Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс совершенствования физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие человека.
Занятия по ОФП способствуют улучшению физического развития, повышению физической работоспособности и функциональных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма: дыхания, кровообращения, энергообмена.
Увеличивается жизненная ёмкость легких, сеть капиллярных сосудов, мощность и энергоемкость мышц, утолщается сердечная мышца, улучшаются её сократительные свойства, повышаются возможности совершать работу при относительно недостаточном поступлении кислорода к действующим мышцам, возрастает скорость восстановления энергии после интенсивной мышечной работы.
Цель занятий ОФП – достижения гармоничного развития учащихся в целом.
Задачи:
– воспитание у учащихся высоких нравственных, волевых качеств, трудолюбия, активности;
– подготовка физически крепких, ловких, здоровых, сильных и способных преодолевать любые трудности в жизни;
– формирование жизненноОбщая физическая подготовка (ОФП) – это процесс совершенствования физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие человека.
Занятия по ОФП способствуют улучшению физического развития, повышению физической работоспособности и функциональных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма: дыхания, кровообращения, энергообмена.
Увеличивается жизненная ёмкость легких, сеть капиллярных сосудов, мощность и энергоемкость мышц, утолщается сердечная мышца, улучшаются её сократительные свойства, повышаются возможности совершать работу при относительно недостаточном поступлении кислорода к действующим мышцам, возрастает скорость восстановления энергии после интенсивной мышечной работы.
Цель занятий ОФП – достижения гармоничного развития учащихся в целом.
Задачи:
– воспитание у учащихся высоких нравственных, волевых качеств, трудолюбия, активности;
– подготовка физически крепких, ловких, здоровых, сильных и способных преодолевать любые трудности в жизни;
– формирование жизненно
Пояснительная записка.
Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс
совершенствования физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости,
ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие человека.
Занятия по ОФП способствуют улучшению физического развития, повышению
физической работоспособности и функциональных возможностей основных
жизнеобеспечивающих систем организма: дыхания, кровообращения, энергообмена.
Увеличивается жизненная ёмкость легких, сеть капиллярных сосудов, мощность и
энергоемкость мышц, утолщается сердечная мышца, улучшаются её сократительные
свойства, повышаются возможности совершать работу при относительно
недостаточном поступлении кислорода к действующим мышцам, возрастает
скорость восстановления энергии после интенсивной мышечной работы.
Цель занятий ОФП – достижения гармоничного развития учащихся в
целом.
Задачи:
– воспитание у учащихся высоких нравственных, волевых качеств, трудолюбия,
активности;
– подготовка физически крепких, ловких, здоровых, сильных и способных
преодолевать любые трудности в жизни;
– формирование жизненно важных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки,
метание, лазанье, плавание, подъем и спуск с высоты, умение обращаться с
туристским снаряжением и приспособлениями);
– формирование у школьников знаний по теории и методике физической культуры
и спорту, гигиене, анатомии и физиологии физических упражнений;
ознакомление с историей Олимпийских игр.
Структура занятия.
Занятия по общей физической подготовке состоит из трёх частей:
подготовительной, основной и заключительной. Содержание подготовительной и
заключительной частей зависит преимущественно от основной.
Подготовительная часть. Главное на этом этапе – разминка, т.е. функциональная
настройка организма на физическую нагрузку. В разминку входит спокойная ходьба,
медленный бег, общеразвивающие гимнастические упражнения (преимущественно
на растягивание мышц и связок), упражнения с предметами и вспомогательным
оборудованием. Цель разминки – обеспечить постепенное «вхождение» организма в
работу. При этом важно активизировать все мышечные группы и системы организма,
вывести их на более высокий уровень функционирования. обычно подготовительная
часть занимает 1020% общего времени.
Основная часть. Как правило, посвящена решению конкретных оздоровительных
задач. Начинают ее с упражнений, требующих точности движений, ловкости,
повышенной скорости, и лишь затем приступают к упражнениям, при выполнении
которых нужны максимальная сила и выносливость. Состав всех упражнений в
основной части занятия должен быть таким, чтобы они оказывали всестороннее
влияние.В основной части может быть запланировано только одно упражнение, например
оздоровительный бег оптимальной продолжительности и интенсивности, что
обеспечивает необходимый тренировочный эффект: усиление кислородного обмена,
повышение уровня выносливости и работоспособности.
Заключительная часть. Необходимо постепенно снизить функциональную
активность организма и привести его в нормальное (спокойное) состояние. Для
этого используются: дыхательные упражнения; медленный бег и ходьба в
чередовании с дыхательными упражнениями.
При составлении комплексов упражнений прежде всего следует учитывать их
назначение, а также возраст, пол, физическое развитие и физическую
подготовленность занимающихся.
Определяя очередность упражнений в комплексе, необходимо соблюдать
следующие методические правила:
1. Первыми в комплексе должны быть упражнения на ощущение правильной
осанки.
2. Далее должны следовать упражнения для различных групп мышц – в таком
порядке: рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины и ног.
3. Следующими в комплексе должны быть 23 упражнения для всего тела.
4. Силовые упражнения должны предшествовать упражнениям на растягивание.
5. Заключительные упражнения: ходьба с постепенным замедлением темпа,
упражнения на дыхание и расслабление мышц.
