Общеобразовательная программа объединения « Моя малая родина» (возраст обучающихся 10-16 лет)
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
15.01.2017
Общеобразовательная программа кружка «Моя малая родина» направлена расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, воспитать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Программа детского краеведческого объединения, также способствует приобщению обучающихся к общечеловеческим ценностям, созданию условий, способствующих развитию общей культуры детей, прививает любовь к малой родине через изучение ее истории и культуры. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Формирует способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий.Общеобразовательная программа кружка «Моя малая родина» направлена расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, воспитать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Программа детского краеведческого объединения, также способствует приобщению обучающихся к общечеловеческим ценностям, созданию условий, способствующих развитию общей культуры детей, прививает любовь к малой родине через изучение ее истории и культуры. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Формирует способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий.
образовательная программа кружка.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Якшур
Бодьинский центр дополнительного образования
«___»______________________ 2016 г
Утверждаю
Директор МБУДО «ЯкшурБодьинский ЦДО
________________ Пермякова Е. К.
Приказ №__________от__________
Общеобразовательная программа объединения
« Моя малая родина» на 20162017 уч. год
(возраст обучающихся 1016 лет)
Руководитель: педагог
дополнительного образования
Абросимова Валентина
Викторовна Мукши 2016
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе документа «Примерные требования к
программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму МО № 061844 от
11.12.2006 г. и образовательной программы педагога дополнительного образования БОУ ДОД
Г. Омска «ДТ «Мечта» Стафеевой Л.А.
Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о
родном крае, воспитания любви к нему, формирование гражданственности и патриотизма у
подрастающего поколения.
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и
вырос. Программа кружка «Моя малая родина» направлена расширить знания детей о родном
крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны,
воспитать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти,
чувства родства, уважения к
живущим рядом. Программа детского краеведческого
объединения, также способствует приобщению обучающихся к общечеловеческим ценностям,
созданию условий, способствующих развитию общей культуры детей, прививает любовь к
малой родине через изучение ее истории и культуры. Собирая сведения о своих земляках,
записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего
поколения. Формирует способность и готовность к использованию краеведческих знаний и
умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и
тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для
развития информационнокоммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только
расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и
настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской
работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем
активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к
исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села.
Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).В
ходе теоретического изучения учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений
и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего села.
2)
практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с
документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
В практической части программы учащиеся работают с документами, хранящимися в
школьном музее, краеведческой литературой, бывают на экскурсиях, встречаются с
интересными людьми. В рамках данной программы ребята приобщаются к историческому
наследию родного села и края.
Программа “По малой Родине моей” предназначена для проведения занятий в
основной общеобразовательной школе. Рассчитана на обучащихся 1015 лет. Программа
составлена на 3 года обучения:
в 1 год 4 часа в неделю. Итого 144 часа за год.
2 год 6 часов в неделю. Итого 216 часов в год. (В текущем учебном году увеличено
количество учебных часов в неделю, это связано с увеличением индивидуальной и групповой
работы над исследовательскими проектами, разборкой и изучением рукописей. )
3 год — 4 часа в неделю. Итого 144 часа в год
Общее количество часов по программе 508 часов. Наполняемость учебной группы по годам обучения
1 год 15 человек
2 год – 12 человек
3 год – 10 человек
Актуальность программы
Актуальность данной программы краеведческого объединения «Моя малая родина»
обусловлена тем, что современный ребенок поставлен в принципиально новые жизненные
условия. Он находится в беспредельном информационном и огромном социальном
пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют
потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм,
кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других
источников информации нередко преобладает в процессе воспитания и социализации ребенка.
Курс дополнительного образования «Моя малая родина» для обучающихся подростков
призван активно противодействовать этим негативным тенденциям.
В процессе реализации программы у детей формируются знания, умения и навыки, играющие
важнейшую роль на протяжении всей жизни человека; развиваются способности,
психологическая готовность к труду, ответственное и осознанное отношение к выбору
профессии, патриотизм и толерантное отношение к людям.
Новизна программы
Новизна: осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и
культуры родного края, музейного дела дети приобретают уважение к прошлому, бережное
отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других
поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом
зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня
коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он
получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных
областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других
людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не
только социальный, но и духовнонравственный, идеологический, культурноисторический,
военнопатриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо
осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности,
способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами
общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать
свою материальную независимость.
Программа объединения «По малой родине моей» призвана обеспечить ценностносмысловую
определенность нравственного и гражданскопатриотического воспитания.
