Класс 8
Тема: Общество как форма жизнедеятельности людей
Тип урока: изучение нового материала.
Общество как форма жизнедеятельности людей
Цели:
дать целостное представление об обществе и его структуре;
способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся;
развитее умения применять полученные знания в новой коммуникативной ситуации;
развитие умения работать в команде.Общество как форма жизнедеятельности людей
Класс 8
Тема: Общество как форма жизнедеятельности людей
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
дать целостное представление об обществе и его структуре;
способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся;
развитее умения применять полученные знания в новой коммуникативной ситуации;
развитие умения работать в команде.
Ход урока:
Организационный момент
Актуализация знаний учащихся по теме «Быть личностью»
Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала.
План:
Что мы называем обществом?
Основные сферы жизни общества.
Ступени развития общества.
Может ли человек жить вне общества?
Работа с учебником с14.
Дети: нет человек не может выжить вне общества, т.к. только в обществе он становится
человеком.
Но Робинзон Крузо жил на острове..
Дети: Он выжил потому что у него были знания и навыки разных видов деятельности.
Что такое общество?
Общество — это система связанных друг с другом каким-либо образом людей. Связью
общества может служить социальное происхождение индивидов, их интересы, общая
работа, выполнение каких-либо схожих обязанностей, работ и просто территориально
близкое местонахождение, обязывающее и располагающее к общению.
Общество – это часть материального мира, не разрывно связанное с природой,
включающее в себя формы и способы взаимодействия людей.
Первое и, пожалуй, самое важное для историка и этнолога значение термина «общество»
— отдельное, конкретное общество, являющееся относительно самостоятельной
единицей исторического развития. Этот смысл слова «общество» очень часто не
отличают от другого его значения — общества вообще, в котором выражается то общее,
что присуще всем конкретным отдельным обществам, независимо от их типа,
индивидуальных особенностей, времени существования и т.п. А отличать эти два смысла
слова «общество» крайне необходимо для любого обществоведа, историка прежде всего.Взаимосвязи в процессе деятельности называют общественные отношения.
Основные сферы жизни общества.
Задания по группам дайте характеристику:
1группа –политической сфере
2группа –экономической сфере ,
3группа — социальной,
4группа –духовной
На сохранение целостности общества и регулирование разнообразных отношений между
людьми направлены социальные нормы — правила поведения, которые складывались в
соответствии с потребностями общества. Эти нормы могут иметь форму:
дозволения, т. е. разрешения вести себя определенным образом; приписанная, т. е.
указания на требуемые действия;
запрета, т. е. указания на действия, которых не следует совершать.
Иными словами, социальные нормы показывают, какие поступки общество одобряет, а
какие не одобряет. К числу древнейших социальных норм относятся обычаи. Широко
распространены обычаи гостеприимства, уважения к старшим и др. Вы хорошо знаете
также традиции празднования Рождества и Нового года. Этим нормам следуют огромные
массы людей.
К наиболее значимым относятся моральные и правовые нормы, о которых пойдет речь в
следующей главе учебника. Здесь же отметим, что общество через социальные нормы
дает каждому человеку образцы поведения. Для каждого человека социальные нормы
служат мерой его поведения, которой он руководствуется. А для общества нормы
являются критерием оценки этого поведения. Нарушение любых социальных норм в
обществе осуждается, а нарушение некоторых из них может повлечь за собой строгие
санкции: лишение свободы и другие наказания.
Ступени развития общества.
Аграрное
Индустриальное
Постиндустриальное
Основные характеристики аграрного общества:
-относительно слабая социальная дифференциация (она, тем не менее, достаточно
высока в сравнении с большинством охотничье-собирательских обществ)
-преобладание сельского населения
-основной тип производства — сельское хозяйство
-некоторое развитие добывающих отраслей
-незначительное развитие промышленных отраслей
Аграрные общества трансформируются в индустриальные в результате промышленной
революции.
2История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто
это революции разных типов.
Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен»
посредством разных критериев.
Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее
максимально возможное.
Основа экономики — институт достигшей высокого развития частной
собственности. Право собственностирассматривается как естественное и неотъемлемое.
Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений
практически не ограничены.
Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество.
Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве
неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах
взаимной ответственности.
Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к
изменениям, новациям.
Для индустриального общества характерны:
- резкий рост промышленного и сельскохозяйственного производства невообразимый в
предшествующие эпохи;
-бурное развитие науки и техники, средств коммуникации, изобретение газет, радио и
телевидения;
-резкое расширение возможностей пропаганды; резкий рост населения, увеличение
продолжительности его жизни;
-значительное повышение уровня жизни в сравнении с предыдущими эпохами;
-резкое повышение мобильности населения; сложное разделение труда не только в
рамках отдельных стран, но и в международном масштабе; -централизованное
государство;
-сглаживание горизонтальной дифференциации населения (деление его на касты,
сословия, классы) и рост вертикальной дифференциации (деление общества на нации,
«миры», регионы).
Постиндустриальное общество — это общество, в экономике которого в результате
научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет
перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.
-Производственным ресурсом становятся информация и знания.
-Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными
качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и
креативность работника.
IV. Закрепление изученного материла.
Ответьте на вопрос:
31. На рубеже XX и XXI вв. наиболее развитые страны мира вступил
а) традиционное общество
б) индустриальное общество
в) информационное общество
г) аграрное общество
2. Первой ступенью в развитии общества было
а) индустриальное общество
б) информационное общество
в) земледельческое общество
г) общество охотников и собирателей
Домашнее задание.
Прочитать параграф 2.
Рубрика в классе и дома № 1, 2.
Рубрика «Говорят мудрые» Написать эссе: «Человек не должен жаловаться на времена —
из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить
его». Т. Карлейль (1795 -1881, английский историк.)
4