Обучение грамоте 1 класс Гласный звук [у], буква У, у
Оценка 5
Разработки уроков
doc
чтение
1 кл
12.03.2017
Чтение слогов и слов с буквой У, у. Написание заглавной и строчной буквы У.
Цели:
– формируем умение выделять звук в слове;
– формируем умение находить слова с заданным звуком;
– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
– формируем умение писать предложения.
– формируем умение анализировать текст.
Оборудование: индивидуальные карточки со схемами-«человечками» в чёрной шапочке и в звоночке.
Гласный звук [у], буква У, у.doc
Урок 33.Тема: Гласный звук [у], буква У, у. Чтение слогов и слов с буквой У, у. Написание заглавной и строчной буквы У.
Цели:
– формируем умение выделять звук в слове;
– формируем умение находить слова с заданным звуком;
– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
– формируем умение писать предложения.
– формируем умение анализировать текст.
Оборудование: индивидуальные карточки со схемами«человечками» в чёрной шапочке и в звоночке.
1 Этапы урока
Ι
. Актуализация
знаний
Ход урока
1. Фонетическая разминка.
– Я назову слова, а вы первый звук обозначьте схемой«человечком».
Весна, озеро, кроты, календари.
– Сколько схем получилось? (4.)
– Какая лишняя? Почему?
– Положите перед собой эту схему.
– Какие гласные в слове астры?
– Обозначьте звуки схемами«человечками».
– Сколько схем получилось? (2.) Почему?
– Какой гласный в слове стриж? Обозначьте схемой«человечком».
– Сколько всего схем? (4.)
– Что общего у всех «человечков»?
– Сколько надо букв, чтобы заполнить все схемы? Назовите и запишите соответствующие
буквы.
2. – Откройте «Букварь» на с. 56.
– Совпадает ли количество схем в «Букваре» с вашими схемами? (Не хватает буквы У.)
– Кто догадался, какая тема урока? (Гласный звук [у], буква У, у.)
– А как вы думаете, что будет нового на уроке?
План (примерный)
1. Выделение звуков в слове.
2. Знакомство с новой буквой.
3. Чтение слогов и слов.
4. Составление схем слов.
5. Работа с предложением.
6. Письмо букв, слогов и слов.
8. Работа с текстом.
Формирование УУД
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов;
2) формируем умение представлять
информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять
сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе
анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и
классифицировать по признакам;
6) формируем умение
ориентироваться на развороте
учебника;
7) формируем умение находить
ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и
понимать других;
2) формируем умение строить
речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами;
2 . Постановка
ΙΙ
учебной проблемы.
Открытие нового
знания
– Подберите слова, в которых слышится звук [у].
– Подберите слова, которые начинаются со звука [у].
– Про кого можно так сказать?
Плавала, купалась, сухонькой осталась. (Утка.)
– Произнесите слово утка.
– Составим в тетрадях для печатания схему этого слова (с. 16).
– Дайте характеристику звука [у]. (Это гласный звук: воздух не встречает во рту преграды,
произносится с голосом; может образовывать слог.)
– Давайте нарисуем схему«человечка» буквы У в «Букваре». 1
– Почему буквы У, А, О, И, Ы взялись за руки? (Они дружат. Это буквы гласных звуков.)
– Приведите пример слов, где звук [у] образовал целый слог. (Ура, улица, ужин, улитка.)
1. Сравнение письменной и печатной, заглавной и строчной букв.
– Найдите на ленте букву У.
– На что она похожа?
2. Игра «Моя Вообразилия».
– На что похожа буква У? (На вешалку, сучок...)
У – сучок.
В любом лесу
Ты увидишь букву У.
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто.
– Сложите из счетных палочек букву У.
– Сколько палочек понадобилось?
– Что мы уже сделали на уроке?
– Что ещё предстоит сделать?
3. Работа в прописи (с. 26)
1) Сравнение письменных строчной и заглавной букв У, у на табло, с. 26.
2) Анализ строчной буквы у.
– Посмотрите на строчную букву, из каких элементов состоит? (Из палочкикрючка и
линии с петлёй.)
– У какой буквы, уже вам известной, первый элемент тот же, что и первый элемент буквы
У? (У буквы И.)
– Расскажите, как вы будете писать линию с петлёй.