Ведущая идея программы общая культура личности, патриотизм, гражданственность
должны стать важной движущей силой российского общества, формирование национального
самосознания молодёжи.
Важнейшим направлением краеведческой работы является воспитание и образование
подрастающего поколения.
Отличительная особенность программы от уже существующих, состоит в том, что
содержание программы рассчитано на всестороннее изучение, исследование истории, хозяйства, природы, населения, культуры и быта своего муниципального образования
Мукшинское.
Планируемые результаты
Прогнозируемые результаты: Программа ориентирована на систематическую
исследовательскую деятельность.
Прогнозируемые результаты: проведение итоговых занятий (после каждого года изучения), на
которых подводятся итого за прошедший год. Итогом каждого года является участие
кружковцев в олимпиаде, в конкурсах, научнопрактических конференциях, печатание работ
обучающихся в районной газете, выполнение презентций. Приобретенные знания по истории и
культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через
знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и
гражданина своей страны.
уметь находить достоверную информацию из дополнительной литературы, во
получит навыки сравнения объектов (полученную информацию из разных
иметь представление установления причинноследственных связей;
будет стремиться предоставлять информацию в разных формах (в виде
уметь определять цели, выделять проблемную ситуацию или проблемный
1 год обучения предполагает, что у учащихся будут сформированы следующие
УУД:
Познавательные:
•
Всемирной сети Интернет;
•
получит навыки смыслового чтениея – самостоятельно вычитывать в
художественном тексте концептуальную информацию, анализировать и обобщать
предоставленную информацию;
•
источников на одну тему);
•
•
презентации, фотографии, устного выступления, исследовательской работы).
Регулятивные:
•
вопрос в учебной и жизненнопрактической деятельности;
•
•
•
•
поставленной задачи.
Коммуникативные:
•
документальной информацией;
•
иметь представление об организации работы в группе (распределять роли
участников группы, определять задачи каждого члена коллектива, задавать вопросы,
выработать стратегию команды для успешного достижения цели);
•
•
Личностные:
•
•
•
текстов и красоты природы родного края;
знать средства достижения цели в группе;
иметь представление работы по алгоритму (маршрутному листу);
получит навыки оценивания степени достижения цели занятия;
будет стремиться привлекать знания из различных областей для решения
вырабатывать бережное отношение к природе;
осознавать себя патриотом своей малой родины;
осознавать целостность мира через эстетическое восприятие художественных
получит навыки нахождения компромисса при выполнении задания в группе;
будет стремиться использовать ИКТ для достижения своих целей.
уметь излагать свое мнение (в диалоге, полилоге), аргументируя его вырабатывать уважительнодоброжелательное, толерантное отношение друг к
•
другу.
2 и 3 год обучения предполагает, что у учащихся будут сформированы следующие
УУД:
научится находить достоверную информацию из дополнительной литературы,
Познавательные:
•
во Всемирной сети Интернет;
•
будет сфомировано смысловое чтение – самостоятельно вычитывать в
художественном тексте концептуальную информацию, анализировать и обобщать
предоставленную информацию;
•
источников на одну тему);
•
•
фотографии, устного выступления, исследовательской работы);
овладеет терминологией атрибутики музейного экспоната.
научится устанавливать причинноследственные связи;
научится предоставлять информацию в разных формах (в виде презентации,
расширит умение сравнивать объекты (полученную информацию изразных
овладеет понятиями определения цели, выделения проблемной ситуации или
научится излагать свое мнение (в диалоге, полилоге), аргументируя его
научится выбирать средства достижения цели в группе;
овладеет способом работы по алгоритму (маршрутному листу);
будет сформировано умение оценивать степень достижения цели занятия;
расширит умение привлекать знания из различных областей для решения
Регулятивные:
•
проблемного вопроса в учебной и жизненнопрактической деятельности;
•
•
•
•
поставленной задачи.
Коммуникативные:
•
документальной информацией;
•
будет сформирована организация работы в группе (распределять роли
участников группы, определять задачи каждого члена коллектива, задавать вопросы,
выработать стратегию команды для успешного достижения цели);
•
в группе;
•
Личностные:
•
•
•
восприятие художественных текстов и красоты природы родного края;
•
другу.
овладеет приемами бережное отношение к природе;
расширит осознание себя как патриота своей малой родины;
будет сформировано осознание целостности мира через эстетическое
вырабатается уважительнодоброжелательное, толерантное отношение друг к
расширит представление умения находить компромисс при выполнении задания
овладеет ИКТ для достижения своих целей.
