Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа
Направленность:
Социально-педагогическая
Для учащихся 6-7 лет
7 месяцев обучения
Составитель:
Пальшина Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования
Сыктывкар
Направленность программы - социально-педагогическая.
В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания
подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных,коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.
Поэтому проблема адаптации детей в начальной школе стоит очень остро. По
данным обследования среди поступающих в школу 6-летних детей только 40% имеют «внутреннюю позицию школьника» - у остальных она отсутствует, примерно треть 7 летних первоклассников недостаточно готова к школе. Таким образом, подготовленность детей, не посещающих ДОУ, к обучению к школе низка. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллектив сверстников уровень психического развития ребенка.
По этой причине необходимо не только учитывать, но и формировать
готовность учащегося к школе. Зачастую наблюдается несформированная внутренняя позиция школьника, низкий уровень произвольности, завышенная самооценка, интеллектуальная неготовность к обучению, недостатки развития речевой сферы, отсутствие мотивации. В настоящее время старшая группа в детском саду становится для многих детей завершающей, т.е. по содержанию как бы подготовительной к школе.
В связи с этим должна измениться программа воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении. Поскольку скоро это не произойдет, необходимо на местах находить пути решения проблемы качественной подготовки детей к школе.
Данная программа является модифицированной к условиям МАУДО «ДТДиУМ» при МОУ «СОШ 11» микрорайона Нижний Чов, предназначена для учащихся 6-7 лет. Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа «Мир вокруг нас» разработана на основе примерной программы «По дороге к Азбуке» (Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова), призвана обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе по Образовательной программе «Школа 2100» и «Введение в математику» Учебно-методическое пособие «Раз- ступенька, два - ступенька…» Государственная программа Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой «Математическое развитие дошкольников».
Новизна:
- в организации психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения старших дошкольников и их родителей;
- в применении экспериментальной программы стартовых возможностей для детей старшего дошкольного возраста при поступлении в первый класс, независимо от социального уровня семьи, места жительства, здоровья ребенка, этнической принадлежности т.д.
- в создании предпосылок для формирования иноязычных коммуникативных способностей и умений;
Актуальность данной программы обусловлена востребованностью и необходимостью развития системы дошкольного образования детей, а также все более широким распространением во многих школах практики приема детей в первый класс на основании собеседования, вследствие чего педагогически целесообразно заниматься регулярной всесторонней подготовкой ребенка к школе заранее. Главная цель предшкольной подготовки - выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы (декабрь 2004 года, А.Фурсенко).
Цель: - всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для овладения знаниями и умениями; обеспечить усвоение специальных знаний и умений; способствовать эмоциональной активности.
Развивающие:
- развитие основных познавательных процессов;
- развитие коммуникативных качеств, эмоционально-чувственной сферы ребенка;
- развитие навыков произвольного поведения; Воспитательные:
- содействовать в воспитании необходимых личностных социально значимых качеств (воли, целеустремленности, аккуратности, ответственности, собранности, настойчивости).
Методическое обеспечение образовательного процесса
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Мир вокруг нас». Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объектызаместители);
2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). Наряду с принципом наглядности важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым дети осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у дошкольников формируются практические умения и навыки по измерению величин, конструированию и моделированию предметных моделей, навыков счёта, осознанное усвоение изучаемого материала. Предусматривается проведение значительного числа предметных действий, обеспечивающих мотивацию, развитие внимания и памяти старших дошкольников. Исходя из этого, второе важное требование к оснащенности процесса подготовки дошкольников к обучению в школе заключается в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал (разрезные карточки, раздаточный геометрический материал, карточки с моделями чисел, счетные палочки). Предусмотрено 6 часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу:
Характеристика программы:
Вид- общеобразовательная, общеразвивающая
Тип- модифицированная
Направленность – социально-педагогическая Классификация:
- По возрастному принципу – для детей 6-7 лет;
- По масштабу действия – общеучрежденческая;
- По времени – 7 месяцев;
Рабочая программа предшкольной подготовки детей 6-7 лет «Мир вокруг нас» адаптирована с 2017 по 2018 гг. Время проведения: по субботам с октября по апрель (7 месяцев), две группы по 12 – 15 человек, 2 занятия в день в каждой группе.