3) формируем умение оформлять
свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в
паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать
учебные действия в соответствии с
поставленной задачей;
3) формируем умение
прогнозировать предстоящую
работу (составлять план);
4) формируем умение
осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать
своё отношение к героям, выражать
свои эмоции;
2) формируем мотивации к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности;
3 . Применение
ΙΙΙ
нового знания
1. Работа в «Букваре».
Чтение слогов.
– Прочитайте слоги, в которых согласный звук мягкий.
– Прочитайте столбик, в котором вторая буква А, сверху вниз.
– Прочитайте столбик, в котором вторая буква О, снизу вверх.
– Обозначьте все гласные буквы Ы красным карандашом. Прочитайте слоги с этой буквой.
– Какой столбик остался? Прочитайте.
– Какими буквами написаны слоги, которые мы читали? (Печатными.)
– Давайте попробуем написать прописными буквами.
2. Работа в прописи.
1) Написание слогов.
– Прочитайте слова в прописи.
– Какая буква есть в каждом слове?
– Прочитайте только те слоги, в которых есть буква У.
Ку, тут, пу, у, кну, у, у, ру.
– Отметьте [у] красной точкой.
– Какое соединение использовано для письма?
– Есть ли слог, который равен слову? (Тут, кнут.)
– А про что можно сказать тут?
– Обведите в словах только слоги с буквой У (согласный – синий, гласный – красный).
2) Анализ и запись заглавной буквы У.
– Когда нам понадобится заглавная У?
– Посмотрите на заглавную букву У.
– В какой букве уже писали элемент, похожий на первый элемент буквы У? (В букве И.)
– В чём отличие этих элементов?
Учитель показывает на доске с пояснением:
– Начинаю писать элемент, как и у буквы И. Закругляю вправо, веду вверх, довожу до
высоты первого элемента, начинаю писать второй элемент: наклонную с плавным нижним
закруглением влево.
– Напишите пальцем букву на ладошке.
– Обведите на табло.
– Какие слова пишутся с заглавной буквы У?
Учитель произносит слова, дети слушают и обводят буквы, если звук [у] встречается
в слове.
Духовнонравственное развитие и
воспитание:
1) воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать позитивные
поступки, в том числе речевые;
2) гражданскопатриотическое
воспитание;
3) воспитание трудолюбия,
способности к познанию;
4) воспитание здорового образа
жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
4 – Возьмите зелёную ручку для письма.
Украина, Ульяна, Усольцев, Уренгой, Ужгород.
– Сколько букв получилось? (5.)
– Напишите свои буквы синим цветом. Сколько букв поместится на строке?
3) Письмо соединений с заглавной буквой У (используем два цвета ручки). Для письма
учитель предлагает какоелибо задание. Например, повторить снизу те слоги, которые
удалось добавить до целого слова.
– Чему научились сейчас?
– Что можно делать дальше? 3
3. Работа в «Букваре».
Чтение слов. Работа над лексическим значением, многозначностью слов.
– Прочитайте первый столбик (про себя). Прочитайте слово, обозначающее «меховые
сапоги». (Унты.)
– В каких словах буква У на первом месте? Подчеркните её двумя чертами. Чтение
второго столбика (про себя и выборочно вслух).
– Подберите к слову пурга близкое по значению. (Метель.)
– Какое слово имеет несколько значений? (Порка.)
– Подчеркните слог с буквой У. Прочитайте его. Чтение третьего столбика (про себя,
затем вслух). Работа над многозначностью слова караул.
Караул – это крик о помощи.
Караул – это солдат стоит на посту.
– Прочитайте слово, обозначающее коллектив актёров. (Труппа.) Чем интересно написание
этого слова? (Есть удвоенная буква согласного звука.) Подчеркните две буквы П.
– В каком слове нет буквы У? Отметьте в этом слове все гласные звуки красными точками.
– Почему слово Украина написано с большой буквы?
4. Работа в прописи. Письмо под диктовку слов с буквой У на предпоследней строке
прописи на с. 26.
– Рядом с буквами на последней строке есть свободное место, послушайте слово: тур.
– Сколько гласных? Сколько слогов? Сколько понадобится букв, чтобы записать слово?
– Проговорите это слово.
– Запишите слово, диктуя его себе вслух.
– Послушайте следующее слово: уроки.