Формы проведения занятий:
Формы и методы занятий
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения эти методы способствуют обогащению
теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций,
иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют
развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности
детей, специфику курса «Моя малая родина» необходимо использовать такие формы
проведения занятий как экскурсии, в том числе виртуальные, практические работы. Такие
формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию
народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению
является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока
заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая
изучается (парк, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше
экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то
есть необходимо расширение образовательного пространства.
наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и
методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие
технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические
технологии, проектные технологии.
Экскурсия.
Конференции.
Уроки.
Работа с документами; Интернетресурсами.
Исследовательская деятельность.
Работа с рукописями Шудегова Евграфа Васильевича. Изучение исторической эпохи,
описываемой в рукописях.
Работа с рукописями Вахрушева Григория Арсентьевича, уроженца д. Кыква, Як
Бодьинского района. Подтверждение фактов архивными данными.
Индивидуальная работа с обучающимися по темам исследовательских работ.
Создание презентации по темам исследовательских работ.
Режим занятий
Понедельник 15.30,
Среда — 15.30,
Пятница — 16.00
Формы контроля промежуточных и конечных результатов:
Викторины, творческие задания, составление альбомов, выставки творческих работ,
презентации индивидуальных творческих проектов, конкурсы.
Условия реализации программы:
изучение предусмотренных программой теоретических и практических занятий,
учёт возрастных и личностных особенностей учащихся,
использование разнообразного дидактического материала.
наличие мультимедийного оборудования.
Цель программы
Цель программы краеведческого объединения «Моя малая родина» систематизация и
расширение представлений учащихся о своем крае, развитие чувства патриотизма.
Создать условия для реализации неразрывной связи, единства истории своего края,
поселения, семьи с жизнью нашей страны и реализации познавательной культуры ребенка
через поддерживание его интересов к историко краеведческим знаниям и умениям.
Задачи программы
Образовательные:
1. Дать основы историкокраеведческих, искусствоведческих, этических знаний;
Ознакомление с самыми доступными краеведческими источниками: литературой, памятниками истории и культуры, музейными собраниями;
Накопление знаний об историческом прошлом своего Муниципального образования
Мукшинское
Формирование умений и навыков общения, подготовки мероприятий, оформления
исследовательских работ;
Воспитание патриотизма.
Воспитательные:
Формирование потребности в саморазвитии,
Воспитание у детей внимания, воли, серьезного отношения к делу;
Воспитание чувства уважения к своему поселению, району, уважение к памяти людей,
прославивших его, бережного отношения к культуре края;
Воспитание любви и интереса к истории, культуре и природе малой родины.
Развивающие:
1. Развитие интереса к изучению своего родного края;
Развитие культуры общения;
Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность,
аккуратность;
Развитие творческой активности в подготовке самостоятельных заданий – стихов,
песен, рисунков об истории своей семьи, поселения, района, республики.
Задачи воспитания и социализации обучающихся посредством краеведческой
деятельности:
в области формирования личностной культуры:
1. Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в
учебноигровой деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
Укрепление нравственности – основанной на духовных отечественных традициях;
Принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических
духовных традиций;
Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
Осознание обучающимися ценности человеческой жизни,
формирование умения
противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим
угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в
пределах своих возможностей;
В области формирования социальной культуры:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности;
Пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
Формирование патриотизма и гражданской солидарности;
Укрепление доверия к другим людям;
Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
В области формирования семейной культуры:
1. Формирование отношения к семье как к основе российского общества;
Знакомство обучающегося с культурноисторическими и этническими традициями
российской семьи.
Содержание программы
Учебный план (первый год обучения) №
:
п/
п
1.
2.
3
Название раздела
Количество часов Формы
организации
занятий
Формы аттестации
(контроля)
Всег
о
Теори
я
Практик
а
4
8
2
3
10
4
2
Уроки.
Викторина
5
6
со
с
Встречи
старожилами.
Работа
документами
школьного
краеведческого
музея.
Урок, групповая ,
индивидуальная
работа
Создание
презентации
Заполнение
контурной карты.
Фронтальный
опрос.
Введение.
Краеведение
наука о родном
крае.
с
Знакомство
историей
возникновения
деревни Мукши и
близлежащих
деревень.
