ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Художественно-эстетическая направленность «Театр и дети »
Оценка 4.6

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Художественно-эстетическая направленность «Театр и дети »

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
24.07.2022
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА   Художественно-эстетическая   направленность   «Театр и дети »
Пояснительная записка Художественно-эстетическая направленность Новизна и актуальность программы: Программа обучения театральному искусству со школьного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей старшего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста. Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день. В реализации программы по дополнительному образованию участвуют мальчики и девочки 9-10 лет ,количество детей в группе до 15 человек Курс рассчитан на 1 год обучения (8 часов) в 4классе Форма обучения -очная Уровень программы –стартовый Режим занятий-1 раз в месяц (60 минут)
Рабочая программа внеурочная деятельность.docx

МУНИЦИПАЛЬНОНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА№38

                                   (ИМ.В.М.Дегоева)

 

 

 

Рассмотрена на заседании

педагогического (методического)

совета

«___»______202__г.,

протокол №____

Утверждаю:

приказом от ___202__г.№__

Директор МБОУ СОШ38

_____________ М,Т.Сланова

 

 

 

 

 

            ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

                      ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

                 

                    Художественно-эстетическая   направленность

                  

                       «Театр и дети »

                     

                         Стартовый уровень

 

                                  Форма обучения-очная

 

                                   

                                     Возраст обучающихся:9-10лет

                                      

                                     Срок реализации программы: 1 год

 

 

 

 

 

                                                          Составитель программы:

                                                       

                                                               Зангиева  Мадина Эльбрусовна

 

                                                   Высшая квалификационная категория

 

 

 

 

                                 г.Владикавказ 2022 г

Внутренняя экспертиза проведена. Программа

рекомендована к рассмотрению на

педагогическом (методическом) совете

учреждения.

Зам.директора  ОУ по (УР)/Методист

В.А.Станкевич/___________Подпись

ФИО

«___»____________2022 г

 

                               Пояснительная записка

                  Художественно-эстетическая   направленность

Новизна и актуальность программы:

Программа обучения театральному искусству  со школьного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей старшего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.

Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.

 

В реализации программы по дополнительному образованию участвуют мальчики и девочки  9-10 лет ,количество детей в группе до 15 человек

 

Курс рассчитан на 1 год обучения (8 часов) в 4классе  

 

Форма обучения -очная

                  Уровень программы –стартовый

                     Режим занятий-1 раз в месяц (60 минут)

 

 

Содержание учебного курса:

1.2 Основной целью программы является:

Развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра.

Исходя из целей программы предусматривается решение следующих основных задач:

1.      1.Развивать творческие способности, память, произвольное внимание,  фантазию и воображение;

2.      Формировать навыки актерского мастерства и сценической речи;

3.      Воспитывать и развивать интерес к национальной культуре;

1.3   Содержание программы

             Учебный план

 

Раздел

Тема

Количество занятий

1.

Основы театральной культуры

Театральная игра

Теоретическая часть.

«Приглашение в театр» Представление о театре (драматический, кукольный, музыкальный)

Практическая часть.

«Давайте познакомимся»

«Угадай, кто я?»

1

 

 

 

2

2.

Культура и техника речи.

Ритмопластика

Теоретическая часть.

«Забавные стихи» Произношение фраз разными интонациями (грустно, радостно, сердито, удивленно

1

Практическая часть.

 «Осенние листья»

Игра-импровизация.

1

3

Основы театральной деятельности

Театральная игра

Культура и техника речи

Теоретическая часть.

«Театральные волшебники»

Понятие «Мимика» «Жесты»  «Артикуляция»

 

 

1

 

 

Практическая часть.

«Волшебная корзинка»

«Дружные зверята»

 

2

 

№п/п

Название раздела ,темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестатации/контроля

 

 

Теория

3

Практика

5

Всего

8

 

 

Преобладает над теорией

2:1

показ инсценированной сказки

 

1.4 Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Предметными результатами освоения учащимися общего образования являются:



  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; 

  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; 

  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. 


 
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:



  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; 

  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; 

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; 

  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. 


Театральная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей . Эти способности  выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «
Театр и дети ». 

 
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:


  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; 

  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; 

  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности оборудования, организации места занятий; 

  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; 

  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; 

  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в действиях человека; 

  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.


Раздел 2  « Комплекс организационно-педагогических условий»


2.1.Календарный учебный график

Год обучения (уровень)

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Кол-во учебных недель/месяцев

Кол-во учебных дней

Кол-во учебных часов

Режим занятий

1

05.10.

05.05.

8

8

8

1 раз в месяц (60минут)

 

 

 

2.2.Условия реализации программы

Типы занятий:

·         комбинированный;

 

·         первичного ознакомления материала;

·         применение полученных знаний на практике;

·         закрепления, повторения;

·         итоговое.

