспорт программы

 

Наименование программы

«Школа эстетического воспитания» предметный модуль «Ритмика» 

 

Сведение об авторе

/составителе/

Шубина Татьяна Юрьевна, педагог дополнительного образования 

Направленность 

Художественная 

Возраст обучающихся

 5-6 лет

Срок реализации

2 года

Год разработки

2019

Цель

развитие художественно-эстетического вкуса, эмоциональной сферы и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами ритмики и хореографии.

Задачи 

Образовательные:

-                     коррекция и укрепление здоровья, обеспечение правильного физического развития детей;

-                     формирование           правильной осанки и гимнастического стиля выполнения упражнений;

-                     освоение        базовых          навыков         выполнения             гимнастических

упражнений без предметов и с предметами и элементов хореографии;

-                     формировать музыкально-ритмические

 навыки, умения выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений. Развивающие:

-                     развитие важнейших двигательных качеств: силы, ловкости, гибкости, координации, выносливости;

-                     содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

-                     способствовать развитию раскрепощѐнности и проявлению

творчества в движениях;

-                     преодоление слабостей       отдельных     мышечных     групп, нормализация тонуса мышц, улучшение мышечного чувства, развитие подвижности в суставах. Воспитательные:

-                     содействовать гармоничному развитию творческой личности

ребенка;

-                     вовлечение дошкольников в систематические занятия ритмикой;

-                     воспитывать желание         самостоятельно         видоизменять танцевальные движения, выражая свои чувства, эмоции и понимание музыки;

-                     воспитание    в          детях уверенности в          себе,   своих             силах,

 

 

возможностях своего тела и расширение этих возможностей.

 

Краткое содержание

Занятия ритмикой включают в себя элементы танца, художественной гимнастики, лечебной физкультуры и общей физической подготовки. Регулярные занятия — это хорошая профилактика таких проблем, как вялая осанка, сколиоз  и  плоскостопие. У  ребенка  формируется  правильная  походка,  развивается координация и пластика тела. Так  же,  занятия  помогают  выработать  естественную  грацию  движений,  гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец. В процессе дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку. Ритмика  предоставляет  возможность  полноценно  развивать  индивидуальные особенности каждого ребенка, сформировывать хороший эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребенка. Индивидуальный подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы научить общаться, выражать себя. Благодаря занятиям ритмикой дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными. 

Формы занятий

Групповая /очно/, индивидуально/ дистанционно/

Режим занятий

1 раз в неделю по 30 мин

 

Ожидаемые результаты 

-        овладеют умением начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;

-        будут уметь двигаться под музыку, в соответствии с еѐ характером, ритмом и темпом, различать различные жанры музыкального сопровождения (хоровод, марш и др.), передавать в танце характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т.д.);

-        овладеют различными видами танцевальных шагов (бодрый шаг с носка, притопы, танцевальный бег, подскоки и др.), правильными позициями ног и положением рук;

-        получат навык исполнения движений с сохранением при этом правильной осанки;

-        будут свободно исполнять ритмические танцы и комплексы упражнений под музыку, а также двигательные задания по гимнастике.

-        будут знать   правила          безопасности             при      занятиях физическими упражнениями без предметов и с предметами.

Формы подведения итогов

С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. 

Программа мониторинга включает три этапа: первичная диагностика, промежуточная и итоговая аттестации. Результаты педагогического мониторинга оцениваются по 15-ти бальной системе и фиксируются в диагностических картах.

Выполнение программы можно определить ещѐ и по тому, насколько достигнуты предполагаемые результаты программы каждым ребѐнком, для этого в ходе реализации программы для проверки полученных

 

 

знаний, умений и навыков:

      после каждой темы проходит тестирование учащихся;

      проводятся открытые занятия от 2-4 в год совместно с родителями.

      Учащиеся принимают участие в конкурсах, концертах.


 

Содержание:

I. Пояснительная записка .................................................................................. 6 Направленность программы .................................................................................. 7

Новизна программы ................................................................................................ 7

Актуальность программы ...................................................................................... 8

Педагогическая целесообразность ........................................................................ 8

Цель программы ...................................................................................................... 8

Задачи программы .................................................................................................. 9

Отличительные особенности ................................................................................. 9

П.Содержание программы

Количество часов и занятий ................................................................................ 11

Формы занятий ...................................................................................................... 11

Учебно-тематический план 1 года обучения ..................................................... 13

Содержание учебно-тематического плана ......................................................... 13

Учебно-тематический план 2 год обучения ....................................................... 18

Содержание учебно-тематического плана ......................................................... 18

Работа с родителями ............................................................................................. 22

III.      Планируемые результаты. Форма аттестации

Ожидаемые результаты 1 года обучения ........................................................... 23

Формы подведения итогов ................................................................................... 24

Виды аттестации ................................................................................................... 24

IV.       Организационно - педагогические условия реализации программы

Основные виды деятельности на занятиях ........................................................ 24

Методическое обеспечение программы ............................................................. 24

Материально-техническое обеспечение ............................................................. 26

Список используемой литературы ...................................................................... 27

Электронные ресурсы .......................................................................................... 27

Приложение №1.Форма фиксации результатов аттестации ............................ 28

1. Пояснительная записка

Одной из основных задач физического развития дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми. Таким образом, методически правильно организованная работа по физическому развитию и воспитанию призвана удовлетворять естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарищей.