Наш район на
карте. Границы,
площадь,
административны
й
центр,
символика,
населенные
пункты
4
Растительный и
животный мир
20
5
15
Урок, групповая ,
индивидуальная
работа
Написание
реферата 5
6
7
8
9
4
История
Мукшиской
сельской
библиотеки
Откуда пошел
мой род
10
Топонимика
Их имена навечно
останутся
в
нашей памяти
История
Мукшинской
СОШ
8
8
8
8
1
4
2
2
2
2
3
6
6
6
6
6
8
5
8
Тестирование
со
Экскурсия,
встреча
старожилами,
интервьюировани
е
Урок, групповая,
индивидуальная
работа
Составление
родословного
дерева
Тестирование
со
Экскурсия,
встреча
старожилами,
интервьюировани
е
Работа
архивными
документами,
встречи
родственниками
с
с
Групповая,
индивидуальная
работа,
Урок, групповая,
индивидуальная
работа
Групповая,
индивидуальная
работа,
Беседа
Групповая,
индивидуальная
работа,
интервьюировани
е
Групповая,
индивидуальная
работа
Фронтальный
опрос,
тестирование
Оформление
тематическойгазет
ы
Тестирование
Групповая
проектная работа,
Групповая,
индивидуал.
работа,
интервьюировани
е,
работа с
документами
10 История
Мукшинского
почтового
отделения.
11 История
МО
Мукшинское на
страницах
районной газеты
«Рассвет» и его
приложения
«Ошмес».
12 Семейные
традиции.
13 История
администрации
МО Мукшинское.
10
2
8
12
3
4
14 Культурное
20
6
14
Экскурсия,
Фронтальный опрос, викторина
с
встречи
интересными,
людьми
интервьюировани
е
Групповая,
индивидуал.
работа
10
10
наследие.
15 Создание
презентаций,
слайдфильмов.
Обработка
собранного
краеведческого
материала
Итого часов
144
63
81
Содержание программы объединения (первый год обучения)
Введение. Краеведение наука о родном крае.
Теория. Вводное занятие. Направления собирательской работы в краеведении.. Практика.
Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы
и поговорки о родном крае, составить кроссворд. 4 ч (2/2)
Знакомство с историей возникновения деревни Мукши и близлежащих деревень. Теория.
Легенды и предания. Практика. Встречи со старожилами. Работа с документами школьного
краеведческого музея. Подготовить мультимедийную презентацию «Вот моя деревня» 8 ч
(3/5)
Наш район на карте. Границы, площадь, административный центр, символика, населенные
пункты. Теория. Физикогеографическое положение: границы, площадь, административный
центр, географические координаты района и населенных пунктов.
Символика. Исторические данные об административном центре. Исторические данные об
административном центре. Практика. Практические задания: нанесите «соседей» нашего
района на контурную карту; нанесите на контурную карту населенные пункты района. с.
Якшур Бодья сегодня (экскурсия)
10 ч (4/6)
Растительный и животный мир. Теория. Видовой состав растительного покрова и животного
мира природного комплекса нашей природной зоны; коренная и вторичная растительность;
численность животного мира. Мультимедийная презентация «Красная книга Удмуртии».
Практика. Работа над исследовательскими проектами «Чекеровский
Лесные ресурсы.
заказник» и «Удмуртский кипарис, можжевельник» 20ч (5/15)
История Мукшиской сельской библиотеки. . 4 ч (1/3)
Откуда пошел мой род. Теория. Родословное древо, технология создания родословного
древа. Изучение родословных великих людей: родословная царских семей Рюриковичей и
Романовых. Практика. Работа над созданием своего родословного древа. 10 ч (4/6)
Топонимика.
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов.
Практика. Встречи со старожилами. (Опрос. Выяснение происхождения названий логов,
полей лесов). 8 ч (2/6)
Их имена навечно останутся в нашей памяти. Теория. Ветераны Великой Отечественной
войны Мукшинского МО, участники 3х войн. Практика. Работа с архивными документами
Теория. в краеведческом музее школы, документами районного архива и ЦГА, встречи с
родственниками 8 ч (2/6)
История Мукшинской СОШ. Теория. Пионерское движение. Пионервожатые школы.
Практика. Встречи с ветеранами педагогического труда. 8 ч (2/6)
История Мукшинского почтового отделения. Теория. Развитие почтового обслуживания в 20
столетии. Сбор материала об истории создания почтового отделения в д. Мукши. Практика.
