РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
администрация муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Шиловская средняя общеобразовательная школа № 3
муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области
Юр.адрес: 391500 р. п. Шилово, ул. Исаева, д. 34 телефон/факс 8(49136)21847,
e-mail: shilovo-school3@yandex.ru ИНН/КПП 6225004968/622501001 ОГРН 1026200850873
Автор проекта:
учитель истории и обществознания
Сапожников Сергей Николаевич
2012
Информационная карта проекта
Название проекта |
Школа будущего избирателя |
Территория |
п. Шилово Рязанской области |
Образовательное учреждение |
МБОУ Шиловская средняя общеобразовательная школа № 3 |
Контактные данные образовательного учреждения |
391500, Рязанская область, п. Шилово, улица Исаева, 34. телефон/факс 8(49136)21847, e-mail: shilovo-school3@yandex.ru Руководитель образовательного учреждения: Тканко Татьяна Ивановна |
Ф.И.О., должность руководителя проекта |
Сапожников Сергей Николаевич – учитель истории и обществознания |
Тип проекта |
практико-ориентированный |
Срок реализации проекта |
долгосрочный |
Количество участников |
коллективный - 45 человек (учащиеся 9 – 11 классов) |
Проблема |
Абсентеизм, т.е. нежелание жителей, и в первую очередь молодежи, участвовать в политической и социальной жизни – одна из наиболее остро стоящих проблем современного российского общества. Низкая явка избирателей на выборах, особенно региональных и муниципальных, доказывает низкую правовую грамотность в области избирательного права, отсутствие веры в значимость их голоса. |
Обоснование актуальности проекта |
Актуальность данного проекта доказывается существованием политический жизни страны и ее неотъемлемой части – выборов. Особую озабоченность вызывают тенденции к пассивной политической позиции среди молодежи. А ведь именно им суждено через некоторое количество лет определять судьбу развития России. Поэтому воспитание электоральной активности нужно начинать в школе. Учащиеся должны не только овладеть знаниями, но и уметь применять их на практике, уже в школьные годы, участвуя в выборах и деятельности органов самоуправления, а затем в жизни страны. |
Цели проекта |
Повышение правовой грамотности учащихся школы в области избирательного права. Формирование основ правовой культуры учащихся – будущих избирателей. |
Задачи проекта |
обучающие: сформировать систему теоретических знаний по основам избирательного права и избирательного процесса, дать представление об основных принципах и формах участия в выборах и референдуме; познакомить с элементами технологии выборов посредством моделирования процесса их подготовки и проведения; воспитывающие: повышать интерес учеников к избирательному праву и избирательному процессу; мотивировать подростков на участие в избирательном процессе; способствовать формированию у учащихся активной гражданской позиции, ответственного, осознанного участия в выборах; развивающие: содействовать развитию у школьников способности делать выбор, умения быть ответственным за результат своих действий; развивать у учащихся умения работать с информацией, формулировать выводы и на этой основе решать поставленные учебные задачи; развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность учащихся в группе, сотрудничество, общение (способность адекватно оценивать различные мнения, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации); развивать творческие способности детей через включение их в различные виды творческой деятельности. |
Краткое содержание проекта |
В рамках данного проекта все участники изучили проблему низкой правовой грамотности учащихся школы. Повышали свои знания через написание исследовательских работ и мини-проектов, выступления на научно-практических конференциях. Были организованы различные мероприятия для учащихся, например, классные часы, беседы, викторины, оформление стенда. Эти мероприятия расширили знания учащихся об избирательном законодательстве и избирательном процессе. Привлекали учащихся к участию в конкурсе дипломов молодым избирателям, к подготовке проведения выборов в школьные органы самоуправления. |
Планируемые результаты |
В рамках работы над проектом «Школа будущего избирателя» учащиеся: будут знать: основные понятия избирательного права и процесса, особенности и содержание основных стадий избирательного процесса; правовую основу организации и проведения выборов в Российской Федерации; специфику и правовой статус субъектов избирательных правоотношений; будут уметь: систематизировать и обобщать полученные знания; определять способы разрешения избирательных споров, представленных в виде практических задач; взаимодействовать со сверстниками и взрослыми: легко вступать в контакт, выражать эмпатию, отзывчивость; принимать самостоятельные решения и быть ответственным за результаты своей деятельности; будут владеть: навыком поиска информации, способностью к её обобщению, анализу, восприятию, постановке цели и выбору ее достижения (на основе умения решать практические задачи по избирательно-правовой тематике); будут иметь: осознанное позитивное отношение к участию в выборах и референдуме; опыт самостоятельного социального действия. |