Поэтому в современных условиях особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям.

При проектировании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ритмика» были учтены следующие нормативные документы:

Ø    Конституции Российской Федерации;

Ø    "Конвенции         о        правах        ребенка"     (одобренной          Генеральной  

Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);

Ø    Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2020);

Ø    Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);

Ø    Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

Ø    Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20);

Ø    Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).  Ø Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

Ø    Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

Ø    Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр «Луч» город Елизово.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ритмика» художественная и предполагает общекультурный уровень освоения.

Актуальность и новизна.  Несмотря на увеличение количества  школ и студий танцев в системе дополнительного образования, лишь немногие дети и педагоги способны по-настоящему владеть своим телом. Большинству не хватает раскованности и легкости в движениях. Это происходит оттого, что у каждого человека имеются приобретенные с детства психологические блоки, которые замедляют прогресс в ходе занятий танцами. Как правило, эти блоки обусловлены различными психологическими установками, индивидуальными особенностями  личности,  образом  мышления  и  восприятия окружающего мира. Ощущение неуверенности в себе, отсутствие гибкости мышления или слабость характера могут проявляться в заблокированных мышцах спины, рук или ног. Начиная заниматься ритмикой в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. 

Практическая значимость. Ритмика —вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ. Она доступна детям, начиная с раннего возраста, и даѐт выход повышенной  двигательной  энергии  ребѐнка, создаѐт  ощущение  радости,  свободы движения,  вызывает  радостный  отклик  на  музыку,  даѐт  детям  творческий  импульс, возможность высвободить их энергию. Ритмика  закладывает  надѐжный  фундамент  для  дальнейшего  физического совершенствования ребѐнка, для укрепления здоровья, умения контролировать своѐ тело, положительно  влияет  не  только  на  физическую  подготовку  ребенка,  но  и развивает у него восприятие музыки и основные психологические функции детей (память, внимание, мышление, речь и воображение). Поэтому в дальнейшем ребенок сможет успешно осваивать и другие виды

художественно-творческих и спортивных видов  деятельности:  хореография,  гимнастика,  а  также  занятия  в  музыкальных школах, секциях, театральных студиях.

Занятия ритмикой включают в себя элементы танца, художественной гимнастики, лечебной физкультуры и общей физической подготовки. Регулярные занятия — это хорошая профилактика таких проблем, как вялая осанка, сколиоз  и  плоскостопие. У  ребенка  формируется  правильная  походка,  развивается координация и пластика тела. Так  же,  занятия  помогают  выработать  естественную  грацию  движений,  гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец. В процессе дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку. Ритмика  предоставляет  возможность  полноценно  развивать  индивидуальные особенности каждого ребенка, сформировывать хороший эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребенка. Индивидуальный подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы научить общаться, выражать себя. Благодаря занятиям ритмикой дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия ритмикой дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.

 

Педагогическая целесообразность.

В процессе обучения дети дошкольного возраста легко и естественно осваивают упражнения для развития равновесия, гибкости; учатся правильно выполнять ходьбу, бег, прыжки, танцевальные движения; получают навыки самостоятельной работы. У них вырабатываются внимательность, настойчивость, инициативность и др. Работа с предметами позволяет развивать моторику детей, а это, в свою очередь, помогает синхронизировать развитие обоих полушарий головного мозга, вследствие чего ускоряется развитие речи. Выполнение физических упражнений в свободном пространстве (ограничение пространства - кромка ковра) развивает пространственное воображение, а следовательно, аналитические способности. И конечно, работа в коллективе социально адаптирует детей, а радость преодоления себя воспитывает характер.

Цель программы - развитие художественно-эстетического вкуса, эмоциональной сферы и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами ритмики и хореографии.

Задачи:

Образовательные:

-                     коррекция и укрепление здоровья, обеспечение правильного физического развития детей;

-                     формирование правильной осанки и гимнастического стиля выполнения упражнений;

-                     освоение базовых навыков выполнения гимнастических упражнений без

предметов и с предметами и элементов хореографии;

-                     формировать       музыкально-ритмические      навыки, умения

выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений.

-                     Развивающие:

-                     развитие важнейших двигательных качеств: силы, ловкости, гибкости, координации, выносливости;

-                     содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

-                     способствовать развитию раскрепощѐнности и проявлению творчества в движениях;

-                     преодоление слабостей отдельных мышечных групп, нормализация тонуса мышц, улучшение мышечного чувства, развитие подвижности в суставах.

Воспитательные:

-                     содействовать гармоничному развитию творческой личности ребенка;

-                     вовлечение дошкольников в систематические занятия ритмикой;

-                     воспитывать желание самостоятельно видоизменять танцевальные движения, выражая свои чувства, эмоции и понимание музыки;

-                     воспитание в детях уверенности в себе, своих силах, возможностях своего тела и расширение этих возможностей.

