Общие вопросы и проблемы психологии и педагогики детей с нарушением интеллекта.
Оценка 5

Общие вопросы и проблемы психологии и педагогики детей с нарушением интеллекта.

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
дефектология
Взрослым
03.09.2017
Общие вопросы и проблемы психологии и педагогики детей с нарушением интеллекта.
Психология детей с нарушением интеллекта, основы олигофренопедагогики. В практической работе отражено знакомство с основными этапами становления науки, с задачами олигофренопсихологии. Уточнение теоретических и методологических основ науки. Установление связей с другими науками. Используя лекционный материал и литературу проанализировала классификации видов интеллектуальных нарушений различных авторов.
Психология детей с нарушением интеллекта.docx
Общие вопросы и проблемы психологии и педагогики детей с нарушением интеллекта. Цель: знакомство с основными этапами становления науки, с задачами  олигофренопсихологии. Уточнение теоретических и методологических основ  науки. Установление связей с другими науками. Классификации умственной отсталости. Легкая степень умственной  отсталости — дебильность Умеренная умственная отсталость  является пограничной между  дебильностью и имбецильностью. Тяжелая умственная отсталость —  имбецильность. Дефектологи, работающие в специальных школах  VIII вида, пользуются классификацией,  предложенной М. С. Певзнер. Эта классификация  позволяет понять причины, обусловливающие  особенности различных сторон психической  деятельности и поведения детей­олигофренов, и  облегчает поиск путей коррекционно  ­воспитательной работы. М. С. Певзнер выделила пять основных форм  олигофрении: 1) неосложненную;  2) с преобладанием процессов возбуждения или  торможения;  3) со снижением функций анализаторов или с  речевыми отклонениями;  4) с психопатоподобным поведением;  5) с выраженной недостаточностью лобных отделов коры головного мозга. Из этих пяти форм первые  две являются наиболее распространенными Такие дети отстают от своих сверстников в  физическом развитии. Нарушения познавательной  деятельности становятся очевидными чаще с  началом их организованного обучения (в детском  саду или школе). Они не могут усвоить  программный материал, как другие дети,  нуждаются в специальных образовательных  условиях. Эти дети, обучаясь в специальной (коррекционной) школе VIII вида, выделяются в особую группу. Не  все из них могут освоить учебную программу. В младенческом возрасте такие малыши позже  начинают держать головку (к четырем —шести  месяцам и позже), самостоятельно  переворачиваться, сидеть. Значительно позже  начинают ходить (в три года и позже). У них  практически отсутствуют гуление, лепет, не  формируется «комплекс оживления».  Речь появляется к концу дошкольного возраста и Глубокая умственная отсталость — идиотия. Нарушения интеллекта. Классификация дизонтогенеза: ­ недоразвитие; ­ поврежденное развитие; ­ задержанное развитие; ­ дефицитарное развитие; ­ искаженное развитие; ­ дисгармоническое  развитие. представляет собой отдельные слова, редко фразы. На рушено произношение многих звуков.  Существенно страдает моторика, поэтому эти дети с трудом и в более поздние сроки овладевают  навыками самообслуживания, чем дети с  умеренной умственной отсталостью;   познавательные возможности резко снижены У таких детей снижены пороги чувствительности,  наблюдаются тяжелые нарушения моторики,  координации движений, праксиса,  пространственной ориентировки. Часто эти  нарушения так тяжелы, что вынуждают лиц с  идиотией к лежачему образу жизни. Многие из них  не в состоянии овладеть элементарными навыками  самообслуживания, хотя некоторые все­таки могут научиться частично обслуживать себя. Лицам с глубокой степенью умственной отсталости даже во взрослом возрасте не доступно осмысление окружающего. Речь развивается крайне медленно и  ограниченно и часто остается на уровне  звукоподражаний. В 1959 г. Г.Е. Сухарева предложила  рассматривать три основных типа нарушений  интеллекта: задержанное, поврежденное и  искаженное развитие. Немногим ранее Л. Каннер  рассматривал недоразвитие и искаженное  развитие. В работах Г.К. Ушакова и В.