Общеразвивающая программа по психологической реабилитации и коррекции «Поверь в себя»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 30.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статистические данные последнего времени говорят о неуклонном росте числа несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Особенно растет количество так называемых «социальных» сирот, т.е. несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признано недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Основными причинами, способствующими распространению социального сиротства, по мнению Е.А. Стребелевой являются: 1. Рост числа детей, рожденных вне брака. 2. Социальная дезорганизация семей. 3. Материальные и жилищные трудности родителей. 4. Нездоровые отношения между родителями. 5. Слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка). Василькова Ю.В. добавляет к этому списку невозможность воспитания родителями детей по состоянию здоровья (умственно отсталые, психически больные). Очень тяжелы для несовершеннолетних последствия социального сиротства: 1. Глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье и психику, приобретенные еще до официальной констатации потери семьи. 2. Аномальное внутриутробное развитие в процессе нежелательной беременности. 3. Отрицательный социальный опыт в период раннего и дошкольного детства. 4. Сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях. 5. Социальное сиротство вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития.
Иконка файла материала программа «Поверь в себя».docx
ГКУ СО  КК «Белореченский СРЦН» Общеразвивающая программа по психологической реабилитации и коррекции Разработчик: Балабанова М.К., педагог­психолог с. Великовечное 2018 год Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Белореченский социально­реабилитационный центр для несовершеннолетних» 1СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВРР ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» ______________________________ «______»_______________20__г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» ______________________________ «______»_______________20__г. Общеразвивающая программа по психологической реабилитации и коррекции  «Поверь в себя» Разработчик: педагог­психолог Балабанова М.К. с. Великовечное 2018 год Пояснительная записка 2Когда   говоришь,   что   думаешь,   думай,   что   говоришь. Следи за своими мыслями, ведь они станут словами. Следи за своими словами  ­  они  приводят к действиям.  Следи   за   своими   действиями,   иначе   они   превратятся   в  привычку.  Следи за своими привычками – они формируют характер. Следи за своим характером ­ он определит твою судьбу.   Лао Цзы Статистические данные последнего времени говорят о неуклонном росте числа несовершеннолетних,   оставшихся   без   попечения   родителей.   Особенно   растет количество   так   называемых   «социальных»   сирот,   т.е.   несовершеннолетних, оставшихся   без   попечения   родителей   вследствие   лишения   их   родительских   прав, признано недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.  Основными   причинами,   способствующими   распространению   социального сиротства, по мнению Е.А. Стребелевой являются: 1.  Рост числа детей, рожденных вне брака. 2.  Социальная дезорганизация семей. 3.  Материальные и жилищные трудности родителей. 4.  Нездоровые отношения между родителями. 5.  Слабость   нравственных  устоев   и   негативные  явления,   связанные   с деградацией   личности   взрослого   человека   (алкоголизм,   наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка).  Василькова   Ю.В.   добавляет   к   этому   списку   невозможность   воспитания родителями детей по состоянию здоровья (умственно отсталые, психически больные). Очень тяжелы для несовершеннолетних последствия социального сиротства: 1.       Глубокие   и   часто   необратимые   воздействия   на   здоровье   и   психику, приобретенные еще до официальной констатации потери семьи. 2.   Аномальное    внутриутробное    развитие    в    процессе    нежелательной беременности. 3.     Отрицательный   социальный   опыт   в   период раннего   и   дошкольного детства. 34.       Сиротство   разрушает   эмоциональные   связи   ребенка   с   окружающей   его социальной   средой,   миром   взрослых   и   сверстников,   развивающихся   в   более благоприятных условиях. 5.   Социальное    сиротство    вызывает    глубокие    вторичные    нарушения физического, психического и социального развития. Актуальность Основными   причинами   направления   детей   в наш  реабилитационный центр являются кризисные явления в семье: конфликтность, алкоголизация и безработица родителей.   У   детей   и   подростков,   поступающих   в реабилитационные   центры,  не сформированы   потребности   в   основных   видах   деятельности,   влияющих   на их социализацию.  Семья   для   большинства   несовершеннолетних   не   является источником   позитивного   опыта   семейной   жизни,   в   семье   отсутствует   пример   для подражания,   не   формируются   нравственные   ориентиры,   ценности   и   семейные традиции, представления о своем будущем, в том числе о будущей собственной семье, отсутствуют трудовые навыки и представления о будущей профессии. Большая часть несовершеннолетних   не   владеет   навыками   организации   собственного   досуга   и нуждается   в   проведении   оздоровительных   мероприятий,   развитии   двигательной активности.  Общее     несовершеннолетних, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития их сверстников, растущих в семье. У них отмечается замедленный темп психического развития, ряд негативных   особенностей:   низкий   уровень   интеллектуального   развития,   бедные эмоциональная   сфера   и   воображение,   несколько   позднее   формируются   навыки саморегуляции   и   правильного   поведения.  У   таких   детей,   выросших   в   условиях эмоциональной   депривации,   возникают   множественные   социально­психологические проблемы,   затрудняется   процесс   социализации.   Работа   с   несовершеннолетними, которым   требуется   защита   и   поддержка,   развитие   самосознания,   помощь   в формировании   позитивного   образа   «Я»,   успешная   социализация   и   социальная адаптация, а также социально­психологическая реабилитация являются важнейшим направлением реабилитационной работы педагога­психолога СРЦН.   психическое       физическое,         развитие   Идея   реабилитационной   программы   «Поверь   в   себя»   заключается   в самоисследовании   и   самосознании   несовершеннолетних   для   предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений. На   основании   проведенной   диагностики   с   помощью   психодиагностических тестов и проективных методов: тест «Самооценка», тест Басса­Дарки, тест Шмишека «Акцентуации   характера»,   тест   «Исследование   особенностей   реагирования   в 4конфликтной   ситуации»   Методика   К.   