 

Отличительные особенности от аналогичных программ в том, что процесс обучения упражнениям на занятиях построен на реализации дидактических принципов: сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности.

Принцип сознательности и активности - сознательное отношение к занятиям, воспитание у детей заинтересованности в овладении движениями во взаимосвязи с музыкой. Педагог точно и доступно формирует музыкально - двигательную задачу, учитывая индивидуальные особенности детей, стимулирует интерес к занятиям.

Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений. Приемы наглядности: демонстрация упражнений; словесный разбор музыки в сочетании с движениями; просмотр, пособий,


рисунков, схем. Принцип доступности требует постановки задач соответствующих индивидуальным особенностям ребенка, соблюдение элементарных дидактических правил: от известного к неизвестному, от легкого к трудного, от простого к сложному.

Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования музыкально - двигательных навыков, чередования работы и отдыха для поддержания работоспособности детей, определенную последовательность решения музыкально-двигательных заданий. Процесс обучения упражнениям условно можно разделить на три этапа:

I этап - начальное обучение новым упражнениям; II этап - углубленное разучивание; III этап - закрепление упражнений.

Обучение на I этапе направлено на создание общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Дети получают сведения о характере музыки; о форме упражнений соответствующих данной музыки, прослушивание музыкального произведения.

На II этапе обучения дети овладевают умением правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением. На этом этапе обучения происходит овладение основным движениям во взаимосвязи с музыкой.

III этап обучения направлен на закрепление движений во взаимосвязи с музыкой. Закрепляются движения путем самостоятельного выполнения упражнений, выполнения упражнений под музыку.

Адресность. Предметный модуль «Ритмика» разработан для обучающихся 5-6 летнего возраста (1-го и 2-го года обучения). Численный состав группы до15 человек. Основными формами учебно-воспитательного процесса являются: - групповые занятия;

-                     участие в мероприятиях различного уровня и статуса.

-                     Формы обучения:

-                     Очная форма обучения (основная) предполагает проведение занятий в сформированных в начале учебного года группах на базе МБУ ДО «Центр «Луч» или иных помещениях соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям  проведения занятий художественной направленности. 

-                     Дистанционная форма -  взаимодействие педагога и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность[1].

 Продолжительность учебного часа с учѐтом возраста и психофизических особенностей устанавливается - 30 минут.

Срок реализации Программы - 2 года. На освоение программного материала первого и второго годов обучения требуется по 36 часов. 

Структура занятия в творческом объединении.

Основной формой организации учебной работы в рамках программы «Ритмика» является занятие. Для занятия характерны постоянный состав занимающихся, определенная длительность, строгая регламентация заданий. Каждое занятие вне зависимости от места его проведения состоит из трѐх частей - подготовительная, основная, заключительная.

Подготовительная часть - обучающиеся подготавливаются к решению поставленных задач с помощью относительно легких упражнений.

Основная часть - решаются главные задачи, т.е. выполняются элементы и упражнения присущие гимнастики.

Заключительная часть - выполняются упражнения, способствующие более быстрому протеканию восстановительных процессов, чтобы занимающиеся могли перейти к последующей деятельности или отдыху. В каждом отдельном занятии решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Конечный результат занятия при прочих равных условиях зависит от того, в какой последовательности будут решаться задачи.

В возрасте 5-6 лет ребенок успешно овладевает основными видами движения, которые становятся более осознанными. У детей улучшаются двигательные реакции и координация. Поэтому перед детьми могут стоять довольно сложные двигательные задачи. Понятия и представления ребенка также развиваются. Улучшаются наблюдательность и зрительноосязательная ориентировка. Дети хорошо справляются с ориентировкой своего тела в пространстве. Однако внимание пока еще удерживается с трудом. Поэтому в процессе обучения надо использовать новые, ясные и краткие раздражители для удержания внимания детей. В этом возрасте целесообразнее использовать целостный метод обучения. Показ должен сопровождать и даже опережать объяснение. Однако для активизации мыслительной деятельности ребенка показ можно предварять описанием движения.

На разных этапах обучения соотношение приемов показа и пояснения изменяется.

Существенную роль в обучении играет оценка качества выполнения движений с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка; при этом необходимо отмечать успехи всех детей и подбадривать тех, у кого пока что-то не получается. В процессе занятий серьѐзное внимание уделяется формированию морально-волевых качеств (настойчивость, организованность, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу), сопереживать его успехам и неудачам, быть заботливыми и внимательными друг к другу. 

Учебно-тематический план 1 года обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

 

Контроль 

Всего

Практика

Теория

I.

Вводное занятие

Знакомство. Беседа о правилах поведения на занятиях, форме одежды. Техника безопасности. Тема: «Что такое танец?»

2

1

 

1

Опрос

II.

Азбука музыкально-ритмических движений

Тема: «Темп, характер в музыке»

Тема: «Музыкально-ритмические

3

2

2

Практическое задание

III.

этюды»              

Играя, танцуем

Тема: «Музыкально-ритмические

3

2

 

1

Практическое задание

IV.