Аннотация проекта
Мысль о том, что «если мы не занимаемся политикой, политика займётся нами», родилась не случайно. С древних времён люди мечтают жить в обществе, где права каждого человека защищены, где обеспечен достойный уровень для всех членов общества. Оно не возникает по «щучьему велению», а является результатом напряжённого каждодневного труда всех граждан во всех сферах общества, включая политическую. К сожалению, пока в нашей стране значительная часть граждан и, прежде всего, самые молодые забывают об этом, уклоняясь от какого-либо участия в политической жизни общества, в том числе от выполнения гражданского долга – участия в выборах.
Данный проект был разработан с целью повышения уровня знаний молодежи в области избирательного права. Так как молодежь представляет собой важнейший электоральный ресурс общества, главным направлением проекта является содействие развитию интереса к организации и проведению выборов, повышение доверия к избирательному процессу.
Правовое просвещение должно быть направлено на вовлечение в избирательный процесс и осуществляться в следующих формах:
· проведение лекций, классных часов в школах;
· организация клуба юных избирателей;
· социологические опросы;
· деловые игры.
Реализация проекта должна способствовать формированию у молодого поколения модели обдуманного политического участия, гражданской активности.
Проект «Школа будущего избирателя» носит практико-ориентированный характер. Он формирует основы правовой культуры учащихся – будущих избирателей, прежде всего, в части их информирования о выборах, воспитания у них гражданской ответственности, интереса к вопросам управления государственными и местными делами посредством выборов и референдума. Освоение элементов технологии выборов позволит школьникам использовать полученный опыт в будущем, в выборах государственных органов власти и местного самоуправления, а также во время прямых выборов органов школьного (общественного) самоуправления.
Обоснование необходимости проекта
В настоящее время Российская Федерация устойчиво и планомерно развивается как демократическое правовое государство. Наиболее актуальным остается вопрос реализации гражданами права, закрепленного в п.2 ст. 32 Конституции РФ – права избирать и быть избранным. Проблема формирования правовой грамотности составляет важнейшую часть системы гарантий избирательных прав граждан, существенным элементом которой является работа по повышению правовой культуры.
Одна из основных проблем – это пассивное участие молодежи в избирательном процессе, невысокий уровень знаний об избирательном праве. Вместе с тем, молодежь является наиболее социально активной частью населения, от нее зависит то, в каком направлении будет развиваться общество, поэтому так важно повышать уровень правовых знаний, которые станут основой для развития активной гражданской позиции у подрастающего поколения.
Цель и задачи проекта.
Цель проекта – формирование основ правовой культуры учащихся – будущих избирателей, повышение правовой грамотности.
Задачи проекта:
обучающие:
- сформировать систему теоретических знаний по основам избирательного права и избирательного процесса, дать представление об основных принципах и формах участия в выборах и референдуме;
- познакомить с элементами технологии выборов посредством моделирования процесса их подготовки и проведения;
воспитывающие:
- повышать интерес школьников к избирательному праву и избирательному процессу;
- мотивировать подростков на участие в избирательном процессе, способствовать формированию у обучающихся активной гражданской позиции и осознанного ответственного участия в выборах;
развивающие:
- содействовать развитию у школьников способности делать выбор, умения быть ответственным за результат своих действий;
- развивать у учащихся умения работать с информацией, формулировать выводы и на этой основе решать поставленные учебные задачи;
- развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность учащихся в группе, сотрудничество, общение (способность адекватно оценивать различные мнения, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации);
- развивать творческие способности детей через включение их в различные виды творческой деятельности.
