Источники составления программы:
• ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 - http://standart.edu.ru/
• Примерная программа по обществознанию. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект - М : Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).
• Примерное тематическое планирование. Обществознание. 5-9 классы. - Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект - М : Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).
• Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы. – Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей
конспект.docx
Источники составления программы:
Пояснительная записка:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»
http://standart.edu.ru/
декабря
2010 г. № 1897 -
Примерная программа по обществознанию. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. Обществознание.
5-9 классы: проект - М : Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).
Примерное тематическое планирование. Обществознание. 5-9 классы. - Примерные программы по учебным предметам.
Обществознание. 5-9 классы: проект - М : Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).
Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы. – Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников
под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Л.Н.Боголюбов,
Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011.
Тематическое планирование курса обществознания для 5-9 классов. 5 класс. - Обществознание. Рабочие программы к
предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова.
пособие для учителей
общеобразоват.учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011.
5-9 классы:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ. Рекомендации по использованию и интерпретации результатов
выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной
школы в новой форме в 2013 году http://www.alleng.ru/d/soc/soc_gia_shkala.htm
Актуальность изучения курса обществознания:
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об
обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на
результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология,
культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного
предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают
интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в
основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях. Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения
выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных
событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты
прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и ис-
пользования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник
основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в
современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в
многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни
общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами
социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к
курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где
рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в
расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и
«Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно
значимого --тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных
институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с
ними.
Цели и задачи учебного предмета:
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно
содействовать:
• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового
самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее
духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении
закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к
личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой
трудовой деятельности; • формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по
содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных
сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые
необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в
общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и
общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков
других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми
способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению
школьников.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её
познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе
экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой
культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным
нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции
Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной
адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах
личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой
деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав
человека и гражданина;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельно
сти; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых
отношений.
Методы и формы решения поставленных задач:
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование
разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают
систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие
раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и
небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно,
и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов
готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и
права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
На старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания
курса по обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ,
научно-популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших фрагментов педагогически не
адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять
себе их образовательные возможности и в то же время отчетливо осознавать границы их применения, уметь органически
сочетать эти технологии с традиционными методиками.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы
осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной
деятельности.
Логические связи предмета «История» с остальными предметами (разделами) учебного образовательного плана:
При изучении содержания курса по обществознанию в основной школе в каждом классе необходимо опираться на знания
учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего истории. Межпредметные связи позволяют включать в учебный
процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно с изучением обществознания или опережать его. В свою
очередь, обществоведческая подготовка учащихся 5—9 классов вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении
других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а
также в выработку универсальных учебных действий.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием
программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного
коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям,
наркомании, другим негативным явлениям.
Сроки реализации данной программы: 2013-2014 учебный год
Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета «Обществознание»:Согласно образовательному плану
школы в 1-8, 10-х классах – 35 учебных недель в год: 1 четверть – 8 часов, 2 четверть – 8 часов, 3 четверть – 9 часов, 4 четверть –
10 часов.
Аргументация изменения количества часов по темам и разделам курса «Обществознание» 5 класса в сравнении с
авторской программой:2 заключительных урока отведены на итоговое повторение и зачетный урок в связи с введением
зачетной системы.
Аргументация использования резервных часов: резервных часов по курсу «Обществознание» 5 класс – 10 ч.Они
распределены по всем темам для увеличения времени на уроках для выполнения познавательных и практических заданий, в том
числе с использованием проектной деятельности
Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги,
самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.
Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система, портфолио, зачетная система
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская,
проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся
Нормы оценки знаний учащихся по истории и обществознанию
Оценка 5:
Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание понятий, ответ
самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения.
Оценка 4:
Ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении понятий, легко
исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Оценка 3:
Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечётко определяет понятия, затрудняется в самостоятельном
объяснении, непоследовательно излагает материал.
Оценка 2:
Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы
учителя.
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию
%
выполнения
0-35
36-60
61-85
86-100
Отметка
«2»
«3»
«4»
«5»
Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории и обществознанию Отметка
Содержание
1
Общая
информация
2
Тема
3
Применение и
проблемы
2
3
4
5
Тема предмета не
очевидна. Информация
не точна или не дана.