Продолжительность занятия 30 минут.
Всего 28 недель, 56 часов в год.
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Занятия по подготовке будущих первоклассников обеспечивают преемственность в дошкольном и школьном начальном образовании, психологически готовят детей к школьному обучению.
Ожидаемы (прогнозируемый) результат освоения программы:
В результате занятий у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя); - при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей; - выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам; - объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом
(иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса; - учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений.
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Введение в математику:
- продолжать заданную закономерность;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- вести счет предметов в пределах 10;
- соотносить число предметов и цифру;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы:
Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;
- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности; - обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.
Условия реализации программы
Предметы:
1.Развитие речевых способностей.
2.Развитие математических представлений.
Для эффективной реализации программы используются:
- методические пособия;
- научная, периодическая и познавательная литература;
- рекомендации по вопросам обучения и воспитания старшего дошкольника.
Дидактический материал:
- набор игр и упражнений;
- диск с компьютерными методиками;
- образцы природных материалов (ткань, дерево и пр.) - набор рисунков, схематических и графических изображений; - набор карточек с заданиями.
Средства, используемые для проведения занятий:
- набор бумаги (А4, тетрадь);
- карандаши;
- стирательная резинка; - детские игрушки; - пластилин.
Техническое оснащение:
- наличие необходимого количества рабочих мест;
- наличие рабочего места для подвижных игр.
Учебно-тематический план
Развитие речевых способностей и математических представлений
|
Тема |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1 |
Вводное занятие, Т.Б. Правила поведения. Введение в программу. |
1 |
5 |
6 |
Речь устная и письменная. Упражнение на развитие скорости мышления. Игра «Оканчивание слов». Игра «Набери слово». |
||||
Различие предметов по размеру, форме, цвету. Игра «Узнай что это?». Игра «Говори наоборот». Упражнение для развития произвольного поведения «Раскрась фигуры» |
||||
2 |
Предложение и слово. Упражнение для оценки словесно-логического мышления. Игра «Найди лишнее слово». Игра «Назови одним словом». |
1.5 |
6.5 |
8 |
Пространственные представления. Взаимное расположение предметов. Игра «Юный художник». |
||||
3 |
Звуки в речи. Обозначение звуков буквами. Звукоподражательные упражнения. Упражнения по оценке фонематического слуха. «Пиши кружочками», «Чтение кружочков». Игра «Найди букву», «Какой звук встречается чаще?». |
1.5 |
6.5 |
8 |
Временные представления. Направление движения «Что необходимо знать...» |
||||
4 |
Слог и ударение. Загадки. «Что необходимо». Игра «Ладошки» (определение количества слогов). Игра «Доскажи словечко» (рифма). |
1.5 |
6.5 |
8 |
Сравнение групп предметов. Счёт предметов. |
||||
5 |
Гласные и согласные звуки. Игра «Споем букву». Разгадывание загадок. |
1.5 |
6.5 |
8 |
Название, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Упражнение «Цифровая таблица». Отрезок натурального ряда. |
||||
6 |
Правильное употребление слов-названий предметов, признаков, действий. Игра «Бывает - не бывает». |
1.5 |
7.5 |
9 |
Состав числа. Задачи в стихах. |
||||
7 |
Составление сказки по картинкам, опорным словам. |
1 |
3 |
4 |
8 |
Пересказ знакомой сказки «Теремок». Упражнение «Домик» (оценка умения действовать по образцу). |
0.5 |
2.5 |
3 |
9 |
Закрепление. Повторение |
1 |
1 |
2 |
|
Всего |
11 |
45 |
56 |
Содержание программы
Развитие речевых способностей:
1. Речь устная и письменная. (1 час)
2. Предложение и слово (5 часов)
- О самых дорогих словах - 1 час
- Волшебные слова - 1 час
- Сколько слов вы знаете? (о словарном богатстве русского языка) - 1 час
- Из чего состоит речь (составление рассказов по картинкам) - 1 час
- Закрепление (Игра) - 1 час
3. Звуки в речи. Обозначение звуков буквами (5 часов)
- Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. - 1 час
- Звуки - строительный материал языка - 1 час
- Чтение стихов (наблюдение над использованием звукозаписи. Загадки. Скороговорки.