5 – Сколько гласных? Сколько слогов? Сколько понадобится букв, чтобы записать слово?
– Проговорите это слово.
– Запишите слово.
5. Работа в «Букваре».
Чтение предложений на с. 56 «Букваря».
– Сколько предложений написано? (3.)
– О ком рассказывает первое предложение? Второе? Третье?
– Какое первое слово в каждом предложении? Подчеркните его.
– С какой буквы начинается любое предложение? (С заглавной.)
– Сколько слов в первом предложении?
– Назовите первое, второе, третье, четвертое слова.
– Какое слово равно одной букве?
– Составим схему каждого предложения.
– В каком предложении два слова написаны с заглавной буквы? Почему?
– Какие предложения начинаются со слова У?
– В каком предложении меньше всего слов? Больше всего слов?
– С чем сейчас работали? (С предложением.)
6. Работа в прописи.
1. Работа над предложением (с. 27).
– Прочитайте написанное на верхней строчке.
– Каким словом заменим рисунок?
– Сколько слогов в этом слове?
– Сколько букв?
– С какой буквы пишется это слово?
– Запишем это слово рядом с рисунком – паук. Прочитайте эту строчку.
– Можно ли прочитанное назвать предложением? Почему?
– Чего не хватает? (Если испытывают затруднение: «Что нужно поставить в конце
предложения?»)
– Посмотрите на следующие предложения. О ком они?
– У кого куры?
– У кого живёт утка?
– А что сказано про паука?
– Что сказано про парту?
– Что обозначают цифры над словами?
6 – Какое слово в каждом предложении станет первым? Обозначьте его уголком.
– Как пишется первое слово в предложении?
– Сколько слов в предложении?
– Прочитайте каждое предложение после того, как поменяли слова местами.
– Какой знак стоит в конце предложения?
– Прочитайте орфографически каждое предложение.
У Риты утка. (Утка у Риты). У Тони куры. (Вслух проговариваем, а записываем только
слова, обозначенные картинкой.) У окна парта. (Парта у окна.) Тут урок. (Урок тут.)
2. Списывание предложений по выбору: кто хочет – про паука, кто хочет – про парту, а кто
про урок.
3. Самостоятельное написание заглавной У с прямой наклонной и повторение заглавных
букв (эта строчка для учащихся, испытывающих трудности при письме).
Проверка.
– Давайте проведём конкурс красоты и выберем самую красивую буквы на этой строке.
Подчеркните её.
4. Письмо под диктовку.
– Что общего у всех букв?
– На какие группы их можно разделить?
– Послушайте слова и напишите на строчке внизу букву, с которой начинается каждое
слово: Ирина, Гаврилов, Павел, Одесса, Тимофей, Руслан, Ушаков, Иванова, Рига,
Иркутск.
– Прочитайте, какие буквы получились. Сколько букв гласных? Подчеркните их красной
чёрточкой.
– Сколько букв согласных? Сколько букв, обозначающих звонкие согласные? Глухие
согласные?
Самооценка по алгоритму.
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
7 – Ты написал всё правильно или были недочёты?
– Ты записал всё сам или с помощью товарища?
– Молодец!
– Что у вас получилось лучше всего на обеих страницах?
– В чём испытали затруднения?
– В конце страницы слева нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы
справились сегодня с заданиями в прописях.
– Как оценили свою работу? Почему?
7. Работа с текстом (с. 56).
1) Чтение текста.
– Прочитайте три последних предложения про себя.
– Связаны ли они между собой по смыслу?
– Как можно назвать предложения, связанные между собой по смыслу? (Текст.)
– О чём этот текст? (У взрослых людей и животных когти и ногти, а у детей и детёнышей –
коготки и ноготки.)
– Чего не хватает нашему тексту? (Названия.)
– Давайте прочитаем текст ещё раз и придумаем название. («Про коготки и ноготки».)
– Назовите всех героев, которые упоминаются в тексте. (Тигр, котик, папа, Тоня,
Никитка.)
– Почему в некоторых словах поставили ударение? (Они длинные, состоят из трёх слогов.)
– Прочитайте только первое слово каждого предложения. Выделите его уголком.
– Сколько точек понадобилось для этого текста? Подчеркните точки двумя чертами.
– А какой ещё знак использовали для составления текста? О чём напоминает этот знак?