Информация
частично изложена.
В работе использован
только один ресурс.
Достаточно точная
информация.
Использовано более
одного ресурса.
Данная информация
кратка и ясна.
Использовано более
одного ресурса.
Не раскрыта и не ясна
тема урока.
Объяснения
некорректны,
запутаны или не
верны.
Не определена
область применения
данной темы. Процесс
решения неточный или
неправильный.
Тема частично
раскрыта. Некоторый
материал изложен
некорректно.
Сформулирована и
раскрыта тема урока.
Ясно изложен
материал.
Отражены некоторые
области применения
темы. Процесс
решения неполный.
Отражены области
применения темы.
Процесс решения
практически
завершен.
Сформулирована и
раскрыта тема урока.
Полностью изложены
основные аспекты
темы урока.
Отражены области
применения темы.
Изложена стратегия
решения проблем.
Критерии оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ
Максимальное
количество
баллов
Оценка
группы
Оценка
учителя
Титульный слайд с заголовком
Минимальное количество – 10 слайдов
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена
слайдов, звук, графики)
5
10
5 СОДЕРЖАНИЕ
Использование эффектов анимации
Вставка графиков и таблиц
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на
данных
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих
материалов
ОРГАНИЗАЦИЯ
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и
структурированы
Слайды представлены в логической последовательности
Красивое оформление презентации
Слайды распечатаны в формате заметок.
ОБЩИЕ БАЛЛЫ
Окончательная оценка:
Учебно-тематический план
15
10
10
5
10
5
10
5
90
№
Раздел, учебная тема
Всего В том числе на:
Творческие работы, проекты п/п
1 Вводный урок
Глава 1. Человек
2-3 Загадка человека.п.1
4-5 Отрочество – особая пора жизни.п.2
6 Практикум по теме «Человек».
с.24-25
Глава 2. Семья
7 Семья и семейные отношения.п.3
8 Семейное хозяйство.п.4
9 Свободное время.п.5
Практикум по теме «Семья»
10-
11
Глава 3. Школа
Образование в жизни человека.п.6
Промежуточный мониторинг.
Образование и самообразование.п.7
12-
13
14-
15
16 Одноклассники, сверстники, друзья.п.8
часов уроки лаборато
рно-
практиче
ские
работы
контрольн
ые работы,
зачеты,
мониторин
ги
1
6
2
2
1
4
1
1
1
2
5
2
2
1
1
6
2
2
1
4
1
1
1
2
5
2
2
1
1
2
Проект «На кого я похож»
Презентации «Мое хобби» (совместно с
родителями, старшими школьниками)
0,5
Проект «Советы самому себе: как
улучшить свою учебную деятельность»
Презентации «Мой класс» (совместно с 17 Практикум по теме «Школа»
Глава 4. Труд
Труд – основа жизни.п.9
Труд и творчество.п.10
Практикум по теме «Труд»
18-
19
20-
21
22-
23
Глава 5. Родина
Наша Родина – Россия.п.11
Гражданин России.п.13
Мы – многонациональный народ.п.14
Государственные символы России.п.12
24-
25
26-
27
28-
29
30-
31
32-
33
34 Итоговое повторение
35 Зачет по курсу обществознания 5 класс
Практикум по теме «Родина». Итоговый
мониторинг
Итого:
родителями, старшими школьниками)
Сообщения о благотворителях и
меценатах
Проект «Народные умельцы»
Проект «Государственные символы
России»
Проект «Мы – многонациональный
народ»
1
4
2
2
2
9
2
2
2
2
2
1
4
2
2
2
9
2
2
2
2
2
1
1
35
1
1
35
1
2
2
8
0,5
1
2 Раздел,
учебная тема
№
п/
п
1
Вводный
урок
Дата
План Фак
т
К
о
л
и
че
ст
во
ча
со
в
1
Календарно – тематический план:
Характеристика основных
Освоение
предметных
знаний (базовые
понятия)
видов деятельности
учащихся (на уровне
учебных действий)
Оборудование
урока
Тип
урока
Педаго
гическ
ая
технол
огия
Что нам
предстоит
узнать. Чему мы
должны
научиться. Как
работать с
учебником и
рабочей
тетрадью в
классе и дома.
Раскрывать понятия:
обществознание, малая
родина, конституция,
государственные символы
и др.