игры»Спорт и танец              

Тема: «Ритм»

3

2

1

Практическое задание

V.

Пластика в танце

Тема: «Сюжетно-образные этюды»

Тема: «Импровизация»

5

1

1

2

1

Выступление, педагогическое наблюдение

VI.

Выражаем образ в танце

Тема: «Сюжетно-образные

2

1

1

Практическое задание

VII.

этюды-миниатюры»»

Танцы, игры, упражнения для красивого движения

Тема: «Мимические этюды»

Тема: «Пантомимические этюды»

 

5

2

2

1

Практическое задание

VIII.

Игровое танцевальное творчество

 

3

2

1

Практическое задание

IX.

Ритмические фантазии 

Тема: «Игры-драматизации»

3

2

1

Практическое задание

X.

Тема: «Образно-пластические перевоплощения»

3

2

1

Практическое    задание

XI.

Сюжетные занятия (игры-путешествия) Тема: «Образно-игровые перевоплощения»

3

2

 

 

1

Выступление, педагогическое наблюдение

Всего часов:

         36

24

12

 

Содержание программы первого года обучения

1.          Вводное занятие.

Знакомство. Беседа о правилах поведения на занятиях, форме одежды. Беседа об искусстве танца. Практика - Музыкальная игра «Потанцуй со мной дружок»

2.          Азбука музыкально-ритмических движений.

Знакомство с темпами, характером музыки. Понятие о музыкальном вступлении.

Динамические оттенки в музыке.

Практика.

1.         Строевые упражнения

2.         Игроритмика.

3.         ОРУ (общеразвивающие упражнения) без предмета.

4.         Акробатические упражнения.

5.         Музыкально-подвижные игры.

6.         Хореографические упражнения.

7.         Игропластика

3.          Играя, танцуем.

Беседа о том, что танцевальные движения используются не только в танцах, но и во многих упражнениях и играх. Объяснение правил игры.

Практика.

1.         Строевые упражнения

2.         Игроритмика.

3.         Танцевальные шаги.

4.         Ритмический танец.

5.         Музыкально-подвижные игры.

6.         Танцевально-ритмическая гимнастика.

4.          Спорт и танец.

Беседа о взаимосвязи спорта и танцев. Объяснение понятий «ритм», «чувство ритма», «ритмическое движение».

Практика.

1.         Строевые упражнения.

2.         Игроритмика.

3.         Хореографические упражнения.

4.         Танцевальные шаги.

5.         Ритмический танец.

6.         Музыкально-подвижные игры.

7.         Танцевально-ритмическая гимнастика.

8.         Пальчиковая гимнастика.

5.          Пластика в танце.

Беседа о творчестве в танце. Объяснение понятий «танцевальный этюд», «импровизация».

Практика.

1.         Строевые упражнения.

2.         Игроритмика.

3.         Танцевальные шаги.

4.         Ритмический танец.

5.         Музыкально-подвижные игры.

6.         Танцевально-ритмическая гимнастика.

7.         ОРУ без предметов.

8.         Игропластика.

9.         Игровой самомассаж.

6.          Выражаем образ в танце.

Объяснение понятия «танцевальный образ». Беседа о взаимосвязи музыкального и танцевального образа. Практика.

1.         Строевые упражнения.

2.         Игроритмика.

3.         ОРУ с предметами.

4.         Акробатические упражнения.

5.         Танцевальные шаги.

6.         Ритмический танец.

7.         Музыкально-подвижные игры.

8.         Танцевально-ритмическая гимнастика.

9.         Игровой самомассаж.

7.          Танцы, игры, упражнения для красивого движения.

Объяснение понятий «осанка», «пластика», «грация». Беседа о важности соблюдения правильной осанки, о красоте танца и танцевальных движений. Практика.

1.         Строевые упражнения.

2.         Игроритмика.

3.         ОРУ с предметами.

4.         Танцевальные шаги.

5.         Акробатические упражнения.

6.         Игропластика.

7.         Ритмический танец.

8.         Музыкально-подвижные игры.

9.         Танцевально-ритмическая гимнастика.

10.     Игровой самомассаж.

8.          Игровое танцевальное творчество.

Объяснение понятия «композиция танца». Обсуждение проблем, возникающих в творческом процессе.

Практика.

1.         Строевые упражнения.

2.         Игроритмика.

3.         Хореографические упражнения.

4.         Танцевальные шаги.

5.         Ритмический танец.

6.         Музыкально-подвижные игры.

7.         Танцевально-ритмическая гимнастика.

8.         Игровой самомассаж.

9.         Игропластика.

9.          Ритмические фантазии.

Объяснение понятия «художественное исполнение танцевального образа». Обсуждение проблем, возникающих в творческом процессе.

Практика.

1.         Строевые упражнения.

2.         ОРУ без предмета.

3.         Хореографические упражнения.

4.         Акробатические упражнения.

5.         Ритмический танец.

6.         Музыкально-подвижные игры.

7.         Танцевально-ритмическая гимнастика.

10.      Креативная гимнастика.

Объяснение понятий «креатив», «креативная гимнастика». Поощрение творческих проявлений при выполнении танцевальных упражнений или танцев. Практика.