- 1 час
- Обозначение звуков буквами. Всегда ли звук совпадает с буквой. - 1час
- Закрепление (Игра) - 1 час
4. Слог и ударение. (4 часа)
- Деление слов на слоги. - 1 час
- Нахождение ударного слога. - 1 час
- Смыслоразличительная роль - 1 час
Ударения в таких словах, как «ирис - ирис», «замок-замок» и т.д. Составление предложений с этими словами. - Закрепление (Игра) - 1 час
5. Гласные и согласные звуки (6 часов)
- Гласные звуки. Умение находить в словах гласные звуки - 1 час
- Гласные, указывающие на твердость согласных и гласные, указывающие на мягкость согласных - 1 час
- Согласные звуки. Звонкие и глухие. Согласные парные по звонкости и глухости. - 1 час
- Согласные звуки. Твердые и мягкие. Согласные парные по твердости и мягкости. - 1 час
- Согласные звуки, не имеющие пар по звонкости и глухости, твердости и мягкости.
- 1 час
- Закрепление (Игра). - 1 час
6. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий. (7 часов)
- Слова, обозначающие предмет, события, явления, чувства - 1 час
- Слова, обозначающие признаки предметов. - 1 час
- Слова, обозначающие действия предметов. - 1 час
- Слова, которые пишутся с большой буквы. - 1 час
- Составление предложений с использованием слов, обозначающих признак предмета, близких и противоположных по значению. Слова, которые называют цвет. - 1 час
- Многозначные слова - 1 час
- Закрепление (Конкурс) - 1 час
7. Составление сказки по картинкам, опорным словам. (4 часа)
- Составление предложений, тестов на определенную тему. - 2 часа
- Составление и восстановление любимой сказки по картинкам. - 1 час
- Закрепление (Викторина). - 1 час
8. Пересказ любимой сказки. (1 час) 9. Закрепление. Повторение. (Игра).- (1 час) Развитие математических представлений:
1. Различие предметов по размеру, форме. (3 часа)
- Свойства предметов - 1 час
- Сравнение предметов по размеру, форме, цвету - 1 час
- Закрепление (Игра) - 1 час
2. Пространственные представления. Взаимное расположение предметов.(3 часа)
- Слева, справа. На, над, под. - 1 час
- Между, посередине. Впереди. Сзади. - 1 час
- Закрепление (Игра) - 1 час 3. Временные представления (1 час) - Раньше, позже.
4. Сравнение групп предметов. Счет предметов. (3 часа)
- Один, много. - 1 час
- Сравнение. Знаки «больше», «меньше», «равно» - 1 час
- Счет предметов - 1 час
5. Название, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. (12 часов) - Число 1. Цифра 1. Число 2. Цифра 2-1 час.
- Число 3. Цифра 3.-1 час
- Число 4. Цифра 4.-1 час
- Число 5. Цифра 5.-1 час
- Число 6. Цифра 6.-1 час
- Число 7. Цифра 7.-1 час
- Число 8. Цифра 8.-1 час
- Число 9. Цифра 9.-1 час
- Число 0. Цифра 0.-1 час
- Число 10. Цифра 10. - 1 час
- Отрезок натурального ряда - 1 час
- Закрепление (Игра – путешествие) - 1 час
6. Состав числа. (2 часа)
Вид контро ля |
Цели, задачи |
Содержание |
Форма |
Сроки |
Входя щий |
Проверка готовности к работе (ТБ) |
Знания: техника безопасности, организации рабочего места; |
Тестирование |
октябрь |
Проме жуточн ый |
Проверка теоретических знаний и практических умений по темам |
Умения различать на слух и в произношении все звуки речи, уметь считать и измерять.
|
Тестирование |
декабрь |
Итогов ый |
Определение уровня усвоения учащимися программного материала. |
Основные знания, умения, навыки, заложенные в содержание тем курса. |
Тестирование |
апрель |
Проверка результатов работы, подведение итогов реализации программы будет осуществляться следующим образом:
- беседа-диалог;
- тестирование;
- путем проведения открытых занятий;
- контроль за уровнем подготовки учащихся осуществляется через выполнение практических заданий, опрос, участие в выставках.