Пробле
мная,
здоров
ьесбер
егающ
ая, ИКТ
Урок
«откры
тия»
нового
знания
Карта Российской
Федерации
Плакаты с изображением
государственных
символов РФ
Рисунки и плакаты,
посвященные
достопримечательностям
родного края
Учебник
Рабочая тетрадь
Тема 1.
Человек
6 Личностные:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
•
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося
государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственно-
сти за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Регулятивные:
•
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
Коммуникативные:
•
•
•
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных
подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и
следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
Познавательные:
•
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1 использование элементов причинно-следственного анализа;
2 исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3 определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4 поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
5 перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6 подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7 оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей,
в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в
повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8 определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки
зрения.
2-
3
Загадка
человека.п.1
2
4-
5
Отрочество –
особая пора
жизни.п.2
2
Раскрывать на конкретных
примерах цели и ценность
человеческой жизни.
Характеризовать и
конкретизировать
конкретными примерами
биологическое и
социальное в природе
человека. Сравнивать
свойства человека и
животных
Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический
раздаточный материал:
текст «Волчонок Балу»
Описывать отрочество как
особую пору жизни.
Раскрывать на конкретных
примерах значение
самостоятельности как
показателя взрослости
Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический
раздаточный материал
Цели и ценность
человеческой
жизни. Природа
человека.
Человек —
биологическое
существо.
Отличие
человека от жи-
вотных.
Наследственнос
ть
Отрочество
особая пора
жизни.
Особенности
подросткового
возраста.
Размышления
подростка о
будущем. Са-
мостоятельност
ь — показатель
взрослости
ИКТ,
здоро
вьесб
ерега
ющая,
пробл
емная
,
проек
тная
ИКТ,
здоро
вьесб
ерега
ющая,
иссле
доват
ельск
ая,
игров
ая
Урок
«открыт
ия»
нового
знания
Урок
отработ
ки
умений
и
рефлекс
ии
Урок
«открыт
ия»
нового
знания
Урок
отработ
ки
умений
и
рефлекс 1
6 Практикум
по теме
«Человек».
с.24-25
умение выполнять
познавательные и
практические задания,
в том числе с
использованием
проектной
деятельности на
уроках и в доступной
социальной практике
Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический
раздаточный материал
ии
Урок
отработ
ки
умений
и
рефлекс
ии
ИКТ,
здоро
вьесб
ерега
ющая,
групп
ового
обуче
ния
Тема 2.
Семья
4 Личностные:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни семьи;
заинтересованность в благополучии и процветании своей семьи;
•
• ценностные ориентиры, основанные на идеях любви и уважения к семье; необходимости поддер-
жания семейного мира и согласия; отношении к близким, их правам и свободам как высшей
ценности; признании равноправия членов семьи, убеждённости в важности для общества семьи и
семейных традиций; осознании своей ответственности за своих близких.
Регулятивные:
•
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
Коммуникативные:
•
•
способности анализировать реальные семейные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках семьи;
овладении различными видами высказывания (монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам
и правилам ведения диалога;
Познавательные:
•
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1)использование элементов причинно-следственного анализа;
2)исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3)определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения,
сопоставления, оценки объектов;
4)поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного
типа;
5)перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального
ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6)подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7)оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в
том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной
жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8)определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки
зрения Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический
раздаточный материал
Урок
«открыт
ия»
нового
знания
ИКТ,
здоро
вьесб
ерега
ющая,
пробл
емная
Показывать на конкретных
примерах меры
государственной поддержки
семьи. Сравнивать
двухпоколенные и
трёхпоколенные семьи.
Исследовать несложные
практические ситуации,
связанные с отношениями в
семье, типичными для
разных стран и исто-
рических периодов.
Выражать собственную
точку зрения на значение
семьи
Характеризовать
совместный труд членов
семьи. Сравнивать
домашнее хозяйство
городского и сельского
жителя. Описывать
собственные обязанности в
ведении семейного
хозяйства
1
7 Семья и
семейные
отношения.п.
3
8 Семейное
хозяйство.п.4
1
9 Свободное
время.п.5
1
Семья и
семейные
отношения.
Семья под
защитой
государства.
Семейный
кодекс. Виды
семей.
Отношения
между
поколениями.
Семейные
ценности и
нормы
Семейное
хозяйство.
Забота и вос-
питание в
семье.