Возраст учащихся.
Несмотря на то, что в России институт демократических выборов существует уже довольно длительное время, с каждым годом уровень явки на избирательные участки, особенно во время выборов в региональные и местные органы власти, становится все ниже и ниже.
Молодежь (социальная группа, включающая лиц от 14 до 30 лет) составляет 28 % от числа жителей России. Это почти третья часть населения страны, – огромная сила, но, как справедливо отмечают многие эксперты, крайне пассивная в политическом отношении. Без широкого политического участия молодого поколения невозможно создание гражданского общества и правового государства. Для России принципиально важно поднять уровень политической культуры молодых людей, расширить область понимания ими своего места и роли в политическом процессе.
Немало молодых людей сомневаются в легитимности избирательного процесса. Об этом свидетельствуют данные социологического исследования «Молодежь и выборы», проведенного в 2011 году, которые выявили, что 15% респондентов в возрасте от 18 до 30 лет согласились с утверждением, согласно которому, «выборы – это способ обмануть избирателей».
Таким образом, сокращение электоральной активности россиян свидетельствует о тенденции к дискредитации института выборов, а электоральный абсентеизм становится все более легитимной практикой. Именно поэтому проблема правового просвещения молодежи в области избирательного права в России нуждается не только в обсуждении, но и в принятии конкретных мер и решений.
Безусловно, рассматриваемая проблема требует комплексного решения и чтобы ситуация изменилась в целом необходимо проведение соответствующих мероприятий на территории всей страны, охвата всей молодежи, однако мы понимаем, что сразу добиться этого достаточно сложно, поэтому мы не ставим нереализуемых целей. Это определило наш выбор целевой аудитории.
Проект «Школа будущего избирателя» рассчитан на работу со школьниками старшего подросткового возраста (14 – 18 лет), т.е. с учащимися 9 – 11 классов.
Сроки и особенности реализации проекта
Срок реализации проекта – долгосрочный. Ввиду частых выборов в стране, внесения изменений в законодательство и смену контингента учащихся проект постоянно реализовывается в школе.
Проект может быть использован в рамках организации внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования. Он построен по модульному принципу, содержит модули для постоянного и временного состава учащихся (приложение).
Контингент учащихся постоянного состава формируется на общих основаниях. Предполагается набор в группу учащихся, проявляющих познавательный интерес к избирательному праву и избирательному процессу.
В результате освоения проекта, подростки смогут ответить на вопросы: какова главная цель выборов, их основные черты, как они проходят, как через выборы участвовать в управлении государством. Они обучатся технологии деловой игры и к концу обучения примут участие в разработке и организации деловой игры «Выборы». Таким образом, кроме приобретения базовых знаний в изучаемой области, понимания сущности избирательного процесса, формирования позитивного отношения к ценностям демократического общества, школьники приобретут опыт самостоятельного социального действия.
Продолжительность модуля для учащихся постоянного состава - 72 часа. Из них 16 часов отведено на подготовку и проведение деловой игры «Выборы».
Для учащихся временного состава предлагается практико-ориентированный модуль продолжительностью 18 часов. Он включает отдельные темы из модуля программы для постоянного состава.
В данный модуль включены формы работы, направленные на формирование познавательного интереса учащихся к избирательному праву и избирательному процессу (викторины, дискуссии, экскурсии, акции и пр.), а также консультативно-обучающие занятия по участию в деловой игре «Выборы», участие в самой игре. В процессе обучения по данному модулю школьники получать представление об избирательном праве и избирательном процессе. Включение в разнообразную творческую деятельность позволит им формировать позитивное отношение к базовым ценностям демократического общества.