Томаса,  Hand­test,   тест   «Несуществующее животное»,   восьмицветовой   тест   Люшера,   наблюдение   и   анализ   характеристик, выявились следующие нарушения развития эмоциональной сферы: • слабая эмоциональная и волевая регуляция; • агрессивность; • тревожность; • низкая самооценка; • застенчивость; • неэффективные способы общения с окружающими; • неумение сотрудничать. Цели реабилитационной программы: • выявление и снятие последствий психотравмирующих событий; •формирование   «я»­концепции   (самопринятии,   самоуважение,   чувство   гордости); навыков   социальной   компетенции   (коммуникативных,   взаимодействия,   общения, совместно­распределенных действий и т. д.); •формирование   психологической   готовности   к   совершению   осознанного профессионального выбора с учетом полученных знаний о себе. Задачи реабилитационной программы: • развитие «я»­концепции (самопринятии, самоуважение, чувство гордости, радость от самостоятельно   достигнутого   успеха,   постановка   реального   уровня   притязаний, осознание собственной значимости и т. д.); •   развитие   произвольности   (умение   справиться   со   своими   негативными   эмоциями, нахождение   способов   достижения   успеха,   выделение   конструктивных   способов поведения и деятельности, сравнение конструктивных и неконструктивных способов и их последствий, мысленное проигрывание результатов поведения и деятельности  в разных   ситуациях,   подчинение   нормам   и   правилам,  самодисциплина,   планирование своей деятельности, внутренний план деятельности и т. д.); •   развитие   навыков   социальной   компетенции   (понимание   другого,   умение договориться,   определение   границ   общения   и   вторжения,   самостоятельность   в постановке целей и реализации их в планах, осознание и перспектива будущей жизни, цели самосовершенствования и т. д.); • преодоление эгоцентризма, установка на партнёрство и совместную деятельность; 5• выявление последствий посттравматических стрессовых нарушений (психических, психосоматических, личностных, нарушений доверия к миру и взрослым и т. д.); •   развитие   рефлексии   (осознание   своих   чувств,   понимание   своих   переживаний, актуализация приятных и неприятных чувств, самооценка себя и своих возможностей, сравнение своего продвижения и т. д.); •  развитие умения составлять личный   маршрут   жизненного успеха   на ближайшее будущее на основе полученных знаний. Принципы реализации программы: •   Доверие,   искренность   в   общении;   активность   несовершеннолетних,   творческая позиция, диалогичность. • Ненасильственность общения. При объяснения правил игры, при выборе водящего педагог­психолог   исходит,   прежде   всего,   из   желания   несовершеннолетних,   избегая принуждения. •   Самодиагностика,   т.е.   самораскрытие   несовершеннолетних,   осознание   и формулирование ими личностно значимых проблем. • Неконкурентный характер отношений. Этот принцип будет соблюден в том случае, если удалось создать в группе атмосферу доверия, психологической безопасности. •   Положительный   характер   обратной   связи.   Поскольку   большинство несовершеннолетних в группе нуждаются в поддержке и характеризуются выраженной ориентацией   на   одобрение   окружающих,   необходимо   использовать   положительную обратную   связь,   которая   является   надежным   средством   помощи   ребенку   в преодолении   застенчивости   и   повышении   самооценки,   снятии   напряжения   и релаксации. •Дистанцирование и идентификация. Ситуации неуспешности неизбежны. Иногда они бывают полезными, т.к. побуждают несовершеннолетнего отказаться от каких­либо стереотипов, принять положительный опыт других детей, но в других случаях такие ситуации могут послужить причиной отказа участия ребенка в игре или в занятиях вообще. В таких случаях несовершеннолетнему нужно помочь дистанцироваться от его неудачи Методика и технология реализации:  Данная   программа   разработана   для   психокоррекции   и  предупреждению нарушений эмоционально­волевой сферы,   профилактике трудностей в общении   на основе внутренних и поведенческих изменений у несовершеннолетних 8 – 15 летнего 6возраста,   а   так   же   для  информационной,   профориентационной   несовершеннолетними.   работы   с Каждое занятие определяет свои цели и ставит конкретные задачи. Комплекс составлен так, чтобы было возможно использование в работе отдельно взятых занятий в   зависимости   от   глубины   проблемы   подростков,   приемлема   замена   отдельных упражнений, данных в программе на сходные по цели. Реабилитационная программа «Поверь в себя» включает 3 блока:  1 блок.  Коррекция и развитие эмоционально­волевой сферы. Данный блок состоит из двух разделов:  • групповые коррекционно­развивающие занятий «Я и мир вокруг меня» (28 часов), • индивидуальные занятия (для несовершеннолетних 11­15 лет) «Все грани моего Я» (24 часа), •   индивидуальные   занятия   (для   несовершеннолетних   8­10   лет)   «Я­   неповторимый человек» (24 часа). 2 блок. Занятия  по профилактике трудностей в общении с элементами тренинга  «Я среди людей» (24 часа) 3   блок.   Занятия   по  информационной,   профориентационной   несовершеннолетними «Мой путь к жизненному успеху» (16 часов)   работе   с Режим занятий:  Групповые сеансы эмоциональной разгрузки 1 раз в неделю, по 3 групповых, и по 2 индивидуальных занятия в неделю, продолжительностью 30 – 40 минут, в течение трех месяцев. Используемые технологии: 1. Арт­терапия. 2. Сказкотерапия. 3. Психогимнастика. 4. Сеансы релаксации. 5. Элементы тренинга. 6. Танцевальная терапия. 7Структура занятий. Ритуал приветствия. Игровые упражнения. Упражнения на отработку навыков. Упражнение на закрепление навыка. Выполнение диагностических заданий. Релаксационные упражнения. Рефлексия (подведение итогов занятия). Ритуал прощания. Большое   внимание   на   занятиях   уделяется   обсуждению   различных   ситуаций (мозговой   штурм),   групповым   дискуссиям,   ролевому   проигрыванию,   творческому самовыражению,   самопроверке,   групповому   тестированию.   А   так   же,   чтение рассказов, притч, стихотворений, народных и авторских сказок, пословиц, поговорок, метафор,   литературных   произведений,   просмотру   тематических   презентаций, видеороликов   с   обсуждением,   целью   которых   является   воспитание   этических, нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.  Этапы реализации реабилитационной программы «Поверь в себя»  Диагностический   этап.   Цель:   изучение   особенностей   личностного   развития несовершеннолетнего. Основные этапы: 1. Сбор сведений о несовершеннолетнем.  2. Психологическое обследование несовершеннолетнего.  3. Анализ материалов обследования. 4. Выработка   рекомендаций   для   составления   индивидуальной   программы социальной реабилитации несовершеннолетнего. Коррекционно­развивающий этап. Цель: психокоррекция и личностное развитие несовершеннолетнего. Коррекционно­развивающий   этап   включает   в   себя   групповые   коррекционно­ развивающие   занятия   «Я   и   мир   вокруг   меня»,   «Я   среди   людей»,   «Мой   путь   к жизненному   успеху»   и   индивидуальные   занятия   «Все   грани   моего   Я»   и   «Я   ­ неповторимый человек». 8Этап оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: изучение динамики изменений личностного развития несовершеннолетнего. Основные этапы: 1. Психологическое обследование несовершеннолетнего.  