Распределение
обязанностей.
Обязанности
подростка.
Рациональное
ведение
хозяйства
Свободное
время. Занятия
физкультурой и
спортом.
Телевизор и
компьютер.
Увлечения
человека.
Значимость
Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический
раздаточный материал
Урок
«открыт
ия»
нового
знания
Урок
«открыт
ия»
нового
знания
ИКТ,
здоро
вьесб
ерега
ющая,
пробл
емная
ИКТ,
здоро
вьесб
ерега
ющая,
иссле
доват
ельск
Исследовать несложные
практические ситуации,
связанные с проведением
подростками свободного
времени. Описывать и
оценивать собственные
увлечения в контексте
возможностей личностного
развития. Характеризовать
Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический
раздаточный материал 10
-
11
Практикум
по теме
«Семья»
2
здорового
образа жизни
значимость здорового
образа жизни
умение выполнять
познавательные и
практические задания,
в том числе с
использованием
проектной
деятельности на
уроках и в доступной
социальной практике
Презентации «Мое хобби»
ая
Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический
раздаточный материал
ИКТ,
здоро
вьесб
ерега
ющая,
групп
ового
обуче
ния
Урок
отработ
ки
умений
и
рефлекс
ии
Урок
развива
ющего
контрол
я
Тема 3.
Школа
5 Личностные:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
•
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося
государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственно-
сти за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Регулятивные:
•
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
Коммуникативные:
•
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных
подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и
следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
•
•
Познавательные:
•
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1 использование элементов причинно-следственного анализа;
2 исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3 определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4 поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
5 перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6 подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7 оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей,
в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в
повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8 определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки
зрения.
12
-
Образование
в жизни
человека.п.6.
2
Роль
образования в
жизни челове-
Исследовать несложные
ситуации из жизни
человека и общества,
Учебник
Рабочая тетрадь
ИКТ,
здоров
ьесбер
Урок
«откры
тия» 13 Промежуточ
ный
мониторинг.
2
14
-
15
Образование
и
самообразова
ние. п.7
1
16 Одноклассни
ки,
сверстники,
друзья.п.8
ка. Значение
образования
для общества.
Ступени
школьного
образования
раскрывающие значимость
образования в наше время и
в прошлом. Описывать
ступени школьного
образования
Презентация
Дидактический
раздаточный материал
Закон об образовании
Образование и
самообразовани
е. Учёба —
основной труд
школьника.
Учение вне стен
школы. Умение
учиться
Отношения
младшего
подростка с од-
ноклассниками,
сверстниками,
друзьями.
Дружный класс
Характеризовать учёбу как
основной труд школьника.
Опираясь на примеры из
художественных
произведений, выявлять
позитивные результаты
учения. С опорой на
конкретные примеры
характеризовать значение
самообразования для
человека. Оценивать
собственное умение
учиться и возможности его
развития. Выявлять
возможности практического
применения получаемых в
школе знаний
Использовать элементы
причинно-следственного
анализа при
характеристике
социальных связей
младшего подростка с
одноклассниками,
сверстниками, друзьями.
Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический
раздаточный материал
Художественные
произведения (отрывки)
Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический
раздаточный материал
нового
знания
Урок
отрабо
тки
умений
и
рефлек
сии
Урок
«откры
тия»
нового
знания
Урок
отрабо
тки
умений
и
рефлек
сии
Урок
«откры
тия»
нового
знания
егающ
ая,
исслед
овател
ьская
ИКТ,
здоров
ьесбер
егающ
ая,
пробле
мная
ИКТ,
здоров
ьесбер
егающ
ая,
пробле
мная 17 Практикум
по теме
«Школа»
1
Иллюстрировать примерами
значимость товарищеской
поддержки сверстников для
человека. Оценивать
собственное умение
общаться с одноклассника-
ми и друзьями
умение выполнять
познавательные и
практические задания,
в том числе с
использованием
проектной
деятельности на
уроках и в доступной
социальной практике
Презентации «Мой класс»
Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический
раздаточный материал
Тема 4.
Труд
4 Личностные:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
Урок
отрабо
тки
умений
и
рефлек
сии
ИКТ,
здоров
ьесбер
егающ
ая,
группо
вого
обучен
ия
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
•
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося
государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственно-
сти за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Регулятивные:
•
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
Коммуникативные: •
•
•
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных
подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и
следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
Познавательные:
•
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1 использование элементов причинно-следственного анализа;
2 исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3 определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4 поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
5 перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6 подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7 оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей,
в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в
повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8 определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки
зрения.