Теоретические знания:
Оптимальный уровень: без затруднений воспроизводят материал, демонстрирует понимания, использует полученные знания в новых ситуациях для решения новых проблем, владеет терминологией.
Допустимый уровень: хорошо воспроизводит материал, демонстрирует понимание, испытывает затруднения с переносом знаний в новые ситуации, лучше справляется со стандартными ситуациями, владеет терминологией.
Недостаточный уровень: с трудом воспроизводит материал, знания отрывочны. Для понимания материала нуждается в дополнительных разъяснениях. В новых проблемных ситуациях инертен, нуждается в помощи педагога.
Каждый раздел программы предполагает следующие формы проведения занятий:
- игра (игровые упражнения, подвижные игры); - беседа (анализ, выражение своего мнения); - конкурс (соревновательные элементы).
Также в реализации программы используются следующие приемы организации рабочего времени:
- игровые упражнения;
- психологические этюды;
- пальчиковая гимнастика;
- работа с раздаточным материалом;
- работа с компьютером;
- подвижные игры;
- решение поставленных задач;
- отгадывание загадок;
- работа с бумагой, пластилином, мелкими предметами; - приемы расслабления; - рефлексия.
В комплексе с перечисленными методами широко применяется ряд эффективных приемов воздействия на чувственную сферу и поведение детей: совет, предложение, поощрение, одобрение.
Использование вышеперечисленных методов и приемов способствует успешному развитию воспитанниками основных познавательных процессов, повышению качества педагогического процесса, детской активности в процессе познания, творчества.
1. М.М. Безруких - Ступень к школе. Москва. «Дрофа» 2000г.
2. О.В. Узорова, Е.А.Нефедова - 350 упражнений для подготовки детей к школе. Москва. Аист. 2001г.
3. Л.А.Григорович - 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. Москва. Аист. 2000г.
4. Л.Е. Жукова, Н. С. Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Москва. «Школа - пресс» 2000г.
5. Занятий. Для работы с детьми 6-7 лет. М.: Мозаика - Синтез, 2007 г.
6. О.В.Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир: дидактический материал к занятиям в подготовительной группе. Волгоград. Учитель, 2008 г.
7. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений: Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7лет.- М.: МозаикаСинтез, 2007 г.
Литература для детей и родителей:
1. Г.Т.Дьячкова. Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Учитель, 2007г.
2. Т. В. Сорокина. Занимаюсь математикой: для детей 6- 7 лет. - М.: Эксмо, 2008 г.
3. В.А.Егупова. Хочу читать: для детей 5-6 лет.-М.: Эксмо, 2008 г.
4. Серия обучающих раскрасок «Веселая школа». Москва. Издательство «Розовый слон».
5. К.В.Шевелев. Занимательная математика. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. М..Издательство «Ювента», 2005 г.
6. М.И.Кузнецова. Учимся писать буквы. - Издательство «Омега», 2008
7. Гаврина С.Е. Обучаемся грамоте. Лучшие упражнения для детей 6-7 лет. "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.
8. Гаврина С.Е. Развиваем внимание. Лучшие упражнения для детей 6-7 лет. "ООО "Академия развития". - 2007 г., 16 стр.
9. Н. Павлова «Азбука с крупными буквами». ОЛИСС и «ЭКСМО», Москва, 2011г.
10. «Тетради с заданиями для развития детей»:
а) «Готовимся к письму» - в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г.Киров, 2011г.
б) «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» - в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г.Киров, 2011г.
11. К.В. Шевелёв «Прописи по математике», «Рабочая тетрадь для дошкольников».
Издательство ЮВЕНТА, 2011.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.