Встреча с руководителем Мукшинского почтового отделения Работа над составлением
мультимедийной презентации. 8 ч (2/6)
История МО Мукшинское на страницах районной газеты «Рассвет» и его приложения
«Ошмес». Практика. Сбор материала о передовиках сельского хозяйства, ветеранах труда,
участниках трудового фронта, сбор материалов о людях разных профессий. Работа над
мультимедийной презентацией «Трудом красив и славен человек» 10 ч (2/8)
Семейные традиции. Теория. Что такое традиция? Какие бывают традиции. Практика. Сбор
материалов о современных семейных традициях. Проект «Традиции моей семьи» 8 ч
(3/5)
История администрации МО Мукшинское. Теория. Исторические события начала 20ых
годов, повлиявшие на жизнь деревни Мукши и близлежащих деревень. Практика. Сбор
материала об администрации
МО Мукшинское.Председатели сельсовета, главы
администрации. Создание презентации 12 ч (4/8)
Культурное наследие. Теория. Герб и флаг ЯкБодьинского района. Автор символики района.
Герб, флаг и гимн МБОУ Мукшинская СОШ. Практика. Экскурсия в краеведческий музей
с. Як Бодья. Встречи с авторами районной символики с Ивановым Р. Ф.
История создания памятника «Лапоть на счастье» 20 ч (6/14)
Создание презентаций, слайдфильмов. Обработка собранного краеведческого материала
Практика. .10 ч (0/10)
Итого 144 ч (63/81)
Учебный план (второй год обучения)
№
:
п/
п
1
2
Название раздела
Подготовка к
республиканском
у конкурсу
туристской
фотографии
«Нам любые
дОроги
дорОги…» 4 часа
Введение наука
о родном крае
Количество часов Формы
Всег
о
Теори
я
Практик
а
4
1
3
организации
занятий
Формы
аттестации
(контроля)
Групповая,
Индивидуальная
работа
6
2
4
Работа с
литературой и
интернет
ресурсами.
Выполнение
Лэпбук
«Родной край –
частица Мира» Корнями славен
человек
20
10
Вот моя деревня
22
10
17
29
5
7
5 Мой
район
36
ЯкшурБодья
проекта
Урок Групповая,
индивидуальная
работа
Самостоятельная,
практическая
работа
Беседа, экскурсия
групповая работа,
просмотр фильма
Фронтальный
опрос,
тестирование,
фотоколлаж
и
Групповая
индивидуальная
работа, экскурсия.
Работа
с
компьютером.
Предоставление
печатных текстов
рукописи
и
презентация
исследовательско
й работы
Написание эссе,
атрибуция
и
описание
музейного
экспоната
Тестирование
3
4
8
9
6
Готовимся
к
олимпиаде по
историческому
краеведению
7 Моя
исследовательска
я работа
24
8
16
18
7
11
и
Групповая
индивидуальная
работа.
Викторина.
Урок,
индивидуальная
работа,
фронтальная
беседа
с
26
7
19
Работа
рукописями
Шудегова
Евграфа
Васильевича
18
14
12
5
5
3
13
9
9
Народные
игровые
традиции моего
народа
10 «Музей семьи в
–
Удмуртии
виртуальный
музей будущего»
11 Подготовка
к
школьной
краеведческой
конференции
«Шаг в будущее»
Групповая,
индивидуальная
работа, работа на
компьютере.
Получение
печатного
варианта текста
Групповая,
индивидуальная
работа. Урокигра.
Мастеркласс.
Фронтальный
опрос,
тестирование
Групповая,
индивидуальная
работа
Зачет
Консультации,
индивидуальная
работа
Тьюторское
сопровождение 12 История одной
вещи, семейные
реликвии
14
4
10
КонсультацииМин
и конференция
Брейринг
Итого
216
64
152
Содержание программы объединения (второй год обучения)
Подготовка к республиканскому конкурсу туристской фотографии «Нам любые
дОроги дорОги…» 4 ч(2/2)
Теория: Знакомство с положением конкурса. Изучение приемов оформления фотографий.
Практика: Подбор фотографий. Подбор названий к фотографиям. Написание
сопроводительного текста к работам. Оформление работ.
Раздел 1. Введение. Краеведение наука о родном крае. 6 ч.(2/4)
Теория: Повторить понятие «исследование". Человек и его окружение, что может явиться
предметом исследования. Краеведение – что изучает данный предмет. Что такое лэпбук.
Практика: Родной край – частица Мира. Творческое задание подобрать стихотворения,
пословицы и поговорки, кроссворды о родном крае. Подбор фотографий. Оформить лэпбук
на тему «Родной край – частица Мира.»
Раздел 2. Корнями славен человек 20 часов (10/10)
Теория: Наука генеалогия. Генеалогия, виды генеалогических деревьев.