Труд – основа
2
18
-
Труд - основа
жизни.
Объяснять значение
трудовой деятельности для
Учебник
ИКТ,
здоров
Урок
«откры 19 жизни.п.9
20
-
21
Труд и
творчество.п.
10
2
22
-
23
Практикум
по теме
«Труд»
2
личности и общества.
Характеризовать
особенности труда как
одного из основных видов
деятельности человека.
Различать материальную и
моральную оценку труда.
Приводить примеры
благотворительности и
меценатства. Определять
собственное отношение к
различным средствам
достижения успеха в труде
Различать творчество и
ремесло. Раскрывать
признаки мастерства на
примерах творений из-
вестных мастеров
Содержание и
сложность
труда.
Результаты
труда. За-
работная
плата. Труд -
условие благо-
получия
человека.
Благотворитель
ность и
меценатство
Труд и
творчество.
Ремесло.
Признаки
мастерства.
Творческий
труд.
Творчество в
искусстве
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический
раздаточный материал
Сообщения о
благотворителях и
меценатах
Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический
раздаточный материал
Презентации «Народные
умельцы»
умение выполнять
познавательные и
практические задания,
в том числе с
использованием
проектной
деятельности на
уроках и в доступной
социальной практике
Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический
раздаточный материал
ьесбер
егающ
ая,
пробле
мная
ИКТ,
здоров
ьесбер
егающ
ая,
исслед
овател
ьская
ИКТ,
здоров
ьесбер
егающ
ая,
группо
вого
обучен
ия
тия»
нового
знания
Урок
отрабо
тки
умений
и
рефлек
сии
Урок
«откры
тия»
нового
знания
Урок
отрабо
тки
умений
и
рефлек
сии
Урок
отрабо
тки
умений
и
рефлек
сии
Урок Тема 5.
Родина
9 Личностные:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
развив
ающего
контро
ля
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
•
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося
государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственно-
сти за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Регулятивные:
•
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
Коммуникативные:
•
•
•
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных
подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и
следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
Познавательные:
•
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1 использование элементов причинно-следственного анализа;
2 исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3 определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4 поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
5 перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6 подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7 оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей,
в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в
повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8 определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки
зрения.
Наша Родина
– Россия.п.11
2
24
-
25
Наша родина -
Россия,
Российская
Федерация.
Субъекты
Федерации.
Мно-
гонациональное
государство.
Русский язык —
государственны
й. Любовь к Ро-
дине. Что
значит быть
Объяснять смысл понятия
«субъект Российской
Федерации». Знать и
называть статус субъекта
РФ, в котором находится
школа. Характеризовать
особенности России как
многонационального
государства. Объяснять
значение русского языка
как государственного.
Приводить примеры
проявлений патриотизма
Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический
раздаточный материал
ИКТ,
здоров
ьесбер
егающ
ая,
исслед
овател
ьская
Урок
«откры
тия»
нового
знания
Урок
отрабо
тки
умений
и
рефлек
сии 26
-
27
Государствен
ные символы
России.п.12
2
Гражданин
России.п.13
2
28
-
29
патриотом
Государственны
е символы
России. Герб,
флаг, гимн,
государственны
е праздники.
История
государственны
х символов.
Москва —
столица России
Гражданин
Отечества
достойный сын.
Права граждан
России.
Обязанности
граждан.
Гражданственн
ость. Юные
граждане
России: какие
права человек
получает от
рождения
30
-
Мы –
многонацион
2
Россия
многонационал
Описывать основные
государственные символы
Российской Федерации.
Знать текст гимна РФ.
Использовать
дополнительные источники
информации для создания
коротких информационных
материалов, посвящённых
государственным символам
России. Составлять
собственные
информационные
материалы о Москве —
столице России
Объяснять и
конкретизировать
примерами смысл понятия
«гражданин». Называть и
иллюстрировать
примерами основные
права граждан РФ.
Называть основные
обязанности граждан РФ.