1.         Игроритмика.

2.         Акробатические упражнения.

3.         Игропластика.

4.         Хореографические упражнения.

5.         Музыкально-подвижные игры.

6.         Танцевально-ритмическая гимнастика.

11.      Сюжетные занятия (игры-путешествия).

Введение в тему (сюжет) занятия. Объяснение заданий. Подведение итогов.

Практика.

1.         Строевые упражнения.

2.         ОРУ с предметами, без предметов, с речитативом.

3.         Игроритмика.

4.         Игропластика.

5.         Музыкально-подвижные игры.

6.         Танцевально-ритмическая гимнастика.

7.         Танцы.

8.         Игровой самомассаж.  

Учебно-тематический план 2 года обучения

п/п

Тема

Количество часов

Контроль 

Всего 

Практика

Теория

 

I.

Вводное занятие.

Знакомство. Беседа о правилах поведения на занятиях, форме одежды.

Техника безопасности.

Тема: «Искусство танца»

 

 

2

 

 

2

Опрос

II.

Слушаем и фантазируем

Тема: «Народные танцы-игры на развитие творческих способностей детей»

4

3

1

Опрос, практическое задание

III.

Характер музыки и движение Тема: «Упражнения и этюды на развитие ориентации»

4

3

1

Опрос, практическое задание

IV.

Эстрадный танец. Танец с предметами. Тема: «Сюжетные и несюжетные танцы»

4

3

1

практическое задание

педагогическ ое

наблюдение

V.

Бальный танец

Тема: «Путешествие по странам мира»

4

3

1

практическое задание

VII.

Игровое танцевальное творчество Тема: «Хореографические миниатюры»

4

3

1

Выступление практическое задание

VIII.

Ритмические фантазии

Тема: «Подвижные игры с элементами

4

3

1

практическое задание

IX.

спорта»Коммуникативные танцы              Тема: «Образные миниатюры»

3

2

1

практическое задание

X.

Сюжетные занятия (игры-путешествия)

Тема: «Путешествие в «Сказку»

3

 

2

1

практическое задание

XI.

Итоговое занятие

Тема: «Образно-пластические перевоплощения»

4

3

1

Выступление педагогическ ое

наблюдение

Всего часов:

36

25

11

 

Содержание программы второго года обучения 1. Вводное занятие.

Беседа о правилах поведения на занятиях, форме одежды. Беседа об искусстве танца, о том, с какими темами будут знакомиться дети в наступающем учебном году.

Практика.

1.      Музыкально-подвижные игры.

2.      Слушаем и фантазируем.

Беседа по прослушанным музыкальным фрагментам. Обсуждение выполнения творческих заданий. Практика.

1.      Строевые упражнения.

2.      Игроритмика.

3.      ОРУ без предмета.

4.      Акробатические упражнения.

5.      Музыкально-подвижные игры.

6.      Хореографические упражнения.

7.      Игропластика.

3. Характер музыки и движение.

Беседа по прослушанным музыкальным фрагментам. Обсуждение выполнения творческих заданий. Практика.

1.                    Строевые упражнения.

2.                    Игроритмика.

3.                    Танцевальные шаги.

4.                    Ритмический танец.

5.                    Музыкально-подвижные игры.

6.                    Танцевально-ритмическая гимнастика. 4. Эстрадный танец. Танец с предметами.

Объяснение понятия «эстрада». Беседа об особенностях эстрадного танца.

Объяснение правильного выполнения эстрадных танцевальных движений. Практика.

1.      Строевые упражнения.

2.      Игроритмика.

3.      Танцевальные шаги.

4.      Ритмический танец.

5.      Музыкально-подвижные игры.

6.      Танцевально-ритмическая гимнастика.

7.      ОРУ без предметов.

8.      Игропластика.

9.      Игровой самомассаж

5.      Бальный танец.

Объяснение понятия «бальный танец». Беседа об особенностях бального танца. Объяснение правильного выполнения танцевальных движений бального танца. Практика.

1.      Строевые упражнения.

2.      Игроритмика.

3.      ОРУ с предметами.

4.      Танцевальные шаги.

5.      Ритмический танец.

6.      Музыкально-подвижные игры.

7.      Танцевально-ритмическая гимнастика. 8. Игровой самомассаж.

6.      Игровое танцевальное творчество.

Объяснение понятия «танцевальное творчество». Обсуждение проблем, возникающих в творческом процессе. Практика.

1.      Строевые упражнения.

2.      Игроритмика.

3.      ОРУ с предметами.

4.      Танцевальные шаги.

5.      Акробатические упражнения.

6.      Игропластика.

7.      Ритмический танец.

8.      Музыкально-подвижные игры.

9.      Танцевально-ритмическая гимнастика.

10.  Игровой самомассаж. 7. Ритмические фантазии.

Объяснение понятия «ритмическая формула» и особенностей ее выполнения. Обсуждение проблем, возникающих в творческом процессе. Практика.

1.      Строевые упражнения.

2.      Игроритмика.

3.      Хореографические упражнения.

4.      Танцевальные шаги.

5.      Ритмический танец.