Изучение генеалогических древ великих людей (Рюриковичей, А.С. Пушкина)
Практика: Рассмотрение
генеалогических древ, составленных обучающимися ранее,
доработка древ. Составление генеалогического древа своей семьи.Написание сочинения
«Генеалогическое древо»
Раздел 3. Вот моя деревня 22 часа (5/17)
Теория: История тополей — великанов, стоящих в северной границе деревни. Знакомство с
проектами «Лапоть на счастье» и «Резиденция Вукузё». Правила, алгоритм составления
презентаций.
Практика: Экскурсия к изучаемым объектам. Встреча с Абросимовым А.А. Просмотр
фильма «Рождение лаптя». Написание сообщения по теме «Вот моя деревня».
Индивидуальная работа над исследовательской работой «Вот моя деревня». Корректировка
презентации. Работа с документами, собранными в районном архиве, с газетными вырезками
о жителях деревни.
Раздел 4. Мой район ЯкшурБодья 36 ч. (7/29)
Теория: Знакомство с историей села ЯкБодья.
Знакомство с содержанием
исследовательской работой Вахрушева В. «Великие государи на земле Удмуртской».
Районная Доска почета. Представители МО Мукшинское на районной Доске почета.
Знакомство с рукописями Вахрушева Григория Арсентьевича.)
Практика: Экскурсия в краеведческий музей с. ЯкБодья и краеведческий музей средней
школы. Поиск информации о знаменитых людях района.Составление презентации «Ими
гордится район». Работа над рукописями Вахрушева Григория Арс. Компьютерная верстка.
Раздел 5. Готовимся к олимпиаде по историческому краеведению 24 ч. (8/16)
Эссе, виды эссе. Правила написания эссе. Алгоритм проведения атрибуции музейного
экспоната, описания музейного экспоната.
Практика: Написание эссе на краеведческие темы. Списание оставление музейного
экспоната. Работа по проведению атрибуции музейного экспоната. Викторина «Знаешь ли ты
свой край»
Раздел 6. Моя исследовательская работа 18 ч. (7/11) Теория: Знакомство со структурой оформления и с требованиями к написанию
исследовательской работы: Пояснительная записка, основная часть, заключение и литература.
Практика: написание исследовательской работы.
Раздел 7. Работа с рукописями Шудегова Евграфа Васильевича 26 ч. (7/19)
Теория: Знакомство с биографией автора. С историческими эпохами, описываемыми в
рукописи: Удмуртия в 1516 веках, гражданская война, годы коллективизации,
Сталинградская битва, КПСС.
Практика: Набор и обработка текста на компьютере (компьютерная верстка)
Соотношение описанных в рукописях фактов с историческими эпохами. Создание
тематических брошюр.
Раздел 8. Народные игровые традиции моего народа 18 (5/13)
Теория: Знакомство с удмуртскими, русскими народными играми. Поиск описания народных
игр в интернете, сравнение игр местного населения с играми других народов
Практика: Составление картотеки с народными играми. Разучивание игр с детьми начальной
школы и среднего звена. Составление презентации «Игры, в которые играли наши бабушки»
Раздел 9. «Музей семьи в Удмуртии – виртуальный музей будущего» 14 ч. (5/9)
Теория: Знакомство с правилами создания виртуального музея. Алгоритм создания музея.
Практика: Сбор информации для создания виртуального музея семьи.
Работа над созданием виртуального музея семьи.
Раздел 10. Подготовка к школьной краеведческой конференции «Шаг в будущее» 12ч.
(3/9)
Теория: Уточнение тем для написания исследовательских работ.
Практика: Упорядочение и систематизация имеющихся по теме материалов.
Написание работы, компьютерная верстка
11. История одной вещи, семейные реликвии 14 ч. (4/10)
Теория: Что такое реликвия. Что может стать реликвией
Практика: Выявление семейной реликвии. Сбор материала о семейной реликвии
Составление легенды о семейной реликвии. Презентация своей легенды
Итоговое занятие.
Содержание программы объединения (третий год обучения)
Название
раздела
Количество часов Формы
Всег
о
Теори
я
Практик
а
организации
занятий
Формы аттестации
(контроля)
1
Урок
Тестирование
18
20
Фронтальная,
групповая работа
Викторина
Экскурсия, работа
с документами,
групповая,
индивидуальная
Письменная работа
составлению
по
легенд
к
музейнымэкспоната
№
:
п/
п
1
2
Вводное
занятие.