В деловой игре «Выборы» участвуют учащиеся постоянного и временного состава. Игра завершает курс обучения, подводит итоги реализации образовательной программы. В качестве темы для деловой игры может быть предложена «Избирательная кампания по выборам органов школьного самоуправления».
Реализация проекта предполагается по следующему графику: для учащихся постоянного состава 72 часа, в том числе 68 часов в течение 34 недель из расчета еженедельно по 1 занятию по 2 часа для изучения содержания предлагаемого курса и одно 4-х часовое занятие для деловой игры «Выборы».
Для учащихся временного состава – 18 часов, в том числе 14 часов 1 раз в 1,5 месяца по 1 занятию по 2 часа для изучения содержания предлагаемого курса и одно 4-х часовое занятие для деловой игры «Выборы».
Стратегия достижения поставленных целей и задач.
Стратегия реализации проекта включает проведение мероприятий, целью которых является повышение правовой грамотности в области избирательного права и повышения доверия к выборам, что необходимо для формирования положительного образа самой системы выборности у молодежи и вовлечения ее в участие в выборах в будущем.
В целях реализации проекта предлагаем проведение следующих мероприятий:
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
Наименование мероприятия |
Срок проведения |
Ресурсы, необходимые для реализации |
Социологический опрос на знание избирательного права (используется в качестве предварительной оценки информированности о выборах, доверия к выборам, понимания их сущности и др.) |
Сентябрь |
Анкеты, ручки |
Создание клуба юных избирателей, на заседаниях которого обсуждаются наиболее актуальные вопросы избирательного права и последние политически значимые темы. |
Октябрь |
Бумага, канцтовары, проектор, ноутбук |
Проведение лекций в клубе на тему: «Конституция и выборы», «Партийная система России», «Избирательные основы государства» и др. |
Ноябрь-декабрь |
Бумага, канцтовары, проектор, ноутбук |
Проведение круглых столов, диспутов, деловых игр «Каждый голос имеет значение», «Будущее России зависит от тебя» и др. |
Январь-февраль |
Бумага, канцтовары, проектор, ноутбук |
Проведение встреч с членами территориальной избирательной комиссии. |
Март-апрель |
- |
Социологический опрос на знание избирательного права (используется в качестве итоговой оценки информированности о выборах, доверия к выборам, понимания их сущности и др.) |
Май |
Анкеты, ручки |
С точки зрения ресурсов надо отметить, что они не требуют финансирования: в рамках работы клуба юных избирателей часть нагрузки берет на себя актив учащихся (5 человек). Финансовые затраты потребуются на расходные материалы (изготовление буклетов, анкет для социологического исследования и др.).
Данный проект предполагает реализацию 4 этапов.
1 этап – Подготовительный
Приглашение через школьную радиогазету «105, 3 FM» принять участие в работе над созданием Школы молодого избирателя.
Оформление информационного стенда.
Организация постоянной книжной выставки «Молодому избирателю».
Выпуск буклета «Молодому избирателю».
Проведение мини – опрос «Молодежь и избирательное право» в целях определения отношения молодежи к избирательному праву.
2 этап – Создание Школы молодого избирателя.
Выборы Президента и секретаря Школы молодого избирателя, Совета Школы молодого избирателя.
Составление и принятие Устава Школы молодого избирателя.
3 этап – Основной.
1. Принятие плана мероприятий за определенный период.
2. Проведение различных мероприятий по плану.
3. Взаимодействие и сотрудничество с дирекцией школы, Отделом молодежи района, с общественными организациями и учреждениями образования и культуры.
4 этап - Распространение полученного опыта:
Освещение своей деятельности через средства массовой информации.
Реализация творческих пакетов.
Участие в конференциях.
Выездные акции в другие школы района.
Планируемые результаты и способы их проверки.