2. Анализ материалов обследования. 3. Выработка  рекомендаций для родителей на постреабилитационный период. Материально­техническое обеспечение программы. Место   проведения   занятий:   кабинет   психолога,   групповых   работ,   сенсорная комната и библиотека. Для   проведения   занятий   необходимо   наличие   магнитофона,   компьютера (ноутбука),   экрана,   мультимедиа   проектора,   доски   и   всех   канцелярских   изделий, используемых несовершеннолетними во время занятий (бумага, фломастеры, ватманы, ручки, цветные карандаши, краски и т.д.). Ожидаемые результаты от реализации программы «Поверь в себя»: повышение культуры общения, стремление к  соблюдению социальных  и моральных норм и правил; способность к самоанализу и контролю за собственные поступки; способность   и   стремление   к   дальнейшему   саморазвитию   и самосовершенствованию личности несовершеннолетнего; сформированность позитивных жизненных целей и чувства ответственности за свое здоровье и состояние собственного тела; сформированность позитивного «настоящего Я» и «будущего Я»; осознанное,   позитивное   отношение   к   труду,   будущему   профессиональному самоопределению. Критерии   оценки   эффективности   реализации  реабилитационной программы «Поверь в себя»: активное участие несовершеннолетних во всех мероприятиях организованных в СРЦН; активное   участие   несовершеннолетних   в   районных,   краевых,   всероссийских конкурсах, викторинах, олимпиадах, выставках; 9высокий уровень сплоченности детского коллектива; высокий уровень удовлетворенности несовершеннолетних жизнедеятельностью в СРЦН; высокий уровень культуры общения, стремление к соблюдению  социальных    и моральных норм и правил; адекватная самооценка несовершеннолетних; высокая стрессоустойчивость несовершеннолетних; умение составить карту образовательного маршрута и программу действий на ближайшее будущее. Содержание реабилитационной программы «Поверь в себя»  1 блок. Коррекция и развитие эмоционально­волевой сферы Цель:  формирование   «я»­концепции   (самопринятии,   самоуважение,   чувство гордости);   навыков   социальной   компетенции   (коммуникативных,   взаимодействия, общения, совместно­распределенных действий и т. д.) Задачи: •   развитие   «я»­концепции   (радость   от   самостоятельно   достигнутого   успеха, постановка реального уровня притязаний, осознание собственной значимости и т. д.); • развитие произвольности (умение справиться со своими негативными эмоциями, нахождение   способов   достижения   успеха,   выделение   конструктивных   способов поведения и деятельности, сравнение конструктивных и неконструктивных способов и их последствий, мысленное проигрывание результатов поведения и деятельности  в разных   ситуациях,   подчинение   нормам   и   правилам,  самодисциплина,   планирование своей деятельности, внутренний план деятельности и т. д.); •   развитие   навыков   социальной   компетенции   (понимание   другого,   умение договориться,   определение   границ   общения   и   вторжения,   самостоятельность   в постановке целей и реализации их в планах, осознание и перспектива будущей жизни, цели самосовершенствования и т. д.); •   преодоление   эгоцентризма,   установка   на   партнёрство   и   совместную деятельность; •   выявление   последствий   посттравматических   стрессовых   нарушений (психических,   психосоматических,   личностных,   нарушений   доверия   к   миру   и взрослым и т. д.); 10• развитие рефлексии (осознание своих чувств, понимание своих переживаний, актуализация приятных и неприятных чувств, самооценка себя и своих возможностей, сравнение своего продвижения и т. д.); 1 раздел. Групповые коррекционно­развивающие занятий «Я и мир вокруг меня» Ознакомительное. Диагностика. Кто я такой? Моя семья.  Я и другие.  Мои эмоции. Эмоции и цвет. Мой темперамент. Я и мое здоровье. Я и мое тело. Учусь оценивать себя сам. Я и мои желания. Мир вокруг меня. Учусь отстаивать собственное мнение. Конфликт.  Я   в   конфликтных   ситуациях.   Активное   слушание.   Умение   слушать   и слышать другого человека. Стресс. Мои ресурсы. Мои творческие способности. Я ­ личность   и   индивидуальность.   Моя   многогранность.   Заключительное.   Повторная диагностика. 2 раздел. Индивидуальные занятия (для несовершеннолетних 11­15 лет) «Все грани моего Я» Вводное занятие. Я для себя, я для других. Что я знаю о себе. Самооценка. Мои качества. Радуга эмоций и чувств. Словарь чувств. Чувства и действия в стрессовой ситуации.   Образ   моего   страха.   Агрессивный   человек   –   это…   Почему   я   злюсь. Жизненные ситуации. На ошибках учатся. Заключительное занятие. 3 раздел. Индивидуальные занятия (для несовершеннолетних 8­10 лет) «Я­ неповторимый человек» Я ­ неповторимый человек. Тайна моего «Я». Мое тело. Мои эмоции и чувства. Язык чувств. Я­ волшебник. Множество решений. Решение и здоровье. Я и моя семья. Способы решения конфликтов с родителями. Я и мои друзья.   Спокойствие, только спокойствие! Можно ли рисковать «по­умному»? Что такое ответственность? Когда на меня оказывают давление.  Учусь оценивать себя сам. Учусь взаимодействовать. Учусь настаивать на своем. Я становлюсь увереннее. Заключительное занятие. 2 блок. Занятия по профилактике трудностей в общении с элементами тренинга «Я среди людей» 11Цель:  способствовать   формированию   различных   сторон   «Я»   подростка: мотивации деятельности, умений и навыков межличностного общения, уверенности в себе и навыков самопознания. Задачи: 1. Вооружить   подростков   системой   понятий,   необходимых   для психологического   анализа   своей   личности,   группы   и   социально­психологических ситуаций. 2. Познать   свои   слабые   и   сильные   стороны   во   взаимодействии   с   другими людьми. 3. Способствовать   формированию   навыков   общения,   умению   слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей. Вводное занятие. Мир во мне. Мир вокруг меня. Моя индивидуальность. Мои проблемы. Управляй собой. Барьеры в общении. Эффективные приемы общения. Я тебя   понимаю.   Взаимопомощь.   Люди   значимые   для   меня.   Итоговое   занятие. Прощание­пожелание. 3 блок. Занятия по информационной, профориентационной  работе с несовершеннолетними «Мой путь к жизненному успеху» Цель:  способствовать   изучению   личностных   особенностей,   интересов   и склонностей подростков; формировать   умение   самостоятельно   выбирать   несовершеннолетними дальнейшего   образовательного   маршрута   с   учетом   полученных   знаний   о   себе   на занятиях. Задачи: 1. Дать подросткам конкретные знания о  себе и научить их освоить методы и приемы психологического познания себя и другого человека; 2. Способствовать нравственному самосовершенствованию несовершеннолетних, их готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей; 3. Познакомить подростков с возможными вариантами выбора образовательного маршрута; 4. Формировать   и   развивать     у   подростков   навыки   самостоятельного   и 12осознанного принятия решения. Введение.  Выбор профессии – дело серьезное.  