Формы организации учебного занятия:

кружковое занятия; творческий отчет; урок-игра

Программой предусматривается также

·         совместные просмотры и обсуждения спектаклей;

·         творческие встречи с артистами театров, с интересными людьми;

 

Формы работы с родителями.

·         совместные праздники, творческие конкурсы;

·         родительские собрания;

·         консультации;

·         беседы;

·         открытые занятия.

 

Образовательный     процесс     включает      в    себя    различные   методы обучения:

·         репродуктивный (воспроизводящий);

·         иллюстративный (объяснение    сопровождается   демонстрацией наглядного материала;

·         личный пример;

·         поощрения

 


МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКое  обеспечение

Материально- техническое обеспечение программы.
Занятия театрализованной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства. Здесь все имеет значение: цвет, мебель, зоны, наличие атрибутов.
В театральном уголке  располагаются :
− реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (сцена, костюмы, элементы костюмов, маски);
− атрибуты для различных игровых позиций (театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссера, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, программки, касса, билеты, бинокль, «деньги», номерки)

              Информационное обеспечение

·         Электронные образовательные ресурсы

·         Компьютер,

·         магнитофон,

·         музыкальный центр,

·         диски с записью сказок и постановок,

·         диски с музыкой (классической и детской),

·         микрофоны, усилитель, колонки,

·         проектор, экран,

·         фотоаппарат,

·         видеокамера для анализа выступлений.

 

2.3. Формы аттестации

Показ инсценированной сказки, входная диагностика не предусмотрена.

2.4. Оценочные материалы

Дополнительное образование должно отвечать потребностям социума и удовлетворять потребности ребенка, но возникает проблема, каким образом отслеживать результаты обучения ребёнка в системе дополнительного образования. 

Для контроля и оценки деятельности учащихся используются методы устного, письменного и практического контроля

 

Вид контроля

Средства

Цель

Действия

1

 

Входной

Анкеты,

педагогические

тесты

 

Выявление требуемых на начало обучения знаний.

Выявления отдельных планируемых результатов обучения до начала обучения

 

1. Возврат к повторению базовых знаний.

2.Продолжение процесса обучения в соответствии с планом.

3.Начало обучения с более высокого уровня.

2

 

Текущий

Беседа, опрос,

наблюдение

Контроль за ходом обучения, получение оперативной информации о соответствии знаний обучаемых планируемым эталонам усвоения.

Коррекция процесса усвоения знаний, умений, навыков.

3

 

 

Тематический

Практическая

работа,

педагогические

тесты.

 

1.Определение степени усвоения раздела или темы программы.

2.Систематическая пошаговая диагностика текущих знаний.

3.Динамика усвоения текущего материала

Решение о дальнейшем

маршруте изучения

материала.

 

4

 

Итоговый

Итоговое занятие,

спектакль.

1.Оценка знаний обучающихся за весь курс обучения.

2.Установление соответствия уровня и качества подготовки обучающихся к

общепризнанной системе требований, к уровню и качеству образования.

Оценка уровня подготовки.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях учащихся

 

 

 

 

Для определения личностных результатов освоения программы используются диагностические методики:

 

ИНСТРУМЕНТАРИЙ 

КРИТЕРИИ

Цветодиагностика эмоционального благополучия обучающихся на занятиях (приложение 1)

Эмоциональное состояние: тревожность, спокойствие, энергичность, усталость.

Мониторинг направленности на творчество.

Методика Л.А. Воловича (приложение 2)

Выявление уровня направленности на творчество учащегося

Педагогическое наблюдение

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ материалы

 

Методической   особенностью обучения   в программе является личностная ориентированная технология обучения, т.е.  используются педагогические приемы, принципы, методы и формы для реализации творческого потенциала каждого ребенка.

Используются следующие методы и формы:

1. По источнику передачи и восприятию информации:

- наглядный (репродукции, фильмы, эскизы декораций и костюмов, фотоматериалы,  показ   педагога, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности );

- практический (упражнения, этюды).

 

2. По дидактическим задачам:

- приобретение знаний через знакомство с театральной терминологией, через игры, упражнения, этюды;

- применение знаний через моделирование игровых ситуаций;

- закрепление через разыгрывание игровых ситуаций;

- проверка результатов обучения через показательные занятия, комплексные занятия-праздники.

3. По характеру деятельности:

- репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу;

- частично-поисковый - во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.

 В программе используются следующие педагогические:

1. Приемы:           

- исключения - умение  обнаружить  и  устранить  внутренние препятствия;

- физического действия - выстраивание этюдов на основе простых физических действий;

2. Принципы

- наглядности - использование наглядных пособий, декораций, эскизов;

- систематичности,   последовательности - обучение   ведется   от простейших упражнений и этюдов к более сложным через развитие наблюдательности, фантазии, памяти, воображения, чувства-ритма и т.д.;

- гуманизации- дает возможность знакомства с общечеловеческими и историческими ценностями, беречь их и сохранять;

   - детоцентризма - превращение ребенка в равноправного субъекта образовательного  процесса путем  формирования  партнерских отношений в группе: взаимному уважению.