Приводить примеры
добросовестного
выполнения гражданских
обязанностей. Приводить
примеры и давать оценку
проявлениям граж-
данственности,
представленным в СМИ
Характеризовать и
конкретизировать
Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический
раздаточный материал
Сообщения о
государственных символах
России, Москве — столице
России
Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический
раздаточный материал
Тексты Конституции РФ
ИКТ,
здоров
ьесбер
егающ
ая,
исслед
овател
ьская
ИКТ,
здоров
ьесбер
егающ
ая,
пробле
мная
Урок
«откры
тия»
нового
знания
Урок
отрабо
тки
умений
и
рефлек
сии
Урок
«откры
тия»
нового
знания
Урок
отрабо
тки
умений
и
рефлек
сии
Учебник
ИКТ,
здоров
Урок
«откры 31 альный
народ.п.14
2
32
-
33
Практикум
по теме
«Родина».
Итоговый
мониторинг
34 Итоговое
повторение
1
ьное госу-
дарство.
Национальност
ь человека. На-
роды России —
одна семья.
Многонацио-
нальная
культура
России.
Межнацио-
нальные
отношения
примерами этнические и
национальные различия.
Показывать на конкретных
примерах исторического
прошлого и современной
жизни российского
общества проявления
толерантного отношения к
людям разных националь-
ностей
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический
раздаточный материал
Презентации «Мы –
многонациональный
народ»
умение выполнять
познавательные и
практические задания,
в том числе с
использованием
проектной
деятельности на
уроках и в доступной
социальной практике
Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический
раздаточный материал
Учебник
Рабочая тетрадь
Презентация
Дидактический
раздаточный материал
ьесбер
егающ
ая,
исслед
овател
ьская
ИКТ,
здоров
ьесбер
егающ
ая,
группо
вого
обучен
ия
ИКТ,
здоров
ьесбер
егающ
ая,
игрова
я
тия»
нового
знания
Урок
отрабо
тки
умений
и
рефлек
сии
Урок
отрабо
тки
умений
и
рефлек
сии
Урок
развив
ающего
контро
ля
Урок
отрабо
тки
умений
и
рефлек
сии 1
35 Зачет по
курсу
обществозна
ния 5 класс
Дидактический
раздаточный материал
ИКТ,
здоров
ьесбер
егающ
ая,
Урок
развив
ающего
контро
ля
тестов
ого
контро
ля
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Содержание курса
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (27ч).
Человек в социальном измерении (18ч)
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми
потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со
сверстниками.
Тендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности?
Гражданско-правовая сторона социального положения личности в обществе. Юные граждане России: какие права чело-
век получает от рождения.
Ближайшее социальное окружение (9 ч)
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Межличностные отношения. Общение. Стили общения. Межличностные конфликты.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания
курса, являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося
государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственно-
сти за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных
подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и
следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной
деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
9 использование элементов причинно-следственного анализа;
10 исследование несложных реальных связей и зависимостей;
11 определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения,
сопоставления, оценки объектов;
12 поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного
типа;
13 перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального
ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
14 подкрепление изученных положений конкретными примерами;
15 оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в
том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в
повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
16 определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки
зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по
обществознанию являются:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной
жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими
подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно
её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать
имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с
позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной
структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих
регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормыи правила к анализу и оценке реальных
социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в
собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическимценностям,
патриотизм и гражданственность;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных
требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность
несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами
познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами
деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно
воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии,
аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
Учебно-методический комплект
Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. – М.; Просвещение, 2011
др. – М.: Просвещение, 2012
1 Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. Авторы: Боголюбов
2 Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и
3 Обществознание. 5 класс. Поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф. – М.: Просвещение, 2012
4 Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В - М.; Просвещение,
2012
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:
Маленкова, Л. И. Человековедение: программа и
методические материалы для школьного педагога. - М.:
Педагогическое общество России, 2000.
Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы:
книга для учителя: в 2 т. - М.: Реал-А, 2000. - Т. 1. - 18ВЫ 5-
93444-010-1.
Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое,
М. Б. Буланова, В. Д. Губин. -- М., 2008.
Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С.
А. Морозова. -- СПб., 2001.
Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И.
Чижик. -- М., 2007.
Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под
ред. В. В. Барабанова. -- СПб., 2001.
Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тиш-
ков. - М., 2010.
Кравченко А. И. Социология и политология: учеб,
учеб,
для студентов средних проф.
пособие
заведений /А. И. Кравченко. -- М., 2000.
Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М.,
2002.
Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидори-ной.
-- М., 2004.
Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. --
М., 2001. Социальная психология: учеб, для вузов / Г. М. Андреева. --
М., 2004.
Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб.,
2005.
Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб, пособие /
Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - - М., 2003.
Сухов А. Н. Социальная психология: учеб, пособие
для студентов вузов / А. Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н.
Сухова, А. А. Деркача. -- М., 2001.
Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях:
учеб, пособие / Б. А. Исаев. -- СПб., 2008.
Кравченко А. И. Основы социологии: учеб. пособие
для студентов средних спец. учеб, заведений / А. И.
Кравченко. -- М., 2004.
Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах / А. И.
Кравченко. - - М., 2008.
Латышева В. В. Основы социологии: учеб, для ссузов / В. В.
Дидактический материал:
1 Отрывки из источников, художественных
произведений, статьи СМИ
2 Обучающие тестовые задания
3 Индивидуальные карточки
Латышева. - - М., 2004.
Миголапгьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миго-
латьев, В. В. Огнева. -- М., 2005.
Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуто-
рова. -- М., 2005.
Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.].
-М., 2008.
Липсиц И. В. Экономика: учеб, для вузов. -- М., 2007.
Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб, для ссузов / А.
Н. Михайлушкин.— М., 2003.
Носова С. С. Основы экономики: учеб, для студентов
об-разоват. учреждений среднего проф. образования / С. С.
Носова. -- М., 2002.
Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д,
2005.
Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е.
Румянцева. -- М., 2005.
4 Познавательные, проблемные задания
Тесты:
1 Тесты для проведения самостоятельных работ, зачета
2 Обучающие тесты на бумажных носителях
3 Обучающие тесты на электронных носителях
(презентации) Оборудование:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Презентации по темам уроков
Закон об образовании РФ
Конституция РФ
Интернет
Дидактический раздаточный материал
Список дополнительной литературы для обучающихся:
Учебные пособия:
1 Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 5 класса/ А.И.Кравченко – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011
2 Обществоведение: гражданин, общество, государство: учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений. - 3-е изд.
/ под ред.
Л. Н. Боголюбова, Н. Ф. Виноградовой, Н. И. Городецкой и др.; ред. Л. Н. Боголюбов и др. - М.: Просвещение, 2006. - 18ВН 5-
09-014702-7.
Литература для дополнительного чтения:
1 Барто, А. Стихи и поэмы: собр. соч.: в 3 т. - М.: Детская литература, 1970.
2 Домострой / под ред. В. Сенина. - СПб.: Лениздат, 1992.
3 Михалков, С. Избранные произведения: в 2 т. - М.: Детская литература, 1967.
4 Морозова, С. А., Элиасберг, Н. И. О самом главном: книга для чтения (для 7-9 классов общеобразовательных школ). - СПб.:
Специальная литература, 1998. 5. Пословицы русского народа: сборник В. Даля. - М.: Государственное издательство
художественной литературы, 1957.
6.Пчелов, Е. В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: учебное пособие. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2002.
7. Соколов А.В. Граждановедение. - М.: Просвещение, 2005 . yandex
. ru
:// www
:// encycl
. ru /
. rubricon
Образовательные сайты:
Яndex-энциклопедии. http
Рубрикон. http
Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU.
http://www.megabook.ru/
Lib.ru Библиотека Максима Мошкова
http
государственной власти РФ)
:// www
. rsnet
. ru – Официальная Россия (сервер органов
http://www.
president
. kremlin
. ru / - Президент РФ
. ru / edu
2. htm Образовательные ресурсы
http://www.antm.ucoz.ru/ "Виртуальный кабинет истории и
обществознания"
http://www.
/ social
alleng
Интернета Обществознание
http://www.
http://www.
http://www.
hpo
chelt
fw . ru – Фонд «Мир семьи»
. org – Права человека в России
. ru – журнал «Человек и труд»
Темы творческих работ и проектов:
Презентации «Мое хобби» (совместно с родителями,
старшими школьниками)
Проект «Советы самому себе: как улучшить свою учебную
деятельность»
Приложение:
Презентации «Мой класс» (совместно с родителями,
старшими школьниками)
Сообщения о благотворителях и меценатах
Проект «Народные умельцы»
Проект «Государственные символы России»
Проект «Мы – многонациональный народ
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Обществознание 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.