Кто я, или что я думаю о себе? Стратегия выбора профессии (Хочу­могу­надо). На пути к профессиональной цели. Спектр   моих   способностей,   интересов   и   склонностей.  Мои   личные   жизненные   и профессиональные   планы.  Мое   место   в   мире   профессий.   Стратегия   выбора профессии.   Типичные   ошибки   и   затруднения   при   выборе.   Перспективы   моего образовательного маршрута. Итоговое занятие «Мой маршрут  жизненного успеха». Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Белореченский социально­реабилитационный центр для несовершеннолетних» СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВРР ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» ____________________________ «______»_______________20__г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» ______________________________ «______»_______________20__г. План 13коррекционно­развивающей программы «Поверь в себя» №  1.1 1.2 1.3 1 2 3 Блоки и разделы Коррекция и развитие эмоционально­ волевой сферы Я и мир вокруг меня Все грани моего «Я» Я­ неповторимый человек Количество часов 76 28 24 24 Мой путь к жизненному успеху Я среди людей 16 24  Итого 116 Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Белореченский социально­реабилитационный центр для несовершеннолетних» СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВРР ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» ____________________________ «______»_______________20__г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» ______________________________ «______»_______________20__г. 14Тематический план занятий по коррекционно­развивающей программе «Поверь в себя» Блоки и разделы  Тема занятия Цели и задачи, решаемые на каждом занятии 1 Блок Коррекция и развитие эмоционально­ волевой сферы 1 раздел «Я и мир вокруг меня» Ознакомительное Сообщение   целей   работы группы на занятии; установление эмоционального   контакта педагога–психолога с несовершеннолетними;  сплочение группы.   Диагностика Диагностика   особенностей развития личности;  выявление факторов риска;  формирование программы психокоррекционной работы. общей   Кто я такой?    развитию Способствовать самооценки, адекватной   рефлексии; научить находить стороны положительные личности;   закрепить активный  стиль общения.   Наименование формы работы, упражнений  Срок исполнения Согласно индивидуал ьного плана работы с несовершен но­ летним прощания   мотивация Знакомство.  Упражнение «Имя».  Разминка «Меняются   местами   те, кто…».Анкетирование «Оцените   свои   знания   о себе» .Рефлексия. Ритуал   «Подарок». Тесты:  Учебная (автор Г.А. Карпова).  Тест   WEIS   (автор Векслер).   СМОЛ   (для учащихся 14­16 лет).  Акцентуация   личности (автор   Шмишек   –   для учащихся 12–13 лет).  Анализ семейной тревоги (автор Э.Г. Эйдемиллер). Семейная   социограмма (автор Э.Г. Эйдемиллер). К чему люди стремятся в жизни   (автор   Рокич). Самооценка   (автор   В.А. Ковалев).   Агрессивность (Басса   –   Дарки   в адаптации .А.Цукерман).  Социометрия (автор Д.Морено).  Игра   на   сплочение группы “Островок”. Мини­лекция   «Что   такое самооценка».   Упражнение «Список черт». Упражнение  “Что   в   имени   тебе моём?” Мини­лекция   «Кто я?». Притча  «Ворона и павлин»  Упражнение    «Ласковое   Кол­во часов 76 28 1 2 1 15Моя семья  Я и другие  Мои эмоции   Эмоции и цвет    у Формирование несовершеннолетних представления   о   семейных ценностях   в   современных семьях.           и способам Обучение общения, эффективного снятие   барьеров   в   общении, поведения; коррекция ознакомить   с поведенческими стратегиями поиска оказания поддержки,   с   понятиями: толерантность,   терпимость, уважение прав другого. Выявить   и   дать   знания   о характере   эмоций;   основы эмоциональных   ощущений; учить   выражать   эмоции социально приемлемыми способами.   Выявить   и   дать   знания   о взаимосвязи и проявления эмоции.  цвета       Мой темперамент Определение темперамента несовершеннолетних, научить использовать   положительные характеристики своего темперамента. тип   Я и мое здоровье  Формирование   осознания   как ценности   здоровья   основы   для   успешной реализации жизненных       слово». Упражнение  «Приятно   сказать…». Мини­лекция «Я». Рефлексия. Разминка     “Зоопарк” Мини­лекция «Что такое семья, семейные ценности». Упражнение  «Мозговой штурм». Упражнение   «Семейные истории». Упражнение  «Дерево ценностей».«Неокончен­ ные предложения».  Рефлексия Игра   «Назови   соседа справа». Притча «Ложки». Игра «Я могу, я   умею».Упражнение «Узнавание эмоций»  Упражнение   «Я   в   своих глазах,   я   в   глазах окружающих». Рефлексия   семейных     Мини­лекция «Эмоции». Упражнение   “Эмоции   в мимике”.  Игра   «Угадай эмоцию».Игра «Изобрази эмоцию» Презентация «Мои внутренние друзья и мои внутренние враги» Рефлексия Характеристики   цветов по   Гете.Компьютерный вариант теста Люшера. Упражнение   «Фигуры эмоций».Рефлексия Мини­лекция:  «Темперамент». Задание с карточками. Тест Г. Айзенка на  определение типа  темперамента. Рефлексия Мозговой  штурм «Что  такое здоровье?» Легенда о напыщенном  мандарине. Упражнение  2 1 1 1 1 1 16ценностей;  ощущение актуализация здоровья   и важности   необходимости   бережного отношения к нему. Расширение   опыта взаимодействия   с   телесным образом «Я».         мотивов представление о Дать самоценности   человеческого «Я»;   продолжать   развитие навыков   самоанализа   и самооценки Дать знания о теоретических основах и повысить потребностей, уровень самооценки   подростков Помочь   видеть,   чувствовать, адекватно воспринимать других   людей;   формировать чувствительность к средствам невербальным   общения.       Я и мое тело  Учусь   оценивать себя сам Я и мои желания   Мир   вокруг меня. Учусь   отстаивать собственное мнение умение Формировать сопротивляться   давлению компании.   Конфликт Формирование   у   подростков навыков   бесконфликтного общения   с   окружающими       «Лепим Тест­ игра Что формирует здоровье? Презентация «Твоё  здоровье ­ в твоих  руках». Упражнение   «Пути здорового образа  жизни». Релаксационное  упражнение «Луг­лес­ река­луг». Упражнение  «Улыбка по кругу».  Рефлексия   Мозговой   штурм   «Что мы   делаем   со   своим телом».   Причины стеснительности. Упражнение фигуру». Рефлексия Беседа. «Самооценка». Упражнение   «Какой   он?» Упражнение «Самооценка».Рефлексия Теория   потребностей Маслоу.Упражнение «Каким я хочу быть» Упражнение «Коллаж». Рефлексия Упражнение «Печатная  машинка». Мини­лекция Упражнение «Спички» Упражнение «Передача  чувств прикосновением»   Притча «Добраться до  самого себя». Рефлексия Беседа «Как не  оттолкнуть человека,  говоря «нет»?» («Шаги  отстаивания своего  мнения»). Упражнение  «Просьба – отказ». Беседа «Отличия  отрицательных групп от  положительных». Упражнение «Я не хочу  отвечать на вопрос». Упражнение «Если бы я  вновь оказался в  ситуации …» Упражнение “Молекула” Упражнение “Конфликт  рук”. Упражнение “ В  1 1 1 1 1 1 17людьми. Я в конфликтных ситуациях   Формировать умение адекватно   реагировать   на замечания   в   конфликтных ситуациях. Активное слушание Умение слушать и слышать   другого человека    с   и  активное Ознакомление несовершеннолетних понятием пассивное слушание. Научить несовершеннолетних методам активного слушания.   