6.      Музыкально-подвижные игры.

7.      Танцевально-ритмическая гимнастика.

8.      Игровой самомассаж.

9.      Игропластика.

8.     Коммуникативные танцы.

Объяснение понятия «эмоциональный образ». Обсуждение проблем, возникающих в творческом процессе. Практика.

1.      Строевые упражнения.

2.      ОРУ без предмета.

3.      Хореографические упражнения.

4.      Акробатические упражнения.

5.      Ритмический танец.

6.      Музыкально-подвижные игры.

7.      Танцевально-ритмическая гимнастика.

9.     Креативная гимнастика.

Поощрение творческих проявлений при выполнении танцевальных упражнений или танцев. Практика.

1.      Игроритмика.

2.      Акробатические упражнения.

3.      Игропластика.

4.      Хореографические упражнения.

5.      Музыкально-подвижные игры.

6.      Танцевально-ритмическая гимнастика.

10. Сюжетные занятия (игры-путешествия). Введение в тему занятия, объяснение Практика.

1.      Строевые упражнения.

2.      ОРУ с предметами, без предметов, с речитативом.

3.      Игроритмика.

4.      Игропластика.

5.      Музыкально-подвижные игры.

6.      Танцевально-ритмическая гимнастика.

7.      Танцы.

Игровой самомассаж.


Работа с родителями

Очень важно взаимодействие педагога, ребенка и родителей. С заинтересованными родителями педагогу легче найти общий язык с ребенком, использовать меры воздействия для воспитания качеств, необходимых и в спорте, и в повседневной жизни. Для контакта с родителями проводятся собрания, открытые занятия, соревнования, показательные выступления обучающихся, которые награждаются грамотами, сувенирами (система поощрения может быть также организована с помощью родителей).

Формы подведения итогов освоения программы.

 

дата

Наименование 

Форма 

Категория 

 

 

Сентябрь

 

10.09.

Родительское собрание, беседа

 

«Учебно -

воспитательная работа объединения  в новом учебном году»

Родители ШЭВ

 

Октябрь 

  05.10.

 

«День учителя»

Поздравление педагогов с праздником

Педагоги МБУ ДО «Центр «Луч»

 

22.10 –

26.10.

 

«Азбука безопасности»

 

 

Познавательно - игровая программа.

 

Учащиеся МБУ ДО

«Центр «Луч» старшего дошкольного и младшего школьного возраста

 

Ноябрь 

 03.11.- 05.11.

«Праздник Осени»

Интегрированное занятие 

Учащиеся  ШЭВ, родители, педагоги

18.11.

20.11.

 

«День рождения Деда

Мороза»

Познавательно - игровая программа с презентацией 

Учащиеся МБУ ДО

«Центр «Луч», родители, педагоги

 

Декабрь 

09.12 -

11.12.

 

«История Нового года»

Познавательно - игровая программа с презентацией

Учащиеся МБУ ДО

«Центр «Луч», родители, педагоги

21.12 –

28.12.

 

«Новый год к нам мчится»

Организация и проведение новогодних ѐлок

 

Учащиеся ОО  от 4-10лет

 

Январь

19.01-

21.01.

 

 

«Мы за здоровый образ жизни»

Познавательно - игровая программа с презентацией

Учащиеся  ШЭВ, родители, педагоги

 

Февраль

24.02-

26.02.

 

«Семейный праздник посвященный 23 февраля и 8 марта»

Интегрированное занятие

Учащиеся  ШЭВ, родители, педагоги

 

Март

 

09.03-12.03.

«От Масленицы через

Прощеное воскресенье к Великому посту»

Бинарное занятие с презентацией

Учащиеся  ШЭВ, педагоги

Апрель

01.04-

05.04.

 

«Путешествие по волшебным сказкам» (День детской книги

02.04.)

Познавательно-игровая программа

Учащиеся МБУ ДО

«Центр «Луч» старшего дошкольного и младшего школьного возраста

12.04.

День Российской космонавтики

Бинарное занятие с презентацией

Учащиеся МБУ ДО

«Центр «Луч» старшего дошкольного и младшего школьного возраста

20.04-22.04.

«Звездный Олимп»

Отчетные мероприятия

Учащиеся МБУ ДО

«Центр «Луч» старшего дошкольного и младшего школьного возраста

28.04-30.04.

 

 «Осторожно огонь» (День пожарной охраны

30.04.)

Познавательно-игровая программа, викторина.

 

Учащиеся МБУ ДО

«Центр «Луч» старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Май

06.05 07.05.

 

«К подвигу героям сердцем проникнись»

Интегрированное занятие

Учащиеся МБУ ДО

«Центр «Луч» старшего дошкольного и младшего школьного возраста

12.05-

14.05.

 

«Папа, мама, я – спортивная семья »

(Международный день

семей 15.05.)

Спортивно – игровая программа. 

 

 

Учащиеся МБУ ДО

«Центр «Луч» старшего дошкольного и младшего школьного возраста

24.05.

 

«Наш первый в жизни выпускной»

Театрально-игровой досуг

Учащиеся  ШЭВ, родители, педагоги

III. Планируемые результаты. Форма аттестации

Ожидаемый результат освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ритмика».