Письменные
источники
информации
2
28
1
10
3 Школьный
музей
30
10 4
5
Изучение
родного края
30
10
20
Военно
патриотическа
я работа
30
10
20
24
8
16
История
пионерско
комсомольског
о движения на
территории
МО
Мукшинское
24 часа (8/16)
работа
м
Викторина,
тестирование
Экскурсия, работа
с документами,
групповая,
индивидуальная
работа
с
Экскурсии,
встречи
ветеранами,
интервьюирование
,
просмотр
презентаций,
фильмов
с
Встречи
ветеранами,
интервьюирование
,
просмотр
презентаций,
фильмов
Тестирование,
письменный опрос,
написание
исследовательских
работ
написание
исследовательских
работ, составление
презентаций
Итого
144
49
95
памятники: рукописи, берестяные грамоты, краеведческие
Вводное занятие. 2 час
Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие, знакомство с программой кружка.
1. Письменные источники информации 28 ч. (10/18)
Теория: Письменные источники знания о прошлом.
Древнейшие рукописные
сборники.
Практика:
Знакомство с документами письменными источниками школьного музея, фотодокументами.
работа с рукописям
2. Школьный музей. 30 ч. (10/20)
Теория: Положение о школьном музее. Профиль музея, его размещение. Разработка
положения о школьном эскурсоводе.
Практика:
Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической. Подготовка экскурсоводов и
определение порядка их работы. Составление легенд музейных экспонатов
3.Изучение родного края. 30 часов (10/20)
Теория: Территория и границы родного края. Понятие родной край. История края. Родной
край сегодня, перспективы его развития.
Практика: Сбор материала для музея, встреча с односельчанами. Работа с документами
школьного музея.
4. Военнопатриотическая работа 30 ч. (10/20)
Теория: Исторические справки об Составление буклетов и презентаций по афганской,
чеченской войнах, об аварии на Чернобыльской АЭС. Практика: участниках ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Сбор
информации об участии наших земляков в сражениях ВОВ. Сбор информации об участнике
трех войн: первой мировой, гражданской, финской войн Тронине Е.С. Оформление
презентации по теме « Земляки – участники Гражданской войны»
5. История пионерскокомсомольского движения на территории МО Мукшинское 24
часа (8/16)
Теория: историческая справка о в СССР
Практика: Сбор информации об участниках пионерскокомсомольского, тимуровского
движения. Оформление презентации по теме «Связь поколений».
Итого 144 (49/95)
Методическое обеспечение программы
Перечень дидактических материалов к образовательной программе «По малой родине моей».
1. Географические карты мира, Российской Федерации, Удмуртии, ЯкшурБодьинского
района, МО Мукшинское
Государственные символы РФ, Удмуртии, ЯкшурБоьинского района, МБОУ Мукшинская
СОШ
Коллекций фотографий по изучаемым темам.
Оборудование к игровым занятиям, тестовые задания, карточки, анкеты, опросники.
Техническое обеспечение программы
Перечень технических средств к образовательной программе студии «1716»:
1. Телевизор
Фотоаппарат
Флешкарта
Компьютер
Принтер и сканер.
Формы и методы занятий
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения эти методы способствуют обогащению
теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций,
иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования
объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют
развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности
детей, специфику курса “По малой родине моей” необходимо использовать такие формы
проведения занятий как экскурсии, в том числе виртуальные, практические работы. Такие
формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию
народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению
является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока
заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая
изучается (парк, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше
экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то
есть необходимо расширение образовательного пространства.
наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики:
технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые
технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные
технологии. Список литературы для педагога
1. Вахрушев, В. М. О русскоудмуртском словаре. Ижевск: Удмуртия, 1995.
2. Владыкин В. Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов. Ижевск: Удмуртия,
1997
3. Зеленцов, В. Д. К вопросу об основании Воткинского и Ижевского
железоделательных заводов. Сарапул, 1913
4. Клабуков, А. Н. Фольклор в развитии советской удмуртской литературы Сб. статей.
... – 1949. – 15тӥ февр.
5. Луппов, П. Н. К вопросу о происхождении "Повести о стране Вятской. Киров, 1971.
С. 1617.
6. Латышев, Н. Н. Трудящиеся Удмуртии в борьбе колчаковщиной. Сб. документов /
Удмуртский науч.исслед. инт истории, экономики, литературы и языка при Совете
министров
АССР
7. Садаков, М. А. Образование отрядов Красной армии в Удмуртии. Ижевск 1963 г
8. Шибанов, К. И. Борьба за коллективизацию сельского хозяйства Удмуртии . Ижевск
1991.
