Общие вопросы и проблемы психологии и педагогики детей с нарушением интеллекта.
Оценка 5
Повышение квалификации
docx
дефектология
Взрослым
03.09.2017
Психология детей с нарушением интеллекта, основы олигофренопедагогики. В практической работе отражено знакомство с основными этапами становления науки, с задачами олигофренопсихологии. Уточнение теоретических и методологических основ науки. Установление связей с другими науками. Используя лекционный материал и литературу проанализировала классификации видов интеллектуальных нарушений различных авторов.
Психология детей с нарушением интеллекта.docx
Общие вопросы и проблемы психологии и педагогики
детей с нарушением интеллекта.
Цель: знакомство с основными этапами становления науки, с задачами
олигофренопсихологии. Уточнение теоретических и методологических основ
науки. Установление связей с другими науками.
Классификации умственной
отсталости.
Легкая степень умственной
отсталости — дебильность
Умеренная умственная отсталость
является пограничной между
дебильностью и имбецильностью.
Тяжелая умственная отсталость —
имбецильность.
Дефектологи, работающие в специальных школах
VIII вида, пользуются классификацией,
предложенной М. С. Певзнер. Эта классификация
позволяет понять причины, обусловливающие
особенности различных сторон психической
деятельности и поведения детейолигофренов, и
облегчает поиск путей коррекционно
воспитательной работы.
М. С. Певзнер выделила пять основных форм
олигофрении: 1) неосложненную;
2) с преобладанием процессов возбуждения или
торможения;
3) со снижением функций анализаторов или с
речевыми отклонениями;
4) с психопатоподобным поведением;
5) с выраженной недостаточностью лобных отделов
коры головного мозга. Из этих пяти форм первые
две являются наиболее распространенными
Такие дети отстают от своих сверстников в
физическом развитии. Нарушения познавательной
деятельности становятся очевидными чаще с
началом их организованного обучения (в детском
саду или школе). Они не могут усвоить
программный материал, как другие дети,
нуждаются в специальных образовательных
условиях.
Эти дети, обучаясь в специальной (коррекционной)
школе VIII вида, выделяются в особую группу. Не
все из них могут освоить учебную программу.
В младенческом возрасте такие малыши позже
начинают держать головку (к четырем —шести
месяцам и позже), самостоятельно
переворачиваться, сидеть. Значительно позже
начинают ходить (в три года и позже). У них
практически отсутствуют гуление, лепет, не
формируется «комплекс оживления».
Речь появляется к концу дошкольного возраста и Глубокая умственная отсталость —
идиотия.
Нарушения интеллекта.
Классификация дизонтогенеза:
недоразвитие;
поврежденное развитие;
задержанное развитие;
дефицитарное развитие;
искаженное развитие;
дисгармоническое
развитие.
представляет собой отдельные слова, редко фразы.
На рушено произношение многих звуков.
Существенно страдает моторика, поэтому эти дети
с трудом и в более поздние сроки овладевают
навыками самообслуживания, чем дети с
умеренной умственной отсталостью;
познавательные возможности резко снижены
У таких детей снижены пороги чувствительности,
наблюдаются тяжелые нарушения моторики,
координации движений, праксиса,
пространственной ориентировки. Часто эти
нарушения так тяжелы, что вынуждают лиц с
идиотией к лежачему образу жизни. Многие из них
не в состоянии овладеть элементарными навыками
самообслуживания, хотя некоторые всетаки могут
научиться частично обслуживать себя.
Лицам с глубокой степенью умственной отсталости
даже во взрослом возрасте не доступно осмысление
окружающего. Речь развивается крайне медленно и
ограниченно и часто остается на уровне
звукоподражаний.
В 1959 г. Г.Е. Сухарева предложила
рассматривать три основных типа нарушений
интеллекта: задержанное, поврежденное и
искаженное развитие. Немногим ранее Л. Каннер
рассматривал недоразвитие и искаженное
развитие. В работах Г.К. Ушакова и В.В. Ковалева
предложено два основных типа
дизонтогенеза: ретардация (замедленное
психофизиологическое развитие)
и асинхрония (неравномерное психическое
развитие, сочетающее признаки ретардации и
акселерации).
Недоразвитие возникает, как правило, в первые
годы жизни, когда еще не полностью
сформированы мозговые системы, при этом
повреждение мозговых систем происходит в
результате травм плода в период
внутриутробного развития, при родовых травмах.
В качестве примера данной формы нарушения
интеллектуального развития можно рассмотреть
олигофрению. Недоразвитие характеризуется
пассивностью психофизиологических процессов,
концентрацией на простейших ассоциативных
связях. При данной форме дизонтогенеза в
различной степени наблюдаются нарушения речи,
слуха, памяти и пр.
Задержанное развитие наблюдается при замедленном формировании интеллектуальной и
познавательной деятельности и степени развития,
характерной для младшей возрастной группы.
Факторы, способствующие его возникновению:
генетическая предрасположенность, наличие
хронических соматических заболеваний,
неблагоприятная среда воспитания, различные
инфекции, травмы мозга, полученные в период
внутриутробного развития. Задержка
эмоционального развития проявляется в разных
формах инфантилизма, нарушения формирования
познавательной сферы вызваны высокой
утомляемостью, социальнопедагогической
запущенностью.
Для поврежденного развития характерны те же
причины, что и при задержанном психическом
развитии. Негативное влияние на мозг
проявляется в более позднем возрасте, чем при
общем недоразвитии, в период, когда уже
происходит развитие мозга. Примером
поврежденного развития
служит положительная деменция. При ее
возникновении в раннем возрасте наблюдается
нарушение уже сформировавшихся
психофизиологических функций и недоразвитие
лобных систем. К последствиям поврежденного
развития относятся нарушения эмоциональной
деятельности, негативное влияние на
формирование личности в целом и т.п.
Для поврежденного развития характерны те же
причины, что и при задержанном.
При одном и том же заболевании, обусловленном
нарушением психики, могут наблюдаться
различные формы дизонтогенеза (например, при
шизофрении возможно появление задержанного,
искаженного, поврежденного развития и
недоразвития). Следовательно, типы нарушений
интеллекта можно рассматривать как
взаимосвязанные аномалии.
ЗПР – это незрелость психических функций,
вызванная замедленным созреванием головного
мозга под влиянием неблагоприятных факторов,
что приводит к отставанию психической
деятельности (по Сухаревой Г.Е.). Понятие
«задержка психического развития»
употребляется по отношению к группе детей либо
с функциональной недостаточностью ЦНС, либо с Классификации ЗПР
минимальными органическими повреждениями,
либо находившимися в условиях депривации.
Выделяют классификацию Т.А. Власовой и М.С.
Певзнер (1967г), классификацию В.В. Ковалева
(1979), классификацию К.С. Лебединской (1986).
Первая классификация задержки психического
развития (ЗПР), включает следующие
клинические варианты:
1) психофизический инфантилизм с
недоразвитием у детей эмоциональноволевой
сферы при сохранном интеллекте;
2) психофизический инфантилизм с
недоразвитием познавательной деятельности;
3) психофизический инфантилизм с
недоразвитием познавательной деятельности,
осложненный нейродинамическими нарушениями;
4) психофизический инфантилизм с
недоразвитием познавательной деятельности,
осложненный недоразвитием речевой функции.
Общие вопросы и проблемы психологии и педагогики детей с нарушением интеллекта.
Общие вопросы и проблемы психологии и педагогики детей с нарушением интеллекта.
Общие вопросы и проблемы психологии и педагогики детей с нарушением интеллекта.
Общие вопросы и проблемы психологии и педагогики детей с нарушением интеллекта.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.