Стресс   Мои ресурсы Формирование   понятия   о стрессе,   его   причинах, способах   борьбы   с   данным явлением;  выработка   индивидуальной психотехники видоизменения,   ослабления стрессовых переживаний. Формирование у несовершеннолетних знаний о себе и своих ресурсах    Мои   творческие способности Развитие творческого потенциала несовершеннолетнего. Я   ­   личность   и индивидуальность Формирование   возможности распознавать и анализировать свои личностные качества   стране вещей”.  Упражнение “Закончи  предложение”.Рефлексия Мини­лекция: «Конфликт   и   стили   поведения   в конфликтных ситуациях». Определение стиля поведения   в   ситуации конфликта   по   методу Томаса­ Килмана.  Рефлексия Беседа «Мои сверстники» Упражнение «Я слушаю».  Упражнение «Разобраться в проблеме»  Беседа «Почему так  важно говорить и  слушать». «Виды  слушателя» ­ мини­ лекция. «Как слушать  внимательно» ­  рекомендации учащимся. Упражнение «Иностранец  и переводчик». Упражнение «Дай мне  сказать». Рефлексия Упражнение “Фокусировка” Упражнение «Стаканчик” Упражнение   “Жизнь   и смерть”. Рефлексия   Тест "Корректурная проба" устойчивости (Оценка   внимания).   Методика. «Интеллектуальная лабильность»(12­15   лет) Задание «Закончи рисунок».  Мини   –   лекция   «Что такое креативность». Тест Торренса. Упражнение назначение».Рефлексия Упражнение «Волшебное зеркало». Упражнение «Новое «Мои     1 1 1 1 1 1 1 18Моя многогранность Заключительное   Развитие   самоисследования и самосознания несовершеннолетнего   для предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних   и поведенческих изменений Подведение итогов работы.   Повторная диагностика   Отслеживание развития  динамики личности  несовершеннолетних недостатки   и   мои достоинства». Упражнения   «Принятие решения». Притча «Урок бабочки» (дискуссия) Упражнение   «Почему   я заслуживаю   уважения?» Самопрезентация. Рефлексия Анкетирование  «Насколько хорошо ты  себя знаешь».Рефлексия Учебная мотивация  (автор Г.А. Карпова).  Тест WEIS (автор  Векслер). СМОЛ (для  учащихся 14­16 лет).  Акцентуация личности  (автор Шмишек – для  учащихся 12–13 лет).  Анализ семейной тревоги (автор Э.Г. Эйдемиллер).  Семейная социограмма  (автор Э.Г. Эйдемиллер).  К чему люди стремятся в жизни (автор Рокич).  Самооценка (автор В.А.  Ковалев). Агрессивность  (Басса – Дарки в  адаптации .А.Цукерман).  Социометрия (автор  Д.Морено). 2 раздел «Все грани моего «Я» (индивидуально для несовершеннолетних 11­15 лет) Вводное занятие Сообщение   целей   работы   на индивидуальных   занятиях; установление эмоционального   контакта педагога–психолога с несовершеннолетним.   в Знакомство. Анкетирова­ ние «Оцени свои знания о    Упражнение себе». «Глаза     глаза». Релаксационное упражнение   «Волшебное слово».   Упражнение «Мои ощущения в лучах солнца».   Рефлексия. Ритуал прощания. Ритуал приветствия. Упражнение   Многоликое приветствие».Упражнение «Шаровое настроение». Я для себя, я для других Способствовать   усилению ориентации   подростка     на себя   и   на   окружающих людей. 1 1 2 24 1 2 19Что я знаю о себе Осознать   собственную ценность,   уметь   принимать себя таким, какой есть  Самооценка   Дать   представление   о самоценности   человеческого «Я»,   выработать   уверенное поведение   и   позитивное самовосприятие.  Мои качества Содействие формированию у подростка   стремления   к самопознанию и саморазвитию             бабочки».   Притча   Просмотр Ералаша Упражнение «Сколько во мне людей?». Упражнение   «Я   –   в другом   образе».   Притча «Двое   в   пустыне». Обратная связь: упражнение   «   Моя улыбка». Ритуал прощания. Ритуал приветствия. Диагностика настроения. Игра­разминка   «Скажи мне, чем я хорош?» Мой   герб.   Игра   «Три зеркала». Упражнение «Ладошка». Притча   про осла и колодец. Притча «Урок «Ромашка желаний». Рефлексия. Ритуал приветствия. Мини­лекция «Самооценка». «Почему?». выпуска "Необыкновенный концерт". Тест­игра «Восемь кружков». Упражнение "Мои сильные стороны".Изучение общей  самооценки  (опросник   Н). Казанцевой   Г. Стихотворение  М.  «Свет   мой Лазарева зеркальце, скажи» Релаксация.  прощания. Песня «Если добрый ты» Упражнение  «Мои   Притча «О качества». добре   и зле».     Упражнение «Я­ источник чувств». Упражнение   «Маски». Упражнение «Кто я есть на   самом   деле?».  Игра «Темные   и   светлые мешочки».   Сказка «Перчатка».  Ритуал прощания. Ритуал       2 2 2 20Радуга   эмоций  и чувств Создание   условий   для   определения основных способов   распознавания эмоций (мимика, пантомимика, интонации).    Словарь чувств     Чувства действия стрессовой ситуации и в Образ страха   моего Агрессивный человек – это…     навыков Отработка коммуникативного коррекция поведения: эмоциональной   сферы   на основе   отработки   навыка адекватного   эмоционального реагирования. Формирование представления   о   стрессе   и его способах предупреждения и преодоления.         личностной Преодоление   путем тревожности активизации   внутреннего потенциала   подростка   на решение собственных проблем; состояния снятие психического   дискомфорта, коррекция страхов. Научить   безопасным выражения агрессии. разнообразным   способам           лечение» Ритуал приветствия. Упражнение   «Фантом». Притча «Легкое Словарь чувств». Упражнение   «Изобрази эмоцию».   Упражнение «Способы   овладения негативным эмоциональным состоянием». Упражнение       «Словарь чувств».  Ритуал прощания. приветствия. Ритуал   Мини­лекция «Наши чувства   и   эмоции». Упражнение       «Словарь чувств». Упражнение «Банк переживаний». Практическая   работа. Ритуал прощания. Ритуал приветствия. Мини­лекция   «Стресс». Упражнение «Стаканчик». Упражнение   «Копилка проблем».   Способы снятия стресса. Упражнение «Лимон».   Дыхательное упражнение   «Узоры   на стекле».  Ритуал прощания. Ритуал приветствия.   Разминка   Упражнение «Хорошо­плохо». Упражнение   «Расскажи свой страх». Упражнение «Нарисуй   свой   страх». Этюд «Я не боюсь» Релаксация   «Волшебный сон». Ритуал Беседа. «Кактус», неоконченных предложений». Упражнение   «Обзывалки». Упражнение «Мои приветствия. Методика «Тест           2 1 2 2 2 21Почему я злюсь  Актуализация   опыта   и знаний,   относящихся   к эмоциональной сфере. Жизненные ситуации На   учатся ошибках   Знакомство   с   понятиями ситуация», «Жизненная осознание стрессовых ситуаций   и   способов поведения в них.     основ Формирование толерантной коммуникативной культуры: раскрытие содержания понятий   «позитивное   и негативное мышление».   Заключительное занятие Получить   обратную   связь, подвести   итоги,   обсудить результаты.   хочу обидчики».   Упражнение 1,2,3,4,5. Ритуал прощания. Ритуал приветствия.  Мини лекция «Что такое гнев». Упражнение «Шутливое письмо».  Упражнение «Самоконтроль внешнего эмоций». выражения   Упражнение     «Нарисуй свой гнев».  Упражнение сказать "Я   "Спасибо".  Рефлексия. Ритуал прощания. Ритуал приветствия. Упражнение   «Без   рук!». Упражнение   «Ощущения уверенности». Упражнение «Жизненные ситуации». Притча «Шалаш». Релаксационное упражнение.  