МУНИЦИПАЛЬНОНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА№38
(ИМ.В.М.Дегоева)
Рассмотрена на заседании педагогического (методического) совета «___»______202__г., протокол №____ |
Утверждаю: приказом от ___202__г.№__ Директор МБОУ СОШ38 _____________ М,Т.Сланова
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественно-эстетическая направленность
«Театр и дети »
Стартовый уровень
Форма обучения-очная
Возраст обучающихся:9-10лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель программы:
Зангиева Мадина Эльбрусовна
Высшая квалификационная категория
г.Владикавказ 2022 г
Внутренняя экспертиза проведена. Программа
рекомендована к рассмотрению на
педагогическом (методическом) совете
учреждения.
Зам.директора ОУ по (УР)/Методист
В.А.Станкевич/___________Подпись
ФИО
«___»____________2022 г
Пояснительная записка
Художественно-эстетическая направленность
Новизна и актуальность программы:
Программа обучения театральному искусству со школьного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей старшего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.
Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.
В реализации программы по дополнительному образованию участвуют мальчики и девочки 9-10 лет ,количество детей в группе до 15 человек
Курс рассчитан на 1 год обучения (8 часов) в 4классе
Форма обучения -очная
Уровень программы –стартовый
Режим занятий-1 раз в месяц (60 минут)
Содержание учебного
курса:
1.2 Основной целью программы является:
Развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра.
Исходя из целей программы предусматривается решение следующих основных задач:
1. 1.Развивать творческие способности, память, произвольное внимание, фантазию и воображение;
2. Формировать навыки актерского мастерства и сценической речи;
3. Воспитывать и развивать интерес к национальной культуре;
1.3 Содержание программы
Учебный план
№ |
Раздел |
Тема |
Количество занятий |
1. |
Основы театральной культуры Театральная игра |
Теоретическая часть. «Приглашение в театр» Представление о театре (драматический, кукольный, музыкальный) Практическая часть. «Давайте познакомимся» «Угадай, кто я?» |
1
2 |
2. |
Культура и техника речи. Ритмопластика |
Теоретическая часть. «Забавные стихи» Произношение фраз разными интонациями (грустно, радостно, сердито, удивленно |
1 |
Практическая часть. «Осенние листья» Игра-импровизация. |
1 |
||
3 |
Основы театральной деятельности Театральная игра Культура и техника речи |
Теоретическая часть. «Театральные волшебники» Понятие «Мимика» «Жесты» «Артикуляция»
|
1 |
|
|
Практическая часть. «Волшебная корзинка» «Дружные зверята»
|
2 |
№п/п |
Название раздела ,темы |
Количество часов |
Формы промежуточной аттестатации/контроля
|
||
Теория 3 |
Практика 5 |
Всего 8 |
|||
|
|
Преобладает над теорией 2:1 |
показ инсценированной сказки |
||
1.4 Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Предметными результатами освоения учащимися общего образования являются:
Личностными
результатами освоения учащимися содержания программы являются
следующие умения:
Театральная деятельность способствует развитию
личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся
универсальных способностей . Эти способности выражаются в метапредметных
результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных
видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Театр
и дети ».
Метапредметными
результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
Раздел 2 « Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.Календарный учебный график
Год обучения (уровень) |
Дата начала занятий |
Дата окончания занятий |
Кол-во учебных недель/месяцев |
Кол-во учебных дней |
Кол-во учебных часов |
Режим занятий |
1 |
05.10. |
05.05. |
8 |
8 |
8 |
1 раз в месяц (60минут)
|
2.2.Условия реализации программы
Типы занятий:
· комбинированный;
· первичного ознакомления материала;
· применение полученных знаний на практике;
· закрепления, повторения;
· итоговое.
Формы организации учебного занятия:
кружковое занятия; творческий отчет; урок-игра
Программой предусматривается также
· совместные просмотры и обсуждения спектаклей;
· творческие встречи с артистами театров, с интересными людьми;
Формы работы с родителями.