После изучения курса «Школа будущего избирателя» учащиеся:
будут знать:
основные понятия избирательного права и процесса, особенности и содержание основных стадий избирательного процесса;
правовую основу организации и проведения выборов в Российской Федерации; специфику и правовой статус субъектов избирательных правоотношений;
будут уметь:
систематизировать и обобщать полученные знания;
определять способы разрешения избирательных споров, представленных в виде практических задач;
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми: легко вступать в контакт, просить и оказывать помощь, выражать эмпатию, отзывчивость;
принимать самостоятельные решения и быть ответственным за результаты своей деятельности;
будут владеть:
навыком поиска информации, способностью к её обобщению, анализу, восприятию, постановке цели и выбору ее достижения (на основе умения решать практические задачи по избирательно-правовой тематике);
будут иметь:
осознанное позитивное отношение к участию в выборах и референдуме;
опыт самостоятельного социального действия.
Качество обучения определяется с помощью различных видов мониторинга. К ним относятся: входная диагностика, текущий контроль и итоговая аттестация, а также диагностика личностного развития.
Входная диагностика включает в себя несложные задания с целью выявления имеющихся знаний и представлений о предмете изучаемого курса в виде социального опроса и решения несложных кроссвордов.
Текущий контроль осуществляется через педагогическое наблюдение, выполнение тестовых заданий и коллективного творческого проекта, решение практических задач и тематических кроссвордов, создание разнообразных творческих работ.
Итоговая аттестация проходит в форме подготовки и участия в проведении деловой игры и научно-практической конференции.
Для диагностики личностного развития используются первичное и итоговое анкетирование, что позволяет определить уровень мотивации учащегося своей деятельностью в объединении и его личностное отношение к участию в выборах и референдуме.
Критерии оценки входной диагностики:
- интерес к предмету курса;
- знания и представления об избирательном праве и избирательном процессе;
- отношение к участию в выборах и референдуме.
Критерии оценки текущего контроля:
- знание изучаемого материала;
- развитие навыка работы с различными источниками информации;
- развитие умения решать практические задачи;
- креативное решение и качество изготовления продуктов творческой деятельности.
Критерии оценки итоговой аттестации:
- применение имеющихся знаний, умений и навыков в ситуации, моделирующей основные стадии избирательного процесса;
- развитие коммуникативных умений и навыков;
- готовность к выполнению роли гражданина-избирателя.
Методическое обеспечение проекта.
Формы организации учебных занятий и основные методы обучения.
При реализации данного проекта целесообразно использовать:
- комбинированные занятия, на которых будет происходить изучение нового материала, закрепление и повторение пройденного, изученного материала, самостоятельная поисковая работа, применение полученных умений и навыков;
- занятия в форме беседы, практикума, лабораторной работы, встречи с представителями органов местного самоуправления, экскурсии, интернет-экскурсии, дискуссии, деловой игры и других активных форм организации деятельности.
Формы организации учащихся на занятиях: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая.
Включение в образовательный процесс познавательных задач способствует развитию познавательной деятельности учащихся. Их применение содействует превращению знаний в убеждения, учит мыслить, развивает эмоциональную сферу, что повышает интерес к учению, формирует внутреннюю потребность в знаниях. Решение познавательных задач обеспечивает критичность суждений, вырабатывает умение доказывать свою точку зрения, применять знания на практике.
Создание ситуации успеха на занятии обеспечивается применением эвристического метода и исполнением индивидуальных и коллективных творческих работ (проектов) по тематике курса. У учащихся развивается интерес и мотивация к обучению, формируется активная позиция в учебной деятельности, повышается уверенность в себе, развиваются коммуникативные способности.
Во время викторин у учащихся есть возможность проявить инициативу, активность, интеллектуальные способности, эмпатию, обогатить словарный запас терминологией изучаемого предмета.