прощания. Ритуал приветствия.   Диагностика настроения.   Упражнение «На ошибках учатся». Ритуал           Мини­лекция «Позитивное и негативное мышление».   Просмотр презентации «Вода­ источник   информации». Сказка   о   том,   что   могут натворить   темные   мысли. Ритуал прощания. Ритуал   Подведение Упражнение «Неоконченные предложения». «Назови эмоции». Упражнение  «Чемодан  в дорогу».  Ритуал прощания. приветствия.   итогов. Игра   3 раздел «Я­ неповторимый человек»(индивидуально для несовершеннолетних 8­10 лет) Я ­ неповторимый человек  Создать   мотивацию   на самопознание; Ритуал Упражнение   приветствия. «Цвет   1 2 2 1 24 1 22Тайна моего «Я» Мое тело Мои   эмоции   и чувства   Язык чувств способствовать самопознанию и рефлексии.   возможность Дать несовершеннолетнему взглянуть   на   себя   с   разных сторон; расширять   представление   о себе; помочь несовершеннолетнему осознать себя индивидуальность. как           Научить чувствовать собственное   тело,   знать   его   их органы   и   части, функциональное пред­ назначение,   привести   к осознанию   необходимости правил личной гигиены; при­ вить   привычку   соблюдать правила   личной   гигиены, режима дня, закаливаться. Показать,   как   пантомимика связана   с   настроением   и человека; состоянием развивать способность оценивать   настроение   и состояние   человека   по внешним проявлениям.         Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение   адекватно   выразить свое; развивать   умение   выполнять выразительные движения.  Я­волшебник Учить     понимать   себя     и других;   развивать   умение делать   правильный   выбор, сотрудничать со сверстниками.                  о Игра «Кто приветствия. я?». настроения». Самоанализ «Кто   я?   Какой   я?». Упражнение   «Я   в   лучах солнца».   Рефлексия. Ритуал прощания. Ритуал Игра Упражнение «Психологический   Беседа автопортрет». «Как   стать   самим   Упражнение собой?».   «Рисуем себя». Ритуал Рефлексия.  прощания. Ритуал приветствия. работе Беседа различных   частей   тела. Дыхательное упражнение. «Вернись на место». Беседа о личной  гигиене, режиме дня, закаливание. Рефлексия.  Ритуал прощания. приветствия. Ритуал     «Угадай Упражнение  Упражнение эмоцию». «Изобрази   эмоцию». Упражнение   «Способы овладения   негативным эмоциональным состоянием». Упражнение отличия».  прощания. Ритуал приветствия. Вводная   беседа.   Игра «Угадай   и   собери».   Игра «Азбука настроений». Этюды   на   выражение эмоциональных состояний. Рефлексия занятия. Ритуал прощания. Ритуал приветствия. Беседа.  Игра   «цветик   – семицветик». Разыгрывание   ситуаций. Рефлексия занятия. Ритуал прощания. «Найди Ритуал     1 1 1 1 1 23Множество решений Решение здоровье.   и         что   принятие Показать, решения оптимального   после возможно   лишь критического   осмысления ситуации; особенности принятия   персонального   и коллективного решения; сформировать представления о   том,   как   отстаивать   свою точку   зрения   при   принятии коллективного решения. Формирование эстетического вкуса,   навыков   личной гигиены, бережного отношения   к   одежде   как сохранения средству здоровья при­ влекательности  и         Я и моя семья Формировать   убеждение   о важности   семьи   в   жизни человека. Способы решения конфликтов с родителями   Я и мои друзья Формирование представлений   о   причинах возникновения   конфликтов между   близкими   людьми   — детьми и родителями, умения устанавливать   причинно­ следственные связи, характеризующие конфликтную   ситуацию   с родителями; навыков   конструктивного разрешения ситуации.   Формировать   способность конструктивно взаимодействовать с членами формальной и неформальной групп по достижению общей цели Ритуал приветствия. Моделирование ситуаций. Игра «Воздушный шар» Отработка стратегии решения. Продолжить Рефлексия занятия. Ритуал прощания     личной принятия   фразы. Ритуал приветствия. Игра   «Одень   куклу». Разогревающее упражнение   «Назвать предметы одежды». Игра «Соберем   чемодан   в дорогу». Игра «Картинки перепутались». Рефлексия занятия. Ритуал прощания Ритуал приветствия. Рисунок «Члены семьи». Этюды   «Утро в семье», «Вечер в семье», «Празд­ ник   в   семье»   и   т.   п. Рефлексия занятия. Ритуал прощания Ритуал приветствия. Упражнение   «Я   хочу...». Упражнение «Однажды я видел…»     Отработка стратегии   поведения   в ситуации   конфликта. Рефлексия занятия. Ритуал прощания.       дела Ритуал приветствия. Игра «Три одновременно». Упражнения «Волшебный   телефон», «Пожалуйста», этюд мальчик». «Добрый Рефлексия занятия. Ритуал прощания.     1 1 2 2 2 24Спокойствие, только спокойствие! Формирование психологической   готовности к адекватным действиям при ситуации, экстремальной   развитие психических качеств   наблюдательности   и внимания.     Можно ли рисковать   «по­ умному»? Формирование   убеждения   в необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным   риском   для здоровья и жизни.     Что такое ответственность?   Формирование умения прогнозировать   негативные последствия   проступков   и чувства   ответственности   за них. Когда   на   меня оказывают давление Объяснить,   что   давление   — одна   из   форм   влияния   на людей; показать, что влияние может иметь положительные и отрицательные последствия.   Учусь   оценивать себя сам.    представление   о Дать самооценке; предоставить   возможность оценить себя. Учусь взаимодействовать Способствовать   пониманию несовершеннолетним важности отношений взаимодействии уважительных во           Ритуал приветствия. Игры   «Что   изменилось», «Близкие знакомые», «Вспомнить   все»,   «Пада­ ющий   листок»; упражнения «Наблюдательность»,   « Запрещенное   движение   ». Рефлексия занятия. Ритуал прощания Ритуал приветствия. Дискуссия на тему «Риск —   благородное   дело?». Тестирование по опроснику   «Тенденция   к риску».  Рефлексия занятия. Ритуал прощания.  Ритуал приветствия. Отработка   личной   стра­ тегии.   Упражнение   «Не ошибается тот, кто ничего не   делает».   Упражнение «Закончи фразу». Рефлексия занятия. Ритуал прощания. Ритуал приветствия. Прослушивание музыкальных   отрывков. Чтение   рассказа «Розовое платье». Дискуссия     «Всегда   ли надо сопротивляться давлению?».    Рефлексия занятия. Ритуал прощания. Ритуал приветствия. Дискуссия   «Что   такое самооценка». Упражнение кружков».  занятия. прощания. Ритуал приветствия. Беседа.  Дискуссия   по басням   И.А.   Крылова «Лебедь, Рак и Щука» и «Квартет».   Упражнение «Разрезанная   картинка». Рефлексия занятия.   8 Рефлексия Ритуал «                 2 1 1 1 1 1 25Учусь   настаивать на своем Научить   отстаивать   свои интересы   в   неагрессивной форме; дать   о возможности   отказа   в ситуации давления.   представление становлюсь Я   увереннее Способствовать преодолению неуверенности в себе. Заключительное занятие Подведение итогов. 2 Блок «Мой путь к жизненному успеху» Введение      положительной предстоящих Создание мотивации занятий; знакомство   со   структурой занятий. Ритуал прощания. Ритуал приветствия. Беседа по теме занятия. Упражнение   «  Как противостоять настойчивым предложениям, давлению?». Упражнение  «Приемы неагрессивного отстаивания   своего мнения».  