В. Ковалева предложено два основных типа  дизонтогенеза: ретардация (замедленное  психофизиологическое развитие)  и асинхрония (неравномерное психическое  развитие, сочетающее признаки ретардации и  акселерации). Недоразвитие возникает, как правило, в первые  годы жизни, когда еще не полностью  сформированы мозговые системы, при этом  повреждение мозговых систем происходит в  результате травм плода в период  внутриутробного развития, при родовых травмах.  В качестве примера данной формы нарушения  интеллектуального развития можно рассмотреть  олигофрению. Недоразвитие характеризуется  пассивностью психофизиологических процессов,  концентрацией на простейших ассоциативных  связях. При данной форме дизонтогенеза в  различной степени наблюдаются нарушения речи,  слуха, памяти и пр. Задержанное развитие наблюдается при замедленном формировании интеллектуальной и  познавательной деятельности и степени развития,  характерной для младшей возрастной группы.  Факторы, способствующие его возникновению:  генетическая предрасположенность, наличие  хронических соматических заболеваний,  неблагоприятная среда воспитания, различные  инфекции, травмы мозга, полученные в период  внутриутробного развития. Задержка  эмоционального развития проявляется в разных  формах инфантилизма, нарушения формирования познавательной сферы вызваны высокой  утомляемостью, социально­педагогической  запущенностью. Для поврежденного развития характерны те же  причины, что и при задержанном психическом  развитии. Негативное влияние на мозг  проявляется в более позднем возрасте, чем при  общем недоразвитии, в период, когда уже  происходит развитие мозга. Примером  поврежденного развития  служит положительная деменция. При ее  возникновении в раннем возрасте наблюдается  нарушение уже сформировавшихся  психофизиологических функций и недоразвитие  лобных систем. К последствиям поврежденного  развития относятся нарушения эмоциональной  деятельности, негативное влияние на  формирование личности в целом и т.п. Для поврежденного развития характерны те же  причины, что и при задержанном. При одном и том же заболевании, обусловленном  нарушением психики, могут наблюдаться  различные формы дизонтогенеза (например, при  шизофрении возможно появление задержанного,  искаженного, поврежденного развития и  недоразвития). Следовательно, типы нарушений  интеллекта можно рассматривать как  взаимосвязанные аномалии. ЗПР – это незрелость психических функций,  вызванная замедленным созреванием головного  мозга под влиянием неблагоприятных факторов,  что приводит к отставанию психической  деятельности (по Сухаревой Г.Е.). Понятие  «задержка психического развития»  употребляется по отношению к группе детей либо с функциональной недостаточностью ЦНС, либо с Классификации ЗПР минимальными органическими повреждениями,  либо находившимися в условиях депривации. Выделяют классификацию Т.А. Власовой и М.С.  Певзнер (1967г), классификацию В.В. Ковалева  (1979), классификацию К.С. Лебединской (1986). Первая классификация задержки психического  развития (ЗПР), включает следующие  клинические варианты: 1) психофизический инфантилизм с  недоразвитием у детей эмоционально­волевой  сферы при сохранном интеллекте; 2) психофизический инфантилизм с  недоразвитием познавательной деятельности; 3) психофизический инфантилизм с  недоразвитием познавательной деятельности,  осложненный нейродинамическими нарушениями; 4) психофизический инфантилизм с  недоразвитием познавательной деятельности,  осложненный недоразвитием речевой функции.

Общие вопросы и проблемы психологии и педагогики детей с нарушением интеллекта.

Общие вопросы и проблемы психологии и педагогики детей с нарушением интеллекта.

Общие вопросы и проблемы психологии и педагогики детей с нарушением интеллекта.

Общие вопросы и проблемы психологии и педагогики детей с нарушением интеллекта.

Общие вопросы и проблемы психологии и педагогики детей с нарушением интеллекта.

Общие вопросы и проблемы психологии и педагогики детей с нарушением интеллекта.

Общие вопросы и проблемы психологии и педагогики детей с нарушением интеллекта.

Общие вопросы и проблемы психологии и педагогики детей с нарушением интеллекта.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2017