Создание индивидуальных и коллективных творческих работ (мини-проектов) способствует развитию творческих способностей учащихся, формирует образное восприятие, понимание сущности изучаемых предметов и явлений, позитивное отношение к ним.
Использование технологии деятельностного подхода способствует созданию на занятиях условий, благодаря которым учащиеся самостоятельно добывают нужную информацию по заданию педагога и сами приходят к результату.
Для накопления наглядных представлений и жизненных фактов, обогащения чувственного опыта учащихся, установления связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью используются экскурсии, как реальные, так и виртуальные.
Применение образовательной технологии «Дебаты» способствует созданию устойчивой мотивации к учению, так как посредством её обеспечивается личностная значимость изучаемого материала для учащихся; наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. Дебаты развивают навыки, необходимые для эффективного общения: логическое и критическое мышление, навыки в организации своих мыслей и устной речи, эмпатию и терпимость к различным взглядам, уверенность в себе, способность работать в команде.
Особое место отводится деловой игре, благодаря которой повышается интерес к занятиям, растет познавательная активность учащихся, воспитывается чувство ответственности при принятии решений, улучшаются взаимоотношения между участниками. С помощью деловой игры развиваются умения применять полученные знания для решения практических задач, находить и анализировать необходимую информацию, формируются навыки групповой деятельности, создаются условия для повышения коммуникативной культуры.
Использование рефлексивного метода обучения позволяет школьнику обратить внимание на самого себя, развивает способность к самостоятельному поддержанию в себе интереса и мотивации к обучению.
При рефлексии происходит понимание, освоение и отражение учебного материала, анализ и сопоставление достигнутых результатов с намеченными ранее задачами, соотнесение текущих задач с потребностями и необходимостью для будущей работы.
Результатом рефлексивной деятельности является развитие и изменение учащегося, наличие у него осознанного позитивного отношение к участию в выборах и референдуме, активизация его как субъекта деятельности.
Условия реализации проекта
Для организации учебно-воспитательного процесса необходимы следующие условия:
- кадровые: требуется участие не только администрации и педагогов, но и привлечение юриста, а также, члена ТИКа;
- материально-технические: необходимо наличие специально оборудованного помещения, оснащенного мебелью (столами и стульями), шкафами для хранения методической, справочно-информационной, учебной литературы, компьютер, мультимедийное оборудование, подключение к Интернету, канцелярские принадлежности;
- информационные: демонстрационный и раздаточный материал, терминологический словарь, методические рекомендации и разработки, инструкции по технике безопасности, диагностические методики.
Перспективы развития проекта.
1. Долгосрочность проекта.
2. Создание районной Школы молодого избирателя на базе взаимодействия всех школ.
3. Взаимосвязь и сотрудничество с клубами, организациями молодого избирателя с других районов.
Заключение
В настоящее время правовое просвещение избирателей является одним из важнейших средств, для обеспечения демократического избирательного процесса. Важно, чтобы интересы различных социальных групп были представлены в деятельности выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления, для этого необходимо активное вовлечение граждан в выборы.
Нельзя не принимать во внимание то, что с каждым избирательным циклом в выборы включается новое поколение граждан, поэтому такое огромное значение приобретают правовые знания, полученные в образовательных учреждениях. Ввиду того, что, к сожалению, на формирование знаний об избирательном процессе в школах практически не уделяется времени, следует принять во внимание меры, предложенные в данном проекте.
Используемая литература и интернет-источники.
Международные нормативно-правовые документы.
1. Всеобщая декларация прав человека (утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.). Ст. 21. П.З.
2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950). Международный пакт о гражданских и политических правах (1966).
3. Конвенция об участии иностранцев в общественной жизни па местном уровне. Страсбург. 5 февраля 1992 г.
4. Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (1995).
Федеральные нормативно-правовые документы
1. Конституция Российской Федерации.
2. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 18 мая 2005 г. №51-ФЗ //Российская газета. 2005. 24 мая.
3. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10 января 2003 г. №19-ФЗ //Российская газета. 2003. 16 января.
4. О референдуме Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5–ФКЗ // Российская газета. 2004. 30 июня.
5. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ // Российская газета. 1999. 19 октября.
6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ // Российская газета. 2003. 8 октября.
7. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ // Российская газета. 2002. 15 июня.
8. О политических партиях: Федеральный закон от 11 июля 2001г. № 95-ФЗ // Российская газета. 2001. 11 июля.
9. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54–ФЗ // Российская газета. 2004. 23 июня.
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 195–ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.
11. О средствах массовой информации: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124–1 // Российская газета. 1992. 8 февраля.
12. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 декабря.
13. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 // Российская газета. 2013. 11 декабря.
14. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы // Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 // Российская газета. 2014. 24 апреля.
Литература
1. Атанова, Н.В. Референдумный процесс в схемах и таблицах / Н.В. Атанова - М.: РЦОИТ, 2008. - 80 с.
2. Введение в избирательное право: Учебное пособие. - М.: РЦОИТ, 2003. - 208 с.
3. Выборы в Российской Федерации. Под общей ред. А.В. Иванчина, А.А. Вешнякова, В.И. Васильева, В.И. Лысенко.- М.: ВЭЛТИ, 1998. - 144 с.
4. Выборы глазами молодых и будущих избирателей // Сост.. Белая Л.Б, Троян В.А., под общ. ред. Н.Т. Плетнева. - Белгород, 2013. - 62 с.
5. Дамаскин, О.В Избирательный процесс и электорально-правовая культура: Учебно-практическое пособие / О.В. Дамаскин, Е.В. Корчиго, Р.Р. Сеченова. - М.: Норма, 2005. - 272 с.
6. Избирательное право и избирательный процесс. Сборник заданий. Для учащихся 10 – 11 классов средних общеобразовательных школ, профессиональных училищ, студентов техникумов, колледжей, лицеев // Сост.
7. Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта / авт-сост. М.В. Кайгородцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 377 с.
8. Плаксин, А.В. Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах / А.В. Плаксин. - М.:РЦОИТ, 2007. - 56 с.
9. Подготовка и проведение учебно-деловой игры «Выборы». Под ред. Ю. А. Веденеева. - М.: РЦОИТ, 2001. - 86 с.
Литература для учащихся.
1. Азбука будущего избирателя // Сост. Грибачев И.В., Жуковский Е.П. - Иркутск, 2010. - 32 с.
2. Большой энциклопедический словарь. - СПб.: Норинт, 2004. - 1456 с.
3. Большой юридический энциклопедический словарь / Автор-сост. А.Б. Барихин. - М.: Книжный Дом, 2008.- 792 с.
4. Василик, М.А. Избирательная система России: Словарь-справочник / М.А. Василик, М.С. Вершинин. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2000. - 160 с.
5. Кашанина, Т. В. Право: Учебник для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / Т.В. Кашанина, А. В. Кашанин. - М.: Издательство «Вита-Пресс», 2009. - 320 с.
6. Климова, Ю.Н. Я знаю, что такое выборы: Учебное пособие для будущих избирателей / Ю.Н. Климова, А.Н. Кругленя, Е.В. Суворина. - М.: РЦОИТ, 2006. - 72 с.
7. Я познаю мир: Государство.- М.: АСТ, 1999. - 480 с.
8. Яшин, А.А. Практикум по избирательному праву и избирательному процессу в Российской Федерации / А.А. Яшин. - М.: Формула права, 2002. - 128 с.
Интернет-источники.
1. Президент России гражданам школьного возраста [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://детям.президент.рф/
2. Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rcoit.ru/
3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cikrf.ru/
4. Правовая культура избирателей и профессиональная подготовка кадров системы избирательных комиссий. // Электронный ресурс http://www.democracy.ru/library/laws/cec/cec_report/page6.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.