Рефлексия занятия. Ритуал прощания.     Ритуал приветствия. Беседа «Неуверенность   в   себе   и   ее   причины". «Советы   неуверенным». «Неуверенный Этюд человек».     Объяснение смысла   поговорок:   «Не ошибается   тот,   кто ничего   не   делает»,   «На ошибках учатся». Рефлексия занятия. Ритуал прощания.     приветствия. итогов.     Ритуал Подведение Упражнение «Неоконченные предложения». Рефлексия   Ритуал прощания. занятия.          Ритуал   приветствия Знакомство с содержанием курса.   Информационная карта   профессионального старта. «Составление карты   образовательного маршрута».     Притча «Доверие».     Упражнение «Представление»,   «Покажи,   кто   он?». ритуал Рефлексия,         1 1 1 1 26 16Выбор   профессии – дело серьезное  Кто  я,  или  что  я думаю о себе?  Стратегия выбора профессии (Хочу­ могу­надо)  Осознание несовершеннолетними   своих профессиональных намерений, склонностей. интересов,       Научить подростков выделять важные вопросы, на которые   помогает   ответить психодиагностика   (Кто   я? Чего хочу? Что могу?);  про­ яснение   «Я—концепции»; развитие умения анализировать   и   определять психологические характеристики   —   свои   и окружающих людей. Раскрытие   понятий   «хочу»,   «Хочу» «могу», (желание человека выбранным заниматься делом;   (его выполнять способность данную   работу)   и   «надо» (востребованность этого вида деятельности   на   рынке труда)   «надо». «могу»         На   пути   к профессионально й цели Определение профессиональной направленности несовершеннолетних; осознание     приветствия. о прощания. Ритуал   Беседа профессиональной направленности.   Работа   со словарем профессий. Шесть   профессиональных личности. типов Рефлексия, ритуал прощания. Ритуал Беседа Методика «Кто я?». Упражнение «Настроение». Рефлексия, ритуал прощания. приветствия по теме.                         Ритуал   приветствия Основные компоненты профессионального успеха, удовлетворенности работой: определение понятий   «хочу»,   «могу», «надо».   «Хочу»   (желание человека заниматься выбранным   делом;   «могу» (его способность выполнять   данную   работу) и «надо» (   востребованность   этого вида   деятельности   на рынке труда). Притча «Возможности   результат». Анкета   Упражнение профессию», «Контраргументы», «Мои   добрые   дела». Рефлексия, ритуал прощания. Ритуал приветствия.  Планирование  профессионального пути. Возможность «заглянуть  в будущее» с учетом  «Ориентация»   «Угадай и   1 2 2 1 27несовершеннолетними   своих профессиональных предпочтений; отработка навыков преодоления   препятствий на пути к достижению целей.       уровня общих Определение развития способностей несовершеннолетних; знакомство   с   понятиями «способности»,   их   ролью   в жизни трудовой деятельности человека.  и       моих Спектр способностей, интересов   склонностей и   личные Мои жизненные и профессиональны е планы   Научить   строить   схему профессионального   образа будущего;   подвести   к пониманию того, что ЛПП — составляющая   часть   личных профессиональных и жизненных целей.   Мое место в мире профессий   «формулы» Составление своей   будущей   профессии (или профессии­мечты);       полученных знаний.  Личные жизненные и  профессиональные  планы.     Притча  «Единственный выход      Ролевая игра «Убеди  "предков"», упражнение  «Мечты». Рефлексия,  ритуал прощания. приветствия. Ритуал Знакомство с понятиями «способности», их ролью в   жизни   и   трудовой деятельности   человека. Что   такое   интересы   и профессиональные их наклонности,   взаимосвязь   и   роль   при выборе профессии.  Притча   «Почему   не все?». Методика полярных профилей, «Профиль». Упражнение    «Я   в   лучах   солнца», «Профессия – необходимое   качество». Рефлексия, ритуал прощания. Ритуал приветствия. Мир профессий и твое место в   Обзорная психологическая классификация профессий   по   Е.А. Климову.  Составление «формулы» своей будущей профессии (или профессии­мечты). Активизация   процесса рефлексии: решение психологических   задач (угадывание   профессий по формуле). Игра    «Классификация профессий   по   типам». Рефлексия, ритуал прощания. Ритуал приветствия. Мир профессий и твое место в   нем.  Активизация нем.             1 1 2 28процесса   активизация решение рефлексии:   задач психологических (угадывание   профессий   по формуле).   Стратегия выбора профессии Обучение   стратегии   выбора профессии:   знакомство   с факторами, которые необходимо   учитывать   при выборе профессии.   Типичные ошибки и затруднения при выборе Анализ   типичных   ошибок   и затруднений   при   выборе профессии;  научить подростков избегать ошибок, сопутствующих выбору профессии.   Перспективы моего образовательного маршрута.    Подведение итогов, проверка степени   усвоения   теоре­ тической информации, результативности диагностического   и   ин формационного блоков программы;  активизация рефлексии. процесса           рефлексии: приветствия. стратегии   Схема процесса решение психологических   задач (угадывание   профессий по формуле). Упражнение  «Формула» моей профессии». Рефлексия, ритуал   прощания. Ритуал   Обучение выбора. построения профессионального образа будущего. Ошибки,   сопутствующие   выбору карьеры. Информация об   актуальном   состоянии рынка   труда,   о   профес­ сиональном   учебном пространстве   региона. Рефлексия, ритуал прощания. Ритуал приветствия.   Ошибки,   сопутствующие выбору.  Обучение стратегии выбора. Притча   «Узелок   на память».     Упражнение «Факторы,   влияющие   на профессии.   Рефлексия, ритуал прощания. Ритуал   приветствия. Твои перспективы. Самоанализ   готовности к   профессиональному   Подведение старту. итогов,   проверка степени усвоения теоре­ тической и практической информации на полученных занятиях.  Составление школьниками   психоло­ гических рекомендаций. Проективный рисунок «Я лет». через 10                 1 1 2 29Итоговое   занятие «Мой   маршрут жизненного успеха»   анализ Обобщенный полученных данных на основе создание мониторинга;    маршрута личного жизненного   успеха     на ближайшее будущее.       ритуал Рефлексия, прощания.        приветствия. Ритуал Обобщенный анализ полученных   данных  на основе мониторинга.   Притча   «   О   вечной жизни».         Упражнение «Телеграмма». Рефлексия, прощания.        ритуал     3 Блок «Я среди людей» Вводное занятие   Определение   особенностей личности каждого несовершеннолетнего; создание психологической безопасности. климата   24 Игра   «Визитка».   Игра «Если   бы   я…».   Игра­ разминка   «Молекулы». Игра   «Мои   добрые   дела». Ритуал «Прощание».  Мир во мне климата   Создание психологической безопасности; выяснить,   как   участники группы   воспринимают   себя, какие   черты,   стороны   своей личности   они   оценивает   как положительные, какие считает отрицательными; формирование   установки   на взаимопонимание.     приветствия Ритуал «Здравствуйте».   Игра «Кто   я?».   Упражнение «Интервью».   