Рассмотреть общество как единую социальную систему
Образовательные: Дать понятие социальной системы, определить основные вопросы, которые изучает социология , назвать предмет и объект социологии, как науки.
Развивающие: Формировать умения учащихся анализировать, делать выводы. Развивать мировоззрение учащихся.
Воспитательные: Воспитывать философское мышление, формировать чувство взаимной ответственности, потребности в сотрудничестве, воспитывать у учащихся коммуникативные качества ( умение слушать, работать в парах, группе, излагать свои мысли).
Общество как система взаимодействия..docx
№ урока_____________________ Дата проведения урока:__________________
Тема урока: Общество как система взаимодействия.
Цель:
Задачи урока:
Рассмотреть общество как единую социальную систему
Образовательные: Дать понятие социальной системы, определить основные
вопросы, которые изучает социология , назвать предмет и объект социологии, как
науки.
Развивающие: Формировать умения учащихся анализировать, делать выводы.
Развивать мировоззрение учащихся.
Воспитательные: Воспитывать философское мышление, формировать чувство
взаимной ответственности, потребности в сотрудничестве, воспитывать у
учащихся коммуникативные качества ( умение слушать, работать в парах, группе,
излагать свои мысли).
Вводная часть: Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней готовностью
учащихся к уроку формирование компетентности , настроить учащихся на урок, объяснение учащимся
хода урока.
Ход урока
2. Основная часть:
Проверка д/з.
Назовите уровни социологии?
1.
2. Какие особенности социологии рассматривал О. Конт?
3. Назовите уровни социологического знания?
3. Объяснение нового материала. План:
1. Виды социальных взаимодействий.
2. Социальные группы, их классификация.
Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются
люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый
характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.
Социальная связь – это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность в конкретных
общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются
не по прихоти людей, а объективно. Установление этих связей диктуется социальными условиями, в
которых живут и действуют индивиды.
Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие
друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные
действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями,
влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность. Взаимодействие
приводит к становлению новых социальных отношений. Социальные отношения это относительно
устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами. Целостной системе
присуще множество связей, взаимодействий и отношений.
Структура общества может быть рассмотрена в разных ракурсах:
выделение сфер (подсистем общества) общественной жизни: экономической, политической,
социальной, духовной;
выделение в общественной жизни процессов функционирования и развития: социализации,
институционализации, социальной организации и контроля.
В процессе становления социологической теории общества сложились три разные модели
представления о нем.
1. Номиналистическая; представляет общество как сумму индивидуумов, преследующих свои
интересы и сознательно выбирающих себе правила поведения за их полезность в достижении
желаемых результатов. Общество есть результат воображаемого договора между свободными и
равными индивидами.
2. Органическая; общество конструируют по образцу организма, элементы которого – люди, и
способы их взаимодействия – органически взаимосвязаны и поддерживают внутри известное постоянство отношений. Динамика развития общества и законы его функционирования выводятся
из целей и потребностей отдельных индивидов, а из логики их взаимодействия в рамках более
широкого целого.
3. Процессуарнодеятельностная; наиболее значимым продуктом общественной жизни выступают
события, чередование и взаимодействие которых и определяют динамику общественного
развития.
аа
еа
— система взаимообусловленных социальных действий, связанных
Соци льное взаимод йствие
циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и
следствием ответных действий других субъектов. Оно родственно понятию «социальное действие»,
которое является исходным моментом формирования социальных связей. В ходе взаимодействия имеет
место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре
общества и т. п.. Оно имеет объективную и субъективную стороны:
Объективная сторона — факторы, независимые от взаимодействующих, но влияющие на них.
Субъективная сторона — сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе
взаимодействия, основанное на взаимных ожиданиях.
Социальный институт определяется как единый компонент социальной
структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных
действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах
общественной жизни.
Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную
совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая
управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия. Р. Миллс насчитывал в
современном обществе пять институциональных подходов,
подразумевая главные институты:
1. экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;
2. политический институт власти;
3. семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и
социализацию детей;
4. военный – институт, организующий законное наследие;
5. религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.
отправление ритуалов (религия).
Закрепление: Вопросы и задания.
1. В чем состоит специфика социального взаимодействия?
2. Что такое социальные группы?
Рефлексия.
Закрепление материала.
1. Вопросы и задания.
Заключительная часть. Выставление
оценок.
Домашнее задание:
1. №10 стр.8794. Вопросы 18.
Общество как система взаимодействия.
Общество как система взаимодействия.
Общество как система взаимодействия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.