По окончании обучения дети:

-        овладеют умением начинать и заканчивать движение вместе с музыкой; - будут уметь двигаться под музыку, в соответствии с еѐ характером, ритмом и темпом, различать различные жанры музыкального сопровождения (хоровод, марш и др.), передавать в танце характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т.д.);

-        овладеют различными видами танцевальных шагов (бодрый шаг с носка, притопы, танцевальный бег, подскоки и др.), правильными позициями ног и положением рук;

-        получат навык исполнения движений с сохранением при этом правильной осанки;

-        будут свободно исполнять ритмические танцы и комплексы упражнений

под музыку, а также двигательные задания по гимнастике.

-        будут знать правила безопасности при занятиях физическими упражнениями без предметов и с предметами.

Способом определения результативности реализации программы дополнительного образования «Ритмика» является диагностика. Результаты диагностики педагог вносит в Диагностическую карту (см. приложение № 1). Способы определения результативности:

1.      Наблюдение за обучающимися во время тренировочных мероприятий и соревнований.

2.      Мониторинг результатов в конце года.

3.      Тестирование общефизической, специальной физической, технической и психологической подготовок.

4.      Контроль соблюдения техники безопасности.

5.      Выполнение отдельных упражнений с заданиями. Результаты соревнований.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы.

Для реализации программы используются различные виды тестирования физической подготовленности и физического развития. Форма подведения итогов - тренировочные занятия, беседы, учебные игры, тестирование, участие в соревнованиях.

Виды аттестации:

-Входной контроль - обучающихся проводится в начале учебного года с целью установления фактического уровня теоретических знаний по направлению. -Текущий контроль - оценка качества освоения обучающимися содержания конкретной образовательной программы в течение учебного года.

-Промежуточная аттестация - обучающихся проводится с целью повышения ответственности педагога и обучающихся за результаты образовательно - воспитательного процесса, определения уровня освоения обучающимися ДООП в рамках учебного года.

-Итоговая аттестация обучающихся проводится с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам ДООП

IV. Организационно - педагогические условия реализации программы.

Основными видами деятельности на занятиях по танцевальной ритмике являются репродуктивная и творческая.

Репродуктивная деятельность направлена на овладение детьми умениями и навыками через повторение выполнения движений, показанных педагогом.

Творческая деятельность направлена на самостоятельное преобразование детьми имеющихся знаний и умений для получения нового результата. Взаимосвязь двух этих видов деятельности дает детям возможность реализации творческой самореализации и способствует гармоничному (умственному и физическому) развитию личности. При обучении используются основные методы организации и осуществления образовательной деятельности: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, исследовательские. В основе способа организации занятий лежит игровой метод. Нетрадиционные виды упражнений представлены игропластикой, пальчиковой гимнастикой, дыхательными упражнениями, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Игровой метод придает образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Кроме того, в работе с детьми используются следующие методы обучения:

-                     показ образца выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет;

-                     выразительное исполнение движения под музыку;

-                     словесное пояснение выполнения движения;

-                     внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка;

-                     творческие задания.

По уровню деятельности детей используются методы объяснительноиллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые и исследовательские. Методы и приемы варьируются в зависимости от используемого хореографического материала (игра, упражнение, хоровод и т.д.), его содержания, объема программных умений, этапа разучивания материала, индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы направлены на то, чтобы танцевальная деятельность детей была исполнительской и творческой. Учебный материал на занятиях по ритмике распределяется согласно принципу возрастания и чередования нагрузки. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успеха, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала или при выполнении творческих заданий. Этому способствуют совместное обсуждение проблем, возникающих в творческом процессе, поощрение творческих проявлений, создание положительной мотивации, актуализации интереса, проведение конкурсов, соревнований.

Для того, чтобы эта работа была эффективной, необходима определенная теоретическая и методическая база по работе с детьми 5-6 лет.

Методические материалы:

-                     методическая литература для педагога;

-                     литература для обучающегося;

-                     подборка специализированных журналов.

Материалы по результатам освоения программы:

-                     перечень творческих достижений; -    видеозаписи итоговых занятий; -     фотографии мероприятий. Материально-техническое обеспечение:

-                     танцевальный класс с зеркалами, музыкальный центр (магнитофон), предметы художественной гимнастики - скакалки, обручи, мячи, коврики.

Список используемой литературы:

1.    Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. -СПб.: ЛОИРО, 2000. - 122 с.

2.    Бодраченко И.В. Музыкальные игры в детском саду для детей 3-лет. - М.: Айрис - пресс, 2009. - 144с.

3.    Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. - М.: ВЛАДОС, 2003-154с.

4.    Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - 272 с.

5.   


Казакевич Н.В. Сайкина Е.Г. , Фирилева Ж.Е. Ритмическая гимнастика. Методическое пособие.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 322 с.

6.    Фирилева Ж.Е. Сайкина Е.Г. Са-Фи-дансе: танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебное пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений.- СПб, «ДетствоПресс», 2007. - 352 с.