· совместные праздники, творческие конкурсы;
· родительские собрания;
· консультации;
· беседы;
· открытые занятия.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
· репродуктивный (воспроизводящий);
· иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;
· личный пример;
· поощрения
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКое обеспечение
Материально-
техническое обеспечение программы.
Занятия театрализованной деятельностью должны предоставить детям возможность не
только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в
гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий. И с этой точки зрения
огромное значение имеет организация пространства. Здесь все имеет значение:
цвет, мебель, зоны, наличие атрибутов.
В театральном уголке располагаются :
− реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (сцена, костюмы, элементы
костюмов, маски);
− атрибуты для различных игровых позиций (театральный реквизит, грим,
декорации, стул режиссера, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений,
места для зрителей, афиши, программки, касса, билеты, бинокль, «деньги»,
номерки)
Информационное обеспечение
· Электронные образовательные ресурсы
· Компьютер,
· магнитофон,
· музыкальный центр,
· диски с записью сказок и постановок,
· диски с музыкой (классической и детской),
· микрофоны, усилитель, колонки,
· проектор, экран,
· фотоаппарат,
· видеокамера для анализа выступлений.
2.3. Формы аттестации
Показ инсценированной сказки, входная диагностика не предусмотрена.
2.4. Оценочные материалы
Дополнительное образование должно отвечать потребностям социума и удовлетворять потребности ребенка, но возникает проблема, каким образом отслеживать результаты обучения ребёнка в системе дополнительного образования.
Для контроля и оценки деятельности учащихся используются методы устного, письменного и практического контроля
№ |
Вид контроля |
Средства |
Цель |
Действия |
1
|
Входной |
Анкеты, педагогические тесты
|
Выявление требуемых на начало обучения знаний. Выявления отдельных планируемых результатов обучения до начала обучения
|
1. Возврат к повторению базовых знаний. 2.Продолжение процесса обучения в соответствии с планом. 3.Начало обучения с более высокого уровня. |
2
|
Текущий |
Беседа, опрос, наблюдение |
Контроль за ходом обучения, получение оперативной информации о соответствии знаний обучаемых планируемым эталонам усвоения. |
Коррекция процесса усвоения знаний, умений, навыков. |
3
|
Тематический |
Практическая работа, педагогические тесты.
|
1.Определение степени усвоения раздела или темы программы. 2.Систематическая пошаговая диагностика текущих знаний. 3.Динамика усвоения текущего материала |
Решение о дальнейшем маршруте изучения материала.
|
4
|
Итоговый |
Итоговое занятие, спектакль. |
1.Оценка знаний обучающихся за весь курс обучения. 2.Установление соответствия уровня и качества подготовки обучающихся к общепризнанной системе требований, к уровню и качеству образования. Оценка уровня подготовки. |
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях учащихся
|
Для определения личностных результатов освоения программы используются диагностические методики:
ИНСТРУМЕНТАРИЙ |
КРИТЕРИИ |
Цветодиагностика эмоционального благополучия обучающихся на занятиях (приложение 1) |
Эмоциональное состояние: тревожность, спокойствие, энергичность, усталость. |
Мониторинг направленности на творчество. Методика Л.А. Воловича (приложение 2) |
Выявление уровня направленности на творчество учащегося |
Педагогическое наблюдение |
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ материалы
Методической особенностью обучения в программе является личностная ориентированная технология обучения, т.е. используются педагогические приемы, принципы, методы и формы для реализации творческого потенциала каждого ребенка.
Используются следующие методы и формы:
1. По источнику передачи и восприятию информации:
- наглядный (репродукции, фильмы, эскизы декораций и костюмов, фотоматериалы, показ педагога, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности );
- практический (упражнения, этюды).
2. По дидактическим задачам:
- приобретение знаний через знакомство с театральной терминологией, через игры, упражнения, этюды;
- применение знаний через моделирование игровых ситуаций;
- закрепление через разыгрывание игровых ситуаций;
- проверка результатов обучения через показательные занятия, комплексные занятия-праздники.