– Прочитайте предложение с этим знаком.
– В каком предложении есть две части? (В первом и втором.)
– В каких словах текста ударение падает на первый слог? Подчеркните ударный слог у
этих слов.
– Какие слова в тексте написаны с большой буквы? Выделите первую букву этих слов
уголком.
– Назовите ещё раз всех героев, которые упоминаются в тексте.
(Тигр, котик, папа, Тоня, Никитка.)
8 – Какое из этих слов можно заменить словами он, она, они?
– Что мы сейчас прочитали все вместе?
– Теперь все ребята в классе умеют прочитать текст. 2
2) Чтение рассказа Е. Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой». 5
а) – Как называется рассказ?
– Как вы думаете, почему его так прозвали? Кто это Тюпа?
– Рассмотрите иллюстрацию. Что он собирается сделать?
– А он большой или маленький? Почему?
– Прочитайте, кто автор рассказа.
– Евгений Чарушин не только сочинял для детей рассказы, но и сам рисовал к ним
иллюстрации. Редко бывает, чтобы писатель сам иллюстрировал свои книги.
б)
комментированием, учитель показывает, как вести диалог с автором.
Работа с текстом во время чтения. Чтение текста учителем с
Почему Тюпу прозвали Тюпой.
Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и
тюпает: «Тюптюптюптюп...» (Представили, услышали?)
Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула – Тюпа ползёт,
подкрадывается поближе и тюпает: «Тюптюптюптюп... Схвачу! Словлю! Поймаю!
Поиграю!» (Вот, оказывается, поиграть хочет и опять тюпает!)
Вот почему Тюпу прозвали Тюпой. Слышит Тюпа, ктото тоненько посвистывает.
(Интересно, а кто это может быть? Ваши предположения?)
Видит: в крыжовнике, где погуще, кормятся серенькие вертлявые пичужки – пенки, ищут,
нет ли где мошкибукашки.
Ползёт Тюпа. Уж так таится, прячется. Даже не тюпает – боится спугнуть. (Хитрый!)
Близкоблизко подполз, коготки выпустил да как прыгнет – прыг! Как схватит... Да не
схватил. (А почему? Догадались?)
Не дорос ещё Тюпа птицу ловить. (Вот, оказывается, почему!) Тюпа – ловкач неуклюжий.
в) Выявление первичного восприятия. 1
– Ловкач – это кто? А неуклюжий? Как такое может быть?
– Тюпа смешной?
– За что он получил свою кличку?
9 – Повторите, какие звуки произносит котёнок.
– А обычно котята такие звуки издают? А какие звуки?
г) Работа с текстом после чтения.
–Давайте ещё раз посмотрим на иллюстрацию.
– К какой части текста она относится?
– А может быть, ко всему тексту?
– Совпадают ли взгляды художника и автора на описание Тюпы?
– А если бы иллюстрации не было, понятно ли из текста, что автор рассказывает про
котёнка?
– Какая подсказка есть в тексте? (Близкоблизко подполз, коготки выпустил да как
прыгнет – прыг!)
10 Ι
V. Домашнее задание
(по желанию)
– Подумайте, какая ещё история могла произойти с Тюпой. Придумайте предложение про
Тюпу, чтобы оно начиналось со слова на букву У, напишите схему этого предложения.
V. Итог
– Назовите все гласные буквы, которые мы прошли. Что общего между ними?
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому ПОКА было трудновато?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы чтото исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Что нового узнали?
– Что повторили?
– Отметьте своё настроение в дневнике.
11
Обучение грамоте 1 класс Гласный звук [у], буква У, у
Обучение грамоте 1 класс Гласный звук [у], буква У, у
Обучение грамоте 1 класс Гласный звук [у], буква У, у
Обучение грамоте 1 класс Гласный звук [у], буква У, у
Обучение грамоте 1 класс Гласный звук [у], буква У, у
Обучение грамоте 1 класс Гласный звук [у], буква У, у
Обучение грамоте 1 класс Гласный звук [у], буква У, у
Обучение грамоте 1 класс Гласный звук [у], буква У, у
Обучение грамоте 1 класс Гласный звук [у], буква У, у
Обучение грамоте 1 класс Гласный звук [у], буква У, у
Обучение грамоте 1 класс Гласный звук [у], буква У, у
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.