7.    Фирилева Ж.Е. Сайкина Е.Г. Фитнес-данс: лечебно-профилактический танец. Учебно методическое пособие. - СПб: «Детство-Пресс», 2007. - 384 с. Электронные ресурсы:

1.                 Песенки для детей URL: https ://www. youtube. com/watch.

2.                 Мультики для детей песенка - игра. URL: https: //www. youtube. com/watch.

3.                 Танцевально-игровая гимнастика для детей. URL: https://www.labirint.ru/books/149863/.


Приложение №1

Форма фиксации результатов аттестации

Протокол результатов аттестации обучающихся творческого объединения 20__/20__учебный год. Название творческого объединения___________________________________ ФИО педагога_____________________________________________________ Общеобразовательная программа и срок ее реализации__________________ № группы________________________________________________________

Год обучения _____________________________________________________

Кол-во обучающихся в группе_______________________________________

Дата проведения аттестации _________________________________________ 


Форма проведения _________________________________________________  Форма оценки результатов уровень (высокий, средний, низкий)

ФИО

ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего аттестовано обучающихся _______________________________ Из них по результатам аттестации:

    высокий уровень ________________ чел.

    средний уровень _________________чел.

    низкий уровень___________________ чел. Результаты аттестации: 

 

 

Дата «__» 20____г.                     Подпись руководителя_________________

28



[1] Используется в случаях, когда очная форма обучения не может быть осуществлена: при пандемии, плохих погодных условиях и т.д.

Управление образования Администрации

Управление образования Администрации

Елизово 2019г

Елизово 2019г

Задачи Образовательные: - коррекция и укрепление здоровья, обеспечение правильного физического развития детей; - формирование правильной осанки и гимнастического стиля выполнения упражнений; - освоение базовых навыков…

Задачи Образовательные: - коррекция и укрепление здоровья, обеспечение правильного физического развития детей; - формирование правильной осанки и гимнастического стиля выполнения упражнений; - освоение базовых навыков…

Краткое содержание Занятия ритмикой включают в себя элементы танца, художественной гимнастики, лечебной физкультуры и общей физической подготовки

Краткое содержание Занятия ритмикой включают в себя элементы танца, художественной гимнастики, лечебной физкультуры и общей физической подготовки

Формы подведения итогов

Формы подведения итогов

Содержание: I. Пояснительная записка

Содержание: I. Пояснительная записка

Поэтому в современных условиях особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям

Поэтому в современных условиях особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям

Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр «Луч» город

Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр «Луч» город

В процессе дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку

В процессе дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку

Развивающие: - развитие важнейших двигательных качеств: силы, ловкости, гибкости, координации, выносливости; - содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;…

Развивающие: - развитие важнейших двигательных качеств: силы, ловкости, гибкости, координации, выносливости; - содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;…

Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений

Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений

Принцип доступности требует постановки задач соответствующих индивидуальным особенностям ребенка, соблюдение элементарных дидактических правил: от известного к неизвестному, от легкого к трудного, от простого к сложному

Принцип доступности требует постановки задач соответствующих индивидуальным особенностям ребенка, соблюдение элементарных дидактических правил: от известного к неизвестному, от легкого к трудного, от простого к сложному

Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [1]

Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [1]

В этом возрасте целесообразнее использовать целостный метод обучения

В этом возрасте целесообразнее использовать целостный метод обучения

Учебно-тематический план 1 года обучения № п/п

Учебно-тематический план 1 года обучения № п/п

Знакомство. Беседа о правилах поведения на занятиях, форме одежды

Знакомство. Беседа о правилах поведения на занятиях, форме одежды

Танцевальные шаги. 2.

Танцевальные шаги. 2.

Объяснение понятий «осанка», «пластика», «грация»

Объяснение понятий «осанка», «пластика», «грация»

Ритмический танец. 2.

Ритмический танец. 2.

Учебно-тематический план 2 года обучения № п/п

Учебно-тематический план 2 года обучения № п/п

Беседа о правилах поведения на занятиях, форме одежды

Беседа о правилах поведения на занятиях, форме одежды

Игропластика. 2. Игровой самомассаж 5

Игропластика. 2. Игровой самомассаж 5

Игропластика. 8. Коммуникативные танцы

Игропластика. 8. Коммуникативные танцы

Работа с родителями Очень важно взаимодействие педагога, ребенка и родителей

Работа с родителями Очень важно взаимодействие педагога, ребенка и родителей

Мы за здоровый образ жизни»

Мы за здоровый образ жизни»

III. Планируемые результаты.

III. Планируемые результаты.

Входной контроль - обучающихся проводится в начале учебного года с целью установления фактического уровня теоретических знаний по направлению

Входной контроль - обучающихся проводится в начале учебного года с целью установления фактического уровня теоретических знаний по направлению

По уровню деятельности детей используются методы объяснительноиллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые и исследовательские

По уровню деятельности детей используются методы объяснительноиллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые и исследовательские

Список используемой литературы: 1

Список используемой литературы: 1

Приложение №1 Форма фиксации результатов аттестации

Приложение №1 Форма фиксации результатов аттестации

28

28
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2021