Игра­ разминка «Молекулы».   Проективный   рисунок «Я   –   идеальное   и   Я   – реальное».  Ритуал прощания «Улыбка другу».       другого, Мир вокруг меня Понимание того, как человек видит   какие качества   личности   другого для него наиболее значимы и как   это   соотносится   с ценностью своих собственных качеств, то есть несколько адекватно человек воспринимает  других людей, возникающих вокруг ситуации и мир в целом. Способствовать дальнейшему сплочению группы, процессов углублению   самораскрытия.   Учить находить   в   себе   главные индивидуальные особенности,   свои   особенности. Моя индивидуальность определять личностные         приветствия Ритуал   Игра «Здравствуйте». «Умение вести разговор».   Игра   «Пойми меня».   Игра­релаксация «Заросли. Игра Ритуал «Таможня». прощания «Улыбка другу».         Ритуал приветствия  «Ассоциация». Упражнение «Легкие   пути   ведут   в тупик».   Релаксация   Я, «Здравствуй,   мой любимый».     Упражнение «Мой   портрет   в   лучах солнца».  Упражнение «Все мы». Разминка      1 2 2 2 2 30Мои проблемы Управляй собой Барьеры общении   в Эффективные приемы общения Я тебя понимаю Обучение   осознанию   своих проблем   и   поиску   их преодоление решения, трудностей, мешающих полноценному самовыражению и общению.     Развитие навыков управление эмоциональным   состоянием. Работа   с   негативными Обучение эмоциями. методам нахождения решения   в   конфликтных ситуациях.         прийти Помочь к положительному восприятию барьеров общения, а не уйти от них или подавить их.   Знакомство   с   приемами общения, расширение представлений   о   способах самоанализа и самокоррекции   в   сфере общения,   развитие   базовых коммуникативных умений.     Углубление самоанализа, совершенствование   умений эффективного общения, коммуникативных навыков.           Рефлексия. «Записки». Ритуал прощания. приветствия Ритуал «Тесный круг». Разминка «Светский   прием». Беседа  «Наши  проблемы».   Разминка «Записки».   Игра   «Свое пространство». Рефлексия. Ритуал прощания «Спасибо, до свидания». Ритуал приветствия  «Тесный круг». Разминка «Какого я цвета?».  Теоретическая часть  «Решение ситуации».   Разминка «Аукцион».  Игра «Счет до 10».  Рефлексия. Ритуал  прощания «Спасибо, до  свидания». приветствия Ритуал     Игра «Тесный   круг».   Теоретическая «Купе». часть   «Барьеры   общения». Игра «Публичное выступление», обсуждение  Разминка   «Поздороваться как…».Рефлексия, анализ, ритуал прощания «Спасибо, до свидания»  Ритуал «Тесный круг». Разминка  «Испорченный телефон». Теоретическая   часть   «Что такое (в процессе  проводятся игры: «Передай   другому,   «Что помню?», «Марфуша»), все обсуждается.   Разминка «Сообщение». анализ, Рефлексия, ритуал прощания   «Спасибо   за   приятное занятие» Ритуал «Тесный круг»  Игра   «Твое   будущее Разминка   «Карлики   и великаны   Теоретическая   общение?»   приветствия приветствия           2 2 2 2 2 31Взаимопомощь Люди   значимые для меня Итоговое занятие. Прощание – пожелание.      Осознание собственного влияния   на   других   людей   и значимости их в своей жизни, поиск способов расположения людей к себе, упрочнение   благоприятного климата для отношений.   Развитие   уважения   к окружающим людям, доверия нахождение к   положительных   сторон личности. ним,       чувства Закрепление собственной значимости; закрепление межличностного общения; чувства утверждение групповой поддержки, близости, значимости группы навыков                 часть приветствия приветствия часть   «Другой   акцент» Разминка   «Посылка» Игра   «Я   тебя   понимаю» анализ, Рефлексия, ритуал   прощания «Спасибо, до свидания» Ритуал «Тесный круг». Разминка  «Пишущая машинка»  Теоретическая «Вежливость», выработка  правил  вежливости  Игра «Друг для друга». «Доброе Разминка слово» Рефлексия, анализ, ритуал прощания «Спасибо   за   приятное занятие» Ритуал «Тесный круг»  Разминка слова»  Теоретическая часть «Значимые   люди»     Игра «Слепой   и   поводырь»,   Разминка обсуждение. «Крокодил»     Игра «Объявление» Рефлексия, анализ,   ритуал   прощания «Рука на руку» Ритуал «Тесный круг».  Разминка «Песня вслух и про   Игра «Необитаемый остров». Разминка «Подарки».  Обсуждение «Записок».  Игра «Прощай».  «Хлопки», Разминка ритуал прощания «Спасибо   за   приятное занятие».   «Приятные приветствия себя».           2 2 2 32Список использованной литературы: 1. Анн Л.Ф. Психологический  тренинг с подростками. – СПб., 2003. 2. Абрамова И.Г. Рискология – наука о поведении  человека  в ситуации  выбора. – Спб: СПбГУП,1999. 3. Абрамова   И.Г.   Игротехнические   приёмы   (Рекомендации     для     организации игровых занятий  в школе). – СПб, 1992. 4. Белова, С. В. Аргументация в пользу ценности здоровья [Текст]/ С. В. Белова // Учитель. – 2003. – № 4. 5. Битянова, В. Н. Психология личностного роста. [Текст]/ В. Н. Битянова. – М., 1996. 6. Вайнер,   Э.   Н.   Образовательная   система   и   здоровье   учащихся.   [Текст]/   Э.   Н. Вайнер. // Валеология. – 2003. 7. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога М.,2002 8. Вачков. И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. [Текст]/ И. Вачков. – М., 2000. 9. Грецов   А.Г.   Выбираем   профессию.   Советы   практического   психолога.   ­   С.­ Петербург, 2005. 3310. Грецов А.Г. Тренинг общения  для  подростков. – ЗАО Издательский  дом Питер, 2006. 11. Детская     психодиагностика   и   профориентация   /   Ред.­сост.   Л.   Д.   Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» – Ростов н / Д: « Феникс», 1999. 12. Зеер   Э.Ф.   Психология   профессий:   Учебное   пособие   для   студентов   вузов.   – М.,2005. 13. Иванова Г. П., Иващенко Г. М., Раева В. М., Репринцева Г. И., Ширинский В. И. Программы   социальной   реабилитации   несовершеннолетних.   –   М.:   ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. 14. Климов Е. А. Как выбирать профессию. — М., 1984. 15. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989. 16. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М., 2005. 17. Минкова Э. А. Особенности  личности  ребёнка, воспитывающегося  вне семьи. // Очерки. о развитии детей, оставшихся  без  родительского  попечения. – М.: ТОО «Симс»,1995. 18. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996. 19. Прихожан   А.М.  Психологический   справочник,  или   Как   обрести   уверенность   в себе. – М., 1994. 20. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. Методические разработки занятий социально­психологического тренинга. ­ М, 1993. 21. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники ( 8­11). – М., 2005. 22. Психогимнастика  в тренинге. / Под редакцией  Н.Ю. Хрящевой. – СПб., 1998. 23. Психология подростка. Полное руководство / Под ред. А.А.Реана. – М., 2003. 24. Рудестан К. Групповая  психотерапия. – Спб.,1998. 25. Сапрыкина   Т.Н.   Решение   проблем     социальной   адаптации   воспитанников   (из опыта   работы   детских   домов) //Сиротство   России: право   ребёнка на семью. Материалы  конференции. 26. Смид Р. Групповая  работа  с детьми  и подростками. – М., 2000. 27. С. Социально­ психологический  тренинг в школе. – М., 2001. 3435