Удмуртской
Список литературы для учащихся
1. Вахрушев, В. М. О русскоудмуртском словаре. Ижевск: Удмуртия, 1995.
2. Владыкин В. Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов. Ижевск: Удмуртия,
1997
3. Зеленцов, В. Д. К вопросу об основании Воткинского и Ижевского
железоделательных заводов. Сарапул, 1913
4. Клабуков, А. Н. Фольклор в развитии советской удмуртской литературы Сб. статей.
... – 1949. – 15тӥ февр.
5. Луппов, П. Н. К вопросу о происхождении "Повести о стране Вятской. Киров, 1971.
С. 1617.
6. Латышев, Н. Н. Трудящиеся Удмуртии в борьбе колчаковщиной. Сб. документов /
Удмуртский науч.исслед. инт истории, экономики, литературы и языка при Совете
министров
АССР
7. Садаков, М. А. Образование отрядов Красной армии в Удмуртии. Ижевск 1963 г
8. Шибанов, К. И. Борьба за коллективизацию сельского хозяйства Удмуртии . Ижевск
1991.
9. Интернет источники.
10. Исследовательские работы учащихся, выполненных ранее.
Удмуртской
Приложение
Вопросы и задания для проверки начальных знаний:
Россия и государственные символы:
1. Как называется наша страна?
Какие три океана омывают берега нашей страны?
Какие есть океаны?
Какие города вы знаете?
Как называется столица нашей Родины?
В каком году основана столица?
Говорят в России две столицы: какие и почему?
Какие памятники или здания отличают нашу столицу от всех остальных городов?
Каких российских царей и цариц вы знаете?
Какие округа вы знаете? В каком округе находится Удмуртия
Самое большое озеро на территории РФ?
Какие реки на территории Удмуртии вы знаете?
Кто такой президент?
Сколько районов в УР?
Как зовут президента России? Назовите главу Удмуртской Республики
Что такое конституция?
Как выглядит флаг РФ и УР и что означают цвета?
Герб РФ и УР? Что изображено?
Кто знает гимн РФ и сможет исполнить?
Какие театры вы знаете?
Какие музеи знаете?
ЯкшурБодьинский район:
В каком году был основан наш район, наша д. Мукши?
1.
Кто основал д. Мукши?
В какой части УР находится ЯкшурБодьинский район, назовите соседствующие
районы.
Сколько МО на территории района?
Государственные символы ЯкшурБодьинского района?
Какие реки протекают по территории района?
Каких знаменитых земляков знаете?
Какие большие промышленные предприятия находятся в нашем районе?
Общеобразовательная программа объединения « Моя малая родина» (возраст обучающихся 10-16 лет)
Общеобразовательная программа объединения « Моя малая родина» (возраст обучающихся 10-16 лет)
Общеобразовательная программа объединения « Моя малая родина» (возраст обучающихся 10-16 лет)
Общеобразовательная программа объединения « Моя малая родина» (возраст обучающихся 10-16 лет)
Общеобразовательная программа объединения « Моя малая родина» (возраст обучающихся 10-16 лет)
Общеобразовательная программа объединения « Моя малая родина» (возраст обучающихся 10-16 лет)
Общеобразовательная программа объединения « Моя малая родина» (возраст обучающихся 10-16 лет)
Общеобразовательная программа объединения « Моя малая родина» (возраст обучающихся 10-16 лет)
Общеобразовательная программа объединения « Моя малая родина» (возраст обучающихся 10-16 лет)
Общеобразовательная программа объединения « Моя малая родина» (возраст обучающихся 10-16 лет)
Общеобразовательная программа объединения « Моя малая родина» (возраст обучающихся 10-16 лет)
Общеобразовательная программа объединения « Моя малая родина» (возраст обучающихся 10-16 лет)
Общеобразовательная программа объединения « Моя малая родина» (возраст обучающихся 10-16 лет)
Общеобразовательная программа объединения « Моя малая родина» (возраст обучающихся 10-16 лет)
Общеобразовательная программа объединения « Моя малая родина» (возраст обучающихся 10-16 лет)
Общеобразовательная программа объединения « Моя малая родина» (возраст обучающихся 10-16 лет)
Общеобразовательная программа объединения « Моя малая родина» (возраст обучающихся 10-16 лет)
Общеобразовательная программа объединения « Моя малая родина» (возраст обучающихся 10-16 лет)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.