3. По характеру деятельности:
- репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу;
- частично-поисковый - во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.
В программе используются следующие педагогические:
1. Приемы:
- исключения - умение обнаружить и устранить внутренние препятствия;
- физического действия - выстраивание этюдов на основе простых физических действий;
2. Принципы
- наглядности - использование наглядных пособий, декораций, эскизов;
- систематичности, последовательности - обучение ведется от простейших упражнений и этюдов к более сложным через развитие наблюдательности, фантазии, памяти, воображения, чувства-ритма и т.д.;
- гуманизации- дает возможность знакомства с общечеловеческими и историческими ценностями, беречь их и сохранять;
- детоцентризма - превращение ребенка в равноправного субъекта образовательного процесса путем формирования партнерских отношений в группе: взаимному уважению.
Литература
. \
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.
Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.
Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
М.Б.Зацепина «Развитие ребенка в театральной деятельности».
Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников».
Приложение 1
ЦВЕТОДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ УЧАЩИХСЯ
Цветопись дает возможность «увидеть» картину настроения изо дня в день, определить периоды его спада и подъема, установить причинно-следственные связи между настроением и вызвавшими его событиями.
Вариант задания для обучающихся: из предложенных цветных квадратов выбрать по окончании занятия соответствующий вашему мнению.
Оценка результатов.
Красный – занятия полезные, я с пользой и хорошо работаю, понимаю все, о чем говорит учитель и что надо делать.
Голубой – занятия интересные, я принимаю активное участие в занятиях, мне достаточно комфортно.
Фиолетовый – пользы от занятия получаю мало, не очень понимаю, о чем идет речь, мне это не очень нужно.
Каждый цвет – условный знак настроения:
красный – восторженное;
оранжевый – радостное, веселое;
желтый – светлое, приятное;
зеленый – спокойное, ровное;
синий – печальное, грустное;
фиолетовый – тревожное, напряженное;
черный – унылое, упадническое.
Приложение 2
ОПРОСНИК «НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ТВОРЧЕСТВО»
(Методика Л.А. Волович)
Инструкция: Выберите один из предложенных вариантов поведения в ситуации: Если бы у вас был выбор, то вы бы предпочли?
1. а) читать книгу – 0.
б) сочинять книгу – 2.
в) пересказывать содержание книги друзьям – 1.
2. а) выступать в роли писателя – 1.
б) выступать в роли читателя – 0.
в) выступать в роли критика – 2.
3. а) рассказывать всем о прочитанном на уроке – 0.
б) не рассказывать об это никому – 1.
в) прокомментировать то, что прочитал – 2.
4. а) придумывать новые темы сочинений – 2.
б) писать, используя испытанные темы – 0.
в) искать темы хорошо раскрытые в литературе – 1.
5. а) исполнять указания учителя – 0.
б) давать поручения одноклассникам – 2.
в) быть помощником учителя – 1.
6. а) работать на уроке каждому за себя – 2.
б) работать на уроке, где можно проявить себя – 1.
в) работать всем классом – 0.
7. а) смотреть интересный фильм дома – 1.
б) читать книгу – 2.
в) проводить время в компании друзей – 0.
8. а) думать, как написать красивое сочинение – 2.
б) обсуждать с друзьями, как написать красивое сочинение – 1.
в) читать красивый рассказ – 0.
9. а) написать рассказ всем классом – 0.
б) написать рассказ вместе с другом – 1.
в) написать свой рассказ – 2.
10. а) отдыхать на самом лучшем курорте – 0.
б) отправиться в путешествие на корабле – 1.
в) отправиться в экспедицию с учёными – 2.
КЛЮЧ К ТЕСТУ: подсчитывается средний арифметический балл (сумма баллов делится на количество ответов: 10).
РЕЗУЛЬТАТ: уровни направленности на творчество.
- низкий – от 0 до 1 балла;
- средний – от 1 до 1,5 баллов;
- высокий – от 1,5 до 2 баллов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.