Комплекс содержит 812 упражнений, каждое из которых должно выполнятся от
4 до 8 раз.Основные требования к уровню подготовленности
учащихся по ОФП за учебный год
Тестирование физической подготовленности. Позволяет с помощью контрольных
упражнений (тестов) – стандартизированных по содержанию, форме и условиям
выполнения двигательных действий – определить уровень развития отдельных
физических качеств, т.е. уровень физической подготовленности занимающихся.
Перечисленные ниже контрольные упражнения (тесты) очень показательны, на их
основе делают соответствующие выводы и при необходимости вносятся коррективы
в тренировочный процесс. Например, если уровень физической подготовленности
занимающихся не повышается или становится ниже, то необходимо пересмотреть
содержание, методику занятий, физические нагрузки.
Контрольные упражнения (тесты)
№
Название
Месяц
сентябрь
май
1. Бег 30 м
2. Челночный бег 4х10 м
3. Прыжок в длину с места
4. Метание набивного мяча изза головы
5. Бег 60 м
6.
7.
Прыжок вверх с места (с разбега), отталкиваясь 2мя
ногами
Прыжки через скакалку за 1 мин.
Подтягивание из виса (мальч.) и из виса лёжа
(девоч.)
Наклон вперед из положения сидя на полу
8.
9.
10. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжаТребования к качеству освоения программного материала.
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного
предмета «Физическая культура» учащиеся V класса должны:
знать и иметь представление:
— о роли и значении занятий физическими упражнениями в подготовке солдат в
русской армии;
— о физической подготовке и ее связи с развитием физических качеств, систем
дыхания и кровообращения;
— о физической нагрузке и способах ее регулирования;
— о причинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями,
профилактике травматизма;
уметь:
— вести дневник самонаблюдения;
— выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации;
— подсчитывать частоту сердечных сокращений при выполнении физических
упражнений с разной нагрузкой;
— выполнять игровые действия в футболе, баскетболе и волейболе, играть по
упрощенным правилам;
— оказывать доврачебную помощь при ссадинах, царапинах; легких ушибах и
потертостях;
демонстрировать уровень физической подготовленности (см. табл.).
Контрольные
нормативы
высокий
средний
Мальчики
Уровень
низкий
высокий
средний
Девочки
низкий
6
4
3
Подтягивание
в висе, колво
раз
Подтягивание
в висе лёжа
согнувшись,
колво раз
18
15
1010,1
10,6
11,1
10,3
11,0
11,5
8.30
9.00
9.20
9.30
9.50
10.10
13.00
13.30
14.00
13.30
14.00
14.30
Бег 60 м, с
Бег 1500 м,
мин. с
Ходьба на
лыжах 2 км,
мин. сСписок литературы.
1. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Физкультурно
оздоровительная работа в школе. Москва, 2003.
2. В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. Планирование и организация занятий. М.
:Дрофа, 2006. С. – 331
3. В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. Физическая культура. Упражнения и
игры на занятиях в начальной школе. – М: Издательство НЦ ЭНАС,2006. С.
– 271Календарнотематическое планирование по ОФП на I четверть 20102011 учебного года.
Наименование разделов
Программный материал
в
о
с
а
ч
о
в
л
о
К
Дата проведения урока по плану и его фактическое проведение.
Знания о физической культуре
.
Виды физических упражнений (подводящие,
1.
общеразвивающие, соревновательные).
2.
Закаливание организма (обливание душ)
1
2
3
4
5
6
7
+
+
+
+
Номера уроков
8
11
10
9
12
13
14
15
16
17
18
Способы физкультурной деятельности.
1.
Измерение частоты сердечных сокращений во время и
после выполнения физических упражнений.
2.
Освоение подводящих упражнений для закрепления и
совершенствования двигательных действий игры в баскетбол.
Физическое совершенствование
.
1) бег с высоким подниманием бедра;
2) бег прыжками;
3) бег с ускорением;
4) бег змейкой;
5) бег по кругу;
6) бег спиной вперёд;
7) бег из разных исходных положений и с разным
положением рук;
8) высокий старт с последующим стартовым ускорением;
9) прыжки на месте на одной ноге;
10) прыжки на месте с поворотами вправо и влево;
11) прыжки с продвижением вперёд и назад;
12) прыжки левым и правым боком;
13) прыжки в длину с места;
14) прыжки в высоту с места;
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+15) запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с неё.
Общеразвивающие упражнения:
1) без предметов на месте и в движении:
а) для мышц рук и плечевого пояса;
б) для мышц туловища;
в) для мышц ног;
г) для мышц всего тела;
2) с предметами:
а) с гимнастической палкой;
б) со скакалкой;
в) с обручем;
г) с набивным мячом;
д) с гантелями
3) с партнёром.
Упражнения на расслабление мышц.
1. Лёгкая атлетика
а) прыжок в длину с места;
б) метание малого мяча.
2. Баскетбол:
1) специальные передвижения;
2) остановка прыжком с двух шагов;
3) ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой»);
4) ловля и передача мяча двумя руками от груди;
5) бросок мяча с места;
Общеразвивающие физические упражнения на развитие
основных физических качеств:
6) силы;
7) гибкости;
8) ловкости;
9) выносливости;
10) скоростносиловых.
демонстрировать уровень физической подготовленности:
прыжок в длину с места;
подтягивание в висе лёжа согнувшись
бег 30 м с высокого старта
бег 1000 м.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+ +
+ +
+ +
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+