 

 

Литература

 

.  \

  Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4  класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.

      Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.

      Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.

Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.

М.Б.Зацепина «Развитие ребенка в театральной деятельности».

Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников».

 

 

Приложение 1

ЦВЕТОДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ        УЧАЩИХСЯ

Цветопись дает возможность «увидеть» картину настроения изо дня в день, определить периоды его спада и подъема, установить причинно-следственные связи между настроением и вызвавшими его событиями.

Вариант задания для обучающихся: из предложенных цветных квадратов выбрать по окончании занятия соответствующий вашему мнению.

Оценка результатов

Красный – занятия полезные, я с пользой и хорошо работаю, понимаю все, о чем говорит учитель и что надо делать.

Голубой – занятия интересные, я принимаю активное участие в занятиях, мне достаточно комфортно.

Фиолетовый – пользы от занятия получаю мало, не очень понимаю, о чем идет речь, мне это не очень нужно.

Каждый цвет – условный знак настроения:

красный – восторженное;

оранжевый – радостное, веселое;

желтый – светлое, приятное;

зеленый – спокойное, ровное;

синий – печальное, грустное;

фиолетовый – тревожное, напряженное;

черный – унылое, упадническое.

 


 

Приложение 2

ОПРОСНИК «НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ТВОРЧЕСТВО»

(Методика Л.А. Волович)

 

Инструкция: Выберите один из предложенных вариантов поведения в ситуации: Если бы у вас был выбор, то вы бы предпочли?

1. а) читать книгу  – 0.

б) сочинять книгу –  2.

в) пересказывать содержание книги друзьям – 1.

2. а) выступать в роли писателя – 1.

б) выступать в роли читателя –  0.

в) выступать в роли критика – 2.

3. а) рассказывать всем о прочитанном на уроке  – 0.

б) не рассказывать об это никому  – 1.

в) прокомментировать то, что прочитал  – 2.

4. а) придумывать новые темы сочинений  – 2.

б) писать, используя испытанные темы –  0.

в) искать темы хорошо раскрытые в литературе  – 1.

5. а) исполнять указания учителя  – 0.

б) давать поручения одноклассникам  – 2.

в) быть помощником учителя  – 1.

6. а) работать на уроке каждому за себя  – 2.

б) работать на уроке, где можно проявить себя  – 1.

в) работать всем классом  – 0.

7. а) смотреть интересный фильм дома  – 1.

б) читать книгу  – 2.

в) проводить время в компании друзей  – 0.

8. а) думать, как написать красивое сочинение  – 2.

б) обсуждать с друзьями, как написать красивое сочинение  – 1.

в) читать красивый рассказ  – 0.

9. а) написать рассказ всем классом  – 0.

б) написать рассказ вместе с другом  – 1.

в) написать свой рассказ  – 2.

10. а) отдыхать на самом лучшем курорте  – 0.

б) отправиться в путешествие на корабле  – 1.

в) отправиться в экспедицию с учёными –  2.

 

КЛЮЧ К ТЕСТУ:  подсчитывается средний арифметический балл (сумма баллов делится на количество ответов: 10).

РЕЗУЛЬТАТ:  уровни направленности на творчество.

-             низкий – от 0 до 1 балла;

-             средний – от 1 до 1,5 баллов;

-             высокий – от 1,5 до 2 баллов.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Внутренняя экспертиза проведена

Внутренняя экспертиза проведена

Развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра

Развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра

Практическая часть. «Волшебная корзинка» «Дружные зверята» 2 №п/п

Практическая часть. «Волшебная корзинка» «Дружные зверята» 2 №п/п

Театральная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей

Театральная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей

Календарный учебный график

Календарный учебный график

МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКое обеспечение

МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКое обеспечение

Дополнительное образование должно отвечать потребностям социума и удовлетворять потребности ребенка, но возникает проблема, каким образом отслеживать результаты обучения ребёнка в системе дополнительного образования

Дополнительное образование должно отвечать потребностям социума и удовлетворять потребности ребенка, но возникает проблема, каким образом отслеживать результаты обучения ребёнка в системе дополнительного образования

Цветодиагностика эмоционального благополучия обучающихся на занятиях (приложение 1 )

Цветодиагностика эмоционального благополучия обучающихся на занятиях (приложение 1 )

Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования

Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования

КЛЮЧ К ТЕСТУ: подсчитывается средний арифметический балл (сумма баллов делится на количество ответов: 10)

КЛЮЧ К ТЕСТУ: подсчитывается средний арифметический балл (сумма баллов делится на количество ответов: 10)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.07.2022